Женский монастырь Иваново

Женский монастырь Иваново

Свято-Введенский женский монастырь
(город Иваново, улица Базисная, 23)

Проезд: от железнодорожного вокзала одна остановка общественного транспорта по проспекту Фридриха Энгельса до угла с улицей Спартака — монастырь на левой стороне. Или от площади Ленина — прямо к монастырю выводит улица Громобоя.

Фотографии: Андрей Вершинин (кроме архивных).

Сайт храма — http://www.diakonissa.ru/

Свято-Введенский женский монастырь основан 27 марта 1991 года при Свято-Введенском храме г. Иванова. Основатель монастыря — архимандрит Амвросий (Юрасов), автор нескольких книг, среди них такие известные, как «Яко с нами Бог», «О вере и спасении (вопросы и ответы)», духовник православного общества «Радонеж» и один из постоянных участников радиопередач его православной радиостанции.

В Свято-Введенском монастыре, помимо Ивановского храма и территории вокруг него, есть подворья в Ивановской области:
Тейковский район, деревня Доронино — Спасо-Преображенский скит
Лежневский район, деревня Златоуст — Покровский скит
Лежневский район, деревня Ступкино — Сергиева Пустынь
Город Гаврилов Посад — Храм пророка Божия Илии
Подворье в посёлке Каменка на Волге — домовая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Вичугский район, cело Семигорье — Благовещенский храм
Вичугский район, cело Стрелка — храм святых равноапостольных Петра и Павла

Во Введенском храме покоятся мощи новомучеников Российских — святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского.

******************************************************************

В 1900 году на общественном сходе жителей местечек Ушаково и Ямы было принято решение о строительстве храма. Инициативную группу возглавили вначале крестьяне Е.К.Елин и И.И.Волков. В дальнейшем была создана строительная комиссия, в которую, кроме них, вошли крестьяне С.С.Воронин, М.И.Киселёв и управляющий вотчинной конторой Шереметевых К.Ф.Кнорре. Земельный участок для постройки предоставил граф Сергей Дмитриевич Шереметев, которому тогда принадлежали значительные территории в местечке Ушаково, нередко называвшиеся «графской землей».

21 мая 1901 года состоялась торжественная закладка храма. Средства для строительства собирались путём частных пожертвований. Наиболее значительные суммы выделили Н.Г. и Н.Х.Бурылины, фирма «Товарищество мануфактур П.Витовой с сыновьями», а также И.К.Маракушев, М.Н.Гарелин, И.А.Соколов и другие купцы и фабриканты. Поступали собранные средства от коллективов рабочих и служащих, анонимные пожертвования. Летом 1907 года строительство закончили и храм был освящён архиепископом Владимирским и Суздальским Николаем. Главный престол посвятили Введению во храм Богородицы, боковые — Фёдору Тирону и Николаю Чудотворцу. Проект храма разработал владимирский архитектор Пётр Густавович Беген, а наблюдение за строительством проводил местный архитектор А.Ф.Снурилов. В отличие от церкви Владимирской Божьей Матери, в оформлении фасадов Введенского храма использованы мотивы византийской архитектуры. Внутри установили резной трёхъярусный иконостас, выполненный в мастерской А.И.Шорохова на средства Н.Г. и Н.Х.Бурылиных. Пол из цветных метлахских плиток устроили на средства А.И.Гарелина. К юго-западу от храма находилась деревянная колокольня.

Во время создания храма почти все члены строительной комиссии из неё вышли и завершались работы под руководством одного С.С.Воронина. В 1909 году во дворе выстроили двухэтажный дом с башней, напоминающий боярские палаты середины ХVII века. В нем находились квартиры сторожей и просфорня. Территорию храма в 1912 году окружили оградой с тремя воротами. По углам устроили башни и небольшие часовни.

Расположенный на рабочей окраине, храм посещался преимущественно людьми небогатыми и община испытывала серьёзные материальные затруднения. Строительные материалы и церковная утварь нередко покупались в кредит. По этой причине храм не был расписан. В 1914 году во Владимирскую духовную консисторию поступило обращение общины о разрешении сбора средств на строительство новой колокольни Введенской церкви. Через два года владимирский епархиальный архитектор Л.М.Шерер разработал проект высокой кирпичной колокольни в «русском» стиле. Она должна была располагаться на противоположной от церкви стороне Большой Шереметевской улицы (ныне проспект Энгельса). Однако это место признали неудачным, так как колокольня закрыла бы существовавший тогда проезд с Пограничного переулка на Большую Шереметевскую улицу. Проект остался неосуществлённым.

В 1918 году во Введенской церкви совершил богослужение патриарх Тихон, который приезжал в наш город с группой духовенства. Архиерейский собор 1989 года, посвящённый 400-летию установления патриаршества в России, постановил причислить патриарха Тихона к лику святых.

В начале 1934 года горсовет передал один из приделов храма в пользование общины верующих обновленческой ориентации. Несмотря на то, что приход Введенской церкви был достаточно большим, в праздники храм едва вмещал верующих, а численность обновленческой общины составляла несколько десятков человек, облисполком это решение утвердил в начале 1935 года. А в конце года церковь полностью передали общинам обновленцев, перешедших сюда из других, незадолго до этого закрытых городских храмов. Однако число верующих — приверженцев обновленческого движения — во второй половине 1930-х годов постоянно сокращалось и уже 7 апреля 1938 года решением облисполкома Введенскую церковь закрыли, так как она «длительное время для культовых целей не использовалась». В 1930-е годы интерес к обновленцам утратили не только верующие, но и поддерживающие их органы власти, поскольку обновленцы не сумели разрушить православие. В церкви устроили хранилище Областного государственного архива, а внутреннее убранство было утрачено. Первая попытка открыть храм состоялась в 1942 году, однако облисполком посчитал, что «к открытию церкви нет никаких оснований». Только в 1989 году возобновились богослужения вначале в служебном помещении, а на следующий год — в самом здании церкви. Это сопровождалось драматическими событиями у стен храма. Четверо женщин объявили голодовку и провели на церковном крыльце 11 дней, требуя решения вопроса о возвращении храма верующим. Событие вызвало много откликов как в отечественной, так и в зарубежной печати.

С 27 марта 1991 года по благословлению Священного Синода при Введенском храме был открыт Свято-Введенский женский монастырь. На его территории началось строительство жилых корпусов для монахинь.

По материалам книги доцента Ивановского государственного университета Александра Михайловича Тихомирова «Храмы Иваново-Вознесенска».

******************************************************************

Свято-Введенский женский монастырь

Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне

Ровно 20 лет назад, 19 августа 1991 года Советский Союз дал ощутимую трещину – несогласные с реформами Горбачева министры предприняли попытку государственного переворота. Для управления делами страны был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП.
Так началась рушиться советская «империя», более 70 лет «строящая светлое будущее». Но сегодня не об этом.
Уничтожение памятников культуры – попытка уничтожить историю, а вместе с тем и подорвать духовную жизнь всего народа.

Не зря иноземные завоеватели всех времен в первую очередь стремились разрушать культурные памятники завоеванного народа. Антирелигиозная работа советских властей в своем роде уникальная – впервые в истории подрывалась культура и духовность внутри страны…
Поэтому эта дата, 19 августа 1991 года, вошла в историю еще и как начало вехи восстановления разрушенных и закрытых храмов. Об одном из самых значимых храмов города Иваново сегодня и пойдет речь – Свято-Введенском женском монастыре, известном в быту как «Красная церковь».
В 1901 году на территории Ушаковской пустоши был заложен первый камень Свято-Введенской церкви, а уже в 1907 году строительство было завершено, а храм освящен.
Но уже через 10 лет судьба Свято-Введенской церкви, как и всех храмов России, была предречена – все имущество, равно как и само право на существование, оказалось в руках Советских властей. В период репрессий были расстреляны Владыка Иваново-Вознесенский Августин и протоиерей Зосима. С уходом тех, кто в течение 20 непростых лет поддерживали веру у православных ивановцев, окончательно нарушилась жизнь прихода. В 1935 году церковь передали обновленцам. Постепенно прихожане перестали приходить.
Воспользовавшись таким удобным поводом, власти закрыли храм.
Нужно отдать должное – храм не был ни разрушен, ни взорван. Он сохранил свою архитектуру, но не внутреннее убранство. Вскоре после закрытия церкви, здесь расположили областной архив.
Существовало пророчество, высказанное подвижником благочестия старцем Леонтием Михайловским о том, что скоро храм будет восстановлен и прославится на весь мир.
И правда, в конце 80 открытию храма предшествовали события, благодаря которым о Свято—Введенской церкви действительно узнал весь мир.
В 1988 году предпринималось много попыток вернуть храм верующим, но результатов не было. 21 марта 1989 года четыре женщины, принадлежавшие к православной общине, — Лариса Холина, Маргарита Пеленкова, Валерия Савченко и Галина Ящуковская расположились у кинотеатра «Современник» с плакатом, который гласил: «Не едим и не пьем до открытия “Красной Церкви” и готовы умереть на Родине Первых Советов».
В первый же день плакат сорвали, но к утру был готов новый, точно такой же. На следующее утро подъехала милицейская машина и представители власти отвезли женщин к Введенскому храму. Мол, за него голодуете, здесь и сидите.
Голодовка продлилась 17 морозных мартовских дней. На голодующих приходили посмотреть, возле храма постоянно находились толпы. Кто-то поддерживал, но больше осуждали.
На 6-й день голодовки двум женщинам стало плохо. Стали пить воду. Слово «пить» на плакате заклеили.
Голодовка женщин вызвала интерес не только у ивановцев. К протестующим приходили брать интервью американцы. О голодовке писали «Аргументы и факты», «Труд», журнал «Огонёк», «Московские новости». На телеканале «Вести» борьбе за храм была посвящен сюжет. Писали о голодовке и зарубежные газеты.
Студенты художественного училища нарисовали плакаты «Красную Церковь» — верующим, коммунистов — в Красную книгу!».
Много обвинений было выдвинуто к отцу Амвросию. Комсомольцы требовали прекратить голодовку, приводя с собой в поддержку к дому отца Амвросия людей.
На 12-й день голодовки женщин силой увезли в реанимацию. Но и в больнице они продолжали голодать. Ни на минуту прихожанок не оставляли одних – по воспоминаниях отца Амвросия, в палате все время находилась женщина в белом халата, которая отказывалась выйти даже во время причащения. Из палаты, где содержались голодующие, в кабинет главврача тянулись провода. В кабинете, помимо врача, постоянно присутствовали двое.
На 17-й день голодовки в больнице собрались представители городской администрации, начальство из Москвы, фотокорреспонденты. Было дано торжественное обещание вернуть церковь верующим. И только после этого голодовка была остановлена.
Однако не все так просто. Ведь выход из голодовки – очень серьезное занятие. Сначала пожевать лук, на следующий день – стакан морковного сока, на 2-й – яблоко. И никакой соли 17 дней. Все закончилось хорошо, все голодующие пришли в норму.
Что касается храма, то состояние его было печально: дырки в стенах, разбитые стекла, брезент вместо кровли. Болел и кровоточил…
Отстроили, отремонтировали. 27 апреля 1991 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II на базе храма был учрежден Свято-Введенский женский монастырь. Но в народе и сейчас монастырь зовётся «Красной церковью».

Содержание

Монастырь получил имя по названию главного собора. А в народе обитель назвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строжайшего поста.

Что есть что в церкви

Также нередко уточняли, что монастырь «на Ивановской горке», «на Кулишках» или «в Старых Садах», так как здесь издавна были сады.

С 1654 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен обители проводили «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». Причем свои работы выставляли на продажу и монахини.

Но Ивановский монастырь сильно страдал от вражеских набегов и пожаров. Из-за этого он в 1748 году исчез. В 1761 императрица Елизавета велела восстановить обитель и использовала ее в качестве тюрьмы для подследственных Тайной Канцелярии (неподалеку, на Мясницкой, находилась пыточная). Поэтому посетителей внутрь не пускали.

Иоанно-Предтеченский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто насильно постригали в монахини знатных женщин, семьи которых давали внушительные средства на содержание своих родственниц.

Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в Ивановский монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В стенах обители на Ивановской горке отбывала наказание за убийство 138 крепостных столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. При этом москвичи могли смотреть на узницу через небольшое окошко.

По слухам, в заключении Дарья Салтыкова умудрилась «прижить» ребенка от охранявшего ее солдата. Возможно, поэтому еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке — на виду у прихожан.

А в 1785 году в Ивановский монастырь тайно доставили молодую женщину и поселили в специально построенном домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Инокиню содержали в строжайшей изоляции: ей прислуживала только одна монахиня, а монастырский священник проводил для нее церковные службы при закрытых дверях. Но те, кто видел Досифею, могли заметить сходство с императрицей Елизаветой. При этом заточение загадочной инокини было в меру строгим и даже комфортным. Кроме суммы, назначенной казначейством, на ее содержание поступали большие суммы от анонимных дарителей. Лишь во время царствования Павла I монахиню Досифею разрешили посещать.

В феврале 1810 года она скончалась.

Загадочной инокине устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых, а на отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.

Узниками Ивановского монастыря иногда становились и царственные особы. Например, сюда перевели из Владимира насильно постриженную в монахини Пелагею Михайловну — вторую жену старшего сына Ивана IV. В 1610 году здесь же постригли в монахини Марию Шуйскую.

В XIX веке тюрьму разобрали, и на территории Ивановского монастыря разместились ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства.

В 1859 году началось восстановление Ивановского монастыря по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства, завещанные подполковницей Е.А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчица выгнала священнослужителей и сломала все прежние здания. Заложили фундамент, поставили каменную ограду вокруг монастыря, а дальше дело застопорилось. Макарова-Зубачева упорно отказывалась достраивать обитель, так как верила, что в новой церкви первым покойником становится храмоздатель. А умирать ей не хотелось. Лишь через 20 лет строительство завершилось.

В 1918 году Ивановский монастырь закрыли одним из первых в Москве, а его помещение передали МВД. И до сих пор, несмотря на то что обидеть возвращена церкви, часть ее остается в ведении органов внутренних дел.

В монастырь вернулась его главная святыня — икона пророка Иоанна Предтечи с медным обручем, прикрепленным к киоту (ранее он был прикреплен к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи). Верующие надевают обруч во время молитвы, так как это помогает справиться с головными болезнями.

Но не удалось Иоанно-Предтеченскому монастырю сохранить другую святыню — мощи блаженной Марфы. Она была схимонахиней обители во время правления Михаила Федоровича Романова и считалась покровительницей беременных. Но сохранилось только надгробие могилы блаженной Марфы.

Говорят, что….
.
.
.

Ивановский монастырь на фотографиях разных лет:

А вы хотели бы что-то добавить к истории Ивановского монастыря и рассказу о его знаменитых узницах?

Духовное развитие

Возникновение

Равно как и другие храмы, Свято-Введенский женский монастырь имеет свою историю, которая началась не так давно — в прошлом столетии, и связана с церковью, которую в народе именуют Красной. Торжественное освящение территории будущего храма состоялось весной 1901 года.

Закончилось строительство в 1907 году. Автор проекта — достаточно известный в те времена архитектора Петр Беген. Средства на строительство были пожертвоваы купеческими семействами, владельцами фабрик города. Особый вклад в создание церкви внёс тогдашний городской голова П.Н. Дербенев. 21 июня того же года храм освятили. В нём было предусмотрено три престола:

  • великомученика Феодора Тирона;
  • святителя Николая Чудотворца;
  • главный — Введения Пресвятой Богородицы, благодаря которому монастырь получил своё название, поскольку эта часть занимает основную территорию храма.

Много событий тех времён пережил Свято-Введенский женский монастырь, одно из знаменательных — в 1918 году здесь нёс служение сам патриарх Тихон.

С 1925 года настоятелем храма становится Зосима Трубачев, назначенный владыкой Августином. В это нелёгкое время священник нёс своё подвижническое служение, невзирая на множество препятствий, которые чинила Советская власть, обновленцы, безбожники. Среди прихожан также не было единства. Отец Зосима всегда защищал и оберегал вверенную ему церковь, проповедью старался укреплять свою паству, являя собой пример христианского благочестия.

Непримиримая борьба за храм

В 1988 году попытки вернуть храм возобновились. По благословению отца Амвросия были собраны двадцать человек верующих — именно такое условие было выставлено Советами для открытия церкви. Осенью того же года Совет по делам религии наконец-то дал свой положительный ответ в виде документа, разрешающего зарегистрировать общину.

Однако победа достигнута была лишь на бумаге. Следующие два года церковная община с благословения владыки Амвросия настойчиво вела борьбу за Красную церковь. Верующие писали в разные инстанции, сам владыка обращался к представителям власти, но ответа не последовало.

Кульминацией этих событий стала весна 1989 года. 17 марта предполагалось проведение митинга за Красную церковь. Власти отказали, а 21 числа недалеко от неё, возле кинотеатра «Современник», расположились четыре представительницы церковной общины, которые объявили голодовку в пользу открытия храма. Через сутки они были насильно перевезены на территорию Красной церкви. Голодовка продолжалась десять дней. Все это время женщинам угрожали расправой, находились люди, которые плевали в них, власти угрожали через газеты отцу Амвросию и его последователям, организовывались акции протеста против требований верующих с лозунгами, призывающими прекратить голодовку.

Современная жизнь монастыря

Несмотря на то что будущие монахини отвоевали свою обитель, Свято-Введенский женский монастырь (г. Иваново), успокаиваться им не приходится, ибо борьба продолжается и поныне. Сегодня уже нет безбожной советской власти, но есть другие проблемы. Монахини, молясь за мир во всём мире, не перестают трудиться во славу Божию.

Особенностью этого молодого монастыря является то, что монахини во главе со своими наставниками ведут активную социальную работу: посещают тюрьмы и колонии, помогают больным и немощным, заботятся о престарелых и детях-инвалидах.

Сестры монастыря участвуют в работе тюремной комиссии, часто посещая заключённых. Есть представительницы монастыря и в составе комиссии, занимающейся канонизацией святых.

Помощь нуждающимся, алкогольно- и наркозависимым, заключённым и освободившимся, бездомным и бездетным сегодня стремится оказать Свято-Введенский женский монастырь (Иваново). Телефон доверия (+7 4932 5898 88), на который могут звонить все, кто нуждается в поддержке или помощи — яркое тому подтверждение.

Всем желающие могут посетить монастырь, который расположен в центре города — недалеко от железнодорожного вокзала, в десяти минутах ходьбы. Если добираться придётся с другого района города, то в качестве ориентира может служить остановка возле кинотеатра «Современник».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *