Зависть как грех

Зависть как грех

Религии — довольно важный аспект EU4. От религий зависят не только настроения в провинциях, где религия отлична от государственной, но и на отношения между странами. Страны одной веры легче могут достичь согласия и с большей вероятностью смогут заключить союз, нежели сторонники двух различных религиозных течений и тем более еретики и иноверцы. Так, например, странам одной религиозной группы доступно заключение династического брака.

Игрок имеет возможность изменить государственную религию (не без ущерба) в некоторых случаях. Помимо этого игроку также доступна отправка миссионеров в провинции с иной верой, а также набор религиозных решений и особых механик.

Религии в 1444-ом году.
Клик для просмотра в полном размере
Версия 1.14.3

Список религийПравить

Все религии в игре разделяются на множество религиозных групп. Некоторые из них имеют особенности, общие для всех религий этой группы. Лишь представители одной группы могут заключать браки между собой.

Религиозная группа Религиозный центр Особенности Религии группы
Христианская
  • Рим (Католичество)
  • Константинополь (Православие)
  • Представители группы могут принять статус Защитника веры;
  • Представители группы могут формировать унии
Католичество
Православие
Протестантизм
Реформатство
Англиканство
Миафизитство
Мусульманская Мекка Представители группы могут принять статус Защитника веры Суннизм
Шиизм
Ибадизм
Восточная Отсутствует Разные у каждой религии Конфуцианство
Синтоизм
Тхеравада
Махаяна
Ваджраяна
Дхармическая Выбор божества для поклонения Индуизм
Языческая Тенгрианство
Фетишизм
Тотемизм
Скандинавское язычество
Инти
Науатль
Майя
Иудаистская Отсутствуют Иудаизм
Зороастрийская Зороастризм

Некоторые религии имеют свою особую механику. Некоторые религии появляются в результате событий в заданном промежутке времени, до этого они недоступны, в т.ч. и для выбора в Конструкторе наций. Каждая религия имеет по 2-3 бонуса, которые даются исповедующим её странам постоянно. Также каждая религия имеет влияние на шанс своего вытеснения из провинций. Так, например, языческие верования могут быть вытеснены быстрее, нежели ислам.

> Терпимость Править Основная статья: Терпимость > Религиозное единствоПравить Основная статья: Религиозное единство

Защитник верыПравить

Каждая страна, исповедующая религию христианской и мусульманской религиозной группы и не имеющая правителя-женщины или регентства, может, заплатив 500 дукатов, может провозгласить себя Защитником веры.

БонусыПравить

Статус Защитника веры будет оказывать на страну следующее влияние:

  • +5% боевой дух армии
  • +5% боевой дух флота
  • +5% стоимость технологий
  • -0.025 ежемесячный рост усталости от войны
  • +1 к влиянию на Папу в год
  • +1 к годовому приросту престижа
  • 1 дополнительный миссионер
  • +0.5 к годовому приросту праведности

Кроме того, католическая страна, имеющая статус Защитника веры, не может быть отлучена от церкви независимо от отношений с Папством.

Обязанности защитника веры. Потеря статуса Править

Страны будут призывать защитника своей веры в оборонительную войну против иноверцев, если они находятся на том же континенте, что и Защитник, или имеют с ним общую границу. Призыв к войне приходит только если страна защищаемой религии является лидером оборонительной войны (т.е. если иноверцы начали войну против страны другой конфессии, союзником которой является страна, следующая защищаемой вере, призыв не придёт).

Отказ в помощи единоверцам или поражение в их войне лишит Защитника веры статуса. В случае отказа от вступления войну бывший Защитник также получит пятилетнее перемирие со страной, направившей призыв о помощи.

Не искать защиты, но быть защитником

Поделиться

В день, когда произошла трагедия в московском метро, в храм пришла девушка и сказала:

— Я не понимаю Бога, и мне так страшно… То Он защищает нас, то не защищает… А то, что защищает, я точно знаю, я это не раз чувствовала так отчетливо! Под Его защитой так уютно, как в детстве…

— И вы бы хотели чувствовать эту уютную защищенность всегда?

— Конечно! Ведь в этом и есть смысл христианской жизни!..

В этом ли?… Человек – растет. Всходит со ступени на ступень. Стремится чувствовать себя в руках Божиих, надо только молиться, поститься и каяться правильно — это одна ступень. Но потом – так кончается детство и наступает сложная пора взросления – он видит, что всё не так просто и однозначно, обнаруживает, что под уютное одеяло защищенности, в которое закутан с головой, таки поддувает ледяной ветер мира сего, и от его смертоносного дыхания не помогает никакое средство, даже самое святое … Настает время – вылезать из-под одеяла и всходить на другую ступень: раньше Бог хранил тебя, теперь – тебе хранить твоих ближних. Раньше Отец Небесный пестовал тебя, теперь тебе предстоит расти.

Дерево произрастает не для того, чтобы красоваться, но чтобы отдать всё, что наросло на нем, служить ветвями – птицам, сучьями – очагу, плодами – нуждающимся в них. Малая мера закваски растет и преображает тесто для того, чтобы созревший хлеб был уничтожен, съеден голодными. И мы с вами рождаемся в мир не для того, чтобы замкнуться в самодостаточном одиночестве, но чтобы быть нужными кому-то, любить и быть любимыми, любовь – это выйти из своей скорлупы, из своего уединенного угла, навстречу- кому-то, быть вместе с кем-то…. А если будем пытаться сохранить свою скорлупу, свой одинокий мирок, в неприкосновенности, то вскоре он станет для нас тюрьмой, в которой мы начнем задыхаться. И единственный способ прочувствовать всю полноту защищенности от многоликого зла этого мира – не требовать защиты извне снова и снова, но самому стать защитой, взойти на высшую ступень.

На этой ступени обессмысливается наш извечный вопрос при виде гибели людей в метро, болезней и страданий детей, слепой ярости стихий, уносящей жизни невинных, многоликого и бессмысленного проявления зла мира сего: «За что?!», и на смену ему приходит другой вопрос: «Что делать? Как помочь тому, кто страдает – прямо здесь и сейчас?» Приходит время действовать. Так солдат знает, что на войне самое безопасное место — атака. И единственный способ выжить на войне – сражаться и победить.

Зависть

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов.

Преподобный Амвросий говорил о зависти:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя

Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке:

«Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется:

«Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество

Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве:

«Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

Причина зависти

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом:

«Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Как бороться с завистью

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»:

«Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием:

«Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом.

А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства:

«Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Заставлять себя делать добро

Преподобный Амвросий советовал:

«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Молиться о тех, кому завидуешь, и о тех, кто завидует тебе

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе:

«Кому завидуешь, за того Богу молись».

«Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Как можно извлекать духовную пользу из помыслов зависти

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения:

«Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Быть готовым к возвращению страсти

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться:

«О твоей страсти ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Как избавиться от зависти: 7 изречений святых и преподобных

Скачать эту статью

Каин остановился, тяжело дыша, и посмотрел на свои руки. Потом на лежащего на земле человека. Его брат Авель не дышал. Кажется, он перестал жить.

Каин и раньше видел смерть — у них умирали некоторые животные, но впервые он видел смерть человека, своего близкого.

Каин старший сын Адама и Евы

Убить брата оказалось гораздо тяжелее, чем любого из зверей. Он доверчиво пошел за Каином, когда тот его позвал и не подозревал ничего плохого.

«Почему я это сделал?» — думал Каин.

Тяжелое раздражение, злость и страх перед расплатой. А с чего началось-то все?

Когда-то Каин позавидовал успеху Авеля у Бога и не справился со своей завистью.

Об этом тяжелом грехе — наша статья. Чувство зависти это очень страшно.

Перестать завидовать очень тяжело, это стоит больших молитв и усилий.

Обычно люди завидуют в основном успешным людям. Те, кто не смог ничего добиться в жизни, будет всегда завидовать чужим успехам.

О зависти написано не только в Библии, о ней говорили и святые отцы и преподобные. Разберем подробно, что они говорили и какие советы давали, чтобы избавиться от греха зависти.

В Библии можно узнать, что там, где зависть — там и все худое

В Библии мы можем найти фразы о том, что такое зависть человеческая. Рассмотрим некоторые из них.

«Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».

(Пр. 23:17)

«…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

(Иак. 3:16)

«Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла».

(1Кор. 13:4–5)

«…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»

(1Кор. 3:3)

Как избавиться от зависти, пишут многие святые отцы

Святые отцы о зависти писали очень много, а также писали о том, что сделать, чтобы с этим справиться.

Например, святой Иоанн Златоуст сравнивал завидующих людей с навозными жуками, свиньями и даже демонами. Он считал, что зависть — это прямая вражда против Бога.

Иоанн Златоуст писал, что сделать, чтобы избавиться от этого греха:

«Человек успешен — значит,

через него прославляется Бог.

Если этот человек твой ближний — значит,

через него успешен и ты,

и через тебя тоже прославляется Бог.

Если этот человек твой недруг — значит,

нужно стремиться сделать своим другом его — уже ради того,

что через него прославляется Бог».

Иоанн Златоуст архиепископ

Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей

Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что победить зависть к людям можно только молитвой, самостоятельно это не победить. Но также он утверждает, что главное не отчаиваться. Вот что он писал:

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением

только этого зла (зависти)

не истребил всего того,

что в нас есть живого,

что как бы воодушевляется

жизненным действием Святого Духа,

постоянно будем испрашивать помощи Божией,

для которой нет ничего невозможного».

Иоанн Кассиан Римлянин богослов

Кассиан Римлянин — христианский монах и богослов, один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни

Святой Василий Великий давал два совета от зависти.

  • Первый совет — это осознать, что завидовать вовсе нечему:

«Недостойны еще нашего соревнования —

богатый ради его богатства,

властитель ради величия его сана,

мудрый ради обилия в слове.

Это — орудия добродетели для тех,

которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства…

А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть.»;

Василий Великий архиепископ

  • Второй совет — «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей:

«Если непременно желаешь славы,

хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое,

подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели.

Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским.

Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Василий Великий — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов

Приведем пример, два человека играют на гитаре, они любят оба заниматься этим делом. Один делает большие успехи, становится рок-звездой, собирает огромные концерты, а второй знает лишь несколько аккордов и играет при этом в переходе за копейки.

Конечно, второму проще завидовать первому, в его успехах. Но если бы он за место того, чтобы завидовать, постепенно выучил бы новые аккорды, и стал делать какие- то успехи, то это было бы намного лучше.

Не обязательно выступать на концертах и быть известным, можно и заниматься музыкой и сочинительством в свое удовольствие.

Феофан Затворник говорил, что человек, который завидует, должен победить свою зависть через «НЕ ХОЧУ». То есть, как бы тяжело не было, нужно с этим справиться в любом случае для своей души. Он писал:

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти.

Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею.

Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому,

которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет.

Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется».

Феофан Затворник епископ Феофан Затворник — епископ Православной российской церкви, богослов, публицист-проповедник

Максим Исповедник считае, что нельзя даже давать повод для зависти. Если человек не хочет чтобы ему завидовали, не надо хвалиться перед другими людьми своей работой, умом.

Есть хорошая работа и надо говорить — «Слава Богу», получаете хорошую зарплату, и вам хватает на жизнь — нужно благодарить Бога. Но не хвалиться этим, в любой момент этого может не стать. И тем самым вы не дадите повода для зависти другим.

Вот что он писал:

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него.

Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет:

то которую пренебречь сторону?

Надобно стать на стороне полезного для многих;

но по возможности не понебречь и о нем

и не давать себе увлекаться коварством страсти,

подавая помощь не страсти, а страждующему от оной».

Максим Исповедник богослов

Также он советует, что избавляться от зависти нужно как говорит Апостол:

«…радоваться с радующимися и плакати с плачущими…»

(Рим.12:15) Максим Исповедник — христианский монах, богослов и философ, известный непримиримой борьбой против ересей

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, не лишена справедливости — уже в этой жизни она наказывает грешника. Он писал:

«О, когда бы истребилась между людьми зависть,

эта язва для одержимых ею,

этот яд для страждущих от нее,

эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, —

страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых,

и справедливая, потому что сушит питающих ее!»

Григорий Богослов архиепископ Григорий Богослов — архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев

Преподобный Амвросий Оптинский говорил:

«…Зависть происходит от гордости и, вместе, от нерадения к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу.

А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля».

«…Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью.

А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти.

Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частью виною сего бывает славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 26).

Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общие исчадия тщеславия и гордости».

Амвросий Оптинский иеросхимонах Амвросий Оптинский — священнослужитель Русской православной церкви, иеросхимонах

Чтобы избавиться от зависти и злобы можно прочитать Псалом 90

Самое главное, не обязательно зачитывать огромные молитвы с текстами, можно просто своими словами от чистого сердца попросить Бога о помощи. Есть специальная молитва от зависти и злобы.

Это Псалом 90:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Есть молитва от завистливых людей — Марии Египетской:

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие!

Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша,

от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени,

святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш,

яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших,

Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Мария Египетская — христианская святая, считается покровительницей кающихся женщин. День памяти — 14 апреля

Подведем выводы о том, как избавиться от зависти

Подведем небольшие выводы, как избавиться от зависти на основе всех сказанных выше слов святых и преподобных.

  1. Человеку нужно осознать, что он завидует. А главное прийти к тому, что завидовать вовсе нечему. А своему недругу — нужно стать другом, постараться подружиться с ним.
  2. Проявить сострадание и сочувствие к ближнему. Возможно, вы совсем не знаете какими горькими стараниями человек, например, получил какую-либо должность. Неизвестно что у него за ситуация дома. Можно посочувствовать своему коллеге в таком тяжелом испытании. Только через сострадание и сочувствие к нему ваша зависть уйдет.
  3. Нужно радоваться за других людей. Если у вашего сотрудника по работе получилось что-то лучше, и он достиг каких-то успехов, за него нужно порадоваться.
  4. Проводить свое время больше в молитве и посте. Если вы почувствовали прилив зависти, прочитайте про себя несколько молитв, которые можно выучить наизусть: Отче Наш, Богородице Дево. Если вы находитесь дома, то возьмите и почитайте акафист святым, почитайте православную литературу, например житие святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и многих других.
  5. Старайтесь чаще посещать храм. Желательно ходить на божественную литургию не меньше одного раза в неделю. Исповедуйтесь в своих грехах и причащайтесь.

Видео: Как побороть зависть.

Что Библия говорит о
зависти

Зависть – один из грехов, запрещенных Десятью Заповедями; он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (красота, успех, добродетель и т.п., см. Еккл. 4:4). Дело в том, что упование на Бога предполагает, что все, чем обладает человек, происходит от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). При этом важно, что Бог каждому человеку дает то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божьим. Желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит замыслу Творца. Кроме того, зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Творца. Именно поэтому зависть разрушительна для человека: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30). Зависть становится причиной жестокости и насилия людей друг над другом: завидующий пытается силой добыть то, что не принадлежит ему (Мих. 2:2). Таким образом, зависть, как и многое другое, является нарушением общего для всех людей закона о любви к ближнему (Рим. 13:9).
Апостол Павел в послании к Галатам включает зависть в число «дел плоти», противопоставляемых им плодам Духа. Кроме того, апостол в послании к Тимофею особо отмечает, что зависть не обязательно направлена на материальные блага. Весьма существенной причиной ее является желание первенства и власти. Наиболее ярким и трагическим примером зависти является зависть фарисеев и книжников к Господу Иисусу Христу, приведшая к Крестной Смерти Спасителя.

Вы завидуете? – О, нет, что вы! Разве только белой завистью. Но это же не плохо?
Есть ли разница между белой и черной завистью? Так ли хороша белая зависть?

Десятая заповедь гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). Не нарушение ли именно этой заповеди является источником всякого зла?

Желание обладать тем, что тебе не принадлежит. Современное общество не стремится воспитать молодое поколение в послушании десятой заповеди. Но ее нарушение приводит к нарушению многих других заповедей. В основе всех действий лежит желание человека. Желание обладать тем, что принадлежит другому, ведет к краже, лжесвидетельству, прелюбодеянию и убийству. И хотя само желание – это еще не действие, но это его начало.

Неправильное желание ведет к неправильным действиям. Поэтому Бог в Библии много внимания уделяет мыслям человека: «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7); «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» (Матфея 15:19, 20); «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притчи 4:23). Если мы допустим в свое сердце, в свой разум порочные мысли – они могут сильно навредить нам.

Однажды мы купили дочке маленькую игрушку – пушистого лисенка. Он ей очень понравился, и она взяла его в школу. Там ее подружки играли лисенком вместе с ней. А когда она возвратилась в класс с перемены, то не нашла в сумке коробочку с игрушкой. Кто-то из детей подумал: «Какой красивый лисенок! У меня такого нет, пусть будет теперь мой». Потом лисенка случайно увидели в сумке одной из девочек. Желание приводит к действию…

С детства люди приучаются желать чужого, быть «не хуже других». Считается, что это не страшно. Особенно, если это белая зависть… Но это не так. Библия говорит: «Зависть – гниль для костей» (Притчи 14:30). Она приносит вред, прежде всего, тому, кто завидует.

Желание иметь то, что принадлежало другой Личности, однажды превратило прекрасного ангела Люцифера в сатану. Он пожелал иметь славу и поклонение, подобно Сыну Божьему. Он захотел стать на Его место. Пророк так описывает это падение: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачный, буду подобен Всевышнему”» Притчи (Исаия 14:12-14). Не получилось стать как Бог. Зато получилось стать диаволом и сатаной. И творить зло на земле. Нет белой зависти, она – лишь начало черной зависти.

Библия открывает нам еще одно ужасное последствие нарушения десятой заповеди. Евангелие от Марка, описывая историю Иисуса Христа, говорит: «Первосвященники предали Его из зависти» (Марка 15:10). Зависть человеческая была одной из причин распятия Сына Божьего. Люди завидовали Иисусу настолько, что убили Его. Есть о чем задуматься…

Важно понять Божье обещание, выраженное в десятой заповеди: «Ты не будешь желать чужого». Это говорит Бог Своим детям, и Он очищает наш разум и мысли от греха и порока. Наше общение с Иисусом Христом дает Ему возможность удалить из наших сердец зависть и порочность. Невозможно стать похожим на Бога, не общаясь с Ним. Но тот, кто близок с Господом, станет похожим на Него в своем характере.

Скольких войн, убийств, краж, ссор и тому подобного не было бы на нашей земле, если бы мы позволили Спасителю изменить наши сердца, очистить их от зависти и желания чужого. Обратите внимание, как легко общаться с человеком, который не завидует тебе, а искренне радуется твоему успеху или приобретениям. И такому человеку гораздо легче жить в этом мире, где каждый хочет похвастаться, что у него есть нечто такое, чего нет у тебя.

Так давайте дадим Господу возможность вписать десятую заповедь в наши сердца. И тогда мы станем еще более похожи на Него.

Павел Корнеев

Газета “Сокрытое Сокровище” № 3 (167) март 2011 г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *