Зачем нужен пост

Зачем нужен пост

10.10.2014Дарья Косинцева
В свое время меня поразил рецепт вегетарианского борща: сложнейшую схему с применением разных специй венчала… вегетарианская сметана. Да-да, вы не ослышались, сметана. А готовилась она – внимание – перетиранием в ступе смеси орешков и смешиванием ее с каким-то маслом. И все это чтобы изобразить белую сметану, которую можно купить в любом супермаркете. Я мгновенно потеряла уважение к вегетарианству. Отказываться от банальной сметаны, чтобы потом с упорством маньяка изображать ее из орешков… ну это ниже человеческого достоинства. И эти люди еще что-то свысока говорят про мясоедов, так замороченных на своей еде, что не могут отказаться от сосисок? Да одна эта ореховая сметана даст фору любому мясоедскому шеф-повару по части замороченности на еде! «Ореховая сметана» – это все равно, как если бы человек, который борется с неуемной тягой к женщинам… купил себе резиновую женщину.
Явно было то, что духовный смысл веганства – борьба с привязанностью к еде – был напрочь затерт какой-то унылой формальностью, которая в итоге только увеличила количество времени и внимания, посвященного еде.

В общем, сторонники ореховой сметаны явно действовали «не по духу, а по букве». Конечно, можно исключить всякую духовность и следовать и «научной» теории веганства, которая рассказывает всякие ужасы про разрушительные ферменты в волокнах замученных куриц. Не вопрос, есть овощи полезно, но в них тоже, знаете ли, много всякого… а, ну да, именно поэтому надо покупать фермерскую еду по интернету или проращивать бобы у себя на подоконнике. В общем, с каждым шагом к здоровью степень замороченности нарастает.
Мне, с моим новоприобретенным христианством, все это показалось ужасно убогим. В конце концов, Христос был равнодушен даже к элементарной гигиене и на вопрос правоверных иудеев, почему не обязательно мыть руки перед едой, высказался в духе «не то, что входит в уста, а то, что выходит из уст, оскверняет человека».
Собственно, именно поэтому сама идея пищевого поста в православии вызывала у меня много вопросов. Мои сомнения поддерживают и прилавки супермаркетов типа «Пригодно для поста», и постные меню в кафешках. Особенно меня поражало, как православные вычитывают на пачке с печеньем, есть ли там яйца. Все эти тонкости «постности» (так же так и тонкости еврейской «кошерности» или мусульманской «халяльности») упорно напоминает мне ту самую «орешковую сметану».
Конечно, в православной среде есть много объяснений тому, зачем надо поститься: например, чтобы стать чище и добрее, чтобы тренировать волю, чтобы взрасти в борьбе со страстями. Но мне тут кинули весьма интересную статью, которая ставит под сомнение эти аргументы очень простым вопросом… а зачем тогда постился Христос? Ему явно не надо было тренировать силу воли или очищаться от нездоровой страсти к пище. Ответ дается очень просто.
«Христос постился не для того, чтобы стать лучше. Христос ничего не ел и не пил, потому что Ему было не до того. Потому что Он выходил на своё служение, самое важное дело в истории мира, и вообще не думал о пище, пока не стал натурально умирать от голода – «напоследок взалкал». И именно таким должен быть идеальный пост – не занудное мелочное насилие над собой, с вычитыванием состава печенюшек и постоянно глотаемой слюной в магазине, а именно временем, когда центр внимания вообще находится в глубине сердца, не в холодильнике. Основа поста – не отказ от чего-то, а сосредоточение на более важном. В то время как, заморачиваясь пищевой стороной поста, мы запираем себя в ловушку, и вместо того, чтобы просто поставить пищу на малозначащее место в жизни, ставим ее в центр. Гурман и человек на диете ищут в пище разное, но проблемы у них одинаковые».
То есть пост – он не зачем, он почему. Потому что есть дела поважнее, чем еда. Поэтому, по идее, самый правильный пост – это просто доедать то, что год лежит в морозилке или распихано по шкафам, а в гостях есть что Бог послал, даже если это печеньки с яйцом в составе. Потому что если вы пойдете в ресторан и там съедите все самое супер-пупер-постное – вы будете гораздо дальше от смысла поста, чем если вы просто перекусите бутером с колбасой между чтением Евангелия и походом в детский дом.
В сущности, любой грех, любая страсть – это не что-то такое суперважное само по себе, это прежде всего – отклонение от пути к Богу. По дефолту мы все «смертию умрем» и попадем в ад (если не уже там находимся), для этого стараться особо не нужно, мы все естественным образом скатываемся в грех: точно так же шар, повинуясь силе тяжести, скатывается в ямку, в самое «низкоэнергетическое» положение. Задача христианина – обрести «жизнь вечную», а для этого нужны крылья, нужно неслабое вдохновение и порыв, отрывающий от этой будничной «силы тяжести». Я думаю, все испытывали в жизни такие состояния, когда забываешь поесть или некогда – и уж наверняка подобное состояние знакомо по ироничной присказке «Интернет, интернет, отпусти в туалет :(«. Человеку, который так увлечен чем-то – в нашем случае спасением души, – некогда задуматься о составе печенек, которые он жует на бегу. И вообще… «еда? а, да, что-то ел… не помню что, не помню когда» – вот идеальный пост не по составу, а по смыслу.
Читайте также: Постиссимо — маркетинг во время поста


Главная » Посты, праздники » Посты » Как правильно поститься? » Зачем соблюдать пост?

Надо ли поститься?

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.
В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.
Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.
Итак, одни христиане — или по незнанию, или по небрежности — недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.
Архимандрит Симеон Куцас

Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».

Пост как лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого «Я» требует соответствующей дозировки. Наиболее идеальная та дозировка, которая установлена богослужебным уставом Церкви. Она дается в православном церковном календаре.
Индивидуальная дозировка поста опять же зависит от меры нашей любви к другим людям. Чем больше в нашем сердце страстей гордыни, злобы, зависти, блуда по отношению к другим людям, тем больше требуется пищи для восстановления затраченной энергии по удовлетворению этих страстей. Чем чище наше сердце, чем больше в нем мира и любви, тем меньше наше тело нуждается в телесной пище. Вот почему великие святые, живя в пустыне, очищая свою душу от страстей, могли проводить без пищи много дней. Питались они очень скудно. В их рационе был сухой хлеб, вода, корешки растений, немного овощей. Преподобный Антоний Великий даже стеснялся принимать пищу при других. Кому приходилось бывать в монастырях, тот не мог обратить внимание на то, что при скудном рационе монастырской пищи она необыкновенно вкусная. Она намного лучше изысканных ресторанских блюд, потому что приготавливается с любовью.
А как быть тем, которые только начинают постигать суть духовной жизни в Церкви, которые еще не увидели в себе глубокие язвы греха, а также тем, у кого слабое физическое здоровье?
Таким людям надо начинать пост с малого. В начале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.
Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки.Пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание генерального штаба по спасению души, на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.

Иеромонах Маркелл (Павук)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *