Заветы библии

Заветы библии

Значения слова завет. Что такое завет?

Завет

ЗАВЕТ , в Библии формы установлений между Богом и человеком: заповеди, повеления, соглашения, договоры. Этимология и словоупотребление Значение слова «завет» в рус. переводе ВЗ связано с греч. термином διαθήκη — договор…

Православная энциклопедия

Завет -договор, союз, наказ, обещание. В древности часто заключались заветы: между отдельными людьми (1Ц 20.16), между отдельным человеком и народом (2Ц 5.3), между Господом, царем и народом (4Ц 11.17)…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Завет Божий протоиерей Владимир Сорокин Завет в Новом Завете архим.аннуарий (Ивлиев) Перечень заветов Бога с людьми Завет – союз (соглашение, договор) двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Завет Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская церковь в частности определяет как завет, т. е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение (см.), а также содействие благодати (см.)…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Завет (церк.-слав. – союз) – особая форма соглашения между Богом и верными ему людьми на Земле, в которой Бог благословляет свой народ и через заповеди указует путь достойной жизни ко спасению.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Завет (в теологии) (covenant), центр, понятие иудейской веры и религ. культа — вечный союз между Богом и народом Израиля, — важное понятие в христ. теологии.

Народы и культуры . — 2002

Заветы (журнал)

«ЗАВЕ́ТЫ» — ежемес. лит.-политич. ж. Изд. в Пб. с апр. 1912 формально С. А. Иванчиным-Писаревым, фактически А. И. Иванчиным-Писаревым, лидером эсеров В. М. Черновым и В. С. Миролюбовым. В состав редакции входили также С.

Гуманитарный словарь. — 2002

«Заветы» — русский ежемесячный литературно-политический журнал эсеровского толка. Выходил в апреле 1912 ― августе 1914. Создан в апреле 1912 по инициативе одного из лидеров партии социалистов-революционеров В. М.

Чернова.

ru.wikipedia.org

ЗАВЕТЫ — ежемесячный литературно-политический журнал, легальный орган партии эсеров; апрель 1912 — июль 1914, С.-Петербург. Ведущий публицист и фактический руководитель — В. М. Чернов, издатель — А.

Энциклопедия «История отечества». — 1997

Новый Завет

Но́вый Заве́т (др.-греч. Καινὴ Διαθήκη) — собрание книг, представляющее собой одну из двух, наряду с Ветхим Заветом, частей Библии. Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная с середины I века н. э. по конец I века н.э.

ru.wikipedia.org

НОВЫЙ ЗАВЕТ (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum) содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает «завет», «завещание»; «союз», «договор».

Энциклопедия Кругосвет

НО́ВЫЙ ЗАВЕ́Т — 1) Важнейшее христианское понятие, определяющее окончательный «союз», или «договор» (слав. «завет»), Бога с людьми. Термин «новый» указывает на сознательное противопоставление «ветхому», т. е. «старому», союзу-завету…

Гуманитарный словарь. — 2002

Ветхий Завет

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ , название первой части христ. Библии, утвержденной Церковью в статусе Священного Писания и богодухновенного текста (см. Богодухновенность).

Православная энциклопедия

Ветхий Завет — первая часть Библии, в которой содержится изложенная Моисеем и пророками история избранного Богом еврейского народа и пророчества о пришествии Спасителя.

www.vidania.ru

ВЕ́ТХИЙ ЗАВЕ́Т (термин). Впервые этим словосочетанием дохрист. часть Библии названа ап. Павлом (Παλαιὰ διαθήκη, букв. — Древний Завет — 2 Кор 3:14). Позднее отцы Церкви так стали именовать и весь дохрист. период свящ. истории спасения.

Библиологический словарь. — 2002

Ковчег Завета

Ковче́г Заве́та, или Ковчег Открове́ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית‎, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת‎, арон а-эдут) — согласно Библии — величайшая святыня еврейского народа: ковчег…

ru.wikipedia.org

Ковчег Завета также Ковчег Иеговы, Ковчег Божий — ящик, в котором, согласно Библии, хранились скрижали Моисеевы; сделан был из дерева ситтим (см.), покрыт был золотом извне и внутри, с золотым венцом и кольцами…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов, халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней — символом. йони или чрева природы.

Мид Д. Теософский словарь

Скрижали Завета

Скрижали Завета (Исх. XXIV, 12, Втор. IV, 13, II Кор. III, 3, Евр. IX, 4). Под сим названием разумеются две каменные доски, на которых самим Господом были начертаны 10 заповедей Закона Божия.

Библейская энциклопедия. — 2005

Скрижали Завета – каменные плиты, переданные Богом пророку Моисею, на которых Самим Богом были начертаны десять заповедей (см. Заповеди Божии).

Брак, союз мужчины и женщины — этимология

Сергей Колибаба

Не сад ли вижу я священный,
В Эдеме вышним насажденный,
Где первый узаконен брак?
М. В. Ломоносов. Ода на день брачного сочетания…
государя великого князя Петра Феодоровича и
государыни великия княгини Екатерины Алексеевны 1745 года (1745)
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -брак-. Корень: -бр-; суффиксы: -а-к. Значение: семейный союз двух (или более) супругов; супружеские отношения.
Этимология
Из ст.-слав. бракъ «женитьба», образованного с помощью суффикса -к (как, например, слово «знак») от глагола «брати» — «брать». Связь слова «брак» с этим глаголом подтверждается выражением «брать замуж» диалектное «браться» — «жениться», украинское «побралися» — «женились». Глагол «брати» (первоначально имевший значение «нести») в применении к женитьбе означает «схватить», «похитить». Дело в том, что основу брака у древних славян составляло похищение девушки из другого рода или племени. Время появления слова «брак» оспаривается. Старославянское слово «брак» уже означало обряд «взятия замуж», а потом и само замужество, т.е. супружество.


б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Брак II. «бракосочетание, супружество», стар. также «празднество», укр. брак, ст.-слав, бракъ gamos (Супр.), болг. брак. Слово не является народным ни в русск., ни в укр. (Бернекер 1, 81). Болг. брак, сербохорв. брак «женитьба, свадьба» также рассматриваются как заимств. из цслав. на основании их истории; см. Ланг, LF 43, 404 и сл., который предполагает вместе с Соболевским (AfslPh 33, 611) то же самое и для вост.-слав.
Они считают исходной формой праслав. *borkъ; ср. беру, подобно знак: знаю; см. также Бернекер 1, там же, где приводится браться «вступать в брак». Точно так же и Гуйер (LF 40, 304), связывая это слово с греч., лат. fero, пытается реконструировать древнее знач. «умыкание». Напротив, Траутман (GGA, 1911, стр. 245 и сл.) предполагает праслав. *brakъ – нулевую ступень по отношению к ступени редукции *bьrati.
в) Историко-этимологический словарь современного русского языка. П.Я. Черных, М., 1999 г.
В этимологическом отношении слова «брак» неясное. В русском языке оно, по-видимому, из старославянского, с др. болг. -ра- вместо –оро-. Его старшее значение – «брак освященный церковью». Но происхождение южнославянского «брак» от этого не становится яснее.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1975, вып. 1
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Термин «брак» зафиксирован в XII-XIII вв., использовался в летописях, переводной литературе и в актах; «брачити» (брачиши) – выдавать замуж, отмечен с XI века; «брачный» с XII века.
б) Национальный корпус русского языка
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «А радимичи, и вятици, и северяне единь обычаи имуть: живяху в лесех, якоже и всякыи зверь, ядуще все нечисто, срамословие в них пред родители, и племяни не стыдятся, браци не бываху в них, но игрища межи селы; и схожахуся на игрища и на вся б;совъскаа плясаниа, и ту умыкаху себ; жены, с неюже кто св;чався, и имяхут же и по две и по три жены».
* Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича (1390-1450): «Сему же бывшу лет 16, и приведоша ему на брак княгиню Овдотью от земля Суждалскыя, дщерь великого князя Дмитрия Костянтиновича и матере великые княгини Анны».
* Поучение архиепископа новопоставленному попу или настоятелю монастыря (1454): «Аще будеть на браце или в пиру позоры каковы, отходи прежде видениа, на тът брак не ходи, ни к двоеженец или треженець, или муж жену пустит, или жена мужа пустит без вины, или в племяни поимутся, никако же не ходи».
* Иван Грозный. Ответ Яну Роките (1570): «Азъ бо тя вопрашивал въ томъ, како держите девство, и брак, и блуд, и ты не по тому писалъ».
* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725): «5. Еще бо Мартин Лютор не родился, а православнии христиане то знали, еже брак честен. …Еще бо и прежде апостолова послания, Сам Господь Бог объявил нам, яко брак честен, ибо, во время плотскаго Своего бытия на земли, в Кане Галилейстем на браке был, и обедал тамо, и, видя недостаток вину, первое чудо сотворил на том торжестве брачном и силу Свою Божию объявил: простую воду в вино претворил (Иоан. глава 2, стих 7)».
3) Обобщение и вывод
Мы выяснили, что термин «брак» и производные использовались в русской литературе примерно с XI века, исследователи отмечают, что этимология слова неясна, представленная этимология терминов «брак» = «беру» мало убедительна, не соответствует действительности.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. половые отношения между мужчиной и женщиной (как и другие) в древнерусском обществе регулировались на основе библейской религиозной идеи и права.
4) Библейские образы, половые отношения мужчины и женщины в Библии и Талмуде
а) Библия
* Бытие 1:27, 28: «И сотворил (Б.Р., БАРА) Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил (Б.Р.) его; мужчину и женщину сотворил (Б.Р.) их». «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
* Бытие 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
* Бытие 4:1: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа».
Посредством полового акта мужчина и женщина ТВОРЯТ новую жизнь, становятся в этом смысле подобными Богу. Мужское семя содержит наследственную информацию, которая передается от отца потомству, мать наполняет зародыш плотью, превращая его в живого человека. Имя первой женщины Хава (Ева) от слова «хая» — «дающая жизнь».
* Иезекииль 36:11: «И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас, как было в прежние времена ваши, и буду благотворить вам больше, нежели в прежние времена ваши, и узнаете, что Я Господь».
б) ЕЭБЕ/Брак (Талмуд)
«По учению Талмуда, браки устраиваются самим небом. Одна матрона спросила р. Иосе бен-Халафта: «Во сколько дней Бог создал мир?» — «В шесть». — «Но чем же Он занимается с того времени доныне?».
«Бог, — ответил тот, — сидит и устраивает браки: дочь того-то назначается тому-то» — «Но разве это большое искусство? ведь я тоже могу это сделать и у меня есть много рабов и много рабынь, и я всех их в одну минуту сочетаю браком». — «Тебе это кажется легким делом, а для Бога это такое же чудо, как рассечение Чермного моря, происшедшее при исходе евреев из Египта».
Когда р. Иосе ушел, она взяла 1000 рабов и 1000 рабынь, расставила их попарно, говоря: «Ты возьми эту, а эта пусть выходит замуж за того», — и сочетала их всех в одну ночь. На следующий день она пришла и увидела — у одного череп размозжен, у другого глаз выколот, у третьего нога сломана. Она спросила их, что с ними? Тут все, расплакались; один сказал: «Я не хочу этой», а та сказала: «Я не желаю этого» (Бер. р., LXVIII. 4). За сорок дней до сформирования зародыша Бат-Кол (голос с небес, возвещающий волю Бога) назначает ему спутницу жизни (Сота, 2а; Санг., 22а; ср. Моэд К. 18б)».
Господь, создавая первую человеческую пару, предусмотрел способность её к воспроизводству себе подобных людей. Для чего? Вероятно, необходимо было обеспечить материально существование человеческого рода в пространстве и времени – выживаемость вида.
в) «Обладайте землёй, владычествуйте над рыбами, птицами, и над всяким животным» — задачи второго плана. Они могут быть решены лишь только при достаточном количестве людей для «обладания и господства» над землей и животными, так как физические и духовные силы отдельного человека ограничены. Деятельность человека в сообществе себе подобных безгранично расширяет возможности человечества.
***Итак, главнейшая программа Бога, поставленная перед человеком – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»!!! И действительно, акт ТВОРЕНИЯ (зачатия и рождения) нового человека возможен лишь при совместных усилиях мужчины и женщины, другие способы родить ребенка природой (Богом) не предусмотрены. Половой инстинкт, заложенный природой в людей — основа выживаемости рода человеческого, порождая (творя) новую жизнь люди становятся «подобны Богу», Творцу человека.
5) Терминология иврита
Мы подошли к пониманию смысла термина, который выражает общественное явление — БРАК, союз мужчины и женщины, их совместная половая жизнь, необходима лишь для зачатия и рождения новой человеческой жизни. Осталось только совместить библейский образ Творения человека с терминологией иврита.
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – БРАКЪ = Б.Р.А.+КЪ.
У нас сразу же выявляется корень иврита БАРА создавать, творить; БОРЕ Творец, Создатель.
Русск. БРАКЪ = Б.Р.А. + К = ивр. Б.Р., БАРА создать, творить; Создатель, Творец + К как, подобие, соответствие, сходство. В БРАКЕ мужчина и женщина – Творцы, они создают нового человека, и по этому деянию подобны Богу.
* Екклесиаст 12:1: «И помни Создателя (БОРЕАХА, от БАРА) твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!».
Источник
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_073.htm
* См. стронг иврита БАРА
Таким образом, используя терминологию иврита и библейские образы мы «вышли» на понимание русского термина БРАК, совместное проживание мужчины и женщины всегда имеет целью зачатие ребенка. Этимологию лингвистов XIX-XX вв. надо признать неудовлетворительной, сознание и мышление человека и общества в целом вплоть до 1917 г. было религиозным.
29.3.2018 г.

Союз

Значение союза, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Союз — служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то … то, или … или, не то … не то) и двойные (если … то, хотя … но, так как … то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения. Например: Рыбников выпил стакан большими, жадными глотками. Даже руки у него задрожали от жадности. И тотчас налил себе другой стакан. Сразу было видно, что его уже долго мучила жажда (А. Куприн). Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль… (А. Блок).

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов. Например: Я сказал, что (союз) не пойду сегодня в школу. — Я спросил, что (союзное слово) мы делали на уроке.

Типы союзов по происхождению, структуре и употреблению

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

По структуре союзы могут быть простыми (что, как, когда и др.) и составными (потому что, так как, для того чтобы, несмотря на то что и др.).

По употреблению союзы делятся на одиночные (но, а, же, зато, однако, да и др.), повторяющиеся (и … и, то … то, или … или, либо … либо, не то … не то, ни … ни и др.), двойные, или парные (если … то, когда … то, хотя … но, так как … то, едва … как, лишь только … как, чем … тем, как … так и, не только … но и, не столько … сколько, если не … то, не то что … а, не то что … но, не то чтобы а, не то чтобы … но и др.)

Типы союзов по синтаксической функции

Союзы так же, как и предлоги, не имеют самостоятельного значения. Под значением союза понимают те грамматические отношения, которые возникают между синтаксическими единицами, соединёнными союзом. В зависимости от характера выражаемых отношений и с учётом роли в предложении союзы делятся на сочинительные (и, а, но, или и др.) и подчинительные (что, как, чтобы, когда, почему, отчего, как только, потому что и др.).

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности, равноправности между однородными членами предложения, а также между частями сложносочинённого предложения, например: Вдали ещё гудит трамвай, но затихают переулки, и потухает неба край (Эллис).

По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы делятся на несколько групп:

Типы сочинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Соединительные

Выражают отношения перечисления.

И, да (в значении «и»), и… и, ни… ни, тоже, также.

Противителные

Выражают отношения противопоставления, несоответствия, различия.

Но, а, да (в значении «но»), однако, зато, же.

Разделительные

Выражают отношения взаимоисключения, чередования действий, явлений, признаков.

Или, либо, ли… ли, то… то, не то… не то, то ли… то ли.

Сопоставительные, или градационно-сопостовительные

Выражают отношения сопоставления.

Как… так и, не только… но и, хотя и… но, если не… то, не столько… сколько.

Пояснительные

Выражают отношения пояснения

А именно, то есть, или (в значении «то есть»), как-то.

Присоединительные

Выражают отношения присоединения, то есть присоединяют к предложению что-то добавочное, дополнительное.

И то, а то, да и, а также и др.

Сочинительные союзы могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста, например: За столом у окна сидит поручик запаса армии Валериан Иванович Чижевич. Перед ним домовая книга, в которую он вписывает паспорты постояльцев. Но после вчерашнего работа идёт плохо, буквы рябят и расползаются, дрожащие пальцы не ладят с пером, а в ушах гудит, как осенью в телефонном столбе (А. Куприн).

Противительные союзы но, а, да (в значении «но»), однако, открывающие абзац, выполняют в произведении художественную функцию. Этот приём помогает пишущему передать особое эмоциональное состояние героя, сделать неожиданный переход от одной темы к другой. Например:

…Мы — лисы, а общество — это курятник, охраняемый собаками. Известно ли вам, что в деревнях самые художественные, самые одарённые натуры идут в конокрады и в браконьеры-охотники? Что делать: жизнь до сих пор была так скудна, так плоска, так невыносимо скучна для пылких сердец! Но я перехожу к вдохновению. Без сомнения, вам, милостивые государи, приходилось читать о сверхъестественных по своему замыслу и выполнению кражах? (А. Куприн).

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчинённого предложения, например: И жил я, вашу волю поражая, коль этот мир о помощи просил (И. Коневский); Был лишь орудьем рог, дабы, в горах пленительное эхо пробуждать (Вяч. Иванов); Если кто уцелел от людей, то против вещей бессилен (Н. Рерих).

По характеру выражаемых отношений (функция именной части сказуемого в односоставном безличном предложении). делятся на несколько групп:

Типы подчинительных союзов

Выражаемые отношения

Примеры

Изъяснительные

Выражают отношения пояснения.

Что, чтобы, как и др.

Временные

Выражают временные отношения.

Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.

Причинные

Выражают причинные отношения.

Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что идр.

Условные

Выражают условные отношения.

Если, коли, раз, ежели, кабы.

Сравнительные

Выражают сравнительные отношения.

Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы и др.

Подчинительные союзы , как и сочинительные, могут находиться на стыке отдельных предложений связного текста.

Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза включает выделение двух постоянных признаков (тип союза, неизменяемость). Непостоянных признаков союз не имеет, так как является неизменяемым словом. В морфологическом разборе союза можно также указать его тип по структуре: простой или составной.

Схема морфологического разбора союза.

I . Часть речи.

II . Морфологические признаки:

1) сочинительный или подчинительный;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

IV .Особенности правописания (если есть).

Когдая был маленький, я очень любил мороженое (М. Зощенко). Образец морфологического разбора союза.

I . Когда — союз, соединяет простые предложения в составе сложного.

II . Морфологические признаки.

1) подчинительный, временной;

2) неизменяемое слово.

III . Синтаксическая функция.

Не является членом предложения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *