Золоченое покрытие иконы

Золоченое покрытие иконы

Ход работы золочения на полимент

1. Подготовка поверхности левкаса. Намочить пробку и затереть все царапины на левкасе. В некоторых случаях это можно сделать и влажной рукой, но недопустимо попадание много влаги на левкас, т.к. он может потрескаться при высыхании. Затем отшлифовать поверхность наждачной бумагой №800-1000.

§ Не доводить шлифовку левкаса до глянца – при полировке золота может отслоиться полимент.

2. Приготовление клея. Клей сделать 1,5-3%-й: 2-4г желатина на 110мл воды:

в баночку объемом 90мл насыпать столько желатина, чтобы он закрывал дно тонким слоем, залить прохладной кипяченой водой до горлышка и оставить для набухания на 30-40минут. Затем на «водяной бане» нагреть клей до полного растворения желатина и хорошо размешать кистью из щетины.

§ Не кипятить!

3. Приготовление полимента. Небольшое количество полимента развести этим горячим клеем до консистенции густой акварели. Раствор тщательно перемешать кистью или пальцем – он должен быть однородным, без комочков.

§ Состава полимента должно хватить на всю работу!

4. Нанесение полимента. В процессе работы полимент должен быть тёплым (можно его подогревать, поставив на «водяную баню»). Наносить приготовленный полимент на левкас тонкими слоями без затеков и пропусков. Просушивать каждый слой. При высыхании поверхность полимента становится матовой. Периодически, через 2-3 слоя, поверхность можно полировать сначала ватным тампоном, затем – наждачной бумагой №1000-1500.

§ если на тампоне остаются следы полимента, значит, клей недостаточно крепок.

Закончить нанесение полимента, когда его цвет будет максимально насыщен. Теперь его нужно отполировать.

5. Полировка полимента. Сначала поверхность полимента обрабатывается наждачной бумагой №1200, №1500, №2000, затем войлоком или грубым сукном (можно использовать кусочек валенка), а в конце работы довести поверхность до блеска фетром.

Примечания:

§ когда нимб и фон золотые, то на нимбе слой полимента желательно накладывать потолще;

§ до начала золотильных работ желательно стереть полимент, попавший на места, не предназначенные для золочения. Снять его можно влажной ваткой, накрученной на черенок кисти;

§ поверхность, покрытая полиментом, должна быть ровной, гладкой и равномерно блестеть.

6. Нанесение золота. Чтобы определить, достаточно ли в полименте клея, нужно положить контрольный кусочек золота на второстепенный участок иконы. Для этого нарезать лист золота на отмеренные по размеру кусочки, один из них взять на лапку. Взять лапку с золотом в одну руку, а в другую руку – кисть, смоченную водкой. Обильно налить на поверхность полимента водку и быстро положить золото на этот участок. Золото должно как бы «соскакивать» с лапки.

Примечания:

§ баночку с водкой и клеем держать все время накрытой крышкой, т.к. водка быстро испаряется;

§ следить, чтобы на участке, где налита водка, не появлялись сухие пятна, а излишки водки не заливались на золото. Подождать около 5 минут, если в помещении тепло; если влажно и холодно, то подольше. Когда морщинки на золоте начнут разглаживаться и станут тонкими, ватным тампоном слегка притамповать золото перпендикулярно к поверхности.

Если образовался под золотом большой пузырь, то его нужно сразу проколоть иглой, если маленький – можно осторожно выдуть его или прижать ватным тампоном. Делать это нужно быстро и аккуратно, чтобы не сдвинуть золото.

Через 5-10 минут протереть поверхность золота тугим ватным тампоном.

§ Если золото сходит с поверхности, то нужно добавить в водку несколько капель клея и снова проверить – положить ещё один контрольный кусочек.

§ Если золото приклеивается сразу, и складки не расправляются,- значит, клей слишком крепкий. Для исправления можно: 1. Притамповывать быстрее, не выжидая 5 минут или

2 вариант.

Немного развести полимент кипячёной водой и покрыть этим составом всю поверхность, затем заново отполировать.

Если качество золочения удовлетворительно, то продолжать золотить. Взять на лапку другой кусочек золота. Налить водку до края предыдущего листка, положить листок с небольшим нахлёстом. Дальше действовать как выше описано.

§ Учитывать при притамповывании, что места нахлеста листков сохнут дольше, и полировать эти места нужно чуть позже, чем листок.

§ На нимбе листки можно накладывать друг за другом – «чешуей» или в шахматном порядке. Полировать в том же порядке. Можно золотить поля с лузгой, начиная с нижнего поля. Затем, поднимаясь вверх, позолотить нимб, и от нимба спуститься вниз, позолотив весь средник.

§ На больших иконах удобно класть золото по целому листку.

§ Для золочения мелких деталей лист золота предварительно выкладывается на золотильную подушечку, на которой он разрезается на кусочки нужной величины.

§ Нарезая золото, держать нож под углом, чтобы не порезать подушечку.

§ Переносится золото при помощи лапки.

§ Сухой волос лапки не возьмет золота, оно льнет к маслянистым поверхностям, поэтому перед работой нужно смазать маслом тыльную сторону левой руки или стеклянной колбы и во время работы легко проводить по ней лапкой.

§ На образовавшиеся дырочки в золоте положить заплатки. Для этого:

1. Добавить в водку чуть-чуть клея.

2. Вырезать заплатку размером больше, чем сама дырочка,

3.Дырочку смазать тонкой кистью №3, не заходя на золото, и приклеить заплатку.

Примечания.

§ при появлении желтых пятен на золоте от водки или клея, увлажнить дыханием и протереть ваткой;

§ жёсткие швы получаются из-за большого количества клея;

§ ватный тампон должен быть абсолютно сухой,

§ притамповывать нужно вовремя: если рано – золото рвется, поздно – не приклеится; притамповывать с небольшим усилием, позже ватой легко отполировать. Чем влажнее полимент, тем мягче и легче притамповывать.

9. Полировка золота. Полировать нужно тогда, когда полимент подсох, но не пересушен. Уловить этот момент – вот в чём проявляется мастерство позолотчика. Время полировки варьируется в зависимости от влажности воздуха в помещении и от погоды. Полировать можно хорошо отполированным камнем-кристаллом на рукоятке (агатом, сердоликом, гематитом), а также зубом хищного животного. Если таковых нет, в крайнем случае, можно использовать стеклянные вещи. Полировать следует так. Сначала пригладить тяжестью самого зубца, затем полировать в разных направлениях равномерно до нужного блеска.

§ Если золото снимается при полировке, значит, полимент не просох. При пересушенном полименте появляются царапины, полируется с трудом.

10. Закрепление золота.

а) лаком с пиненом в пропорции 1:2 (сохнет 24 часа).

б) шеллаком (сохнет быстро – за 1-2часа.

Покрывать мягкой кистью, без затеков и просветов. Поскольку шеллак на спирту, то на золоте может появиться белые мутные разводы (позже они исчезают).

Шеллак – это производный продукт естественной смолы гуммилака, также продукт выделения насекомых, живущих на тропических растениях.

Он продается в сухом виде или в спиртовом прозрачном растворе и может быть разных оттенков: белого, золотисто-оранжевого, темного – красно-коричневого.

Разведение сухого шеллака.Насыпать шеллак в баночку с плотной крышкой и добавить спирт (93-96 градусов). Пропорции могут быть разные: ¼шеллака х ¾спирта от общего объёма или 1часть шеллака х 17частей спирта.

В первый день каждые 15-30мин баночку встряхивать, пока раствор не станет однородным. Со второго дня растворение идет само. Лак хранится долго, если загустеет – разбавить спиртом.

Иной способ золочения на полимент. /Сербия/.

1. Взять яйцо и разделить белок и желток. Миксером сбить белок и оставить его на 3 дня при комнатной температуре.

2. Удалить образовавшуюся пену.

3. Развести белок в 1 дцм дисцилированной воды. Это будет мерой белка.

4. Взять красный полимент хорошего качества и развести его с белком и водой в таких пропорциях:

1мера полимента + 2,5меры белка + 5мер дисцилированной воды.

Покрыть участки под золочение таким составом 7 раз.

§ Рекомендуется французский полимент Charbonnel.

§ Полимент должен быть пастообразной консистенции. Если полимент сухой, его необходимо размягчить в воде.

5. Составить красно-белый полимент в таком соотношении:

2меры красного полимента+1мера белого полимента+2,5меры белка+6мер чистой воды.

6. Пройтись этим составом 3-4 раза. Сушат слои феном на расстоянии 15-20 см от поверхности доски.

7. Полируют полимент синтетической тряпкой. Пыль сметают щёткой.

8. Приготавливают на водяной бане 1%-ный кроличий клей. Им покрыть 2-3 раза участки под золочение.

9. Золото накладывают на водку пополам с водой или на разведённый спирт в соотношении: 1мера 96%-ного спирта + 3меры дисц. воды.

§ Наливать водку немного, т. к. будет выходить клей.

10. положить кусочек золота. Через 10 минут протереть его через папиросную бумагу /от золотильной книжки/ пальцем.

11. Через 30 минут отполировать агатом. Проверить готовность золота для полировки. Для этого постучать по золоту – если звук звонкий, то полировать можно, а если глухой, то подождать.

12. Заплатки класть на водку или просто на придых. После – полировать бархатом.

13. По окончании золочения ещё раз пройтись агатом. Посмотреть, где образовались проплешины, и их отдельно отполировать агатом, чтоб блеск всей поверхности был ровным.

Золочение на полимент

Материалы и инструменты:
— сусальное золото в листах
— нож позолотчика
— подушка позолотчика
— лампемзель (лапка) – плоская беличья кисть
— 2 агатовых зубка (1 маленький и 1 большой) необходимых характеристик
— глина для позолоты (полимент)
— клей кроличий (животный)

ТЕХНОЛОГИЯ ЗОЛОЧЕНИЯ

ПОДГОТОВКА:

1. Кроличий клей (вместо кроличьего может быть использован рыбный или кожный клей). На поверхность наносится смесь из кроличьего клея и белил на водной основе, которая выполняет роль «закупоривателя пор». Замочите в воде кроличий клей примерно на 24 часа, до тех пор пока он не станет мягким. Выньте клей из ёмкости, растворите мокрый клей (от 5 до 8 г клея на 100 г воды) в водяной бане, постоянно вращая баню. Не допускайте кипения. Когда клей растворится, снимите его с огня.
Когда клей растворится таким способом, следует смешать его с белилами на водной основе (примерно 1 к 1), непрерывно подогревая водяную баню.
Смесь наложить на поверхность. Слой за слоем накладывайте массу так, чтобы получить абсолютно гладкий слой.

2. Глина. На эту предварительно обработанную поверхность наложите глину для позолоты, смешанную с кроличьим клеем (2 части клеевого раствора на 1 часть основы). Тонким слоем осторожно нанесите глину, смешанную с клеем, на обрабатываемую поверхность. Используя толстую круглую кисть («тондо»), наносите смесь по 1 мазку, кладя их в одном направлении. Используйте более тонкие кисти, когда обрисовываете контуры. Первый слой краски будет казаться прозрачным, но, когда он высохнет, можно нанести второй слой в противоположном направлении. Количество слоев зависит от конкретной поверхности.
Когда глина высохнет (примерно через 2 часа после нанесения), поверхность должна быть матовой (непрозрачной). Необходимо протереть её сухой тканью. Поверхность должна быть гладкой, можно даже отполировать её по сухому очень тонкой наждачной бумагой.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

1. Прежде всего основу смачивают очень чистой водой. Листовое золото раскладывается, пока основа ещё остаётся покрытой тонкой плёнкой воды.

2. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку. Для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите, пока лист золота под собственным весом не «переляжет» на подушку.
ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвётся.

Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.

3. Увлажните ещё раз глиняную поверхность в той её части, которую вы хотите позолотить, убедитесь, что она имеет слегка влажный вид, когда будете накладывать золото.

4. Перенесите сусальное золото с подушки позодотчика на золотимую поверхность с помощью кисти (лампемзели). Ещё не достигнув уровня поверхности (не касаясь её), золотой лист наложится автоматически. Сразу же наложите вторую четвертинку золотого листа, убедившись сначала, что поверхность ещё влажная. Наложите её рядом с первой. Если поверхность будет высыхать, увлажняйте её снова, не касаясь уже наложенного золота раствором, т. к. это затруднит полировку в дальнейшем. Золотые листы не выравниваются сразу после наложения, особенно в том месте, где они находят друг на друга.

5. Заканчивайте наложение золота, не забывая о том, что поверхность, на которую вы его накладываете, должна быть всегда влажной, и накладывайте золото квадратами, полосками и любой другой требуемой формы и размера. В некоторых местах соединения или на наложенном листе могут быть лишние золотые пластинки. Примерно через полчаса уберите с поверхности ватным тампоном эти кусочки золота, которые не приклеились, и положите их в конверт, чтобы использовать в дальнейшем. Может быть, вы обнаружите маленькие зазоры там, где листы не примыкают друг к другу. Конечно, лучше этого избегать, однако в этом нет ничего страшного. Всегда можно устранить это (как мы увидим в дальнейшем).
Если золотой лист немного заходит за линии, можно снова удалить излишек ватным тампоном.

Данный товар вы можете заказать в нашем интернет-магазине.

Что такое сусальное золото и преимущества его использования.

Сусальное золото — это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно. Если быть точным – 1700 лет назад. В наше время данная технология несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов. Данный способ реставрации и декорации является достаточно дорогим, ведь для золочения используется настоящий драгоценный металл.

Из чего изготавливается сусальное золото?

Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие. Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется сплав с медью. Чтобы получить зеленоватый оттенок – применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото ;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

Оригинал и «золотозаменитель»

В зависимости от стоимости и достигаемого качества используют 2 основных вида сусального золочения:

  1. Дорого и качественно:

Сусальное золото – золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов. Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

2. Дешево и сердито:

Поталь (шумиха) – металлическая фольга или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов.

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

  1. Масляное,
  2. Клеевое,
  3. Полиментное.

Масляное золочение. Используется для реставрации и восстановления предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу: металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

Технология масляного золочения:

Первым делом очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку. Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта, минимум три слоя. Грунт возможно подкрасить разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап — 6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком. Последний этап – покрытие сусальным золотом или поталью реставрируемой поверхности.

Использование технологии масляного золочения позволяет получить разные виды позолоты — матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое золочение.

Клеевое золочение. Используется при реставрации интерьера и предметов интерьера, преимущественно для золочения деревянных изделий. Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

Технология клеевого золочения:

По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента , заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины. Далее, на высохшей поверхности зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей. После – покрывают левкасом – смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой и полируют. Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки.При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя другие клеящие составы, можно получить и глянец.

Полиментное золочение. Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота. Однако получаемый эффект золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется. Полимент – это специально приготовленный состав, основной компонент которого — мелкозернистая жирная глина темно-красного цвета (болюс).

Технология полиментного золочения:

Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения.

Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком ( 5-б слоев). После полного высыхания полимент полируют щетинной кистью или сукном. Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота. После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

Задача реставраторов.

Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами. Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации. Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе – старинных предметов различных исторических эпох.

Среди них следует отметить реставрацию в Золотой гостиной Аничкова дворца, реставрацию помещений в Павловской дворце, реставрацию Большой церкви в Зимнем дворце.

Существует множество получаемых эффектов позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета. Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

Задача наших реставраторов — не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров важно только опытным и квалифицированным мастерам.

ЗОЛОЧЕНИЕ

Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. По порядку работы сначала будет сказано о способе золочения. Для золочения необходимы специальные материалы.
1. Лаки.
Масляный лак ПФ-283 (быв.

4С).
Масляный морданный лак бывает фабричного производства или варится самими специалистами — позолотчиками. Перед масляным лаком 4С он имеет некоторые преимущества: сохраняет способность брать золото в течение 12 часов, дает более блестящую золоченую поверхность.
Шеллачный лак. Так как грунт готовой доски по своей пористости способен сильно впитывать масляный лак, не оставляя на поверхности левкаса нужной клеящей пленки, поверхность левкаса предварительно закрепляется в местах, подлежащих золочению, шеллачным (спиртовым) быстросохнущим лаком. Перед употреблением его необходимо взбалтывать, так как частички шеллака оседают на дно.

2. Для позолоты фонов, нимбов и других деталей иконы требуется так называемое «сусальное золото» — «желтое» или «червонное». Существует еще «зеленое» золото с холодноватым оттенком. В данном случае оно не годится. Зеленое золото стали применять, когда вошло в употребление так называемое «твореное золото» (в XVII в.), им расписывали разноцветные драпировки, прокладывая по холодным колерам зеленое золото, по теплым — желтое.
3. На крупные детали икон, например на фон, листы золота накладываются прямо с книжки. Для золочения мелких деталей лист золота предварительно выкладывается на специальную замшевую подушку, на которой он разрезается острым ножом на куски нужной величины, а отсюда каждый кусок переносится при помощи лапки на нужное место. Подушку приготовить нетрудно. Берется кусок фанеры или тонкая ровная дощечка прямоугольной формы — 15 х 20 см (можно немного меньше или больше). По размеру дощечки подбирается кусок меха, лучше замши, который и прибивается мелкими гвоздями с трех сторон к обрезам дощечки мездрой кверху. Открытой оставляется одна из больших сторон. Через нее ножом, по возможности равномерно, до отказа засовывается вата, после чего забивается гвоздями и эта сторона.
4. Для разрезания золота существуют специальные ножи, у которых длинная режущая часть заточена с обеих сторон. За неимением такого ножа можно пользоваться скальпелем. При разрезании золота нож следует держать не перпендикулярно к поверхности подушки, а наклонно, по диагонали, что предохраняет замшу подушки от разрезов.
5. Кусочки разрезанного золота берутся с подушки лапкой. Для изготовления такой лапки пользуются мехом, у которого волос более или менее упругий и длинный (4-5 см). Обычно употребляется кончик хвоста белки. Волос меха расправляется веером, и в центре наклеивается кусочек картона. Иногда, для удобства, к лапке приделывается рукоятка.
6. Для золочения необходимо сливочное или топленое масло. Сухой волос лапки не возьмет золота, оно прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином.
Если золото кладется на масляный лак (ПФ-283), приглаживать его ватой нельзя, так как лак через мельчайшие поры золота просачивается и может захватывать ворсинки ваты. В этом случае золото следует только прижимать чистыми пальцами. Если золочение идет по мордану, золото можно приглаживать кусочком ваты.
7. Твореное золото, нанесенное на живопись поверх красок, следует шлифовать. Без этого оно не имеет свойственного золоту блеска. Для шлифования существуют так называемые «зубки» различной формы, которые представляют собой гладко отшлифованные кусочки агата, приделанные к рукояткам. Шлифуя золото зубком, нужно избегать по возможности прикосновения к красочному слою, чтобы его не повредить. За неимением такого зубка пользуются зубом (клыком) какого-нибудь животного (лучше других волчий зуб).
Все участки иконы, подлежащие золочению, можно вначале пройти взбитым белком куриного яйца — для закрепления грунта. Белок наносят мягкой кисточкой и хорошо просушивают. Затем все эти участки слегка смазывают шеллачным лаком. Если лак налить густо, он расплывается и, быстро застывая, образует по своим границам нежелательные возвышения. Быстросохнущий лак не всегда удается проложить ровно. Поэтому после полной просушки лака обрабатываемую поверхность необходимо сгладить, то есть подчистить скальпелем случайные неровности. Затем упругой кисточкой (лучше лопаточкой) на подготовленные участки левкаса тонким слоем наносится масляный лак. Для ровности, где возможно, его можно загладить пальцем. Кисточку и руки по окончании работы надо протереть подсолнечным (или льняным) маслом и вымыть водой с мылом.
Через несколько минут лак перестает маслиться, и тогда, на последних стадиях его просыхания, надо приступать к золочению. Если лак очень свеж и отлип велик, золото может «утопнуть» и потерять блеск; если лак пересох, золото не будет прочно держаться и даже не будет приставать. Придется наносить новый слой лака. Когда площадь золочения большая и желательно, чтобы отлип держался дольше, в лак можно добавить несколько капель олифы. Морданный лак в этом отношении удобнее. Его готовность испытывается кусочком ваты в каком-нибудь незаметном месте: если лак не забирает ворсинок ваты при легком к нему прикосновении, он готов и его способность брать золото после этого сохраняется до 10-12 часов, что является большим удобством для позолотчика. Кроме этого, во время работы золото можно приглаживать ватой.
Золото, положенное на масляные лаки, не шлифуется. Шлифуется золото, положенное на так называемый «полимент». Полимент — французское слово, образованное от глагола «полировать» (лощить). Золочение на полимент — работа очень трудоемкая, требующая навыка; отполированная поверхность этого золота приобретает чрезвычайный блеск, чем сильно отличается от золота, положенного на масляные лаки, имеющего известную матовость. На иконах, имеющих позолоту на полимент, в местах потертостей всегда можно видеть красную подкладку полимента. Время внесло в эту технику много украшений. Фоны и поля получили чеканку. Рисунок чеканки на полях стал раскрашиваться под эмаль.
В позднейшей практике иногда прибегали к золочению «цирью», «цировкой» (от немецкого слова ziегеn — украшать). Этот прием заключается в следующем. Перед наложением красок или вся доска, или те детали иконы, где предполагается золотой узор, покрываются листовым золотом (или на полимент, или на лаки). После просушки золото следует еще покрыть лаком и просушить. Чтобы краска не соскальзывала, вызолоченная поверхность должна быть протерта срезанной долькой чеснока. Затем наносится рисунок, накладываются краски, пишутся лики, а в местах, где должен быть узор, краска процарапывается до золота, так и получается нужный узор. Такая работа называется «писать золотом в проскребку».
Ремесленники вместо золота пользовались также алюминием, или фольгой. Белые листы фольги так же, как и золота, накладывались на левкас и покрывались прозрачным желтым лаком, который придавал поверхности вид позолоты.

<<<вернуться назад<<<

Изограф

иконописная мастерская

На главную

мерные иконы

именные иконы

прориси

статьи

галерея наших работ

иконы Спасителя

прориси

иконы праздников

прориси

мерные иконы

иконы Богородицы

именные иконы

Определения из сканвордов слова РИЗА

  • золоченое покрытие на иконе
  • драгоценный оклад иконы
  • батюшкино облачение
  • верхнее церковное облачение священнослужителя
  • декор иконы
  • декор на иконе
  • ее носят поверх епитрахиля
  • ж. или ризы мн. церк. одежда, одеянье, платье вообще, особ. верхнее. Верхняя одежда, облаченье священника, при богослужении. Ризы надеваются на рясы, на подризник. Народ различает священника в рясе, и священника в ризе, или в облачении. Без ризы и эпитрахили священник служить не может. Антипка низок, на нем сто ризок (кочан капусты)? Оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая обронной работой всю доску, кроме тела.

    Ризицы ж. мн. короткие ризы, надеваемые на ставленников, рукополагаемых в причт церковный. Ризки ж. мн. в смол. произн. ряски, ткань, в которую восприемники принимают младенцев от купели; по обычаю, кум приносит крестик и платит попу, а кума ребенку ризки и сорочку, а попу утиральник или платок. Ризный, к ризам, ризковый, к ризкам относящ. Ризница ж. ризохранилище ср. место, покой при церкви, где хранятся ризы и вообще вся церковная утварь и драгоценности. Малая ризница обычно за иконостасом, а иногда есть еще большая, отдельная, особ. при соборах, монастырях. Ризничий, священник,

  • металлический оклад на иконе
  • накладка на иконах
  • наряд из гардероба батюшки
  • наряд иконы
  • наряд священника
  • облачение батюшки
  • облачение иконы
  • облачение священника
  • облачение, одежда священника при богослужении
  • одежда духовенства
  • одежда иконы
  • одежда образа
  • одежда священника
  • одеяние богослужителя
  • одеяние дьякона
  • одеяние попа
  • одеяние священника
  • одеяние служителя культа
  • оклад на иконе
  • оформление иконы
  • парадно-выходной «костюм» батюшки
  • парчовая у попа
  • покрывало на аналоях
  • поповский мундир
  • ряса, сутана
  • фелонь
  • фигурная накладка на иконах
  • царская парадная одежда
  • в Московском государстве XV—XVII вв. — царское парадное одеяние
  • металлический оклад на иконе, оставляющий на виду лицо и руки образа
  • спецовка священника
  • украшенное церковное одеяние священника
  • тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, церковное, царское парадное
  • фигурная металлическая накладка на иконах
  • поистине царское одеяние
  • золотой наряд иконы
  • парчовое одеяние
  • наличник для иконы
  • золото на иконе
  • парчовое одеяние попа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *