Жатвы много а делателей мало

Жатвы много а делателей мало

(Продолжение. Начало в №№2-4 за 2006 г., в №№1-4 за 2007 г. и в №1 за 2008 г.)

Эндрю Мюррей

«Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38)

Господь часто наставлял учеников, что они должны молиться и как им следует молиться. Но Он редко говорил, о чем им молиться. Это Он оставил на их усмотрение, в зависимости от нужды и доверия водительству Духа. Но сверх Писания Он энергично указывает им помнить одну вещь: в виду обильной жатвы и нужды в жнецах, они должны взывать к Господину жатвы, чтобы Он выслал делателей. Как и в притче о человеке, к которому в полночь пришел друг, Он хочет дать им понять, что молитва не должна быть только за себя и свои нужды; молитва – это сила, через которую благословение может прийти на других. Отец является Господином жатвы. Когда мы просим о Святом Духе, то должны просить, чтобы Он приготовил и выслал делателей для труда.

Почему Иисус велит ученикам молиться об этом? Разве Он не мог молиться Сам? Разве одна-единственная Его молитва не достигла бы большего, чем тысяча их молитв? Разве Бог, Господин жатвы, не видит нужды? И не мог ли Он Сам в усмотренное Им благоприятное время выслать делателей, без молитв учеников? Эти вопросы приоткрывают нам глубочайшие тайны молитвы и ее силы в Божьем Царстве. Ответы на подобные вопросы убедят нас, что молитва действительно является силой, от которой напрямую зависит сбор жатвы и приход Царства. Молитва не является формой или показным действием. Господь Иисус Сам есть Истина; и все, что Он говорил, было истиной. «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, потому что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря». Именно тогда Он и призвал учеников молить Господина жатвы выслать делателей (Мф. 9:36). Он сделал это, потому что действительно считал, что их молитвы действенны и нужны.

Завеса, скрывающая невидимый мир, была чудесно прозрачна для святой человеческой души Иисуса. Его взор проникал в широту, долготу и глубину скрытой связи причин и следствий в духовном мире. Он отметил в Слове Божьем, как Бог призвал таких мужей, как Авраам, Моисей, Иисус Навин, Самуил и Даниил, облекая их властью над людьми в Свое имя. Бог также давал власть этим мужам обращаться к помощи небесных сил, когда им было нужно. Иисус знал, что дело Божье, вверенное этим мужам веры прошлого, а также Ему во время пребывания на земле, теперь должно быть передано в руки учеников. Он знал, что когда они примут на себя ответственность за этот труд, это не будет формальным или показным. Успешность этого труда фактически будет зависеть от них и их верности.

Как отдельная личность, с ограничениями человеческого тела и человеческой жизни, Иисус понимал, как мало Он может сделать за время Своего короткого пребывания среди рассеянных овец, которых Он видел вокруг, и хотел позаботиться о помощи им. Поэтому Он велит ученикам начинать молиться. Приняв от Него труд на земле, они должны сделать его одним из главных прошений в молитвах: чтобы Господин жатвы Сам выслал делателей на труд. Но так как Он вручил им этот труд и сделал его в огромной мере зависимым от них, то дает им власть обращаться к Нему с нуждой о тружениках и делает ответ зависимым от их молитв. Как мало христиан по настоящему понимает и печалится о недостатке тружеников на полях, уже побелевших и готовых к жатве по всему миру. Как мало они верят, что ответ на нужду в тружениках зависит от их молитв, что по их молитвам им действительно будет дано «сколько просят». Нехватка трудящихся известна; это обсуждается, и иногда делаются усилия удовлетворить нужду. Но как мало на самом деле тех, кто несет бремя блуждающих без Пастыря овец, веря, что в ответ на молитву Господин жатвы вышлет тружеников. Без этой молитвы готовые к жатве поля останутся погибать. И, однако, дело обстоит именно так. Господь вручил Свой труд Своей Церкви. Он поставил Себя в зависимость от нее, как Его Тела, через которое труд должен совершаться. Власть, которую Господь дает осуществлять на небе и на земле, реальна. Число тружеников и объем жатвы практически зависит от их молитв.

Почему же мы не повинуемся наставлениям Учителя более ревностно и не так горячо взываем о тружениках? Есть две причины. Одна: в нас отсутствует сострадание Иисуса, побуждавшее Его говорить о необходимости молитв.

Верующие должны научиться любить своих ближних как самих себя и в отношениях со своими собратьями жить всецело для славы Божией. Первая заповедь Отца к Своим искупленным – забота о погибающих, как ответственность, врученная им от Господа. Видеть в них не только поле для труда, но людей, достойных любящего внимания и интереса. И тогда в скором времени сострадание к безнадежно погибающим коснется вашего сердца и вы воззовете к небу с обновленной искренностью. Другая причина: пренебрежение заповедью; мы слишком мало верим, что молитва сильна привести к определенным результатам. Мы не живем в достаточной близости с Богом, чтобы иметь уверенность, что Он ответит. Мы не отдались всецело Его служению и Царству. Но когда мы будем умолять о помощи, наш недостаток веры будет побежден. Будем же просить, чтобы нам жить в союзе со Христом, тогда Его сострадание изольется в нас и Его Дух даст нам уверенность, что наша молитва услышана.

Такая молитва имеет двойное благословение. Во-первых, возникает желание об умножении числа людей, полностью отданных на служение Богу. Фактически, бывают периоды, когда для служения Учителю невозможно найти людей: священников, миссионеров, учителей Слова Божьего, что является ужасным пятном на Христовой Церкви. Когда же дети Божьи делают эту нужду предметом молитв в общении между собой или в церквах, им дается просимое. Сейчас Господь Иисус является Господином жатвы, Он был превознесен, чтобы дать дары Духа. Он хочет видеть одаренных людей, исполненных силы Духа. Но Его ответ на нужду и раздаяние этих даров зависит от сотрудничества Его членов с Ним. Молитва приведет к такому сотрудничеству и побудит эти молящиеся души верить, что найдутся люди и средства для этого труда. Другое благословение будет таким же большим. Каждый верующий – труженик. Как дети Божии, мы были искуплены для служения, и для нас приготовлен труд. Мы должны молиться, чтобы Господь исполнил Свой народ духом посвящения и чтобы никто в винограднике не оказался стоящим праздно. Где бы ни возникала жалоба на нехватку приготовленных помощников Божьего труда, молитва имеет обетование ответа на нужду. Бог всегда готов и может дать просимое. Для этого может потребоваться время и неотступность, но Христов наказ просить Господина жатвы является залогом успеха. «Говорю вам, встанет и даст сколько просит». В молитве нам дана эта сила, чтобы ответить на нужду мира и поставить работников для Божьего труда. Господин жатвы услышит. Христос, который учит нас так молиться, поддержит наши молитвы, вознесенные во имя Его и ради Его дела.

Давайте же посвятим время и всей душой предадимся этой части нашего ходатайственного труда. Это приведет нас в общение с сострадательным сердцем Христа, побудившим Его просить наших молитв. Это даст нам проникнуть в наше царское положение как детей Царя, с желанием которых считается великий Бог в деле распространения на земле Его Царства. Мы действительно ощутим себя Божьими соработниками, ибо нам со всей серьезностью поручено разделить с Ним Его труд. Мы станем участниками в Его труде над нашей душой и будем удовлетворены, когда узнаем, как в ответ на молитву дается благословение, которое иначе и не могло бы прийти.

Господи, научи нас молиться!

Благословенный Господь! Ты преподал нам еще один урок. Мы смиренно просим, чтобы Ты помог нам видеть эти духовные реальности. И вот обширная жатва погибает в ожидании, когда спящие ученики позовут работников на труд. Господи, научи нас смотреть на это с сердцем, полным сострадания и жалости. Так мало тружеников, Господь! Покажи нам, каким ужасным грехом является недостаток молитв и веры и позиция, что Господин жатвы может и без наших усилий выслать их. Покажи нам, как Отец в действительности ждет молитв, на которые Он обещал ответить. Мы те ученики, кому было дано поручение молиться.

Господь, покажи нам, как Ты можешь вдохнуть в нас Духа, чтобы Твое сострадание и вера в Твое обещание побудили нас к непрестанной превозмогающей молитве. О Господь! Мы не можем понять, как Ты мог вручить такой труд и дать такую силу людям настолько медлительным и неверным. Мы благодарим Тебя за всех тех, кого Ты побуждаешь неустанно день и ночь взывать к Господину жатвы, чтобы Он выслал тружеников.

Господь, вдохни Твоего Духа во всех Твоих детей! Дай им научиться жить только для Царства и славы своего Господа и полностью пробудиться для веры в то великое, что может совершить их молитва. И пусть наши сердца наполнятся уверенностью, что молитва, вознесенная с живой верой в живого Бога, непременно получит щедрый ответ. Аминь.

следующая глава 10

«Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:38). Данный разбираемый стих является не только продолжением, но и выводом из стихов 36 и 37 9-й главы Евангелия Матфея. Такая мысль подтверждается тем, что в этом стихе не только продолжается речь Спасителя, начатая Им в 37-м стихе, но и дается призыв-вывод, обращенный к Своим ученикам. Слово «итак начинает собой предложение, содержащее вывод из предыдущего» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.251). Таким образом, словом «итак» уже в начале разбираемого стиха Матфей указывает на наличие в нём вывода. Сказав «итак», Спаситель далее говорит Своим ученикам «молите Господина жатвы». Слово «молить» обозначает «просить, умолять, например молить Бога» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.355). То есть Спаситель, как вывод из Своих предыдущих слов, рекомендует Своим ученикам просить, умолять Господина жатвы.

Слово «Господь» обозначает «в христианстве Бог» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.137). «Господь (еврейское слово Адонай) это слово часто встречается в Библии и соответствует еврейскому слову Иегова (вечный) и Адон (господин). Смотрите Быт.18:3; 39:2, Исх.4:10. Этому слову в греческом тексте соответствует «кириос», которое относится как к Отцу, так и к Сыну (Иоан.20:29, Деян.10:36, Откр.1:8; 19:6;19:16)» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.93). То есть Спаситель советует Своим ученикам с молитвой обратиться к Господу Богу. Господом Спаситель называет Бога-Отца, к Которому и Сам часто обращался со Своей молитвой (Матф.11:25, 26:39).

В этом стихе Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы. Слово «жатва» обозначает «уборка урожая, время такой уборки» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.186). «Жатва или время жатвы в Палестине обыкновенно продолжалась с Пасхи до Пятидесятницы, после которой следовало собирание плодов с фруктовых деревьев и виноградных лоз. Время жатвы всегда было временем общей радости и веселья, которые проявлялись в добрых пожеланиях и благословениях (Руф.2:4), (Пс.11:7; 128:7). Такую же, и ещё большую радость дает Евангелие (Ис.9:3;6) (Иоан.4:35)» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979, с.135). Почему Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы? Да потому что у древнееврейского народа время жатвы было одним из самых радостных периодов в жизни их общества, так как жатва давала человеку пищу и плоды. Поэтому время жатвы древние евреи благословляли и радовались ему. А поскольку древние евреи считали, что всё доброе и благодатное в жизни человека исходит от Господа Бога (Пс.117:7,29), то они и большой урожай и успешную жатву также связывали с именем Бога и Его волей. И именем Бога благословляли работу жнецов. Именно о такой черте жизни древних евреев и пишется в Ветхом Завете «Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь!» (Руф.2:4). Как видим, для древних евреев процесс жатвы считался священным действием. Поэтому они перед началом жатвы возносили молитвы к Богу. А после жатвы не только воздавали хвалу Богу за хороший урожай, но и приносили плоды от своего урожая в качестве жертвы Богу. Об этом и говорится в эпизоде с Каином и Авелем, которые принесли Богу в виде жертвы плоды своего труда.

В разбираемом стихе согласно традициям древних евреев Спаситель называет Бога-Отца Господином. То есть обращается к Богу, как это традиционно делали древние евреи «Бог — Господь, и осиял нас» (Пс.117:27). Древние евреи благословляли именем Бога труд жнецов. И Спаситель одобрительно отзывается о труде обычных жнецов и о труде жнецов духовных. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Иоан.4:36). И при этом называет Бога-Отца Господином жатвы.

Спаситель называет Бога-Отца Господином жатвы, потому что следует представлениям древнееврейского народа. Согласно философско-религиозным взглядам древних евреев, коль Господь-Бог сотворил весь мир и посылает благо людям в их жизни (а урожай является тоже благом для человека), то именно Господь Бог является и Господином жатвы. Потому что только по Воле Господа Бога и может быть хороший урожай. Поэтому в Библии и пишется, что Господь, как Хозяин (то есть Господин) жатвы, делает все для того, чтобы урожай был обильным и жатва хорошей. Для этого Господь не допускает засухи и ливней, и дает нужное количество дождей. Именно о Воле Бога, как Господина, формирующего урожай, пишет Библия. «Но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал» (Амос.4:6-7).

Таковы были представления древних евреев, которые хороший урожай связывали с именем Бога и благословляли урожай именем Бога, помогающего сделать урожай богатым и хорошим. Однако в разбираемом стихе Спаситель использует представление древних евреев об урожае, связанное с Волей Божьей иносказательно. И говорит Своим ученикам об урожае на духовной ниве, на ниве просвещения людей новым христианским учением. Но при этом Спаситель не только умело переносит представления древнееврейского народа об урожае на ниву духовного просвещения. Но и сохраняет главное понятие о том, что Господином обычной и духовной жатвы является Господь Бог. Поэтому в разбираемом стихе ведя речь о духовной жатве, Спаситель и называет Бога-Отца Господином этой жатвы. И советует Своим ученикам обратиться к Господину жатвы с молитвой. О чем же Господина жатвы должны молить ученики Спасителя? О том, чтобы Он выслал «делателей на жатву Свою».

Подробнее разберем эту часть стиха. Слово «выслать» обозначает «послать откуда-нибудь, например выслать сына на встречу гостю» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.115). Слово «делатель» означает того человека, который что-либо делает. Слово делать означает «1 проявлять какую-либо деятельность, заниматься чем-либо; 2 производить, совершать, исполнять что-нибудь работая» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.154).

Некоторые читатели могут задать и такой вопрос о том, почему Спаситель Своих учеников, которых Он послал на Апостольское служение, назвал не жнецами на духовной ниве, а делателями? А потому, что слово «жнец» согласно своему смысловому значению обозначает человека, выполняющего только одну работу. Этот человек только жнёт. А Апостолы выполняют не одну единственную работу, а много видов работ. Они и проповедую, и лечат болезни, и изгоняют злых духов. Поэтому для обозначения функций Апостолов больше подходит не слово «жнец», а слово «делатель», имеющее более широкое смысловое значение и указывающее на выполнение многих работ, осуществляемых Апостолами. Жнец духовный — это тот человек, который пожинает плоды, связанные с воспитанием и поведением людей, чьё мировоззрение развивалось в условиях Ветхого Завета. А Апостолы Христовы не только жнецы духовные, потому что они не только занимались проповеднической деятельностью. Апостолы Христовы просвещали народ словом Божьим, изгоняли нечисть, лечили и другие болезни. А также давали ответы на вопросы, как человеку строить свою жизнь, чтобы жить счастливо, с учетом нового учения Мессии. Поэтому слово «делатель», имеющее более широкое смысловое значение, и более подходит для обозначения деятельности Апостолов, чем слово «жнец».

Наряду с этим, Спаситель говорит Своим ученикам о том, чтобы они молили Бога-Отца, как Господина жатвы, для того чтобы Он выслал, то есть послал делателей — людей, способных делать жатву. Словосочетание «на жатву Свою» как раз и говорит о том, что эта жатва принадлежит Господу Богу, и что Бог, как Господин жатвы, на Свою жатву и должен выслать делателей. Под жатвой Божьей Спаситель имеет ввиду духовную ниву, на которой как спелые колосья, созрели под влиянием Ветхого Завета души людей для принятия нового христианского учения. Почему Спаситель духовную ниву называет Божьей жатвой? Да потому что именно Господь Бог сделал так, что под воздействием Ветхозаветного учения росло и развивалось сознание людей, как наливаются колосья в поле. И духовное созревание и религиозное развитие древних евреев продолжалось до тех пор, пока не пришел Мессия для того, чтобы дать людям Новый Завет, новое христианское учение. Вот для того, чтобы распространить среди людей это учение, принесенное Мессией, и нужны делатели. Поэтому Спаситель и рекомендует, наставляет учеников Своих молить Бога-Отца, чтобы Он и выслал делателей, то есть Апостолов, которые смогли бы распространять новое христианское учение Мессии на ниве духовного и религиозно-философского просвещения людей.

Спаситель также рекомендует обратиться Своим ученикам с молитвой к Богу, как Господину жатвы для того, чтобы Он даровал им успешное Апостольское служение. И ученики Спасителя по образцу жнецов (которые молились Богу перед началом жатвы чтобы она была успешной) тоже должны молить Бога о своем успешном Апостольском служении.

«ЖАТВЫ МНОГО…»

Евангелие от Матфея, гл. 9, 27-38

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

Лишенные естественного зрения слепцы были и духовно невидящими людьми. Наименование Христа сыном Давидовым означало в контексте той эпохи признание Его политическим вождем Израиля – Мессией, Который покорит для иудеев весь мир. И если бы Господь откликнулся на приветствие слепцов, это могло бы стать искрой, способной взорвать Ближний Восток.

Зная это, Спаситель мог пройти мимо несчастных, но Он увлек их в дом друзей, где и спросил без посторонних, веруют ли они в то, что Он может их исцелить. Больные веровали.

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

Тот, кто видит в этом один лишь момент торжества Бога, сам не отличается остротой зрения. Каждое исцеление приближало Христа к Голгофе, возбуждая страшную ненависть к нему со стороны фарисеев. Помощь калекам, слепцам, воскрешение мертвых мешали Господу вести проповедь, создавали вокруг Его имени нездоровый ажиотаж. Так это происходит и поныне. Стоит замироточить образу, как иные люди совершенно теряют голову, другие – холодные сердцем – полагают, что это обман, и тоже искушаются. И лишь немногие тихо радуются милости Божией. Отчего же Господь творит чудеса? Из любви и сострадания.

Так было и со слепцами. Иисус готов к жертве, но не ищет смерти. Он просит слепцов никому не говорить о чуде, но они всем рассказывают о этом – не понимая, что убивают этим Христа. Из святых отцов лишь немногие склонны были оправдывать исцеленных. Большинство, в том числе св.Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, сокрушались и скорбели по этому поводу.

привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

После того, как слепцы в той местности разнесли весть о чуде, скрываться уже не было смысла. Поэтому Господь исцелил немого на глазах у многих. Отчего демон сковал уста человека, которому помог Спаситель, мы не знаем. Возможно, эта немота была отчасти добровольной. Человек молчал, зная, что стоит ему заговорить, и из него польются богохульства. Христос не смог пройти мимо такой беды. И здесь же мы видим подтверждение тому, что у него были основания опасаться широкой молвы об исцелениях. Фарисеи тут же обвинили Его в том, что Он исцеляет силой диавола.

Кто они такие, фарисеи, и есть ли они в наше время? С одной стороны – это ревнители и патриоты, которые искали славы семи тысяч, не преклонивших колен перед Ваалом. В разлагающейся, все более равнодушной к Богу Палестине эти люди составляли своеобразный орден борцов за веру. С другой стороны, они полагали себя главными распорядителями иудейской религии, единственными, кто может указывать Духу, где Ему веять, в какое время, при каких обстоятельствах. Недаром спор Спасителя с вождем фарисейской партии Никодимом был посвящен вопросам закона и благодати. Горячие головы делали фарисеев героями, а холодные сердца – негодяями. Впрочем, в Никодиме любовь к Богу возобладала над гордыней. Обратились и многие другие фарисеи, включая апостола Павла. Но большинство оказалось в стане смертельных врагов Христа. Который мог бы сказать, обратившись к Отцу: «Боже, убереги Меня от друзей (фанатичных приверженцев Ветхозаветной Церкви), а с врагами Я и Сам справлюсь».

Логика тех, кто обвинил Христа в служении диаволу, была проста: «Любой наш враг – враг Божий, колдун и пр.».

Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

В русском переводе этот стих звучит не так энергично, как в греческом. Слово «сплагхнисфейс» – «сжалился» – образовано из слова «сплагхна», что значит «внутренности». Речь идет о сострадании, которые пронзает человека, когда все его тело болит от жалости.

«Изнурены» у Матфея обозначено было словом «эскулменой», что может означать ободранную, освежеванную тушу. Вот до какой степени были измучены лица тех, кого Господь созерцал. Оглядимся окрест: не только в Индии или Китае таких лиц бесчисленное множество, но и в православной России. На них усталость, уныние, безнадежность. А ведь каждого из этих людей можно пробудить любовью, к сердцу каждого найти дорогу. Но…

жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

Епископ Нестор Камчатский рассказывал, что в Индии и поныне живет несколько миллионов православных, правда, монофизитов. Однажды несколько этих «еретиков» прибыли в Европу и были строго допрошены афонскими иноками. По мере того, как они отвечали на вопросы, лица афонцев светлели. Ереси они не обнаружили. Беда была в другом. Эти потомки крещенных апостолом Фомой людей давно потеряли связь с живой жизнью Церкви. Они будто страдали какой-то формой анемии. И вот уже после революции в России один русский монах отправился к ним. И что же? Общины индийские начали расцветать, этот инок – человек, которого переполняла радость о Боге, – научил радоваться индийцев, вдохнул в них жизнь. Но он был один.

Те, кого он спас от изнурения, молили о том, чтобы русские прислали к ним еще несколько человек, они готовы были влиться в нашу Церковь, но послать оказалось некого.

Потому что «жатвы много, а делателей мало». Миллиарды людей погибают во грехах, но мы не молим Бога о делателях, но, подобно фарисеям, протянем иной раз камень вместо хлеба, мертвую букву вместо живого слова. Проходим мы и мимо своих соотечественников, ограбленных духовно богоборцами. И наше тело не болит при этом от жалости, как у Спасителя. Так будем же молить Господина жатвы – Христа, чтобы Он послал побольше делателей на жатву Свою.

Составлено по толкованиям святых отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *