Зеньковский история русской философии

Зеньковский история русской философии

Париж, YMCA-PRESS, 1948

Отсканировано по второму изданию.

YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve. 1989

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Переиздавая капитальный труд прот. Василия Зеньковского (1881-1962), мы исправили многочисленные опечатки первого издания, а также включили в текст биографические сведения о философах XX-го века, которые не могли быть известны автору в момент напечатания книги (конец 40-х годов).

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Задачи книга. 2. Исторические условия раз-вития философии в России. 3. О понятии философии вообще. 4. Общие особенности русской философии. 5. Антропоцентризм русской философии. 6. О самостоятельности русской философии. 7. Неустранимость оценок в историческом исследовании. 8. Деление истории русской философии на периоды. 9. Обзор главных работ по истории русской философии.

ЧАСТЬ I. НА ПОРОГЕ ФИЛОСОФИИ.

ГЛАВА I. До эпохи Петра Великого.

1. Влияние Византии. 2. Творческие движения в русской культуре, 3. Мистический реализм. 4. Характерные черты русской религиозности. 5. Юродство и его место в. религиозной жизни на Руса 6. Основные идеологические искания до XVI в. 7. Учение о Москве – III-м Риме. 8. Проблема государства в церковном сознания; внутренняя дифферециация в нем. 9. Первые ростки идеи «естественного права» 10. Раскол. 11. Распад традиционного мировоззрения.

ГЛАВА II. XVIII век. Перелом в церковном сознании. Философия Сковороды.

1. Начало секуляризации. 2. Духовная Академия в Москве. 3. Москва на путях к секуляризации сознания. 4. Обмирщение государственной власти. 5. Св. Тихон Задонский. 6. Старец Паисий Величковский.7. Г. С. Сковорода. Его биография. 8. Сковорода, как религиозный мыслитель 9. Гносеологический дуализм. 10. Антропология Сковороды. 11. Метафизика его. 12. Этика Сковороды. 13. Оценка философии Сковороды.

ГЛАВА III. Начало светской культуры в России. Философское движение в России в XVIII в.

1. Общие черты русской жизни в XVIII в. 2. Основные философские течения в это время в России. 3. Русское «Вольтерианство». 4. Генезис русского радикализма. 5. Появление социальных учений. 6. Татищев, Щербатов. 7. Появление масонства. Новиков. 8. Радищев. Его биография. 9. Философские влияния на него. 10. Гносеологические взгляды Радищева. Антропология. 11. Общая оценка идей Радищева. 12. Ломоносов. 13. Религиозно-философские искания в масонстве. 14. Натурфилософские увлечения в масонстве. 15. Философия в Духовных Академиях в XVIII в.

ЧАСТЬ II. XIX ВЕК.

ГЛАВА I. Философия в высших школах и ее судьбы. Мистицизм начала XIX в. Раннее шеллингианство. Новый гуманизм.

1. Влияние Духовных Академий. 2. Философия в Московском Университете. 3. Мистицизм в русском обществе в начале XIX в. 4. Лабзин. 5. Сперанский. 6. Западные влияния в России. 7. Велланский. Его биография, его построения. 8. Менее значительные русские шеллингианцы. 9. Отдельные философы этого времени в России. 10. Карамзин. 11. Жуковский.

ГЛАВА II. «Архивные юноши». Веневитинов. Кн. Одоевский. Чаадаев.

1. Влияние войны1812 г. 2. Философские кружки в Москве. 3. Веневитинов. 4. Одоевский. Биография его. 5. Антропология Одоевского. 6. Внутренний мир в человеке. 7. «Русские ночи». 8. Гуманизм. 9. Третий период в жизни и творчестве Одоевского. 10. Чаадаев. Его биография. 11. Влияние на Чаадаева. 12. Религиозный мир Чаадаева. 13. Антропология его, 14. Провиденциализм. 15. Общая оценка.

ГЛАВА III. Возврат к церковному мировоззрению. Гоголь. Начало «славянофильства». Хомяков

1. Возврат к церковному мировоззрению. 2. Гоголь. 3. Критика гуманизма. 4. Идея православной культуры. 5. Общие замечания о славянофильстве. Хомяков. Его биография. 6. Влияния на Хомякова. 7. Исходная основа философии Хомякова. 8. Антропология. 9. Гносеология. 10. Онтология и космология. 11. Историософия. 12. Общая оценка.

ГЛАВА IV. Киреевский, Самарин, Аксаков

1. Основные темы славянофилов. 2. Киреевский, Его биография. 3. Религиозный мир Киреевского. 4. Антропология. 5. Гносеология. 6. Исторические взгляды. 7. Общая характеристика. 8. Самарин, его биография. 9. Антропология. 10. Гносеологические взгляды. Общая оценка. II. К. Аксаков. Общая характеристика Аксакова. 12. Философия у славянофилов.

ГЛАВА V. Гегельянские кружки. Н. В. Станкевич. М. А. Бакунин. В. Г. Белинский

1. Общие замечания. 2. Н. В. Станкевич.3. М. А. Бакунин, его биография. 4. Фихтеянский период. Изучение Гегеля. 5. Перелом в философских исканиях Бакунина. 7. Белинский, спор о нем. 8. Биография. 9. Гегельянский период. 10. Критика Гегеля. Этицизм Белинского.

ГЛАВА VI. А. И. Герцен

1. Общие замечания. 2. Биография. 3. Первый период в развитии мировоззрения Герцена (мистицизм, шеллингианство). 4. Гегельянство Герцена. 5. Философия случайности. 6. Историософский алогизм. 7. Критика западной культуры. Трагизм в мировоззрении Герцена.

ГЛАВА VII. Философское движение в русских духовных школах в первой половине Х1Х-го века. (Голубинский, Сидонский, Карпов, Авсенев, Гогоцкий, Юркевич и др.

1. Философия в духовных школах. 2. Ф. А. Голубинский, его биография. 3. Основные идеи (гносеология). 4. Онтология и антропология. 5, Ф. Ф. Сидонский. 6. И. М. Скворцов. 7. В. Н. Карлов: 8. Авсенев. 9. С. С. Гогоцкий. 10. И. Д. Юркевич. 11. Арх. Бухарев.

ГЛАВА VIII. Перелом в русской жизни (эпоха Александра II). Начатки позитивизма и матерьялизма в русской философии (Чернышевский и его последователи). Дальнейшая эволюция радикализма в 70-х годах. (Чайковский и «богочеловеки»)

1. Общие замечания. 2. Рост радикализма. 3. Н. Г. Чернышевский. Его биография. 4. Влияния на Чернышевского. 5. «Антропологический принцип». 6. Этика. 7. Эстетика Чернышевского. 8. Историософские взгляды. 9. Д. И. Писарев. 10. Н. В.Чайковский.

ГЛАВА IX. «Полупозитивизм» в русской философии XIX века. К. Д. Кавелин. П. Л. Лавров. Н. К. Михайловский. Н. К. Кареев

1. Общая характеристика «полупозитивизма». 2. К. Д. Кавелин, его философские взгляды. 3. П. Л. Лавров, его биография. 4. Примат этики. 5. Антропологизм Лаврова. 6. Учение о личности. 7. Философия истории. 8. Общая характеристика философии Лаврова. 9. Н. К. Михайловский. Биография. Примат этики. 10. Персонализм. 11. Антропология Михайловского. 12. Категория «возможности» в философии истории. 13. Гносеология. 14. Н. К. Кареев. Его философские взгляды.

ГЛАВА X. Преодоление секулярной установки на почве натурализма и позитивизма. Н. И. Пирогов. Л. Н. Толстой

1. Преодоление секуляризма на русской почве. 2. Н. И. Пирогов. Биография. 3. Метафизика мышления и критика материализма по Пирогову. 4. Учение о «вселенском разуме». 5. Гносеологические взгляды. 6. Учение о человеке. 7. Общая оценка философских взглядов Пирогова.8. Л. Н. Толстой. Общие замечания. 9. Биография. 10. Вопрос о философских влияниях нa Толстого. 11. Панморализм Толстого. 12. Проблема личности, у ‘него. 13. Философия культуры, 14. Значение Толстого, как мыслителя.

ГЛАВА XI. «Почвенники». Аполлон Григорьев. Н. Н.

Страхов. Ф. М. Достоевский

1. «Почвенничество», как умственное течение. 2. Аполлон Григорьев. Биография. 3. Философские взгляды. 4. Н. Н. Страхов. Биография. Влияние Гегеля. 5. Космология и антропология Страхова. 6. Достоевский. Его место в истории русской мысли. Биография. 7. Религиозный мир Достоевского. 8. Антропология Достоевского. 9. Этические взгляды. 10. Эстетические взгляды. 11. Историософские згляды. 12. Общая оценка.

ГЛАВА XII. К. Н. Леонтьев. В. В. Розанов.

1. Общие замечания. 2. К. Н. Леонтьев. Биография. 3. Влияния на Леонтьева. 4. Диалектика религиозного сознания его. 5. Антропология. 6. Этические вагляды. 7. Историософские взгляды. 8. Общая оценка. 9. В. В. Розанов. Его биография. 10. Его духовная эволюция11. Антропология Розанова. 12. Исторические взгляды. 13. «Мистический пантеизм». 14. Общая оценка. 15. Заключительные замечания о втором периоде в развитии русской философии.

История русской философии

История философской мысли в России – органическая часть всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Однако подход к этим проблемам, способы их усвоения и осмысления глубоко национальны. Правильное представление о национальном своеобразии русской философии может быть получено лишь в результате глубокого осмысления ее истории, отражающей все ее этапы с начала зарождения философской мысли в Киевской Руси до наших дней.

Начало русской философской мысли

Русь включилась в «мировое измерение» философии в конце X в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии.

После крещения Руси в 988 г. на этапе своего становления русская культура выступает как органическая часть славянской православной культуры, на развитие которой большое влияние оказали братья Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки. Они перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Этот язык в X в. становится книжным языком славянских народов, поэтому литературные памятники болгарского, сербского, чешского и моравского происхождения воспринимаются на Руси как «свои». Особенно важное стимулирующее воздействие на древнерусскую мысль имело болгарское влияние X– XIII вв., при посредстве которого в Киевской Руси получили распространение такие богословские сочинения, как «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, «Сборник царя Симеона», известный на Руси как «Изборник Святослава 1073 года», и др.

Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую основу составлял политеизм (многобожие).

По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество – это «часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий».

Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер – Стрибог; землю и плодородие – Мокошь и т. п. Человек и Вселенная в рамках такого миропонимания находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, отсутствовало здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса.

Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией.

Восточная Римская империя в X в. была крупным и развитым в культурном отношении государством Европы с глубокими философскими традициями. Не случайно славянский просветитель Кирилл был назван Философом. Ему принадлежит первое на славянском языке определение философии, сформулированное в «Житии Кирилла», составленном его братом Мефодием или кем-то из ближайших сподвижников просветителя. Философия трактуется здесь как «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его».

Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли.

Для Руси, воспринявшей христианство, характерен взгляд на человека и жизнь, принципиально отличный от славяно-русского языческого пантеизма, ориентированного на оптимистическое отношение к материальному бытию и природе. Христианское учение вносит в культуру идею «начала» и «конца», применимую как к отдельному человеку, так и к человеческой истории в целом. Здесь понимание свободы воли предполагает также и моральную ответственность за содеянное при жизни, вводится тема греховности, покаяния, жалости к несовершенному человеку. Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и восходящей к учениям восточных отцов церкви. «Внешняя философия», относящаяся к сфере мирской, жизненно-практической, считалась второстепенной, гораздо менее важной. Такое деление философии на «внутреннюю» и «внешнюю» напоминает аристотелевское разделение знаний на «теоретические» и «практические», но не повторяет его. Аристотелевская классификация знания более детальна и наукообразна, например, она предполагает вхождение в состав теоретического знания наряду с мудростью, или «первой философией», также и «физики» («второй философии») и математики.

Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион – первый киевский митрополит из русских (годы его митрополитства с 1051 по 1054-й). До него на эту должность назначались греки. Он выдвинулся во время правления Ярослава Мудрого. Перу Илариона принадлежат три замечательных произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Наиболее известное из них «Слово», являясь богословским сочинением, вместе с тем представляет собой и своеобразный историософский трактат. Здесь дается масштабное осмысление мировой истории, разделенной на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, соответствующий Моисееву закону, и христианский – период утверждения истины и благодати. Произведение состоит из трех частей. Часть первая повествует об истории возникновения христианства и его противоборстве с иудаизмом. Вторая – рассказывает о его распространении на Русской земле, третья – посвящается восхвалению Василия и Георгия (христианские имена князей Владимира и Ярослава).

Логическая продуманность «Слова», высокий интеллект и богословская образованность его автора, обращавшегося не к «невеждам», а к «обильно насытившимся книжной сладостью», свидетельствуют о высоком уровне древнерусской книжности, глубоком понимании ответственности за судьбы Руси и мира. Противопоставляя Новый Завет Ветхому Завету, Иларион пользуется библейскими образами свободной Сарры и рабыни Агари. Незаконный сын Агари – раб Измаил и свободный, чудесным образом появившийся на свет сын Сарры – Исаак символизируют две эпохи человеческой истории – холода и тепла, сумерек и света, рабства и свободы, закона и благодати. Воспринявший христианство русский народ, заявляет Иларион, идет к своему спасению и великому будущему; став на путь истинной веры, он приравнивается прочим христианским народам. Русская земля и ранее не была слабой и безвестной, говорит Иларион, указывая на князей Игоря и Святослава, «которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах», но для нового учения новый народ – как новые мехи для нового вина.

В «Слове» князь Владимир, осуществивший крещение Руси, уподобляется по мудрости христианским апостолам, а по величию – императору Константину Великому. Прославление Владимира и его сына Ярослава как духовных вождей и сильных правителей имело особое значение, по существу, было идеологическим обоснованием сильной княжеской власти, утверждением ее авторитета, независимости от Византии.

Крупным мыслителем был также митрополит Никифор (2-я половина XI – 1121). По происхождению этнический грек, Никифор олицетворяет своим творчеством скорее «византийский», чем «славяно-русский» (как у Илариона), тип философствования. Он является распространителем идей христианизированного платонизма на русской почве. Большой интерес представляет его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств». Наряду с важными для христианского благочестия поучениями о пользе поста, смиряющего низменные, плотские устремления и возвышающего дух человека, здесь содержатся и более общие рассуждения философско-психологического характера. В них нашло отражение учение Платона о душе.

В интерпретации Никифора душа включает в свой состав три важнейших компонента: начало «словесное», разумное, управляющее человеческим поведением; начало «яростное», подразумевающее чувственно-эмоциональную сферу, и «желанное» начало, символизирующее волю. Руководящее значение из всех трех отводится «словесному», разумному началу, призванному управлять «яростным», т. е. эмоциями при помощи воли («желанного»). Так же как и у Платона, искусство «управления душой» Никифором сравнивается с искусством управления государством. При этом по образу мудрого правителя-философа характеризуется деятельность киевского князя Мономаха, который «по-словесному велик», значит, обладает необходимыми задатками для разумного управления государством. Однако и великий князь нуждается в соблюдении религиозных установлений, необходимых для гармонизации государственного управления, подобно тому как в них нуждается и человеческая душа.

«Московский период» отечественной истории (XIV– XVII вв.) – это эпоха собирания и утверждения Русского централизованного государства во главе с Москвой. Это и время исторической Куликовской битвы (1380 г.), положившей начало освобождению от ига Орды. Это также время расцвета монастырей и монастырского строительства, что особенно важно для русской культуры, поскольку монастыри на Руси были главными центрами книжной, в том числе и философско-богословской, культуры.

Развитие русского национального сознания нашло свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром – Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 – ок. 1542) к разным лицам: Василию III, к дьякону Мисюрю Мунехину, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва – Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать» 69. Филофей, в соответствии с распространенным в Средние века взглядом на историю, утверждал, что миссия Руси как единственной хранительницы православно-христианской традиции уготована самим Провидением, т. е. волей Бога. Древний Рим пал из-за того, что был языческим. Второй Рим, которым стала Византия, отклонился от православия и был захвачен и разорен турками. Поэтому все надежды православного мира на сохранение и будущность связаны только с Москвой как главенствующей православной державой, преемницей Рима и Константинополя.

В идее «Москва – Третий Рим» не содержится никакой мысли о каком-то особом превосходстве и мессианистском призвании русского народа. Здесь не было претензии на «государственную идеологию», что впоследствии нередко приписывалось «Посланиям» Филофея. Идеологический смысл был придан этой идее лишь в XIX—XX столетиях. До этого времени идеи скромного псковского монаха мало кто знал. О себе старец писал так: «Аз сельской человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех». Мессианизм Филофея был, конечно, прежде всего религиозным, церковным. Кроме того, следует иметь в виду, что идея «вечного Рима» была чрезвычайно распространена в средневековой Европе.

Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В конце XV – начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский (1433—1508), а идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/1440– 1515). Иосифляне выступали за неукоснительную регламентацию церковной жизни в соответствии с разработанным Иосифом Волоцким «Уставом», в котором содержались строгие предписания по части соблюдения установленных правил и обрядов. Принадлежавшее ему же сочинение под названием «Просветитель» осуждало ереси. Резкой критике были подвергнуты так называемые жидовствующие, отвергавшие догмат о Святой Троице и ориентировавшиеся на Ветхий, а не на Новый Завет. Одновременно иосифляне занимали сугубо «стяжательскую» позицию по отношению к церковному и монастырскому имуществу, выступали за усиление роли церкви во всех сферах общественной жизни и за сближение церкви с государственной властью. Это породило выдвижение на первый план церковного формализма и показного благочестия, приоритет мирского начала по сравнению с началом духовным. Нестяжатели занимали противоположную позицию, выдвигая на первый план идею духовного подвига, сочетавшуюся с призывом к труду не во имя обогащения, стяжания собственности, а во имя спасения. Соответственно нестяжатели проповедовали невмешательство церкви в мирские дела, а в монастырской жизни выступали за умеренность во всем, самоограничение и аскетизм. Нестяжательство имело глубокие корни в народном сознании, поскольку оно выступало защитником реального благочестия. Великим нестяжателем был Сергий Радонежский (1314/1322– 1392), защитник Руси и основатель Троицкого монастыря, ставшего духовным центром православия.

Не стяжательскую позицию разделял Максим Грек (1470– 1556), афонский ученый монах, прибывший на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг. Он был крупнейшим мыслителем московского периода, оставившим большое богословско-философское наследие, включающее свыше 350 оригинальных сочинений и переводов.

Определение философии, данное Максимом Греком, гласит, что она «благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито; целомудрие, мудрость и кротость восхваляет, добродетель и порядок устанавливает в обществе». Авторитет философии настолько велик, считал мыслитель, что по силе и влиянию она превосходит царскую власть. Русский книжник был знатоком античной философии, включал в свои сочинения многие переводы высказываний античных авторов. Особо ценил он философию Платона, предвосхитив тем самым позицию первых русских религиозных философов – славянофилов, считавших, что в России философия идет от Платона, а на Западе от Аристотеля.

Победа иосифлян над нестяжательской церковной партией, соответствовавшая интересам московской централизации, в то же время своим следствием имела принижение духовной жизни, что было чревато тем кризисом в Русской православной церкви, который наступил в XVII столетии и получил название Раскола. По мнению некоторых исследователей Русской церкви, эта победа явилась одним из самых драматических событий в русской истории, поскольку ее результатом был упадок древнерусской духовности.

Подъем русской философии на новый уровень связан с открытием первых высших учебных заведений: Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской (1687) академий, где читались философские курсы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *