Змей наслаждение ночь воскресенье вооружение

Змей наслаждение ночь воскресенье вооружение

Микеланджело. Ночь

Константин Рыжов

Микеланджело. «Ночь». Флоренция. Церковь Сан Лоренцо. Капелла Медичи.

Вазари так писал об этом шедевре Микеланджело: «А что смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной? Кто и когда, в каком веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством? Перед нами не только спокойствие спящей, но и печаль, уныние того, кто потерял нечто почитаемое и великое. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо промышлявших в скульптуре и в рисунке, не говоря уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. В ее фигуре ощутимо оцепенение, какое видишь в спящих. И потому люди ученейшие сложили в ее честь много стихов, латинских и народных, вроде следующих:
Ночь, что так сладко пред тобою спит
То ангелом одушевленный камень:
Он недвижим, но в нем есть жизни пламень.
Лишь разбуди – и он заговорит.
На это от имени Ночи Микеланджело ответил так:
Молчи, прошу, не смей меня будить!
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать удел завидный,
Отрадно спать, отрадно камнем быть!»
Трудно ассоциировать сложнейшую позу Ночи с положением удобным для сна – настолько этому противоречат ее движения, но именно за счет столь необычайного движения Микеланджело удалось создать впечатление мучительной скованности во время сна. Кажется, что силы покинули могучее тело Ночи, она дремлет беспокойным сном, тревожимая страшными сновидениями. Замечательна ее голова с прямым носом, глубоким разрезом глаз, небольшим ртом и резко очерченным подбородком. Здесь Микеланджело создал такой своеобразный и полный значимости женский образ, какой не встречался во всем предшествующем мировом искусстве.

© Copyright: Константин Рыжов, 2013
Свидетельство о публикации №213071300857

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Константин Рыжов

Рецензии

Написать рецензию

А опирается Ночь на маску, сову и маки. Символы её детей: Мома — бога сарказ-
ма, Таната — бога смерти и Ипно — бога сна.
С уважением.
София Ладзарус 23.02.2018 12:35 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо! Это интересное дополнение. Конечно, многое зависит от ракурса съемки, но «Утро» почему-то нравится мне больше.
Константин Рыжов 23.02.2018 15:50 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Константин Рыжов

И ныне, Богородичен, глас 5: Храм и дверь, дворец и престол Царя, – / Ты, Дева досточтимая; / чрез Тебя Искупитель мой, Христос Господь, / явился спящим во тьме, Солнце правды, / просветить желая тех, кого Он создал / Своею рукою по образу Своему. / Потому, Всепрославленная, / как материнское дерзновение к Нему стяжавшая, / непрестанно ходатайствуй / о спасении душ наших.

НА УТРЕНИ

После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После «Непорочных» тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и Прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христово: Псалом 50.

Слава, глас 8: Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти / благосердною Твоею милостью.

И ныне, Богородичен: На пути спасения / направь меня, Богородица / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.

Также, глас 6: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.

О множестве соделанных мною тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: / «Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!»

Канон первый – воскресный на 4, второй – крестовоскресный на 2 и третий – Богородичен на 2, и Триоди на 6: творение Георгия. Акростих его имени в Богородичнах.

Канон, творение Георгия, глас 6 Песнь 1

Ирмос: Как по суше прошел Израиль:

Притчами приводя всех / к исправлению жизни, / Христос мытаря возвышает за смирение, / показав фарисея, возношением смиряемого.

От смирения видя честь возвышающую, / от возношения же – падение тяжкое, / ревнуй добродетелям мытаря, / а фарисейскую порочность возненавидь.

От безрассудства тщетным становится всякое благо, / от смирения же истребляется всякое зло; / его и возлюбим, верные, / гнушаясь искренне поведения тщеславного.

Смиренномудренными желая видеть Своих учеников, / Царь всех убеждал учил их ревновать / стенанию мытаря и смирению.

В Триодь входят богослужебные последования четырех подготовительных седмиц (недель) к Великому посту, шести седмиц собственно Великого Поста, Страстная и Светлая седмицы, семь седмиц от Пасхи до Пятидесятницы (Троицы) и заключительная седмица от Троицы до Недели всех святых.

Различают четыре основных типа Триоди: Сводная Триодь, содержащая разделение на ее отдельных авторов — Триодь св. Феодора, Триодь св.

Климента, Триодь св. Иосифа (например, Ватиканская Триодь 771); Триодь, в которой песнопения располагаются в порядке их употребления в утреннем и вечернем богослужении; с 12 в.

Триодь складывается под влиянием Иерусалимского Устава (см. Типикон) (в нее добавляются песнопения Октоиха, статьи из Устава, вносятся); в Триоди 13-14 вв. вносится ряд упрощений в службах недель, отражающих правку текста во времена патриарха Евфимия Тырновского. Среди славянских списков Триоди до 14 в. преобладали 3-й и 4-й типы.

Начиная с 10 в. Триодь иногда делилась на две части: собственно Триодь и Пентикостарий (pentekostarion), у славян соответственно Постная и Цветная Триоди. Некоторые древние греческие и славянские рукописи содержат книгу полностью, без этого разделения. Существовалот два способа деления Триоди: 1) Постная Триодь оканчивается службой в Великую субботу, а Цветная начинается с пасхальной недели. К этому типу относятся списки Триоди 10 в.: Пентикостарий лавры св. Афанасия D-27 (наименование рукописи), греческие Триоди из собрания Синайского монастыря (734, 735), греческая печатная Триодь, а также все русские печатные Триоди, начиная с издания 1656 года и до современных изданий, которые содержат текст, исправленный справщиками при патриархе Никоне; 2) Постная Триодь оканчивается утренней службой пятницы шестой недели (цветоносной, ваий) Великого поста, а Цветная Триодь начинается с вечерней службы в ту же пятницу перед Лазаревой субботой. Это отвечало требованиям Иерусалимского церковного Устава, введенного в Византии в 12 в., который к Страстной седмице причислял Лазареву субботу и «неделю» ваий. Примером второго деления Триоди может служить Пентикостарий лавры св. Афанасия Г-47 (12 в.). У славян было принято именно такое деление, оно сохранялось и в печатных русских изданиях до Никона. В самом названии Цветной Триоди содержится указание на то, что она начинается с дней цветной седмицы.

Основными авторами византийской Триоди являются преподобный Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, иерусалимский патриарх Илья III (8 в.), Стефан Савваит (8-9 вв.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (8 в.), братья Иосиф Студит (ум. 835) и Феодор Студит и другие. В 12 в. в византийскую Триодь вносятся паремии, которые помещались как на Утрене, так и на Вечерне. В 14 в. Н. К. Ксанфопулом были написаны синаксари (от греч. Synaksis — собрание) — рассказы о событиях или святых, которые упоминаются в данной службе. Синаксари включались в службы воскресных и особо памятных дней и всегда помещались после 6-й песни канона.

О.А. Крашенинникова

  • Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ея плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910.
  • Момина М. А. Постная и Цветная Триоди // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. С. 389-419. Вып. 2., ч. 2.
  • Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1983. Т. 37. С. 25-38.
  • Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Litteratur. Muenchen, 1897.
  • Карабинов И. А. Постная триодь. — М.: Ихтиос, 2004.
  • Триодь цветная. — М.: Моск. Патриархия, 1992.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *