Жертвенник в храме

Жертвенник в храме

У этого термина существуют и другие значения, см.

Жертвенник (значения).

Же́ртвенник — стол в алтареправославного храма, на котором совершается проскомидия — готовится жертва для совершения евхаристии: хлеб и вино. Жертвенник имеет четырёхугольную форму и как престол облачён в такие же «одежды».

В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял собой отдельное помещение, куда христиане возлагали принесённые дары (хлеб и вино), из которых затем священник отбирал лучшие дары для совершения евхаристии. В византийских и древнерусских храмах для жертвенника отводилось отдельное помещение в северной части алтаря, также называемое жертвенником. Чаще всего оно имело форму апсиды. Симметрично, с юга к алтарю примыкал диаконник, где устраивалась ризница.

В настоящее время жертвенник размещается у северной стены алтаря слева от горнего места, а иногда в особо отделённой части алтаря (также с левой стороны), называемой диаконником. На нём хранятся священные сосуды до их употребления на литургии.

>Напишите отзыв о статье «Жертвенник (в православном храме)»

Отрывок, характеризующий Жертвенник (в православном храме)

Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Же́ртвенник

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола.

Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Жертвенник

В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

Внутреннее устройство православного храма

08/04 13

Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

Престол – освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии четырехугольный стол, расположенный посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней белой из полотна (катасарка или срачица), и верхней из более дорогой материи чаще всего из парчи (индития или индитион). На престоле находится антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица и лампада. На престоле может находиться сосуд со святым Миром.

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольныйкрест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.

Киворий — сень (навес) над престолом (алтарная сень), ракой, устраиваемая на четырех столбах. Реже кивории подвешивались к потолку. В алтарной сени устраивались завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между службами. При отсутствии кивория престол покрывается особой пеленой-покровом. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”.

Горнее место— обычно возвышенная часть православного храма в центре восточной стены алтаря напротив престола, где устанавливается архиерейская кафедра (седалище) — трон Горнего места или Горний престол для архиерея. По сторонам, с двух сторон от горнего места обычно размещаются сидения, или синтрон для священников. Горнее место и синтрон, обращенные к престолу, для пребывания в определенные моменты богослужения духовенства, устраивались в византийских храмах еще в VI в.
Ступенчатая каменная конструкция в виде амфитеатра поднималась вверх от престола к стене алтарной апсиды. Верхняя ступень такого амфитеатра предназначалась для восседания епископа и духовенства.
Сидящий на высокой кафедре епископ был хорошо виден и слышен во время богослужения из центра храма всем присутствующим, когда читал проповедь, что имело не только практическое, но и символическое значение небесного престола. Высота такой кафедры и дала название Горнему месту.
С появлением иконостаса и сокращением размеров храма отпадает необходимость в высоком синтроне. Начиная с X-XI вв. преобладают одноступенчатые синтроны с архиерейской кафедрой в центре. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

Иконостас — перегородка с иконами в православном храме, идущая от северной стены храма до южной, состоящая из одного или нескольких рядов особым образом размещённых икон. Иконостас отделяет алтарную часть православного храма от остального помещения. В центре иконостаса расположены двери — Царские врата, слева и справа от Царских врат расположены северные и южные дьяконские врата. Справа от Царских врат всегда находится икона Христа, а слева – икона Божией Матери. В военные и морские походы берутся походные иконостасы, которые легки и просты в обращении, они быстро разворачиваются, и с их помощью можно быстро устроить армейскую или флотскую церковь. Походные и переносные иконостасы также применяются при передвижении духовного лица с пасторскими визитами или для служения священника в армейских походах. Вышитые иконостасы также удобно использовать и в качестве домашних, надомных в городских квартирах или загородных домах.

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол — жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.

Ризница(ризохранилище) — место в юго-восточном углу алтаря или отдельное помещение для хранения богослужебного облачения (прежде всего риз) и церковной утвари (священных сосудов).
Известны ризницы двух видов:
Малая ризница или диаконник располагается в одном из алтарей обычно справа от Горнего места. Представляет собой один или несколько закрытых ризничных шкафов для хранения текущих облачений, церковной утвари и богослужебных книг. Большая ризница- отдельная комната за пределами алтаря или пристройка при большом соборе или отдельное здание в монастыре

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса — катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери — северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей. Солея- возвышенная часть пола перед иконостасом
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называетсяамвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунникаили кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения — панихиды.

алтарь

жертвенник

Альтернативные описания

• наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом

• в западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой

• восточная часть христианского храма, где находится престол

• главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• место для жертвоприношения, священная часть храма

• место жертвоприношений и даров божеству в религиозных культах

• возвышенная часть христианского храма

• куда приносят жертвы?

• к нему ведут венчаться

• по-латыни это одновременно и возвышение, и место жертвоприношений

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• место позади клироса

• святилище

• святое место в храме

• святилище в храме

• часть христианского храма

• восточная часть храма

• место в храме

• что позади амвона?

• постамент для жертвоприношение

• возвышение в храме

• место принесения жертв

• престол за иконостасом

• к нему приводят невесту

• к нуму ведут агнца на закланье

• к нему в церкви приводят невесту

• главная часть храма

• место в церкви

• место жертвоприношений

• постамент для жертвоприношения

• Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом)

• Главная, восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом

• Жертвенник

• Жертвенник (первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе)

• к нему ведут агнца на закланье

• куда приносят жертвы

• м. олтарь, жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по вере своей, приносили Богу жертву. христ. церкви возвышение с приступками в глубине церкви; в православной: восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Свято место, алтарь. Дурака и в алтаре бьют. Дураку и в алтаре не спускают.

велика барыня, а в алтарь не лезь. Книга-то книга, слово-то слово! На-тка, пономарь, унеси ее в алтарь, о малограмотном попе. Алтарный, к нему принадлежащий, относящийся

• название этого церковного термина происходит от греческого слова «altus» — «высокий»

• престол за иконостасом

• что позади амвона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *