Зачем причащать младенцев

Зачем причащать младенцев

В отличие от католиков, которые начинают причащаться с определенного возраста (например, в соседней Польше приблизительно с 9 лет), у православных такие ограничения отсутствуют. Даже младенцу, если он крещен в православии, Святая Церковь дарует возможность принять благодать Господню. Но чтобы причастие ребенка совершалось канонически правильно и на пользу, родителям необходимо четко усвоить очень важные, хотя и простые истины.

Прежде всего, уважаемые папы и мамы должны относиться к причащению своего ребенка со всей возможной мерой ответственности. Они должны осознавать, что причастие — это не ритуал и не обряд, и совершается оно не символически. Все эти обывательские и безграмотные суждения не имеют никакого отношения ни к Церкви, ни к христианству. Причастие — это не спектакль, в причастие не играют. И уж тем более это не модное мероприятие, на которое ходят в подражание друзьям и соседям.

А с другой стороны, причастие нельзя воспринимать, как некое волшебное действие, сродни колдовству или «церковной магии». Нет такого понятия «церковная магия» — оно абсурдно и нелепо, потому что Церковь и магия, равно как Церковь и колдовство, абсолютно несовместимы. Причащаясь, мы соединяемся не с безликой потусторонней силой, которой надеемся управлять по своему разумению и желанию, но с Господом Богом, Который Сам управляет нами и по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили.

Именно эта возможность внутреннего преображения, ведущая человека к единению с Богом, и составляет непостижимую тайну совершаемого причастия. Отсюда и объяснение, почему причастие является не ритуалом, не обрядом, а именно таинством.

Теперь же обратите внимание на указанное выше: Господь по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили. Но можно ли говорить о полноте осознанной веры, если речь заходит о детях? И какая может быть вера у несмышленого карапуза, у грудного младенца? Неужели из этого следует, что причастие малолетних чад содержит в себе иную сакральную природу?

Нет, причастие неизменно — и по своей природе, и по своему значению. Оно одинаково для всех невзирая на возраст. Причастию сопутствуют одни и те же непреложные требования. Но те из требований, которые не в состоянии выполнить дети,естественным образом переносятся на их родителей.

Пока ребенок слишком мал, он представляет собой единое целое с теми, кто его растит и воспитывает. И то, что недостает ему, восполняется верой отца и матери. Восполняется и верой, и личным примером, и обязательным участием в церковных таинствах. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно причащался, а родители не молились, не постились и грешили, когда им вздумается. И совершенно немыслимо, если причащается только ребенок, а родители каждый раз приходят для «галочки» — всего лишь присутствуют.

Но, к сожалению, такая ситуация не редкость. А все потому, что отдельные взрослые и вправду не понимают, что творят. Они действительно играют и в веру, и в православие. До них не доходит, что это насмешка над христианством. Они забывают, что подобные игры не остаются без последствий. Потому что Господь не зритель. Он — Судия. И с таких «артистов» спрашивает без снисхождения.

* * *
Итак, чтобы полноценно причастить ребенка, надо подготовиться и родителям.Взрослые люди готовят себя к причастию молитвой, постом и таинством исповеди.
Человек, который желает достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен 2-3 дня усердно молиться как дома (утром и вечером), так и в храме. Дома читаются следующие каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому причащению. Перед днем, который выбран для причастия, надо обязательно побывать на вечерней службе.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если эти 2-3 дня совпадают с периодом строгого поста — и от рыбы тоже.

Человек, готовящий себя к причастию, обязан исповедаться. Желательно это сделать накануне — до или после вечернего богослужения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать все, что есть на совести. При этом нельзя оправдываться или перекладывать вину на других. Также нельзя кого-либо осуждать или рассказывать о чужих грехах.

Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Имейте в виду, чтобез исповеди никто, кроме детей до 7 лет, не может быть допущен к причастию.

По обычаю в отрезок времени между исповедью и святым причащением православные христиане полностью воздерживаются от пищи и воды, а также от курения. Обычай еще не означает категорическое предписание, но после полуночи, накануне причастия, эти запреты становятся строго обязательными. А наутро желающий причаститься отправляется в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот.

Как видим, подготовка взрослого человека к причастию предполагает, говоря доступным языком, самодисциплину и предельную собранность. Именно поэтому некоторые родители выбирают простейший вариант: подводят или подносят к батюшке ребенка, дескать, вот, причастите, окажите милость, а сами мы — не сейчас, как-нибудь потом, когда нам будет удобно. Мол, извините, мы не готовились. Мы не успели. Мы были заняты…

Если младенца причащают каждый день (а в отношении самых маленьких такое не возбраняется — наоборот, приветствуется!), ежедневное причастие для его родителей необязательно. Однако надолго откладывать причастие нельзя! И уж ничто не мешает родителям причащаться вместе с ребенком, если они приводят его в храм (или приносят) один раз в неделю, а то и реже. В этом случае отказы от причастия будут означать не столько лень и не столько слабость характера, сколько откровенное небрежение к вере и Церкви, а заодно — и к собственному дитяти. При таких обстоятельствах ребенок не получит полноценную силу Божией благодати, потому что будет причащаться без поддержки и духовного соучастия родителей.

* * *
Подготовка к причастию детей имеет свои особенности. Повторяю: ребенок до 7 лет допускается к причастию без исповеди. А в отношении пищи соблюдаются определенные условия.

Грудничков кормят как обычно, но не слишком плотно, чтобы во время причастия (или после) не случилось неприятностей. Такое же правило распространяется и на детей до 3-4 лет.

Приблизительно с 3-летнего возраста детей начинают приучать к тому, чтобы они причащались натощак. Но это не должно происходить ускоренными темпами. Объяснить 3-летнему ребенку значение церковных правил довольно сложно, поэтому и не следует принуждать его к голоданию. Здесь необходима постепенная подготовка.

Например, в 3-4 года — легкий завтрак. В 5 лет — сладкий чай и кусочек хлеба. В 6 лет — уже осознанное воздержание от еды и питья накануне причастия.

Впрочем, это приблизительные сроки, ибо дети бывают разные. Кто-то сможет потерпеть и в три года, а кто-то будет мучиться и в семь. Однако ребенок не должен мучиться. Постепенную подготовку нельзя сводить только к выработке привычки. От родителей потребуются и мудрые наставления, и доброта, и ласка. А цель будет достигнута лишь тогда, когда ребенок обретет понимание и внутреннюю твердость. Если ради причастия он по собственному решению откажется от завтрака, то уже поступит, как настоящий православный христианин.

Но имейте в виду: участие в церковных таинствах еще не гарантия того, что ребенок действительно станет настоящим христианином. И возрастающая строгость поста, и само причастие — это лишь одна из сторон христианской жизни. Задача родителей разъяснять и воспитывать — буквально учить своих детей православию. Конечно, с учетом их возраста и общего развития.

Так, например, уже 3-летний ребенок сможет запомнить короткую молитву, чтобы читать ее вместе со взрослыми. Впоследствии он освоит вторую молитву, третью и т.д. Но это не должна быть механическая зубрежка. Если ребенок не будет понимать значения произносимых слов, а главное — не осознает и самый смысл молитвенных обращений к Богу, то подобное обучение пользы не принесет.

В равной степени это касается и таинства причастия. Примерно с того же возраста, с 3-4 лет, необходимо рассказывать ребенку про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных и кормил голодных. А также про то, как Он узнал, что скоро умрет, и собрал Своих учеников на последний совместный ужин. Этот рассказ о том, как наш Спаситель впервые причастил людей, разумеется, будет неполон и упрощен. Но всему свое время. По мере взросления ребенка родители смогут его ознакомить уже непосредственно с текстом Евангелия.

Важно при этом помнить, что вынужденное упрощение сообщаемых ребенку сведений не означает их искажение. Лучше что-то недосказать, чем солгать! Точно так же и во время причастия. Нельзя говорить ребенку: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст». Подобные формулировки кощунственны. Называйте вещи своими именами: «Батюшка тебе причастие даст. Оно святое и очень хорошее»…

С 7-летнего возраста дети начинают причащаться только после предварительной исповеди. Но, опять же, если у ребенка появится желание и для этого не будет серьезных препятствий, то к таинству исповеди он может приступить и раньше — например, в 6 лет.

Первая исповедь также требует подготовки. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать. Нужно объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Обязательно следует подчеркнуть, что любой из грехов, прежде всего, вредит согрешившему: то недоброе, что мы делаем людям, к нам же и возвращается.

Если ребенок испытывает страх перед исповедью, такое чувство необходимо развеять. Предупредите ребенка, что мы исповедуемся Самому Господу Богу, а священник лишь помогает нам в этом. И для батюшки эта помощь чрезвычайно ответственна: обо всем, что говорится во время исповеди, он не расскажет никому и никогда.

Кстати, тот факт, что православные начинают исповедоваться в 7 лет, позволяет многим родителям думать, что дети до этого возраста не грешат. Такое представление в корне неверно. Общеизвестны и детские шалости, порой приводящие к трагическим последствиям, и детская жестокость, и даже преступления, совершаемые детьми. Конечно, дети грешат, и сомневаться в этом не приходится. Греховность, подверженность греху заложены в нас от рождения. Однако ребенок совершает скверные поступки, как правило, непредумышленно или без должного осознания, насколько это плохо. Поэтому он не может в полной мере отвечать за свои грехи. И граница в 7 лет, по большому счету, выбрана условно. Тем не менее, с этого возраста ребенок обязан принять как данность, что за содеянное зло он будет держать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.

* * *
К посещению храма ребенка следует приучать с такой же постепенностью.Совсем еще маленьких детей желательно приводить (или приносить) минут за 10-15 перед причастием. А в дальнейшем время пребывания в храме должно увеличиваться. Так, дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, уже могут присутствовать почти на всей литургии.

Родителям грудных младенцев необходимо заранее настроить, успокоить ребенка, чтобы он своим плачем и криком не беспокоил остальных прихожан. Это не всегда достижимо, но прилагать старания нужно. К слову, чем чаще причащают младенцев, тем быстрее они привыкают к церковной обстановке.

Около Святой Чаши грудных младенцев необходимо держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки младенца следует придерживать, чтобы он случайно не толкнул Чашу или не схватил лжицу (ложку).

Если младенец причащается впервые, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Пусть он лучше посмотрит, как это делают другие дети. А еще можно дать ему частицу просфоры, поднести его к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что причастят не сегодня, а в следующий раз.

Заслуживают серьезного упрека те из родителей, чьи дети, уже пребывающие в сознательном возрасте, ведут себя в храме, как на игровой площадке: бегают, шумят, веселятся, и тем самым отвлекают верующих. Это совершенно недопустимо! Элементарные правила поведения в общественных местах должны быть привиты сызмальства. Тем паче, если речь идет о храме! Стыдно таким родителям демонстрировать всем и вся свою несостоятельность как воспитателей.

Помимо прочего, родители призваны научить подрастающих детей, как принимать причастие: складывать руки на груди крестообразно (правая рука сверху); возле Чаши не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее; называть священнику свое имя; широко открывать уста и т.д.

Что же касается периодичности, то младенцев обычно причащают чаще (в среднем, 1 раз в неделю), а дети 6-7 лет могут причащаться реже. Насколько реже? Этот вопрос желательно согласовать или с духовником, если таковой имеется, или с любым священником, который сможет помочь советом.

* * *
Церковная практика причащения детей имеет под собой каноническую основу.Она возникла в соответствии с уроком, который преподал Своим ученикам Господь наш Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея об этом рассказывается так: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 13, 14).

Это событие описывает и святой апостол Лука: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 15, 16).

Святой апостол Марк свидетельствует о том же: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 13, 14, 16).

Все это еще раз подтверждает не только важность и прямую необходимость причащения детей, но также и высочайшую ответственность, которая лежит на их родителях.

Игнатий СКОРОДОМСКИЙ.

Причастие после крещения ребенка

Крещение — это первый шаг на пути воспитания христианина. А после крещения для ребенка важнейшим таинством является Причастие. Причащение необходимо для того, чтобы ваш малыш был ближе к Богу и Ангел-хранитель оберегал его от разных неприятностей.

Первое Причастие ребенка после крещения

К причащению допускают деток с момента крещения.

Многие взрослые приводят ребенка на Причастие в церкви далеко не сразу. Объясняют это тем, что младенцу или малышу до трех лет сложно рассказать о том, что именно будет происходить. Но наша принадлежность ко Христу совершенно не зависит от возраста или жизненного опыта. Малыш душой может знать гораздо больше, чем его родители.

Первое Причастие ребенка после крещения может следовать сразу на второй день. Если вы решили крестить малыша на сорокой день после рождения, то на сорок первый можете смело отправляться на Причастие.

Как проходит Причастие ребенка?

В процессе богослужения выносится Чаша с хлебом и разбавленным вином. Над ней читают молитвы и тем самым призывают святого духа Христа. Перед тем, как идти к Чаше, нужно взять у батюшки Благословение.

Детки более старшего возраста складывают руки на груди (правую поверх левой). Малыша взрослый должен посадить на правую руку. Объясните ребенку, что Частичку обязательно нужно проглотить и проследите за этим. Если капля причастия попала на одежду или младенец срыгнул, поставьте в известность батюшку.

Сначала причащают деток, называя при этом их церковное имя. После Причастия ни ребенок, ни вы сами не должны разговаривать. Подведите малыша к столику и дайте запить причастие, а также взять кусочек просфоры. После этого можно приложить ребенка в Распятию.

Как детям готовиться к Причастию ?

Причастие в церкви ребенка — это важный шаг и подготовиться к нему нужно обязательно. Понятно, что для взрослых есть определенные правила. Но ребенку в силу возраста соблюдать их довольно сложно. Вот некоторые рекомендации, как подготовить ребенка к Причастию.

  1. Грудничка нужно покормить за час-полтора до Причастия. Деток от трех лет следует удержать от пищи вовсе. Но приучать нужно к этому постепенно, внимательно отслеживая самочувствие малыша.
  2. Самое главное, что нужно для Причастия ребенка, это объяснить ему о простых правилах поведения. Стоять спокойно и не разговаривать, скрестить руки на груди перед Чашей, назвать свое имя и проглотить Дары. Затем подойти к столику с просфорами. Все это вполне по плечу деткам с трех лет.
  3. Когда вы отправитесь на Причастие после крещения ребенка, не забудьте надеть себе и крохе крестик.

Что нужно для крещения грудничка

Что взять с собой на крещение грудничка

Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:

  1. Крестик для ребенка. Считается, что его должен подарить на крестины будущий крестный. Для малыша подойдет серебряный крестик, который по приметам защитит его от сглаза.
  2. Специальная рубашка или платье. Сегодня в детских магазинах продается множество различных вариантов крестильных рубашек и платьев. Можно сшить такой наряд самостоятельно. По традиции его должна подарить малышу будущая крестная.
  3. Крыжма или полотенце. В него ребенка заворачивают после купели. По народным поверьям, стирать такое полотенце после крещения нельзя. Если ребенок заболел, то его нужно накрывать крыжмой.
  4. Свидетельство о рождении младенца и паспорта родителей.
  5. Одеяло, на котором можно будет переодеть ребенка.
  6. Пакетик, в который в процессе таинства кладут срезанную прядь волос.
  7. Необходимые ребенку вещи, такие как подгузники, соску, влажные салфетки и прочее.
  8. Деньги. Стоимость обряда и другие денежные вопросы лучше заранее обговорить со священником, проводящим таинство.

Как одеть грудничка на крещение

При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам.

Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.

Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.

Как проходит обряд крещения младенца

Продолжительность обряда крещения может составлять до полутора часов. В церковь младенца вносят крестные: обычно девочку вносит крестный, а мальчика – крестная. Ребенок при этом должен быть полностью раздет и завернут в крестильное полотенце или крыжму.

В начале обряда крестные произносят обеты. Они же должны отвечать на вопросы священника, так как малыш еще слишком мал для этого. В процессе проведения таинства батюшка наносит елей на части тела младенца, а затем, символизируя защиту и покровительство Бога, кладет на ребенка руки. После этого крестные читают молитву «Символ веры», находясь возле купели. В ней содержатся обеты выполнять заповеди и не поддаваться дьяволу. Затем батюшка освящает воду в купели и три раза погружает в нее грудничка, сопровождая это чтением молитв.

Дальше происходит обряд миропомазания, в процессе которого совершается крестообразное нанесение мира на голову малыша. После ребенка отдают крестным, и они одевают на него заранее освященный крестик, рубашку или платья, а девочкам – чепчик или косынку. Также священник выстригает прядь волос грудничка как символ покорности. В процессе воцерквления может происходить первое причастие, при котором мальчиков проносят через алтарь, а девочек прикладывают к иконе Богоматери и подносят к вратам.

Заканчивается таинство крещения внесением соответствующих записей в церковные книги и выдачей свидетельства о крещении.

После окончания обряда родители обычно приглашают всех близких и друзей, присутствующих на нем, в гости. Застолье не должно быть чересчур обильным и лучше, если оно не будет сопровождаться употреблением спиртных напитков.

Причастие грудничка после крещения

Причащать можно деток любого возраста после их крещения. Нередко между таинством крещения и причастием грудничка проходит довольно много времени. Родители объясняют это невозможностью объяснить малышу правила поведения во время причащения и основы веры и православной церкви. Однако принадлежность Богу не привязана к возрасту, полу и другим особенностям человека, причащать можно и нужно даже грудных детей. Первое причастие следует провести через несколько дней после крещения.

Как причащают грудничков после крещения

При богослужениях в церкви выносится разбавленное вино и чаша, в которой находятся кусочки хлеба. Над ними священник читает необходимые молитвы, призывая дух Христа. Перед причастием хлебом и вином нужно получить на него благословение батюшки. Младенцев при этом нужно поместить на правую руку сопровождающего взрослого, детям более старшего возраста руки складывают на груди, причем правая должна быть сверху. Необходимо постараться объяснить малышу, что кусочек хлеба нужно проглотить. Детей обычно причащают первыми, при этом батюшке следует сказать церковное имя ребенка.

Существует несколько рекомендаций по проведению обряда причащения:

  1. Грудных малышей следует покормить примерно за полтора часа до таинства. Детей, которым более трех лет, лучше вообще не кормить перед этим.
  2. Стоит в зависимости от возраста постараться объяснить ребенку процедуру причастия и его смысл. Во время обряда нужно скрестить руки на груди, не разговаривать, не баловаться и не смеяться, спокойно сказать батюшке свое имя и проглотить частичку.

Отправляясь в церковь на причастие, нужно обязательно надеть на шею малыша крестик.

>Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства

По словам саратовского митрополита Лонгина, причащение младенцев постепенно вырождается в чуждое Церкви действие…

***

Причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в чуждое Церкви действие, заявил 16 февраля, отвечая на вопросы телезрителей в эфире программы из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленной студией Саратовской митрополии, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, сообщает издание «Православие и современность».

Такой ответ владыка дал на вопрос зрительницы, должен ли взрослый поститься за младенца и прочитать за него молитвенное правило, прежде чем подходить с ребенком к Причастию.

«Это было бы очень хорошо, — сказал митрополит Лонгин. — Дело в том, что причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в некое, я бы сказал, чуждое Церкви действие.

Почему? Мы, люди старшего поколения, помним, как трудно было привести в церковь ребенка — и младенца, и отрока, поскольку за этим бдительно следили соответствующие инстанции, и люди потом имели неприятности на работе или учебе. Когда в храм ходить стало можно, все мы радовались увеличившемуся количеству детей в храмах. Однако сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией: многие родители знают, что ребеночка можно и нужно причащать, но при этом причащают родители, которые сами очень малое или вообще никакого отношения к церковной жизни не имеют. Когда служишь, выходишь с Чашей — видишь в городских храмах буквально толпу таких родителей, которые вот только что с мороза забежали в храм с ребенком, может, гуляли с ним рядом где-нибудь. Ребенок или кричит, или спит, но вот давайте его срочно причащать… Это превращается буквально в профанирование Таинства. Причем сами родители абсолютно индифферентны. Видно, что им самим никогда в голову не приходило причащаться».

«Все, что Церковь делает с детьми, особенно в младенческом возрасте, — делается по вере родителей, — напомнил владыка. — Почему мы сейчас говорим, что нельзя крестить просто так, когда принесли ребенка люди, совершенно не понимающие, что такое Крещение и что после этого должно измениться в их жизни, жизни ребенка? Мы стараемся сейчас отказывать таким людям, крестя только тех младенцев, родители которых являются воцерковленными людьми и подходят к таинству осознанно. Точно так же и с причащением. Очень больно это видеть, есть даже какой-то момент поругания святыни, когда дети кричат, родители не знают, как их успокоить, и тут же, причастив, бегут из храма. Хорошо, если их остановят и заставят хотя бы перед тем, как дать соску, дать запивку, а они отмахиваются. Это очень неприятно».

Поэтому, продолжил архиерей, он понимает тех, кто советует прежде чем причащать младенца, «если не попоститься, то хотя бы часть правила ко причащению прочитать, чтобы самому подготовиться внутренне». «Я уверен, что это было бы здорово. Обязательного требования нет, но если бы такая привычка привилась у наших верующих людей, это было бы очень хорошо», — отметил архипастырь.

Отвечая далее на вопрос, как часто причащаться взрослому человеку, митрополит Лонгин заметил: «Причащаться каждый человек должен исходя из интенсивности его церковной жизни. Есть люди, которые ходят в церковь регулярно: каждое воскресенье они в храме, и все праздники, и не только на Литургии, но и на всенощном бдении, весь год соблюдают среду и пятницу, все посты, читают дома Евангелие, молятся, стараются все время хранить память о Боге. Я думаю, что таким людям можно причащаться раз в неделю или раз в две недели, в зависимости от их устроения. Этот вопрос всегда решается индивидуально с духовником.

А если человек ходит в церковь гораздо реже, знает, что он впадает в какие-то грехи, я думаю, здесь нужно воздерживаться от очень частого причащения. Хотя, конечно, причащаться нужно чаще, и чем чаще, тем лучше, — но при условии готовности к причащению, очищения своего сердца исповедью, чтения молитвенного правила. Не механического вычитывания: вот я встал и вычитываю каноны и акафисты… Молитва тогда называется молитвой, когда она имеет отклик в человеческом сердце, когда человек действительно может сказать: «Да, я помолился». Не просто вычитал (ведь есть даже такое выражение «вычитать правило»), а действительно помолился. Тогда Господь как-то извещает человека, и он идет к Причастию в умиротворенном состоянии, в добром расположении».

«Как не утратить страха Божия? Это очень сложный вопрос, потому что страх Божий можно утратить, причащаясь часто, — и еще легче его утратить, причащаясь редко. Эта опасность подстегает и мирян и, в еще большей степени, священников, потому что и для священника непросто сохранять чувство благоговения. У всех нас есть такая особенность: мы привыкаем ко всему, и достаточно быстро. А Бог, Церковь, богослужение — это то, к чему ни в коем случае нельзя привыкать, в плохом смысле этого слова. Человек должен поддерживать в себе ощущение новизны и постоянного присутствия пред очами Божиими. Это результат правильного устроения и правильной духовной жизни. Это непросто. Состояния уныния, богооставленности, то, что называют сердечным окаменением, думаю, испытывал каждый человек. Если мы вспомним святителя Тихона Задонского, у него месяцами были уныние и отчаяние, но он боролся с ними. Если человек имеет постоянство, надежду на Бога, то Господь помогает ему эти состояния преодолевать», — заключил митрополит Лонгин.

Русская народная линия — 20.02.2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *