Юлианский календарь

Юлианский календарь

Структура календаря

По юлианскому календарю год начинается 1 января — именно в этот день избранные консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля. Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года (тропический год (солнечный год) — это отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года, как это видно с Земли).

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; годы начинаются с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт (2х7=14) 14 вариантов календаря.

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года с 1 марта.

Мартовский год начинался на полгода позже византийского и назывался мартовским. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые типы летоисчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года.

Как готовилась реформа календаря?

Гай Юлий Цезарь навел в календаре порядок. Разработать новый солнечный календарь он поручил крупнейшему астроному того времени Созигену из Александрии. За основу Созиген взял период годового перемещения Солнца между звездами, то есть звездный год, длиной 365 с четвертью суток. Правда, астрономы уже знали, что эта цифра не совсем точна, но, видимо, Созиген не посчитал это обстоятельство существенным, так как пренебрег им.

По мысли Созигена, начало каждого календарного года должно было всегда приходиться на одно и то же число и одно и то же время суток, а продолжительность его – очень близко совпадать со звездным годом. Поэтому, как рассчитал Созиген, три года подряд должны состоять из 365 дней, четвертый – из 366. При этом год разбивался на 12 месяцев и навсегда из календаря изымался дополнительный месяц мерцедоний.

Упорядочил Созиген и число дней в месяцах. Все нечетные месяцы содержали по 31 дню, а все четные по 30. Лишь в феврале «короткого» года было 29 дней, а високосного – 30. Чтобы добиться полного совпадения следующего новогоднего праздника с астрономическим временем, перед тем как Римская империя официально перешла на новый календарь, ее гражданам пришлось прожить необыкновенно длинный год. Поскольку, по расчетам Созигена, прежний римский календарь очень сильно опередил звездный год, то кроме 23-дневного мерцедония были добавлены еще два безымянных месяца – из 34 и 33 дней. Их вставили между ноябрем и декабрем.

В результате…

Ошибка юлианского календаря в 11 мин. 14 сек. в год, которой пренебрег Созиген, к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это отрицательно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д. Переход на григорианский календарь («новый стиль») был результатом этой ошибки. С каждым годом расхождение между датами «старого» и «нового» стилей возрастает. Например, в 2000-2100 годах разница в 13 дней, а в 2100-2200 годах разница будет составлять уже 14 дней.

«Сколько дней разницы между старым календарным стилем и новым?» — ответить на такой вопрос, указав количество дней, например, тринадцать — некорректно. Правильно будет задать встречный вопрос: «Когда именно?»

Дело в том, что разница между старым стилем и новым постепенно увеличивается. В 1582 году разница составляла 10 дней, сегодня — 13 дней, а в 2100 году будет уже 14 дней. Православные христиане, которые пользуются старым стилем, через 85 лет будут отмечать Рождество уже не 7-го января, а 8-го.

Кроме того, 2100 год не будет високосным, несмотря на то что 2100 делится на 4 без остатка. Наверное, все порядочные люди проходили это в школе, но я только недавно разобрался.

Юлианский календарь (старый стиль)

В 45 году до н. э. Юлий Цезарь вместе с учеными того времени ввел юлианский календарь. Этот календарь очень похож на тот, что мы используем сегодня: в году 365 дней и 12 месяцев. Год начинается 1 января. Каждый четвертый год — високосный и содержит 366 дней.

Високосные годы придумали для того, чтобы скорректировать точность календарного года: он должен приближаться к фактическому времени обращения Земли вокруг Солнца, которое не равно строго 365 дням. Для повседневных задач важно соответствие календарного года тропическому году — точному периоду от одного солнцестояния к другому. Если очень упростить: важно, чтобы самый длинный день в году предсказуемо и неизменно был 21 июня, а самый короткий — 21 декабря.

Средняя продолжительность года в юлианском календаре — 365,25 дней: . Неплохая точность для науки того времени. Но год с продолжительностью 365,25 дней оказался немного длиннее, чем нужно: каждые 128 лет он отдаляется от актуального тропического года на один день. Юлианский календарь отстает, словно неточные часы.

Внедрение григорианского календаря

Реформу по уточнению календаря инициировал папа римский Григорий XIII в 1582 году. Формальным поводом стали обнаруженные проблемы с пасхалией — расчетом дня Пасхи. Стало понятно, что Пасха, по определению привязанная к весеннему равноденствию, постепенно смещается от него вперед. Григорианский календарь сократил среднюю продолжительность года на 10 минут 48 секунд — с 365,25 до 365,2425 дня.

Календарь усовершенствовали крайне изящно — так, что многие люди до сих пор не знают ту особенность григорианского календаря, которая отличает его от юлианского: если год делится на 100, то он не будет високосным. И обязательное дополнение: если год при этом делится на 400, он все же будет високосным. Так, 2100, 2200 и 2300 годы не будут високосными, хотя все они делятся на 4. Но 2400 год будет уже високосным.

За 1600 лет между юлианским и григорианским календарем накопилась ошибка в десяток дней. Ошибку нужно было исправить, поэтому в первых странах, где приняли реформу, после 4 октября 1582 года сразу наступило 15 октября.

Но нельзя просто так взять и выбросить из календаря почти две недели. Можно только представить, каково было купцам и прочим деятелям, планировавшим месяцы вперед. Тормозили изменения и протестанты, которые относились к нововведениям католической церкви с недоверием. Поэтому григорианский календарь приняли не одновременно. Например, Великобритания и ее колонии начали использовать Григорианский календарь в 1752 году — спустя почти 170 лет после его внедрения в Испании, Италии, Португалии, Речи Посполитой, Франции, Голландии и Бельгии.

В СССР Григорианский календарь внедрили только в 1918 году:

Беспорядок с календарями в мире длился более трехсот лет. Если сейчас пересекая границы путешественник переводит часы в пределах одного дня, то раньше он мог перенестись сразу на 13 дней назад или вперед. Из-за разных календарей в 1908 году российская сборная опоздала на Олимпиаду в Лондоне на 12 дней.

Раз уж сегодня 29 февраля, напоследок будет небольшая история. В Римской империи дни отсчитывались немного по-другому. Например, 24 февраля высчитывалось относительно марта и называлось шестым днем перед мартовскими калéндами. Календами называли первый день каждого месяца. И вот, чтобы добавить еще один день, не сломав при этом обратный отсчет календаря, дополнительный день назвали вторым шестым днем перед мартовскими календами. От «второго шестого» (bis sextus, βίσεξτος) и произошло название «високосный год».

Как появился Старый Новый Год

До 1700 года нашей эры на Руси использовался юлианский календарь. Счет лет в котором велся от Сотворения Мира (эра от Адама). Новолетье (первый день нового года) был 1 сентября.
В большинстве западноевропейских странах использовался григорианский календарь с исчислением лет от Рождества Христова и началом года 1 января.
В 1699 году разность дат между двумя этими календарями составляла 10 дней.
Считается, что, ориентируясь на запад, в 7207 году от Адама (1699 году нашей эры) Петр Первый провел реформу календаря. Он установил считать 1 января первым днем гражданского года, а летосчисление вести от Рождества Христова. При этом, установленное Петром недельное празднование начала 1700 года, происходило в последнюю неделю Рождественского поста.
Но почему-то будущий император не ввел в России григорианский календарь, а оставил в употреблении юлианский календарь и десятидневную с Европой разность дат, которая в следующем же году увеличилась уже до 11 дней.
На григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году. 31 января 1918 года был произведен сдвиг на 13 дней и следующим днем стало 14 февраля.
Определение дат в России по григорианскому календарю стали называть «Новым стилем», а по гражданскому юлианскому – «Старым стилем». Соответственно дату любого события теперь можно было определять двумя способами: по старому и по новому стилю.

Например, дата Нового года.
Дата первого дня нового года есть 1 января по обоим календарям. Новый год (первый день нового года) в юлианском календаре по новому стилю будет 14 января.
Новый год в юлианском календаре по новому стилю называют Старым Новым Годом.
Получается Новый год по новому стилю два раза в год: Новый Новый Год (1 января) и Старый Новый Год (14 января).
В настоящее время разность между старым и новым стилем (датами григорианского и юлианского календарей) составляет 13 дней. Изначально (в 1582 году) она была 10 дней. С 1700 года увеличилась до 11 дней. С 1800 года – до 12 дней. С 1900 года стала 13 дней. 2000 год в григорианском календаре был високосным, поэтому разность не увеличилась. В 2100 году разность дат увеличится до 14 дней.

Календарь

В православном календаре много памятных дней, у меня не получится рассказать обо всем, начну страницу календарную, где со временем, появится рассказ о православных праздниках и святых, особо чтимых в России.
Открыв в 2005 г страничку именем святого Архангела Михаила — верного служителя Божия и прошу:

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии,
да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественных твоея славы,
сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих:
от бед избави нас, яко чиноначальник Высших Сил.

Издревле установлены и ежегодно совершаются в известные дни торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятая Его Матери.
Торжества эти на простом церковном языке называются праздниками, первые — Господскими, а вторые — Богородичными, и притом, великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), — и совершаются с особенною торжественностию.
В зависимости от их значимости и времени они включают предпразднество, попразднество и отдание, которые также считаются праздничными днями. Чем выше и важнее воспоминание, тем торжественнее церковь отмечает его. За несколько дней она обыкновенно встречает (сретает) его и предвозвещает в своем богослужении — встречает и предвозвещает пением катавасий, предпразднествами и навечериями. А провождает его славлением наутриями и попразднествами. Но чем менее воспоминание, тем сокращеннее оно совершается.
Этих особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось «двенадесятые» — от древнерусского «два на десяте» — двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории.
Первая категория — неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21/н.с.) сентября
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — 14 (27/н.с.) сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря/н.с.)
Рождество Христово — 25 декабря (7 января/н.с.)
Богоявление — 6 (19/н.с.) января
Сретение Господне — 2 (15/н.с.) февраля
Благовещение — 25 марта (7 апреля/н.с.)
Преображение Господне — 6 (19/н.с.) августа
Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28/н.с.) августа.
Вторая категория двунадесятых праздников — переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа.
Эти три праздника:
20 апреля 2008 года Вход Господень в Иерусалим — празднуется за неделю до Пасхи
5 июня 2008 года Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе)
15 июня 2008 года День Святой Троицы. Пятидесятница (через 7 недель, т. е. в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье).
27 апреля 2008 года — Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
Сам праздник Пасхи — День светлого Христова Воскресения — в этот счет не входит, ибо он есть «праздников праздник и торжество из торжеств», и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Пасху считают отдельно, в зависимости от фаз луны. Праздник Пасхи перемещается — так называемые «пасхальные пределы» — в пределах 35 дней: 4 апреля до 3 мая и может падать на любой из воскресных дней в этот период.
Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты. Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты — по старому и новому стилю. Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции:
«В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни — это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)
Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.
Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир — с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время — с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет? Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их — Вечность и время, Дух и материю — объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год. Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие — менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.
В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.
Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности — весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.
Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.
Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.
В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства. Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.
Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко — в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.
В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.»К великим праздникам, отмечаемым ныне, относятся пять дней:
Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября/н.с.),
Обрезание Господне (1/14 января/н.с.),
Рождество Иоанна Предтечи (24 июня/ 7 июля/н.с.),
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня /12 июля/н.с.),
Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа /11 сентября/н.с.).
Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.
Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.
Кроме того, праздники подразделяются на общие, которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные, которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные.
По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников. Начало храмовых праздников относится еще к ветхозаветным временам (Исх. ХХ, 34; XXIV , 36; Лев. XVI гл.; и др.). Из новозаветных времен особенно частые свидетельства о храмовых праздниках идут с 4 в.
В России престольный праздник составляет как бы вторую Пасху. Наиболее часто храм освящали в память Спасителя и Пресвятой Богородицы. В 19 веке около трети храмов на Руси было посвящено Богородице и в первую очередь праздникам Успения, Покрова, Благовещения. Почти шестая часть всех храмов посвящалась святителю Николаю — угоднику. В престольный праздник совершается крестный ход с праздничной иконой, хоругвями и т.д. вокруг храма.
Помимо этих праздников Православная Церковь отмечает дни, в которые воспоминаются другие священные события, которые сопровождаются предпразднеством. К ним относятся дни памяти великих святителей, мучеников, преподобных и других святых, например, трех святителей — (30 января/12 февраля) — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (с 1084 г.); святого Николая Чудотворца (6/19 декабря), которому на Руси с самого начала введения христианства воздавались особые почести, воздвигались в честь его монастыри, храмы, часовни; святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (11/24 мая), живших в 9 в. (в России этот день отмечается как день славянской письменности); святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и многие другие.
Отличительной особенностью православных праздников является обязательное посещение храма. Ранее, по церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В праздники священнослужители одеваются в дорогие блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет и слава которыми они будут облечены в Царстве Божием. Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в светлые одежды, «во весь светлейший сан», например, на Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных — облачается в темные одежды, например, во дни страдания Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем свете. Светлым облачением и обилием света в великие праздники церковь выражает радость и благодарность Богу и святым за благодеяния ею воспоминаемые.
Помимо общих принадлежностей праздничного богослужения, включающего иконы, свечи, каждение, поклоны и т.д., особенным является и праздничное пение, соответствующее каждому празднику, включающее пение тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников совершается литургия — богослужение, центральным моментом которого является совершение евхаристии, возношение даров.
Церковные и памятные дни включают дни интронизации и тезоименитства российских патриархов. Дни поминовения усопших также отмечаются торжественно (см. Поминальные дни).
Общее число православных праздников значительно превышает число дней в году и поэтому на каждый день церковного календаря приходится по несколько праздничных дат.

В 20 в. сонм Российских святых из числа новомучеников, пострадавших за веру, увеличился, соответственно возросло число праздничных дней, особенно после празднования в 1988 г. 1000-летия христианства на Руси.
Деление праздников по их важности установлено в современном уставе богослужения (Типиконе).
Разряды праздников обозначены особыми знаками на полях Устава. Если исключить из счета Пасху, как Праздник Праздников, то самое торжественное богослужение (всенощное бдение) положено на великие Господские и Богородичные праздники, на Усекновение, Рождество Предтечи, свв. Апостолов Петра и Павла и, может быть, по желанию настоятеля, и некоторые другие.
Обозначение этого типа праздников:
крест в круге, красного цвета —
* крест в полукруге того же красного цвета — есть принадлежность праздников, которым всенощное бдение необязательно, но может быть отправлено.
* крест красного цвета — знак полиелейной службы, отправляемой всем апостолам, великим святым, в частности положен всем русским святым.
* красная подковка с тремя точками внутри указывает на великое славословие.
* такой же знак, но черный — указание на «шестерик,» то есть число стихир на Господи воззвах — 6 и канон на 6.
* отсутствие какого бы то ни было знака есть указание простой, будничной службы.
В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений — царский, то есть золотой или желтый всех оттенков. Это потому, что Христос — Царь Славы, а его служители знаменуют присутствие Царя в храме.
В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность.
В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя.
В праздники и дни памяти мучеников цвет облачений красный, в знак пролитой ими крови за веру Христову.
В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых цвет облачений зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков празднуется также день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим, потому что это цвет вечной жизни, животворения.
Постами цвет облачений бывает темный: темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. В черных одеждах обычно служат во дни Великого поста. Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, так как для христианина смерть является лишь переходом в иной мир. При этом испрашивается упокоение со святыми, облаченными в белые ризы.
Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения Господня, потому что он знаменует собою несозданный Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздников праздник — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. В некоторых храмах принято на пасхальной утрене на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. В этом есть смысл: игра цветов радуги соответствует полноте радости торжества из торжеств. Основной пасхальный цвет — красный с золотом.

2 января — Праведный Иоанн Кронштадский
15 января — Преподобный Серафим Саровский
17 января, 24 июня Преподобный Антоний Дымский
6 февраля — Святая блаженная Ксения Петербургская
12 февраля -Собор Трех Святителей
10 марта — Начало Великого поста
2 мая — Святая блаженная Матрона Московская
6 мая — Святой великомученник Георгий Победоносец
16 июня — День Святого Духа
23 июня — Начало Апостольского или Петрова поста
25 июня -Всех святых, в земле Российской просиявших
6 июля — Собор Санкт-Петербургских святых
18 июля — Преподобный Сергий, игумен Радонежский
2 августа — Святой пророк Илия
9 августа — Святой Великомученик целитель Пантелеймон
8 сентября -Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
13 ноября — Священномученик Иоанн Кочуров
19 ноября — Преподобный Варлаам Хутынский
21 ноября -Святой Архангел Михаил
26 ноября — Святитель Иоанн Златоуст
28 ноября -Начало Рождественского поста
6 декабря — Святой Александр Невский
13 декабря — Святой апостол Андрей Первозванный
19 декабря — Святитель Николай Мир Ликийский
Наверх
На главную страницу
На карту сайта

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

В связи с постоянно изменяющейся разницей между юлианским и григорианским календарями использующие григорианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI вв., а 8 января по новому стилю, в то время как церкви, использующие юлианский календарь, будут продолжать встречать этот праздник 25 декабря.

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь – юлианский.Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года.

Разница между датами юлианского и григорианского календаря, летосчислением по старому и новому стилю, по ходу исторического времени возрастает.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке – на 12 дней, в ХХ веке – на 13. В ХХI веке эта разница в 13 дней сохранится. Ведь 2000 год, первые две цифры которого кратны 4, несет следующему веку лишний день. Такого лишнего дня не будет в 2100 году: его первые две цифры не делятся на 4, и, значит, он не високосный. Так что в XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Вот они, «секреты» летосчисления по старому и новому стилю. Александр Сергеевич Пушкин, например, родился 26 мая 1799 года, а умер 29 января 1837 года.

Это даты старого стиля. А по новому стилю к дате пушкинского дня рождения прибавляется 11 дней (ведь это XVIII век), а к дате смерти уже в ХIХ веке – 12 дней. Вот почему годовщину со дня рождения Пушкина мы отмечаем 6 июня, а годовщину смерти – 10 февраля по новому стилю.

Или, скажем Февральская революция 1917 года в России. Если бы она исчислялась по европейскому, григорианскому календарю, то должна была бы называться Мартовской. И в самом деле: началась она в международный женский день 23 февраля (8 марта по новому стилю), а к утру 28 февраля (13 марта по новому стилю) Петроград полностью перешел в руки восставших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *