Значение цветов в христианстве

Значение цветов в христианстве

Голубой (синий) — небо, Святой Дух, Слово Божье. Иоан. 7:38 — кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды. Этот цвет также выражает духовную борьбу — «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». То есть флаг этого цвета можно использовать в духовной брани. Это цвет откровения, пророчества.

Белый — чистота, святость, праведность.

Откр. 19:8 «и дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон же есть праведность святых» Исаия 1: 18 «если будут грехи ваши как багряное — как снег убелю, если будут красны как пурпур как волну убелю»

Красный — кровь Агнца, жертва, крест. Красный цвет также говорит о любви, страсти, огне.Матф. 3:11 — «он будет крестить вас Святым Духом и огнём» — об Иисусе. Огонь очищения — через огонь Господь очищает нас, но огонь также символизирует огонь любви к Иисусу в нашем сердце, жажду по Нему. Красный цвет можно использовать во время ходатайственной молитвы. Когда мы поднимаем красный флаг, то провозглашаем тем самым, что Кровь Христа — наша защита от демонических сил.

Фиолетовый (смесь красного и синего) — цвет священника, слуги. Одежда священника была сделана из голубой. Пурпуровой (темно-красной) и червлёной (фиолетовой) шерсти. Исх 28:5 Этот цвет говорит о готовности служить.

1 Петра 2:9 «Но вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет»

Также это цвет Царя Царей, Господа Господствующих, Князя. Цари носили одежду из пурпура, так как получение этого цвета из пурпурных гусениц было очень дорогим.

Золотой — слава Божья, Его присутствие. Святое Святых было покрыто золотом. Золото — чистый и благородный металл. Тот, кто хочет встретиться с Богом, должен иметь чистое сердце. 2 Кор. 3:18 — Бог хочет, чтобы мы отражали Его славу. Когда мы приходим в Его присутствие, сталкиваемся с Его славой, видим своё состояние, Бог очищает нас, и тогда мы способны принять Его славу. Увидев Его славу, побывав в Его присутствии, мы меняемся, становимся всё более похожи на него.

Серебряный – искупление. Числа 3:41 — левиты отделены на служение Богу. Стих 42 Бог даёт Моисею повеление выкупить первенцев раз и навсегда. Этот выкуп состоял из сиклей — серебряных монет. Исход 36:24 — 40 серебряных подножий скинии — фундамент скинии сделан из серебра. Это указывает на искупительную жертву Иисуса, который является фундаментом моей жизни.

Медный — исповедание греха и смирение. Исх. 38:1-2 медный жертвенник всесоженния — священник приносит жертву за грех, кается.

Зелёный — жизнь, рост, плодородие, возрождение, восстановление. Псалом 51:10 Псалом 91:13 Иеремия 17:8

Желтый — радость, сила, прославление. Жёлтый цвет напоминает нам о солнце.

А сейчас разные дополнения

Золотой. Божье присутствие. Исход 25: 17-22 Божья слава, величие, великолепие Небес. 1 Пар. 29:11; Псалом 145:5; Откровение 21:18

Серебряный. Слово Божье Псалом 11:7 Искупление 1 Тим. 2:6; Исход 30:12; Исход 30:16 Очищение Захария 13:9; Малахия 3:3

Багряный. Кровь Христа, жертвенный Агнец Ефес. 1:7 Борьба Ефес. 6:12

Винно-красный — новое вино Лук. 5:37 Божья полнота, чудеса Иисуса Иоан. 2:9

Белый — чистота, непорочность, праведность Псалом 50:9 1 Иоан. 3:3 Исход 25:4 (виссон — белая хлопчато — бумажная ткань или лён) Мир с Богом (через искупление мы примирились с Богом). Самоотдача и преданность (жить свято и непорочно значить быть до конца преданным Богу, полностью посвятить себя Ему)

Светло-голубой. Вода жизни, благословение Откр. 22:1

кристальный — великолепие небес Откр. 21:11

Алмаз, рубиново-красный — Иисус Откр. 4:3

Бирюзовый. Дух Святой — топаз

Желто-зелёный. Дух Святой — топаз Иезек. 1:16 и 20

Изумрудный. Божий престол (радуга) Отк. 4:3

Зеленый.

Рост Иов 38:27; 1 Кор. 3:7; Исаия 66:14 Жизнь вечная Иерем. 17:8

Здесь нельзя выводить формул, а скорее нужно спрашивать Святого Духа, что значит тот или иной цвет в каждом отдельном случае. Есть какие-то общие значения, и, наверное, лучше их придерживаться. Например, Святой Дух в большинстве случаев выражается голубым цветом.

Розовый. Здоровье, исцеление Исаия 58:8 9 (как заря откроется исцеление)

Серебристый. Молитва, фимиам Откр. 5:8 Курение, фимиам Исход 30:7; Исх. 29:18; Фил. 4:18

Оранжевый. Огонь Матф. 3:11; Иезек. 1:27 Огненный взгляд Откр. 2:18 Сила Аввак. 3:4

Желтый — свет, милость, милосердие, праведность Псалом 111:4; Притчи 13:9 Он дает веру и праведность Мих. 7:9; Рим. 4:9 Божья заповедь, наставление, ободрение Прит. 6:23; Псалом 118:105 Иисус — свет миру Иоан. 8:12; Лук. 2:32; Откр. 21:23 Наша радость — свет жизни Рим. 14:17; Рим. 15:13 Дух человека Притчи 20:27

Оливковый Желто-зеленый. Помазанник, помазанье Исх. 29:7 мирра, корица, аир, кассия, оливковое масло — коричневый, желтый, зеленый 1 Цар. 10:1 Наполнение Святым Духом Лук. 4:18 Масличная гора символизирует народ Божий.

Медь и бронза. Покаяние, смирение Исх. 39:39 Спасение 1 Фес. 5:9

Цветовые символы христианства

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.
Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее, практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним, трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в «Откровении» Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов и только в этом состоит его «траурность».
Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.

Но позднее, желтый приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах, сохранился обычай «пурпурного траура» в западноевропейских королевских домах.
Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов и философ Н. Кузанский называл фиолетовый «гармонией противоречий». Знаком кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве (E. Levi — 1920). Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета, что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке завистливости и жадности человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха (красный в определенных ситуациях также символизировал грех — неправедную кровь), дьявола и ада, а также — смерти.

В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.
Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на «высшие» и «низшие». К «высшим» относились цвета известной нам «триады» — белый, черный и красный. Они символизировали три стадии «Великого Превращения»: первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный) результатом которого было создание «камня» (золотой). Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый — состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения; красный — ступени страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу (Х.Э. Керлот — 1994). Главным, исходным цветом (порождающим все остальные цвета) в этой триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу «низших» или «вторичных». В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования. Например, серебро именовалось «белой королевой» (В.Л.Рабинович — 1979).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *