Закон природы

Закон природы

В последнее время многие интересуются, какие же есть основные законы жизни человека на земле, как их соблюдать и следовать. Все ли знают все законы естественной, природной жизни. Ведь законы жизни никогда не меняются и они, придуманы самой природой, Творцом, а не людьми и обществом. Конечно, есть некоторые законы, придуманные людьми, но мало кто о них знает и следует им. Также человеческие законы часто меняются, а природные никогда.

В статье вы узнаете основные и главные законы жизни человека на земле, чтобы жить в гармонии с природой и не нарушать данный баланс собственным эгоизмом. Ведь чтобы изменить мир, нужно измениться самому, тогда и все вокруг измениться. Нет смысла что-то требовать от других, если ты сам этого не делаешь.

Законы жизни человека на земле

Все возвращается бумерангом

Первый закон природы и жизни гласит о том, что все, что вы отправили в природу и отдали, то вам и вернется. Что посеешь, то и пожнешь. Поэтому если вы часто отдаете злость и ненависть другим людям и природе, то в итоге получите в 3 раза больше ненависти, неудач и злости в свой адрес. Поэтому нужно следовать данному закону связи и постараться отдать то, что вы сами хотите получить. Отдайте добро, хорошие мысли, чувства, поступки и это вам вернется сторицей.

Ничего внешне не меняет и не исправляет человека

Многие считают, что для того, чтобы измениться и изменить мир, нужно что-то делать в не себя. Но все гораздо проще, чтобы начать исправлять себя, нужно погрузиться в себя и развиваться именно там, а не внешне. Внешняя жизнь – это придуманная иллюзия, но очень стойкая, по словам многих ученых. Поэтому если вы ждете перемен и ничего в себе внутренне не меняете, то ничего и не измениться. Внешняя война ничего не решает, но только глубокий, четкий внутренний анализ, внутренняя война с самим собой, позволит измениться самому и изменить весь мир вокруг, именно от вас многое зависит. Узнайте: понятие личности.

Мы только гости в этом мире

Многие люди живут иллюзиями страха, так как не знают всех законов жизни человека на земле. В основном многие законы связанны с тем, что животная, человеческая жизнь человека не вечна, она доходит до своего конца, но есть силы, которые никогда не погибают.

Это – наша энергия. Человек привык сравнивать себя с телом и привязываться к нему, но на самом деле человек вечен и если он умирает, его исправленная или не исправленная энергия перевоплощается в новое молодое тело для дальнейшего развития.

Многие люди как дети – постоянно ухаживают за своим телом всю жизнь, лечат его, занимаются спортом, но до духовного развития не доходит. Как итог энергия не становиться лучше или хуже и из-за этого часто можно замечать что люди не меняются, да и мы сами не находим времени чтобы погрузиться в себя и немного побороться с самим собой для исправления.

Все предопределено

Многие не знают, но в жизни нет случайностей, в природе все четко предопределено системами и взаимными связями, к чему сегодня стремиться человек не спроста. Нет смысла нарушать систему природы, так как система за это наказывает и исправляет человека до такого уровня, чтобы он был в тесной связи и взаимодействии с природой и окружающими. Природа – это не обязательно то, что вы видите, то, что вас окружает, природа – это духовная часть человека, то, что было дано ему с самого начала, когда появилась жизнь на Земле. Узнайте: существует ли Бог.

Постепенно люди начали развиваться, но то, что они делали внешне – было простым отражением духовного мира. То, что человечество разрабатывало много новых технологий и систем, пока не дошли до современной жизни, было связанно именно с ростом и развитием духовной жизни. Поэтому если вы внешне замечаете непонятые явления, знайте, все это отражение природы и нет смысла менять что-то внешне, нужно меняться внутреннее.

Общие законы природы

Принцип закономерности утверждает регулярный, упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительности означает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существовании объективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии с законами.
Раскрытие содержания понятия закона тесно связано с раскрытием диалектики сущности и явления.

Закон определяется прежде всего как связь (или отношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякая связь или отношение является законом: закон не просто связь, но связь существенная. Закон есть отношение сущностей или между сущностями. Из определения закона как существенного отношения следует вывод о том, что все основные атрибуты сущности распространяются и на закон. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей. Связь, являющаяся законом, присуща не отдельным предметам, а всем предметам и явлениям определенного рода.

Характерный признак закона — повторяемость.

Понятие «закон природы» тесно связано с понятием «условие». Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при’наличии определенных условий. Так, для того чтобы с необходимостью реализовалась зависимость между напряжением, сопротивлением и силой тока в проводнике, выражаемая в законе Ома, требуется, во-первых, наличие проводника с текущим по нему током (что само по себе тривиально), во-вторых, наличие определенной физической обстановки, в которой этот проводник находится, в частности, наличие определенных давления и температуры. При t, близкой к абсолютному нулю, и при сверхвысоких давлениях эта зависимость реализовываться не будет. Это вовсе не значит, что закон Ома имеет необязательный, не необходимый характер. Пример показывает, что действие с необходимостью любого закона природы всегда зависит от условий его реализации. Изменение соответствующих условий приводит или к смене законов, или к изменению формы их действия.
Законы природы — объективно существующие, общие, устойчивые связи вещей и явлений природы, которые существенно влияют на изменения вещей и явлений.

Необходимо расчленение термина «природа» на понятия: природа – как сущность, природа как объекта восприятия, природа как объект пользования и природа как среда.

В понятие сущности Природы предлагается вкладывать следующий смысл.
Природа как сущность – совокупность интегрированных законов, представляющих собой наблюдаемые разумом регулярности, которым следует материальный мир в пространстве-времени в непрерывном поиске более совершенных самоорганизованных структур, способных на определённых этапах провоцировать возникновение разумной самоорганизации. Последняя способна к познанию как Природы, так и самой себя. То есть, в принятом представлении в науке – это весь мир во всем его многообразии состояний и движений. Употребляется в одном ряду с понятиями материя, Универсум, Вселенная.

Природа как объект восприятия – это окружающий мир человека. Мир экологически завершенного единства. Это река, лес, звезда, галактика, пчела, облака, земля, дом, город и т.д.

Природа как объект пользования – это отделяемая от окружающей человека природы ее часть, отвечающая потребности человека, обладающая полезными для него свойствами и качествами, которые он использует для своего социального развития, познания самой природы через взаимодействие с ней.
Природа как среда – это часть Природы изменчивого во времени динамического экологического единства, круговорота (обмена) вещества, энергии, информации. Совокупность объектов во взаимодействии, движении, изменении состояний, обеспечивающих гомеостаз составных элементов среды: биотопов, биоценозов, экосистем, человека. На глобальном уровне это структура и функция биосферы в единстве круговорота вещества атмосферы, гидросферы, литосферы. Место обитания, эволюции жизни и творения человека.
Философия к всеобщим законам Природы пытается относить следующие

Закон единства и борьбы противоположностей

Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

Закон отрицания отрицания

Он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений. Весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой. Но в представлении отрицания сыном отца не заложено низведение этой формулы к этической и моральной сущности общественных отношений.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенного уровня, приводят к перестройке его структуры, формы в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

Физические «всеобщие» законы

Законы сохранения: энергии, массы, вещества, количества движения

Также относят к всеобщим. Но в изложенном определении каждый из них представляет собой частный закон: закон сохранения энергии, закон сохранения массы, закон сохранения вещества, закон сохранения количества движения. Например, мера сохранения массы может быть выражена мерой сохранения энергии. То есть закон сохранения энергии в современном представлении фактически является законом сохранения энергии-массы и может быть выражена уравнением А. Эйнштейна . Он указывает на то, что сумма массы вещества системы и массы эквивалентной энергии, полученной или отданной той же системой – постоянна.

Закон сохранения энергии в рамках отдельной замкнутой системы не является строгим, так как абсолютно замкнутых (изолированных) систем в природе просто не существует. Все они являются в той или иной степени открытыми, способными обмениваться веществом, энергией и информацией.

Закон резонанса

Это возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты. С физической точки зрения, резонанс представляет собой резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний объекта (системы).

Явление резонанса, как известно, наблюдается и используется в физике, химии, биологии, обществе, а настройка в резонанс может осуществляться путем изменения параметров системы (с помощью так называемых управляющих параметров).
Резонанс, лежащий в основе любых взаимодействий, способен в неживых и живых системах как к их разрушению, так и созиданию новых, устойчивых в новой среде.

Закон (принцип) действия и противодействия

Сила действия равна силе противодействия или: сила противодействия равна силе воздействия. В принципе этот закон есть выражение принципа Ле Шателье – Брауна или закона динамического равновесия. Если на систему оказывается давление, то система либо противостоит ему, либо изменяет свои свойства в соответствии с новыми свойствами среды. В этом смысле еще раз подчеркнём, что развитие систем связано не только с их приспособительностью к существующим условиям среды, но изменяют саму среду.

Закон причинно-следственных связей

Каждое следствие вызвано определенной причиной или определенной совокупностью нескольких причин. Его действие ограничено детерминизмом Лапласа, как и закона (принципа) обратной связи, который может быть переформулирован в принцип действия и противодействия.
В неравновесной термодинамике в процессе эволюции открытых систем хаос непредсказуем. В принципе, мы не можем дать «долгосрочный прогноз» поведения огромного количества даже сравнительно простых механических, физических, химических и экологических систем.

Прогноз их поведения систем может быть дан на любое желаемое время для предсказуемых систем. Для стохастических (вероятностных) систем (например, бросание монетки и ожидание, что будет: решка или орёл). То, что выпадает в данный момент, никак не связано с предысторией процесса. Здесь нельзя говорить о детерминированности и можно иметь дело лишь со статистическими характеристиками – средними значениями, отклонениями от среднего, дисперсиями, распределениями вероятностей.

Есть ограничения этого закона и в квантовой механике, поскольку в ней доминируют вероятности состояний. В этом смысле закон причинно-следственных связей, скорее всего, может быть отнесён к принципу, действие которого ограничено условиями вероятности. К тому же все взаимодействия (действия и противодействия) являются энергоинформационными, стало быть, используя выше представления о законах сохранения, мы можем говорить также об их не всеобщности.

Это касается и закона (принципа) корпускулярно-волнового дуализма, подобия и др.

Согласно И.Канту, законы природы устанавливает познающий её человек, (поскольку Природа не познаёт самою себя, авт.). И иных способов познания просто не существует, кроме познания разумом Природы и себя в ней.
Французский философ-материалист Гольбах рассматривает все явления природы как находящиеся во всеобщей связи и в непрестанном движении. По мнению Гольбаха, изолированных, самостоятельно действующих явлений, предметов, существ нет.

Из непрерывного движения материи Гольбах выводит всеобщие законы природы.

Прежде всего, закон притяжения и отталкивания. Он действителен и для природы, и для человеческого общества, ибо, говорит философ, никогда не следует отделять законы физического мира от законов мира духовного. Тела в силу этого закона притягиваются к центру, и вследствие этого из молекул создаются организмы; когда же они отталкиваются, эти организмы разлагаются. Во время химических реакций происходит соединение или разложение различных веществ.

Столь важным законом является и закон инерции. Всё наблюдаемые нами предметы живой и неживой природы имеют стремление к сохранению своего наличного способа существования. То, что физики назвали законом инерции, моралисты назвали любовью к себе. Эта любовь к себе проявляется в человеке в том, что он стремится к сохранению, к счастью и имеет отвращение ко всему тому, что противно его природе. Стремление, склонность к самосохранению, тяготение к себе присущи всем существам, которые всячески стараются удержать полученное ими от природы существование, пока ничто не нарушит порядка или первоначального стремления их машины.

Наконец, третьим важнейшим законом, общим всем существам природы, Гольбах считает закон необходимости.

Так называет он закон причинности. В основу этого закона, имевшего столь важное и принципиальное значение для всей философской системы мыслителя, был положен правильный материалистический тезис «нет следствия без причины». Всё существующее есть следствие свойств, присущих вечной единой материи, которая путём смещений, сочетаний и изменений форм производит порядок, беспорядок и разнообразие:

В 1748 году в распоряжении Ломоносова оказалась сравнительно благоустроенная лаборатория.

Он немедля приступил к химическим исследованиям и опытам. Но замечательный русский ученый ставил свои опыты не так, как все его современники. Он находил свой, более правильный, более надежный путь к познанию законов природы.

Отчетливо понимая, что сложные вещества образуются в результате химического соединения начальных веществ, Ломоносов учил студентов производить опыты с материалами, по возможности очищенными от всех посторонних примесей. Другие ученые в те годы не обращали внимания на чистоту исходных веществ. Они употребляли материалы, загрязненные различными примесями. Во время опыта примеси тоже вступали в химическое соединение, и у химиков зачастую образовывалось совсем не то, что они ожидали, получалось какое-то новое, незнакомое химическое соединение. Это сбивало ученых с толку и вносило путаницу в их воззрения.

Ломоносов ввел в лабораторную практику весы. Он требовал, чтобы каждая крупинка обязательно была взвешена до и после опыта, тогда как его современники применяли в химических занятиях почти «кухонный» метод — они отмеряли вещества щепотью или пригоршнями, клали на глаз, «по вкусу», не придерживаясь точной меры и веса. Результаты опытов получались неточные, противоречивые. Ломоносов сознавал, что без точного взвешивания исходных материалов и получившихся в итоге опыта веществ химия не может стать наукой.

Точное взвешивание материалов до и после опыта помогло Ломоносову установить один из важнейших и основных законов природы.

В XVII и XVIII веках ученые старались понять, почему увеличивается вес металла, когда его прокаливают на огне. В настоящее время это явление не кажется нам загадочным, но тогда, на заре развития химических наук, это была труднейшая научная проблема, над которой ученые бились несколько столетий.

Химики несчетное число раз повторяли один и тот же опыт — брали кусок свинца или олова, клали его в тигель или реторту и нагревали на огне. Металл сначала плавился, а потом постепенно превращался в серое вещество, не имеющее ничего общего с металлом.

Это вещество тогда называли окалиной. Когда получившуюся окалину взвешивали, то оказывалось, что вес окалины значительно превышает вес металла, подвергшегося действию жара.

Увеличение веса металла, превратившегося в окалину, было замечено еще в XII веке, но не имело удовлетворительного объяснения.

Известный английский химик Р. Бойль утверждал, что огненная материя горящего угля проникает сквозь стенки тигля, соединяется с металлом и поэтому образуется окалина.

Немецкий химик Е. Шталь объяснял это явление иначе. Он говорил, что металл состоит из окалины и флогистона; под действием высокой температуры флогистон из металла улетучивается, а окалина остается.

Между сторонниками Бойля и Шталя происходили жаркие споры.

Ломоносов отвергал обе теории, считая их одинаково вздорными, и не принимал участия в борьбе двух лагерей флогистонистов. Когда кто-либо пытался вовлечь его в спор о флогистоне, Ломоносов отвечал: «Такие дикие споры ниже нашего достоинства!»

Однако остаться в стороне от спора, охватившего весь ученый мир, он все-таки не смог. Сторонники Бойля, повторяя исторический опыт ученого, поставленный им еще в 1673 году, одерживали победу над приверженцами Шталя.

Ломоносов взял сочинения Р. Бойля и внимательно прочел описание его опыта. Бойль клал в стеклянную реторту кусок свинца, а чтобы в реторту не мог проникнуть воздух извне, он запаивал ее шейку. Затем ученый взвешивал реторту и ставил ее на огонь. Спустя некоторое время свинец переходил в окалину. Никаких признаков испарившегося флогистона заметить, разумеется, не удавалось. Бойль давал реторте остыть и вскрывал ее. Наружный воздух со свистом проникал в реторту.

Это явление ученый истолковал только как доказательство того, что реторта была хорошо запаяна. После этого Бойль ставил реторту на весы и обнаруживал, что она стала весить больше, чем до опыта.

Отшвырнув с досадой книгу и ругая Бойля, Ломоносов отправился в лабораторию.

Ломоносов положил кусок свинца в реторту, запаял ее отверстие и взвесил. Затем он поставил реторту на горящие угли и, когда весь свинец превратился в окалину, не вскрывая реторты, снова взвесил ее. Вес реторты остался в точности тот же самый, какой был и до прокаливания. От нагревания вес металла не изменился. Никакой флогистон из него не испарился и никакая огненная материя с металлом не соединялась.

Ломоносов записал в лабораторном журнале: «Делал опыты в заплаченных накрепко стеклянных сосудах, чтобы исследовать, прибывает ли вес металлов от чистого жару. Оными опытами нашлось, что славного Роберта Бойла мнение ложно, ибо без пропущения внешнего воздуха вес сожженного металла остается в одной мере».

Когда Бойль вскрывал реторту, то воздух врывался в нее со свистом. Это доказывает, что во время прокаливания количество воздуха в реторте уменьшалось. Вес же окалины по сравнению с первоначальным весом металла увеличивался, тогда как общий вес реторты, воздуха и металла от нагревания не изменялся. Значит, сколько убыло воздуха, столько же прибыло окалины. Одно уменьшалось, другое увеличивалось. Следовательно, привес металла при прокаливании обусловлен соединением его с воздухом, а не с огненной материей, которая тут решительно не при чем.

Эти опыты, поставленные в 1756 году, полностью подтвердили первоначальные взгляды Ломоносова, к которым он пришел еще 12 лет назад. Тогда в диссертации, называвшейся «Размышления о причине теплоты и холода», Ломоносов подверг уничтожающей критике порочную теорию огненной материи и флогистона и объяснил увеличение веса металла при прокаливании соединением металла с воздухом.

Конференция Академии диссертацию заслушала и постановила вернуть ее Ломоносову для смягчения бранных выражений по адресу Бойля, на которые Ломоносов, видимо, не скупился.

Ломоносов и его ученики-студенты поставили очень много разнообразных опытов — они прокаливали металлы на огне, выплавляли из руд металлы, осаждали их из растворов, заставляли различные вещества вступать в химические соединения и каждый раз взвешивали употребляемые ими материалы.

Основываясь на этих опытах, Ломоносов установил основной закон природы — закон сохранения материи и движения. Этот закон впервые был опубликован Ломоносовым 5 июня 1748 года и в окончательной форме изложен им в 1760 году.

«Все перемены в Натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимет. Сей всеобщей естественной закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает».

Создание этого всеобщего закона является следствием подлинно научного, материалистического мировоззрения Ломоносова.

За 200 лет, которые отделяют нас от эпохи Ломоносова, сторонники его закона выдержали тяжелую борьбу с учеными-идеалистами. Закон Ломоносова замалчивали, опровергали, отвергали, разделяли на части, стараясь вместо одного всеобщего закона ввести в науку два отдельных, не связанных между собой закона — сохранения материи и сохранения движения.

Но закон Ломоносова был подтвержден бесчисленными опытами в самых различных областях науки. Он получил полное признание и стал могучим орудием познания природы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сегодня принято уже говорить о том, что процесс научного познания окружающего мира развивается в соответствии с принципом соответствия Нильса Бора. Его сущность сводится к тому, что теории, справедливость которых доказана для той или иной области физических явлений, с появлением новых более общих теорий сохраняют свое значение как предельная форма или как частный случай новых теорий. Однако делаются попытки относить некоторые законы к разряду основных всеобщих законов Природы (Вселенной, Мироздания). Большей частью такая постановка вопроса абсурдна, поскольку, как мы уже упоминали выше понятие «Природа» тождественны представлениям о Вселенной и Мироздании. Так что речь идёт о Природе.

Ниже мы будем говорить о всеобщих законах Природы в современном представлении о неизменности их во времени и пространстве, хотя и велики сомнения в этом.

Существует устоявшее деление законов на частные, общие, и всеобщие. В частных законах, как мы упоминали уже, проявляются действия общих и всеобщих законов, а последние познаются путем обобщения конкретных явлений, состояний, движений, включая частные и общие законы. Проявление частных законов зависит от состояния среды, масштаба объектов в среде, наличия соответствующих условий, которые обеспечивают переход состояний, вытекающих из закона, из сферы возможного в сферу действительного. Это как раз свидетельствует об изменчивости частных законов, поскольку на них накладываются большие ограничения параметров самого объекта (явления, состояния, движения и т.д. в микро, – и макромире); среды (плотность, структура); области применимости закона.

Универсализм применительно понятию «закон» неприемлем. Поэтому желание выдать какие-то законы за универсальные, – ничто иное как попытка «уверовать в него», навязывая исследователям мысль не заниматься его сущностью и описываемых им явлений. Подчинять сознание его действию. Подчинять его сущности все формы состояний, движений и изменений в любых системах, средах, на любом уровне организации вещества, материи, в любых пространственно-временных связях. Поэтому резонно относить подобные законы к всеобщим, которые одинаково действуют на всех уровнях организации материи в пространстве и времени. Хотя, как мы уже обратили внимание и они, в процессе познания Природы, имеют свою область действия. В этом смысле единственным всеобщим законом является развитие. Или, как принято называть – ЭВОЛЮЦИЯ1. В силу периодически меняющихся условий движения от максимальной плотности информации, заключённой в единице объема с наименьшей сложностью к минимальной плотности информации в единице объема с невероятной сложностью конструкции в нём.

Примером таких явлений может служить происхождение и эволюция Вселенной. В ней на начальном этапе (в состоянии сингулярности) в единице объема концентрируется максимальная плотность энергии, материи, максимум плотности информации о будущем состоянии Метагалактики при минимальной сложности самой структуры сингулярности 2. В современном же виде Метагалактика предстаёт перед нами как структура невероятной сложности при низкой плотности вещества, заключённой в её огромном объеме.

Другим примером может являться клетка многоклеточного организма (например, человека). В клетке сосредоточена информация о структуре будущего организма при общем простом строении клетки 3. В условиях её развития из неё «выдавливается» сложнейшая структура организма необычной информационной сложности при понижении плотности информации в единице объема, оказывающего влияние на состояние окружающей среды.

В изложенном виде необходимо говорить о законе сохранения информации в эволюции. В начале развития естественных объектов природы в единице объема максимальная плотность информации заключена в структуре меньшей сложности. В процессе развития природных объектов плотность информации в единице объема уменьшается при увеличении её сложности и сложности самой структуры. Следствием этого закона может быть: периодичность превращений самой природы из состояния сверхвысокой плотности материи при малой сложности к состоянию минимальной плотности материи и невероятной сложности; невозможность достижения абсолютного порядка или хаоса.

Абсолютный порядок невозможен в силу всеобщей изменчивости движения, в силу действия всеобщего закона превращений хаоса – в порядок – хаос и т.д. Это и есть формула непрерывности, дискретности, периодичности и вечности движения и превращений объектов материального мира и самой Природы. Мир бесконечен в многообразии превращений материального мира.

Философия к всеобщим законам Природы относит следующие.

Закон единства и борьбы противоположностей. Он как раз и раскрывает источник самоорганизации и развития объективного мира и познания его. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие – борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Но ведь это и есть закон развития (эволюции), основанный на непрерывности движения и «борьбы» хаоса и порядка. Это происходит и в познании в форме противоборства знания и заблуждения.

Закон отрицания отрицания. Он характеризует направление, форму и результат процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами (в эволюции – периодами), каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Отрицание – это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Этот закон также естественно вписывается во всеобщий закон развития (эволюции), потому как периодически возникают условия отрицания в преобразовании состояний и движений. Весьма близок к всеобщим законам сохранения. Новое всегда отрицает старое, будущее – прошлое. Сын – отца. А во внуке (в третьем поколении) проявятся наследственные признаки отца или матери или того и другой.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Он как раз вскрывает наиболее общий механизм развития, то есть эволюции. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенной ступени, приводят к перестройке его структуры, формы в результате чего образуется качественно новая система. Это и фазовые переходы и бифуркации, возникающие в условиях критических состояний, например, среды.

Физические «всеобщие» законы

Законы сохранения: энергии, массы, вещества, количества движения. Также относят к всеобщим. Но в таком определении каждый из них представляет собой частный закон: закон сохранения энергии, закон сохранения массы и т.д. Например, мера сохранения массы может быть выражена мерой сохранения энергии. То есть закон сохранения энергии в современном представлении фактически является законом сохранения энергии-массы и может быть выражена уравнением А. Эйнштейна . Он указывает на то, что сумма массы вещества системы и массы эквивалентной энергии, полученной или отданной той же системой – постоянна.

Закон сохранения энергии в рамках отдельной замкнутой системы не является строгим, так как абсолютно замкнутых (изолированных) систем в природе просто не существует. Все они являются в той или иной степени открытыми, способными обмениваться веществом, энергией и информацией.

Закон резонанса. Это возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты. С физической точки зрения, резонанс представляет собой резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний объекта (системы).

Явление резонанса, как известно, наблюдается и используется в физике, химии, биологии, обществе, а настройка в резонанс может осуществляться путем изменения параметров системы (с помощью так называемых управляющих параметров).

Резонанс, лежащий в основе любых взаимодействий, способен в неживых и живых системах как к разрушению их, так и созиданию новых, устойчивых в новой среде.

Закон (принцип) действия и противодействия. Сила действия равна силе противодействия или: сила противодействия равна силе воздействия. В принципе этот закон есть выражение принципа Ле шателье – Брауна. Если на систему оказывается давление, то система либо противостоит ему, либо изменяет свои свойства в соответствии с новыми свойствами среды. В этом смысле еще раз подчеркнём, что развитие систем связано не только с их приспособительностью к существующим условиям среды, но изменяют саму среду. В принципе закон не противоречит закону динамического равновесия.

Закон причинно-следственных связей: каждое следствие вызвано определенной причиной или определенной совокупностью нескольких причин. Его действие ограничено детерминизмом Лапласа, как и закона (принципа) обратной связи, который может быть переформулирован в принцип действия и противодействия.

В неравновесной термодинамике в процессе эволюции открытых систем хаос непредсказуем. В принципе, мы не можем дать «долгосрочный прогноз» поведения огромного количества даже сравнительно простых механических, физических, химических и экологических систем.

Прогноз их поведения систем может быть дан на любое желаемое время для предсказуемых систем. Для стохастических (вероятностных) систем (например, бросание монетки и ожидание, что будет: решка или орёл). То, что выпадает в данный момент, никак не связано с предысторией процесса. Здесь нельзя говорить о детерминированнсти и можно иметь дело лишь со статистическими характеристиками – средними значениями, отклонениями от среднего, дисперсиями, распределениями вероятностей.

Есть ограничения этого закона и в квантовой механике, поскольку в ней доминируют вероятности состояний. В этом смысле закон причинно-следственных связей, скорее всего, может быть отнесён к принципу, действие которого ограничено условиями вероятности. К тому же все взаимодействия (действия и противодействия) являются энергоинформационными, стало быть, используя выше представления о законах сохранения, мы можем говорить также об их не всеобщности. Это касается и закона (принципа) корпускулярно-волнового дуализма, подобия и др.

Согласно И.Канту, законы природы устанавливает познающий её человек, поскольку Природа не познаёт самою себя (авт.). И иных способов познания просто не существует, кроме познания разумом Природы и себя в ней. Но непримиримым противником научного реализма выступает традиция, восходящая к шотландскому философу Д.Юму. В соответствие с ней формулируемые законы Природы являются ничем иным, как описанием наблюдаемых регулярностей. По представлениям же С. Вайнберга законы Природы не только основаны на человеческой логике их осмысления, но и материальны, как камень. И в перечислении этих отношений в области познания возникает главный вопрос: являются ли наблюдаемые разумом закономерности в природных явлениях необходимыми и всеобщими?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *