Женщина в христианстве

Женщина в христианстве

Мужчина и женщина

Адам и Ева после изгнания из Рая. Библия Мациевского. Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между мужчинами и женщинами. И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.

Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.

Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в книге Бытие (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет иеромонах Серафим (Роуз): «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».

Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего

Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя, чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.

Сотворение Евы.

Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа . Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.

В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).

Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как должно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…

Изгнание из рая ​Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».

Далее, после изгнания из рая Адама и Евы мы видим во всей ветхозаветной истории осуществление Божиего суда: над женщиной господствует мужчина. Прежде всего, это выражается в узаконенном факте многоженства.

Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер

Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.

На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.

За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду

Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.

Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит преподобный Силуан Афонский. Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).

Александр Дейнека. На стройке новых цехов. 1926 Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.

Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.

Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»

И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (выделено мной. – о. С.Б.). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше многодетности или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой, и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.

Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.

Статья на тему: «Женщина в православной церкви»

Эссе

На тему: «ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Подготовила: учитель начальных классов

Потапова Наталья Александровна

г. Воронеж, 2019

1. ВВЕДЕНИЕ

2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

2.1. Женщина и Церковь

2.2.Положение женщины в христианстве

2.3. Роль женщины в православной церкви

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви постоянно поднимается на протяжении всей истории религии христианства, начиная с самых первых дней существования Церкви. Поэтому неудивительно, что и в двадцать первом веке этот вопрос задается всё чаще. Скорее всего верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношения с мужчинами в семье, обществе и в Церкви. С развитием общества и упадком влияния Церкви на жизнь народа, вопрос встаёт все острее. Не ужели теперь уважающая себя, верующая женщина может носить сексуальную одежду, вести свободные разговоры и неузаконенные отношения с мужчинами? В далекие дни расцвета христианства за это ее бы отрекли от Церкви. Об этом трудном пути женщины на протяжении всей истории проповедовал Сам Христос, писал апостол Павел.

На самом деле назначение женщины во всем Мире за последние 2 тысячи лет практически не изменилось. Все, чему нас учат Священное Писание и Церковь, как и ранее актуально, жизненно, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Что же получается? Женщина – помощник мужу, который не имеет право говорить, молиться, быть свободной перед Богом?

Другое дело, что сейчас, в современном и надеемся всё же цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои личные морали, ценности и желания, находящимся в оторванности от духовных корней, женщина все быстрее забывает свое «исконное» место в жизни, дарованное ей Богом … и все более приравнивает себя к тому самому мужу, может они поменялись местами и теперь мужчина – дарованный помощник для трудной женской судьбы. Давайте разберемся, гинетический код женщины никто не отменил. Ни владения высокими постами, ни успешная карьера, ни неисчерпаемые денежные запасы, власть или веселье — ничего из этого никогда не сможет заменить женщине тихого семейного счастья, возможности взаимно любить и иметь каменную опору в лице собственного мужа, счастья материнства и воспитания детей, а также честности перед Богом.

Большую часть всей церковной истории отсутствие женщин на соборах объяснялось теми словами апостола Павла, которые повествовали о праве женщины на своё мнение и возможность его высказывать в обществе. «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Эссе «Женщина в православной церкви»

Курс «Основы религиозной культуры и светской этики».

Эссе «Женщина в православной церкви».

Выполнила

Перфильева Евгения Павловна

1. Введение.

2. Роль женщины в православной церкви.

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

Введение.

На протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви, многократно поднимался вопрос о роли женщины в Православной Церкви.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина). Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. И роль женщины в церкви – действительно огромна, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. Назначение женщины в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18). Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).

Однако, в современном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни, да и роль мужчины в этом обществе тоже видоизменилась, мужчины все больше уподобляются женщинам. Меняются роли и ценности. Женоподобные мужи перестают быть защитой, опорой, добытчиком, часто аморальное поведение и издевательства над заведомо слабым, заставляют женщину брать на себя мужскую роль.

Тема настоящего эссе актуальна в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.

Роль женщины в православной церкви.

«Религия и женщина — одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако, Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь».

Почти все мировые религии воспринимают женщину как второстепенное существо, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил. Православной Церковью судьба женщины предопределена — рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе. Что становится ошибочным в нашем современном мире, где многие мужчины утратили свой истинный облик и статус, все более уподобляясь женщинам, меняются роли, но не меняются взгляды. Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины — подобная тенденция наблюдается до сих пор.

«В 1917-1918 годах Поместный Собор принял устав, который позволил женщинам участвовать в приходском собрании, возможность быть избранными в приход, быть старостами.

На Поместном Соборе 1988г., прямо высказываются о привлечении женщин в деятельности епархиального совета. Они могут участвовать в образовании прихода, работе приходского собрания. Женщины могут учиться вне храма, имея соответствующее образование и под наблюдением прихода или епархиального органа; создавать сестричества, общины, центры милосердия и духовного просвещения.

С течением времени понимание Церковью роли женщины дает возможность им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии».

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе.

Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь установила чтить память жен-мироносиц.

«В христианстве признаётся женщина-мать и женщина-дева: …оставшаяся девою, не лишается никаких своих общечеловеческих, нравственных прав как гражданка Царствия Божия».

«В церковной жизни в IV-V вв. расцвел чин ученых диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности. «Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала задача по поддержанию семейства, по продолжению рода». «В период иконоборчества именно женщины активно защищали иконы от уничтожения и боролись за восстановление иконопочитания».

«Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и таинства, руководила общиной» и обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания». В женских старообрядческих скитах женщина выступала как просветительница масс, установила права, становясь самостоятельной в мирских церковных делах». «Монахини постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных, принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги и писали собственные сочинения.

В России конца XIX – начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования, хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц.

При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, небольшие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. » Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути: русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин.

Наблюдая за современным «женским православным движением», поневоле замечаешь контраст между нынешним женским подвижничеством и жизнью православных женщин из прошлого. Жизни, известной по житиям святых новомучениц XX века, а также по биографиям всех тех сестер и матушек, которые не жалели сил, а зачастую и жизни, ради сохранения Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь… Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти безвозвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что называли «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жизни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени. Наверное, нам, живущим в третьем тысячелетии, нужно почаще вспоминать о них.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественных различий и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому — значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

Как бы ни провозглашали Отцы церкви, женщина в христианстве уже давно не находится на задворках, хотя лидирующее место она занимать не может. Христианство – это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – «Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» Пресвятую Деву Марию.

Религия и Церковь спасает женщин от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них тем необходимым собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге.

Список использованных источников.

  1. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. — Минск: Лучи Софии, 1999. — С. 263-267.
  2. Кураев Андрей, протодиакон, Женщина в Церкви
  3. Лоргус Андрей, священник , Женщина в православии
  4. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин
  5. Свешников Сергий, священник, О роли женщины в Церкви

Урок на тему «Женщины в православной церкви»

Женщина в православной церкви.

Работу выполнила Башкирова Н.А. (2018год)

Оглавление.

1. Введение.

2. Глава 1. Роль женщины в служении церкви.

1.Образ жён в Евангелии.

2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

3.женщины в старообрядчестве.

4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в.

5.Женщины в Советское время и в 90-е годы.

3. Глава 2.Служить церкви – служить людям.

1.Женщины у истоков православия.

2.Женщины-образец православного супружества.

3.Женщины — благотворительницы.

4.Имена женщин в православном календаре.

Введение.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся.(1)

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви – семье.(2)

История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. (1) И роль женщины в церкви – дей-ствительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство.(2)

В первой части эссе я хочу рассказать о служении женщины в церкви. Вторая часть будет посвящена женщинам, Равноапостольным жёнам, первым мученицам и благот-ворительницам.

1 глава. Роль женщины в служении церкви.

«Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключалась миссионерская деятельность женщин. Такое древнее понимание женского служения перешло и на Русь. Во всех известных житиях подвижниц преобладают дела над интеллектуальными занятиями. Ко времени Петровских реформ женщины в храме не трудились, оставив за собой область социального призрения, благотворительность — тайную и явную, рукоделие.

В 1917-1918 годах Поместный Собор принял устав, который позволил женщинам участвовать в приходском собрании, могут быть избранными в приход, быть старостами.

На Поместном Соборе 1988г., прямо высказываются о привлечении женщин в деятельности епархиального совета. Они могут участвовать в образовании прихода , работе приходского собрания. Женщины могут учить вне храма, имея со-ответствующее образование и под наблюдением прихода или епархиального органа; создавать сестричества, общины, центры милосердия и духовного просвещения.

С течением времени понимание Церковью роли женщины дает возможность им выполнять посильные и достойные послушания, привлекая к активному служению ближним, к проповеди о Христе, к внутренней и внешней миссии».(1)

1.1. Образ жён в Евангелии.

«Во всех главнейших моментах жизни Иисуса Христа женщины принимают живое участие и нередко выступают на первый план». «Где мужчины ругались над Христом или же молчали, там женщина Его защищает и прославляет, как Сына Божия». «…в христианстве женщины призваны служить Богу, и это служение выше, чем какое-либо другое». «В христианстве признаётся женщина-мать и женщина-дева: …оставшаяся девою, не лишается никаких своих общечеловеческих, нравственных прав как гражданка Царствия Божия». Отстранение женщины от власти внешней проявлялась прежде всего в христианском воспитании, в котором женщинам принадлежала главная роль».

1.2.Женщины в церковной жизни Древней Руси.

«В церковной жизни в IV-V вв. расцвел чин ученых диаконисс, женщины широко участвовали в церковной благотворительности. «Статус замужней женщины был высоким. Положение женщины мыслилось в первую очередь как матери. На матери лежала задача по поддержанию семейства, по продолжению рода». «В период иконоборчества именно женщины активно защищали иконы от уничтожения и боролись за восстановление иконопочитания». «В византийской литературе существовал образ женщины – защитницы православия. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила звание «равноапостольной». «Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве» . «Княгини выступают ктиторами женских монастырей. В практике русской церкви сложился чин просфиропёк».(2)

1.3.Женщина в старообрядчестве.

Старообрядчество внесло значительные изменения в положение женщин в правос-лавии.»Женщина в старообрядстве совершала все духовные требы и таинства, руководила общиной» и обучала детей грамотности, которая не мыслилась без религиозного воспитания». В женских старообрядческих скитах женщина выступала как про-светительница масс, установила права, становясь самостоятельной в мирских церковных делах». «Монахини постригали, исповедовали женщин, причащали, крестили, занимались благотворительностью, поддерживали нищих и больных ,принимали участие в соборном обсуждении различных спорных вопросов, были наставницами и уставщицами, переписывали книги и писали собственные сочинения как эпистолярного, так и агиографического жанра . Ситуация гонений привела к повышению женской религиозной активности. «Распространение аскетических настроений способствовало падению авторитета института брака в русской крестьянской культуре».

1.4. Женщины в русской церкви в XIX – нач. XX в.

В России конца XIX – начала XX в. женщина-крестьянка не могла получить богословского образования, хотя религиозное воспитание в семье поддерживалось именно женщиной. Формой религиозной жизни крестьянок, позволявшей ей и избежать порой невыносимых условий жизни в крестьянской семье, становилось монашество. Крестьянки уходили в монастырь, часто оставаясь до конца жизни в статусе послушниц.

«При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, не-большие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Игуменья Екатерина в 1906 году подняла вопрос о восстановлении чина диаконисс «…множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. » Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути : русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин. Девушки могли продолжить образование в высших учебных заведениях». «Выпускницы института получали право преподавания во всех средних женских учебных заведениях по тем предметам, методики которых они изучали в институте». «С середины XIX в. в России стали появляться общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством знатных женщин, которые были хорошо знакомы с западно-европейскими образцами». «Отличительной чертой этих общин была социальная направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России». «Важным событием стало открытие в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоров-ной».(1)

1.5. Женщина в Советское время и в 90-е годы.

«В распространении новых типов семейного поведения историки видят отход от тра-диционных религиозных ценностей, и коснулось это в первую очередь женщин». «В советской литературе новое положение женщины трактовалось как «раскрепощение женщин от вековой зависимости». » Выразителем падения религиозности было, стре-мительно распространявшаяся практика абортов». «Как пишет Т. Г. Киселева, «втянув насильственным путем женщину в общественное производство государство обрекло ее на неквалифицированный низкооплачиваемый труд, не защитив при этом ее семью» . «Этот процесс шел параллельно с изгнанием христианских ценностей прежде всего из повседневности». «В деревне практически полностью исчезла большая семья, состоящая из нескольких поколений. Одновременно шел процесс сокращения численности детей в семье». «В новых условиях верующие семьи, попытавшиеся сохранить традиционную рождаемость, обрекали себя и детей на нищету». «Одинокому человеку сохранить свою веру в этих условиях оказывалось легче, чем семейному». «Верующая женщина утрачивала возможность влияния на детей по мере их обучения в школе, т. к. обязательным компонентом обучения была антирелигиозная борьба.»

«…Опыт исследования семей репрессированных показал, что память о репрессированных сохраняется по линии матери. Исследователи сделали вывод об » особой роли женщины в хранении и передаче памяти семьи «. «В судьбе монастырей в послеоктябрьский период можно выделить два этапа.

1 этап: Монастыри делают попытки регистрироваться как коммуны или трудовые артели и продолжают вести хозяйство. 2-й этап в истории монастырей – закрытие коммун, массовые аресты монахов и монахинь. «Из воспоминаний монахини о закрытии монастыря: «Послед-няя прощальная обедня, все были причастницы…». » Закрытие церквей и монастырей вы-звало массовый протест со стороны верующих…Женщинам в этом протесте принадлежала решающая роль». «В 1930-х гг. многие монахини были арестованы и сосланы, в 1937–1938 гг. последовала новая волна репрессий, сопровождавшаяся расстрельными приговора-ми». «Старшее поколение застало еще тех «бабушек», которые были в церкви в70-е гг. XX в. и «ушли» с наступлением 90-х». «»Бабушки» сумели сохранить вопреки всем гонениям вер-ность и высоту христианской нравственности, которую являли женщины на протяжении всей христианской истории».

«Но, по-видимому, мы никогда уже не узнаем многих имен тех женщин, из-за которых Церковь не только выстояла, но и являла христианское служение миру». «…как у ста-рообрядцев в условиях гонений возросла женская активность и расширилось участие женщин в богослужении, так и в годы запретов и гонений XX в. возросла роль женщин в религиозных общинах как поставленных вне закона, так и существовавших официально. Женщины и в XX в. оставались носителями религиозности, христианской веры. Они заплатили за это дорогой ценой, умирая от голода и непосильного труда.(1)

«В 90-е годы пришла пора религиозной свободы — и отнюдь не всё вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах».(2)

Глава 2.Служить церкви – служить людям.

1.1.Женщтны у истоков православия.

«Во второе воскресенье после Пасхи Православная церковь чествует святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине».(1)

«Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения,… она созидала храмы в разных концах древней Руси, даже на берегах реки Наровы. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией».(2)

1.2. Женщины – образец православного супружества.

«Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(3)

«Праведных Богоотец Иоаким и Анна. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(4)

«Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.(5)

Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. » … «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».(6)

3.Женщины благотворительницы.

«В 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности».

«Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность».

«Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Алек-сандра II, мать Александра III и бабушка Николая II). Не имея возможности работать, все супруги российских императоров активно занимались благотворительностью».

«В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотво-рительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах».

«Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, убежища для слабых и выздоравливающих детей в Санкт-Петербурге, Царскосельского благотворительного общества, а в Москве – Елисаветинского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающим.

Следует сказать хотя бы несколько слов об Ольге Константиновне, которая много занималась благотворительностью: основала образцовую больницу, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их.

«Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна.Чтобы увековечить память великой княгини Ольги Александровны в 1991 году ее сыном Тихоном Николаевичем был создан – один из первых в постсоветской России – благотворительный фонд ее имени». (1)

«Есть люди, существование которых заставляет верить в бога самых отъявленных атеистов. Смерть же этих людей часто подрывает веру даже у тех, кто до сих пор не сомневался. Потому что, как выразился кто-то из волонтеров: «чтобы восстановить гармонию после смерти Гали, много миллионов хороших людей должно одновременно родиться взамен».Галя Чаликова – одна из основательниц и директор благотворительного фонда «Подари жизнь» – была именно таким человеком. От бессилия, когда не удавалось пристроить ребенка на сложный анализ из-за равнодушия чиновников от медицины. Плакала и молилась за всех, за каждого! Стены ее квартиры были в иконах, детских фотографиях и рисунках. Галя сама оказалась в больнице(онкология) , она призналась мне, что только в этом году научилась молиться. «Но ты же молилась тогда, в Лондоне» — удивилась я. А она: «тогда я молилась за других, а в этом году попробовала молиться за других и за себя. За себя молиться очень трудно». С уходом Гали интернет, телевидение, газеты в разных уголках России взорвались сообщениями о горькой потере, воспоминаниями, благодарностями и молитвами за душу Человека, который без остатка посвятил себя детям больным раком. «Их боль была ее болью, их страх был и ее страхом. Их путь стал и ее путем» .

4.Имена женщин в православном календаре.

4 января -день памяти святой Анастасии.

25 января – День памяти святой мученицы Татианы.

27 января – день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

6 февраля – День памяти блаженной Ксении Петербургской.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.

22 апреля – День памяти святых жён-мироносиц.

2 мая – День памяти блаженной Матроны Московской.

5 июня — День памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

8 июля — День памяти святых Петра и Февронии.

24 июля – день памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

4 августа – день памяти мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.

7 августа – успение праведной Анны, матери Богородицы.

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

30 сентября – день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.(1)

Заключение.

Наблюдая за современным «женским православным движением», поневоле замечаешь кон-траст между нынешним женским подвижничеством и жизнью православных женщин из сов-сем недавнего нашего прошлого. Жизни, известной по житиям святых новомучениц XX века, а также по биографиям всех тех сестер и матушек, которые не жалели сил, а зачастую и жизни ради сохранения Церкви в эпоху гонений, ради спасения святынь, да и просто ради того, чтобы помочь чем-то одному конкретному ближнему. Имена большинства из них не найти не только в святцах, но и в обычных архивах, они стерлись из людской памяти без-возвратно. Большая часть из этих женщин не совершала подвигов. То, что их гонители на-зывали «антисоветской пропагандой», на практике означало лишь христианский образ жиз-ни, который они продолжали вести вопреки обстоятельствам времени. Наверное, нам, живу-щим в третьем тысячелетии, нужно почаще вспоминать о них. Мы должны сделать так, что-бы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женс-кими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека.

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

О детях в храме:

  • Как вести себя в храме детям
  • Как привить ребенку веру
  • Как научить детей молиться

Как правильно вести себя в церкви

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

  1. Приходить на богослужении надо за 5-10 минут до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  2. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  3. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  4. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.

Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

  • здороваться следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  • разговаривать во время службы запрещено;
  • не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  • присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  • даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  • во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  • при каждении людей, стоит опустить голову;
  • склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  • следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  • в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные;
  • свечи зажигают одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  • если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  • в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы;
  • креститься и кланяться со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  • перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  • креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.

Совет! Не надо осуждать людей вокруг или комментировать их действия по незнанию — надо смотреть на свое сердце и просить Господа мудрости.

Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.

Правила во время богослужения

С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.

Правила поведения в православном храме

Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

Важно! Главная задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви. Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.

Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.

Правила причастия

Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост.

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Как должна одеваться женщина в храм

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Крестное знамение

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки;
  • покрывать голову;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.

Еще о церковных правилах:

  • Где и как общаться с Богом: основные правила
  • Правила хранения православных икон
  • Благодарственное правило

Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

Внешний вид женщины в церкви

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.

Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача — почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Как правильно вести себя в Православном храме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *