За порогом смерти

За порогом смерти

АНГЕЛ СВЕТА

В некоторых случаях, как приятных, так и неприятных, человек не помнит, как он оставил тело и переместился через туннель или какой-нибудь другой проход. Тем не менее, многие из них помнят встречу с небесным (или в другом случае гротескным) Существом, либо некую форму удаляющейся фигуры. Некоторые идентифицируют личность удаляющейся фигуры с Христом или предполагают, что это или Ангел Света, или святое Существо. Я не слышал, чтобы кто-нибудь утверждал, что видел дьявола. Интересно, что с каким бы Существом они не встречались, оно, как правило, не называло себя. Обычно человек, получивший это ощущение, производит идентификацию. Так, индусы, мусульмане или буддисты могут сказать, что видели свои божества, в то время как христиане отождествляют его со Христом. Следующий пример относится к последнему случаю:

Вдруг мои страшные грудные боли облегчились. Затем у меня появилось радостное настроение. Я не могу как следует выразить это. Я плавал внутри пространства, похожего на небеса. Здесь было удивительно ярко среди улиц и строений из золота. Затем я увидел фигуру с длинными волосами, в сверкающей белой мантии. Все вокруг Него было в необыкновенном сиянии. Я не мог говорить с Ним. Я уверен, что это был Иисус. Когда Он взял меня за руку, я помню, как после этого рывками стал возвращаться в свое тело. Вы сотрясали во мне все. Боль возобновилась. Но я опять очутился на Земле! Я никогда не забуду тех секунд счастья. Я хочу вновь возвратить тот момент. Я не боюсь смерти. Я в самом деле не боюсь! Я ожидаю будущего, чтобы увидеть Иисуса опять.

Другие встречи с Ангелом Света подобны этой:

Я понимал, что умираю. Меня как раз доставили в клинику, и затем я почувствовал эту боль в голове и увидел сильный свет. Все вокруг проносилось со свистом. Затем я ощутил свободу, покой и сверхъестественное прекрасное самочувствие. Я посмотрел вниз на медиков, старательно занимавшихся мною, и это ничуть не потревожило меня. Я удивился, почему.

После этого меня вдруг объяло черное облако и понесло в туннель. Я выплыл из его другого конца на свет, излучавшийся ровно и мягко. Там был мой брат, умерший три года назад. Я попытался пройти через дверной проем, но брат преградил доступ и не дал разглядеть, что же находится за ним.

В следующее мгновение я увидел, что было за ним. Это был лучезарный Ангел Света. Я почувствовал, что окружен силой любви того Ангела, который проникал в самые мои сокровенные мысли. Меня тщательно осмотрели, и затем я, кажется, ощутил присутствие духов других, прежде умерших любимых людей. После этого все мое тело подбросило вверх от электротолчка, и я понял, что опять нахожусь на Земле.

Так я вернулся после этой необычной встречи со смертью, и более не боюсь ее. Я уже был там. И знаю, как она выглядит.

Переживания при встрече с «любящим» или «испытывающим» Существом Света в прекрасном ореоле объединяют все сообщения. Атеисты утверждают, что нет никакого ада, и что Бог, если Он существует, любит каждого человека и, следовательно, никого не должен наказывать.

В каждом случае, однако, человек возвращается в тело прежде, чем вынесено какое-либо решение или назначение расплаты. Эта предварительная встреча, возможно, могла выполнять роль всего лишь земли разделения. Это разочарование в приятности ситуации могло также являть собой гарантию неприкосновенности и препятствие желанию или стремлению переменить формы бытия. Это могло быть уловкой сатаны, согласно Чарльзу Райри, Биллу Грэйаму, Стефану Бооду и другим последователям Христианства, которые ссылаются на Второе Послание к Коринфянам ап. Павла (11:14). Следующий случай произошел с пациентом нехристианином:

Это была третья ночь с тех пор, как я находился в кардиологическом отделении с сердечным приступом. Я был разбужен медсестрами и одним из мужчин в белом. Они держали приготовленный для меня шприц. Я спросил: «Что за хлопоты?» Одна из сестер сказала, что мой мотор совсем остановился. Мне помнится, что я просил их не вызывать никого из моих родственников, поскольку по времени подходила вторая смена и было уже поздно. Я подал руку мужчине для укола, который мне сделали из дюймового шприца. Неожиданно я начал быстро подниматься вверх по гигантскому туннелю, кружась и не задевая сторон. Я говорил себе: «Удивительно, почему я не касаюсь стен туннеля?» Затем я был остановлен ярко светящейся фигурой. Он узнал мои мысли и просмотрел мою жизнь. Он сказал мне, чтобы я уходил обратно: мое время придет позже.

Я чувствовал доброе отношение к себе. Я не помню возвращения в тело, но помню, как меня будили и говорили, что мое сердце останавливалось, и они опять заставили его сокращаться. Я с неохотой рассказал своей семье, поскольку не хотел этим странным событием выводить их из состояния душевного равновесия.

Иногда кажется, что этот свет освещает все пространство, находящееся вокруг него. Он обычно характеризуется как ослепительный, но не слепящий. Некоторые описывают Существо в свете, другие нет. В любом случае они, очевидно, чувствуют, что вся эта световая субстанция способна к передаче мыслей. Те, кто тверд в своей вере, не сомневались, что свет олицетворяет собой Иисуса Христа. Некоторые говорят, что Он точно так и называет Себя. Указание на свет производится в многочисленных местах Библии. Иисус, например, сказал: «…еще на малое время свет есть с вами; ходите пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».(Ин.1235,36)

Свет также упоминается и в Ветхом Завете: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ *, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы…». (Ис. 9:2,3).

*У Роолипгза: «Ибо Израиль будет опять велик…» (Ис.9:2). (Прим.перев.)

Фактически, я насчитал 52 ссылки в Симфонии под рубрикой «свет». Там есть интересная деталь. Ап. Павел в своей беседе упоминает свет «ярче солнца», который ослепил его на три дня. Его спутники также слышали голос и видели свет, но что поражает, сами не ослепли. Ни один из тех, кто в наши дни видел во время своего внетелесного бытия ослепительный свет, не был им ослеплен, несмотря на его очевидную яркость. Свет, виденный Павлом, описан в главах 9 и 26. Последняя глава содержит рассказ Павла: «…среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».* Я сказал: Кто Ты, Господи? Он сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои. Ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе». (Деян. Апостол.)

ПЕРЕМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ

Как следствие впечатлений жизни после смерти, которые глубоко воздействуют на будущие стремления людей и их убеждения, меняется и образ их жизни:

Я всегда полагал, что положение в обществе и признаки благополучия — самое важное в жизни, пока эта самая жизнь не была вдруг отнята от меня. Тогда я понял, что ни один из прежних моих идеалов не имеет реальной ценности. Только любовь, которую испытывают к ближним, выдержит испытание и время, и память. Материальные блага в счет не идут. Наша настоящая жизнь — ничто по сравнению с той, которая вас ожидает, вы увидите потом. Мне теперь не страшно умереть снова. Те, кто боятся умереть, должны иметь причину для опасения или еще не знают, что она из себя представляет.

* У Роолингза: «ты только вредишь самому себе». (Прим. перев)

Некоторые люди сообщают, что во время духовного существования они имели обостренное восприятие. Они, например, могли чувствовать приятный аромат в воздухе, или красивое музыкальное сопровождение, или состояние экзальтированной радости.

Несколько лет тому назад, на следующий день после сильного ураганного ветра в нашем городе, бригада рабочих из электро-энергетической компании производила замену цепи на некоторых сорванных электролиниях. Один из них имел неосторожность не отключить ток, и участок цепи обвился вокруг ноги одного из членов бригады. Он скорчился на земле, и напряжение в несколько тысяч вольт, прошедших через его тело, создало вспышки. Под ним вспыхнула даже трава. Его товарищ по работе перерубил цепь, отключив ее от линии, и установив, что у того нет ни сердцебиения, ни дыхания, приступил к реанимации. Этому их обучили на практике на случай критической ситуации.

Когда я увидел его в клинике в приемном отделении, он был жив, хотя и без сознания. Зрачки были нормальными, но нарушения ритма сердцебиения требовали лечения.

Требовалась пересадка живой ткани для замены обширного участка кожи у лодыжки.

На другой день после того, как он пришел в себя, то вспомнил, что слышал прекрасную музыку и ощущал присутствие спокойного и тихого Существа, длившееся до тех пор, пока он не пришел в сознание. Странная вещь происходила; он слышал музыку и после своего пробуждения. Это заинтересовало его настолько, что он попросил пришедшего к нему посетителя найти, откуда исходила эта музыка. Но навещавший не мог слышать музыки!

Были и некоторые другие детали, которые он не мог припомнить, но это ощущение глубоко повлияло на всю его жизнь. Почему музыка оказывает такое воздействие, для меня остается загадкой; однако испытав это ощущение, он рассказывает о нем почти в любом обществе или каждому, кто пожелает слушать.

Мориц Роолингз

За порогом смерти

Мне хотелось бы поблагодарить каждого, кто принимал участие в создании этой книги. Представленные здесь свидетельства о посмертных переживаниях не подбирались с той целью, чтобы «подогнать» их для подтверждения какой-либо религии или философской системы. Однако вполне естественно, что, когда обнаруживалось соответствие описываемых событий и свидетельств с библейскими историческими источниками, мы искали в этих областях мнения специалистов.

Более всего я хотел бы поблагодарить его преподобие о. Матвея Мак-Гауна, пастора Центральной пресвитерианской церкви в Чаттануге, за его вдохновенные проповеди и постоянную поддержку для завершения этой книги. Не менее вдохновляло меня и внимание к моему труду пастора Бена Хадена из Первой пресвитерианской церкви, критические замечания и личное наставничество которого способствовали письменному изложению документального материала. Точным употреблением смысла, содержания и применения соответствующих мест из Библии я обязан Кей Артуре и ее коллегам на Рич Аут, корпорации из Чаттануги. Упорядочецие и последовательность текста были терпеливо выверены Питером Джилквистом по изданию Томаса Нельсона.

Свою искреннюю благодарность я приношу Берту Баху, декану искусствоведения, за его грамматические и стилистические поправки, а также за исторические сведения. Поддержку и высокий профессионализм моего секретаря в Диагностическом центре миссис Эллы Мак-Мин, бесспорно, трудно переоценить, равно как и поддержку ее юной восторженной коллеги миссис Тони Чеп-пелъ.

Библиографическая помощь была мне оказана справочным, отделом Чаттанугской двухсотлетней библиотеки.

Без помощи этих людей и без терпения моей семьи выход в свет этой книги оказался бы невозможным.

Диагностический центр Чаттануги,

штат Теннеси, март 1979.

Мориц С. Роолингз, доктор медицинских наук

Есть ли у нас что-либо более ценное, чем жизнь? Означает ли смерть прекращение нашего бытия вообще или являет собой начало иной, новой жизни? Существуют ли такие люди, которые возвратились из потусторонней жизни, и знают ли они, что происходит там, за порогом смерти? С чем можно сравнить то состояние?

Заинтересованность общества подобными вопросами начинает быстро возрастать, так как благодаря имеющейся ныне технике оживления, иначе называемой техникой реанимации, способствующей восстановлению дыхательной функции и сердечной деятельности организма, все большее число людей оказывается в состоянии рассказывать о пережитых ими состояниях смерти. Некоторые из них и поделились с нами этими поражающими своей непосредственностью впечатлениями, вынесенными из «потусторонней жизни». И если такие впечатления были приятны и радостны, то зачастую люди переставали испытывать страх перед смертью.

Многие удивляются сообщениям, появившимся в последнее время, об исключительно положительных переживаниях, описываемых вернувшимися к жизни людьми. Спрашивается, почему же никто не говорит о существовании неприятных, то есть отрицательных посмертных переживаний?

Как кардиолог, имеющий обширную клиническую практику реанимации больных с коронарной недостаточностью, я обнаружил, что, если пациента расспрашивать сразу после реанимации, оказывается ничуть немало и неприятных впечатлений, полученных в потусторонней жизни.

Именно эти наблюдения и породили замысел данной книги, в которой представлен как положительный, так и отрицательный «посмертный опыт», вынесенный на суд читателя. Наряду с этим на основании личного опыта и исследовательских разработок Американской кардиологической ассоциации (АКА), я расскажу и о новых методах реанимации. Оказавшись в числе рекомендованных АКА в 1976 году в Национальный исследовательский отдел, я получил прекрасную возможность общения с терапевтами, медицинскими сестрами и сиделками, а также с персоналом Скорой помощи многих стран, в том числе Нидерландов, Финляндии, России, а также Центральной и Южной Америки. К тому же я пользовался привилегией лектора в некоторых медицинских школах Соединенных Штатов и множестве ассоциаций врачей различных специальностей. Многие из них предоставили мне значительный материал для сравнительного анализа собственных наблюдений над пациентами, которые, по всей видимости, сразу же по возвращении из состояния клинической смерти, пересказывали находящимся рядом врачам, сестрам и сиделкам то, что пережили «там». Подобная передача информации оказалась возможной благодаря современной технике реанимации, и средствам жизнеподдержания, которые находятся на довольно высоком уровне и в экстренных случаях используются медицинским персоналом.

Возобновившийся интерес к феномену смерти и явлениям, с ним связанным, имеет, что очевидно, международное распространение среди медиков. Теперь эта проблема получила общественное значение и завладела умами американцев. Вопросам исследования смерти, умирания и, потусторонней жизни в настоящее время посвящена уже масса семинаров и публикаций.

Раньше, когда я еще не занимался сбором и анализом материала для этой книги, я смотрел на большинство сообщений о посмертных ощущениях либо как на фантастический бред, либо как на предположение или воображение. Большинство известных до той поры случаев представлялось мне не более как зафиксированными эйфорическими блужданиями мозга в состоянии клинической аноксии*. Но вот однажды утром 1977 года я возвращал к жизни одного больного, объятого ужасом, который вдруг сообщил, что находится в самом настоящем аду. Он умолял меня спасти его и не давать ему умирать. Когда я, наконец, поверил ему и проникся его переживаниями, страх охватил и меня самого. Подобные ситуации убедили меня в необходимости написать эту книгу. Теперь во мне живет уверенность, что там, после смерти, действительно есть жизнь, и жизнь эта далеко не всегда приносит радость.

В последующих главах я подробно расскажу о результатах, полученных во время реанимации. Я постараюсь дать читателям достаточно точные представления о другом мире, с существованием которого мне пришлось столкнуться лицом к лицу.

По ходу дела я вновь попытаюсь проникнуть в «посмертный опыт» пациентов и, вместе с тем, рассказать о некоторых видах смерти, а именно: обратимой и необратимой.

*Аноксия-состояпие, возникающее при недостаточном снабжении организма кислородом или при нарушении его усвоения в процессе биологического окисления. (Прим. перев.)

Все данные, представленные здесь на суд читателя, будут дополнены изложением некоторых взглядов на посмертную жизнь древнего человека и для сравнения будут сопровождаться иллюстрированием аналогичных современных открытий. Поразительная схожесть посмертных ощущений и аналогичность опыта в случаях, абсолютно между собою не связанных, исключают возможность какой-либо согласованности или случайного стечения обстоятельств в ходе получения этих внетелесных ощущений.

Сообщения, ставшие доказательством, являют собой довольно обескураживающие примеры воспоминаний об особых, не известных доселе явлениях, которые действительно имели место в момент клинической смерти и полной потери сознания. Всякий раз такие явления настолько тщательно воспроизводятся пациентами, что невольно наталкивают на мысль о духовном существовании вне тела в период клинической смерти. Такие же ощущения описывали и некоторые выдающиеся люди прошлого, которые испытали их сами, хотя примеров такой описательной литературы немного.

Предметом особого разговора будет служить феномен предчувствия смерти; важно лишь не путать его с самим переживанием смерти. У некоторых людей, когда они узнают о приближении смерти, могут возникать различного рода видения, представления или переживания, которые порой трудно оценить объективно, хотя вероятность их существования неоднократно подтверждалась. С другой стороны, зафиксированный «посмертный опыт» имеет большое сходство в последовательности описываемых событий и, стало быть, легко и естественно подвергается сравнительному анализу.

2 ГЛАВА

ВЕРНИТЕ ИХ К ЖИЗНИ

Мы, медики, часто имеем дело со смертью — предотвращая ее наступление, если это в наших силах, и по возможности возвращая людей из состояния клинической смерти. Метод оживления мы называем реанимацией.

Итак, мы уже приблизились к имеющимся у нас фактическим сообщениям о «посмертном опыте», анализу которых я и собираюсь посвятить эту и последующие части книги. Цель данного анализа заключается в том, чтобы помочь Вам самим лучше вникнуть в детали «посмертного опыта», для чего я и рассмотрю подробно обе стороны этой проблемы. В предлагаемой части будет рассмотрен сам процесс реанимации: то, как она выполняется и то, какое действие оказывает она на умирающего больного. Далее, в третьей главе, я хочу остановиться на выявлении причин смерти и предложить несколько специальных советов, выполнить которые не составит большой трудности и которые в то же время позволят сохранить Ваше физическое тело здоровым.

Преподаванием методов реанимации я занимался около пятнадцати лет и на основании этого опыта хочу сказать, что представленная здесь техника реанимации поможет Вам успешно действовать в случае чьей-либо неожиданной смерти. Известные ранее методы реанимации редко приводили к желаемому результату, но благодаря новым уточнениям, Вы сможете вернуть к жизни людей, с которыми стряслась беда, намного эффективнее. Теперь удается безо всякого вреда достичь оживления более чем в 50% всех случаев внезапной смерти. Безо всякого оборудования, при помощи одного только умелого действия рук каждый, имея лишь небольшую тренировку, сможет с успехом выполнять такую технику реанимации. Реанимация состоит из искусственного нагнетания воздуха в легкие пострадавшего и искусственного же воспроизведения работы сердца при помощи рук. Реанимация — это наиболее простой и остроумный способ возвращения к жизни из состояния клинической смерти.

«Посмертный опыт», испытываемый до начала реанимации, нелегко и понять, и охарактеризовать. В этот момент люди встречаются со своими ранее скончавшимися друзьями и близкими, которые высказывают им слова ободрения. Обратимая, или клиническая, смерть еще оставляет возможность восстановления деятельности сердца и легких. В это время мозг и все остальные живые ткани еще не успевают умереть. Но когда они все-таки наконец умирают, наступает необратимая, или биологическая, смерть. Воскрешение из состояния клинической смерти ни в коем случае не следует путать с воскрешением из состояния биологической смерти. Первое требует умения, второе — чуда!

На протяжении жизни почти каждому из нас придется встретиться со случаем внезапной смерти, и поэтому следовало бы знать, каким способом пострадавшего можно вернуть к жизни. Времени надеяться на чужую помощь может не оказаться.

ОСНОВНАЯ ТЕХНИКА РЕАНИМАЦИИ

Реанимация состоит из искусственной стимуляции дыхания и возобновления циркуляции крови.

Когда производится дыхание изо рта в рот, то для этого прежде всего пальцами зажимают ноздри пострадавшего в то время, как вы выдыхаете воздух из своего рта в его. Когда воздуха становится достаточно, неконтролируемая пострадавшим грудная клетка расширяется, заполненная притоком воздуха. Выдох происходит автоматически вследствие упругости грудной клетки — стоит лишь отнять рот для следующего вдоха.

Циркуляция крови поддерживается наружным массажем сердца. Для этого одна рука кладется ладонью вниз на нижнюю часть груди, а другая — поверх ее. Нажимая, Вы сдавливаете сердце между грудиной спереди и позвоночником сзади, стимулируя его деятельность. После каждых пятнадцати сжатий массаж прерывается для двух быстрых вдохов в рот пострадавшего (если Вы работаете один). В минуту следует производить до 60-80 нажатий, причем на каждое расслабление клетки и нажатие должно затрачиваться одинаковое время.

Как только клапаны пропустят кровь в один отдел сердца, то кровь из него выбрасывается в артерии, и сердце между сжатиями вновь пассивно заполняется кровью. Если все это выполняется правильно, то можно будет прощупать пульс на сонной артерии, что возле адамова яблока, когда увеличится шейный сосуд. Эта пульсация и будет служить признаком правильности выполненных вами действий, независимо от того, выживет или нет пострадавший.

Не большее время занимает и прямой массаж, включающий в себя вскрытие грудной клетки. Он также не менее эффективен..

Не следует забывать, что оживление в случае внезапной смерти зависит от быстроты действий реанимирующего. Если пульс и дыхание будут восстановлены в течение первой минуты, то вероятность оживления равна 99%; если в течение двух минут ~ 92%; трех — 72%; и, если проходят четыре минуты, то вероятность оживления равна уже 50%, а после шести минут выживание возможно лишь в 11 случаях из ста.

ОБСТРУКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО ПУТИ

Прекращение дыхательной деятельности происходит также вследствие удушения или западания языка, что может произойти в бессознательном состоянии — например, во время обморока. Это является причиной 50% всех смертей. Если пострадавший безуспешно пытается вдохнуть, то можно предположить наличие помехи в дыхательном пути. Иногда, если дыхание затруднено частично, можно услышать шум, напоминающий петушиный крик. Когда попытка вдохнуть не сопровождается шумом, то это говорит о серьезности критической ситуации. Если помощи не будет оказано, смерть не замедлит наступить. Иногда предпринятые меры реанимации не способны устранить помеху в дыхательном пути, и вдох продолжает оставаться затрудненным, значит преграда крепко застряла в дыхательном проходе. В бессознательном состоянии преграда в дыхательном пути, как правило обусловлена западанием расслабленного языка к задней стенке горла. Пациент «не заглатывает свой язык», хотя и стремится сделать это бессознательно. Надо быстро поднять кверху подбородок, а голову наклонить к полу,- когда пациент лежит на спине,- обычно это сразу же позволяет делать дыхание беспрепятственным и равномерным. Именно от удушья умирают многие пострадавшие, когда оказываются в бессознательном состоянии, и их язык западает в дыхательное горло, что легко можно устранить и предотвратить.

В задачи Американской кардиологической ассоциации входит ознакомление всего населения, включая и начальные детские школы, как с методами установления наличия преграды в дыхательных путях, так и с методами ее устранения. В автокатастрофе, например, если ребенок остается невредим, в то время, как члены его семьи пострадали, он может оказать первую помощь, пока не прибудет карета «скорой помощи», предотвратив таким образом смерть от удушья.

Преграды в дыхательных путях могут возникнуть и в результате неправильно проглоченного куска пищи, попавшей в дыхательное горло, вследствие выпавшего вставного зуба или чего-либо еще, что может повлечь за собой перекрытие голосовых связок (спазм горла). Вообще же помехи, которые сам пациент при помощи сильного выдоха или кашля не в состоянии удалить, часто можно устранить резким грудным или брюшным толчком. Делается это резким втягиванием грудной клетки или живота. При таком механическом выбросе воздуха из легких делается попытка вытолкнуть помеху из дыхательного горла в ту его часть, откуда впоследствии она может быть извлечена.

Преграду также можно протолкнуть, применив искусственное дыхание способом изо рта в рот. Несмотря на то, что инородное тело попадает из дыхательного горла в одно из легких, пострадавший часто оказывается в состоянии поддерживать дыхание другим легким. Позднее инородное тело можно будет извлечь из легкого в более удобное время с помощью инструмента, называемого бронхоскоп*. Он представляет собой полую трубку, вводимую через дыхательное горло в легкое — с его помощью можно захватить инородное тело щипцами и удалить.

*Бронхоскоп — медицинский трубчатый оптический прибор с осветительным устройством, предназначенный для визуального исследования трахеи и бронхов. Снабжен клапаном для подключения аппарата искусственного дыхания. (Прим. персе.)

Мне вспоминается печальная история, произошедшая с одной из дочерей полковника Антонио А. Батреса, командующего Воздушными силами Гватемалы. Я летал туда для оказания помощи с партией противотифозной вакцины, подаренной врачами из Чаттануги пострадавшим там от землетрясения. Как раз за неделю до землетрясения дочь полковника Батреса, которой в этот день исполнилось двадцать лет, отправилась к своему дантисту, практиковавшему в пригороде. Во время процедуры — это была не то чистка, не то пломбирование или удаление — она неожиданно засипела носом, прекратила дыхание, тут же посинела и лишилась сознания. Никогда ранее не сталкивавшийся с обструкцией дыхательного пути за всю свою многолетнюю практику, дантист не знал, что следует предпринять. С криком «помогите» он выскочил на улицу. За это время девушка уже умерла. Знай он описанные выше методы и примени их, смерть можно было бы предотвратить.

ВРЕМЯ, КОГДА ОЖИВЛЕНИЕ ЕЩЕ ВОЗМОЖНО.

В городе Сиэтле, при исследовании более тысячи вызовов кареты «скорой помощи» по поводу внезапной смерти вследствие остановки сердца, было установлено, что вернуть пострадавшим жизнь оказывалось возможным лишь в 18 % случаев, если вызывавшие бригаду реаниматоров сами не пытались что-либо предпринять, ведь доктор приходил лишь спустя некоторое время. С другой стороны, если присутствовавшие начинали немедленную реанимацию, — до прихода врача — то вероятность выживания увеличивалась более чем вдвое — до 46 %. Благодаря немедленной реанимации сокращается время пребывания пострадавшего без деятельности сердца или без кислородного обмена. Именно поэтому необходимо обучение приемам реанимации всех слоев населения.

Только четыре минуты может существовать без деятельности сердца и кровоснабжения наш мозг. Если с момента остановки сердца прошло более четырех минут, то пострадавшему не в силах помочь ни врач, живущий хоть на соседней площадке, ни позднее подоспевшая карета «скорой помощи». Сердечный приступ может наступить вследствие утопления, электропоражения, отравления, удушения или вследствие чрезмерной эмоциональной нагрузки, и поэтому к реанимации следует приступать немедленно. Стало быть, важно, чтобы каждый был ознакомлен с методами сердечно-легочной реанимации (СЛР). Изучить эти методы можно в местных филиалах бригад Скорой помощи Святого Иоанна или Красного Креста, имеющихся почти в каждом городе. Я настоятельно призываю Вас проявить в этом заинтересованность.

Бригады служб Скорой помощи должны принять экстренные меры для поддержания жизни пострадавшего уже на месте происшествия до отправки больного в госпиталь. Сюда входят получение ЭКГ и устранение аритмии сердца*, применение в случае необходимости электрокардиостимулятора или электродефибриллятора**, внутривенное вливание лекарственных препаратов, введение в дыхательные пути приспособлений для контролирования дыхания и специальные способы транспортировки.

По-видимому, большинство из нас являлось свидетелями неожиданной смерти. Тем не менее, это не обычное явление. Я не могу забыть внезапную кончину одного моего друга, которая случилась несколько лет назад в прекрасном местечке Кэлловейского Сада в штате Джорджия. Во время велосипедной прогулки, которую мы с ним предприняли вместе со своими женами, мой друг, которому было около сорока лет, начал вдруг жаловаться, что ему распирает грудь, что было неожиданно для него, поскольку ранее подобного ощущения у него не возникало. (Мы хотели, было, поиграть в гольф — я брал у него уроки. Но, как всегда, играл я весьма скверно, и поэтому возможность прокатиться на велосипедах была для меня приятной переменой.) Сначала он сослался на свой желудок, однако, это «несварение желудка» стало чрезвычайно болезненным и распространилось на скулы и руки. От слабости он лег на газон. Боль усиливалась, он стал задыхаться и бледнеть — вокруг начали собираться люди. Неожиданно он выгнул спину и застыл в конвульсии — после этого у него пошла пена, он закатил глаза, прекратил дыхание, его кожа стала землистого цвета. Я начал делать искусственное дыхание изо рта в рот с четырьмя быстрыми выдохами, отведя для лучшего прохода воздуха его голову вниз и зажимая его нос пальцами. Прижавшись ухом к его груди, я не услышал ударов сердца и принялся за непрямой массаж.

* Аритмия сердца — общее название нарушений формирования импульса возбуждения или его проведения по миокарду; проявляется, как правило, нарушением ритма сердечных сокращений. (Прим. пврвв.)

** Электродефибриллятор — прибор для воздействия на сердце кратковременным мощным импульсом электротока высокого напряжения с целью прекращения нарушений сердечного ритма. (Прим. перев.)

В результате он открыл глаза и пытался заговорить, но стоило мне на миг прервать реанимацию, как он вновь впадал в глубокую кому*. Затем он вновь несколько оживился, попытался улыбнуться, протянуть руку и хотел что-то сказать. Я убежден, что это было нечто важное, однако у меня не было времени выслушивать его. В тот момент я скорее был заинтересован в наличии каких-либо медикаментов. На протяжении продолжительного времени мне не удавалось восстановить сердечную деятельность, и я был уверен, что желудочки сердца находились в аритмии (слабое трепетание). Я знал, что реанимацию придется продолжать безо всякого оборудования до прибытия кареты «скорой помощи» и отправки его в госпиталь, где можно было бы подключить дефибриллятор.

Прибыла машина, и мы поехали. Так вышло, что выездная бригада привезла незаряженный дефибриллятор и негде было произвести его зарядку. Мы сделали остановку у фермерского домика и подключили, было, дефибриллятор, однако там оказалась в неисправности розетка. Прибор сделался бесполезным. В госпиталь Ля Гранд мы прибыли лишь через два часа, так что применять лечение электрошоком не было никакого резону.

* Кома — состояние глубокого угнетения функций центральной нервной системы, характеризующееся полной потерей сознания, утратой реакций на внешние раздражители и расстройством регуляции жизненно важных функций организма.

(Прим. перев.)

Мне, конечно, и теперь не понятно, что же все-таки произошло тогда? Что он пытался сказать? В тот экстренный момент я упустил возможность выслушать его и не спросил, что он видел, что ощущал и где находился, или сколько это продолжалось. Много подобных моментов я упустил на протяжении своей практики, и теперь они канули в Лету. Так было раньше, но не теперь!

Из полумиллиона американцев, которым угрожает сердечный приступ, более 360 000 умирает еще до прибытия в клинику. Нужной экстренной медицинской помощи не получают 60% больных с острым инфарктом, поэтому большинство их умирает в первые два часа. Основная часть таких внезапных или преждевременных смертей наступает, по-видимому, вследствие фибрилляции* желудочков сердца — подергивания несокращающейся сердечной мышцы.

Если мы хотим заметного сокращения смертности, то необходимо не просто информировать население о серьезной опасности возникновения давящих болей в груди, но добиваться также быстрого реагирования и немедленной госпитализации. Последние статистические данные показали, что время, которое проходит с момента возникновения сердечного приступа и до оказания необходимой помощи, ужасающе велико — в среднем, около девяти часов!

Если внезапная смерть наступает дома или на службе, то находящиеся рядом люди, как правило, не владеют методами реанимации или — что то же самое — боятся применять их. Но пока будет оказана соответствующая квалифицированная помощь, четырехминутный лимит времени жизни мозга уже исчерпан. Очевидно, мы должны больше внимания уделять этой догоспитальной фазе и постараться более совершенным способом обучить население действиям, необходимым в такие минуты.

•Фибрилляция желудочков — аритмия сердца, характеризующаяся полной асинхронностыо сокращения миофибрилл (сократительных структур) желудочков, что ведет к прекращению насосной функции сердца. (Прим. перев.)

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Лишь к настоящему времени накопилось достаточное для проведения сравнительного анализа число документально зарегистрированных сообщений о потусторонней жизни, испытанной людьми, перенесшими состояние обратимой, или клинической, смерти. Эти последние откровения стимулировали текущий интерес к феномену жизни после смерти.

К сожалению, только 20% выживших добровольно сообщали о внетелесных ощущениях. Другие, особенно побывавшие в аду, отказывались рассказать о таком опыте. Многие также могут утаивать свой опыт из-за боязни прослыть «ненормальными» или «чудаками» и из-за страха потерять своих друзей.

Единственное условие для свободного обсуждения данного явления заключается в сочувственном отношении и доверии со стороны других людей, имеющих подобный опыт, а не в отвержении их, как это обычно имеет место. При создании благоприятных условий для обсуждения этого предмета, можно ожидать увеличения материала о «посмертном опыте». Умение возвращать людям жизнь приоткрыло дверь в коридор, который мы называем смертью, и это предоставляет нам возможность посмотреть глазами других на то, что ожидает нас впереди.

В заключение давайте отметим те моменты, которые необходимы для правильного осуществления реанимации до подхода квалифицированной помощи:

• Прежде всего надо убедиться в том, что человек находится в бессознательном состоянии.

• Откройте дыхательное горло, откинув голову пострадавшего назад, и проверьте наличие дыхания.

• Если дыхание прекратилось, то сделайте четыре быстрых глубоких вдоха.

• Нащупайте пульс на шее слева от адамова яблока.

• При отсутствии пульса начните закрытый массаж сердца, ритмично надавливая на мечевидный отросток груди на глубину 3-5 см.

Продолжайте непрерывную сердечно-легочную реанимацию (два выдоха после каждых пятнадцати нажатий на грудь) до восстановления самостоятельных функций организма.

Позвольте еще раз напомнить Вам о том, что для полной уверенности в правильности своих действий при сердечно-легочной реанимации Вам желательно посетить курсы (как правило, состоящие из одного-двух занятий), организуемые Институтом Красного Креста или бригадами Скорой помощи святого Иоанна.

<<<< Назад || Далее >>>>

> ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ
Мориц Роолингз

Доктор медицинских наук Мориц Роолингз

ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ

Перевод с английского (Второе издание, неправленое и дополненное)
Послесловие Иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти»
Санкт-Петербург
Первое издание этой книги, как и приведенные в ней материалы, получили благословение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева..
Мориц Роолингз
За порогом смерти. — Пер. с англ. М. Б. Данилушкина. СПб.: Издательство «Кормчий». — 2003. — 320 с.
ISBN 5-88335-002-Х ISBN 5-901723-08-2
Перевод М. Б. Данилушкина, 1994 Оформление Н.

В. Светозарова, 1994, Оформление С. Крылова, 2003 Издательство Воскресение, 1994 Издательство «Кормчий», 2003
ОТ АВТОРА
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. В АД И ОБРАТНО.
2 ГЛАВА. ВЕРНИТЕ ИХ К ЖИЗНИ.
ОСНОВНАЯ ТЕХНИКА РЕАНИМАЦИИ
ОБСТРУКЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО ПУТИ
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
3 ГЛАВА. КАК ВЫ БУДЕТЕ УМИРАТЬ.
4 ГЛАВА. КОНЦЕПЦИИ СМЕРТИ.
ДО ХРИСТИАНСКАЯ ЭРА
ДРУГИЕ ВЗГЛЯДЫ
ХРИСТИАНСКАЯ ЭПОХА
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ УВИДЕТЬ
ДВЕ НЕРАЗРЕШИМЫЕ ДИЛЕММЫ
5 ГЛАВА. НЕОБЫЧНЫЕ ВСТРЕЧИ НА ГРАНИ СМЕРТИ.
ТИПИЧНОЕ ВНЕТЕЛЕСНОЕ ОЩУЩЕНИЕ
ЛИЧНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ
НЕОБЫЧНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В ПРОШЛОМ
НЕОБЫЧНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ В НАШЕ ВРЕМЯ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
6 ГЛАВА. ВОСХОЖДЕНИЕ К «НЕБЕСАМ»
НЕПОСТОЯННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
АНГЕЛ СВЕТА
ПЕРЕМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ
НЕОЖИДАННЫЕ ВСТРЕЧИ ЗА БАРЬЕРОМ
7 ГЛАВА. НИСХОЖДЕНИЕ В «АД»
АД
САМОУБИЙСТВО
СВЕТ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ТЬМА.
МНОГОКРАТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
8 ГЛАВА. ОТНОШЕНИЕ К УМИРАЮЩЕМУ
ПЯТЬ СТАДИЙ
ОЖИДАНИЕ И ПРЕДЧУВСТВИЕ
9 ГЛАВА. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ!
КОСМИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ!
ТАКОЙ БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОИСК
СТАТИСТИКА
ВЫБОР ВЕРЫ
ОТКУДА ЖЕ ИМЕННО
ЗАНЯТ… НО НЕ СЛИШКОМ ЗАНЯТ!
10 ГЛАВА. УТВЕРЖДЕНИЕ
ТРИ НАБЛЮДЕНИЯ
ЗЕРКАЛО, ЗЕРКАЛО…
УТВЕРЖДЕНИЕ
ВАЖНЫЙ ВОПРОС
РЕАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
КРЕСТУ МОЕМУ, МОЕМУ СОБЛАЗНУ И МОЕМУ СПАСЕНИЮ

ОТ АВТОРА

Мне хотелось бы поблагодарить каждого, кто принимал участие в создании этой книги. Представленные здесь свидетельства о посмертных переживаниях не подбирались с той целью, чтобы «подогнать» их для подтверждения какой-либо религии или философской системы. Однако вполне естественно, что, когда обнаруживалось соответствие описываемых событий и свидетельств с библейскими историческими источниками, мы искали в этих областях мнения специалистов.
Более всего я хотел бы поблагодарить его преподобие о. Матвея Мак-Гауна, пастора Центральной пресвитерианской церкви в Чаттануге, за его вдохновенные проповеди и постоянную поддержку для завершения этой книги. Не менее вдохновляло меня и внимание к моему труду пастора Бена Хадена из Первой пресвитерианской церкви, критические замечания и личное наставничество которого способствовали письменному изложению документального материала. Точным употреблением смысла, содержания и применения соответствующих мест из Библии я обязан Кей Артуре и ее коллегам на Рич Аут, корпорации из Чаттануги. Упорядочецие и последовательность текста были терпеливо выверены Питером Джилквистом по изданию Томаса Нельсона.
Свою искреннюю благодарность я приношу Берту Баху, декану искусствоведения, за его грамматические и стилистические поправки, а также за исторические сведения. Поддержку и высокий профессионализм моего секретаря в Диагностическом центре миссис Эллы Мак-Мин, бесспорно, трудно переоценить, равно как и поддержку ее юной восторженной коллеги миссис Тони Чеп-пелъ.
Библиографическая помощь была мне оказана справочным, отделом Чаттанугской двухсотлетней библиотеки.
Без помощи этих людей и без терпения моей семьи выход в свет этой книги оказался бы невозможным.
Диагностический центр Чаттануги,
штат Теннеси, март 1979.
Мориц С. Роолингз, доктор медицинских наук.

ВВЕДЕНИЕ

Есть ли у нас что-либо более ценное, чем жизнь? Означает ли смерть прекращение нашего бытия вообще или являет собой начало иной, новой жизни? Существуют ли такие люди, которые возвратились из потусторонней жизни, и знают ли они, что происходит там, за порогом смерти? С чем можно сравнить то состояние?
Заинтересованность общества подобными вопросами начинает быстро возрастать, так как благодаря имеющейся ныне технике оживления, иначе называемой техникой реанимации, способствующей восстановлению дыхательной функции и сердечной деятельности организма, все большее число людей оказывается в состоянии рассказывать о пережитых ими состояниях смерти. Некоторые из них и поделились с нами этими поражающими своей непосредственностью впечатлениями, вынесенными из «потусторонней жизни». И если такие впечатления были приятны и радостны, то зачастую люди переставали испытывать страх перед смертью.
Многие удивляются сообщениям, появившимся в последнее время, об исключительно положительных переживаниях, описываемых вернувшимися к жизни людьми. Спрашивается, почему же никто не говорит о существовании неприятных, то есть отрицательных посмертных переживаний?
Как кардиолог, имеющий обширную клиническую практику реанимации больных с коронарной недостаточностью, я обнаружил, что, если пациента расспрашивать сразу после реанимации, оказывается ничуть немало и неприятных впечатлений, полученных в потусторонней жизни.

Именно эти наблюдения и породили замысел данной книги, в которой представлен как положительный, так и отрицательный «посмертный опыт», вынесенный на суд читателя. Наряду с этим на основании личного опыта и исследовательских разработок Американской кардиологической ассоциации (АКА), я расскажу и о новых методах реанимации. Оказавшись в числе рекомендованных АКА в 1976 году в Национальный исследовательский отдел, я получил прекрасную возможность общения с терапевтами, медицинскими сестрами и сиделками, а также с персоналом Скорой помощи многих стран, в том числе Нидерландов, Финляндии, России, а также Центральной и Южной Америки. К тому же я пользовался привилегией лектора в некоторых медицинских школах Соединенных Штатов и множестве ассоциаций врачей различных специальностей. Многие из них предоставили мне значительный материал для сравнительного анализа собственных наблюдений над пациентами, которые, по всей видимости, сразу же по возвращении из состояния клинической смерти, пересказывали находящимся рядом врачам, сестрам и сиделкам то, что пережили «там». Подобная передача информации оказалась возможной благодаря современной технике реанимации, и средствам жизнеподдержания, которые находятся на довольно высоком уровне и в экстренных случаях используются медицинским персоналом.
Возобновившийся интерес к феномену смерти и явлениям, с ним связанным, имеет, что очевидно, международное распространение среди медиков. Теперь эта проблема получила общественное значение и завладела умами американцев. Вопросам исследования смерти, умирания и, потусторонней жизни в настоящее время посвящена уже масса семинаров и публикаций.
Раньше, когда я еще не занимался сбором и анализом материала для этой книги, я смотрел на большинство сообщений о посмертных ощущениях либо как на фантастический бред, либо как на предположение или воображение. Большинство известных до той поры случаев представлялось мне не более как зафиксированными эйфорическими блужданиями мозга в состоянии клинической аноксии*. Но вот однажды утром 1977 года я возвращал к жизни одного больного, объятого ужасом, который вдруг сообщил, что находится в самом настоящем аду. Он умолял меня спасти его и не давать ему умирать. Когда я, наконец, поверил ему и проникся его переживаниями, страх охватил и меня самого. Подобные ситуации убедили меня в необходимости написать эту книгу. Теперь во мне живет уверенность, что там, после смерти, действительно есть жизнь, и жизнь эта далеко не всегда приносит радость.
В последующих главах я подробно расскажу о результатах, полученных во время реанимации. Я постараюсь дать читателям достаточно точные представления о другом мире, с существованием которого мне пришлось столкнуться лицом к лицу. По ходу дела я вновь попытаюсь проникнуть в «посмертный опыт» пациентов и, вместе с тем, рассказать о некоторых видах смерти, а именно: обратимой и необратимой.
*Аноксия-состояпие, возникающее при недостаточном снабжении организма кислородом или при нарушении его усвоения в процессе биологического окисления. (Прим. перев.)
Все данные, представленные здесь на суд читателя, будут дополнены изложением некоторых взглядов на посмертную жизнь древнего человека и для сравнения будут сопровождаться иллюстрированием аналогичных современных открытий. Поразительная схожесть посмертных ощущений и аналогичность опыта в случаях, абсолютно между собою не связанных, исключают возможность какой-либо согласованности или случайного стечения обстоятельств в ходе получения этих внетелесных ощущений.
Сообщения, ставшие доказательством, являют собой довольно обескураживающие примеры воспоминаний об особых, не известных доселе явлениях, которые действительно имели место в момент клинической смерти и полной потери сознания. Всякий раз такие явления настолько тщательно воспроизводятся пациентами, что невольно наталкивают на мысль о духовном существовании вне тела в период клинической смерти. Такие же ощущения описывали и некоторые выдающиеся люди прошлого, которые испытали их сами, хотя примеров такой описательной литературы немного.
Предметом особого разговора будет служить феномен предчувствия смерти; важно лишь не путать его с самим переживанием смерти. У некоторых людей, когда они узнают о приближении смерти, могут возникать различного рода видения, представления или переживания, которые порой трудно оценить объективно, хотя вероятность их существования неоднократно подтверждалась. С другой стороны, зафиксированный «посмертный опыт» имеет большое сходство в последовательности описываемых событий и, стало быть, легко и естественно подвергается сравнительному анализу.
Таким образом, цель этой книги состоит в подробном описании переживаний отдельных людей, вернувшихся из состояния клинической смерти, чтобы рассказать о своем опыте нам. Из числа всех реанимированных, которые восстановили нормальную жизнедеятельность, лишь около 20% вызвались добровольно поведать о своих впечатлениях, вынесенных из потусторонней жизни. Они утверждают, что смерть, мысль о которой пугает обычного человека, является не прекращением жизни или забытьём, а есть переход от одной формы жизни к другой — иногда приятной и радостной, а иногда мрачной и ужасающей. Люди, получившие приятные впечатления, уверяют, что процесс смерти сам по себе безболезнен и напоминает обычный обморок с остановкой сердца — подобно отходу ко сну.
Несмотря на то, что смерть ожидает каждого из нас, человек все же не хочет признать ее неизбежность. Его возмущает этот дамоклов меч, ибо сам он хотел бы жить вечно — к чему и стремится. И это еще раз подтверждает тот факт, что человеку и в самом деле не достает иной жизни.
Через всю писанную историю предсказывалось существование жизни после смерти, но только теперь, благодаря современной технике реанимации, мы начинаем проникать в тайны, которые скрываются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *