Значение икон православных

Значение икон православных

Статья призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.

Протоиерей Михаил Шполянский

Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями.

Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое). В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь (происходящего в твоей душе во время богослужения) — зато бесы все понимают (и бегут)». Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания.

Придя в храм, прежде всего следует узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды. Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время — если она открыта. Принято ставить свечи — как символическую жертву Богу и образ нашего моления — хотя это вовсе и не обязательно. Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (лотке с церковными товарами) и ставят на подсвечники. Свечи ставят перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! — следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу).

В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках. Заупокойное поминание обычно совершается в той части храма, где расположено распятие; свечи в этом случае принято ставить на особый подсвечник, который называется канун. Восточная часть храма, в которой священнослужителями совершается основная часть богослужения (и в первую очередь — сошествием Святого Духа пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас. Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как «Неба на земле».

Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем паче не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко. Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки» или «поминальные книжечки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах). И то, и другое поминание совершается на литургии, причем это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно и, следовательно, действенно. Подавать поминальные записки (писать их хорошо заранее, но если вы не знаете, как это делается, вам помогут в Церкви) следует ко «свечному ящику», при этом берется одна или несколько просфор (маленькие специально испеченные хлебцы; могут быть разного размера, что не существенно). Записки и просфоры остаются у свечницы (обслуживающей «свечной ящик») и затем служителем уносятся в алтарь. Там во время службы из них вынимаются малые частицы, которые затем со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих» погружаются в Кровь Христову. С этого момента и сами просфоры освящаются благодатью Божией и становятся святыней. После окончания богослужения они, как и записки (которые можно использовать и на последующих службах), выносятся из алтаря и разбираются прихожанами. Дома просфорки хорошо аккуратно раздробить на частички, высушить и по утрам натощак потреблять понемногу, запивая святой водой.

И еще несколько советов. Первый — вновь и вновь повторим — ничего не бойся и не смущайся. Твое незнание церковных обрядов не является препятствием в твоих отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как ты к Нему пришел, и, несомненно, принимает твою безыскусную молитву. Даже если ты поначалу что-то сделаешь «не как положено», если тебе сделают замечание или даже обругают, — не смущайся, знай, что это попущено Господом, чтобы проверить твою веру и смирение: пришел ли ты к Богу или пришел себя показать. Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйся тебе непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не суди сходу, вручи суд весь Богу, а сам открой свое сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».

И еще раз прошу: не впускай в себя соблазн — это может быть, и, скорее всего, есть сеть, расставленная на душу твою лукавым. Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). Также идею полной замены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное опрощение. А то, что пока ты не все понимаешь из церковных молитв — не скорби; как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). А время придет, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения .

И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.

Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны. При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно ничего бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

От нас:

Учиться можно не только самостоятельно, но и на курсах.

Интернет курс www.pravkurs.ru — заочные интернет курсы, обучение длится около 3-х месяцев. Обучение бесплатное (рекомендуется сделать любое посильное пожертвование на развитие курсов и катехизацию, поэтому данные курсы рекомендуются всем новичкам в Православном Христианстве)

Очные курсы http://www.danilov-kursy.ru/ (МОСКВА)

Смотрите раздел для начинающих христиан где вы найдете ответы на многие вопросы.

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях Богоматери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

http://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Русские иконы: история, значение, смысл

Иногда кажется, что история русской иконы была написана не сухим академическим словом, а языком высокого трагизма. В нем уже нашли свое место периоды духовного взлета, художественного откровения, периоды забвения и репрессий, почитания и восхищения. Но во все времена икона оставалась «образом» вечного, справедливого и прекрасного божественного мира, манящего всех тех, кто находит в себе духовные силы, чтобы воспринять этом мир с помощью духовного видения.

Значение и история иконы

Русская икона в художественной форме воплощает тот аскетический идеал, который, по словам Павла Флоренского, является не интеллектуальным, не даже моральным, но художественным трудом. Основная цель такого искусства — это специфическое и неформализованное созерцание знания. Как это ни парадоксально, именно это фундаментальное свойство — созерцание — в русской иконописи почитается за искусство, и не имеет ничего общего с европейским пониманием этого термина.

Икона Божией Матери Тихвинская

Современное русское слово «икона» закрепилось только в 19 веке, а в древние времена использовался более точный греческий эквивалент — «эйкон», «образ». Цель написания иконы состояла в изображении на плоской поверхности при помощи красок подобия реального прототипа. Причем прототипа сакрального, поскольку почитание икон исходит из фундаментальных основ христианства.

Любое представление, любая визуальная форма, имеет свой предмет — в определенных обстоятельствах это представление охватывает видимый мир или воплощение идеи в формах видимого мира, в других — воплощение субъективных ощущений и идей, возникающих в сознании художника. Таким образом, художник ищет основания для создания художественной формы «во внутренней необходимости, которая должна основываться только на принципе мудрого прикосновения к душе человека» (В. Кандинский).

Так что же такое икона и в чем заключается ее смысл?

Для начала, русская икона никогда не была иллюстрацией к Евангелию или иным богословским текстам. Икона может восприниматься как археологический предмет археологами и как произведение искусства искусствоведами. Церковь понимает икону как изображение Божественной реальности, как видимое отражение невидимого. Так вот уникальность иконы в том, что все вышеперечисленные качества в ней присутствуют одновременно. Но главное, что отличает икону от картины — человеческое воплощение неосязаемого прототипа в видимой форме. Это своего рода альтернативная реальность, а чтобы понять эту реальность, нужно найти в себе желание встретиться с ней, чтобы войти в эту реальность, нужно научиться «читать» икону.

Чудо Святого Георгия о Змие

Реформация в России и секуляризация Церкви, проведенная Петром Первым, привели к нарушению духовных традиций и смещению культурных ценностей. Для многих Святая Русь навсегда осталась в прошлом, а новомодняя тогда церковная живопись потеряла святость. Иконопись в ее традиционных формах впервые была отодвинута на периферию духовной жизни, а впоследствии полностью скрыта под слоями новых событий, как руины Помпеи под пеплом Везувия.

В 18 веке, в так называемый синодальный период истории русской православной церкви, иконопись приобрела черты западноевропейского типа церковно-исторической живописи в разнообразных художественных формах, в манере барокко, классицизма и академизма.

Святитель Николай Чудотворец

Русская икона как самостоятельное явление получила широкое общественное признание только в начале 20-го века, несмотря на то, что привлекала внимание специалистов по церковной археологии еще с середины 19-го, а первая выставка старинных икон состоялась на археологической конференции в Москве в 1890 году. Однако только признание иконы как произведения искусства, которое совпало с подъемом русского авангарда, вывело ее из разряда предметов только лишь церковного благочестия. Одним из первых, кто однозначно оценил великое значение русской иконы для развития современного искусства, был Анри Матисс. После знакомства с коллекцией русского иконописца Ильи Остроухова (ныне в собрании Третьяковской галереи), Матисс написал: «это является подлинным народным творчеством; современный художник должен черпать свое вдохновение из этих примитивов». Так русская икона становится художественным открытием 20-го века.

Позже, в советское время, коллекции икон в музеях значительно расширились в результате закрытия церквей и изъятия церковных ценностей (1920-30 гг.). Но лишь часть шедевров древнерусской живописи осели в музеях; огромное количество икон было продано за границу через «Торгсин».

Среди икон, оказавшихся в зарубежных коллекциях, были и произведения искусства старого стиля, и подделки (19-го — начала 20-го века).

Участники Всероссийской конференции художников в 1911 году с сожалением констатировала, что «наши старые иконографии высоко ценятся не только здесь, но и в Западной Европе и Америке; зарубежные коллекционеры охотятся за хорошо сохранившимися старинными иконами. Такое отношение к нашей церковной старине вдохновляет русских торгашей стремиться к сверхприбылям, продавая имитации под старину. С одной стороны это хорошо, ибо только так можно восстановить едва сохранившиеся иконы, но вместе с тем порождает подделки».

Икона Божией Матери Смоленская

После революции 1917 года значительная часть русского народа была вынуждена эмигрировать, забрав с собой и часть русской культуры.

Первые исследователи русской иконы изначально различали три стиля иконописи, или три школы, — новгородская, московская, суздальская. Позже в работах советских ученых 1920-1970 гг. оформилось определение «местных» школ, т.е. художественным многообразием отдельных центров и регионов, составлявших некогда Древнюю Русь. К списку центров иконописи добавились Псков, Владимир, Суздаль, Тверь, Ярославль, Вологда, а также «русский север», отличавшийся своими региональными особенностями. Объединительные тенденции иконописи отмечаются только во второй половине 16-го века, когда сформировалось централизованное государство под деспотическим правлением Ивана Грозного. Однако принятое упрощенное разделение на школы наталкивается на значительные сложности. Потому что само понимание «художественной школы» как определенного стилистического единства не обязательно совпадает с географическими границами региона. Стилистические, а часто и географические границы школ достаточно размыты. Отсюда появилась путаница, когда одно и то же художественное произведение приписывалось разным школам. Но, несмотря ни на что, во все века русская икона сохраняет свою выдающуюся оригинальность и четко отличается от других культур православного мира.

Статья Юрия Боброва в переводе с английского со страниц сайта Британского музея.

Тэг: Икона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *