Явление христа картина

Явление христа картина

История создания картины

Идея картины возникла у художника ещё в молодости. Он хотел воплотить на полотне историческое значение христианства. Находясь в Италии, А. Иванов начал серьезно изучать религиозную живопись мастеров Возрождения.
Художник подчеркивал, что пишет именно историческую картину, а не просто религиозную. Он хотел представить евангельский сюжет как факт истории.
Реальные события, отражённые в картине, происходили в Палестине. Туда художник не смог попасть, но нашёл недалеко от Рима маленький городок Субиако, расположенный на высокой каменистой горе. Этот город своим обликом был удивительно похож на палестинские города.
Художник делал много набросков для своей будущей картины, сохранились эскизы местности, типажи людей, особенно евреев, которые тщательно изучал А.

Иванов, посещая синагоги и другие многолюдные места.
Когда был разрешён доступ в мастерскую художника, картина Иванова произвела настоящую сенсацию: казалось, весь Рим побывал здесь, и отзывы о картине были самыми восторженными. Но когда картину привезли в Петербург, художника ожидало некоторое разочарование: в общем полотно произвело сильное впечатление на общественность, но Академия художеств восприняла работу с некоторой холодностью, и не все современники смогли по достоинству оценить её новаторство.
Александр Иванов умер от холеры в том же году. После его смерти полотно было приобретено императором Александром II и отправлено в Румянцевский музей.
В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее в Москве. Это огромное полотно расположено в отдельном зале галереи.

Картина А. Иванова в зале Третьяковской галереи
В Русском музее представлен эскиз меньшего размера и эскизы фигур.

«Человечество на перепутье из физических сил в духовные» (А. Иванов)

Эта мысль художника легла в основу его грандиозного полотна.
На нём изображена сцена из первой главы Евангелия от Иоанна и третьей главы Евангелия от Матфея – крещение народа Иоанном Крестителем.
Художник показывает, как воспринимают происходящее разные группы персонажей картины. Зритель видит особенности каждого образа.

Александр Ива́нов «Явление Христа народу» (1837-1857). Холст, масло. 540 × 750 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Над всем земным – горний, небесный мир. К этому миру принадлежит одинокая фигура Христа, идущего к народу.

Как встретит Его народ? Христос – одновременно и часть гармоничного мира природы, и часть земного мира, наполненного человеческими страстями и страданиями.

В центре картины – фигура Иоанна Крестителя: его лицо вдохновенно, а воздетые руки с верой устремлены к приближающемуся Христу. Вот как сказано об этом в Евангелии от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Матф.3:1-5).
Композиция картины состоит из двух планов.

В левой части картины будущие апостолы: юный порывистый рыжеволосый Иоанн Богослов, спокойный и убеждённый в вере Андрей Первозванный, Пётр в раздумье. За спиной Петра – сомневающийся Нафанаил. Он как бы остановился в неуверенности: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Вся его поза выражает сомнение. Почти в центре полотна, слева от Иоанна Богослова, художник изобразил себя в синем плаще и серой шляпе с посохом в руке, смотрящим в сторону Христа.

В правой части картины изображены римские воины на конях и иудейские священники и фарисеи с непроницаемыми или хмурыми лицами – противники Христа. Один человек в ярком коричневом хитоне полуобращён к приближающемуся Христу как будто в порыве отойти от этой группы (считается, что образ этого человека написан с Н.В. Гоголя).
Между этими двумя полюсами – толпа людей. Как в любой толпе, здесь можно увидеть и праздное любопытство, и истинный интерес к происходящему.
Молодые и старые изображены вместе, как символ молодости и старости человечества, которые всегда идут рядом: в левой части картины старик и юноша выходят из воды. Юноша заинтересован словами Крестителя, он спешит выйти на берег; старик, опершись на посох, тоже увлечён проповедью, но пребывает в раздумье.
В центре полотна – группа «хозяин – раб», о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Величие христианства – в пробуждении Божественного начала в униженных душах.

Об авторе картины

С.П. Постников. Портрет А. А. Иванова
Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (1806-1858) – русский художник, представитель академического стиля в живописи.
Он родился в семье художника Андрея Ивановича Иванова, профессора Императорской Академии художеств. А. Иванов поступил в академию возрасте 11 лет. Учился под руководством отца. Совершенствовал своё мастерство в Германии и Италии.
В Италии А. Иванов занимался изучением и копированием художников Возрождения, усердно изучал Новый Завет с целью изобразить явление Мессии народу. Но прежде испытал себя в менее масштабном произведении, создав в 1834-1835 гг. «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835). Холст, масло. 242 × 321 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Иоан.20:17).
Эта картина имела большой успех и в Риме, и в Санкт-Петербурге: в 1836 г. художник удостоился за неё звания академика.
Данный успех прибавил бодрости художнику, и он принялся за главное дело своей жизни – создание огромного полотна «Явление Христа народу» («Явление Мессии»).
Творчество А. Иванова – пример самоотверженного служения искусству.

Христиане и язычники. Художник С.В. Иванов

⇐ ПредыдущаяСтр 56 из 78Следующая ⇒

В «Слове о полку Игореве» автор называет русских бойцов Даждьбожьими внуками, а князя Всеволода в миру величает «буй тур», а на поле брани «яр тур». Ярь – это энергетическая основа боя ярого.

Толковый словарь дает несколько значений слова «яр»:

1. Яр – сила, энергия (др. слав. и санскрит). Отсюда: ярость, ярый, боярин, языческие имена и названия: Ярослав, Ярмак и пр., яровые (т.е. всходящие под воздействием солнца), ярко (в смысле – светло) и пр., и пр.

2. Яр – брачные бои у самцов птиц и животных. Отсюда: ярка (молодая овца, корова), доярка, ярмо, ярманка – яром манить (понятие «ярмарка невест» сохранилось доныне, хотя они и не являются предметом купли, как овцы или коровы), наяривать – относится и к музыке, и к бою, и к танцу.

3. Понятие «крутой» – спуск, овраг, непредсказуемое, сильное, амплитудное действие бойца.

Существовали у русов особые – ярые воины, и данное положение перекликается с фактами существования мистических бойцов – фениев в кельтской истории. Уместно вспомнить в этом случае и описание магической воинской подготовки мифологического древнеирландского героя Кухулина, обученного женщиной-ведьмой. Тот владел исключительно «геройскими» приемами боя, которые были недоступны прочим воинам, напоминающими состояние самозабвенной яри.

Византийский историк Лев Диакон, относившийся к русам не очень приязненно, вынужден был признать: «Войска сражались с непревзойденной храбростью.

Росы, которыми руководили их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя, как одержимые».

Считается, что подготовленный в обрядовом танце боец мог в критической ситуации вступить в бой ярый – до полного уничтожения противника.

Особое значение имеет состояние «холодной ярости», включающей особые механизмы неистовой силы и нечувствительности к опасности и ранам, но не затмевающей сознания (в отличие от слепого неистовства скандинавских берсерков).

ПРИРОДНЫЕ ХОДЬБА И БЕГ

При этом виде ходьбы и беге удара ногой об землю не происходит. Человек не топчет и не бьет земли ногами, он скользит, течет, стелется по ней, сливаясь с миром Природы. Во время бега на стопы с пятки надо наступать мягко, как бы накатывая. Бежать не скачками, а скорее – скользить по земле, катиться. Данный бег позволяет перемещаться неслышно, сберегает силы и позволяет воину сохранять состояние внутренней невозмутимости.

ВОЛНОВАНИЕ

Существует и особая система движений, называемая волнованием. Основу ее составляют расслабленные, волнообразные, непрерывные движения всего тела: рук, ног, туловища и головы, составляющие в движении одно целое, так же как взаимосвязаны в нашем организме все системы и органы. Причем волны эти могут быть не заметны для окружающих до какой-то поры. Движения при волновании выполняются легко, без усилий. За счет этих движений происходят мягкая и безболезненная правка суставов, а также мягкий массаж всех тканей тела с восстановлением ощущения целостности всего человека.

ДОРОЖКИ СИЛЫ

Любопытны и те проверки-тренировки, которые показывают, насколько ты текуч и целостен. Это движения по так называемой дорожке силы, ведь «жизнь каждого течет своей дорогой». Эту дорожку человек «видит» или «намечает» даже среди плотного потока людей и идет по ней спокойно и расслабленно, ни с кем не сталкиваясь на своем пути и никому не мешая.

РАБОТА С «КУКОЛКОЙ»

«Куколка» – это отрезок бревна, гладкое «бревнышко», с которым работают для увеличения силы, ловкости и чуткости тела.

Размеры зависят от возраста, силы и подготовки занимающегося. Обычно подбирают бревно длиной на 10 см больше размаха плеч человека. Лучшие породы дерева для «куколки» – осина, вяз, ольха.

Рекомендуется хорошо разогреваться перед основной работой и не применять прямую становую силу спинных мышц и мышц поясницы. Используется свиля– подкручивание корпуса с приседанием и подхватом руками. До основных занятий с «куколкой» и после нее проводится обжига– обхлопывание всего тела до состояния «ровной наполненности» и покраснения.

Если подросток начинает работать с «куколкой» с 8 лет, то до полного освоения навыков ему необходимо будет, постепенно возрастая, пройти четыре этапа, разных по величине и сложности.

При освоении упражнений (подъемы, «обкатывания», подбрасывания, броски) вес постепенно утяжеляют путем смены бревнышка. Для усложнения забивают в него определенное количество гвоздей.

При освоении упражнений с третьей и четвертой «куколкой» в нее можно втыкать небольшой по длине нож. Нож втыкается в любое место «куколки», и теперь все упражнения повторяются. Задача занимающегося выполнять упражнения, не дотрагиваясь до ножа. Ножа может быть и два (до четырех).

В занятиях с «куколкой» важно не увлекаться и не терять контроль, иначе можно пораниться, – это является еще и тренировкой внимания и самообладания.

Традиционные боевые системы движений позволяют увидеть связь сознания и тела, показывают, как движение тела повторяет движение мысли. Они раскрывают способности к осознанию своей сопричастности с Природой, к управлению окружающим миром, в том числе противником, через управление своим телом.

Полотно написано в период с 1837 года по 1857 год, маслом на холсте в Италии.

Художник работал над ее созданием целых 20 лет и вложил в нее всю свою душу. В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея. Это не первое полотно Иванова, которое написано по библейским сюжетам.

«Явление Христа народу» ждали все, кто интересовался живописью. Полотно было заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.

Спустя год после того, как работа была окончена, Иванов повез картину в Санкт-Петербург. В Академии художеств происходила выставка, на которой полотно произвело не забываемое впечатления на всех, кто смог ее видеть. Через два месяца великий художник скончался. Он успел завершить дело всей его жизни.

Сразу же после смерти Иванова полотно было куплено императором Александром вторым. Он передал ее в дар Румянцевскому музею. После его расформирования картина была передана в Третьяковскую галерею.

На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем.

Но его крещение не несло за собой отпущение грехов. Иванов изобразил всех персонажей в точности с библейским описанием.

Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.

Вокруг Иоанна находится много людей в пестрых одеждах, среди них будущие апостолы, и ученики Христа. В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.

Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники и книжники. Также в правой части мы можем видеть «дрожащих» – это полуобнаженные люди, которые приняли омовение и ждут учения. На горизонте раскинулись красивые горы. Местность вокруг каменистая и лишь у воды растут деревья. Можно видеть на холме толпу людей, ожидающую крещения и слушающую пророка.

Полотно «Явление Христа Народу» стало не только делом жизни Иванова, но и историческим и религиозным достоянием нашей страны.

Картине «Явление Христа народу» в Третьяковской галерее посвящен отдельный зал. Ее автор художник Александр Иванов родился 28 июля (16 июля по новому стилю). Рассматривать полотно, над которым живописец работал почти половину своей жизни, можно часами. Картина переполнена тайнами и зашифрованными символами. На ней художник изобразил и себя, и своего хорошего друга писателя Николая Гоголя, а если присмотреться, то за ветвями деревьев можно разглядеть женский крестный ход.

Мы выбрали 10 факто о картине «Явление Христа народу», которые нужно знать.

1. Картину «Явление Христа народу» Александр Иванов писал в 20 лет – с 1836 по 1857. Работал над масштабным полотном художник в Италии, куда уехал для усовершенствования мастерства на средства Общества поощрения художников.

2. Для картины Иванов сделал более 600 эскизов с натуры. Художник задумал изобразить на лицах «весь ход обращения человека ко Христу».

Для этого Иванов много времени проводил в церквах, наблюдая за прихожанами. В Италии он искал натурщиков, напоминающих древних иудеев. Иванову было важно, чтобы люди получились «живыми». Если присмотреться к купающимся возле реки Иордан, действительно, ни одна эмоция, ни одно выражение лица не повторяются.

3. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (1: 29–31) и третьей главе Евангелия от Матфея (3: 1-17).

4. Из-за скрупулезности, с которой Иванов подходил к созданию картины, сроки выполнения работы затягивались (предполагалось, что он поедет в Италию на четыре года). Художника даже обвиняли в лени. Однако Иванов на критиков не обращал внимания, и даже, несмотря на свое ухудшавшееся зрение и проблемы с финансами, живописец не стал ускорять работу в ущерб качеству.

Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1857

5. Центром композиции, к которому притягивается взгляд зрителя, является Иоан Креститель. Он указывает на Спасителя

6. Фигуру Христа делит линия горизонта. Возможно, художник хотел показать, что Спаситель находится одновременно и на земле и на небе. Еще одна любопытная деталь: Христа как бы отделяют от всех остальных крест и копье в руках одного из легионеров. Эти предметы являются символами предстоящей казни.

7. На картине Иванов изобразил своего друга писателя Николая Гоголя. Он находится ближе всех ко Христу, а его терракотовая накидка перекликается по цвету с одеянием Спасителя. Правда, сходство с писателем более заметно на отдельном этюде. Вероятно, таким близким расположением автора «Мертвых душ» ко Христу, художник хотел показать духовность Гоголя. Кстати, писатель приезжал к Иванову в Италию. Он отмечал, что художника спрятался от людей и не выходит из мастерской, проводя все время в работе.

8. На картине можно найти и портрет самого Иванова. Художник изобразил себя в виде странника в синей накидке в тени Иоанна Крестителя

9. Закончил работу над полотном Иванов в 1957 году. Картина получилась огромная – 5,5 на 7,5 метров. О масштабной работе художника уже были наслышаны, но купить картину никто не мог, потому что она была сделана по заказу Академии художеств. Коллекционер Павел Третьяков купил эскизы к картине. После смерти Иванова «Явление Христа народу» купил император Александр II и подарил ее Румянцевскому музею. В Третьяковку картина попала в 1925 году.

10. «Явление Христа народу» стала картиной всей жизни Александра Иванова. После выставки картины и подготовительных этюдов к ней в Петербурге художник заболел холерой. Иванов скончался спустя шесть недель после открытия выставки в июле 1858 года в возрасте 51 года. Организм художника был ослаблен сложной работой, плохим питанием и тяжелым переездом из Италии. Мечта художника поехать в путешествие на восток так и не успела осуществиться.

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски!

Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *