Завет с богом

Завет с богом

— Поясните, когда иудеи пытались смутить Христа вопросом: «Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?», Иисус сказал им в ответ: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах».

А когда Господь создал Адаму и Еву, он сказал им: плодитесь и размножайтесь. Вот такое несоответствие. Помогите его разрешить.

— Ну, во-первых, когда Господь сказал это, много у Адама и Евы детей в раю было? Что-то ни об одном не сказано. Дети появились после грехопадения. Так что слова Божьи стали результатом грехопадения. И мы видим брак уже в виде, который мы наблюдаем постоянно. Есть у Святых отцов такое понимание: что там было бы, если человек не пал. Мог быть совершенно другой способ размножения. Но это чистой воды гипотеза, которая под собой никаких оснований и оправдания не имеет.

Нужно понимать такую вещь. Плоть Христа после воскресения была действительной. Апостол Фома проверил его раны телесные. Настоящая плоть! А как же Он проходит через закрытые двери? А как неожиданно появляется на дороге!

А как неожиданно исчезает! Мы не понимаем, что эта плоть была настоящей, но она стала духовной. У нас духовное состояние и материальное состояние – антиподы. Недаром люди говорят: сама плоть становилась духовной у тех людей, которые достигали совершенства. В чем эта духовность проявлялась? Как Мария Египетская переходила реку Иордан. Как в один раз в неделю могли съесть чуточку совсем. Как Серафим Саровский творил чудеса!

Оказывается плоть одного и того же человека может быть дебелой, и может быть духовной. Когда Господь сказал Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь», Святые отцы писали, что мог быть другой способ размножения. Но все-таки большинство Святых отцов считали, что слова эти были сказаны после грехопадения первых людей.

Какие заветы содержатся в Библии?

Вопрос: Какие заветы содержатся в Библии?
Ответ: В Библии говорится о семи различных заветах. Четыре из них (с Авраамом, палестинский, с Моисеем и с Давидом) Бог заключил с народом Израиля, и они по своей сути являются безусловными. То есть, независимо от послушания или непослушания Израиля, Господь по-прежнему будет их выполнять. Один из них, завет Моисея, содержит условия. То есть, этот завет принесет либо благословение, либо проклятие, в зависимости от послушания или непослушания Израиля. Еще три завета (с Адамом, Ноем и Новый Завет) заключены между Богом и человечеством в целом, и не ограничены лишь народом Израиля.
Завет с Адамом можно разделить на две части: завет в Эдеме (невинность) и завет с Адамом (благодать) (Бытие 3:16-19). Завет в Эдеме описан в книге Бытие 1:26-30; 2:16-17. В этой части завета изложена ответственность человека перед творением и Божье указание относительно дерева познания добра и зла. Завет с Адамом включал проклятия, принесенные человечеству через грех Адама и Евы, а также Божье обеспечение искупления за этот грех (Бытие 3:15).

Завет с Ноем являлся безусловным заветом между Богом и Ноем (в частности), и человечеством (в целом). После Потопа Господь пообещал человечеству, что больше никогда не уничтожит все живое на Земле посредством потопа (см. Бытие 9). Бог дал радугу как знак завета – обещание, что на земле больше никогда не будет потопа, и напоминание, что Он может и будет судить за грехи (2 Петра 2:5).
Завет с Авраамом (Бытие 12:1-3, 6-7; 13:14-17; 15; 17:1-14; 22:15-18). В этом завете Бог дал обетования конкретно Аврааму. Он пообещал, что возвеличит имя Авраама (Бытие 12:2), сделает его потомство многочисленным (Бытие 13:16) и что тот станет прародителем многих народов (Бытие 17:4-5). Бог также дал обещания относительно народа Израиля. На самом деле, о географических границах действия завета с Авраамом неоднократно говорится в книге Бытие (12:7; 13:14-15; 15:18-21). Еще одно положение в завете с Авраамом заключается в том, что его род станет благословением для всех народов мира (Бытие 12:3; 22:18). Тут имеется в виду Мессия, который должен был выйти из рода Авраама.
Палестинский завет (Второзаконие 30:1-10) расширяет территориальный аспект, изложенный в завете Авраама. Согласно условиям этого завета, если израильтяне ослушаются, то Бог рассеет их по всему миру (Второзаконие 30:3-4), но в конечном итоге восстановит их народ (ст. 5). Когда народ Израиля будет собран, то снова будет повиноваться Господу (ст. 8), и Бог дарует им процветание (ст.

9).
Завет с Моисеем (Второзаконие 11 и др.) являлся условным заветом, он приносил народу Израиля Божье благословение за послушание или проклятие за неповиновение. Часть завета с Моисеем состояла из Десяти заповедей (Исход 20), а остальная относилась к закону, содержащему свыше 600 указаний – приблизительно по 300 разрешений и запретов. В исторических книгах Ветхого Завета (от Иисуса Навина до Эсфирь) подробно описано, как Израиль преуспевал или терпел неудачи в соблюдении закона. Во Второзаконии 11:26-28 детально изложена суть благословений и проклятий.
Завет с Давидом (2 Царств 7:8-16). В этом завете усиливается аспект «семени» из завета с Авраамом. Обетования Давиду, описанные в этом завете, имеют большое значение. Бог обещал, что династия Давида будет существовать вечно и его царство никогда не поколеблется (ст. 16). Очевидно, что поколение Давида не всегда пребывало на троне. Однако придет время, когда потомок рода Давида снова воссядет на троне как царь. Этим царем будет Иисус (Луки 1:32-33).
Новый Завет (Иеремии 31:31-34) является договором, изначально заключенным с народом Израиля, а позже – и со всем человечеством. В Новом Завете Бог обещает простить грехи и что весь мир узнает Его. Иисус Христос пришел исполнить Закон Моисея (Матфея 5:17) и заключить новый договор между Богом и Его народом. Теперь, когда мы находимся под действием Нового Завета, и евреи, и язычники могут быть свободными от наказания закона. Нам дарована возможность получить спасение как дар (Ефесянам 2:8-9).
В дискуссиях о библейских заветах существует несколько моментов, по которым христиане не могут прийти к согласию. Во-первых, некоторые христиане считают, что все заветы являются условными по своей природе. Если бы это было так, то Израиль потерпел бы неудачу с их выполнением. Другие считают, что безусловные заветы до сих пор полностью не исполнены и, независимо от непослушания Израиля, будут реализованы когда-нибудь в будущем. Во-вторых, споры вызывает отношение к заветам церкви Иисуса Христа? Одни считают, что церковь исполняет заветы и Бог никогда больше не будет иметь дело с Израилем. Это называется теологией замещения, и она не находит достаточной поддержки в Библии. Другие полагают, что церковь изначально или частично будет выполнять эти заветы. Хотя некоторые обетования Израилю все еще относятся к будущему, многие считают, что церковь имеет определенную долю в этих заветах. Есть также и те, кто полагает, что заветы касаются только Израиля и что церковь не имеет к ним никакого отношения.
English

Вернуться на русскую стартовую страницу
Какие заветы содержатся в Библии?

навигация

ПоискЗадать вопросБлагая вестьВажные вопросыЧасто задаваемые вопросы

Плодитесь и размножайтесь…

Владимир Кайлов 6

«И благословил их Бог,и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь,и наполняйте землю,
и обладайте ею, и владычествуйте…»
Быт.1:28
Это первое благословение в библии для человека.И единственное-на первый взгляд без каких бы то ни было условий, без всяких если,которые есть во всех других местах Писания о благословении.Но,что-то,где-то внутри,подспудно,мешает принять эту точку зрение…»Плодитесь и размножайтесь,и наполняйте землю,и владычествуйте…»-полный,нет,-полнейший простор и власть без границ-живи,радуйся.наслаждайся!И вдруг,-бац:»…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей-а у них ещё и интима-то не было-в болезни будешь рождать…
муж будет господствовать над тобой…Адаму же сказал:…проклята за тебя земля… в поте лица будешь есть хлеб,доколе не возвратишься в землю,из которой ты взят…»-Быт.3:16-19.Что случилось?Только что,казалось бы, без всяких условий, Адам и Ева были благословлены, и вот они уже прокляты(или в проклятии?)…
Как так могло произойти, что находящаяся под благословением Самого Бога сладкая парочка оказалась в глубочайшем проклятии, а вместе с ними и всё человечество?
Что нарушилось внутри этого временного отрезка между началом и концом,благословением и проклятием?В чём причина такой странной метаморфозы?
Причина банальнейшая-грех.Грех непослушания:»А от дерева познания добра и зла,не ешь от него;ибо…смертию умрёшь.»-Быт.2:17.»…и ела; и дала также мужу своему,и он ел.»- Быт.3:6.
Так что,оказывается даже Господне благословение не реализуется автоматически,а требует еще определённых действий,или наоборот не действий с нашей стороны.
Оказывается благословение может быть остановлено,приостановлено, и даже обернуться проклятием.Не всё так просто.И это самое первое благословение требовало очень простую вещь для своей реализации-ПОСЛУШАНИЯ.Благословение-замечательная штука, и несёт оно в себе колоссальный заряд,но,потенциально.
И для того чтобы реализовать его,мы должны так сказать активировать его своим
послушанием.Это нормально.Вот простой пример:купили мы некую технику.Инструкция к ней гласит :»сделайте то-то и то то,так то и так»,а мы сделали всё наоборт — и привет.Или Бог благословил прекрасной едой,полезной,просто таки целебной.А мы набили ей живот до предела.Что реализуется в этом случае благословение или проклятие? Вопрос как говорится-риторический.Нет благословений без исполнения условий договора,союза…-«Если захотите и послушаетесь, то будите вкушать блага земли»-Исайя 1:19
Да благословит нас Господь быть послушными исполнителями воли Его.Аминь!Аллилуйя!
Р.S.В сказанном:»плодитесь и размножайтесь» обращает на себя внимание кажущийся повтор одного и того же понятия или действия.Но, на самом деле это не так.Потому, что в Библии нет ни одного лишнего,не несущего никакой дополнительной смысловой нагрузки слова.Если бы Бог хотел, чтобы люди умножались просто как кролики,то было бы сказано:»размножайтесь и наполняйте землю».Значит для Бога важно,что бы мы не просто размножались,но чтобы рождение каждого ребёнка, было достойным плодом украшающим созданную Им Вселенную, и для этого, Он предусмотрел на Земле всё необходимое «для жизни и благочестия» человека.Чтобы человек приносил достойные плоды духа,души и тела.
Ап.Павел,например,не был женат и у него не было детей,но плоды его деятельности, и сегодня активно продвигают Благую Весть во все уголки планеты,
а также являются благословенной духовной пищей для возрастания во Христе всякому верующему.
P.P.S.Может возникнуть вопрос:Разве Бог не знал,что Адам согрешит?Конечно же знал,-Он же Всезнающий и свидетельством этого утверждения является тот факт,что
Иисус-Агнец Божий был заклан ещё от создания мира(Откр.13:8).
Тогда почему же…? А потому,что «Бог есть любовь»,а любовь не только предполагает свободу выбора и воли объекту своей любви, но, и верит, и надеется,и даёт шанс ещё, и ещё, и снова, и снова избранному ею субъекту поступить свободно, и правильно.Любовь ожидает позитивного ответа не смотря ни на что, вновь и вновь, даже зная что так не будет- см. 1-Кор.13:1-8
+

Завет Ветхий Ветхий Ветхий Ветхий Ветхий Новый
С кем Бог заклю­ча­ет завет Адам
Быт.1:28, Быт.2:16-17
Ной
Быт.9:1-17, все люди и зве­ри Быт.9:8-10
АвраамБыт.17:1-18 и его потом­ки Быт.17:7 МоисейИсх.6:1-14 Давид2 Цар.7:1-17 Все людиЛк.22:20
Время заклю­че­ния заве­та Ок. 3700 г. до Р. Х. Ок. 2400 г. до Р. Х. Ок.1900 г. до Р. Х. Ок.1250 г. до Р. Х. Ок. 1000 г. до Р. Х. 1 в. Р. Х.
Запове­ди «пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею», не вку­шать от дере­ва позна­ния добра и зла Быт.2:16-17, Быт.1:28 «пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь», «не уби­вай­те» Быт.9:1, 5-6 «ходить перед Богом», верить Быт.17:1 Десять запо­ве­дей Исх.20:1-17 Десять запо­ве­дей Втор.5:6-21 О люб­ви Ин.13:34
Божествен­ное обе­ща­ние Благо­сло­ве­ние на обла­да­ние зем­лей и вла­ды­че­ство над все­ми живот­ны­ми Быт.1:28 Не будет пото­па Быт.9:11 Потом­ство Авраама будет веру­ю­щим, мно­го­чис­лен­ным, овла­де­ет Палести­ной Быт.17:5-8 Спасе­ние из Египта и посе­ле­ние в Пале­стине Исх.6:6-8 Мессия из дома Давида 2 Цар.7:16 Жизнь веч­ная Ин.12:50, 1 Ин.2:25
Знаме­ние заве­та Радуга Быт.9:12-13 Обреза­ние Быт.17:11 Суббо­та Исх.31:13 Суббо­та и Храм Крест, Евхари­стия Лк.22:14-20; 1 Кор.11:26

Всё Священное Писание — это сверхъестественное нераздельное Божие Откровение, составляющие «единое тело истины» (прп. Ефрем Сирин) или единый Завет Бога с человечеством. В то же время необходимо понимать, что, несмотря на единство и богодухновенность всей Библии, Богу было угодно открыть Себя, сообразуясь с духовными и интеллектуальными способностями и дарованиями человечества. Оставаясь неизменным, Бог соразмерно уровню их понимания постепенно и непрерывно раскрывал учение о Мессии. Это и нужно показать в лекциях.

Таким образом, единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов.

Прежде всего, он разделяется на два Завета — на «Завет первобытный» или «дел» и «Завет благодати» или «восстановленный». Их разделяет грехопадение Адама.

Началом Завета дел со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества. Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены (Быт.3:15).

Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. Завет дел — это союз между Богом и Адамом, по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение — смерть.

Восстановленный Завет, начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. Завет благодати — это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и современные верующие входят в завет благодати.

Этот Завет в свою очередь делится на две части: на Завет Ветхий, в котором люди спасались верою в Искупителя грядущего, и на Завет Новый, спасающий верою в Искупителя пришедшего.

Ветхий Завет, имея началом Первоевангелие (Быт.3:15), распадается на два: на Завет, заключённый Богом со всем человечеством через Адама и Ноя, и на Завет с избранным еврейским народом — через Авраама, Исаака и Иакова. Первый из этих двух заветов относится ко всем потомкам Адама до Ноя, (как это видно из 1 Пет.3:18-20, 4:4-7), а после Ноя предназначен для всего человечества, не знавшего о других Заветах.

Завет, заключённый с еврейским народом через Авраама, был нарушен в Египте, но затем восстановлен, расширен и разъяснён через Моисея. О нём можно говорить как о двух: о Завете патриархальном — до Моисея и о Завете подзаконном — от Моисея до Христа.

Этот подзаконный завет дважды был подтверждён и возобновлён. В первый раз это произошло при царе Давиде, которому Господь обещал воздвигнуть из его рода Христа. Вторично — при Ездре, после того как десять израильских колен совершенно отпали от истинной веры; а Завет, заключённый с домом Давида, был ослаблен нечестием последних иудейских царей. В период последнего завета, заключённого при Ездре, окончательно прекратилось правление династии Давида, в Иерусалиме и Иудее воцарился идумей — Ирод. Наконец, пришёл в мир Искупитель, Которого с нетерпением ждало человечество и Который заключил Новый Завет.

Корах (Числа 16:1 — 18:32) //

Для начала поговорим о праведности Ноя, благодаря которой он удостоился вместе со своей семьей спасения от потопа и положил начало послепотопному человечеству.

Еврейская комментаторская традиция рассматривает праведность Ноя как относительную: одно дело, если сравнивать с нравственными стандартами обречённого волнам поколения, – иное дело, если с праведностью Авраама. Вот, например, комментарий седьмого Любавичского Ребе:

&&»Б-г сказал Ною, что мир будет уничтожен. Ной спросил, что он должен делать. Б-г велел ему построить ковчег, чтобы он мог спасти свою семью и животных всех видов. После потопа Ной посмотрел на разрушенный, пустой мир и разрыдался.
— Милостивый Творец, — спрашивал он, продолжая рыдать, как Ты мог поступить так со Своим творением?
— Теперь ты плачешь? — спросил его Б-г. — Теперь ты жалуешься? Глупый пастух! Где были твои жалобы, когда я впервые заговорил с тобой об этом? Сказал бы тогда, и мы спасли бы мир…
Когда Б-г сказал Аврааму, что хочет уничтожить Содом и Гоморру, города развращенные и прогнившие насквозь, он возразил:
— Может быть, там есть праведники! Неужели Судья всей земли будет несправедлив?
Авраам чувствовал себя ответственным за мир, в котором жил. Если происходит что-то неправильное, это нужно изменить. Даже если это декрет, выражающий волю Б-га».&&

Моисей – праведник типа Авраама. В разных ситуациях он обращается ко Всевышнему, умоляя смягчить приговор, вынесенный народу, и Всевышний меняет Свое определение. Создается впечатление, что Богу нравятся возражения Моисея, как нравились некогда возражения Авраама. Что Он намеренно предлагает Своим избранникам ситуации, когда они не только могут, но и должны проявить несогласие. Что Он намеренно испытывает их жесткостью своих приговоров.

В таком случае мог ли Авраам отказаться принести в жертву Исаака?
Безо всякого желания Моисей был поставлен вождем народа, но, став им, уже не отделяет себя от него и готов защищать его от гнева своего всемогущего и требовательного патрона. И когда в ответ на моление о прощении раздается: «Простил Я по слову твоему» (14:20), – это решение Всевышнего наполнено не только милосердием, но и удовлетворением. Оказывается, бывают моменты, когда не только Моисей действует по слову Господню, но Господь по слову Моисея.

В прошлом недельном разделе появился сюжет, структурно идентичный рассказу о Ное. Разница в том, что тогда Бог решил уничтожить мир, а на сей раз — только еврейский народ. В лице Ноя Бог намерен восстановить человечество (что Он и делает), в лице Моисея – создать новый избранный народ. Ной послушно принимает определение свыше, а Моисей делает все, чтобы это определение не реализовалось, и ему это удается.

Как связано все это с разделом Корах? Раздел начинается словами:
«И отделился Корах, сын Ицгара, сын Кегата, сын Леви » Корах, родословие коего приводится во главе «вождей общества», «людей именитых» (16:2), возглавляет попытку переворота, направленного против Моисея и Аарона. Корах – двоюродный брат Моисея и Аарона. Отец Кораха, Ицгар, – брат их отца, причем брат второй по старшинству (Шмот (Исход) 6:18). Родословие подчеркивает знатность вождя восставших. Восставшие требуют перераспределения власти. В рамках нашего разговора содержание их аргументов не имеет значения, хотя нелишне все же упомянуть, что комментаторы рассматривают обвинения в адрес Моисея не как демагогическое прикрытие властолюбия, а как добросовестное заблуждение.

Итак, Корах во главе людей именитых приступает к Моисею и выдвигает свои требования. «И услышал Моисей и пал на лице свое» (16:4). Пал вовсе не оттого, что испугался Кораха, – напротив, Моисей испугался за Кораха, и у Моисея были для этого все основания.

Каково кардинальное отличие мира Торы от мира, в котором мы сейчас живем? Само собой, я имею в виду не водородную бомбу, Интернет, мобильники и кока-колу. Мир Торы – это мир, где присутствие Бога явлено с неимоверной силой. Здесь нет проблемы «верить или не верить», нет вопроса, где Бог, почему Он не обнаруживает Себя? Постоянное присутствие Всевышнего, очевидное всем и определяющее судьбу еврейского народа, помимо всего прочего, обладает одной очень важной особенностью: оно крайне опасно. И Моисей, человек, максимально приближенный к Богу, сознает это куда лучше своих ведомых.

Древняя притча рассказывает о провинившемся царском сыне. Вельможа, близкий царю, ходатайствует за него. Царь прощает сына. Так повторяется и два, и три раза. На четвертый раз вельможа уже боится обращаться к царю со своим ходатайством.

Моисей явно почувствовал, что исчерпал лимит своих заступничеств; только что он спас народ от гнева Всевышнего (14:11,12), и теперь вновь просить уже никак невозможно. Он понимает, что произойдет нечто страшное, и пытается отодвинуть развязку и разрешить конфликт собственными силами. «И обратился к Кораху и сообщникам его, говоря: «Завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят» (16:5). Почему завтра, почему не тотчас? Неужели Богу необходимо поразмыслить, чтобы принять решение? Моисей выигрывает таким образом время: может, до завтрашнего дня Корах одумается.

Отсрочка не дает результата – Корах упорствует и увлекает за собой весь народ. «И сказал Господь, обратившись к Моисею и Аарону: «Отделитесь от общины этой, и Я уничтожу их вмиг»(16:20). Но Моисей и его брат не хотят отделяться от общины, они не выполняют прямого распоряжения Всевышнего – они не идут по пути Ноя. «И пали они на лица свои, и сказали: «Боже, Боже духов всех людей! Один человек согрешил, а на всю общину гневаешься?!» И Бог (в который раз!) отменяет свой приговор.

Корах и те, кто с ним, погибают: земля поглощает их. Народ в ужасе. Но на следующий день, придя в себя, «возроптала вся община сынов Израиля на Моисея и Аарона, говоря: «Вы умертвили народ Господень» (17:6).

&&Едва ли не главная проблема отношений Моисея и народа – взаимное непонимание. Они интерпретируют одни и те же события совершенно по-разному и делают из них несовпадающие, а зачастую и прямо противоположные выводы. Народ (и как целое, и в лице отдельных, в том числе и самых близких, людей) приписывает Моисею намерения, абсолютно ему чуждые, вменяет ему в вину действия, которые он не совершал. С другой стороны, Моисей не понимает этих людей, у него голова устроена по-другому, их мотивы для него закрыты, их поведение непонятно.&&

Если бы в пустыне были проведены демократические выборы, Моисей бы их проиграл. Он не был одним из них, он не выражал их интересы, как они сами их понимали. Он не умел и не хотел ими манипулировать: для манипулирования необходимо понимание и цинизм – у него не было ни понимания, ни цинизма. Моисей смотрит на мир с точки зрения, усвоенной им от Всевышнего. Но нормальным людям смотреть на мир таким образом затруднительно.

Люди упрекают Моисея, что он «умертвил народ Господень», то есть он и против народа, и против Господа. Нет никаких оснований считать это обвинение демагогическим: люди говорят то, что действительно думают. Но все здесь неправда. Умертвил не Моисей, а Всевышний – Моисей пытался спасти, и спас почти всех. Но объяснить это невозможно.

И опять повторяется та же ситуация: Бог не хочет иметь дела с такими людьми, и опять Моисей (и Аарон с ним) спасают – без всякой надежды на понимание и благодарность.

Ещё про Всевышнего, Ноя, Авраама и Моисея:

Помните ли вы десять заповедей?
Читая Бунина
Хаим и хлопцы
Психоанализ до Фрейда
Избрание Авраама
Обезьяну, попугая — вот компания какая!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *