Зачем ходить в церковь

Зачем ходить в церковь

Зачем ходить в храм каждое воскресенье?

«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18)

Мы не знаем твоего отношения к Церкви. Может быть ты ходишь в храм каждое воскресенье и участвуешь в Литургии, а может ты периодически приходишь лишь для того чтоб «поставить свечку», или появляешься в церкви только по Великим праздникам: на Пасху, в Рождество и Крещение за святой водой, а может и вовсе считаешь, что не обязательно ходить в церковь и достаточно молиться дома. Некоторые ходят в церковь потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей служит оздоровлению жизни общества, или же просто говорят: «Это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам заповедано и почему Бог это нам предписал.

Действительно, у многих возникает вопрос: «Зачем каждую неделю ходить в Церковь?».

Современный ритм жизни столь напряженный, у каждого из нас есть работа, или учеба, домашние дела, и в выходные хочется отдохнуть, поспать подольше, пойти в гости, или заняться покупками. Зачем же тратить время на то, чтоб идти в церковь?

Для того чтобы ответить на наш вопрос, давайте попытаемся понять что такое Церковь. И для чего Христос основал ее.

Церковь выросла не из догматических формулировок, а из Литургии.

В первые годы после Воскресения Христова, когда еще не было написано ни одно Евангелие, не был сформулирован ни один догмат, ни одно дисциплинарное правило, литургия уже существовала и именно она объединяла последователей Христа в Церковь — Его мистическое тело. Церковь — это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Во время причастия храм перестает быть просто зданием, он становиться Небом на земле, а мы попадаем не на иную, не на новую, а ну ту самую тайную вечерю, которую совершил Христос со своими учениками. И, таким образом, получаем возможность спастись. И где нет Церкви — нет причастия, а значит и спасения.

Евхаристия (греческое название таинства Причастия, буквально — благодарение) – сердце духовной жизни христианина. Без Причастия человек в определенном смысле мертв духовно: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям.

Ведь, если разобраться, мы почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» — мы созданы Им, и все, что у нас есть, получили от Него: таланты, имущество, семью и даже само наше бытие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17:28). А что мы можем Богу дать такого, чего бы у Бога не было? Мы родились на свет голыми, и все, чем пользуемся, именно от Бога нам и дано. Так чего же Бог от нас хочет? Хочет — нас самих. Бог — Отец, а мы — Его дети. «Сыне, даждь Ми твое сердце…» Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя, — это добровольное исполнение Его воли, совершаемое не из страха и не ради корысти, а по любви к Нему.

Чего хочет мама от детей? Пятерок из школы, помытой за собой чашки? Это все неплохо, но для мамы — не главное. Мама любит своих детей. За что? Да ни за что. Потому что — любовь. И только ответной любви ждет от ребенка. А все остальное — частности, сводимые к этому главному, к главной заповеди: любить Бога. И любить ближних как самого себя. Ведь ближние — это другие дети, родные братья и сестры, и мама хочет, чтобы и они между собой жили в мире, согласии, взаимопомощи и любви. Словом, чтоб была семья.

И вот когда мы говорим «семья», в вопросе о смысле Церкви многое становится на свои места. Да, люди не церковные, некрещеные, гуляющие сами по себе, могут быть во много раз лучше, чище, праведнее, талантливее, чем мы, члены Церкви (по крайней мере, на внешний человеческий взгляд — как на это смотрит Бог, вопрос особый). Но мы — дома. А они — пока еще сироты, живущие в приютах, скитающиеся по перепутьям мира.

Почему же именно к Церкви приложимы родственные, семейные, кровные даже понятия? Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу «Бог в чистом поле» (или нелепее — «Бог у меня в душе»)? В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым через Таинство Причастия (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных не церковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного.

Итак, если подумать, Господь дает нам 6 дней свободного времени, неужели невозможно посвятить Ему 2 часа воскресной Литургии?

Ведь Церковь – это наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам наши грехи в Таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Себя — надежду на спасение в Таинстве Причастия. Разве можно где-то еще найти такие источники нетленной жизни?

Только постоянное пребывание с Богом, через Тело и Кровь Его, спасает душу человека. Как невозможно телу прожить без пищи, так и душа погибает без постоянного питания от даров Божественной Евхаристии.

С тех пор как Бог подарил людям свободу воли, у каждого человека есть два пути: быть с Богом или быть против Бога. Выбор стоит именно так: Кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12:30), третьего не дано. Бог любит каждое Свое творение и хочет, чтобы все люди были с Ним, но никого не принуждает. Смысл нашей земной жизни — определиться и сделать выбор. Пока жив человек, еще не поздно самому выбирать, но после смерти — всё, он уже ничего ни изменить, ни исправить не может.

Церковь – это жизнь со Христом и во Христе, движимая Святым Духом, что позволяет апостолу Павлу сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

СОЮЗ МОЛОЖЕЖИ ПРИ ААЦ «НУР» http://www.armenianchurch.ru/

Люди приходят в храм, кто на Богослужение в праздник, кто помолиться за родных или просто поставить свечку к иконе, а кто-то заглянет из любопытства. Одни ходят часто, другие наоборот, редко. Встречаются люди, которым приходится сделать это впервые. Поводы для посещения храма бывают разные. Но как бы ни было, каждому человеку нужно знать определенные правила и стараться по возможности полнее выполнять их при посещении храма.

Как человек должен готовиться к посещению храма?

Встав с постели, нужно поблагодарить Господа, даровавшего возможность провести ночь в мире и продлившего дни для покаяния. После умывания перед иконой зажечь лампаду (от свечи), привести мысли в порядок, простить всех и только тогда приступать к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем все правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед посещением храма не следует принимать пищу и пить. Это не касается тех, кто не может идти натощак по состоянию здоровья. Запрещено посещение храма в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Внешний вид женщины должен быть благочестивым и скромным. Женская одежда должна быть максимально закрытой, не ярких цветов. Женщинам нельзя посещать храм в очень коротких юбках, одежде с глубоким декольте или брюках. Юбки должны быть ниже колен. Нельзя пользоваться яркой косметикой. Также желательно не использовать губную помаду, чтобы не испачкать иконы и Кресты, целуя их. Голову женщинам необходимо прикрывать шарфом или платком.

Мужчинам также следует подобрать закрытую, не вызывающую одежду. Нельзя заходить в храм в головном уборе. Это же касается мальчиков, независимо от возраста. Входить в храм в шортах недопустимо.

Перед входом в храм, нужно перекреститься, поклониться трижды, смотря на образ Спасителя, и молиться к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». Ко второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя». К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Осеняя себя крестным знамением, обязательно нужно снимать рукавицы или перчатки. Креститься необходимо правой рукой. Ходить по церкви спокойно, никого не толкая.

Отключать мобильные телефоны и не пользоваться во время богослужения. К алтарю недопустимо стоять спиной. Мужчинам, которые не получили благословения, а также женщинам запрещается заходить в алтарь.

Нельзя разговаривать в храме во время Богослужения. Если нужно что-то спросить, то шепотом.

Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть рассматривать иконы, других прихожан и священнослужителей. Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем. Если не понимаешь слов молитвы, то нужно произносить про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную)».

Крестное знамение и поклоны нужно стараться совершать со всеми одновременно. Церковь – это земное Небо. Молясь Творцу своему, не следует думать ни о чем земном, а только воздыхать и молиться о грехах своих. Когда человек молится, не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. Такая молитва – грех перед Богом.

Когда священник осеняет вас образом, Крестом или Евангелием необходимо кланяться.

Бывает, что человек, особенно с непривычки или по состоянию здоровья, не может долго стоять. При необходимости можно присесть на скамейку, стул или табуретку. По этому поводу святитель Филарет Московский говорил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Но во время чтения Евангелия необходимо стоять.

В храме многие ставят зажженные свечи перед иконами. Некоторые задаются вопросом, а какого размера должна быть свеча? Ответ простой, все зависит не от размера свечи, а от искренности сердца и возможностей человека. Богослужение надо отстоять от начала до конца. Служба – это не повинность, а жертва Богу.

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом.

Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест. Отойдя, нужно поклониться священнику. Выходить из храма можно после того, как будут закрыты Царские врата алтаря по окончании Богослужения. Лишь в Пасхальную седмицу они открыты постоянно.

Выйдя из храма, нужно повернуться к ней лицом и три раза перекреститься и поклониться.

Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности. Каждое посещение храма для христианина – это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

Алексей Мельников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *