Ярославль церковь Ильи пророка

Ярославль церковь Ильи пророка

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

  • Вид на храм с Советской площади

  • Вид с северо-западной стороны

  • Алтарная апсида

  • Церковь Ильи Пророка на памятной монете

  • Фреска «Отечество»

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание.

Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода. Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события. Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол. Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем. К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси. Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году. Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями. Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых. К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания. Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской. А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова. Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла. В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью. На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие». Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека. Нельзя не сказать и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа.

Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля. Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров. Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка. В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Материалы, похожие на работу «О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове»

История русской Архитектуры— Реферат

АРХИТЕКТУРА ВИЗАНТИИ В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию …
ХрамПокрова на Нерли близ Владимира (1165 г.)-наиболее совершенное творение владимирских зодчих в его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не …
Постройкасобора началась в 1472 г. С весны стали заготовлять камень, а в апреле копать рвы для фундамента….

Похожие работы

Русская архитектура XVII века— Реферат

Средняя школа № 12 РЕФЕРАТ Русская архитектура XVII века г. Оренбург 2004 Введение. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России …
Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.
Они вошли в сокровищницу нашего древнего искусства и занимают место в ряду с прославленными памятникамизодчества Москвы, Ярославля, Углича, Ростова, Костромы, Рязани и других … …

Похожие работы

Соборы и церкви московского Кремля— Реферат

Соборы и церкви Кремля (Соборная площадь. Кремль) Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит …
Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший …
Добавленные в конце XVI века десятый придел над могилой юродивого Василия Блаженного, а в XVII столетии колокольня и великолепные шатровые крыльца усилили силуэт этого сложного по … …

Похожие работы

Храмы Живоначальной Троицы в Москве— Реферат

Храмы Живоначальной Троицы в Москве Валентина Шарова Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной княгини Ольги …
Одновременно с этим храмом сооружался на Красной площади храм-памятникПокрова на Рву.
В конце XVI в. Борис Годунов в своей вотчине в селе Хорошеве построил храм Троицы Живоначальной по образцу Малого собора Донского монастыря….

Похожие работы

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры— Реферат

Царские усадьбы XVII в. и их место в истории русской архитектуры Бусева-Давыдова И. Л. Вряд ли можно найти фундаментальную работу по истории …
Большинство городских московских храмов XVII в. возводилось на средства посадского населения, и хотя царь финансировал постройку отдельных церквей на посаде, они не могли …
Аналогичные по решению внутреннего пространства памятники получили определенное распространение в русском зодчестве конца XVII в.; среди них можно назвать городской Успенский собор … …

Похожие работы

Культура эпохи средневековья— Реферат

Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра истории отечества и культуры Реферат на тему: Культура эпохи средневековья Выполнил …
Рост Русского государства и национального самосознания после свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятникахXVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и … …

Похожие работы

Русское зодчество— Реферат

Содержание Введение 2 1. Музей-заповедник «Кижи» 3 2. Обонежье 13 Литература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия …
В лучших памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской народной архитектуры.
И именно прионежские мастера и плотники, работавшие в Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые моти-вы декоративной обработки церквей и … …

Похожие работы

Московский Кремль— Реферат

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Кремль. 2. Стены и башни Кремля. 2.1. Водовзводная башня. 2.2. Боровицкая башня. 2.3. Комендантская башня. 2.4. Оружейная башня. 2.5 …
В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В начале XVI века его из-за тесноты pазобpали и освободили место для постpойки более обшиpного хpама….

Похожие работы

Каменное зодчество Литвы XIII — XVIII веков— Реферат

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Факультет: «История мировой культуры» ТЕМА: КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО …
В конце XIV — первой половине XV века на литовские храмы стали оказывать влияние замковая архитектура и готические храмы Францисканского ордена и
С первых десятилетий XVI века ренессансный стиль в литовской архитектуре развивается под влиянием итальянского, а позже нидерландского и немецкого зодчества, сохраняя вместе с тем … …

Похожие работы

Деревянное зодчество. Кижи, Обонежъе— Реферат

Реферат на тему : Деревянное зодчество, Кижи, Обонежье Обонежье Широко и далеко разнеслась по земле слава Кижского погоста. Величаво его многоглавие …
В лучших памятниках шатрового зодчества во всю силу звучит героическая тема русской народной архитектуры.
Петербурге, первыми привнесли в народное деревянное зодчество Олонецкого края новые мотивы декоративной обработки церквей и крестьянских изб — барочные иконостасы и фигурные … …

Похожие работы

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов— Реферат

Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов. Майничева А. Ю. Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи …
Влияние же работ итальянских архитекторов на сибирское православное церковное зодчество не столь очевидно, но анализ некоторых построек позволяет выделить некоторые основные мотивы …
Баландин С.Н. Каменный Софийский (Успенский) собор — памятникархитектуры Тобольска // Памятники истории и архитектуры Сибири….

Похожие работы

Монастыри по кремлёвскому типу— Реферат

Из истории Московского Кремля В конце XV века, во времена правления Ивана Грозного, Москва из главного города одного из многочисленных государств …
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных шатровых церквей и …
Какой бы архаичный и скромной ни показалась архитектура Малого собора в сравнении с Успенским собором Аристотеля Фиораванти, Архангельским Алевиза Нового и с шедеврами каменного … …

Похожие работы

Историография русского церковного искусства— Реферат

Историография русского церковного искусства Квливидзе Н. В. История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от …
С 1846 г. начинается издание выпусков «Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества» (1846-1855), в которых публиковались памятники древнерусской архитектуры.
Такой подход к анализу памятниковзодчества, их пространственных форм и характера декора, позволил объяснить наблюдающиеся стилистические тенденции не столько эволюцией … …

Похожие работы

Казанский собор— Реферат

Казанский собор — неотъемлемая часть Санкт-Петербурга Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик …
К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению «чудотворной …
Казанский собор — один из первых памятниковархитектуры классицизма, в оформлении фасадов которого большое место занимают произведения скульптуры….

Похожие работы

Барокко в русской архитектуре— Реферат

Барокко в русской архитектуре Реферат по дисциплине «Культурология» выполнил студент 2-го курса гр.

3212 Кирсанов Эдуард Александрович Московский …
Самым значительным памятником его является московская церковь Покрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненными пропорциями, применением во внешней отделке таких …
Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, восходящего к московской церкви в Никитниках, особенно ярко проявилось в постройках конца ХVII — начала XVIII в., обычно … …

Похожие работы

Андреевский Собор— Реферат

Содержание Введение………………..4 Историческая справка…………….4 Трехсвятительная церковь………….9 Каменный Собор …
Так, в 1848 году при устройстве приделов к Андреевскому собору, во рвах, вырытых под фундаменты, находили не только человеческие кости, но и довольно хорошо сохранившиеся гробы.
«Памятникархитектуры ХУШ века….

Похожие работы

Проект областного бюджета Ярославской области— Реферат

смотреть на рефераты похожие на «Проект областного бюджета Ярославской области» Справочник Ярославская область: официальная и деловая Содержание …
Собор объединяет собой пятиглавый храм, колокольню, шатровый придел и бесстолпный придел.
Из сохранившихся построек наибольший интерес представляют Никитский собор (XVI в.), церковь…

Похожие работы

… на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга— Реферат

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения. Выпускная …
Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о …
Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание отличить храмы и соборы от других архитектурных построек….

Похожие работы

Духовная культура древней Руси в поисках святости— Курсовая работа

Духовная культура древней Руси в поисках святости Скворцова А. Н. Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу.. А. С. Пушкин Древняя …
Архитектурные детали построек, декор как воплощение единой храмовой идеи.
Храм — памятникархитектуры или нечто большее?…

Похожие работы

История Москвы X-XX века— Реферат

История Москвы X-XX века Кому незнакомо имя Кремля — древней твердыни Москвы? Здесь то ядро, в котором зародилась Россия, вокруг которого она …
Зубчатые стены со стрельницами, окруженные глубокими рвами, придавали Кремлю грозный, величественный и красивый вид, который еще с большей яркостью обрисовывался на темном грунте …
Несмотря на то, что этот дворец каменный, по своему устройству и расположению он вполне представляет собой тип деревянных жилых хором и является чрезвычайно интересным памятником … …

Похожие работы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *