Знаменский монастырь Курск

Знаменский монастырь Курск

Храмы Курска

«Не могли бы вы опубликовать список курских православных храмов и адреса, по которым они находятся?» — с таким вопросом обратилась в редакцию Инна Павловна Медведева, поблагодарив газету за внимание к просьбам и пожеланиям курян.

Отвечая нашей постоянной читательнице, напоминаем всем подписчикам: если у вас возникли вопросы и вы не знаете, где найти ответы, обращайтесь в редакцию «ГИ», постараемся помочь.

Курск всегда славился количеством и архитектурным разнообразием церквей, даже в годы советской власти в городе было достаточно действующих храмов. Сейчас их насчитывается более 30, в основном, конечно, это приходы православной церкви (есть также Римско-католический приход Успения Божией Матери, один старообрядческий храм и несколько баптистских церквей). Самое старинное здание — церковь Троицы Живоначальной (Верхне-Троицкая). Почти при всех храмах действуют воскресные школы.

Знаменский кафедральный собор
Ул. Луначарского, 4. Телефон 70-21-29.
Курский Свято-Троицкий женский монастырь
Первое упоминание:1623 г.
Ул. М. Горького, 13/1.
Архиерейское подворье Введенский храм
Ул. Дубровинского, 40. Телефон 34-47-10.
Храм Ахтырской иконы Божией Матери
Ахтырский пер., 7-а. Телефон 58-82-08.
Богослужения совершаются ежедневно: 7.00 (воскресенье — 8.00) и 17.00.
Храм во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Ул. Семеновская, 65а. Телефон 52-11-30.
Богослужения: пятница — 17.00, суббота, воскресенье, во все праздники и дни памяти чтимых святых: 9. 00 — литургия, 17.00 — вечернее богослужение.
Благовещенский храм
Ул. Присеймская, 125. Телефоны: 32-98-58; 32-93-33.
Богослужения совершаются ежедневно: в 8.00 и 17.00.
Храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Пр. Дружбы, храмовый комплекс. Телефон 52-54-78.
Богослужения совершаются ежедневно: в 8.00 и 17.00.
Вознесенский храм
Ул. В. Казацкая, 131. Телефон 53-58-79.
Богослужения совершаются ежедневно: в 8.00 и 17.00.
Воскресенско-Ильинский храм
Ул. Ленина, 11. Телефон 51-40-35.
Богослужения совершаются ежедневно: 7.30 (воскресенье — 8.00) и 17.00.
Всехсвятский храм
Ул. Энгельса, 5-а. Телефон 52-97-47.
Богослужения совершаются ежедневно: в 7.30 (воскресенье — 8.00) и 17.00.
Храм вмч. Георгия Победоносца (на Мемориале «Курская дуга»)
Ул. Карла Маркса, д. 76б. Телефон 57-73-27.
Богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни седмицы: в 9.00 и 17.00.
Храм вмч. Димитрия Солунского
Ул. 3-я Степная, 59. Телефон 38-44-45.
Расписание богослужений: четверг — в 17.00; пятница, суббота, воскресенье: утром — в 8.30, вечером — в 17.00.
Храм ап. и еванг.

Иоанна Богослова
Ул. Дзержинского, 92. Телефон для справок 52-91-50.
Богослужения совершаются ежедневно: в 7.30 (в воскресенье — 6.30, ранняя литургия, вторая — 9.00) и 17.00.
Храм равноап. Кирилла и Мефодия
Ул. Радищева, 33. Телефон 56-18-92.
Богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни седмицы: в 9.00 и 17.00.
Храм-часовня во имя Крестителя Господня Иоанна
Южное кладбище. Телефон 8-920-263-88-88, протоиерей Анатолий Зайшлый.
Михайловский храм
Ул. К. Либкнехта, 39. Телефон 54-97-36.
Никитский храм
Ул. К. Маркса, 48. Телефон 53-34-00.
Богослужения совершаются ежедневно: в 8.00 и 17.00.
Никольский храм
Ул. Комсомольская, 2. Телефон 50-22-51.
Храм вмч. Пантелеимона
Ул. Дейнеки, 18. Телефон 32-58-10.
Богослужения совершаются ежедневно.
Преображенский храм
Просп. Кулакова, 12. Телефон 38-37-25.
Богослужения совершаются ежедневно: 8.00 (воскресенье — 8.30) и 17.00.
Храм святых Царственных Страстотерпцев
Ул. Прогулочная, д. 5е. Телефон 58-36-32.
Богослужения совершаются ежедневно: с вечера понедельника — в 17.00 и 8.00; суббота — в 17.00; воскресенье — в 9.00.
Храм прп. Серафима Саровского и всех святых, в земле Курской просиявших
Ул. Союзная, 69б. Телефон 34-04-11.
Храм прп. Серафима Саровского
Ул. Полевая, 176. Телефон 50-18-73.
Богослужения совершаются ежедневно: в 7.30 (в воскресенье — 8.30) и 17.00.
Сергиево-Казанский собор
Ул. М. Горького, 27. Телефоны: 51-38-49; 51-38-80.
Богослужения совершаются ежедневно: в 7.30 (в воскресные дни — в 8.00) и 17.00.
Свято-Троицкий (Нижне-Троицкий) храм
Ул. Гайдара, 30. Телефоны: 54-91-93; 54-41-03.
Богослужения совершаются ежедневно: в 7.30 и 17.00, в воскресные и праздничные дни — в 8.30 и 16.00.

(Использованы материалы сайта Курской епархии)

Кстати
Крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря Суджанского района в с. Мирополье Сумской области состоится 29 июня после Божественной литургии, которая начнется в 9.00. Ее совершит митрополит Курский и Рыльский Герман.

Последние новости Курск

10/04/2019 В Курск прибыла частица животворящего креста Господня
Об этом сообщили в областном Управлении ФСИН.

10/04/2019 В Курске ВАЗ сбил несовершеннолетнего на пешеходном переходе
ДТП случилось на Союзной улице.

10/04/2019 Курянка хотела отдохнуть в пансионате, но отдала мошенникам 50 тысяч рублей
Жительница Железногорска хотела отдохнуть на море, но так и не сделала этого.

10/04/2019 В Сеймском округе предприятие по производству свинца нанесло вред окружающей среде
Теперь прокуратура хочет компенсировать вред, который был причинён природе.

10/04/2019 В посёлке Северный в Курске отсутствует система водоотведения
Суд обязал мэрию организовать водоотведение ливневых вод с территории посёлка. Об этом рассказали в областной прокуратуре.

10/04/2019 В Курске простерилизовали 200 бездомных животных
Об этом сообщили в группе ВКонтакте «Хвост трубой».

10/04/2019 В Курске во двор частного дома прибежала бешеная лиса
Инцидент случился на улице 3-я Лиственная.

10/04/2019 В Курске выросли цены на муку и овощи с фруктами
Об этом рассказали в Курскстате.

09/04/2019 «Ростелеком» интегрирует онлайн-кассу в интернет-магазин
«Ростелеком» начал оказывать услугу интеграции онлайн-кассы с интернет-магазином.

09/04/2019 В Курске вместо ремонта Дома Советов приведут в порядок больницу
Об этом рассказал в интервью телеканалу «Сейм» врио губернатора Роман Старовойт.

Название обители происходит от имени родовой иконы Романовых — Знамения Божией Матери Новгородской. Она была главной святыней монастыря и считалась одним из первых иконописных изображений Богородицы.

Что есть что в церкви

Историки называют два события, которые могли стать причиной основания Знаменского монастыря: смерть инокини Марфы (Ксении Ивановны — матери Михаила Романова) или рождение в 1629 году наследника престола Алексея Михайловича. Но известно только, что в то время в родовую Знаменскую церковь поступили щедрые пожертвования от счастливого отца.

Некоторое время соборным храмом Знаменского монастыря была холодная домовая церковь Знамения. Но в 1668 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Восстановлением ее занялись Милославские, и в 1679-1684 на их средства по образу Успенского собораКремля построили новый Знаменский собор.

Храм встал на косогоре, и для укрепления фундамента в землю уложили 2,5 тысячи дубовых свай. В кладке стен замуровали документы с именами его строителей — Федора Григорьева и Григория Анисимова «со товарищи». Известно, что при строительстве собора использовали некоторые хитрости. Например, устроили ложные закомары и глухие боковые главы, а центральную главку сделали из дерева и обили железом. Это позволило уменьшить нагрузку на стены, ведь свод храма не поддерживали традиционные столпы.

Через некоторое время постройки Знаменского монастыря начали разрушаться из-за движений грунта. Есть мнение, что Петр I после Стрелецкого бунта возненавидел царевну Софью и Милославских и прекратил финансировать обитель.

А когда столицу России перенесли в Петербург, Знаменский монастырь и бывшие царские палаты стали ветшать. Монастырь не получал содержание, а ему еще велели за свой счет замостить большую территорию.

В итоге к 1730 году Знаменский монастырь так обвешал, что его здания могли рухнуть в любой момент.

Путеводитель по архитектурным стилям

В стенах обители едва теплилась жизнь, когда в 1740 году настоятелем Знаменского монастыря стал владыка Иосиф.

Он сумел найти средства на роспись Знаменского собора. А в 1743 императрица Елизавета посетила родовое имение во время коронации и выделила деньги на обновление монастырских построек и старых царских палат.

С 1752 по 1762 год в обновленных палатах жил грузинский митрополит Анастасий, поэтому и палаты стали называть архиерейскими. Казалось, что дела обители наладились, но внезапно обрушилась кровля в палатах. Когда оттуда выехал митрополит, монастырь сдавал их в аренду с условием, что жильцы отремонтируют помещение. Это спасло бывшие государевы палаты от разрушения, но жильцы перестраивали помещения на свой вкус.

В 1762 году все владения Знаменского монастыря перешли в казну, а сам монастырь отнесли к третьему классу. Когда Москву охватила эпидемия чумы, обитель лишилась большой статьи дохода — средств, которые приносило монастырское кладбище: из-за опасности распространения болезни в центре города запретили хоронить людей.

В 1780 положение монастыря начало улучшаться. Знаменский собор заново расписали, а стены и своды украсили лепкой по рисункам Матвея Казакова. Построили также новую колокольню.

Мирное течение монастырской жизни нарушила война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий успел вывезти самые ценные реликвии в Вологду. То, что осталось в Знаменской обители, разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Сама обитель уцелела, так как в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе.

Невелика была Знаменская обитель и в начале XX века.

Мини-путеводитель по Китай-городу

В 1907 году здесь жили архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В советское время в Знаменском соборе бывшей Знаменской обители действовали лекторий и концертный зал. Главную святыню — Знаменскую икону — передали Иркутскому музею.

В 1992 году в Знаменском соборе возобновили богослужения. В 2016 отреставрированный храм вновь предстал во всем великолепии.

Знаменский собор на Варварке на фотографиях разных лет:

А вы могли бы что-то добавить к рассказу о Знаменском соборе Знаменского мужского монастыря?

Даже если Вы идете в храм впервые, — не думайте о том, что чего-то не знаете или сделаете что-то не так, или забудете из того, что прочитали. Главное, — стремиться к Богу и прийти на церковную службу. Если что-то непонятно, останьтесь после службы и спросите батюшку.

Подходя к храму, соверши крестное знамение и поясной поклон. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона с молитвами: Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.

В православном храме выделяется три части:

  1. Алтарь с Престолом.
  2. Наос — средняя часть.
  3. Притвор.

Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма. Эта часть храма предназначена для священнослужителей, которые совершают таинства Церкви.

Наос (кафоликон) — основное, по размеру наибольшее пространство храма, символ земного пребывания людей и места общения с Богом.

Притвор (предхра́мие) — символ греховной земли. Здесь молились готовящиеся к таинству крещения, кающиеся и некоторые болящие.

Входи в храм с духовной радостью, ища мира, успокоения и очищения души твоей. Сам Спаситель обещал утешить тебя в скорби: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». Когда видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя. Будь благоговеен и имей страх Божий.

Женщины не должны входить в святой рам в мужской одежде, в коротких юбках, с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта. Без головного убора допускается находиться маленьким девочкам. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

Лучше приходить в храм за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки на церковные требы, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Если же опоздал, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попроси передать свечи через других людей.

По возможности, следуй древнему обычаю, согласно которому мужчины становятся в правой части храма, а женщины – в левой.

Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться. В это время недопустимо беспокоить кого-либо вопросами или просьбами передать свечу.

В святом храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или сильного утомления разрешается сесть и отдохнуть.

Приходя в храм с детьми, следи за тем, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели. Время их молитвы в храме нужно соразмерять с их силами. Необходимо воспитывать не привычку стоять в храме, а благоговение к святыне. Если детям требуется уйти из храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его из храма. Никогда не позволяй ребенку во время богослужения есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор. Следи, чтобы ребенок не терял крошки от этих святынь.

Стоя в храме, не любопытствуй и не рассматривай окружающих. Не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме, не делай замечания другим, а если замечание необходимо, то попроси церковных служителей или церковную прислугу сделать необходимое замечание.

Если тебе непонятны слова молитв и песнопений, твори про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Никогда не веди разговоров во время Богослужения. Помни слова преподобного Амвросия Оптинского: «За разговоры в храме Господь посылает скорби».

Если место, на котором ты привык стоять, занято, становись там, где свободно. Не дерзай предъявлять свои несуществующие права на какое-либо место в Божием храме.

Новичка, не знающего церковных правил, не следует осуждать и одергивать. Если требуется, помоги ему вежливым и добрым советом.

По возможности не покидай храм до окончания Богослужения.

К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет и в особых случаях.

Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от непотребных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Весьма желательно быть за вечерним Богослужением накануне Причастия, а также ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи. Если по каким-то причинам не удалось совершить полное молитвенное правило перед причастием, то с благословения священника можно принять таинство Причастия, предварительно совершив вечерние и утренние молитвы, а так же молитвы перед Причастием.

Подходи к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причастись Святых Тайн, не крестясь, поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ее, и молча отойди к столику с запивкой. После Причастия слушай благодарственные молитвы в храме или прочитай их по молитвослову дома.

По окончании Литургии подойди и приложись к Кресту, который дает верующим священник для целования около алтаря. Выходя из храма, соверши три поясных поклона с крестным знамением.

«Верный признак омертвения души – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий» (преподобный Варсонофий Оптинский).

«Желающему спастись, необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям.

Не слушающего Церковь, Господь уподобил язычнику, чуждому Богу». (Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Церковные требы

Тре́бы – священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, соборование, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Основные виды треб — молитвы о живых, об усопших, освящение предметов и пищи.

Усиленное моление о живых людях называется молебном. Молебны бывают общие и частные (заказные). Заказные молебны совершаются священником по просьбе одного или нескольких верующих, а общие в праздники и перед святынями для всех прихожан. На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым и по случаю Праздников. Благодарственные молебные пения адресуются Господу за совершенные благодияния. Заказывая молебен, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться. Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение — молитва о болящих и служение молебнов по обету).

Сорокоуст – особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка и погружается в Потир (Чашу), где вино претворяется в Кровь Христову, которая омывает грехи поминаемых людей. Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим – новопреставленным – одновременно с отпеванием. Причина этого в том, как пишет святой Симеон Солунский, что «сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение навстречу Судии, был восхищен на облаках, и так был всегда с Господом». Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Они совершаются только по крещеным людям.

Нельзя отпевать самоубийц.

Церковь своими тайнодействиями и молитвенными чинопоследованиями освящает весь уклад человеческой жизни, в том числе те предметы, которыми пользуемся, и ту пищу, которую вкушаем. Особые освящения вкушаемой пищи бывает по определенным дням, например, накануне Пасхи освящаются куличи и яйца, а в праздник Преображения — яблоки и другие фрукты, в праздник Крещение Господне – воду.

Существует чин освящения дома, колесницы (машины) и т. д. Об этих требах надо договариваться лично со священником, чтобы он совершил их в удобное время.

Если Вы затрудняетесь в выборе церковной требы по вашей нужде, обратить к священнику за советом и разъяснениями.

Т.Арцыбашева
КУРСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Возникновение Знаменского монастыря связано с героической обороной города Курска в 1612 году от нашествия польско — литовских интервентов под командованием гетмана Жолковского. Курск был захвачен и разорен, только крепость с ее защитниками стояла неприступно. Согласно преданию, куряне дали обет в память этого события построить монастырь во имя спасительницы — иконы Знамения Богородицы Курской Коренной, находившейся в то время в царских палатах в Москве. » И как…отступили оные литовские люди от… крепости, не взяв ее, — писал курский летописец,— то граждане курские, выполняя обещание свое.. начали монастырь строить и построили..

.близ рва…»(89)

К 1615 году в монастыре были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина с приделами соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, келья строителя Варлаама и 14 келий для братии. Число иноков в обители вскоре возросло до 40 человек. Монастырь назвали Рождественским.

Икона Знамения Богородицы Курская Коренная появилась в нем лишь в 1618 году. Тогда же он стал главным монастырем края и потому назван Большим. К нему были причислены Троицкий и Божедомский курские монастыри и подчинены Коренная и Липиновская пустыни с угодьями и насельниками.

В 1629 году царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю тарханную грамоту с таким повелением: «Кто через сию нашу государеву жалованную тарханную грамоту строителя с братиею и их монастырских слуг и крестьян и рыбных ловцов и мельников чем изобидит, — и тому от нас Великого Государя и царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России, быть в опале(90)

В 1631 году при пожаре, возникшем от удара молнии, сгорели все монастырские строения. В 1634 году, сразу после восстановления, новое бедствие — монастырь ограбили поляки. Только в 1649 ГОДУ в ответ на челобитную, поданую от горожан Гавриилом Малышевым и Сергеем Калугиным на земском соборе 1648-1649 годов, по Указу царя Алексея Михайловича была заложена и к 1680 году построена каменная церковь во имя Знамения Курской иконы Божией Матери. С того времени монастырь стал называться не Рождество-Богородицким, а Знаменским.

Новый собор (58 метров в длину, 11,5—в ширину) строили строитель Московского Приказа Каменных дел Семен Белый и приказчик Сергей Калугин. Курский воевода велел церковь Пречистой Богородицы «обложить с того образца, как строена и воздвигнута каменная церковь с приделом и трапезной на Москве за чертолскими вороты в Зачатьевском монастыре(91).

Тогда же на пожертвования князей Ромадановских были построены Богоявленская церковь при настоятельских покоях, Петропавловская на Святых воротах, братские кельи, хозяйственные строения и каменная стена с башнями вокруг монастыря. По грамоте царя Алексея Михайловича в дар монастырю было отведено урочище

Дикое поле с крестьянами, которые должны были «пашню на монастырь пахать и доход всякий платить(92). По справке 1678 года за монастырем числилось 169 крестьянских дворов.

В 1688 году государи Иоанн и Петр Алексеевичи подарили монастырю колокол весом 50 пудов. В этом же году при игумене Гедеоне Знаменская церковь стала пятиглавою. Были обновилены иконостасы.

В 1705 году монастырю принадлежали 4836 «душ крестьян».

В 1722 году Большой Вогородицкий монастырь приобрел дачу в четырех верстах от города Курска на верховьях реки Кур. Впоследствии и дача, и эта территория стала называться Знаменской. Здесь были построены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус. Появилось хозяйство: пруд с мельницей, сад, скотный двор, 60 десятин обрабатываемой земли. Фруктовый сад уже в XVIII веке приносил монастырю более 600 рублей серебром.

Монастырская опись 1733 года перечисляет: «На отдельной башне на стене — железные часы с девятью колоколами, один из которых часовой, 1693 года (23 пуда 36 фунтов), при колоколах молотки железные(93). В той же описи вписаны книги: «Библия в лицах польской печати «Труба» киевской печати, книга Петра Могилы киевской печати… В монастырской казне среди всего пять фузей (ружей)…кельи и церкви каменные»(94).

В 1751-1757 годах в обители были вызолочены кресты, позолочены иконостасы и обновлена живопись во зсех церквах. В 1775 году купола Знаменского собора позолотили, стены оштукатурили.

С. Ларионов так описывает монастырь 1785 года: «Ныне строений в нем каменного…строения церквей три…. Все обнесено стеною с башнями, из коих на одной имеются часы. Монашествующих в сем монастыре 17 бельцов, 16 человек(95).

В течение более чем столетия старый Знаменский монастырь изменил многое в планировке и застройке, но оставался по-прежнему главным культовым комплексом в самом центре города. Коренные изменения в нем произошли после утверждения в 1782 году регулярного плана застройки Курска. В итоге был снесен крепостной вал и засыпан ров, перестроены монастырские стены и две угловые башни. «В процессе формирования нового городского центра были снесены в 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь, а в 1816 году Знаменская церковь и другие ветхие здания старого Знаменского монастыря. В центральном архитектурном ансамбле Курска главенствующая роль сохранилась за монастырем»(96).

Строительство большого Знаменского собора началось в 1815 году и продолжалось 10 лет. «Ежегодно зимой заготовлялись строительные материалы …, а весной закипала работа, требовавшая массы мастеров и рабочих разного рода» .

Руководил строительством архимандрит Знаменского монастыря Палладий (Белевцев), бывший артиллерийский офицер.

Храм был построен в стиле Возрождения: в плане в виде креста, кубический объем, на котором возвышается световой барабан, увенчивает сферический купол диаметром 20 метров. Выстроен храм из обоженного кирпича, облицован мячковским камнем (из подмосковного села Мячково). Толщина стен основания — 5,7 метра. Высота центральной части собора — 48 метров. Размеры Знаменского собора так велики, что куряне сравнивали его с храмом Христа Спасителя. Фронтон южной части храма имел портал с шестью колоннами коринфского ордера. В церковь вели три галереи и вход через южный фронтон.

Колокольня с двумя башнями — на северной были установлены часы. Основной купол и четыре малые главки позолочены червонным золотом. Внутренняя часть стен отделана под мрамор и украшена лепными изображениями на библейские сюжеты и картинами на религиозные темы, написанными на холсте иконописцем Рукавицыным. Купол расписан фресками. Главный одноярусный иконостас и южные двери отливались в Петербурге из чугуна. Все иконы вызолоченного иконостаса были написаны на холсте академиком живописи Борги.

Главный алтарь собора — Знамения Пресвятой Богородицы, южный придел — Святых Митрофания Воронежского и Александра Невского; на южных хорах — придел Святого Николая Мирликийского. Северный придел — Тихона Задонского и Серафима Саровского. Иконостасы приделов были деревянные позолоченные.

В Знаменском соборе находились и две иконы курского ополчения Крымской войны 1853-1856 годов. Одной из них, Знамения Пресвятой Богородицы, архиепископ Курский Иллиодор благословлял курское войско на бой.

В 1833 году в Знаменский собор из Белгорода была переведена архиерейская кафедра, а в 1854 году монастырь стал первоклассным. В 1860 году в нем жили: наместник, 7 иеромонахов, 7 монахов, 12 послушников и 44 человека на испытании.

На обоих башнях Знаменского собора были установлены колокола, общим весом 32 тонны. Особенно выделялся большой колокол, пожертвованный белгородским купцом Н.Чумичевым в 1866 году.

Воскресенский храм монастыря построен на пожертвования в 1875 году на престольном месте древнего городского Воскресенского собора. Имел три придела — Феодосия Печерского, Христова Воскресенья и Иосифа Песнопевца. Иконостасы и престолы этого собора были мраморными.

Монастырь был закрыт в 1924 году. Его постройкам был нанесен существенный ущерб. Особенно пострадал Знаменский собор. Впервые такое случилось в середине XIX века при «поновлении храмов» по распоряжению духовных властей, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Но в середине 30-х годов нашего века при переделке храмового здания в кинотеатр были снесены парные колокольни и угловые купола Знаменского собора, и лишь благодаря вмешательству прессы удалось спасти от разрушения центральный купол собора. Более полувека здание использовалось как самый большой в городе кинотеатр, и только в 1992 году храм был вновь возвращен церкви и возобновленному Знаменскому монастырю. Началось его медленное возрождение.

ПРИМЕЧАНИЯ:

89. История о граде Курске, сочиненная в 1786 гоцу из разных рукописей, грамот царских и патриарших такожде и из рукописи летописца в Курском Знаменском монастыре находящемся. -Курск, 1792, с. 14.

90. Памятная книжка Курской губернии за 1892 г. -Курск, 1892, с. 59.

91. Сперанский А. Очерки по истории приказа каменных дел Московского государства. -М.: РАНИОН, 1930, с. 135.

92. Танков А.А. Историческая летопись Курского дворянства. Т.1. — М., 1913, с. 390.

93. Там же.с 391.

94. Памятная книжка Курской губернии за 1892 г. -Курск, 1982, с.63

95. Ларионов С.Д.. Описание Курского наместничества… . С. 39.

96. ТанковА.А. Курский Знаменский собор.// Епархиальные ведомости. -Курск, 1894,с.142.

97. Там же, с. 143.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *