Зверь из моря

Зверь из моря

13 глава книги Откровение

Смертельная рана исцелена

Скачать аудио-файл

13 глава книги Откровение одна из ключевых глав, раскрывающих историю земли. Как мы уже говорили, первый текст этой главы в оригинале завершает контекст 12 главы и относится к дракону.

«И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:1). В 7 главе книги пророка Даниила мы читали про животных, подобных льву, медведю, барсу (леопарду) и о звере страшном и ужасном. В данных текстах книги Откровение читаем о звере, который объединяет в себе зверей, о которых писал Даниил, а политическая основа власти упомянутых царств имела злую природу. То есть, всякая власть от Бога, но не всякая власть Им благословенна. За всеми перечисленными животными стояла сила дьявола. Вавилоняне жгли и уничтожали народ Божий. Во времена правления персов ситуация не изменилась, именно тогда Даниила бросили в львиный ров. Потом эту линию поведения подхватила Греция (мы знаем о провокационных действиях Антиоха Епифана, который хотел принести жертвенную свинью на алтарь Храма, что послужила причиной Маккавейских войн). При Римской власти христиане на протяжении трех веков уничтожались тысячами: их бросали во рвы, распинали и мучили всевозможными способами. Как писал Тертуллиан, «кровь христиан стала семенем.

Читаем дальше: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца » (Откр.13:3-5). Заметьте, то, что Даниил называет прекращением власти, книга Откровение трактует как смертельную рану, которая потом будет исцелена. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит» (Откр.6-9). В этих текстах содержится аллюзия на книгу пророка Даниила, 7 и 8 главы.

После падения Рима в 476 году указом Константина власть передана Римскому папе. Через 30 лет после падения Рима папство стало использовать политическую власть для решения споров о вере. Юстиниан был натравлен на Вест-Готов и уничтожил их. Папа обладал политической и государственной властью в Западной части Римской империи. В конце XVIII века папская власть прекратила свое существование как политическая, папа остался только главой церкви. Обо всем этом уже писал Даниил.

Интересно заметить: Священное Писание описывает историю как смену политических держав в образах животного мира, и никогда эти образы не включают в себя народ Божий. Церковь в пророческих текстах, которые мы изучили, представлена в страдательных и гонимых образах. Народ Божий никогда не одерживает победы в политическом плане. Победа сил Божьих всегда является как сверхъестественное вмешательство в процесс истории.

Что означает смертельная рана и ее исцеление? Во все века церковь пыталась определить политику Европы и активно в нее вмешивалась. В 476 году произошло падение Рима, политическая власть там уничтожена, епископ становится самым главным человеком. Благодаря этому обстоятельству возникло 2 линии христианства: папоцезаризм (западный принцип, священник выше царя, католицизм) и цезарепапизм (священник подчинен царю, восточный принцип, православие).

Константин Великий, заболев проказой, в 325 году принял крещение. Крестил его папа Сильвестр в 325 году, после чего император исцелился. По легенде, в знак благодарности Константин написал грамоту, в которой дарует епископу Рима огромные привилегии: Латеранский дворец, город Рим, Италию, все западные страны, главенство над четырьмя кафедрами: Александрийской (Египет), Антиохийской (Сирия), Иерусалимской (Израиль) и Константинопольской, над всеми христианскими церквями и над всей Вселенной. Свою резиденцию император перенес в Константинополь на том основании, что главе империи не подобает жить там, где живет глава религии.

В XIII веке выяснилось, что этот документ был фальшивым, появился он в VIII веке. Царь франков Пипим заключил союз с папой Римским, чтобы тот рукоположил Пипима в цари. Именно в тот момент «Константинов дар» впервые всплывает. Тем не менее, церковь получила политическую власть и являлась очень крупным землевладельцем.

Римский папа определял политику Западной Европы, от его воли зависело короновать или не короновать. Некоторые цари стояли зимой на коленях перед папским престолом по трое суток со своими детьми и женами, чтобы папа соблаговолил простить их и вернуть право на политическую власть. Ведь, если папа отлучал какого-либо короля от церкви, это автоматически означало, что подчиненные не обязаны слушать этого короля, его имение можно было разграбить и так далее.

К XV-XVI вв. власть церкви начала ослабевать, возникали раздоры между Италией и Францией, Италией и Германией. Первой вышла из-под контроля понтифика Англия. Но даже в этот период папство делало все, чтобы вернуть былое влияние.

В 1775 году на папский престол восходит Пий VI. Напомню, что в это время наступила эпоха Просвещения, развивалась наука и либеральные тенденции в Европе, назревала буржуазная революция, которая в конечном итоге стала причиной падения папства. Папа занимает консервативную позицию и противится всем этим новшествам. В первой же энциклике (послании, которое считается непогрешимым, с точки зрения католиков) Пий VI осудил философские взгляды эпохи Просвещения, сообщив, что все это от дьявола. После чего стал активно бороться с носителями этих идей, особенно с французской частью церкви, где многие кардиналы поддерживали прогрессивные идеи. Возник конфликт между Римом и Парижем.

В этот момент Австрия выступила оппонентом Франции, и в этом австрийцы получили папскую поддержку. После этого Наполеон Бонапарт разгромил Австрию и вторгся в Италию, лишив Римского папу подконтрольных областей. 15 февраля 1798 года армия французов захватила Рим, отменила там феодальный режим, провозгласив Республику, а папа был полностью лишен светской власти: были отняты все регалии политического руководителя, земли и дворцы. Папские телохранители и гвардия были разоружены и распущены, а Пий VI отправлен в крепость Валансе и спустя 6 месяцев там скончался.

После этого избирались новые папы, но они не обладали политической властью и реальным влиянием в мире. Это была смертельная рана.

Однако в 1870 году была подтверждена непогрешимость папы.

В 1922 году папой Римским был избран Пий XI, который, будучи архиепископом Милана, поддерживал дружеские отношения с Бенито Муссолини, руководителем фашистской партии Италии. Этот факт уже говорил о том, в каком направлении папа будет двигаться в своей политике.

В октябре 1926 года происходит вооруженный переворот с Италии, страна становится фашистской. Папство, безумно боявшееся победы коммунизма в Европе, поддерживало режим Муссолини, как консервативный режим, настаивающий на жестком соблюдении закона (в отличие от либерализма с размытыми границами ценностей). Пий XI издал энциклику под названием «Мир Христа и царствие Христа», в которой описана суть католической политики и цель папства, а именно: «Папа должен объединить человечество под духовным и моральным господством церкви Рима. Абсолютная моральная и идеологическая власть папы над церковью, в то время как политика в обществе принадлежит консервативной светской власти. Государство должно предоставить церкви полную свободу для рехристианизации общества (вернуть к жестким порядкам и устоям). Церковь должна поддерживать государство в деле поддержания порядка».

С конца XVII в. по 1929 год папского государства не существовало. 14 февраля 1929 года между правительством фашистской Италии и святым престолом были заключены Латеранские соглашения, которые действуют до сих пор. По ним за папой признана власть над городом-государством Ватикан, над папскими областями. Папе возвращена швейцарская гвардия. Италия и Ватикан обмениваются послами.

Государство Ватикан обладает Конституцией, небольшой армией, полицией, фондом, банком, гербом: на красном щите два ключа и папская тиара с тремя уровнями корон. Это ключ от Рима и ключ от рая (по толкованию католиков). По преданию, это те самые ключи, которые Петр получил от Христа. Папская тиара используется с I половины XIV века. Трехуровневая корона символизирует уровни папских полномочий: духовную власть над всем миром, временную власть в мире и верховенство над всеми христианскими правителями. Позже появилось иное толкование: папа является отцом церкви, земным правителем и наместником Христа. То есть, в 1929 году восстанавливается государство Ватикан, рана исцелена. С этого момента начинается постепенное возрастание авторитета папства. Между ранением и исцелением прошел 131 год.

В 1933 году Ватикан подписал конкордат с фашистской партией Германии.

В 1939 году, после смерти Пия XI на папский престол восходит Пий XII, хорошо знакомый с Гитлером, в течение 12 лет живший в Германии. Папа был очень лоялен к немцам, и они занимали некоторые должности даже в Ватикане.

1 сентября 1941 года, когда уже велись активные боевые действия, Италия, Англия и Франция обратились к Римскому папе с просьбой объявить Германию агрессором, но получили отказ. Папа сказал, что он не вмешивается в эту ситуацию. Впоследствии за этот поступок Иоанн Павел II многократно выражал покаяние перед иудеями. Во время Второй Мировой войны католическая церковь не делала ничего, чтобы предотвратить холокост, а в некоторых случаях даже поддерживала фашистский режим.

Приведу несколько цитат из мемуаров Шелленберга, руководителя службы безопасности СС. «У Гиммлера (руководителя СС) было лучшее и крупнейшее собрание книг об ордене Иезуитов, которое было в Германии. Годами он изучал их по ночам, эту обширную литературу, поэтому организацию СС он построил по принципам ордена Иезуитов. При этом он опирался на устав ордена и труды Игнатия Лойолы (основателя католического ордена Иезуитов). Высшим законом было абсолютное послушание и беспрекословное выполнение любого приказа. Сам Гиммлер, как рейхсфюрер СС, был генералом ордена Иезуитов и структура руководства походила на структуру руководства католической церкви. Например, Гитлер говорил о Гиммлере: “Я вижу в нем нашего Игнатия Лойолу”».

Многие люди, занимавшие ключевые посты в Германии были ревностными католиками или выражали огромное уважение католической церкви (Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Шелленберг). Франц фон Папен, известный немецкий политик и дипломат, ревностный католик, рыцарь Мальтийского ордена, писал: «Третий Рейх – это первая держава в мире, которая воплощает в себе принципы папства».

Впоследствии крупные политики разных стран (не исключая и СССР), сами, возможно, не будучи католиками, встречались с папой Римским на равных. Никакие решения не могли быть приняты, если папа их не утвердил.

Если бы понтифик не выступал неким мировым арбитром в политике, такие встречи не происходили бы. Сегодня авторитет папской курии чрезвычайно высок.

Понимая, что мы живем во время последних событий на земле, знать о сроках нам не дано. Последующие события могут произойти одно за другим, но между ними может быть и большой временной интервал.

Изучайте Писание, будьте внимательны к своей жизни, читайте новости, осознавая, что в истории всегда существует небесная часть, Бог участвует в этом процессе и контролирует его. Как бы люди ни пытались сопротивляться или игнорировать такое положение вещей, это коснется каждого человека. У каждого есть выбор. Пусть Господь благословит нас сделать выбор в Его пользу. Аминь!

Константин Чумаков

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА (АПОКАЛИПСИС)
13 (22)

13
1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. 3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? 5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. 8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.
11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. 12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. 14 И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. 15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. 16 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. 18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Откр. 13, 1. Обычно эти слова употребляются пророками, когда они хотят изобразить какое-то огромное, всемирное событие. Человек, стоящий на берегу моря, стоит как бы на берегу бездны, откуда приходят все темные волны, откуда приходят сатанинские силы (море в иудейской и христианской апокалиптике было символом богоборческих начал).

Что означает зверь, выходящий из моря? Мы помним, что в книге пророка Даниила звери символизируют империи, которым противостоит Царство Сына Человеческого, Христа. Человеческие империи имеют звериный, хищный облик. Не нужно думать, что это изображение произвольно. Апостол говорит, что этот зверь имеет ноги медведя, сам подобен барсу, пасть у него, как у льва и т.д., то есть рисует монстра, но не для устрашения, а для того, чтобы показать, что в этом новом звере, выходящем из бездны, соединяются черты тех чудовищ, которые олицетворяли халдейскую, мидийскую и эллинистическую империи. Медведь изображал у пророка Даниила персидскую империю, барс — халдейскую и т.д. Это значит, что новый зверь, новая мировая империя включает в себя свойства всех предыдущих, а под ней разумеется Рим, Римская империя с семью головами и десятью рогами. Это прозрачные намеки, хотя совершенно точно мы их определить не можем. Рим стоял на семи холмах, и ряд императоров, прошедший до времени написания Апокалипсиса, тоже подходит под эти числа: десять или семь, в зависимости от начала отсчета. Так или иначе, перед нами Римская империя, и в дальнейших стихах Апокалипсиса это будет подтверждаться: великий город, который называют Вавилоном, и т.д.

Надо сказать, что Римская империя первого столетия, когда был написан Апокалипсис, была государством, где торжествовало поклонение человекобогу, поклонение гению императора. Это было страшное явление, потому что императора приветствовали не просто исступленная чернь или алчные солдаты, но и выдающиеся писатели, поэты — бывший республиканец Вергилий, тонкий, нежно чувствующий Гораций — все они провозглашали Августа богом. Мы знаем, какие чудовищные претензии на божественые прерогативы выдвигал потом император Гай Калигула.

Всем понятно то, что рассказывается о Нероне у Тацита. Кто не читал Тацита, но читал «Камо грядеши» Сенкевича, тот помнит всю эту картину: «божественный» император во главе гигантской империи, которая порабощает множество народов.

Автор Апокалипсиса не называет здесь имени Рима, потому что ему важно другое: Рим является прообразом антихристова царства, прообразом царства, которое действует в направлении, противоположном Царству Божию. Это то, что блаженный Августин называл «Градом земным», градом противобожеским, градом, где все высшие христианские ценности вывернуты наизнанку. И мы увидим, что лжепророк, который руководит душами этого царства, подобен АгнцуХристу (у него рога, как у Агнца). Это как бы карикатура-гротеск на Агнца, закланного в начале мира (см. первые главы Апокалипсиса), это тень Христа, пародия на Него.

Откр. 13, 3-4. «И давалась вся земля,следя за зверем; а поклонилась дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему?» У нас обычно совсем другие представления о земной славе. Нам кажется, что земная слава уже означает благоволение Божие, что если государство торжествует и империя побеждает — значит, земля «в Боге». Апокалипсис говорит об обратном. Торжество мировой империи, которая говорит о себе гордо и богохульно — это торжество сатанинских, антихристовых сил истории, но не правды Божией: на царских коронах на головах зверя — имена богохульные. В историческом плане это, конечно.титулы императора, «божественные» титулы, которые сами по себе были кощунством, начиная с первых титулов Августа (само слово «август», или «сибастрис» по-гречески, значит «священный», «дающий благословение»).

«И дана ему власть действовать сорок два месяца». Это срок, заимствованный опять-таки из апокалиптических чисел иудейской эсхатологии, апокрифов и из книги Даниила. Все варианты этого числа в общем сводятся к тому, чтобы показать, что есть некое время гонения: три с половиной года или тысяча двести шестьдесят с чем-то дней — это все одно и то же, это время антихристова гонения.

Есть вторая особенность этого царства: ему дано побеждать правду. Когда люди говорят: где же Божья правда? — Апокалипсис отвечает: «и даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно… и дано было ему вести войну со святыми и победить их» (13, 5-7). «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем». Торжество сил зла, как всякая историческая реальность, неизбежно, потому что в основе мира заложено некое злое состояние, и какой-то апокалиптический промежуток времени эти силы торжествуют. Однако подчеркивается, что поклонились ему те, имена которых не записаны в книге жизни у Агнца (вспомните у Генриха Белля людей, не принимающих причастие буйвола и принимающих причастие Агнца). Значит, есть люди, которые не склоняют колен перед империей. В данном случае имеется в виду империя не как историческое и политическое начало, а как антихристово начало, подавляющее, уничтожающее, уродующее человеческий дух, говорящее гордо и богохульно. Люди, принявшие, говоря словами Белля, причастие Агнца, остаются, а царство зверя гибнет среди развалин, потому что оно в самом себе несет зло; поэтому здесь говорится о необходимости «терпения веры святых», так как зло, рождая зло, в конце концов в этом же зле находит свою погибель.

Второй зверь не выходит из моря, а исходит из земли. Крайне узкое, историческое толкование этого места сводится к следующему: лжепророк, которого изображает здесь апостол, был каким-то конкретным историческим лицом и жил в стране, далекой от моря, поэтому и подчеркивается, что он не вышел из моря. А первый зверь, который вышел из моря, — это относится к римской империи, к Италии, окруженной морями. Может быть, что-то в этом есть истинное, но если вглядеться вглубь, в прототип древне римской, вернее даже ветхозаветной символики, то можно убедиться, что хаотические, стихийные темные силы постоянно символизировались в виде подобной пары; море олицетворял Левиафан, а сушу — Бегемот. Левиафан был мужским началом хаоса, а Бегемот — женским. Слово «бегемот», которое потом перенесли совершенно незаслуженно на гиппопотама, обозначало демона, чудовище. Окончание этого слова женского рода. Бегемот — это чудовищная самка Левиафана, вторая половина хаоса.

Недаром Булгаков для одного из своих персонажей взял имя Бегемот, имея в виду совсем не гиппопотама, а демона, беса.

Эти образы восходят к глубочайшей древности, еще добиблейской, довавилонской, это архаические прототипы тех представлений о космосе, связанных с тогдашней космографией, которые были у шумеров или у их предков: в бездне был «он» и была «она». Эти существа назывались по-разному, и представление о них перешло впоследствии во все древние цивилизации. Демон моря, демон суши — оба они демоны, и Библия использует их имена для обозначения сатанинских сил, и Апокалипсис использует их свободно и постоянно.

Лжепророк, как полагают толкователи, имел свой реально-исторический прообраз. В то время в Малой Азии кто-то проповедовал какую-то антихристианскую религию. Это был период очень бурных религиозных и философских брожений, время появления гностицизма, время проповеди известного Симона Волхва. Письменное наследие этого времени довольно скудно и определить, кто дал точку отсчета, с кого начинается образ лжепророка, было бы произвольным гаданием, хотя некоторые гипотезы обладают долей вероятности. Важно, что это пародия на Христа, ибо антихрист является тоже как бы Агнцем, он творит чудеса, он как бы посланник, но — Зверя, сатаны, антихриста и антихристовой империи. И он заставляет людей поклоняться этому образу.

Интересно, что всякий лжепророк и всякий вождь, одушевленный темными стихиями, старается найти каких-то своих предшественников, найти образ, который как-то освящал бы его собственное появление исторически. И Гитлер искал образы в прошлом, в германской мифологии, хотел научить людей поклоняться некоторым демоническим существам, которым он приносил человеческие жертвы и считал, что совершаемые им убийства — это вовсе не политическая акция, а акция литургическая, это совершение некоторого священнодействия, жертвоприношение высшим богам. И когда император Август возвеличил свою персону, он начал с того, что обоготворил Юлия Цезаря, своего названного отца, и заставлял приносить жертвы его изображениям, возжигать ладан и т.д. Так же поступал и Антоний, так же поступали и многие другие, во все времена. Значит, речь идет об уловках антихриста, который, являясь на земле среди людей, выдает себя за проекцию чего-то высшего, потому что ушедший, умерший человек, человек прошлого, всегда получает некий ореол, и его культ создать легче, чем культ того, кто ныне жив.

По широко распространенному толкованию, рана, которую получила одна из голов, это рана, нанесенная одному из императоров. В те времена по всему Востоку ходило поверие, что Нерон не убит, а только ранен и скоро появится. И этот прокатившийся по многим странам страшный слух о вновь возвращающемся Нероне стал как бы символом для того, чтобы показать возможность рецидивов зла. Зло восстанавливается; многоголовая империя являет образ гидры из античной мифологии, которая, будучи сраженной, все равно продолжает жить. Многие считали, что Нерон возродился в лице императора Домициана, во времена которого, по широко распространенному мнению, писался Апокалипсис.

Имя лжепророка, который действует во имя зверя, — человеческое имя. Тут так и сказано: число его — «число человеческое», что обозначает какое-то человеческое имя. Вы знаете, что числа и буквы имели в древности некоторое соответствие, так же как в славянском языке каждая буква имела цифровое значение. Богословы предположили, что поскольку Апокалипсис написан человеком, который мыслит семитически, надо брать арамейское или древнееврейское слово. И первая же попытка дала результат: были написаны еврейскими буквами слова «кесарь» и «Нерон», и когда подсчитали числовое значение каждой буквы, сумма дала шестьсот шестьдесят шесть. Больше того, у Иринея Лионского, писавшего в конце II века, есть ссылка на Апокалипсис, где дается другое число — шестьсот шестнадцать (очевидно, в разных рукописях было расхождение), что соответствует другому написанию: «кесарь Неро». Неро — это латинская форма имени Нерон. Более удачного толкования до сих пор не найдено. Такое удивительное совпадение с образом императора, обожествлявшего себя, — убийцы, тирана, безумца, преступника — более всего подходит к образу антихристову.

Я не хочу здесь сказать, что для апостола антихрист был тождествен историческому Нерону. Исторический Нерон был для него здесь, так же как и во всех остальных реальных соответствиях, лишь отправной точкой. Приведу очень приблизительную аналогию. У многих поэтов, хотя бы у Пастернака, за каждым стихотворением кроются совершенно точные реалии: интерьеры комнат, обстоятельства каких-то даже мелких событий. Иногда критики, толкователи начинают громоздить какие-то фантастические предположения, а на самом деле — просто все действительно было так, как написано. Отправной точкой для поэтов и мыслителей, и для пророков также, становятся исторические земные реалии, окружающие их. Они из них черпают материал для того, чтобы создать грандиозные картины, подобные мифам, Мифам с большой буквы, картины того, что происходило, происходит и будет происходить в истории.

Образ красного дракона, многоголового зверя, увенчанного диадемой, которому дана власть вести войну со святыми и победить их, кем восхищается вся земля и восклицает: «Кто подобен зверю сему!», в наше время, по-моему, не вызывает никаких сомнений. Много раз человечество видело подобное. Конечно, мы не хотели бы, чтобы оно увидело это снова, но, боюсь, что оно еще увидет такое… Самое же главное, что подобного рода триумфаторы, победители, вызывающие восхищение у всего мира, даны у апостола как слуги, носители антихристова духа, как воплощающие тенденцию, враждебную потоку, идущему к Царствию Божию.

Начертание Агнца — это крест, знак причастия человека к Церкви, а поскольку перед нами лжепророк, пародия на Церковь, антицерковь, у него должно быть свое начертание, знак его принадлежности. Некоторые толкователи считают, что этот знак следует связать с портретами. Я думаю, что нет смысла искать портретных соответствий, хотя вообще историки это делают, и не без успеха: ищут и находят императорские печати, где есть изображение императора и кощунственные надписи, например, «бог» или что-нибудь в этом духе. Эти печати ставились на документах, без которых нельзя было ничего продавать, — это бытовая подробность древнего мира. Но нам важно другое: печать эта не на правую руку, она в душу кладется, вот что самое основное.

Далее, человек, который отдает свою душу антихристу, он отдает ее не просто так, а за мирские блага. Люди получают определенные привилегии — могут, скажем, продавать, покупать и т.д. Как известно, «причастие буйвола» давало какие-то преимущества во все времена, а детали здесь не имеют значения. Они служат прообразом — монеты, деньги… Иудеи с возмущением смотрели на монеты, на которых был портрет императора, это считалось кощунством, а ведь без этих монет они не могли ничего купить. Динарий кесаря — ходовая монета, отсюда и начинается этот образ: нельзя ни купить, ни продать без того, чтобы не взять в руки эту гадость.

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА (АПОКАЛИПСИС)
13 (22)

Шкура в леопардовых пятнах отличает Зверя из моря от красного Дракона Апокалипсиса в буквалистски аккуратных иллюстрациях «Откровения»

Зверь, вы́шедший из мо́ря(Первый зверь) — один из зверей Апокалипсиса (Откр. 13:1-2).

Согласно библейскому рассказу, вместе с Зверем, вышедшем из земли (Вторым зверем), был показан в видении апостолу Иоанну.

Действиям Первого и Второго зверей целиком посвящена 13-я глава книги Откровения. В ней Иоанн видит Зверя, поднимающегося из моря, одна из его голов смертельно ранена, но она исцеляется. Дракон Апокалипсиса отдает Зверю свою власть, которая длится 42 месяца. Люди поклоняются Зверю, позже появляется второй Зверь, из земли, который действует от лица первого зверя и создает его изображение (образ), которому люди поклоняются и от которого они позже получают Печать Антихриста.

В следующей, 14-й главе Первый зверь снова упоминается в таком контексте: появляются три ангела с пророчествами о конце света, и третий из них проклинает тех, кто поклонился образу Зверя из моря, они будут «пить вино ярости Божией». В нескольких последующих главах продолжают упоминаться не сам Зверь, а те, кто ему поклоняется. В 16-й главе один из ангелов-мстителей выливает одну из 7 чаш гнева Божьего (пятую) на престол Зверя, отчего его царство покрывает тьма. В той же главе из уст Зверя из моря, Зверя из земли (лжепророка) и Красного дракона выходят нечистые духи, похожие на жаб.

Как указывают некоторые ученые, большинство христиан, живших в ранние и средние века, считали зверем, вышедшим из моря, Римскую империю.

Современный исследователь Библии Фрэнсис Найджел Ли(англ.) приводит список из более чем ста имён, куда включены, в частности, Ириней Лионский (202), Блаженный Августин (430), Беда Достопочтенный (735), Иоахим Флорский (1202), Джон Фокс (1587) и другие, которые считали, что зверь, подобный барсу, — это Антихрист.

При описании Зверя автор книги использует выражения, восходящие к книге пророка Даниила, где описываются четыре больших зверя, вышедших из моря, непохожих один на другого (Дан. 7:3): первый — как лев … (Дан. 7:4), второй, похожий на медведя (Дан. 7:5), … ещё зверь, как барс … и четыре головы были у зверя сего (Дан. 7:6), … зверь четвёртый, страшный и ужасный и весьма сильный; … и десять рогов было у него (Дан. 7:7). У Зверя есть признаки всех четырёх зверей: пасть льва, ноги медведя, туловище барса и 10 рогов четвёртого зверя из книги Даниила.

Таким образом, если опираться на ветхозаветный текст, зверь, вышедший из моря, по мнению некоторых ученых, имел 1 голову и пасть льва, 1 голову и ноги медведя, 4 головы и туловище барса и одну голову четвёртого зверя, на которой находились 10 рогов. Объединяя в себе признаки четырёх животных, зверь, вышедший из моря, по своей сути напоминает истукана, увиденного Навуходоносором во сне и символизировавшего будущую историю всех мировых государств (Дан. 2: 31-45).

В 17-й главе книги Откровения изображена Вавилонская блудница, сидящая на звере, у которого тоже 7 голов и 10 рогов, однако он багряного (красного) цвета и все тело его покрыто богохульными именами (а у зверя из моря имена были только на головах). Однако в популярных толкованиях они часто смешиваются, и толкование голов багряного зверя относят к головам зверя из моря.

Ангел поясняет Иоанну значение голов этого зверя: «… …» (Откр. 17:9—11).

Из этих стихов видно, что апостолу Иоанну показано видение во время шестого царя, когда пять царей уже пали, а седьмой ещё не пришёл.

Семь голов суть семь гор, … и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришел, и когда придёт, не долго ему быть. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *