Зачем крестить детей

Зачем крестить детей

Содержание

Зачем крестить ребёнка

Скачать эту статью

Крещение — первое христианское таинство, которое следует совершить верующему человеку. В отношении взрослого всё понятно: он хорошо всё обдумал, принял решение и осознано подошёл к своей духовной жизни.

Но много споров и вопросов возникает, когда речь заходит о детях.

Правильно ли крестить в младенчестве, когда ребёнок ещё не способен понять происходящего и осознанно исповедовать веру? Не посягает ли поспешный обряд крещения на свободу воли малыша?

Не лучше ли дождаться, когда он подрастёт и самостоятельно сделает выбор? Об этом и многом другом поговорим дальше.

Крещение ребёнка православным священником

Для чего нужно крестить ребёнка

Причины крещения человека любого возраста одинаковы. Рассмотрим их.

Причина 1. Спасение. Представление о необходимости этого обряда для спасения основывается на фразе Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Из неё ясно, что крещение — далеко не единственное условие обретения Царства Небесного, но всё же необходимое.

Крещенный будет спасен

Причина 2. Допуск к таинствам. Храм, как известно, открыт для всех, но всё же христианская традиция сформировала несколько требований к прихожанам и верующим людям.

Чтобы участвовать в шести из таинств, необходимо пройти через первое — крещение. Смысл в том, что с крещаемого смываются его грехи, позволяя духовно родиться и стать настоящим христианином.

Это своего рода пропуск, посвящение, отречение человека от сатаны для обретения Духа Святого. Нет причин откладывать это событие.

Крещенный получает доступ к таинствам

И всё же — зачем крестить ребенка? Ведь становление на путь христианина — осознанный и серьёзный выбор, своего рода обещание. Может ли младенец брать на себя обязательства перед Богом? Конечно, нет.

Крестные родители обязаны воспитывать ребенка в вере

Для того и назначают детям крёстных родителей — христиан, обязующихся взять на себя ответственность за воспитание ребёнка в вере. Собственно, обряд крещения и позволяет малышу полноценно вступить в духовную жизнь пораньше, дабы противопоставить её искушениям сатаны.

Также мы не должны забывать, что никто не знает, сколько отведено дней или лет каждому из нас. Нет смысла тянуть с первым таинством. Стоит позаботиться о душе ребёнка заблаговременно, чем ожидать, когда он созреет до осознания важности этого обряда.

Полезно помнить и о прочих преимуществах, которые даёт раннее крещение.

Духовное имя. Его используют при молитвах и в различных христианских обрядах. Отсутствие такого имени значительно всё усложняет, особенно, если у ребёнка редкое или иностранное имя, не принадлежащее никому из святых.

Даже молиться за некрещеного человека приходится в особом порядке — в частной молитве.

На литургии нельзя передавать записку за некрещёного, так как он не может быть заочно омыт в чаше с кровью Христовой. Об этом, в частности, говорит богослов Андрей Кураев:

Ангел-хранитель. Он даётся в момент крещения и всю жизнь помогает человеку, оберегая его от опасных ситуаций, а также печётся о благочестии верующего.

Ангел-хранитель и дети

Защита от злых сил. Об этом богато повествует не только христианское придание, но и русская культурная традиция. В ней есть немало историй о людях, которые спаслись от колдовства или бесов, только потому, что оказались крещёными.

Если обратиться к фольклору, мы узнаем, что многие некрещёные дети или взрослые часто после смерти обречены на скитания в демонических формах. Не проще ли уберечь себя заранее от таких перспектив?

Что говорят о крещении детей священники

Следует отметить, что взгляд на крещение младенцев в христианстве неоднороден. Например, протестанты высказываются резко против такой процедуры. Они убеждены, что принять такое ответственное решение способен только взрослый человек.

Сам Христос крестился в возрасте около 30 лет. Да и в Библии нет описания ни одного крещения ребёнка.

А в православии и католицизме распространено иное мнение.

Православный священник Даниил Сысоев даже опубликовал на эту тему полемический диалог с протестантом. Ответ батюшки на возражения оппонента можно свести к следующим тезисам:

В Библии нет возрастного порога для проведения крещения. Допустимо креститься в несознательном возрасте, а веру обрести позднее. Это не противоречит завету Иисуса Христа.

Вера, пока отсутствующая у младенца, компенсируется верой его крёстных родителей.

Крещение — это не обещание Богу преданности, а просьба о спасении. Просить можно и за кого-то, то есть за детей. К тому же человек сам не может на 100% гарантировать, что всегда будет праведным. Потому он и нуждается в Боге.

Хотя в Библии говориться: «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился», вера не рассматривается в православии, как главное условие спасения. Напротив, решающую роль играет Бог, его жертва и любовь.

Протестанты усматривают в таинстве крещения лишь символический элемент, считая главным внутренние перемены человека. Православие считает обряд священным, поскольку это форма взаимодействия с Богом.

Даниил Сысоев священник

Вопрос о безгрешности детей

Распространено заблуждение, что крестить детей не надо, потому что они безгрешны. Ведь Иисус Христос сказал:

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

(Мк. 10:15)

Но это ошибка толкования. Спаситель использует здесь фигуру речи, сравнение. Он не утверждает, что дети обязательно войдут в Царство Божие. Он лишь говорит о том, что оно даровано тем, кто чист, как дитя.

Детям так же, как и любому взрослому, нужно родиться для духовного мира через крещение, очистившись от мирского, путём омовения.

В каком возрасте лучше крестить ребёнка

Православные батюшки рекомендуют делать это как можно раньше.

Рассказывает Александр Зорин, клирик храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Узком, Москва:

«По церковной традиции, в день рождения ребенка читается специальная молитва; об этом можно попросить священника.

На восьмой день нарекается имя и тоже читается особая молитва.

В современной практике обычно это делается, когда ребенка приносят крестить.

И на сороковой день после рождения ребеночка крестят.

Так стараются поступать воцерковленные православные христиане. Это удобно и потому, что до сорокового дня женщина, родившая ребенка, не может участвовать в церковных Таинствах.

На сороковой день молодой маме читается молитва, и она может присутствовать при крещении своего чада.

Но бывают разные обстоятельства. Если малыш болен, то вряд ли стоит ждать сорокового дня. Слабого младенца можно окрестить дома или в больнице.

Если есть опасность для жизни малыша, а позвать священника нет возможности, то необходимо окрестить его самостоятельно.

В любом случае, когда бы вы ни собрались крестить ребенка, надо помнить, что Крещение — великое Таинство, которое вводит человека в Церковь.

Это «второе рождение», рождение в вечную жизнь. И готовиться к нему надо молитвенно, серьезно и вдумчиво».

Александр Зорин священник

Крещение детей дошкольного возраста

Можно ли крестить умственно отсталых детей

Ограничений, связанных с психическим здоровьем человека, в православии нет. Такого ребёнка крестить можно, хотя бы из намерения снискать для него Божью благодать. Но, как отмечает священник Филипп Парфёнов:

«…такое крещение

ещё не гарантирует,

что из больного ребёнка

получится настоящий,

преданный,

верующий христианин.

Это уже вопрос времени

и его взаимоотношений с богом».

Филипп Парфенов священник

Можно ли не крестить ребёнка

Крещение — таинство добровольное. Уже минули страшные века, средневековья, когда государи насильно прививали удобные для них религии народу.

Всякий христианский обряд — это не только внешняя атрибутика, но и, в первую очередь, глубокий смысл, вкладываемый в него.

А если родитель говорит: «Не хочу крестить ребёнка», то какая польза будет малышу, крещёному для галочки?

Первое церковное таинство — это только вход в христианство, подразумевающий долгий духовный путь верующего.

А если за этим обрядом не следует ничего, и в семье он совершается из-за моды или каких-то иных сомнительных побуждений, то и пользы от такой сомнительной процедуры не будет.

Крещение — акт духовный.

Немаловажно рассмотреть также вопрос, можно ли отказаться от крещения ребёнка, если оно проходит через его сопротивление. Мнение священников здесь неоднозначно.

Одни считают, что дети ещё не понимают значимости обряда и его пользы, а значит, прислушиваться к их мнению не стоит.

Другие, считают, что если ребёнок относится к обряду с резким неприятием, то крещение нужно, как минимум, отложить.

В частности, вот что говорит Иерей Александр Пикалев:

«Давайте поставим себя на место ребенка. Не новорожденного малютки, а ребенка 4 — 6 лет от роду, когда малыш уже способен давать оценку тому,

что происходит вокруг него, сознательно соглашаться или отказываться, благодарить или протестовать,

который уже очень хорошо понимает и запоминает насилие, которое было к нему применено, и тех, кто его применил.

Неужели кто-то думает, что у младенца, которого крестят и причащают с применением физической силы,

вопреки явно выраженному несогласию и протесту сформируется какой-то положительный образ священника или Церкви.

Нет. Батюшка будет для него в полном смысле Карабасом-Барабасом, который его мучил. И отношение ребенка будет соответствующее.

Если бы девочку в три года выдавали замуж, у нее таки надо было бы спрашивать, хочет ли она это делать.

Но в три года никто замуж не выходит. Батюшка еще предложил бы спросить, хочет ли девочка, чтоб ее похоронили в земле или кремировали после смерти.

Замужество — это где-то там и для сознания ребенка неактуально и практически нереально. А крещение — это здесь и сейчас.

И поэтому к «нет», сказанному ребенком, в данном случае, надо относиться так же серьезно как к «нет», сказанному невестой во время сватовства».

Александр Пикалев иерей

Пусть это даже ничем не мотивированный отказ, но с ним нужно считаться. Позже будет время поговорить и объяснить ребёнку, зачем нужно креститься.

Таков ответ священника, который действительно печётся о благе людей.

Ребёнок капризничает при крещении

Что будет, если не крестить ребёнка

Последствия такого решения, с точки зрения православия, способны отразиться только на духовной жизни ребёнка. Он:

  1. Не станет полноценным членом христианского общества.
  2. Не сможет принимать участия в таинствах.
  3. Столкнётся со сложностями в молитвах.
  4. С меньшей вероятностью будет спасён, так как крещение — одно из важных условий.

Некрещёный человек ещё не родился для духовной жизни и не очищен от греховной природы.

С другой стороны, ничто не мешает ему в удобное время покреститься осознанно, если возникнет такое желание. Бог готов принять нас в любое время.

Крещение не лишает свободы выбора

Само крещение ещё ни к чему не обязывает детей, да и никак не способно повлиять на их будущее. В мире действительно есть обряды, несущие ощутимые для жизни последствия.

Скажем, обрезание у евреев — это необратимая операция, а в Непале девочка, провозглашённая воплощением богини Кумари, только с большим трудом сможет адаптироваться и социализироваться в обществе, так как не приучена к нему.

Крещение в этом отношении намного мягче и ни к чему не обязывает. Любой ребёнок, подросши, имеет возможность пересмотреть свои убеждения и взвешено подойти к вопросу религии.

Первым христианским таинством мы лишь помогаем ему соприкоснуться с духовным миром, не отнимая свободу выбора.

Нужно ли крестить ребёнка в младенчестве, ведь младенцы не имеют самостоятельной веры?

Да, маленькие детки не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

В Православной Церкви вопрос, нужно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить необходимо! Таинство Крещения — это не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Ведь ни один разумный родитель не станет лишать своё дитя еды, питающей тело, не кормить его мясной пищей, необходимой для роста и физического развития, в страхе проявить неуважение к ребёнку, возможно, будущему вегетарианцу. Так почему же некоторые родители считают возможным лишать своего маленького ребёнка пищи духовной, которая так необходима для развития его души и возрастания в Боге? Поверьте, если ребёнку предначертан другой путь, если он захочет сменить веру, он этот свой путь отыщет! Но если лишить нежную и трепетную детскую душу общения с Богом, которое ей так необходимо, она огрубеет со временем и перестанет в нём нуждаться. Только вот что же в этом хорошего?

С любовью, Алексия Кочегарова

Зачем крестить ребенка? Как происходит таинство? Кого взять в крестные своему ребенку? И на многие другие интересующие вопросы, дадим ответ!

Крестины ребенка – это не только повод собрать всех родственников и друзей, это таинство во время которого младенца записывают в небесную Книгу Жизни. Многие родители, особенно не глубоко верующие, очень часто задаются вопросами: «Зачем крестить ребенка? Для чего это нужно? Да и нужно вообще?» Попробуем разобраться во всех тонкостях православного обряда, вникнуть в его смысл и уяснить воздействия на новорожденного.

Православное таинство, в чем его суть?

В Евангелие от Марка написаны следующие слова «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». Объяснять смысл такого послания наверно нет необходимости. Ведь ясно, что православное крещение – это прямой путь к спасению души человеческой.

Обряд, называемый «таинством крещения», инициирует перерождение духовное для православной жизни, прожив которую достойно получишь в награду Царствие Небесное. Почему таинство? А потому что через проведение обряда на новорожденного снисходит Божия благодать каким-то непонятным для нас образом. С именем, данным при таинстве, ребенок «получает» ангела-хранителя, который оберегает его по жизни.

Даже в Святом Писании можно найти, что Христос, посылая апостолов проповедовать в народ, учил их крестить людей.

Отвечаем на вопрос: зачем крестить ребенка? Разные взгляды!

С недавних пор все чаще молодые родители приходят к мнению, что ребенка крестить в младенчестве не зачем. В основном такие мысли посещают тех кто зачал ребенка без проблем. Если же дитя зачато с Божьей помощью, то родители крестят в младенчестве. Молитву о зачатии и рождении здорового малыша можете найти в статье «Правильный образ жизни беременной — основа рождения здорового малыша». Поскольку верить или не верить в Бога — каждый решает сам, то и сегодняшний малыш, подрастая, примет осознанное решение самостоятельно – прийти к Богу или нет. Мы собрали самые распространенные ответы на вопрос «Зачем крестить ребенка?» и хотим поделиться ими с вами.

Что говорит церковь?

Православные мужи, посвятившие свою жизнь служению Богу, на вопрос зачем, отвечают, что православное крещение ребенка – это обязательная процедура, поскольку каждый должен быть рожден «в вере». Через молитву и омовение с новорожденного снимается первородный грех, и он приобщается к Церкви, становясь сыном/дочерью Божиим. После обряда человек своей мирской жизнью может заслужить жизнь Вечную. Окрещенный ребенок – это агнец Божий и за него в церкви можно просить перед Господом, ставить свечку.

Что говорят бабушки?

Издавна в селах главным образом проводили крестины дабы уберечь ребенка от сглаза. Поэтому бабушки всегда настоятельно рекомендуют провести этот обряд и лишь потом показывать дитя «на люди». Старшее поколение объясняет, зачем крестить довольно просто – крестят дабы не болели, не плакали, хорошо спали и еще уйма других схожих причин. Они свято верят в это, и действительно не раз фиксировались чудесные выздоровления малышей после проведения православного крещения. В древней Руси имя, под которым крестили малыша, тщательно скрывали, поскольку считалось, что лишь зная это имя, на человека можно будет навести порчу.

Что говорят «мирские традиции»?

Как бы грустно это ни звучало, но бывают случаи, когда ребенок умирает не окрещенным. Согласно святому писанию не окрещенных не видят в Книге Жизни и перед ними закрываются врата Рая. Конечно в современном мире, где очень много атеистов и не особо верующих людей, это не считается из ряда вон выходящим событием. А вот еще лет 20 назад (в деревнях еще существует подобная традиция) таких детей не отпевали и хоронили за границами кладбища (земля на кладбище считается православной) без креста. Только представьте, как бедным родителям, православным людям, ходить к горбику «в поле» и не иметь права поставить свечку и прочесть молитву за свое дитя.

Зачем крестить ребенка и как проводится обряд?

Хочется сразу заметить, что:

  • до 7 лет согласие на крещение ребенка должно исходить лишь от его родителей, поскольку только они ответственны за него перед Богом;
  • с 7 до 14 лет на такие действия необходимо не только согласие родителей, но и самого ребенка;
  • после 14 лет человек считается вполне взрослым и принимает решения самостоятельно.

В основе таинства крещения лежит Святое Писание, в котором описано крещение Господне, проведенное Ионом-Крестителем в реке Иордан.

В процессе крещения новорожденного погружают в воду три раза, читая все это время молитвы. После купели малышу предстоит пройти обряд миропомазания. Святой отец смажет ребенка святым миром крестообразно. Зачем? Такое помазанье представляет собою «Печать Духа Святого», поставленную на душе.

Далее крестный/крестная надевают заранее освященный нательный крестик, а святой отец обстригает волосы младенца накрест. Опять-таки зачем? Это действие символизирует жертвоприношение Господу Богу за начало духовной жизни.


После ребенка обносят три раза вокруг купели и совершается обряд воцерковление. Что это такое и зачем его проводить? Такое таинство является символом приведения малыша к Богу. Для мальчиков и девочек этот процесс проходит по-разному:

  1. детей мужского пола заносят в алтарь, где они получают благодать от Бога;
  2. детям женского пола в алтарь вход воспрещен (это касается и монашек, послушниц и других служительниц церкви женского пола) из-за первого греха который совершила Ева. Девочек просто прикладывают к иконе Божьей Матери.

Ребенку дают православное имя при крещении, что он означает можете посмотреть в статьях: «Имена для мальчиков» и «Имена для девочек».

Что значит быть крестным и как их выбирают?

Зачем нужны крестные? Крестные – это люди, которые берут на себя ответственность за духовное воспитание детей и несут ответственность за них перед Богом. Обязанностью крестных родителей является наставление малыша на правильный путь, объяснение правил православной жизни, воспитание любви к Господу. Они обязаны молиться за крестника, во всем помогать ему.

Крестными ребенка могут стать православные люди, ранее принявшие крещение. Также можно совершать обряд лишь с одной крестной матерью или отцом. Главное условие, чтобы дитя с крестным были одного пола. Также многих волнует может ли быть крестной беременная? Ответ можно найти в статье «Можно или нельзя крестить ребенка беременной?».

Обычно на эту роль выбирают «проверенных» людей, которых знают давно. Это могут быть родственники или друзья. Эти люди, согласно церковным канонам, становятся вторыми родителями для ребенка.

Если вы выбираете близких вам людей, не забудьте сообщить о подарках, которые не стоит дарить, поскольку они не пригодятся малышу или уже куплены. Если сказать прямо, чего вам не надо, вы не можете, то как бы случайно дайте прочитать статью «15 самых бесполезных покупок для ребенка».

Что необходимо для проведения обряда?

Конечно, прежде чем крестить ребенка, родители или крестные заранее посещают церковь и договариваются о проведении таинства. Священник обязательно скажет про необходимые вещи, но есть атрибуты, без которых не обходится ни одно крещение:

  1. Нательный крестик – обязательный атрибут. Из чего он будет сделан (золото, серебро, дерево) неважно, главное условие — наличие на нем распятия. Обычно крестик приобретают и дарят крестные. Если он был куплен не в церковной лавке, где все товары уже освящены, то его необходимо отнести в церковь заранее для освящения.
  2. Свечи. Они горят на протяжении всей церемонии. Купить их лучше сразу в церкви. После того как таинство закончится, кто-то из присутствующих родных должен забрать все свечи домой. Они несут в себе очень сильную энергетику и их зажигают дома читая молитву, если ребенок болен.
  3. Икона. Ее также покупают крестные в том храме, где крестят ребенка. Перед ней зажигают свечи во время крещения и после забирают домой. Эту икону желательно повесить над кроватью младенца, чтобы она оберегала ребенка.
  4. Хлеб. Приготовить вы его можете сами, рецепт есть в статье «Бездрожжевой хлеб». Хлеб обязательно должен присутствовать на таинстве, поскольку он символизирует плоть Христову. Родители могут подготовить для ребенка крестильную рубашечку, а крестные — крыжму (отрез ткани или полотенце), в которую заворачивают ребенка после купели.

Зачем крестить ребенка, каждый решает для себя сам. Для глубоко верующих людей это обязательный ритуал, для тех кто менее обращен к Христу, это их моральный выбор.

Автор публикации: Эвелина Белоусова>Нужно ли крестить младенцев?

священник Константин Пархоменко

Нужно ли крестить младенцев?1

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни»2.

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский)3.

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5)4. Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие (Мк.10:14).

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом5, почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк.1:41).

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии (Иер.1:5):

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…

А позже об этом скажет и апостол Павел (Гал.1:15):

…Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею….

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия (Деян.10);

Лидии (крестилась она и домашние ее — Деян.16:15);

Темничного стража (и всех бывших в доме его — Деян.16:31,33);

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — Деян.18:8);

Стефана (крестил я также Стефанов дом — 1Кор.1:16).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10:1-2).

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея, почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин6, а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви»7.

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства»8.

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение9.

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви10. У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев»11.

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам»12.

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников»13.

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день14.

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи»15.

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление»16.

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов17. А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»18.

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей19.

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его»20.

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти»21.

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности»22.

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста23.

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей, а детей лишь христианских родителей.

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (Рим.4:17). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей»24.

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях»25.

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей»26.

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди27 и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был; так положено; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (Ин.16:21). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…»28.

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником29 водой30, затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения»31.

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму32.

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом33.

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви, как говорят лютеране)34.

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может35.

* * *

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют — подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол.2:11). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово — это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

11 Св. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4. Сочинения. Пер. прот. П. Преображенского. СПб. 1900.

12 Толкование на Послание ап. Павла к Римлянам 1.5.9. Цит. по: Афанасьев Н., протопресв. Вступление в Церковь. Париж. 1952. (2-изд. М.: Паломник. Центр по изучению религий. 1993.) С. 102. Подборку цитат Оригена на эту тему см. в: Алмазов А. История чинопоследований крещения и миропомазания (с приложениями). Казань. 1884. С. 581-582.

13 Св. Ипполит Римский. Апостольское Предание. § 21.

14 См.: Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев. /Творения. Библиотека отцов и учителей Церкви. М.: «Паломник». 1999. С. 544.

15 Св. Киприан Карфагенский. 46. Письмо к Фиду… С. 546.

16 Там же. С. 546-547.

17 См.: Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 102; Алмазов А. История… С. 586сл.

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека — как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

24 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 108.

25 Там же.

26 Афанасьев Н., протопресв. Вступление… С. 113.

27 Конечно, один Бог знает меру веры того или иного человека. Но пусть даже веру декларируют, однако если она не церковна, не ориентирована на храм и на участие в Евхаристии, такая вера мертва.

28 Св. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Сочинения. СПб. 1856. § 26.

29 См.: Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

30 Примечательно, что подобный обычай сохранился сегодня в Болгарской Православной Церкви. Там чинопоследование Первого дня называется Молитви над жена в деня, когдато е родила, и благословение на так наз. «бабина вода». В этом чинопоследовании третья молитва специально посвящена благословению воды, которую роженица будет пить и которою будет окроплять себя и ребенка. См.: Требник Болгарской Церкви. София: Издание Св. Синода. 1949.

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Зачем крестить ребенка

Существует мнение, что креститься нужно, став взрослым человеком. Ведь именно возраст позволяет осознанно сделать выбор в пользу той или иной веры и духовной жизни. Если осознанный выбор – наилучший выбор для самого человека, тогда зачем крестить ребенка?

Чтобы стать истинным христианином, недостаточно просто пройти обряд крещения. Святая вода смывает с человека первородный грех и грехи, совершенные им до обряда, возрождая для новой духовной жизни. С момента крещения человек вступает в Церковь, приближается к Богу и Спасителю, чтобы после смерти наша бессмертная душа смогла обрести вечную благодать в Царствие Небесном.

Что представляет собой таинство крещения?

Таинство крещения – один из важных христианских обрядов. Через крещение человек приближается к Богу, он принимает веру Христа и живет по Святому Писанию, чтобы приблизиться к Богу. Церковь рекомендует креститься с младенческого возраста. Но, несмотря на существование огромного количества различных направлений христианства, некоторые из них, например, протестантизм, не приемлют крещение детей, считая, что такой важный жизненный шаг должен быть сделан осознанно и вольно.

Православные священники, напротив, считают, что через таинство крещения новорожденные дети избавляются от первородного греха и приобщаются к Богу, т.е. снова «рождаются в вере», чтобы принять Божью любовь, благодать и Вечную жизнь, особенно, в случае скоропостижной смерти.

Можно сказать, что крещение – первый шаг к христианской жизни. Только после прохождения таинства человек может принимать участие в остальных церковных обрядах.

Символическое значение

Таинство крещения в религии имеет свое симвлолическое значение и являет собою принятие человека в лоно Церкви. Крещение входит в одно из самых важных церковных таинств, через которые человек приближается к Богу, а во время крещения и на него сходит Божья благодать.

Говоря словами священнослужителей, крещение – это духовное рождение, поэтому его можно считать одним из главных событий человеческой жизни.

В процессе крещения человек получает своего Ангела-хранителя, который на протяжении всей жизни оберегает его.

Перед многими родителями часто возникают вопросы, касающиеся самого обряда и, конечно, возраста, когда нужно крестить. Но самый главный из них — «Зачем крестить ребенка?».

С ответами на эти и другие вопросы, касающиеся таинства крещения, необходимо определиться до того, как вы войдете в церковь.

В каком возрасте нужно крестить ребенка?

С рождением ребенка молодые родители начинают задумываться о его крещении.

Нужно ли крестить младенцев?

Многие из современных пап и мам даже не понимают всего смысла таинства и крестят младенца по принципу стадного чувства или по наставлениям старших родственников. Зачем крестить ребенка и когда лучше проводить обряд? Православные священнослужители советуют крестить младенцев как можно раньше. Церковь рекомендует крестить новорожденных на восьмой день после рождения. Именно на восьмой день младенца Христа посвятили Отцу Небесному. Или же на сороковой день после рождения. Почему именно 40 дней? После родоразрешения молодой маме не разрешено посещать храмы на протяжении 40 дней (она считается физиологически нечистой), а ее присутствие рядом с малышом просто необходимо. По прошествии этого времени над женщиной читают особые молитвы, которые позволяют ей принимать участие в различных церковных обрядах и таинствах, включая крещение ребенка.

Почему нужно креститься как можно раньше? На этот вопрос без труда смогут ответить те родители, которые крестили ребенка в более старшем возрасте. Все время таинства крещения младенец пребывает во сне, а значит, он не замечает незнакомую обстановку и большое количество людей. Детки постарше по-иному будут реагировать на окружение.

Выбор имени

При рождении ребенок получает свое, мирское, имя. Но при крещении ребенок получает имя одного из святых. Обычно принято давать ребенку имя того святого, на чей памятный день приходилось крещение. Автоматически этот святой становился небесным покровителем (Ангелом-хранителем) новоявленного христианина. Сегодня таких требований церковь не выдвигает и учитывает все пожелания родных. Если же родители не могут определиться с именем, священнослужитель сам выбирает его, руководствуясь известностью святого. Это делается для того, чтобы ребенок в дальнейшем без труда узнавал, как своего покровителя, так и иконы с его ликом. Возлагая на священника выбор, родители должны уточнить имя святого покровителя, чтобы впоследствии ребенок знал свой День Ангела (Именины).

Выбор крестных

Выбор восприемников является таким же важным и ответственным моментом, как и ответ на вопрос «Зачем крестить ребенка?». Ведь решение за проведение таинства лежит как на биологических родителях, так и на крестных. Ведь именно последние принимают ребенка после крещения из купели. Важно, чтобы восприемники сами сознательно верили в Бога и серьезно относились к духовной жизни – именно они за ребенка произносят крестные обеты, пока маленький христианин не сможет делать это самостоятельно.

В дальнейшем крестные отвечают за духовное воспитание и развитие крестника или крестницы, следят за причащением ребенка, регулярным посещением храма. Кроме этого, они должны молиться за его здоровье и благополучие, помогать советами и делами в мирской жизни.

Перед таинством крещения будущие крестные должны соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Согласно церковным законам для мальчика восприемником должен стать мужчина, для девочки — женщина. Но традиционно для ребенка выбирают крестных обоих полов.

Крещение – важный перелом в жизни каждого человека. Чтобы стать христианином, нужно не только изменить свои убеждения и образ жизни, но и духовно переродиться. В новой жизни человек живет для Христа и других людей, обретая себя. Другими словами, крещение является переходом, дверью между мирской жизнью и христианской: принимая крещение, человек умирает в мирской, греховной, жизни и воскресает в духовной.

Крещение является обязательным ритуалом для всех христиан. Принятие таинства крещения — это свободный, осознанный выбор человека, который доверился Христу и следовать его пути и жить по христианским законам.

Многие спрашивают «Зачем крестить ребенка?», ведь такой выбор должен быть сделан человеком самостоятельно и осознанно. За ребенка выбор делают его родители и крестные. Кроем этого, согласно Святому Писанию, Бог просит не препятствовать детям приходить к Нему и с любовь благословляет детей и родителей. С крещением человек получает возможность участвовать в других церковных таинствах – Причащение, Исповедь и т.п. С момента крещения человек изменяет свою жизнь и живет не по мирским законам, а Божьим и идет дорогой, которая в итоге приведет его к Всевышнему и Христу.

Кроме этого, священнослужители рекомендуют крестить детей на случай внезапной смерти или тяжелой болезни, ведь существуют факты, когда крещение приводило к облегчению и даже выздоровлению от тяжелого недуга.

Таинство крещения – это врата в Царство небесное и новое, духовное, рождение человека.

Принимая решение о крещении ребенка, необходимо помнить, что крещение – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который требует от него ответственного отношения к религии. Принимать Бога и его священные законы нужно с искренними мыслями и чистой душой.

Праздники и традиции

Комментарии (0)

Зачем крестить ребенка?

Еще задолго до рождения малыша некоторые родители задумываются об имени ребенка, выбирая имя согласно святцам – дням, посвященным святым. И зачастую называют ребенка именем святого, в чей день он родился. Даже спрашивали раньше не «как назовете малыша», а «как его окрестите». Именно во время проведения обряда таинства крещения человек получал свое имя. А сегодня мы задаемся вопросом – нужно ли крестить ребенка вообще.

Зачем крестят детей?

Итак, зачем крестить ребенка и почему вообще крестят детей. Многие родители даже не представляют себе иного, даже если сами регулярно не посещают церковь, толком не знают ни одной молитвы. Смысл крещения ребенка в том, что он этим таинством примыкает к народу Божию, становится ближе к самому Богу. С него снимаются все грехи. Казалось бы, какие грехи могут быть у новорожденного человечка и зачем нужно крестить неразумного ребенка? Может он повзрослеет и сделает сам свой выбор? Здесь речь идет не о совершенном грехе. Нужно трактовать так – человек умер во грехе и воскрес во Христе. Он принимает тело Господне во время причастия, мажется миром, проходят обряд воцерковления. Все это переводит духовный статус младенца на другой уровень. Вот что дает ребенку крещение.

Перед обрядом крещения малышу выбираются крестные родители. Необходимо серьезно подойти к выбору кандидатов, ведь теперь всю его жизнь они будут духовными наставниками вновь окрещенного. В любой момент жизни они должны быть готовы оказать поддержку, наставить и подсказать в сложной ситуации, не давая сойти с верного жизненного пути.

Можно ли отказаться крестить ребенка, спрашивают некоторые люди. Если выбранный восприемник не чувствует в себе силы и не готов нести ответственность за духовное воспитание ребенка, то тут даже лучше отказаться. Ведь в течение всей последующей жизни вы будете связаны духовными узами. Нельзя отменить эту связь или передумать уже после обряда. Канонические правила этого не предусматривают. Ведь согласитесь, родители у нас одни, нельзя заново родиться в физическом смысле. То же самое и с духовной стороной жизни. Правда тут родителей выбрать можно и даже необходимо.

Может и священник отказаться провести обряд крещения, если крестными родителями окажутся законные супруги. Или же выбранный восприемник будет иного вероисповедания. По канонам православия, восприемниками обязательно должны быть люди, обращенные в православную веру. Иначе, как он его научит духовным законам именно этого вероисповедания.

Каждый сам вершит свою судьбу и своего ребенка. Но все же сразу лучше привести своего малыша в церковь. Ведь недаром мы православные христиане соблюдаем эти традиции не один десяток веков.

Зачем крестить ребенка вопрос веры. Действие распространенных в обществе понятий сглаз, порча пытаются устранять либо походом к всевозможным знахарям, что заканчивается простой потерей денег, либо посещением храма. Считается, что и сглаз и порча больше всего воздействуют на ребенка. Это стойкое утверждение привело к тому, что возникли традиции крещения ребенка в малолетнем возрасте как средство от пагубных воздействий “дурного взгляда”. Однако не все так просто.

На самом деле все начинается с Веры, передаваемой из поколения в поколение. Вера непосредственно связана с религией. Не имеет значения, какая религия, лишь бы она была классической. Только классические религии дают правильное понимание мира.

А я не верю, скажете вы. Ну, что же, Вера это очень личное и не должно выноситься на обсуждение. Кто-то скажет, что Бог ему (или ей) не помог. А вы знаете, как он должен был помочь? Возможно, вам дан урок жизни для укрепления духа. В любом случае только Вера в самых сложных жизненных ситуациях может помочь с ними справиться.

А как приобщиться к Вере? В православии такое приобщение называется “крещение ребенка”, которое имеет свои традиции, поддерживаемые на протяжении всей истории христианства. Хотя Святое Писание говорит о нескольких вариантах крещения, для большинства православных в России этот ритуал достаточно знаком.

Зачем крестить ребенка. Ответ священника

Стоит обратить внимание на то, что в Православной Церкви служители говорят о таинстве крещения не как об обязательном действии, а только как о возможности. И эта возможность не юридическая процедура, а духовное единение с Господом.

Служители Церкви говорят о том, что смысл крещения не состоит в оставлении грехов. Новорожденные еще не успели нагрешить, тем не менее, отвечая на вопрос когда можно крестить ребенка, священник порекомендует девятый или сороковой день после рождения.

Конечно же, с Богом можно общаться и не проходя таинство крещения. Однако, по общему мнению святых отцов считается, что именно крещение дает возможность причаститься к Вере и приблизиться к Богу.

Когда можно проводить обряд крещения

Православная Церковь не утверждает, что креститься следует только в младенческом возрасте. В связи с этим многие говорят о необходимости переноса времени крещения на более старший возраст, чтобы приобщение к Вере происходило осознанно.

Да, такой подход имеет место. Однако существует деликатный момент, о котором родители в большинстве своем не знают и откладывают крещение ребенка до его взросления. Момент связан с тем, что час своей смерти никто не знает. Иногда и ребенок может уйти из жизни не достигнув момента, когда предполагалось провести обряд крещения. Оставив без обряда крещения умершего до срока ребенка, родители лишают его душу присоединения к вечной жизни.

Можно смеяться и не верить, тем не менее, существуют множество интересных фактов, связанных с феноменом крещения. Только приобщение к Вере через крещение позволяет ожидать высшей помощи от Бога. И не стоит думать, что Он не думает о нас. Думает и дает каждому по необходимости. Кому испытания, кому избавление от проблем.

В любом случае Вера в состоянии усмирить непослушных и указать путь ищущим. А это лучше, чем воспитание без цели и без идеалов.

Традиции крещения ребенка

Народная молва вывела крещение ребенка приметы и традиции на высокий уровень восприятия. Можно верить, можно не верить, однако существует множество примеров, когда приметы претворяются в жизнь. И это не приметы типа “черная кошка перебежала дорогу”, а более глубокие вещи, которые трудно объяснить научными терминами.

“Бабушкины” приметы можно свести к тем, что несут позитивный (или нейтральный) характер и к тем, которых нужно избегать (негативные).

Позитивные приметы

  1. Жизненный опыт многих поколений говорит о том, что после крестин ребенок становится спокойней и здоровье его укрепляется.
  2. Считается правильным, когда крестный дарит крестик, а крестная – крыжму (крыжма, это полотняная пеленка или белая одежда, символизирующая чистоту и безгреховность).
  3. Будет правильно, если крещение ребенок примет в шапочке, которую затем будет носить в течение 12-ти недель.
  4. Не следует вытирать крестильную воду с лица. Она должна высохнуть сама.
  5. Крестильную воду выливать следует только под дерево, но не в канализацию.
  6. Крестить ребенка следует обязательно в белой рубашке.
  7. Если ребенок плачет во время крестин, то это хорошо.
  8. Кричащий во время крестин ребенок освобождается от воздействия злых духов.
  9. Считается, что поставленная во время крестин на окно Храма чашка с водой обеспечит ребенку легкую жизнь.
  10. Если в процессе крестин собравшиеся поднимают тосты за здоровье ребенка, то первую рюмку стоит выплеснуть вверх, до потолка, чтобы ребенок вырос большим.
  11. Народная молва говорит, что оставленная в тарелках еда на крестильном столе сделает ребенка рябым.
  12. Крестная укладывает на высокую полку пряник со словами: ”Чтобы крестник (крестница) вот такой большой вырос”.
  13. Крестильную одежду ребенка в течение года после крещения следует сжечь, и малыш будет здоров.
  14. Укутывание в крыжму (см. пункт 2) поможет ребенку крепче спать.
  15. Колокольный перезвон перед крестинами – на счастье.
  16. Одна из лучших примет – венчание молодых прямо перед крещением.

Негативные приметы

  1. Уже запланированное крещение нельзя откладывать.
  2. Не стоит вносить некрещеного ребенка в чужое жилье.
  3. Крестным при их первом участии в крещении ребенка нельзя крестить девочек.
  4. Ни в коем случае на крестильной одежде ребенка не должно быть красных лент.
  5. Следует попросить священника заменить воду после предыдущего крещения. Одна и та же вода для нескольких младенцев – плохая примета.
  6. Очень плохо, если священник при выполнении обряда путает слова, у него падают предметы, он ошибается в ходе обряда.
  7. Чихание ребенка во время обряда крестин не к добру.
  8. Проследите, чтобы обряд крещения не следовал за отпеванием покойника.
  9. Церковь категорически не одобряет женитьбу на куме. Это большой грех.
  10. Не приглашайте крестными тех, у кого была зафиксирована смерть крестника.
  11. Не пригашайте крестной беременную женщину. Мало того, что ее неродившийся ребенок будет болеть, так еще будет болеть и крестник.
  12. Никому не сообщайте имя, данное при крещении (если было дано другое имя). Вы убережете ребенка от порчи.
  13. Крестные не должны даже присаживаться в церкви, что приведет к несчастливой жизни ребенка.

Все эти приметы и традиции появились не сразу, и были сформулированы исходя из жизненного опыта многих поколений, то есть, основаны на повторяемости.

Можно верить или не верить, но экспериментировать на благополучии собственного ребенка не стоит. Тем более что правила крещения ребенка достаточно просты для исполнения.

И не обращайте внимания на “косые” взгляды соседей и родственников (если такие будут). Не им жить с проблемами, которые могут случиться в противном случае.

Вот что говорит священник по поводу обряда крещения:

Зачем крестить ребёнка?

Вопрос «Зачем крестить ребенка?» часто произносят в том контексте, что маленький человек находиться не в состоянии осмысленно подойти к Таинству Крещения. Ребенок не понимает еще многого своим разумом, не может осознанно исповедовать свою веру. Для некоторых людей это является основанием для того, чтобы отложить Крещение на более позднее время. Они сомневаются в том, нужно ли крестить ребенка. Но ребенка крестят по вере его родителей и крестных родителей. Правила крещения ребенка предполагают обязательное наличие у него восприемников, которые возьмут на себя ответственность по воспитанию ребенка в согласии с учением Православной Церкви.
Одной из причин, зачем нужно крестить ребенка и почему не следует откладывать Крещение, также является тот факт, что никто не знает время окончания своей земной жизни. Это относится не только к совершеннолетним лицам, но и к новорожденным деткам. Есть много случаев, когда ребенка во время страданий тяжелым заболеванием крестили, после чего ему сразу же становилось намного легче, он шел на поправку.
Таинство Крещения открывает человеку врата в Небесные обители. Его называют духовным рождением. Во время этого Таинства омываются все грехи человека. Маленькие детки еще не совершили осознанных грехов, но они уже осквернены первородным грехом. Во время их Крещения омывается именно этот грех. Вот и ответ на вопрос: «Зачем крестить ребенка?»
После Крещения нужно прилагать все усилия к тому, чтобы не запятнались белоснежные крестильные одежды души маленького христианина, чтобы он стал верным чадом Православной Церкви.
Зачем крестить ребенка? Что говорит Священное Писание о крещении детей? В Священном Писании нет точного повествования о том, зачем надо крестить ребенка. Но есть косвенные свидетельства того, что с первых веков существования христианства крестили младенцев. Спаситель просил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Он с любовью благословлял детей и говорил, что «таковых есть Царствие Небесное». Ветхозаветное обрезание (знак посвящения младенца Богу) является образом Крещения. Оно совершалось на восьмой день после рождения. Зачем надо крестить ребенка? Какие отличия и преимущества есть у крещеного младенца? После Крещения за ребенка можно подавать записки в храме, ему можно участвовать в Таинстве Причащения. Вот, для чего нужно крестить ребенка как можно раньше. К Таинству Исповеди по традиции дети подходят с семилетнего возраста. Принято считать, что именно с этого возраста человек может осознать свои проступки и покаяться в них. Если ребенок тяжело болеет, так что его сложно доставить в церковь для участия в Евхаристии, то можно пригласить священника в дом для Причащения болящего ребенка. Часто после молитвы и Причастия дитя выздоравливает. Стремление крестить своего малыша как можно раньше является совершенно естественным для православных верующих родителей. Ответ на вопрос «Для чего крестить ребенка?» для них очевиден, так как они хотят свое чадо поскорее приобщить к источнику Божественной благодати и истины. Автор статьи: Ксения Орабей, теолог-религиовед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *