Жизнь богородицы на земле

Жизнь богородицы на земле

1. Вся Божия Церковь в целом и каждая церковная христианская душа в отдельности, памятуя о Пресвятой Богородице, молясь Ей и величая Ее, в сущности, выражают лишь одну общую свою веру и одно общее свое исповедание постоянного и подлинного присутствия или, лучше сказать, Материнского участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и Святой Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее образно «сердцем Церкви», то есть желал показать, как ощутительно и животворно направляет Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви, разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов многоразличные дары Божией благодати, — действительно Она совершает настоящее свое послушание пред Сыном Своим и Богом примерно так же, как сердце в обычном человеческом организме регулирует и совершает все течение обычного человеческого существования.

2. Нетрудно понять, на чем утверждается и из каких начал исходит отмеченный факт жизненного участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и человека.

Конечно, этот факт исходит из начал Божественного промышления о Церкви и мире и утверждается на событии Боговоплощения или вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа: на событии пренепорочного рождения Его нас ради человек и нашего ради спасения «от Духа Свята и Марии Девы». Она, Пренепорочная, Самого великого Бога «соделала для всех приступным человеком» и вознесла человека до Бога: «яже Бога человеком преславным Твоим рождеством соединившая и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая».

Чрез Нее вновь соединилось Божеское с человеческим, земля и Небо, разъединенные грехопадением и богопротивностью Адама, — соединились природно, органически — мы вновь стали Божиими, Господь стал обитать в самом смертном естестве нашем, так что мы чрез Пречистую Матерь взываем Ему, как присные, как свои у Бога: «Авва, Отче».

Мир поистине имеет Мать, и Святой Церкви даровано поистине золотое сердце, — и разве не прав был святой Григорий Богослов, когда говорил, что «кто не чтит Девы — Богородицы, тот отлучен от Божества».

В настоящий раз мы имеем намерение коснуться обстоятельств земной жизни Пресвятой Богородицы и в особенности указать на основании ее дивного жития на некоторые конкретные и частные руководственные уроки для своего духовного устроения и спасения.

Умилительно, как это обетное Дитя живет целых 12 лет в Божием храме в полной духовной самособранности: в труде, молитве, в проникновении в Божие слово — в той спасительной самособранности своих сил, каковая (самособранность) кончилась известным решением посвятить себя Единому Господу Богу и пребыть до конца Девою. Умилительно это ясное сознание и понимание каждого своего шага, умилителен и этот плод духовного рассуждения — святое вопрошение Ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю» с последующим понятным ответом: «Се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему». Не ясно ли, что первый период земной жизни Богоматери — Ее детство и юность и Ее церковное воспитание научают и нас, в частности, добродетели духовного рассуждения или духовной рассудительности — воспитания в себе духовной самособранности и, первым образом, чистой мысли, чистого помысла и отсюда чистого плана жизни (сочетания помыслов), чистого, верного духовного взгляда на жизнь.

В акафистном пении Пресвятой Богородице имеется, между другими славословиями, примечательное речение: «Радуйся, начальнице мысленного наздания». С первого взгляда трудная славянская фраза именно и означает то, что Пресвятая Дева прославляется Святою Церковию как «начало духовного воссоздания», возрождения, то есть первым образом как подательница чистого помысла: радуйся, подательница чистого помысла — чистой мысли, чистого или уже целого строя чистых (мысленного наздания) мыслей. Неудивительно, что для церковного человека Пресвятая Дева является «небом умным», наставляющим всех «к разуму Божественному», «зарею ум просвещающей», «тлителя (то есть развратителя) смыслов упраждняющей», «лучем умного Солнца» и под… Неудивительно, что Святая Церковь отсюда и воссылает Ей молитвы о даровании «смирения сердца» и «чистоты помышлений».

Впрочем, молитва о чистоте нашего помысла есть общая и постоянная молитва Святой Церкви.

Вставая от сна, христианин взывает ко Господу: «Темже молим безмерную Твою благость: просвети наша мысли и очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави». Полунощное обращение именно ко Пресвятой Богородице износит из нашего сердца ту же молитву: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». «Господи, даждь ми мысль благу», — молится христианин в молитвах на сон грядущий. Причащаться же Тайн Христовых он призывается в молитвах ко святому причащению мыслью «притрепетною», мыслью «смиренною», мыслью «благодарною». Отсюда понятно, что и священнослужитель на Божественной литургии молит Господа Бога «о преспеянии… разума духовнаго», и наконец, сам Апостол Павел просит христиан «дополнить его радость» и «иметь одни мысли» (Флп.2:2), и под.

Почему именно такая забота Святой Церкви о нашей мысли, почему именно о мыслях идет речь и в слове Божием, и в творениях преподобных учителей спасения? Да потому, конечно, что чистые мысли с необходимостью ведут и к чистой жизни: о святом человеке недаром говорится, что «весь ум свой, Святителю, вперил еси к Богу» и затем, естественно, «всего себя предал еси святой воле Его», и под. … Всем понятно, что человек неизменно бывает тем, чем занято его сознание и чем проникнуто его сердце, чем занят его «владычный ум», и что дела человека суть те же самые его мысли, лишь выраженные или выявленные в деле. Отсюда именно на воспитании в себе чистого помысла построяется вся благодатная жизнь подвижников-созерцателей, и чистым помыслом в особенности охраняется благодать Иисусовой молитвы. Итак, должно быть совершенно понятным, что значит чистая мысль для чистой жизни и как дорог нам этот урок богомыслия, духовной самособранности и духовной рассудительности, идущей от жизни и духовного образа самой Пресвятой Девы Марии.

Дар духовной рассудительности по своему существу и есть дар верного распознавания или оценки своих помыслов, своих мыслей, — стремление и способность разбирать каждое обстоятельство своей жизни пред очами Божиими, «слагать все в сердце своем» и вопрошать: «како будет сие». «У отцов наших, — сказано в преподобнической книге, — первая забота была о сосредоточенности» («Луг Духовный», глава 130).

Дар духовной рассудительности, по отцам, именно и должен открыть в нас работу духовного возрождения, воссоздания в себе Богозданной красоты, которую омрачает в нас грязная мысль и отсюда грязное дело; открыть в нас, по выражению преподобных, «борьбу за целого Адама», стало быть, за истинного человека.

Вот, таким образом, к чему, в частности, на общих путях спасения зовет нас первым образом юная Богоотроковица.

4. Не менее назидательна жизнь Пресвятой Богородицы и в период Евангельской истории, Рождества и общественного служения Господа нашего Иисуса Христа — Спасителя мира.

Пусть убоги Христовы ясли, пусть тяжелы и это бегство, и эта постоянная тревога за Сына своего, и это неописуемое страдание с Ним при Его Кресте и «позоре» (Лк.23:48) — пусть: и все же как благословенно это отречение от удобств личной жизни во имя блага общего, во имя Божие, во имя спасения всего рода человеческого от греха и несомой им смерти.

Самоотречение — ведь это и есть то спасительное начало духовной жизни мира и человека, которое, после духовной рассудительности, оставлено нам в осуществление Пресвятой Богородицей, действительно его осуществившей в своей земной жизни, — то начало, которое воплощено и принесено с Неба на землю Самим нашим Господом Спасителем, который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28; Мк.10:45).

Да, поистине радость и спасение осязуемы лишь там, где люди в ответ на зов Богоматери, во имя своего Господа и Ее предстательства подавляют в себе свое самолюбие и грехолюбие, свои личные мелкие интересы и вообще всю свою обычную греховную самость. И конечно, чем выше и ответственнее человек в своем земном делании, тем большее и самоотречение он должен воплотить в своей жизни и деятельности и тем страшнее для него пагубное «обрастание» расчетами своекорыстия и себялюбия. Говорить ли при этом о том, что дух спасительного самоотречения должен быть связан у нас с духом добродетельного самоукорения, постоянного зрения своего греха и под. …

О, помоги же нам, Пресвятая Дева, почувствовать хотя ныне всю действительную низость и узость мелкого самолюбия и расчета. В спасительном богомыслии взирая на Твою многоскорбную земную жизнь ради нас и ради нашего спасения, и мы желали бы, чтобы расширились наши оземленившиеся и малые сердца и зажглись заботою не только о своем благе земном, но и о благе общем, о благе духовном, о благе Святой Церкви, о спасении вечном.

5. Духовная рассудительность и самоотречение совершенно естественно переходят и выливаются у Пресвятой Богородицы и Матери нашей в новую и святейшую добродетель беспредельного Ее человеколюбия, коим и наполнена вся последующая история Ее жизни, в собственном смысле — Ее слава, служение роду человеческому по Воскресении Сына Ее, жизнь, присутствие и участие Ее в истории мира и человека.

Мы кончаем, таким образом, тем же, чем и начали: общим свидетельствованием об участии Богоматери в жизни мира и каждого из нас.

Достаточно привести себе на память одни лишь наименования святых икон Ее, почитаемых Святою Церковию, этим народом Божиим, — чтобы понять, как это Солнышко мира — Пресвятая Богородица — Одигитрия — обращается к грешной земле то одной, то другой стороной своего о ней милосердования и заступления. «Нечаянная радость», «Умиление», «Радость всех Радостей», «Утоление печали», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Покров миру», «Неувядаемый цвет», «Путеводительница» и под. — что это, как не различные наименования со стороны благодарного сердца человеческого неизреченного человеколюбия Пречистой.

Пусть же это человеколюбие Пресвятой Богородицы, которым наполнена Ее чистая жизнь, пробудит и в нас чувства братолюбия друг ко другу. Этого требует Господь, к тому ведет смысл бытия нашего, духовная рассудительность и святой закон самоотречения — весь путь нашего Господа, весь путь жизни и Пресвятой Девы Марии, в молитвах неусыпающей Богородицы.

Филермская икона Пресвятой Богородицы — один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы был написан святым апостолом и евангелистом Лукою. Икона была написана в 46 году от Рождества Христова, и это был последний образ Богородицы в Ее земной жизни. В последующие годы святым апостолом Лукой были написаны и другие иконы Богородицы, например, Киккская икона, но все они были написаны по памяти святого Луки. Но Филермскую икону, согласно преданию, Лука писал, смотря на Пресвятую Богородицу, которая сидела напротив, задумчиво глядя вдаль.

Филермская икона Пресвятой Богородицы была принесена святым Лукой в Антиохию, где она пребывала на протяжении трех столетий. Позднее икону перенесли в святой град Иерусалим, где ей по воле Божией предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда по особому благословению переслала икону сестре своего супруга Пульхерии. Пульхерия поставила бесценный образ в новоустроенном Влахернском храме в Константинополе. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю.

Тогда чудотворный образ оказался в руках католиков-рыцарей ордена иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра была захвачена турками. Отступая, иоанниты взяли святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. В 1530 году император Римской империи Карл V передал острова Мальту, Комино и Гоцо ордену иоаннитов. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы по воле Божией обретает новое пристанище в замке Святого Михаила — главной резиденции Мальтийского ордена на острове Мальта. А затем была сооружена часовня мадонны Филермо, и в 1571 году чудотворная икона заняла место в этой часовне и стала именоваться Филермской.

Название «Филермская» происходит от названия холма Филермо, на котором была построена часовня. С холма Филермо высотой 267 метров открывается прекрасный вид на остров и море, часовня Филермской иконы Богородицы также хорошо видна с равнинной местности. Название холма, в свою очередь, происходит от имени монаха, пришедшего сюда из Иерусалима в XIII веке, он построил на холме небольшую церковь, рядом с которой через несколько веков и была построена часовня мадонны Филермо. Вокруг холма образовалось селение Филермиос. Церковь, построенная монахом, в наши дни находится в центре большого Филермского монастыря, куда приезжают паломники из многих стран.

В России празднование Филермской иконе было установлено в 1800 году, и день этот приходился на 12 октября по ст. ст., в память перенесения чудотворного образа в Россию. В 1852 году государь император Николай I распорядился сделать копию Филермского образа Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в Гатчинском соборе. Так случилось, что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 до 1919 года. В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви был передан этот список с Филермской иконы.

Принято считать, что чудотворный список написан один к одному с подлинной иконы, однако это не так. Размеры списка — 41,2 х 30,3 см, размеры подлинной иконы — 50 х 37 см.

Имеются и другие различия.

Так случилось, что в России после революции не осталось ни списков, ни фотографий Филермской иконы Богородицы. Однако в наши дни в некоторых храмах Русской Православной Церкви имеются списки Филермской иконы, что также немаловажно: ведь верующие, возносящие свои молитвы к Божией Матери перед любой Ее иконой, от образа мысленно восходят к Первообразу.

Филермская икона Богородицы в Цетинье находится в хорошем состоянии, за всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и Лик Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом, на золоте, охватывающем Лик Божией Матери, имеется восьмиконечный крест из эмали. У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Пресвятой Богородицы — двойное ожерелье из сапфиров и бриллиантов, сапфиры (их 6) — в виде крупных капель. В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II. На золотой раме, окружающей изображение Божией Матери, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Божией Матери. До приезда в Россию риза Филермской иконы была сделана из серебра и жемчуга.

В отличие от других святынь, отданных из музея городе Цетинье в монастырь святителя Петра Цетинского, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее. Радует только одно — святыня цела (долгое время икона считалась утерянной) и находится на территории православного государства. Такова история лишь одной иконы, связанная с социальными изменениями, потрясшими наше Отечество после 1917 года.

Чудотворные иконы Божией Матери.

Часть 1

Икона — это книга о вере… И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.
Монахиня Иулиания (Соколова)

Чудотворными именуются иконы, через которые явным образом подаются видимые знаки благодати Божией — например, исцеление больных.

Молясь перед иконой, мы молимся Первообразу, изображённому на ней. Произойдет чудо или нет, зависит от силы нашей веры. «Вера же, — как писал святой апостол Павел, — есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Имей мы крепкую веру — могли бы помолиться у любой иконы, на всяком месте, и сразу бы получили просимое. Но милости, явленные через чудотворную икону другим, укрепляют нашу веру и помогают нашей немощной молитве.

Первые иконы Божией Матери были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Дошедшее до нас предание повествует о том, что апостол Лука был искусным художником и врачом и написал три разных образа Богоматери. Увидев их, она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет!» На одной из тех икон Богородица изображена одна, без Предвечного Богомладенца. На ней Матерь Божия, умоляющая Сына Своего о милости ко всем нам.
На другой иконе Пресвятая Дева держит Богомладенца с левой стороны. Её называют Одигитрией, или Путеводительницей, потому что Она ведёт нас по верному духовному пути и помогает в земных нуждах.
Третий образ, где Богомладенец изображён с правой стороны, именуется сегодня «Милостивой Киккской» — по названию монастыря Киккос на северо-западе Кипра, где и находится эта чудотворная икона.
Одна из тех первых икон, Милостивая, зовётся ещё Филермской. По преданию, святой апостол Лука передал её египетским христианам-подвижникам. С этого и начались её странствия по всей земле. Сначала Иерусалим, потом Константинополь, острова Родос и Мальта… В XVIII веке Мальтой овладела армия Наполеона. Спасая святыню от рук французских вольнодумцев, магистр Мальтийского ордена перевозил её с места на место по всей Европе. Так она оказалась в Австрии.
Австрийский император Франциск II искал пути союза с Российской империей против восставшей и поражённой хаосом Франции. Чтобы расположить к себе Государя императора Павла I, Франциск отослал Филермскую икону Божией Матери вместе с частью Животворящего Древа Креста Господня и десницей Иоанна Предтечи в Гатчину. А уже оттуда она была перенесена в Санкт-Петербург, в церковь Зимнего Дворца.
Вторая икона, Одигитрия, находится сейчас в монастыре Сумела в Македонии. Туда её перевезли из Турции. Сегодня она именуется Сумельской и прославлена множеством чудес. Именно там, близ города Трабзона (тогда Трапезунда), произошло её явление. На том месте, прямо на горе, в VI веке основали монастырь.
Третья икона, Милостивая Киккская, также была послана святым апостолом Лукой египетским христианам. В 980 году она была перенесена в Константинополь, где оставалась до времени правления императора Алексия, царствовавшего с 1082 по 1118 годы. По повелению Божией Матери, явившейся императору, икона была перенесена на остров Кипр.
Чудотворная икона пребывает на Кипре до сих пор, однако с некоторого времени она до половины закрыта пеленою так, что лик Богоматери и Младенца теперь никто не может видеть. Запрещение снимать пелену наложено Самой Божией Матерью, и многие из тех, кто самовольно пытался поднимать пелену, подвергались тяжкому наказанию.
Чудотворный список с Киккской иконы Божией Матери до революции находился в Свято-Успенской Флорищевой пустыни Владимирской епархии. Затем он был утрачен. Новый список, также прославившийся чудесами, пребывает сейчас в Рязанской епархии, в Свято-Милостиво-Богородицком женском монастыре.
По образу этих трёх икон было написано большинство из существующих ныне образов Божией Матери. Они получили свои названия по месту их явления или прославления. Сам апостол и евангелист Лука, по преданию, написал ещё около семидесяти икон Пречистой Девы.
Трудно сказать, сколько всего на земле икон Богоматери и сколько из них чудотворных. Это знает лишь Сама Царица Небесная.

Радуйся, Всецарица, недуги наши благодатию исцеляющая.
Из Акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Всецарица»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *