Жизнь монахов на афоне

Жизнь монахов на афоне

Содержание

Домыслы и история

В уникальной истории некоторых монастырей Афона однажды наступил момент, когда вековая память была утрачена и появилась необходимость написание летописи их становления и дальнейшего развития. Такого рода летописи впервые стали появляться в начале XIV века, а в XVI веке распространились под общим названием «Патриа». По прошествии многих лет ход истории и событий было восстановить достаточно трудно и вследствие этого пустоты заполнялись домыслами и придуманными историями далекими от реальности. Ситуация усугублялась тем фактом, что некоторые монастыри пытались датировать свое основание как можно более ранним периодом.

То же самое наблюдается в попытке установления происхождения названий некоторых монастырей. Например, монастырь Каракал часто связывали с именем римского императора Каракалла, не смотря на то, что тот поклонялся языческим богам, так как память о возможном византийском основателе монастыря Каракалле была утрачена. Монастырь Ватопед обязан своим названием равнине (πεδιάς) с малиновыми кустами (βάτος), но слово «равнина» в греческом языке созвучно со словом «дитя», и удивительная история о спасении сына императора Феодосия I в этих краях звучала более уместно для такого значимого монастыря. Монастырь Стравоникитас не обладал благозвучным названием (στραβός – в переводе на русский означает «косой»), оно было изменено на Ставроникита (σταυρός — крест). Никому неизвестный Кастамонит уступил свое место императору Констанда и монастырь Кастамонит стал называться Констамонит.

Очевидно, что в общей схеме присвоения названий прослеживается тенденция их соотношения с императорской семьей: основание Константином Великим, разрушение при Юлиане и восстановление при Феодосии I и его династии. Вполне логично, что другой период массовых разрушений приходится на эпоху иконоборчества. Развитие монашества в регионе принято считать заслугой епископа Климента, пришедшего в эти края с данной целью из самого Иерусалима. Изучение истории императорских домов и Константинополя того времени показывает, что монархи действительно основали ряд монастырей, но по большей части в столице Византии, а не на отдаленном полуострове.

Другие предания, освященные в летописях, имеют отношение к аватону Святой Горы. Традиционно считается, что Пресвятая Богородица и Евангелист Иоанн оказались на Афоне в результате сильнейшего шторма, вынудившего их причалить к его берегам. Не смотря на языческие верования местных жителей, Богородица, восхитившись красоте здешних мест, обратилась к своему Сыну с просьбой передать ей эти земли в дар. Глас, раздавшийся с небес, возвестил: «Да будут эта земля твоей судьбой и раем и причалом спасения для всех спасения страждущих». С тех самых пор Святая Гора считается садом Божьей Матери, единственной женщины, которой здесь есть место.

Появление первых монахов

В конце III века появилась тенденция удаления от организованных сообществ в пустынные районы, которая впоследствии закрепилась и положила начало развития монашеской жизни.

Этот образ жизни, появившийся в лоне Церкви в момент ее становления, шел вразрез с существовавшим тогда образом общественной организации, так как сосредоточил свое внимание на самом главном его аспекте, отрицая все сопутствующие факторы. Единственная ценность существования – это душа, а весь мир с его благами не имел никакого значения, ввиду того, что любые ценности обесцениваются, если потерять бесценную душу. Желающего стать достойным того, чтобы предстать перед Богом, ожидала жестокая борьба с соблазнами внешнего мира. Как возвестил Христос, во время этой борьбы необходим особый контроль над своими желаниями и над способами их достижений. Желающий пройти Его путем должен отречься от самого себя, поднять Его крест и последовать за Ним, чтобы обрести небесное богатство.

Именно эти принципы высокой этики и морали легли в основу жизни первых христиан, возжелавших пребывать в особом аскетизме и строгости, отрекшихся от благ земной цивилизации и сосредоточившихся на посте и молитве.

В середине III века и в большей степени в начале IV века, когда ужесточились гонения на христиан, многие из них были вынуждены уйти из городов. Даже с прекращением гонений количество пустынников продолжало возрастать. Удаляясь в малодоступные, пустынные области, они обрекали себя осознанно на гонения другого рода, становясь «мучениками совести» в борьбе с демонами и соблазнами. Сама жизнь была для них борьбой, и лишая себя этой борьбы, они лишали себя надежды на спасение.

По прошествии времени аскеты искали все более отдаленных мест, и чем дальше они жили, тем большее уважение и восхищение они вызывали. Первым настоящим монахом пустынником принято считать Антония Великого (251-356), чье житие с великим вниманием и любовью записал Афанасий Великий. Проживший в пустыне более 70 лет, он снискал уважение правителей и обычных людей, а также послужил примером для аскетов в Египте и других странах Ближнего Востока. Его последователи сами обеспечивали себе жилье, пропитание, одежду и пребывали в постоянной молитве.

Этому образу жизни противопоставляется киновиальное устройство организации, развитию которого положил начало Пахомий Великий (292-346) в Верхнем Египте, взяв под контроль все аспекты жизни монахов, такие как: проживание, одежда, питание и работа. С этого момента женщины также могли стать монахинями, так как жизнь в пустыне для них была небезопасна.

Преподобный Макарий и Антоний Египетский придали пустынникам некое подобие организации, создав систему, по своему устройству, находящуюся между отшельническим и киновиальным образом жизни. Все монахи жили в удаленных друг от друга кельях, но в каждом таком сообществе появился его глава – пресвитер. Центром жизни монахов таких сообществ стал храм, где они собирались в субботу вечером на всенощную и утреннюю службы, за которыми следовала совместная трапеза. Храм строился, как правило, в центре заселенной области, на перекрестке, который выполнял также функции агоры (рыночная площадь и место собраний). Эти центральные районы с агорой получили название «лавра»; отсюда это название распространилось и в другие монашеские сообщества, дойдя впоследствии до Святой Горы. Четыре таких сообщества образовалось в районе Египта под названием Скити, некоторые сообщества были организованы в других районах Египта, а также в Палестине. В раннюю эпоху эти сообщества называли «скитами» из-за их географического местоположения, а не из-за аскетов, проживающих в них, как считалось многими исследователями.

В первое тридцатилетие IV века эта система устройства монашеских сообществ завершила свое развитие. По прошествии нескольких десятилетий благодаря Василию Великому появилась еще одна система организации. Василий Великий, начав свой путь в пустынных районах Понта, сумел перенести этот образ жизни в городские центры, утверждая, что человек – это «животное прирученное и социальное, а не одинокое и дикое» и ничто не подходит нашей природе больше чем общение. Таким образом, он основал систему киновии, относящейся к организации монастырей, благотворительных учреждений, детских домов и школ, не подходящую, однако, для монахов — отшельников.

Независимо от того, придерживается ли монах одной из четырех систем образа жизни, или какому-то из измененных ее вариантов, главной целью остается единение с Богом.

Неизвестные периоды монашества на Афоне

Монашество очень быстро распространилось и за границы Египта, во все отдаленные уголки империи, начиная с побережья Средиземного Моря, затрагивая в дальнейшем даже Северную Европу. Начиная с IV века, оно уже распространилось во Фракии, а веком позднее достигло Эпира. Представляется невозможным, чтобы район Македонии, находящийся между этими областями прошел незамеченным.

Вполне вероятно, что монашество в Македонии появилось также в IV веке. С началом великих гонений Максимиана, в 303 году, три женщины из Салоник, следуя закону Божьему, оставили свою родину, семью и богатства из-за любви к Богу и возжелав других благ – небесных. Не смотря на то, что они были пойманы и приняли мученическую смерть, было бы ошибочно полагать, что это был единственный случай отречения от всего мирского, или же, что все монахи были пойманы и казнены. Гора, на которую удалились эти женщины и другие христиане – это, скорее всего, Хортиатис, находящийся неподалеку от города Салоники.

Афон, соседствующий с такими важными христианскими центрами, как Салоники, Филиппы, Амфиполис и Аполлония, должен быть принять христианскую веру довольно рано и его жители, в большинстве своем, должны были быть христианами уже в IV веке. Вершины и склоны Афона как нельзя лучше подходили для аскетов. Отсутствие упоминания монашества на Афоне в этот период времени можно объяснить его особым характером уединения и скромности. Период духовной жизни Греции с 400 по 800 годы остается мало освященным в письменных источниках.

О ранней стадии развития монашества на Святой Горе свидетельствует фраза из сигиллия Льва Мудрого о «так называемых старцах древней кафедры». По-видимому, речь идет не о простых монахах, а именно о старцах, в значении высших советников, которые заседали на кафедре. Упоминания о старцах встречаются в Типиконе императора Цимисхия, в котором говорится, что миряне могут ступить на землю Афона только при условии вторжения иноземных захватчиков и «с общего разрешения старцев». В Типиконе Мономаха также упоминается «общее решение старцев».

Термин «древняя» означает, что период расцвета этого устройства организации приходится на далекое прошлое и может быть обозначен как 200 или 300 лет назад до момента составления этого документа в IX веке.

Афонская пустыня

До сих пор остается неясным, каким образом опустели и исчезли древние города на территории Афона. Мнение некоторых ученых о том, что это произошло в V веке, по причине набегов Славян представляется маловероятным, так как новейшие исследования датируют вторжение Славян на территорию Македонии VII веком. Однако, нет никаких сведений о такого рода вторжениях на полуостров Халкидики.

Наиболее вероятной представляется теория о нападении пиратов в VII веке на эти территории, вынудившем мирян оставить свои города. Монахи не представляли особого интереса для захватчиков, так как жили уединенно в отдельностоящих каливах и кельях. Когда к давлению внешних факторов прибавилась угроза, исходящая из самой империи в период иконоборчества, и Кафедра Старцев была распущена, Афон практически опустел, и его население составляли, в основном, монахи.

Становление монашества

Историк Генезий упоминает в своем труде, что в 843 году на соборе присутствовали представители Святой Горы. В этот же период на Афоне появляются две известные и глубоко почитаемые исторические личности: Петр Афонский и Евфимий Новый. Труд Николая Афонского, написанный в X веке, служит письменным историческим источником, упоминающим о присутствии Петра Афонского на Святой Горе. Петр служил в императорских войсках и был захвачен Арабами в плен. После своего чудесного освобождения, стараниями святого Симеона, по указанию святого Николая, он отправился в Рим, где принял монашеский постриг. Возвращаясь из Рима на родину, Божественным провидением Петр оказался на Афоне, где и прожил последующие 53 года, пока не почил в своей пещере. Все это время он питался корнями и травами, а его борода опускалась до самых ног, как у святого Онуфрия. Петр не встретил за эти годы ни одного человека, лишь на 53й год он повстречал охотника и настолько повлиял на него своим примером, что и тот возжелал уединения. Вернувшись на это место спустя год, в сопровождении двух монахов, он обнаружил старца мертвым. Его мощи были размещены в монастыре Климент, на месте сегодняшнего монастыря Иверон.

Житие Петра Афонского, составленное Григорием Паламой в XIV веке, описывает чудеса, совершенные Петром во Фракии.

Информация о взятии Петра в плен Арабами позволяет датировать и его прибытие, и жизнь на Афоне в период с 780 по 833 гг.

Житие Евфимия Нового было записано его учеником Василием Салоникийским. Рожденный в Малой Азии в 824 году, в возрасте 18 лет он прибывает в монастырь на Олимпе и по прошествии 18 лет, в 859 году, обосновывается на Афоне. Его имя тесно связано с армянским монахом Иосифом, с которым в течение 40 дней они прожили на четвереньках, питаясь травой, и условились прожить три года в одной пещере. Через год Иосиф был вынужден прервать свой обет. Когда Евфимий еще спустя два года вышел из пещеры, он увидел, что вокруг нее собралось множество монахов. Так в 862 году он собрал вокруг себя последователей, вдохновленных его примером. Речь не идет о создании лавры, но, безусловно, образовалось некое духовное братство. Спустя год Евфимию пришлось вновь вернуться на Олим. На протяжении всей своей жизни ему пришлось неоднократно покидать Афон и возвращаться в эти святые места. В общей сложности он прожил здесь всего около 6 лет, однако, сыграл очень важную роль в распространении монашества не только на полуострове, но и во всей Македонии.

Тот факт, что эти два почитаемых аскета прибыли на Афон издалека не означает, что и монашество было принесено на полуостров извне. Очевидно, что если бы на этой территории не процветало монашество, то и за пределами Святой Горы об этих местах было бы неизвестно.

Существуют свидетельства о прибытии на Святую Гору монахов из Палестины, в VII веке, по причине гонений Арабами. Наиболее вероятной, однако, кажется версия о распространении монашества с появлением здесь монахов, спасающихся от гонений иконоборцев. Тем не менее, трудно представить, что первые монахи появляются здесь в VII веке. Очевидно, что уже в 5 веке полуостров был заселен отдельными монахами, а в VII и IX веках случились периоды упадка, обусловленные вторжениями пиратов и иконоборчеством.

По окончании периода иконоборчества монахи вновь стали организовываться в небольшие общины. В 865 году, когда Евфимий прибыл на Афон в третий раз, монахов здесь было столько, что можно было представить себе население целого города. По примеру древних монахов Скитской пустыни Египта, монашеские поселения появляются в первую очередь на территориях, граничащих с мирскими, и лишь затем отступают вглубь полуострова. Организация сообщества Евфимия напоминает лавру, так как кельи в нем располагались недалеко друг от друга и только две кельи находились на расстоянии – самого Евфимия и Онуфрия.

Ученик Евфимия – Иоанн Колов, удалившись с Афона, основал киновию Иоанна Предтечи в Сидирокавсии. Эта киновия упоминается впервые в указе Василия I в 883 году. С изданием этого указа монастырь Колова автоматически получает статус императорского. Богатства монастыря преумножались, и в скором времени он поглотил четыре других монастыря, распространяя свои владения и на территорию Афона. В хрисовуле Романа Лакапина от 934 года с преувеличением говорится, что монастырь захватил большую часть полуострова.

Следует отметить, что все монастыри, расположенные на участке между Сидирокавсей и Афоном, постепенно были включены в земли Святой Горы. Афон обрел настолько широкое влияние, что все обители, образовывавшиеся по соседству, ему подчинялись.

Очевидно также, что период расцвета монашества на Афоне совпадает с периодом расцвета Македонской династии. Святая Гора отображает духовную и религиозную славу Византии в годы правления этого монаршего дома.

В водах Эгейского моря на востоке Греции расположился полуостров. Самая высокая его точка, Святая Гора Афон, считается символом православного монашества. На полуострове находится 20 монастырских обителей, живущих по своим законам. Новый день здесь начинается с заходом солнца, а женщинам до сих пор запрещают появляться на священной земле.

История Афонской горы

Афонский полуостров имеет многовековую историю. Эта земля хранит секрет падения античных городов, видела не одну войну, была свидетелем рождения и расцвета монашества.

Происхождение названия

Первое упоминание названия Святая Гора приходится на 12-й век, когда в 1144 году император Алексей Комнин отправил грамоту монастырю Великая Лавра. До этого в Уставе монастырей Афон назывался Орос.

В более древние времена полуостров имел еще два других названия:

  1. Акти. На древнегреческом означает «утес» и характеризует местность.
  2. Афон. Это название дано в честь гиганта. Согласно греческой легенде, полуостров образовался на месте камня, который гигант Афон бросил в Посейдона.

Древность и античность

Заселение людьми полуострова, где находится Святая Гора Афон, началось за сотни лет до нашей эры. Для моряков, плывущих мимо Греции на Восток, полуостров выступал маяком. Горный рельеф этого региона, климат и природа способствовали изолированному от других способу жизни греческих племен.

Удивительно, но к моменту зарождения монашества на Афоне гора пустовала. Ученые до сих пор не могут объяснить, как пришли в упадок древние города, а также указать места их нахождения на полуострове.

Времена правления Александра Македонского

Во времена Александра Македонского существовала идея превратить Афон в статую. Дейнократ предложил подобным образом увековечить победы царя в войне с Персией. Гора приобрела бы вид мужчины, прообразом которого стал бы правитель. В его левой руке должен был находиться город, а в правой — чаша. Чаша собирала бы воду из горных рек, а вода из нее попадала бы в море. Македонский не одобрил эту идею, и гора осталась нетронутой.

Период расцвета Афона

Расцвет монашества на Афоне приходится на период правления Византии. В 883-м году византийский император Василий Македонянин закрепил своим указом право проживания на полуострове исключительно за монахами.

В 9-м веке гора считалась центром монашеской жизни Востока.

В ее границах сосуществовали три равноправных формы монашества:

  • отшельническая;
  • скитская;
  • общежительная.

Дальнейшая судьба

На протяжении веков происходило множество изменений в положении Афона.

Главные события:

  1. В 13-м веке территория Греции была завоевана латинянами. Многие монастыри стали дворянскими поместьями. После принятия Лионской унии афонцам, которые воспротивились объединению с латинянами, пытались навязать объединение церквей силой. Монахам пришлось пережить ссылки, заточения и пытки.
  2. Затем, в начале 14-го века, полуостров атаковали каталонцы. Они разрушали обители, убивали монахов и мирных жителей.
  3. В 15-м веке пала Византия, и Святая Гора оказалась в руках Османской империи. Монастыри потеряли независимость и свои владения.
  4. В 18-м веке на Афоне зародилось коливадское движение, целью которого было возобновление традиционной духовной жизни. Этот период также стал временем греческого просвещения. Были основаны Афонская академия и типография при Великой Лавре.
  5. В начале 19-го века Афон стал базой для турецкой армии. Многотысячное войско нанесло серьезный ущерб постройкам. Многие монахи были вынуждены оставлять обители. Они забирали иконы, рукописи и реликвии и вывозили их за пределы полуострова. Монахи смогли вернуться после окончательного ухода турков с Афона.

Принятие в состав Греции

После освобождения Афона его дальнейшая судьба была неясна.

В 1913 году прошла конференция в Лондоне, где было предложено три пути:

  • независимость во главе со Вселенским патриархом;
  • зависимость от Румынии;
  • подчинение одной из Поместных Православных Церквей.

Ни один из вариантов не подходил монахам, поэтому было созвано срочное собрание глав монастырей. Священный Кинот объявил, что признает власть только греческого короля. Греция законодательно признала в 1926-м году «Уставную Хартию Святой Горы Афонской», которая была подписана представителями 19 монастырей. Хартию не подписал только представитель Пантелеймоновского монастыря, где сосредоточено наибольшее русское афонское общество, которое, по всей видимости, поддерживало идею России о независимости. Так закрепился греческий суверенитет над Афоном.

Современный статус и положение

Сейчас монашество переживает возрождение. После 1971-го года, когда было зафиксировано минимальное количество монахов, усилился приток последователей.

Жизнь монаха выбирают люди разного социального положения и различных профессий. Многие считают, что большое влияние на новопришедших оказывают афонские старцы — духовные наставники. Именно они обучают молодые поколения традициям Афона.

Стоит также отметить повышение туристического интереса относительно Афона после включения горы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Месторасположение святыни

Афонский полуостров площадью около 336 км2 является частью греческого полуострова Халкидики. Он растянулся на 60 км с севера на юг, а в самой широкой части полуостров достигает 19 км.

Климатические и природные условия

Погода на Афоне — жаркая летом и дождливая зимой, иногда падает снег, но надолго он не остается. Средиземноморский климат позволяет выращивать цитрусовые, яблони, груши, черешни и грецкие орехи. Нередко здесь встречаются плантации винограда и оливковых деревьев.

Полуостров укрыт еловыми, каштановыми и дубовыми лесами. Бедным растительностью считается только район пика горы Афон и рядом находящихся скал.

Как добраться

Путь к Афону лежит только по морю. Купив билет на корабль, можно доплыть в бухту Дафни. Она связана с административным центром Афона — Карье.

Часто паломники, желая сократить время в море, выбирают путь через Уранополис, до которого можно добраться по суше. Из этого города проложен самый короткий морской путь до Дафни.

Монашество на Афоне

Афон является крупнейшим в мире сосредоточением православных монахов. Для православных верующих это место — одно из святых, оно считается земным уделом Богородицы.

Монахи считают Пресвятую Богородицу защитницей и покровительницей. В стенах храмов сохраняют около 60 чудотворных икон Богородицы. Монастыри, скиты, кельи посвящены ее Благовещению, Рождеству и Успению.

Зарождение монашеской жизни

Первые монахи начали появляться на Святой Горе после принятия христианства в Греции. Массовое переселение монахов на Афон началось в ранний период византийского правления.

Распространение на полуострове монашества связывают с такими факторами:

  1. Земли Святой Горы были не заселены, а рельеф местности способствовал уединению.
  2. Во время войн территорию Византии занимали народы, исповедующие другую религию. Проживающие в тех землях монахи были вынуждены оставлять монастырские центры и искать другие места для жительства.
  3. В период иконоборчества византийские власти были враждебно настроены по отношению к монахам.

Известные афонские монахи

Говоря о известных монахах Афона, начать стоит с Петра Афонского и Евфимия Нового. Они известны тем, что стали первыми насельниками Афона. Петр Афонский является первым известным святым на Афоне. Первое упоминание о его отшельничестве на горе относят к середине 10-го века. С именем Евфимия Нового связывают значительное увеличение количества монахов на Афоне, для которых он был духовным наставником.

Дальше на полуострове появился, пожалуй, самый известный монах — Афанасий Афонский. С его именем связывают зарождение общежительного монашества на горе и основание Великой Лавры, главного в современной иерархии монастыря.

Также стоит вспомнить Иоанна и Евфимия Святогорцев, первых грузинских монахов, основавших Иверский монастырь, и Савву Сербского, основавшего первый сербский монастырь Хиландар.

Еще одним известным монахом, чье имя связано с развитием исихазма на Афоне, является Григорий Палама. Он первым стал обучать исихастов духовной практике, до этого афонские монахи приобретали духовный опыт без наставников.

Современное положение

Жизнь монаха на горе полностью посвящена православной церкви. Стать частью афонской братии может любой совершеннолетний православный христианин. Большую часть времени монахи проводят в молитвах и богослужении. Помимо молитв все монахи выполняют послушания — труд на пользу всего монастыря. Их количество зависит от числа монахов в обители, а вид работ — от умений конкретного монаха.

Во внутренней жизни Афона усугубляется конфликт между двумя наибольшими афонскими общинами: греческой и русской. Численность русских монахов в последние годы значительно выросла. Греки склонны видеть в этом угрозу эллинизму. Русские монахи говорят о притеснениях со стороны греков, которые проявляются в том, что им стараются не продавать землю, келлии и каливы, а также значительно завышают на них цены.

Стоит еще упомянуть препятствие, связанное с визой. Перед тем как принять постриг, нужно пробыть на Афоне от 1 до 3 лет послушником. Для этого необходимо многократно обновлять визу, что не всегда просто. Тем, кто принял постриг еще в России, нужно подготовить большое количество документов. Для европейцев таких препятствий нет.

В начале 2019-го года появилась ложная информация о расколе Афона. Слухи появились из-за разного мнения монастырей по поводу действий Константинопольского патриархата относительно Православной Церкви Украины. Ранее патриархом Варфоломеем был выдан томос об автокефалии Украинской Церкви.

На заседании Священного Кинота 28 января 5 из 20 представителей монастырей выразили поддержку инициативе Константинопольского патриарха отправить делегацию на интронизацию главы новой церкви. После заседания Священный Кинот принял решение не отправлять делегацию в Киев и не вмешиваться в церковный конфликт в Украине, предоставив решение вопроса Патриархии и представителям Поместных Православных Церквей.

Афон как очаг исихазма

Гора в 14-м веке стала центром развития двух направлений исихазма: отшельничества и общежительного монашества.

Зарождение течения

Зарождение исихазма в первую очередь связано с монашеством. Впервые он упоминается как духовное течение в 4-м веке у египетских монахов. Течение предполагало жизнь в отшельничестве и безмолвии. Первые монахи удалялись от людей, изредка жили в затворе.

Дальнейшее развитие учения связано с греческими святогорскими монахами и Иисусовой молитвой. Распространилась практика благодаря трудам Григория Паламы в 14-м веке.

Суть и идеи

Говоря об исихазме, чаще имеют в виду именно духовную практику в монашестве, которая открывает возможность ощутить Бога не только духовно, но и телесно. Ее цель — посредством молитвы и смирения увидеть Нетварный Свет, который является проявлением Божественной Силы. Хотя на самом деле у термина «исихазм» есть еще одно значение — так называют философскую теорию.

Центральная идея практики исихастов — это контроль мыслей (помыслов). Монахи верят, что так получится очистить ум и сердце, что поможет приблизиться к Господу.

Направления исихазма

Практика исихазма у православных монахов развивалась в нескольких направлениях.

Всего выделяют три:

  • отшельничество;
  • духовные практики;
  • учение Григория Паламы.

Такое направление, как отшельничество, возникло с первыми монахами и представляет собой жизнь в безмолвии.

Говоря о духовных практиках, имеют в виду многократное повторение Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.» Посредством постоянного призывания Имени Божия монахи добивались ухода вражеских (диавольских, то есть всеваемых в ум от врага спасения души — диавола) помыслов.

Третье направление связано с жизнью и трудами святителя Григория Паламы о восхождении человеческого духа к Божеству через самонаблюдение и самосовершенствование.

Исихазм в православии

Практика исихазма у православных монахов строится на последовательном выполнении шести действий.

Этапы совершенствования в православном исихазме:

  1. Поскольку цель духовной практики — это созерцание Бога, а исходя из убеждений монахов, способен на это лишь человек, чистый сердцем, то основу исихазма составляет очищение сердца.
  2. Затем следует уединение. Монахи уверены, что в одиночестве способны достичь большей концентрации.
  3. Третий этап называют «умным деланием». С помощью внутреннего созерцания и дыхательных упражнений монахи достигают момента объединения сердца и ума.
  4. После этого начинается этап постоянного повторения Иисусовой молитвы.
  5. Дальше наступает безмолвие. Таким образом монах сосредотачивается на сердце и создает вокруг себя тишину.
  6. В конце появляется Фаворский Свет, он говорит об общении с Господом.

Отделение от философии

Исихазм в философии представлен теорией, которая отождествляет сущность человека с микрокосмосом, в котором отображена вся Вселенная.

В православной практике идея заключается в духовном изменении себя, которое позволит увидеть Бога. Совершая грехи, люди скрывают образ Господа, живущий в них, но к нему можно приблизится, очистив душу. Бог проявляет себя в мудрости, любви, смирении.

Монастыри Священной Горы

Территория полуострова разделена между 20 монастырями. Статус монастыря свидетельствует о наличии прав собственности на землю и возможности участия в органах самоуправления.

Кроме монастырей на полуострове также расположены скиты, келии, каливы, которые принадлежат одному из монастырей. Количество монастырей и других зависимых монашеских учреждений неизменно, так как создание новых запрещено.

Великая Лавра

Великая Лавра — это первый афонский монастырь, он появился в Греции в 963-м году. Его основал Афанасий Афонский на месте античного города Акрофоон у подножья горы на юго-востоке полуострова.

Соборный храм Лавры (кафоликон) освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 16-м веке он был расписан одним из лучших живописцев — Феофаном Критским. В одном из двух его приделов сохраняются мощи преподобного Афанасия.

В монастыре хранится 4 чудотворных иконы Божьей Матери, а его библиотека считается самой богатой и насчитывает порядка 3000 рукописей и 100000 печатных книг, 50 из них сохранились здесь в единственном экземпляре.

Ватопед

Современный вид Ватопед приобрел в 19-м веке. Самая старую часть комплекса относят к византийскому периоду. Находится монастырь в бухте на северо-восточном берегу полуострова на месте старого городка Дион.

Кафоликон монастыря был сооружен в 10-м веке и освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В одном из 16 параклисов (церквей) сохранилась самая древняя фреска Григория Паламы. Также обители принадлежит старейшая колокольня Афона.

Величайшей святыней Ватопедской обители является Пояс Пресвятой Богородицы, имеющий благодать исцеления рака и бесплодия у женщин.

В монастыре хранится 7 чудотворных икон Божьей Матери:

  • «Алтарница», или «Ктиторская»;
  • «Всецарица»;
  • «Отрада», или «Утешение»;
  • «Елеоточивая», или «Келарница»;
  • «Закланная»;
  • «Предвозвестительница», или «Живоприятная»;
  • «Простреленная».

Одной из ценнейших рукописей библиотеки считается «География» Клавдия Птолемея, датируемая 11-м веком. Здесь также находится наибольшая коллекция музыкальных манускриптов — около 350.

Зограф

Болгарский мужской монастырь расположен в ущелье в 3 км от моря в юго-западной части полуострова. Большая часть построек сделана в 18-19-м веках. Самая старая башня, сохранившаяся до нашего времени, была возведена в 1517-м году.

Кафоликон построили в центре двора в 1801-м году и освятили во имя великомученика Георгия Победоносца. Он был расписан в середине 19-го века. В соборе хранятся мощи святых и 3 чудотворных иконы Георгия Победоносца.

В библиотеке монастыря хранится второе по количеству и значению собрание славянских рукописей.

Святого Павла

Монастырь расположен на западном склоне Афона. Основан он был в конце 9-го века святым Павлом Ксиропотамским. Поскольку территория монастыря ограничена отвесной скалой и двумя реками, он рос в высоту, а не в ширину. Современный вид приобрел в 19-20-м веках. Самые ранние сохранившиеся постройки относят к 15-му веку.

Кафоликон занял центр просторного двора. Он построен в 1844-м году и посвящен Сретению Господню. Библиотека насчитывает 494 рукописи и 12 тысяч книг.

В часовне святого Георгия сохранились элементы фрески Критской школы, датируемые 1555-м годом. Самыми ценными реликвиями, сохраняемыми в стенах монастыря, являются Дары волхвов младенцу Христу.

Святого Пантелеймона

Монастырь расположен на берегу залива и традиционно считается «русским Афоном», хотя таковым его можно считать только с 19-го века. В архитектурном плане в отличается от других монастырей тем, что не напоминает крепость.

Строительство кафоликона завершилось в 1821-м году. Освятили его во имя святого великомученика Пантелеймона. С 1875-го года песнопения в храме ведутся на греческом и церковнословянском.

В храме хранится часть камня, отваленного от Гроба Господня. Библиотека, расположенная в двухэтажном здании, насчитывает около 2000 рукописей на греческом и славянских языках и более 20000 печатных изданий.

Иверский

В очертаниях античного города Клеоны был основан монастырь грузинским монахом Иоанном Иверским. Иверский монастырь начал формироваться на территории Лавры Климента в бухте на северо-востоке полуострова.

Главный храм был достроен в 983-м году, он считается одним из старейших на Афоне. Это единственный монастырь, который использует не византийское время, — сутки здесь начинаются не с заходом солнца, а с его восходом. Монастырь обладает наибольшим количеством святых мощей на Афоне.

Эсфигмен

Эсфигмен — это самый северный монастырь, он расположился на морском побережье. Спрятавшись между двух возвышенностей, Эсфигмен, благодаря мощным стенам и высоким башням, больше напоминает средневековую крепость, а не монастырь.

Во внутреннем дворе обители растет множество кипарисов и олив. Соборный храм был построен в 1810-м году на основании более древнего храма и освящен в честь Вознесения Господня. В обители хранится мозаичная икона Спасителя VII-го века.

Пантократор

Монастырь расположен на северо-восточном склоне Афона. Его строительство началось в 1361-м году неподалеку от развалин древнего города.

Его двор состоит из двух частей: в меньшей находятся гостиные кельи, комнаты для рабочих, башня с часовней и ризницей; в большей части расположены соборный храм, трапезная и колокольня.

Пантократор владеет самой большой коллекцией икон среди монастырей Афона. Библиотека богата рукописями и старинными книгами, самой ценной считают «Евангелие Каливита».

Хиландар

Первые упоминания о существовании храма относят еще к 10-му веку. Но та обитель пришла в запустение. Современный монастырь был основан в 1198-м году и располагается на северо-востоке полуострова.

Его кафоликон, построенный в 13-м веке, посвящен празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. В его библиотеке, которой удалось уцелеть в пожаре 2004-го года, хранится порядка 1000 рукописей на греческом и славянских языках и 20000 книг, а также огромная коллекция старинных документов.

Из реликвий выделяют четыре чудотворные иконы и резные драгоценные камни с изображениями Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Дионисиат

Монастырь расположен на крутой скале юго-западного побережья Афона. Строительство обители началось в 1364-м году, а ее основателем считают Дионисия Афонского. Все постройки монастырского комплекса расположены вплотную друг к другу, это обусловлено размещением на тесной скале.

Кафоликон был построен в 16-м веке в честь Рождества святого Иоанна Крестителя. Обитель обладает большим количеством аналойных икон. В библиотеке Дионисиата собрано 804 рукописи, самую древнюю из них относят к 9-му веку, и больше 10000 печатных изданий.

Ксиропотам

Ксиропотам находится на западном склоне Афона и считается одним из древнейших монастырей. Его название означает сухой поток. Назван он так из-за оврага с ручьем, который пересыхает в жару.

Кафоликон был сооружен по образцу святогорских храмов в 1763-м году и посвящен Сорока мученикам Севастийским. В стенах храмового комплекса хранится большое количество мощей святых. Здесь находится самая большая часть Животворящего Креста Господня. В библиотеке монастыря — 409 рукописей и 5000 книг.

Дохиар

Этот мужской монастырь расположился на южном склоне горы в нескольких десятках метров от морского берега.

Кафоликон был возведен на основании более древнего храма. Он освящен в честь архангелов Михаила и Гавриила. В монастыре хранятся мощи святых и частица Животворящего Креста. В трапезной сохранились изображения первых настоятелей. Библиотека обители владеет 620 рукописями, самая древняя из которых относится к 9-му веку.

Другие монашеские обители Афона

Кроме описанных монастырей на святой горе находится еще 8 греческих обителей.

На восточном побережье Афона:

  • Филофей;
  • Каракалл;
  • Ставроникита.

На западной стороне полуострова:

  • Григориат;
  • Констамонит;
  • Симонопетр.

Все они являются общежительными. Все, кроме Григориата, были основаны в период до 12-го века. Из всех монастырей Афона выделяется Ксенофонт, он уникален тем, что обладает двумя кафоликонами.

Паломничество к святому месту

Афонскую гору посещают тысячи паломников каждый год. Их количество особенно возрастает на Пасху и Рождество. В последнее время к Афону выявляют не только паломнический, но и туристический интерес. Перед путешествием к святыням следует узнать о нескольких нюансах.

Возможности и правила посещения

Попасть на Афон самостоятельно или в составе экскурсионной группы могут только мужчины. Желающий побывать на Афоне должен получить специальный документ — диамонитирион.

Этот документ бывает двух видов:

  • общий диамонитирион позволяет находится в священном месте 4 дня и останавливаться в любом из монастырей;
  • индивидуальный диамонитирион выдается одним из монастырей и позволяет находится на горе неограниченное время, при этом ночевать паломник должен в монастыре, который выдал диамонитирион.

Отправляясь в путешествие, следует знать, что в святыне действует ряд правил: не позволено носить одежду выше колена, сквернословить или громко разговаривать. Поскольку Афон — не место для отдыха, здесь также запрещено загорать или купаться на пляжах, делать фотографии или записывать видео.

Женщинам, а также любым существам женского пола, вход на Афон запрещен. Такое ограничение закреплено в 186-й статье Устава Афона и связано с древним преданием. История гласит, что Пресвятая Богородица, держа путь на Кипр, попала в шторм, и ее корабль прибило к берегу Афона. Поразившись красотам этого места, Она пожелала, чтоб гора стала Ее земным уделом. Так оно и произошло. По Ее завету, ни одна женщина, кроме нее, не может ступать на эти земли. Этот запрет действует по сей день. В законодательстве Греции даже предусмотрено тюремное заключение за его нарушение.

Маршрут и стоимость экскурсии

Туристические агентства предлагают различные туры — как индивидуальные, так и групповые.

Популярны у туристов туры с восхождением на Афон.

В их стоимость включают:

  • перелет в Уранополис (чаще всего из Москвы, из других городов — намного реже);
  • медицинскую страховку;
  • сопровождение по маршруту;
  • питание;
  • проживание.

Но за визу и диамонитирион придется заплатить отдельно. Стоимость поездки будет зависеть от конкретного тура — от 280 евро за однодневную поездку до 1200 евро за семидневное пребывание на Афоне.

Интересные факты о святыне

Афон, известный еще как гора монахов в Греции — единственная монашеская республика в мире, хотя официально эта территория принадлежит Греции.

На горе до сих пор используется византийское время.

У Афона есть собственный флаг. На нем изображен двухголовый черный орел на золотистом фоне.

Афонских монахов иногда называют «святопоясниками». Это связано с одной из реликвий, хранящейся в афонском монастыре Ватопед — Поясом Богородицы.

>Видео

Из этого видеоролика можно узнать о жизни монахов на Афоне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *