Звенигород успенский собор

Звенигород успенский собор

Есть в Подмосковье удивительный храм. Он расположен на окраине древнего города Звенигорода, на высоком холме на берегу Москвы-реки.

Это знаменитый Собор Успения Божией Матери на Городке. Его уникальность в том, что являясь одним из древнейших храмов Подмосковья, он прекрасно сохранился до наших дней в почти первозданном виде. Построенный в конце XIV века этот белокаменный храм весь устремлен вверх. Неизвестные зодчие Успенского Собора нашли удивительно верные пропорции, во всем соблюли чувство меры, что отличает истинное произведение искусства.

Этот храм, как и церковь Покрова на Нерли, «не только самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства» (И.Грабарь), на близком расстоянии кажется значительно выше, чем он есть на самом деле. И в этом особенный замысел древних зодчих, определивший всю архитектурную композицию храма.

Выстроенный на средства звенигородского князя Юрия Дмитриевича, в XIV-XV веках он служил главным храмом удельного Звенигородского княжества.

Отдельно стоящая звонница построена значительно позже — в начале XIX века.

Первоначально стены этого четырёхстолпного одноглавого белокаменного храма, заканчивались закомарами, которые в дальнейшем срубили. Соответственно, и кровля была не четырехскатной, как сейчас, а позакомарной, и кроме того, между закомарами и главой располагались кокошники.

Но даже в нынешнем своем упрощенном виде храм невероятно красив. На стенах и верхней части барабана расположен пояс орнаментальной белокаменной резьбы, прекрасно сохранившийся до наших дней.

И все же годы и века берут свое и, несмотря на неплохую сохранность, храму требуется серьезная реставрация.

Нас пригласили на его реставрацию в 2009 году. Проект разрабатывают специалисты ЦНРПМ (Гл.архитектор Калугина И.В.).

Особых сложностей при проведении реставрации мы не встретили, — нам приходилось иметь дело и с гораздо более «тяжелыми» случаями, — так, например, с 2005 года мы реставрируем храм Антипия Пергамского на Колымажном дворе (г.Москва), он более молодой — XVI век, — чем Успенский Собор, но сохранился намного хуже, и работа там значительно сложнее, а при реставрации Иоанно-Предтеченского женского монастыря — он еще моложе — XIX век, — башни-колокольни пришлось восстанавливать буквально из руин.

Итак, из дуба были воссозданы оконные заполнения барабана, а во внутреннем объеме храма — смонтированы леса с выносной площадкой на уровне связей для работы художников-реставраторов, приступивших к расчистке сохранившихся росписей начала XV века.

В следующем году началась реставрация западного фасада. Здесь больше всего пришлось повозиться с белокаменными капителями. Изначально они были выполнены из отдельных блоков, скрепленных между собой металлическими скобами, которые со временем коррозировали и перестали выполнять свою функцию. Кроме того, на капителях отсутствовали окрытия, что еще больше ухудшило ситуацию — блоки разошлись по швам и «расползлись». При восстановлении капителей блоки были демонтированы, расчищены, докомпонованы и установлены на место с укреплением полосой из нержавеющей стали. Сверху установлены медные окрытия.

При реставрации барабана основные разрушения (глубиной до 150 мм) были выявлены на оконных откосах. Делать белокаменные вставки, т.е. вычинять старый — «родной» белый камень и менять его на новый, мы не стали. Решили восстанавливать эти участки поэтапно, слой за слоем, специальным реставрационным докомпоновочным составом для белого камня.

Кроме того, без применения химических реактивов, смывок и растворителей, — вручную, — была произведена расчистка белокаменной поверхности барабана, поверху украшенного резьбой.

Медную «юбку» главы заменили на новую — с другой конфигурацией — для лучшей защиты от атмосферных осадков и лучшего визуального восприятия резного пояса верхней части барабана.

После этого поверхность барабана огрунтовали и покрыли специальной защитной краской для белого камня. На окнах установили медные отливы.

На западном портале пришлось очень серьезно поработать с архитектурными элементами из белого камня. Его базы, капители и резьба были отреставрированы методом «послойных домазок», а полностью утраченные «грифы» — восстановлены по сохранившимся элементам и рисункам методом воссоздания лепного декора (модель — форма — отливка) и установлены на место.

Кровля храма сейчас в удовлетворительном состоянии. Пока ее просто очистили от старых покрасочных слоев и загрязнений и окрасили в зеленый цвет, однако дальнейшем планируется все-таки выполнить кровлю из меди.

Должно ему повезти и на этот раз.

Храм был закрыт в 1930 г., однако сразу после окончания Великой Отечественной войны он был передан верующим, и начиная с апреля 1946 года в нем регулярно велись богослужения. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.

Ремонт, производившийся на рубеже XX — XXI веков внес ряд искажений в памятник: упрощены основания лопаток и порталы, установлены двери, не гармонирующие с обликом здания. У востоку от собора в 2000-х гг. построена новая церковь в эклектичных формах.

Возможно, у государства найдется необходимая (не такая уж и большая) сумма, а может, появятся частные спонсоры (такое тоже иногда случается), а может неравнодушные люди, каждый, по капельке, по копеечке перечислят, и наберется столько, сколько нужно, чтобы этот прекрасный памятник раннемосковского зодчества сохранялся и дальше, и радовал, и восхищал наших потомков.

Ну просто не может быть, чтобы он остался без реставрации и разрушался!

В любом случае свою работу мы должны довести до конца.

Община Подворья Саввино-Сторожевского мужского монастыря Храм Успения Божией Матери на Городке собирает средства на продолжение в 2011 году реставрационных работ на южном и северном фасадах храма, являющегося уникальным памятником истории и культуры XIV века, и будет признательна всем, оказавшим посильную помощь
Реквизиты для внесения пожертвований:
р/с 40703810103720140531 в Одинцовском филиале Банка «Возрождение»
БИК 044525181
к/с 30101810900000000181 в ОПЕРУ МГУТУ Банка России
ИНН юридического лица 5015005628
Наименование получателя Подворье Саввино-Сторожевского мужского монастыря Храм Успения Божией Матери на Городке в Звенигородском филиале Банка «Возрождение» (ОАО)
Банк получателя Банка «Возрождение» (ОАО) г.Москва
Назначение: пожертвование на ремонтные работы

* при подготовке материала использованы фотографии из фотоврхива ИИМК РАН, (O.483.33, O.483.35)

День почитания-13 сентября, 16 декабря

Молятся о укреплении веры, смирении, аскетического делания, благочестии, хранения девственности, при болезнях для исцеления.

Чудотворец Савва с самого детства был набожным и любил Иисуса Христа. Взрослея, он принял решение и направился к Сергию Радонежскому для пострига в монахи.

Став иноком преподобный Савва стремился попасть в рай, в стремлении угодить Богу, он совершал благочестивые поступки и боролся с искушениями. Монах Савва казался не особо мудрым, хотя на самом деле в мудрости он превосходил многих. Он первый приходил в церковь и последним уходил. Во время служб, инок мог расчувствоваться и заплакать, что очень умиляло других иноков. Иногда он даже мог зареветь, и настоятели прославляли его в качестве Благодетеля Бога.

Из-за своих мудрых советов и своей духовности святой Савва пользовался уважением в коллективе. Благодаря этому его назначили духовником братии. Позже его попросили временно заменить игумена Троицкой обители.

Своими богоугодными делами, Савва заработал себе хорошую репутацию и уважение князей. Князь Георгий Дмитриевич был очень набожным человеком. Однажды он пришел к Савве в монастырь преподобного Сергия и попросил того построить на его землях обитель. Савва согласился на предложение и покинул монастырь святого Сергия и разместился на пустынной горе Стороже. Гора находилась вверху Москвы — реки, неподалеку от города Звенигорода, приблизительно в 50 км от столицы Москвы. Эту гору он выбрал для основания монастыря. Многое ему пришлось вытерпеть на этой горе. Он был одинок, он переживал холода и жару. Но недолго он пробыл один. Слава о преподобном Савве разнеслось на многие километры и с каждой стороны к нему шли люди и монахи. Они хотели видеть Савву своим настоятелем в духовной жизни. Преподобный никому не мог отказать и наравне со всеми выполнял любую и даже самую сложную работу. Своим трудом он пытался привить всем любовь к труду и истребить лень, которая есть одним из главных пороков всего человечества.

Узнав об этом, набожный князь Георгий Дмитриевич выделил деньги для постройки храма. Преподобный Савва соорудил храм в честь великого Рождения Богородицы и основал прекрасную и удобную обитель для монахов. Савва стал прекрасным настоятелем, люди шли к нему за советами и помощью и не одному он не отказывал, еще больше укрепляя их веру.
Жизнь преподобного Саввы складывалась из богоугодных дел, и за это Господь одарил его даром предсказания. Во время войны против булгар в 1399 году, брат князя Георгия велел ему идти на сражение. Перед выходом, князь Георгий пришел к старцу за благословением. Савва принял его в своей обители и выслушал. Помолившись, преподобный дал благословение и предсказал князю победу над недругом.

Князь послушав старца, принял войско и чувствуя, что Господь не оставит его и поможет, двинулся в путь. Три месяца велись сражения с врагами, и во всех боях Георгий одержал победу. После своего возвращения, князь Георгий тут же помчался в монастырь Саввы и долго благодарственно молился Господу. Он молился молитвами преподобного и благодарил за победу и сохраненные жизни.
В глубокой старости преподобного одолела болезнь. Предчувствую свой уход, он собрал всех иноков и долго с ними беседовал. Он учил их праведности и благочестивым поступкам. Он рассказывал, как важно поститься, как важно укреплять свою веру молитвами и оставлять свое мирское тело в чистоте и непорочности. После, он выбрал одного из своих послушников и назначил вместо себя игуменом монастыря. Остальным велел проявлять послушание и покорность.

Дав свои последние наставления, он покинул этот мир, это было 3 декабря.

О том, что преподобный Савва покинул этот мир, тут же узнали все.

На похороны пришли и простые прихожане, и много монахов с других монастырей, пришли и знатные семьи. После надгробного пения он был похоронен в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам и построил.

По сей день его нетленные, чудотворные мощи даруют исцеления и помощь нуждающимся. Впервые чудотворные мощи преподобного Саввы обрели 1 февраля 1652 года. Второй раз это состоялось 23 августа 1998 года. В 1847 году построили новый покров, и 30 июля празднуется перенесение чудотворных мощей Саввы туда, где и находятся по сей день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *