Ярослава имя при крещении

Ярослава имя при крещении

>Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)

Содержание

Святой Благоверный князь Ярослав Мудрый, дата памяти 5 марта

Среди святых, нареченных этим именем — святой благоверный князь Ярослав Мудрый. Он родился в 978 году и был сыном Великого князя Владимира и княжны Рогдены. Равноапостольный князь Владимир назначил на княжение своего сына Ярослава в Ростов, в это время Ярослав, прозванный в народе Мудрым, основывает на месте поселения Медвежий Угол город Ярославль, а также церковь Илии пророка. Через несколько лет, отец перевел его в Новгород, а уже после смерти князя Владимира начались междоусобные войны. Как известно, старший сын Святополк убил своих братьев святых Бориса и Глеба, и уже мечтал устранить и Ярослава. Но тот после 3-х месячного противостояния, все же одержал победу над войсками Святополка. Став великим Киевским князем, Ярослав правил совместно со своим братом Мстиславом. Наивысшего расцвета во время правления Ярослава Мудрого достигла Киевская Русь, возводилось множество храмов, главный из которых — Киево-Софийский, а также Софийский собор.

Помимо этого еще одно важнейшее событие ознаменовало его правление — открытие мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Их благоговейно перенесли в храм святого Василия в Вышгороде. Он же установил и день почитания этих святых. Многое он сделал и для развития книжного дела на Руси, была открыта первая библиотека при Киево-Софийском соборе, широко проповедовалось Евангелие среди простого народа. Для этого он назначил жалование священнослужителям во многих городах Руси. Он же основал свод законов Киевской Руси «Русская правда». В 1054 году он отошел ко Господу.

Имя Ярослав в православном календаре (Святцах). Когда именины ярослава

Значение имени Ярослав : «славный своей жизненной силой» (слав.)

Ярослав умен и настойчив. Однако иногда подвержен чужому влиянию, общественное мнение очень важно для него. Ярослав видит себя таким, каким видят его все окружающие. Он постоянно стремится приспособиться, подстроиться под обстановку. Всегда пытается стать таким, каким его хотели бы видеть окружающие. Своего же мнения на этот счет у него нет. Он считает, что друзьям и знакомым виднее со стороны.

Сам по себе Ярослав уравновешенный и спокойный человек. У него в характере вспыльчивости, он не обидит резким словом, он не заносчив, не хвастлив. Поэтому друзей у него довольно много. Однако Ярослав достаточно упорный и порой не уступает ни в чем. Любит подшутить, сказать острое слово. Если всех окружающих незнакомых людей это настораживает, то его друзья к этому со временем привыкают. У него в характере присутствует некоторая эгоистичность, но это никогда практически не заметно. Он всегда приветлив с людьми. Вся жизнь Ярослава заранее распланирована им самим. Он знает, каких целей ему хотелось бы достичь, какую жизненную позицию он будет занимать.

Другие формы имени Ярослав: Ярик, Яр, Яся, Рик.

Ярик, милый, дорогой,
Поздравляю от души,
Ты улыбчивый такой,
Веришь свято ты в мечты.

Ярослав, тебе желаю,
В день твой светлый лишь добра,
Пусть желанья оживают,
Не грусти ты никогда.

К многочисленным проблемам
Он решение найдет,
Все решит и все разрулит,
За собой всех поведет,
Ярослав наш — явный лидер,
Ставим мы его в пример,
Он силен, красив и виден,
И галантный кавалер.
Пожелаем Ярославу
Сил и счастья, и побед,
Пусть идет к мечтам и целям
Без препятствий и без бед!

Поздравляю, Ярослав. Желаю всегда оставаться сильным, умным, красивым, добрым, чутким, проницательным, открытым, обаятельным, целеустремлённым и непобедимым. Желаю, тебе, Яра, здоровья, большого успеха, достойных побед и красивых историй со счастливым концом.

Ярослав, тебя сегодня
Поздравляю я любя.
Будет пусть красивой, ровной
Тропка жизни вся твоя.

Каждый день пусть будет в радость,
Дарит счастье каждый миг.
Чтобы все, о чем мечтаешь,
Обязательно достиг.

Пусть здоровьем тело дышит,
От любви поет душа.
Чтобы крикнуть мог всегда ты:
» До чего жизнь хороша!».

Поздравляем Ярослава
И сказать хотим немало,
Ведь в словах не передать
И всего не пожелать.

Будь ты счастлив, Ярослав,
Покоряй прекрасных дам,
Будь примером для юнцов,
Будь во всем ты молодцом.

Мы тебя все уважаем,
От души тебе желаем,
Чтоб нашел свое призванье,
Ждет тогда тебя признанье.

Сегодня праздник яркий, очень светлый,
С которым я поздравить Ярика спешу,
Будь добрым, милым, и со всеми честным,
Тебе я счастья пожелать хочу.

Пускай проблемы и невзгоды,
Не потревожат никогда тебя,
Отбрось сегодня все заботы,
Тебя сердечно поздравляю я!

Ярослав, тебя сегодня
Поздравляют все друзья.
Ни одна из встреч веселых
Не проходит без тебя.

Оставайся очень сильным,
Умным, пылким, как всегда.
Пусть уныние и беды
Не тревожат никогда.

Яркиий, светлый, чистый день,
С ним тебя я поздравляю.
Пусть он будет без проблем,
Ярослав, тебе желаю.

Загляни в колодец счастья,
Утони в волне любви.
И пускай уйдут ненастья,
Полной грудью ты вздохни.

Прилетел тут голубок
И принес он поздравок.
Поздравок тот от друзей
Прочитай его скорей.

Ярослав наш парень славный.
День рожденья у него!
Принимай же поздравленья,
Не забыть бы ничего.

Чтоб море счастья не иссохло,
Источник силы не иссяк,
Друзей побольше самых верных,
Чтоб было на кого опору возлагать.

Поздравить рады Ярослава!
Спокойной трезвостью ума
Умеет он обдумать здраво
Все очень сложные дела.

Уравновешен и размерен.
Легко организует всех.
Все эти качества в работе
Пусть принесут тебе успех!

В спокойной теплой атмосфере
Хотим тебе мы пожелать,
Своею мудростью от Бога
Своей вершины достигать.

Ярослав — «славный жизненной силой»,
Обладай же судьбою счастливой,
Получай весь успех в свои руки,
Не узнай ни тревоги, ни скуки!

Пусть друзья лишь хорошими будут,
А проблемы вдруг путь позабудут
Пусть к уютному теплому дому!
Будет так, и никак по-другому!

Поздравлений: 26 в стихах, 6 в прозе.

Ярослав — старославянское iur + slava — славящий Ярилу; славный, сильный.

Именины Ярослава по церковному календарю:

  • 5 марта: Ярослав Мудрый, князь.
  • 3 июня: Ярослав Константин) Святославич Муромский, князь

Характеристика имени Ярослав

Ярослав — крайне восприимчивый ребенок, реагирует даже на смену погоды. Он капризничает, часто проливает слезы без видимой причины. Ему нужно постоянное внимание родителей, их ласка, забота. От родителей Ярослав сильно зависит, долгое время привязан к ним. Он любит, чтобы ему рассказывали на ночь сказки, пели колыбельные.

В школе Ярославу нравится, учеба дается ему легко. Он — способный мальчик, очень начитанный, остро воспринимающий окружающий мир. Ему нужны поддержка и терпение. Замечания, грубости, окрики сразу вызывают у Ярослава слезы и обиду. Он с удовольствием изучает литературу, биологию, химию. Любит находиться в центре внимания, но как привлекать это внимание не знает. Ярослав наивен, совершенно не умеет лгать и не видит в этом никакой необходимости. Физически он слаб, стесняется своей фигуры.

Ярослав честолюбив, но не уверен в себе. Он не считает свои способности выдающимися, тщательно продумывает свои слова и действия. Ярослав не умеет проигрывать, жизненные затруднения пугают его, выбивают «из седла». Однако он способен собраться и продолжить борьбу. Ярослава часто мучают сомнения, он занят поисками смысла жизни. Он станет хорошим философом, психологом, священнослужителем, детским врачом, учителем. Ярослав также будет оригинальным писателем или музыкантом, ученым или исследователем.

Друзей у Ярослава немного. Он неохотно идет на контакт, не особо разговорчив. Он не любит ссор, но болезненно реагирует на критику. У Ярослава глубоко развито чувство собственного достоинства — если его задеть, то реакция будет непредсказуемой. Он может внезапно выйти из себя, удариться в истерику, оскорбить. Ярослав не умеет прощать, обиды запоминает надолго и, при случае, обязательно отомстит. С близкими людьми он откровенен, старается им помочь, поддержать. Ярослав сильно подвержен чужому влиянию, его легко переубедить.

Отношения с женщинами у Ярослава складываются неоднозначно. Его нежность, загадочность, склонность к философствованию привлекает представительниц противоположного пола. Он способен к решительным действиям, очень чувственен, сексуален. Порой ухаживания Ярослава чересчур назойливы, он любит говорить комплименты, дарить цветы, часто назначать свидания. Сам Ярослав хронически не переносит агрессивных женщин, ему нравятся спокойные, мягкие, податливые. Часто первая любовь Ярослава остается его последней любовью. Он из той редкой категории мужчин, которые способны всю жизнь хранить верность одной женщине. Ярослав будет хорошим мужем, много внимания будет уделять семье. Он заботится о воспитании детей, старается стать им другом, понять их. Ярослав — замечательный хозяин.

Именины Ярослава отмечаются три раза в год.

В зависимости от того, в честь кого был крещен человек, он отмечает день ангела в определенный день.

Именины Ярослава по церковному календарю

Ярослав — изначально имя мужчины, известное с Киевской Руси. Так был назван сын Владимира Святителя, князь Муромский, а также протеиерей Савицкий.

Только недавно появилась женская форма этого имени. В отличие от мужского, девочка не празднует именины. При крещении она должна получить другое имя, соответственно, небесный покровитель у нее будет другой.

Именины у мужчины проходят 5 марта, 3 июня и 8 декабря в честь того святого, чье имя носит человек. У женщины, соответственно, в день памяти почитания выбранной для крещения святой покровительницы.

День ангела Ярослава

Ярослав празднует свой день ангела три раза в год. 5 марта — ярильный день, день «яркого», «сильного» и «славного» святого Ярослава Мудрого или Яроши по старославянскому календарю и значению.

В язычестве Ярослав означало «ярь» — плодородный и животворящий мощь. Есть также вариант перевода слава, целеустремленный, стойкий.

Женщина с этим именем называется Ярославой. Имя обозначает доброжелательность, прямоту и щедрость.

День ангела женщина с этим именем не празднует. Она выбирает себе другое православное имя и принимает крещение с ним. Соответственно, день ангела празднует в день именин выбранной святой.

Что значит имя Ярослава для девочки

Девочка Ярослава отличается доброжелательностью и активностью. Поскольку ее имя обозначает сильная, славная и яркая, она обладает перечисленными характеристиками. Также она умеет постоять за себя и не дает в обиду другим, служит защитницей правды и справедливости.

Девочка — лидер по натуре и ее часто просят о помощи сверстники. Она является послушным ребенком и часто радует родителей своими успехами. Является обязательной, усидчивой и активной. Если она что-то обещает, то прикладывает все, чтобы выполнить обещанное.

С удовольствием ходит на разные секции для выплескивания внутренней энергии, является отличной старостой в классе, хотя ей особо эта роль не нравится. Ей очень нравятся экстремальный спорт, танцы и гонки.

Отличается высокой любознательностью. Ей нужно всегда и во всем быть в центре внимания, знать все тонкости и суть дела. Также Ярослава очень любит шумные вечеринки, с удовольствием сама их устраивает. Никогда не бывает одиночкой, поскольку у нее много друзей. Ей нравится заводить новые знакомства, дарить людям внимание и делать щедрые подарки.

Главная миссия Ярославы по жизни — чтобы все люди, окружающие ее, был счастливы, как и она сама. Кроме того, она старается осчастливить животных и часто по жизни становится ветеринаром. Также она может стать удачливым и добросердечным врачом.

Свое жизнелюбие она любит показывать людям, пытаясь сделать их такими же, как и она. Поэтому Ярослава становится прекрасным психологом, хоть и не по профессии, но по жизни. У нее получается налаживать контакты и устанавливать тонкую родственную связь с незнакомыми людьми, добиться их открытости по отношению к ней.

На здоровье Ярослава не жалуется. Оно у нее крепкое благодаря высокому жизненному тонусу и физической активности. Обычно слабое место у нее — область кишечника и бронхов. Ей нужно следить за питанием и стараться долго не находиться на морозе. Также могут быть проблемы с сердцем. Чрезмерные нагрузки для нее нежелательны.

Икона Ярослава женская

В православии нет женской иконы Ярославы , поскольку девочкам не дают имена святых мужских сподвижников христианства. Поэтому часто девочке подбирают другое христианское имя для крещения, смежное, и всю жизнь она живет с другим именем, празднуя свой день ангел в другой день, отличный от мужского дня почитания Ярослава.

Ярослав Мудрый день памяти

Князь Ярослав является одним из сыновей Владимира Красно-Солнышко, канонизируемого князя, который освятил Русь и крестил ее.

Ярослав, как и его отец, занял при жизни роль распространителя христианства, создав в столице Киевской Руси два монастыря, а также Софийский собор, где появилась первая публичная библиотека, куда поступали переводы рукописных христианских книг.

В целом, князь после своего восшествия на престол, сделал из Руси могущественное государство, с которым считалась Польша, Венгрия, Норвегия и Франция. Поэтому его почитают не только христиане, но и другие люди.

Ярослав — исконно мужское имя, которое до недавнего времени оставалось именем для мальчика. Сегодня это еще и женское имя. Однако в православии этого женского имени не признают, поэтому, в отличие от мужчин, женщины с этим именем не празднуют именины и день ангела, а принимают крещение под другим именем.

По одной версии: «славящая Ярилу» (бога солнца), по другой: «сильная, яркая, славная». Имя славянского происхождения.

Имя и характер

Это чрезвычайно активная, любознательная и общительная девочка. Развивается быстро, схватывает все на лету. Обладает неиссякаемым оптимизмом и дружелюбием. Ярослава упряма, но, тем не менее, способна признавать свои ошибки. С учебой проблем не бывает, она всегда помогает друзьям, если к ней обращаются за помощью. Ей свойственна врожденная честность, правдивость, эти качества она сохраняет, став и взрослой девушкой.

Характер Ярославы не меняется с возрастом, она самостоятельна, прекрасно учится в вузе. Обладает веселым нравом, умна, проницательна, иногда любит много говорить. Обладает чувством юмора, но критиковать ее рискованно — может и обидеться. Умеет обращаться с деньгами, никогда не транжирит их налево и направо. Любит развлечения и всякого рода встречи, обожает быть в центре событий.

Для создания семьи Ярослава ищет зрелого и понимающего партнера и может пожертвовать многим ради семейного благополучия. Она хорошая хозяйка, можно сказать домашняя преданная жена. Очень ревнива, поэтому в компании всегда рядом с мужем. Впрочем, как правило, ей везет с супругом, и в семье она лидер.

Именины Ярославы

Ярослава в церковном календаре не значится. В таком случае при крещении дают второе имя близкое по звучанию и по нему отмечают именины.

Когда по церковному календарю именины Ярослава : 3 июня – Ярослав Святославович Муромский, князь.

Характеристика именинника Ярослава:

Из старославянского языка – славный своей жизненной силой.

Имя наделяет своего владельца добротой, чувствительностью и душевной щедростью. К людям Ярослав доброжелателен, для друзей готов на многое. Он не склонен скользить по верхам, желает докопаться до подлинной сути событий и явлений. Вопрос «В чем смысл жизни?» для Ярослава вовсе не является риторическим, он искренне интересуется тайнами мироздания, любит философствовать. По натуре это человек чувствительный и утонченный, даже сентиментальный — обожает природу, добр к детям и животным. Он не конфликтен, но если задеты его сокровенные чувства, попрано то, что он считает святым, Ярослав может проявить теневые стороны своей натуры — мстительность и жестокость.

Своей стезей может выбрать науку или религиозное служение. Но даже будучи простым рабочим, проявляет к профессии подлинный интерес и талантлив в своем деле. С удовольствием поможет друзьям и коллегам и словом, и делом, но сам не каждого допускает в свой внутренний мир. По настоящему раскрыться может лишь перед любимым человеком. В любви он романтик: чувствителен, раним. Щедро способен откликнуться на истинное чувство, а вот предательство и неверность не прощает. Поэтому свою вторую половинку может либо искать очень долго, либо влюбится сразу — как в омут с головой кинется. Если жена старается щадить его чувства, способна подстроиться под мужа, то союз окажется счастливым. В противном случае Ярослав может скоро разочароваться в своей избраннице.

Поздравление с именинами Ярослава:

Не забывайте отмечать именины Ярослава и поздравлять Ярослава с днем ангела.

Позвольте, Ярослав, вам сказать:

Вы заслужили уваженье

Упорством цели достигать,

И не терять души веселья.

Пусть также будет остр ум,

Пускай идут успехи в ногу,

И не тревожит ваших чувств

Печаль, тоска или тревога.

Добра и счастья, Ярослав,

Тебе я искренне желаю,

И в Именины поздравляя,

Спешу сказать: «Всегда ты прав.

И мудр, мой друг. Ты нам примером,

Бесспорно, можешь послужить.

Так будь во всём ты только первым,

К мечте стремись, к мечте лети!»

К Вам пускай бежит стремглав

Счастье в этот час

Дорогой наш Ярослав,

Поздравляем Вас!

Пусть приходит к Вам домой

Радость и удача,

Пусть всё будет – рай земной

Благоверный князь Яросла́в Мудрый

Яро­слав I, в Кре­ще­нии Ге­ор­гий (Юрий), Вла­ди­ми­ро­вич, Муд­рый (ок. 978–989 – 1054), бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ки­ев­ский. Па­мять 4 мар­та (20 фев­ра­ля) в день кон­чи­ны.

По раз­ным дан­ным ро­дил­ся меж­ду 978 и 989 го­да­ми, был вто­рым сы­ном рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра от по­лоц­кой княж­ны Ро­г­не­ды. По неко­то­рым све­де­ни­ям, в дет­стве он стра­дал от па­ра­ли­ча ног, ко­то­рый про­шёл в 988 го­ду, но оста­лась хро­мо­та.

Кня­же­ние при жиз­ни свя­то­го Вла­ди­ми­ра

Еще при сво­ей жиз­ни про­из­ве­дя пер­вый раз­дел зе­мель меж­ду сы­но­вья­ми, свя­той Вла­ди­мир по­са­дил де­вя­ти­лет­не­го Яро­сла­ва в Ро­сто­ве. В 1011 го­ду, ко­гда Яро­слав кре­стил Вол­гу, язы­че­ские жи­те­ли уро­чи­ща Мед­ве­жий угол вы­пу­сти­ли про­тив него «Свя­тую Мед­ве­ди­цу», но князь, во­ору­жен­ный се­ки­рой, одо­лел зве­ря.

В 1012 го­ду, по смер­ти стар­ше­го сы­на Вы­ше­сла­ва, свя­той Вла­ди­мир пе­ре­вел Яро­сла­ва на кня­же­ние в Нов­го­род, ми­но­вав стар­ше­го, Свя­то­пол­ка, ко­то­рый был то­гда под гне­вом от­ца. Став кня­зем Нов­го­род­ским, Яро­слав хо­тел по­рвать за­ви­си­мость от Ки­е­ва и стать неза­ви­си­мым го­су­да­рем об­шир­ной Нов­го­род­ской об­ла­сти. Он от­ка­зал­ся в 1014 го­ду пла­тить от­цу еже­год­ную дань в 2000 гри­вен, как де­ла­ли все по­сад­ни­ки нов­го­род­ские. Его же­ла­ние сов­па­да­ло и со стрем­ле­ни­ем нов­го­род­цев, ко­то­рые тя­го­ти­лись на­ла­га­е­мой на них да­нью. Яро­слав был недо­во­лен еще и тем, что отец ока­зы­вал пред­по­чте­ние млад­ше­му его бра­ту, Бо­ри­су. Раз­гне­вав­шись на Яро­сла­ва, Вла­ди­мир го­то­вил­ся лич­но ид­ти про­тив него, но вско­ре за­бо­лел и умер. Яро­слав же тем вре­ме­нем на­нял дру­жи­ну ва­ря­гов для пред­сто­я­щей борь­бы.

Меж­до­усоб­ные вой­ны

Ве­ли­ко­кня­же­ским сто­лом за­вла­дел стар­ший в ро­де Свя­то­полк Ока­ян­ный, ко­то­рый, же­лая сде­лать­ся еди­но­дер­жав­ным пра­ви­те­лем всей Ру­си, умерт­вил через на­ем­ных убийц трех бра­тьев – стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба, а так­же Свя­то­сла­ва. Та­кая же опас­ность гро­зи­ла и Яро­сла­ву, но он, пре­ду­пре­жден­ный сест­рой Пред­сла­вой, сам по­шел на Ки­ев. Преж­де это­го Яро­слав был в ссо­ре с нов­го­род­ца­ми за то что ча­сто под­дер­жи­вал ва­ряж­скую дру­жи­ну в ее кро­ва­вых стыч­ках с на­се­ле­ни­ем го­ро­да, но те­перь нов­го­род­цы лег­ко со­гла­си­лись ид­ти вме­сте с ним про­тив бра­та. Со­брав ты­сяч 40 нов­го­род­цев и несколь­ко ты­сяч ва­ряж­ских на­ем­ни­ков, Яро­слав дви­нул­ся про­тив Свя­то­пол­ка, при­звав­ше­го се­бе на по­мощь пе­че­не­гов. Яро­слав одо­лел Свя­то­пол­ка в ярост­ной се­че под Лю­бе­чем, всту­пил в Ки­ев, и за­нял ве­ли­ко­кня­же­ский стол в 1016 го­ду, по­сле че­го щед­ро на­гра­дил нов­го­род­цев и от­пу­стил их до­мой. Бе­жав­ший Свя­то­полк воз­вра­тил­ся с пол­ка­ми сво­е­го те­стя, поль­ско­го ко­ро­ля Бо­ле­сла­ва Храб­ро­го, а так­же с дру­жи­на­ми нем­цев, вен­гров и пе­че­не­гов. В 1017 или 1018 го­ду Яро­слав был раз­бит на бе­ре­гах Бу­га и бе­жал в Нов­го­род. Он го­тов был от­плыть в Скан­ди­на­вию, но нов­го­род­цы по­ру­би­ли кня­же­ские ла­дьи и скло­ни­ли Яро­сла­ва про­дол­жить борь­бу. С но­вым боль­шим вой­ском он раз­бил на­го­ло­ву Свя­то­пол­ка и его со­юз­ни­ков-пе­че­не­гов на ре­ке Аль­те в 1019 го­ду, на том же ме­сте, где был пре­да­тель­ски убит его брат свя­той Бо­рис. Свя­то­полк бе­жал в Поль­шу и по до­ро­ге умер, а Яро­слав в том же го­ду стал ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским. Те­перь он проч­но утвер­дил­ся в Ки­е­ве и, по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца, «утер по­та со сво­ею дру­жи­ной».

В 1021 го­ду пле­мян­ник Яро­сла­ва, князь Бря­чи­слав Изя­с­ла­вич По­лоц­кий, объ­явил при­тя­за­ния на часть Нов­го­род­ских об­ла­стей. По­лу­чив от­каз, он на­пал на Нов­го­род, взял и раз­гра­бил его. Услы­шав о при­бли­же­нии Яро­сла­ва, Бря­чи­слав ушел из Нов­го­ро­да со мно­же­ством плен­ни­ков и за­лож­ни­ков. Яро­слав на­гнал его в Псков­ской об­ла­сти, на ре­ке Су­до­ме, раз­бил его и осво­бо­дил плен­ных нов­го­род­цев. По­сле этой по­бе­ды Яро­слав за­клю­чил с Бря­чи­сла­вом мир, усту­пив ему Ви­теб­скую во­лость с го­ро­да­ми Ви­тебск и Усвят. Ед­ва окон­чив эту вой­ну, Яро­слав дол­жен был на­чать бо­лее труд­ную борь­бу со сво­им млад­шим бра­том Мсти­сла­вом Тму­та­ра­кан­ским, ко­то­рый тре­бо­вал от него раз­де­ла рус­ских зе­мель по­ров­ну, и по­до­шел с вой­ском к Ки­е­ву в 1024. Яро­слав в то вре­мя был в Нов­го­ро­де и на се­ве­ре, в Суз­даль­ской зем­ле, где был го­лод и силь­ный мя­теж, вы­зван­ный волх­ва­ми. В Нов­го­ро­де Яро­слав со­брал про­тив Мсти­сла­ва боль­шое вой­ско и при­звал на­ем­ных ва­ря­гов под на­чаль­ством знат­но­го ви­тя­зя Яку­на Сле­по­го. Вой­ско Яро­сла­ва встре­ти­лось с ра­тью Мсти­сла­ва у ме­стеч­ка Лист­ве­на, близ Чер­ни­го­ва, и в же­сто­кой се­че бы­ло раз­би­то. Яро­слав сно­ва уда­лил­ся в свой вер­ный Нов­го­род. Мсти­слав по­слал ему ска­зать, что при­зна­ет его стар­шин­ство и не до­би­ва­ет­ся Ки­е­ва, но Яро­слав не до­ве­рял бра­ту и во­ро­тил­ся, лишь со­брав на се­ве­ре силь­ную рать. То­гда, в 1025 го­ду, он за­клю­чил с бра­том мир у Го­род­ца (ве­ро­ят­но, близ Ки­е­ва), по ко­то­ро­му зем­ля Рус­ская бы­ла раз­де­ле­на на две ча­сти по Дне­пру: об­ла­сти по во­сточ­ную сто­ро­ну Дне­пра ото­шли к Мсти­сла­ву, а по за­пад­ную – к Яро­сла­ву.

В 1035 го­ду Мсти­слав умер и Яро­слав стал еди­но­власт­но пра­вить Рус­ской зем­лей – «был са­мо­власт­цем», по вы­ра­же­нию ле­то­пис­ца. В том же го­ду Я. по­са­дил в «по­руб» (тем­ни­цу) бра­та сво­е­го, кня­зя Су­ди­сла­ва Псков­ско­го, окле­ве­тан­но­го, по сло­вам ле­то­пи­сей, пе­ред стар­шим бра­том. В ру­ках Яро­сла­ва бы­ли со­еди­не­ны те­перь все Рус­ские об­ла­сти, за ис­клю­че­ни­ем По­лоц­ко­го кня­же­ства.

Внеш­ние от­но­ше­ния

Яро­сла­ву при­шлось еще со­вер­шать мно­го по­хо­дов про­тив внеш­них вра­гов – по­чти все его кня­же­ние на­пол­не­но вой­на­ми. В 1017 го­ду он успеш­но от­ра­зил на­па­де­ние пе­че­не­гов на Ки­ев и за­тем бо­рол­ся с ни­ми как с со­юз­ни­ка­ми Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го. В 1036 го­ду ле­то­пи­си от­ме­ча­ют оса­ду Ки­е­ва пе­че­не­га­ми в от­сут­ствие Яро­сла­ва, от­лу­чив­ше­го­ся в Нов­го­род. По­лу­чив об этом из­ве­стие, он по­спе­шил на по­мощь и на­го­ло­ву раз­бил пе­че­не­гов под са­мы­ми сте­на­ми Ки­е­ва. По­сле это­го по­ра­же­ния на­па­де­ния пе­че­не­гов на Русь пре­кра­ти­лись. Из­вест­ны по­хо­ды Яро­сла­ва на се­вер про­тив фин­нов. В 1030 го­ду он хо­дил на чудь и утвер­дил свою власть на бе­ре­гах Чуд­ско­го озе­ра, где по­стро­ил го­род и на­звал его Юрье­вым в честь сво­е­го свя­то­го по­кро­ви­те­ля. В 1042 го­ду Яро­слав от­пра­вил сы­на Вла­ди­ми­ра в по­ход на ямь. По­ход был уда­чен, но дру­жи­на Вла­ди­ми­ра вер­ну­лась по­чти без ко­ней вслед­ствие па­де­жа. Есть из­ве­стие о по­хо­де рус­ских при Яро­сла­ве к Ураль­ско­му хреб­ту под пред­во­ди­тель­ством Уле­ба в 1032 го­ду. На за­пад­ных гра­ни­цах Яро­слав вел вой­ны с Лит­вой и ят­вя­га­ми, для пре­кра­ще­ния их на­бе­гов, и с Поль­шей. В 1022 го­ду Яро­слав хо­дил оса­ждать Брест; в 1030 го­ду он взял Бельз (в се­ве­ро-во­сточ­ной Га­ли­ции); в сле­ду­ю­щем го­ду с бра­том Мсти­сла­вом воз­вра­тил в со­став Ру­си чер­вен­ские го­ро­да и при­вел мно­го поль­ских плен­ни­ков, ко­то­рых рас­се­лил по ре­ке Ро­си в го­род­ках для за­щи­ты зе­мель от степ­ных ко­чев­ни­ков. Он, на­ко­нец, от­во­е­вал Брест в 1044 го­ду. Несколь­ко раз Яро­слав хо­дил в Поль­шу на по­мощь ко­ро­лю Ка­зи­ми­ру для усми­ре­ния вос­став­шей Ма­зо­вии; по­след­ний по­ход был в 1047 го­ду. Кня­же­ние Яро­сла­ва так­же озна­ме­но­ва­лось по­след­ним враж­деб­ным столк­но­ве­ни­ем Ру­си с гре­ка­ми. Один из рус­ских куп­цов был убит в ссо­ре с гре­че­ски­ми, по­сле че­го, не по­лу­чая удо­вле­тво­ре­ния за оби­ду, Яро­слав по­слал к Ви­зан­тии боль­шой флот в 1043 го­ду под на­чаль­ством стар­ше­го сы­на Вла­ди­ми­ра Нов­го­род­ско­го и во­е­во­ды Вы­ша­ты. Бу­ря рас­се­я­ла рус­ские ко­раб­ли. Вла­ди­мир ис­тре­бил по­слан­ный для его пре­сле­до­ва­ния гре­че­ский флот, но Вы­ша­та был окру­жен и взят в плен при Варне. В 1046 го­ду был за­клю­чен мир; плен­ные с обе­их сто­рон воз­вра­ще­ны и дру­же­ствен­ные от­но­ше­ния скреп­ле­ны бра­ком лю­би­мо­го сы­на Яро­сла­ва, Все­во­ло­да, с ви­зан­тий­ской ца­рев­ной.

Хо­тя ему при­хо­ди­лось по­чти по­сто­ян­но ве­сти вой­ну, по сло­вам ле­то­пис­ца, во­е­вать он не лю­бил. Во внеш­ней по­ли­ти­ке Яро­слав, как и его отец, боль­ше на­де­ял­ся на ди­пло­ма­тию и вза­и­мо­вы­год­ные от­но­ше­ния, чем на ору­жие. Его вре­мя бы­ло эпо­хой де­я­тель­ных сно­ше­ний с го­су­дар­ства­ми За­па­да. Яро­слав был в род­ствен­ных свя­зях с нор­ман­на­ми: сам он был же­нат на швед­ской прин­цес­се Ин­ги­гер­де, в кре­ще­нии Ирине, а нор­веж­ский принц Га­ральд Сме­лый по­лу­чил ру­ку его до­че­ри Ели­са­ве­ты. Чет­ве­ро сы­но­вей Яро­сла­ва, сре­ди них Все­во­лод, Свя­то­слав и Изя­с­лав, так­же бы­ли же­на­ты на ино­стран­ных прин­цес­сах. Ино­зем­ные кня­зья, та­кие как Олаф Свя­той, Маг­нус Доб­рый, Га­ральд Сме­лый, и знат­ные нор­ман­ны на­хо­ди­ли при­ют и за­щи­ту у Яр­о­сла­ва, а ва­ряж­ские тор­гов­цы поль­зу­ют­ся его осо­бым по­кро­ви­тель­ством. Сест­ра Яро­сла­ва Доб­ро­гре­ва-Ма­рия бы­ла за­му­жем за Ка­зи­ми­ром Поль­ским, вто­рая дочь его, Ан­на – за Ген­ри­хом I Фран­цуз­ским, тре­тья, Ана­ста­сия – за Ан­дре­ем I Вен­гер­ским. Есть из­ве­стия ино­стран­ных ле­то­пис­цев о род­ствен­ных свя­зях с ан­глий­ски­ми ко­ро­ля­ми и о пре­бы­ва­нии при дво­ре Яро­сла­ва двух ан­глий­ских прин­цев, ис­кав­ших убе­жи­ща.

Внут­рен­нее управ­ле­ние

Зна­че­ние Яро­сла­ва в рус­ской ис­то­рии ос­но­вы­ва­ет­ся глав­ным об­ра­зом на его тру­дах по внут­рен­не­му устрой­ству зем­ли Рус­ской. Яро­слав был кня­зем-«на­ряд­ни­ком» зем­ли, ее бла­го­устро­и­те­лем. По­доб­но от­цу, он за­се­лял степ­ные про­стран­ства, по­стро­ил но­вые го­ро­да, такие как Юрьев (ныне Тар­ту) и Яро­славль, про­дол­жал по­ли­ти­ку пред­ше­ствен­ни­ков по охране гра­ниц и тор­го­вых пу­тей от ко­чев­ни­ков и по за­щи­те ин­те­ре­сов рус­ской тор­гов­ли в Ви­зан­тии. Он ого­ро­дил острож­ка­ми юж­ную гра­ни­цу Ру­си со сте­пью и в 1032 го­ду на­чал ста­вить здесь го­ро­да – Юрьев (ныне Бе­лая Цер­ковь), Тор­ческ, Кор­сунь, Тре­поль и дру­гие.

Сто­ли­ца Яро­сла­ва, Ки­ев, за­пад­ным ино­стран­цам ка­за­лась со­пер­ни­ком Кон­стан­ти­но­по­ля; ее ожив­лен­ность, вы­зван­ная ин­тен­сив­ной для то­го вре­ме­ни тор­го­вой де­я­тель­но­стью, изум­ля­ла пи­са­те­лей-ино­стран­цев XI ве­ка – по­ка­за­тель­но, что сын Яро­сла­ва, Все­во­лод, не вы­ез­жая из Ки­е­ва, вы­учил пять язы­ков. Укра­шая Ки­ев мно­ги­ми но­вы­ми по­строй­ка­ми, он об­вел его и но­вы­ми ка­мен­ны­ми сте­на­ми («го­род Яро­сла­ва»), устро­ив в них зна­ме­ни­тые Зо­ло­тые во­ро­та, а над ни­ми – цер­ковь в честь Бла­го­ве­ще­ния. Яро­слав ос­но­вал в Ки­е­ве на ме­сте сво­ей по­бе­ды над пе­че­не­га­ми храм свя­той Со­фии, ве­ли­ко­леп­но укра­сив его фрес­ка­ми и мо­за­и­кой, а так­же по­стро­ил тут мо­на­стырь свя­то­го Ге­ор­гия и мо­на­стырь свя­той Ири­ны (в честь Ан­ге­ла сво­ей су­пру­ги). Про­об­ра­за­ми этих по­стро­ек бы­ли ар­хи­тек­тур­ные со­ору­же­ния Кон­стан­ти­но­по­ля и Иеру­са­ли­ма. За­вер­ше­ние стро­и­тель­ства сов­па­ло с со­зда­ни­ем ве­ли­ко­го па­мят­ни­ка древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, «Сло­ва о За­коне и Бла­го­да­ти», ко­то­рое бы­ло про­из­не­се­но бу­ду­щим свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном 25 мар­та 1038 го­да. То­гда же бы­ла на­пи­са­на пер­вая рус­ская ле­то­пись – т. н. «Древ­ней­ший свод».

Стерж­нем внут­рен­ней де­я­тель­но­сти свя­то­го кня­зя бы­ло со­дей­ствие рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства на Ру­си, раз­ви­тию необ­хо­ди­мо­го для этой це­ли про­све­ще­ния и под­го­тов­ки свя­щен­но­слу­жи­те­лей из рус­ских. Как в Ки­е­ве, так и в дру­гих го­ро­дах Яро­слав не ща­дил средств на цер­ков­ное бла­го­ле­пие, при­гла­шая для это­го гре­че­ских ма­сте­ров. При Яро­сла­ве при­е­ха­ли на Русь из Ви­зан­тии цер­ков­ные пев­цы, на­учив­шие рус­ских ось­мо­глас­но­му пе­нию. Ле­то­пи­сец Нестор от­ме­тил, что при Яро­сла­ве хри­сти­ан­ская ве­ра ста­ла «пло­дить­ся и рас­ши­рять­ся, и чер­но­риз­цы ста­ли мно­жить­ся, и мо­на­сты­ри по­яв­лять­ся». Ко­гда в кон­це его кня­же­ния на­до бы­ло по­ста­вить но­во­го мит­ро­по­ли­та на Ки­ев­скую мит­ро­по­лию, Яро­слав в 1051 го­ду ве­лел со­бо­ру рус­ских епи­ско­пов по­ста­вить мит­ро­по­ли­том свя­ти­те­ля Ила­ри­о­на, пер­во­го ар­хи­пас­ты­ря Рус­ской мит­ро­по­лии ро­дом из рус­ских.

Чтобы при­вить в на­род на­ча­ла хри­сти­ан­ской ве­ры, Яро­слав ве­лел пе­ре­во­дить ру­ко­пис­ные кни­ги с гре­че­ско­го на сла­вян­ский и мно­го сам их по­ку­пал. Со­би­рая по­всю­ду кни­го­пис­цев и пе­ре­вод­чи­ков, он умно­жил ко­ли­че­ство книг на Ру­си и по­сте­пен­но ввел их в по­все­мест­ное упо­треб­ле­ние. Все эти ру­ко­пи­си Яро­слав по­ло­жил в биб­лио­те­ку по­стро­ен­но­го им Со­фий­ского со­бо­ра для об­ще­го поль­зо­ва­ния. Для рас­про­стра­не­ния гра­мо­ты Яро­слав ве­лел ду­хо­вен­ству обу­чать де­тей, а в Нов­го­ро­де, по позд­ней­шим ле­то­пис­ным дан­ным, устро­ил учи­ли­ще на 300 маль­чи­ков.

На­ко­нец, наи­бо­лее зна­ме­ни­тым Яро­слав остал­ся как за­ко­но­да­тель. Уже в Нов­го­ро­де, ко­гда он был на­зна­чен ту­да на­мест­ни­ком, его на­зы­ва­ли Пра­во­суд – имен­но там и на­ча­лась раз­ра­бот­ка пи­са­ных за­ко­нов Ру­си. Яро­сла­ву при­пи­сы­ва­ет­ся древ­ней­ший рус­ский па­мят­ник пра­ва – «Рус­ская Прав­да» (так­же име­ну­е­мый «Устав» или «Суд Яро­славль»), яв­ля­ю­щий­ся сбор­ни­ком дей­ство­вав­ших за­ко­нов и обы­ча­ев, уст­ном «За­коне рус­ском», ко­то­рый упо­ми­нал­ся еще в до­го­во­рах Ру­си с Ви­зан­ти­ей. «Рус­ская Прав­да» бы­ла да­на Нов­го­ро­ду в 1016 го­ду и яви­лась пер­вым пись­мен­ным ко­дек­сом за­ко­нов – уго­лов­ным, граж­дан­ским и адми­ни­стра­тив­ным. Ка­сал­ся он преж­де все­го во­про­сов охра­ны об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка. При Яро­сла­ве по­явил­ся и Цер­ков­ный Устав, или Корм­чая кни­га, со­став­лен­ная на ос­но­ве ви­зан­тий­ско­го Но­мо­ка­но­на. В нем впер­вые бы­ли раз­гра­ни­че­ны по­ня­тия гре­ха и пре­ступ­ле­ния: вся­кое пре­ступ­ле­ние есть грех, но не вся­кий грех – пре­ступ­ле­ние.

Ха­рак­тер и кон­чи­на

По от­зы­ву ле­то­пи­си, ве­ли­кий князь «был хро­мо­ног, но ум у него был доб­рый и на ра­ти был храбр». Опи­сы­вая его ха­рак­тер, ле­то­пи­сец го­во­рит об уме, бла­го­ра­зу­мии, со­стра­да­нии к неиму­щим, храб­ро­сти. Нрав Яро­сла­ва был стро­гим, а жизнь скром­ной, в от­ли­чие от его от­ца, лю­бив­ше­го ве­се­лые пи­ры. Совре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли, что Яро­слав был сам на­чи­тан­ным в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах че­ло­ве­ком и вла­дел боль­шой лич­ной биб­лио­те­кой. Он, по сло­вам ле­то­пис­ца, счи­тал кни­ги «ре­ка­ми, спо­соб­ны­ми на­по­ить муд­ро­стью». Бла­го­вер­но­го кня­зя от­ли­ча­ло усер­дие в ве­ре. По од­но­му из пре­да­ний, он ве­лел вы­рыть ко­сти кня­зей Яро­пол­ка и Оле­га и, окре­стив их, по­хо­ро­нил в Ки­ев­ской церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­де­ясь этим из­ба­вить ду­ши их от веч­ной му­ки и по­ги­бе­ли.

Скон­чал­ся бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Яро­слав Муд­рый 20 фев­ра­ля 1054 го­да в сво­ей за­го­род­ной ре­зи­ден­ции Вы­ш­го­ро­де, под Ки­е­вом. По­хо­ро­ни­ли его в мра­мор­ном гро­бу в за­ло­жен­ном им Ки­ев­ском Со­фий­ском со­бо­ре. Один из под­дан­ных кня­зя про­ца­ра­пал на стене хра­ма над­пись: «В ле­то 6562 ме­ся­ца фев­ра­ля 20-го успе­ние ца­ря на­ше­го…». Раз­де­лив по се­бе зем­ли меж­ду сы­но­вья­ми и пе­ре­дав ки­ев­ский пре­стол стар­ше­му сы­ну Изя­с­ла­ву , он оста­вил им та­кое за­ве­ща­ние:

«Вот я от­хо­жу от се­го све­та, де­ти мои. Лю­би­те друг дру­га, ибо вы бра­тья род­ные, от од­но­го от­ца и од­ной ма­те­ри. Ес­ли бу­де­те жить в люб­ви меж­ду со­бой, то Бог бу­дет с ва­ми. Он по­ко­рит вам всех вра­гов, и бу­де­те жить в ми­ре. Ес­ли же ста­не­те нена­ви­деть друг дру­га, ссо­рить­ся, то и са­ми по­гиб­не­те, и по­гу­би­те зем­лю от­цов и де­дов ва­ших, ко­то­рую они при­об­ре­ли тру­дом сво­им ве­ли­ким».

Па­мять, оцен­ки и по­чи­та­ние

Кня­же­ние Яро­сла­ва озна­ме­но­ва­лось рас­цве­том столь­но­го гра­да Ки­е­ва и укреп­ле­ни­ем эко­но­ми­че­ских и куль­тур­ных свя­зей меж­ду от­дель­ны­ми ча­стя­ми го­су­дар­ства. Это бы­ла эпо­ха выс­ше­го про­цве­та­ния Ки­ев­ской Ру­си. Сво­ей де­я­тель­но­стью Яро­слав так воз­вы­сил­ся, что со вре­ме­нем за ним за­кре­пи­лось про­зва­ние «Муд­ро­го». Имя бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II 8 де­каб­ря 2005 го­да.

Се­мья

Отец: св. рав­но­ап. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич (ок. 960–1015), вел. кн. Ки­ев­ский.

Мать: Ро­г­не­да Ро­гво­ло­дов­на, в Кре­ще­нии Ана­ста­сия, кн. По­лоц­кая.

Же­на: прп. Ин­ги­гер­да Ола­фов­на, в Кре­ще­нии Ири­на, в ино­че­стве Ан­на, бл­гв. прин­цес­са Швед­ская.

Де­ти:

Илья († 1020), кн. Нов­го­род­ский 1015–1020.

св. бл­гв. Вла­ди­мир (1020–1052), кн. Нов­го­род­ский 1043–1052.

Изя­с­лав (1024–1078).

Свя­то­слав (1027–1076), кн. Чер­ни­гов­ский.

Все­во­лод (1030–1093).

Вя­че­слав (1036–1057), кн. Смо­лен­ский.

Игорь (1036–1060), кн. Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский.

Ан­на, ко­роле­ва Фран­цуз­ская, же­на Ген­ри­ха I Ка­пе­та.

Ана­ста­сия, ко­роле­ва Вен­гер­ская, же­на Ан­дрея I.

Ели­за­ве­та, ко­роле­ва Нор­веж­ская, же­на Га­раль­да Сме­ло­го.

Кто крестил Русь_2

Предыдущее.

В предыдущей статье мы пришли к выводу, что вопрос крещения Руси непосредственно связан не с Владимиром, а с Ярославом Мудрым. При нем было объявлено непризнанное Византией крещение Руси («Слово о законе и благодати» Иллариона). Ярослав независимо от Византии присвоил себе функции Отдела кадров Русской церкви и вплотную занялся распространением книжной премудрости.

К этому моменту процесс христианизации в Европе уже шел полным ходом.

Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Источник

Просвещают западную Европу на латыни. Просвещают славян церковно-славянской литературой. А каких славян? Вот, пожалуйста.

Южные славя́не — живущие преимущественно на Балканах.

Юго-восточная группа – болгары, македонцы.

Юго-западная группа – сербы, хорваты, черногорцы,словенцы.

Русь и просвещение.

К этому процессу в Европе Русь присоединяется позже всех и самостоятельно, но не народ, а князья — Владимир и его дети в первую очередь Ярослав. Они увидели смысл новой религии в укреплении личной власти. Прежняя религия Веды социальных различий не проповедовала. Князей могли нанять (призвать), а могли «путь указать», и не только в Новгороде.

Несмотря на княжескую волю, свободолюбивый народ рабами пусть и Богу становиться не желал. Новую религию, внуки Дажбога конечно, встретили в мечи и копья. Наблюдаются массовые восстания под руководством волхвов в Полоцке, Ростове, Суздале, Ярославле. Перед просветителями сжигает мост через Волхов Новгород. Новую веру до середины XII века не принимают вятичи и кривичи. Кривичи, возможно, сопротивлялись дольше. Их этническое имя в иностранных источниках поминалось вплоть до конца XVII века.

Источник рисунка.

Историк и богослов Е. Е. Голубинский признаёт: «Нежелавших креститься было весьма много как в Киеве, так и вообще по всей Руси».

Отголоски тех бурных событий видны и в сохранившихся легендах о начале Москвы. Волхв Букал, проживавший в устьи реки Яузы, используя иносказание, не пустил князя Гюргия Долгорукого на Красный холм, а другой волхв Кучка, по-видимому, хранитель соседнего святилища за сопротивление князю был убит. Гюрьгий присоединял Мóсков к Владимиро-Суздальскому княжеству и древняя религия оказалась у него на пути.

Кремлевский Боровицкий холм — холм бога Велеса-Бора. И на этом холме некогда лежал Велесов камень почитаемый москвичами вплоть до середины XIX века. Так сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирев в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852). Более обширную информацию о камнях-валунах на Руси можно обрести .

С рубежа XI-XII вв. на Руси начался силовой период распространения христианства. Первые проповеди апостола Андрея в Крыму и на Кавказе мало, что дали. За 10 веков мирной пропаганды христианство на Руси не добилось ровным счетом ничего. Интересно почему? Да просто наши предки хорошо знали свою настоящую историю.

Ныне повсеместно насаждается мнение, что чуть ли не единственной цивилизации прошлого была Римская Империя, образец законности и морали. Далее мы увидим кое-что из их морали.

Официальная история пишет: Великая прекрасная и могучая римская цивилизация пала под ударами вонючих косматых дикарей.

На самом деле осточертевшие всем распутники с загребущими руками были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей. Голоногая, плохо вооруженная римская пехота (откройте учебник по истории, и полюбуйтесь на легионеров)

была стоптана закованными в сталь от макушек и до конских копыт катафрактариями.

«Катафрактарии и их роль в истории военного искусства», А.М. Хазанов.

Самое интересное – откуда пришли «зачищать» Рим эти катафрактарии? Обь, Угра, Поволжье, Приуралье, Приазовье. . . Могилы с частичным вооружение катафрактариев найдены и в Дагестане. http://blog.kp.ru/users/sem_9011/post246380638/.

Зная свою историю такой, могли ли наши предки мирно принять совершенно чуждую им утешительную идеологию? Вот и истоки сопротивления вполне осознанные, а вовсе не упрямство дикарей.

После Владимира князья распространяют новую идеологию и подавляют восстания всеми силами, проводя собственную политику христианизации. Их не смущает тот факт, что Салунские братья в сторону Руси не смотрели и нашу страну не посещали. Епископы греческие ходили по Руси мессийные, которые не имели здесь кафедры и соответственно ей и не руководили.

Князь Ярослав в деле создания уголовного кодекса реально оценивал ситуацию и придерживался дохристианских взглядов на меру наказания, предпочитал назначать штраф, а не смертную казнь, рекомендуемую греческими попами.

Но вот в деле исполнения церковных канонов все было однозначно. Сам Владимир особого религиозного рвения не проявлял. Иное дело Ярослав.

Немного о Ярославе Мудром.

Князь был истым христианином. Усердие в вере у него иногда доходило до суеверия. Так, по одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Именно при Ярославе огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. В период его новгородского княжения в 1028 г. в Новгороде основана первая большая школа, в которой согласно летописям собрали 300 детей священников и старост. Здесь, по велению Ярослава, начали учить по книгам.

Число 300 вряд ли достоверно. Школы того времени имели обычно менее 10 учеников, что мы и видим на старинных рисунках. Вероятнее всего школ было несколько.

К тому же любили в Новгороде числа кратные трём и десяти. Сумма дани, установленной Игорем, равна 300 гривнам. Дань с Новгорода во времена Ярослава (1014 г.) равна 3000 гривнам. Число воинов, выступивших из Новгорода против Святополка (1015 г.), равно 3000. Реликтом того же древнего триединства является и сохранившееся в XIV в. наименование правящего органа в Новгороде «300 золотых поясов». Так эти числа и в летописи попали.

рисунка

Однако сам факт создания новгородских и других школ имеет реальное подтверждение. «…И написали они много книг, по которым верующие люди учатся…». Д.С. Лихачев, комментируя известие летописи, пишет: «Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает все большее количество переводов, которые сделаны в XI в. с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. Эта интенсивная переводческая деятельность была только одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Мудрого».

Учителями образованных школ выступали не столько византийцы, сколько болгары, учившиеся на Афоне.

В общем, получается, что основополагающую роль по замене государственной идеологии в нашем прошлом сыграл именно Ярослав.

О судьбе детей Владимира и Ярослава.

Во времена Ярослава, а не Владимира внешняя политика строилась на укреплении родственных связей с семьями христианских монархов европейских стран, начиная с самого христианина Ярослава. До этого этапа своей истории Русь смотрела на Византию, Азию и Заволжье. Ольга женила сына Святослава на булгарыне. Именно на Восток ориентировались торговые пути. Валютой в международной торговле служили арабские дирхемы, в изобилии обнаруживаемые археологами в кладах. Но с возникновением Хазарии торговый путь «из варяг в персы» прервался. Данное событие отразилось и в летописях. Князь Игорь так обнищал, что не мог содержать достаточную для своей охраны дружину, и погиб, собирая дань у древлян.

Вернемся к семье Владимира. Было их 12 сыновей и 10 дочерей от 6-ти жен.

http://lifeglobe.net/media/entry/390/K9_3.jpg

Судьба детей за исключением трёх дочерей и самого Ярослава трагична.

Опять о Византии.

И при Ярославе с Византией по-прежнему сложные отношения, из которых мы опять убеждаемся, что греки не считали русских единоверцами.

Вроде мирные отношения установились со времен Владимира, но. Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов. Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам. Судьба же сухопутной рати была трагичной. Греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали правые руки. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили приемлемые отношения.

Что-то мало похоже на добрые отношения крещеных и крестителей и совсем не похоже на христианскую любовь братьев по вере.

По пословице: «Лучше поздно, чем никогда».

Поскольку русские князья присоединились к христианскому просвещению как бы сами, византийские священники спохватились, решили хоть на бумаге, но вписать себя в начало христианизации Руси. Так на будущее, на всякий случай.

Из лекции кандидата филологических наук С.А. Наумова.

Современная игра слов, ставящая знак тождества между «греческой ортодоксией» и «русским православием» не учитывает реально существовавший процесс ассимиляции христианской религии старорусскими ведами. Процесс, который и превратил в конечном итоге греческую ортодоксию в русское православие.

Не греческая Ортодоксия, а Православие объединило разрозненные княжества, на которые распалась Русь после Ярослава Мудрого. В этом процессе сыграла неоценимую роль и политика Золотой Орды с её ярлыками на княжение. Ярлыки остановили дальнейшее дробление княжеств. Золотая Орда сохранила рассыпавшуюся Русь до момента собирания удельных княжеств, когда возобладала идея собирания русской земли Всея (все) Руси воедино. Но сначала была Русь Ярослава. Это та, что официоз именовал Киевской Русью, а теперь снизошел до термина — Древнерусская держава.

Великая Русь Ярослава.

Внешняя политика христианина с языческим именем Ярослав создала к концу его жизни великую европейскую державу. С ее политикой считались все соседи.

В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Но как это было раньше и есть теперь, сила государства Российского определяется не столько религией, сколько силой и мудростью правителя. После Ярослава Русь распалась на многие княжества. После Горбачева и Ельцина – на национальные государства.

Историческая аналогия.

Между прочим интересная напрашивается аналогия. Владимир-Ярослав и Горбачев-Ельцин. Первый дает отмашку, второй разворачивается на всю катушку. В обоих случаях для смены господствующей идеологии применяется военная сила. И тогда и теперь после смены Идеи наступает разруха. И там и тут за восстановление порушенного берется церковь, забирая при этом всю полноту власти.

Даже не по себе от такой аналогии. Однако, заглянув в прошлое, вы и сами увидите повторения подобного в нашей истории. Волхв-князь, Вещий Олег-княгиня Ольга, Екатерина II- князь Потемкин, и т.д., включая и близкое к нам время: Ленин-Троцкий, Сталин-Берия.

В этом смысле современный т.н. тандем не является чем-то особым. Путин и Медведев использовали прием государственного правления, известный с незапамятных времён. Прием надо сказать весьма эффективный.

Каждая политическая пара по-своему неповторима, как и события вокруг этих фигур. Изучая события прошлого, мы можем строить на них как на крепком фундаменте научные реконструкции былого и даже заглядывать в будущее.

На этом и остановлюсь пока.

У поста есть продолжение. См. Список по теме.

В список по теме

Именины Ярославы по церковному календарю. День ангела Ярославы

Старославянские имена держат пальму первенства среди популярных имен, которые родители выбирают для своих новорожденных младенцев. Мальчиков и девочек называют так же, как и их предков в далекие времена, когда существовала сильная и могучая Киевская Русь. Однако не все родители, нарекая своего ребенка, понимают, что означает то или иное модное имя и что оно принесет их любимому чаду. Например, тенденция называть мальчиков Ярославами приобрела в последние годы новую форму — теперь новорожденных девочек нарекают женской формой этого популярного старославянского имени. В дальнейшем родители, планирующие крестить свою дочь, начинают задаваться вопросом об именинах Ярославы. И удивляются тому, что не могут отыскать их в святцах. И действительно, когда же день ангела Ярославы? Давайте попробуем разобраться в этой теме.

Происхождение и значение имени

Прежде чем давать имя девочке и интересоваться днем православных именин Ярославы, стоит немного больше узнать о том, как именно оно образовалось и что обозначает.

Как мы и говорили, старославянское имя Ярослав со временем приобрело женскую форму. Многие считают, что его значение независимо от формы остается единым. Однако в книгах и справочниках указывается иное толкование женского имени, на данный момент известно о его двух значениях:

  • «Прославляющая Ярилу». В Древней Руси культу языческих богов уделялось большое значение. Бог Солнца, или Ярила, относился к высшей касте, поэтому назвать в честь него ребенка считалось большой честью. Ведь в этом случае новорожденный получал защиту и наделялся некоторыми чертами характера, свойственными своему покровителю.
  • «Сильная и яркая». Данное значение в некоторой степени схоже с мужским именем, поэтому считается, что Ярослава, дату именин которой мы сегодня попытаемся узнать, обладает невероятной уверенностью в себе и идет по жизни с гордо поднятой головой.

Впрочем, все это относится уже к чертам характера девочки, названой Ярославой.

Характеристика имени: детство

Уже с раннего детства Ярослава (именины девочки мы укажем в одном из следующих разделов статьи) отличается активностью и своеволием. Она любознательна, имеет много друзей и активно развивается за счет своей природной любознательности. Несмотря на упрямство девочка умеет признавать свои ошибки и первой способна идти на примирение с близкими ей людьми.

Взрослая Ярослава

Со временем в подросшей девушке начинают проявляться такие черты характера как честность, открытость к новым предложениям и самостоятельность. Благодаря этому Ярослава очень легко учится и в школе, и в вузе, у нее складываются отличные отношения со сверстниками. Девушка обладает хорошим чувством юмора, проницательностью, умеет красиво говорить и позитивно воспринимает критику. Однако не стоит обижать Ярославу, она может отреагировать весьма бурно.

У девушек с этим именем складывается правильное отношение к деньгам — они легко их тратят, но никогда не пускаются в откровенное транжирство.

Ярослава в любви и семейной жизни

Если вы назовете свою дочку этим именем, то будьте готовы к огромному количеству поклонников, вьющихся около нее. Девушка обожает развлечения и с удовольствием проводит время в кругу друзей и кавалеров. Ей нравится быть в центре внимания, поэтому она редко отказывается от ухаживаний. Однако ветреной Ярославу не назовешь, она четко понимает, какой избранник ей необходим, и будет искать его столько времени, сколько понадобится.

Девушка с таким именем всегда выбирает для семейной жизни взрослого и понимающего человека, который уже состоялся в жизни. И вот с ним Ярослава полностью раскрывается как женщина. Она оказывается очень верной и преданной женой, любящей матерью и великолепной хозяйкой. Кажется, что в ее руках спорится любое дело. Ради семьи подобная женщина может пожертвовать абсолютно всем, но она очень ревнива. Поэтому не стоит выводить ее на эмоции, в таком состоянии Ярослава способна на глупые и необдуманные поступки.

Именины Ярославы по церковному календарю

Многие родители, вычитав в справочниках значение этого красивого старославянского имени, решаются назвать им свою дочь. Однако, рано или поздно, они подходят к моменту крещения своего ребенка и начинают интересоваться именинами Ярославы.

Стоит заметить, что в святцах вы их не отыщите. Удивительно, но мужское имя там указано трижды, а вот именины Ярославы по церковному календарю отсутствуют. Священнослужители объясняют это тем, что в православной церкви не существует традиции нарекать девочку мужским именем. Данная тенденция считается отголоском язычества, поэтому не укоренилась в христианской церкви.

Когда отмечать именины Ярославы?

Девочке с этим красивым старинным именем при крещении необходимо будет выбрать новое имя по усмотрению родителей. Чтобы не ошибиться, они могут руководствоваться несколькими правилами:

  • Церковное имя должно начинаться на ту же букву, что и прежнее. В случае с Ярославой подойдет день памяти Яздундокты Персидской. Она является единственной женщиной в святцах с именем на букву «я». Если вы решитесь выбрать эту святую, то именины ваша дочка будет отмечать 16 ноября.
  • Выбранное имя может сочетаться по звучанию со светским. Тем, кто решит придерживаться данного правила, можно посоветовать крестить дочь как Мстиславу. В церковном календаре отмечен день преподобномученицы Мстиславы, выпадающий на 10 марта.
  • По желанию родителей священник может при крещении наречь девочку любым именем, внесенным в святцы. Некоторые останавливаются на тех, которые наиболее близки к дате крещения.

Священники замечают, что иногда родители, не слишком знакомые с церковными правилами, считают, что именинами их дочери можно считать дни покровителей мужской формы имени. Это в корне неверный подход. Несмотря на то что Ярослав отмечает свои именины трижды в году — 5 марта, 3 июня и 8 декабря, — ни один священник не имеет права нарекать девочку мужской формой имени при крещении. Это позволено делать лишь в случае пострижения в монахини.

Однако если вас зовут Ярослава и вы не были крещены, но очень хотите праздновать помимо дня рождения еще и именины, то вполне можете выбрать любую дату, указанную в церковном календаре для Ярослава. Это не будет существенным грехом и отступлением от правил. Но не забывайте, что крещеная девочка всегда должна отмечать именины только в день своего установленного церковью покровителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *