Зачатие пресвятой богородицы

Зачатие пресвятой богородицы

Событие, в честь которого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Протоевангелии Иакова. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иоакиму, что он не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю». Опечаленный этим, Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему. Анна также предалась скорби, которая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, Анна продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру праведных Авраама и Сарры, родоначальников еврейского народа. Явившийся Ангел возвестил Анне: «…Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». В ответ Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, которому также было откровение через Ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы и иконографии Встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот (Зачатие Анны).

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон преподобного Андрея Критского (умер в 740 году), проповедь на этот праздник Георгия Никомидийского (IX век) и гомилия Иоанна Эвбейского (умер около 744 года). Однако, как отмечает Иоанн, праздник Зачатия в его время еще не был известен повсеместно. Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября). В 1166 году император Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в которые запрещено работать.

На иконах Зачатия Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу.

Их руки сомкнуты в объятиях, лики соприкасаются. В архитектурное окружение композиции с видом города с воротами и храмом, особенно в русской иконописи с XVI века, может вводиться изображение ложа, а в верхней части справа и слева соответственно фигурам Иоакима и Анны – сцены благовестия. Этот тип извода встречается на иконах конца XVI века из Зачатьевской церкви села Лопасня (ныне г. Чехов Московской области) (икона в собрании Музея им. Андрея Рублева), и второй половины XVI века (икона в собрании Костромского музея – КГОИАМЗ).

Композиция Зачатия Пресвятой Богородицы (Встреча Иакова и Анны у Золотых ворот) встречается в протоевангельских циклах с сюжетами на события, предваряющие Рождество Богородицы до Введения Ее во храм: рельефные изображения на колонках кивория в церкви Сан-Марко в Венеции (XIII века, выполнены по иконографическому образцу VI века), фрески церкви Иоакима и Анны в Кызылчукуре (850-860), придел Иоакима и Анны в Софийском соборе в Киеве (1040-е годы), собор Мирожского монастыря в Пскове (1140-е годы). В книжной миниатюре Встреча у Золотых ворот встречается в Минологие Василия II (976–1025 годы). В русской иконописи сцена Зачатия Пресвятой Богородицы входит в состав клейм икон Божией Матери или Богородичных праздников, иконы получили особое распространение в русском искусстве XV-XVI веков.

Празднуется 22 декабря (9 декабря по ст.ст.).

Авторы:

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Апокрифы древних христиан. СПб., 1992.

2. Шевченко Э.В. Иоаким и Анна. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. C.172-184.

3. Макаров Е. Е., Ткаченко А. А. Зачатие Праведной Анной Пресвятой Богородицы. // Православная энциклопедия. Том XIX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. C.713-715.

4. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб., 1914-1915. В 2 т.

5. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

6. О Тебе радуется. Русские иконы Богоматери XVI – начала XX веков: Каталог выставки. М., 1995. Кат. №1.

7. Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII – первой половины XV веков: Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991 / ГТГ. М., 1991. Кат. № 75.

8. Синай. Византия. Русь: Православное искусство с VI до начала ХХ веков: Каталог выставки / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. СПб., 2000.

9. Логвин Г. Н. Собор Святой Софии в Киеве. Киев, 2001. С. 117. Ил. 70, 205.

Канон зачатию святой праведной Анной Пресвятой Богородицы

Полезно? Поделись ссылкой!

Песнь 1

Ирмос: Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Чистую Деву Богоотроковицу, Матерь быти хотящую Создателя, во чреве приемши Анна, радостно вопияше: колена вся Израилева, срадуйтеся мне, се бо и аз зачах.

Книгу, юже прорече пророк, запечатану Духом Божественным, в ложеснах своих содержащи, Анна всем вопияше: Юже вся списания проявляют, возвеличаюся аз, прозябающи днесь.

Во чреве вмещается и созидается храм Божественный и спасительный в ложеснах матерних, насаждается лествица, яже к вышним вся человеки возводящая.

Еяже зачатие верно да торжествуем.

Песнь 3

Ирмос: Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, Свят еси, Господи.

Приемлет с высоты моляйся Господу Иоаким вожделенное вещание, представшу ангелу ему и глаголющу: отыди, твоя прошения, праведне, всех Бог исполни.

Призывающи всех Бога, Анна иногда в саду стоящи, представша зряше себе ангела и глаголюща: да не скорбиши, Матери бо Божией мати имаши быти.

Ревнующи Анне, сущей прежде тебе, моления к Богу принесла еси и, безсеменно приемшую Слово Невместимое, Чистую во утробе зачала еси, благочадием твоим вся ны, Анно, облагодативши.

Седален, глас 4-й

Иоаким священный и Анна дар принесоша древним священником и не прияти быша, неплоды суще, мольбу принесоша Дателю всяческих, и, молитву их услышав, дарует им сущо Дверь Жизни, Еяже святое почтим зачатие.

Слава, и ныне: Нескверная Агница и Пречистый Чертог от праведников произыти ныне начинает, вернии, богоукрашенная Мария преславно. Веселитеся прочее, небо и земля, и вси земнороднии, совзыграйте: яко сотвори днесь преславная Бог, во чреве неплодствующия плод, едину показав Деву, Юже верно воспоем.

Песнь 4

Ирмос: Жезл из корене Иессеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощся от Неискусомужныя, Невещественный и Боже, слава силе Твоей, Господи.

Отверзеся утроба твоя, яже прежде нераждающая, и приемлеши, Анно, Облак небесный, из негоже нам светлое, возсияв, Солнце вся светом истины озари и глубокую тму безбожия отгна.

Престол огнеобразный Божий в ложеснах Твоих водрузися, на немже сед, воспочи, и всех благочестивых труд отъят, и чистое богознание водрузи на земли, Анно блаженная, богоприятная.

Се, Егоже прорече Соломон, во утробе Одр прияла еси, сохраняемь истиннейше истинному Царю к божественному воззванию, рода человеча обращению, темже тя радостно, Анно, вернии, ублажаем.

Песнь 5

Ирмос: Бог Сый мира, Отец щедрот, великаго Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам; тем, богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Сниде с горы Иоаким, не скрижали закона приемый, но Юже закон преднаписа и вся пророческая открыта речения — Божию Матерь Чистую, и, играя, вопияше: возвеличися сердце мое.

В ложеснах яко ощути Анна иногда насажденную благоплодную Лозу, из неяже Грозд процвете зрелый, нам вино безсмертия обильно искапающий, что Ти воздам, благоутробне Господи, вещаше?

Не терпя Иоаким тварь зрети, благочестием неплодствующу, неплодству Аннину преити моляшеся и сию возымети Отроковицу, из Неяже Сын дадеся, вся сыноположивый Своему Отцу, Высочайший.

Песнь 6

Ирмос: Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде, сохраншее нетленну: Егоже, бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Закона сени яве преходят: се бо заря Божественныя благодати показуется, Дева облак, из негоже светлое Божества возсияет воистинну Солнце, — Анна, радующися, взываше, Бога Израилева величающи.

Странное, аще и аз зачну, зрение, — яже прежде неплодна и нераждающая, Анна глаголаше, вещающаго ангела яко услыша, яко отроча родится, и взываше: добре благаго слышания, аще словес сбытие будет.

Горы и холми, поля и море, ангельское множество и все естество человеческое да веселятся, — Владыки бо Божественный храм, начаток примирения прият Анна, егда ощути себе самую заченшую, вещаше.

Кондак, глас 4-й

Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, бывшее от Бога, ибо та породи паче слова Слово Рождшую.

Икос

Иоаким чудный и Анна богомудрая, оба живуще во всяком благочестии, по закону Моисееву, неплодни бяху и моляхуся Богу всею душею, глаголюще: Господи Саваоф Преблагий, всяческих надежда, безчадствия болезнь и укоризну веси и печаль, подаждь убо нам плод из чрева, и принесем того в храм Твой — дар священ, и приношение исполнено, паче слова Слово Рождшую.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреди пламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси.

Огненосную древле купину, Моисей на Синаи юже виде, Анна зачат во чреве безчадствия, огнь погашающую яко некое злочестие, поющим: отцев Боже, благословен еси.

Капля твоей утробе преславно ныне, Анно, источися, яже Воду жизни всю внутрь восприяше, орошающую верно Тому зовущия: отцев Боже, благословен еси.

Птенчее яко узре гнездо, вперилася еси духом и молитвою, Голубицу прияла еси нескверну, Сучец, носящую Христа, маслинный, Анно, мысленнаго потопа нас свобождающий.

Песнь 8

Ирмос: Чуда преестественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо, яже прият, палит юныя, яко ниже огнь Божества — Девы, в Нюже вниде утробу. Тем, воспевающе, воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Что ми утробу соделал еси безчадствующу и сосцы сухия? якоже прорекл еси во пророцех, Владыко, — вопияше Анна иногда, — безчадия моего укоризну разреши и даждь ми плод, с нимже вопию: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Вниде в твою, Анно, утробу свещник, иже свещу Божественную тайно вмести, просвещающую всяко дыхание сиянии тайными Божественнаго знания. Темже, радующися, взывала еси: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Носят, якоже краснейший ныне сопруг, божественную Юницу, из Неяже Телец красный возсия, за всех заклавыйся, славный Иоаким и Анна, поюще: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп; престол херувимский — Деву; ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый — Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем.

Ликовствуйте вся души и взыграйте: ныне Земля создася, яже плодородит неоранне Клас жизноносный, от Негоже ядше, не взалчут когда благостыню Того величающии.

Псалтирь с гуслию восприими, Давиде, и песновоспой: се, Кивот явися Божий, Егоже предрекл еси яве будущий в наздание, Имже востахом мы от грехопадения.

Яко величайшия две звезды, изнесосте всесветлую Зарю, Яже возсияет великое Солнце миру. Темже благохвалим и славим вас, Иоакиме и Анно яко богомудрыя. Светилен

Свет Рождшая, всю озаряющий тварь, днесь начинает прозябати Анна неплодными ложесны. Темже стецемся вси, ибо прииде избавление осуждения Евина.

Сайт нуждается в вашей помощи!

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон. Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

» Канон Входу Господню в ИерусалимКанон Лазаревой субботе «

Непорочное зачатие или

Евгения Брагина

Непорочное зачатие или…?
Возможно-ли непорочное зачатие в принципе?
Если спросить у практикующих врачей-гинекологов,то они ответят утвердительно и ещё приведут ряд примеров для доказательства. Кроме того приукрасят это, относительно редкое, явление интригой приблизительно так:»Хотите узнать,как девушка может забеременеть от мужчины только от одних поцелуев?»
Если читатели готовы, то слово в слово я передаю рассказ практикующего врача-гинеколога города Москвы, фамилию к сожалению не помню, назовём его Доктор N. Он вёл у нас,медицинских сестёр, лекции по акушерству и гинекологии.
То,что он рассказывал, мы, молоденькие девочки, слушали не шелохнувшись, с открытыми ртами, затаив дыхание. Вот что Доктор N нам поведал: Непорочное зачатие возможно.
И конечно это происходит при встрече и поцелуях девушки и мужчины,но весь фокус в том, что семенная жидкость(не люблю грубые медицинские термины)изливается на внешние половые органы девушки, которая при определённых обстоятельствах, не хочет полного, внутреннего контакта с партнёром и не пускает его через девственную плеву.Разрыва плевы не происходит, но в ней есть менструальные отверстия.
Проникая через менструальные отверстия, благодаря скорости движения, сперматозоиды (всё-таки пришлось выговорить),а это 3 мм в минуту и времени их выживания — до нескольких дней(7-8!), может произойти оплодотворение яйцеклетки со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Доктор N рассказал о том, как вёл историю одной такой пациентки и даже принимал у неё роды. Специфика принятия этих родов была в том, что для удачного родоразрешения пришлось разрезать девственную плеву, так как девушка контактов с отцом ребёнка после произошедшего единичного случая не имела.
Итак непорочное зачатие Девы Марии:
Считается, что оно произошло от Святого Духа. Известно, что до рождения Иисуса Христа у Марии и её мужа Иосифа не было совместных детей.
Муж Марии, Иосиф, был старше по возрасту, и если он и страдал недостаточной потенцией(опять эти термины), то как уже было сказано выше, беременность могла наступить.
Теперь нам известно, что роды Девы Марии происходили по неподтверждённым и неточным сведениям в пещере, где содержался домашний скот.
Возникает вопрос: «Почему?» Ведь если есть домашние животные, то рядом должен быть дом, где живут люди, которые эту скотину держат.
Естественный вопрос:»Почему Дева Мария не стала рожать в доме, где ей могли помочь люди?» Отсюда вытекает следствие: Может она была измучена схватками, не могла разродиться из-за целостной плевы, то есть родовые пути были несвободны, или по какой то причине не хотела присутствия людей, может роды были настолько трудными, что по поверью в народе роженица идёт туда, где «Легко кошки котятся», то есть в то место где легко разрешаются от бремени животные и это помогает.
Опять возникает вопрос:»А может быть у Девы Марии была Мнимая Беременность*?» И это была её тайна, которую Дева Мария не хотела открывать.(Что такое Мнимая беременность подробно — сноска внизу под знаком*).
Допустим, что беременность была настоящая, по спицифике — непорочная. Дева Мария находится в родовых муках, кто же помог ей разродиться?
Мы знаем, что по свету Вифлиемской звезды шли Волхвы, которые предсказали рождение светоносного мальчика и несли Матери Божьей и её ребёнку дары :золото, ладан и смирну.
Отсюда опять вытекает следствие , что Волхвы могли помочь или помогли Матери Марии разрешиться от бремени и появиться младенцу на свет. Они могли рассечь девственную плеву золотом (может оно именно для этого и было предназначено и у него мог быть острый плоский край?),но по Библии Дева Мария, Матерь Божья и после родов должна была остаться и остаётся непорочной, то есть девственной.
При таких условиях ребёнок не должен был пройти естественные родовые пути.»Невеста Невестная», говорится в молитве.
Выходит, что Волхвы — Кудесники выражаясь по-научному, сделали Деве Марии так называемое «Кесарево сечение» и вынули ребёнка? Или пытались сделать, но от испуга Мария созналась в Мнимой беременности и тайна открылась?
Откуда тогда появился Звёздный Мальчик?
И кто по-настоящему были Волхвы?
По-современным понятиям – это экстрасенсы – люди с расширенным сознанием, которые видят то, что не видят или не хотят видеть другие люди, и обладающие даром предвидения будущего.Нельзя исключить в них и дух авантюризма, для доказательства правильности своих пророчеств.
Предсказание Волхвов о том, что в это время и в этом месте родится ребёнок, Сын Божий, Мессия – обязательно должно было сбыться, во что бы то ни стало.
Разве до Рождества Христова не бросали детей где угодно плохие матери? Странники конечно могли их находить.
Здесь можно предположить, что они видели брошенного ребёнка и один из них мог отлучиться и принести его Марии, то есть ребёнок был приёмным.
Любой ребёнок, рождённый матерью-еврейкой считается евреем.Мария была еврейкой, но Русская Православная церковь евреем Иисуса Христа не считает.
Можно предположить, что Волхвы были Богами, посланными на Землю и уже несли на руках младенца, Сына Божия и заранее положили в ясли на скотном дворе.
Известно, что больше Волхвы не встречаются в писании нигде, даже при распятии Господа Бога нашего Иисуса Христа.
Так что же было у Девы Марии – непорочное зачатие или мнимая беременность или она приняла ребёнка из рук Волхвов на воспитание?
Известно, что родители с незаконнорожденными детьми не имели права переступать за изгородь храма Божия, но Иосиф и Мария ходили с ребёнком молиться в храм. Может быть хранили и оберегали тайну его рождения и следовали слову Бога: «Люди, у вас нет ни отцов, ни матерей, вы все дети Божьи».
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!!!
Р.S: В.Ф.Тендряков, роман «Покушение на миражи», гл.5, стр.67,68,69,70:
«Загадочное для исследователей обстоятельство — отношение Иисуса к своей матери и семейству.( И пришли Матерь и братья его и,стоя вне дома,послали к Нему звать его. Около него сидел народ. И сказали ему: Вот Матерь твоя и братья твои вне дома спрашивают Тебя. И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои? И, обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и Матерь).
Отзывчивый и доброжелательный ко всем вплоть до случайных встречных, Христос
тут проявляет холодную сдержанность,если не настораживающую суровость, его ответ звучит почти как отречение от родных.Что кроется за этим ответом, какая семейная драма?
Биографических данных о частной жизни Христа совсем нет. Загадку представляет даже его отец -плотник Иосиф. Евангелие от Марка совсем не упоминает о нём, лишь у Матфея и Луки появляется вскользь имя этого человека.»……….
.
-«Кто Матерь Моя и братья Мои?…….мне кажется, эту загадочку всё-таки тронуть можно.
-Как?
-Цельс, если помните, между прочим упоминает.
-Ты хочешь сказать о Панфере?
-О нём,……..вот тот же враждебный христианству Цельс поведал о ходившем в его время слухе, будто бы мать Иисуса Мария отличалась лёгким поведением, изменяла мужу с римским солдатом, греком по национальности,Панферой, была выгнана из дома, родила внебрачного сына в чужой конюшне.Та же история изложена и в талмудистском трактате»Авода Зара»………
-Злые шепотки не такая уж мелочь. Если они были, то ох сильно отравляли жизнь матери Христа.Сын-то для неё — сплошное проклятие! Удивительно ли, что она любила его меньше других детей.А сам Иисус разве не страдал от грязных подозрений?…Горькое у него получилось детство.Не оттого ли он рано уходит из дома, не оттого ли к матери и братьям прохладен?»……..
-Иисусу ещё в детстве пришлось отстаивать человеческое достоинство. Ещё в детстве! Знаменательно!……….Знаменательно!
Действительно, стоит только нам принять эту вовсе не исключительную, а, напротив,весьма обыденную житейскую коллизию, как она, вместо того, чтобы ложиться на Иисуса компрометирующим пятном начинает освещать формирование его необычного характера. Именно ещё в ранней юности Иисус должен был уже обрести и свои нравственные позиции и ту силу убеждения, которые впоследствии поразят мир. Ничтожные натуры озлобляются от враждебного окружения, значительные преодолевают его.Испытывая постоянно необходимость в человеческом уважении, в человеческой доброте, они становятся их глашатаями. Набившая оскомину истина: несчастье калечит слабых и закаляет сильных.Иисус, прежде чем стать Христом, должен был пройти нелёгкую школу жизни.»
*Мнимая беременность:
В апреле 1902 года выдающийся русский акушер-гинеколог В. Ф. Снегирев был приглашен в Белград к сербской королеве Драге Обренович; она готовилась стать матерью.
Встретившие профессора Снегирева врачи сообщили ему, что два дня назад—10 апреля—у королевы были сильные схватки. Состояние роженицы внушало опасение наблюдающим за ней врачам.
Она встретила врача стоя и, сославшись на прошедшую мучительную ночь (снова были схватки), отказалась от обследования. Но охотно рассказала знаменитому акушеру о том, как развивается беременность.
Менструации у нее прекратились вскоре после свадьбы, которая была в июле 1901 года.
Затем появились извращение вкуса, тошнота, изредка рвота. Королева была уверена, что она беременна. Эту уверенность укрепил и лечащий ее придворный врач, осмотревший ее в сентябре. Радостную весть о том, что королева ждет наследника престола, сообщили сербскому народу. А вслед за этим во дворце отменили все празднества, приемы, балы—королеве нельзя переутомляться. Врачи рекомендовали ей меньше двигаться, больше есть.
Беременность, казалось бы, протекала нормально, аппетит был хорошим, довольно быстро нарастал вес, стали нагрубать молочные железы, из сосков временами выделялось молозиво, смачивающее рубашку. Пять месяцев назад королева ясно почувствовала шевеление плода, а за две недели до предполагаемого срока родов (20 апреля) живот опустился, как и полагалось тому быть.
В. Ф. Снегирев осмотрел королеву 14 апреля и… не обнаружил у нее тех признаков, которые говорили бы о большом сроке беременности. Был только увеличен живот, но причиной тому оказался мощный сальник, который легко прощупывался. Ни шевеления плода, ни биения его сердца прослушать не удалось. Однако, может быть, есть беременность, но малого срока, когда все ее признаки выражены не так четко?
Установить истину было совершенно необходимо. Сторонники одной из партий в стране не верили королеве, считали ее способной на обман (в первом браке у нее не было детей). Они утверждали, что и теперь ее беременность—миф, просто она пытается более прочно укрепиться на престоле с помощью наследника. И неважно, что он на самом деле родится не у королевы, а у какой-нибудь приближенной придворной дамы, придворные врачи помогут королеве узаконить ребенка. В австрийских и румынских газетах этому вопросу отводились целые столбцы, в которых можно было встретить такие слова, как «авантюристка», «подкуп».
Все ждали, что скажет знаменитый русский врач, посланный российским императором, который сам хотел быть восприемником новорожденного.
У Снегирева возникли сомнения в подлинности беременности. Такие казуистические случаи, когда женщина считала, что у нее вот-вот наступят роды, а на самом деле она не была беременной, в его практике встречались. Оказывалось, что увеличенный живот—чаще всего результат довольно быстро наступающего ожирения (женщина много ест, мало двигается, подолгу лежит в постели, «отдыхает»). Малоподвижный образ жизни почти всегда сопровождается и вялостью кишечника, неполным его опорожнением; часто наблюдается метеоризм—вздутие кишечника.

Отсюда нередко и причина болевых ощущений в животе, тошноты, а порой и рвоты. Вот почему по предложению В. Ф. Снегирева был созван консилиум, на котором решено было попробовать устранить болевые ощущения (которые королева считала схватками) с помощью слабительных средств, согревающих компрессов, горячих клистиров. Проведенное лечение намного улучшило состояние пациентки: уменьшился метеоризм, прекратилась боль в животе. Полное опорожнение кишечника позволило Снегиреву более тщательно провести гинекологическое исследование, которое окончательно убедило его, что беременности у королевы нет. Консилиум согласился с этим мнением. И тогда был составлен специальный бюллетень для оповещения сербского народа о невольной ошибке самой королевы, короля и наблюдавших ее врачей. В. Ф. Снегирев в своих записках подчеркивал, что со стороны супругов не было предумышленного обмана. Они оба были убеждены в скором появлении наследника. Их убежденность разделяли и врачи.
Следует заметить, что случай с сербской королевой далеко не единичный.
Мнимая беременность в большинстве случаев наблюдается у бездетных женщин, страстно желающих иметь ребенка. Реже—у тех, кто боится наступления беременности. В основном это присуще женщинам с неустойчивой нервной системой, которые легко поддаются внушению и самовнушению или страдают неврастенией, истерией. Причем подобные неврозы нередко сочетаются с эндокринными расстройствами и нарушением жирового обмена. А у тучной женщины затрудняется тщательное акушерское обследование. И врач не в состоянии порой без специальных лабораторных анализов точно установить, беременна женщина или нет.
Месячные могут прекратиться под влиянием различных причин, например, перемены климата или физического и умственного напряжения, страха возможности зачатия или, наоборот, большого желания иметь ребенка.
У женщины создается своеобразный психологический настрой, в коре головного мозга возникают процессы, вызывающие некоторые изменения в организме, свойственные беременности. Усиливается пигментация околососковых кружков и средней линии живота, нагрубают молочные железы. Вялость кишечника приводит к неполному его опорожнению, даже при ежедневном, но недостаточном стуле. А перистальтика кишечника воспринимается как шевеление плода.
Фиксированное внимание к своим ощущениям и воображение, основанное на почерпнутых из различных источников сведениях о течении родов, в свою очередь, приводят к появлению болевых ощущений в животе. Они могут возникать в дни, когда устанавливается предполагаемый срок родов, при напряженном их ожидании.
Даже врачи, наблюдавшие таких женщин, иногда ошибались, находили у них признаки беременности. Но поскольку роды не наступали, выяснялось, что беременности не было, Такое состояние с большим правом можно называть кортикальной (от латинского cortex—кора) беременностью, поскольку главную роль здесь играет психогенный фактор. И. П. Павлов, придавая большое значение импульсам, исходящим из коры головного мозга, писал: «…известен такой случай самовнушения, как симптом мнимой беременности. При нем происходит вступление в деятельное состояние молочных желез и отложение жира в брюшной стенке, что симулирует беременность. И это исходит из головы, из ваших мыслей, из ваших слов, из больших полушарий для того, чтобы влиять на такой тихий, истинно вегетативный процесс, как увеличение жировой ткани».
Наступающая, помимо изменений в молочных железах, аменорея (прекращение менструаций) и развитие других признаков мнимой беременности также зависят от кортикальных импульсов под влиянием самовнушения. «В данном случае,—пишет И. П. Павлов,—правда, могучий сам по себе родительский инстинкт путем самовнушения воспроизводит, по крайней мере в нескольких компонентах, такое сложное и специальное состояние организма, как беременность».
Ежемесячный научно-популярный журнал Здоровье, Л. В. Ванина

© Copyright: Евгения Брагина, 2013
Свидетельство о публикации №213010800271

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Евгения Брагина

Рецензии

Написать рецензию

А стоит ли искать истину в вопросе о непорочном зачатии? Есть много в природе явлений не объяснимых с точки зрения науки, которые мы видим, хотя и не можем дать им научную оценку. Мне хочется верить в зачатие, а иначе не было Нового Завета. Удачи.
Александр Аввакумов 30.01.2019 09:57 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Это как сотворение мира по Осипову — ИЗ НИЧЕГО.Истину найти всегда хочется.Всё, что окружено тайной — притягивает.Спасибо. И вам желаю также удачи.
Евгения Брагина 30.01.2019 18:01 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Евгения Брагина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *