Я научилась просто мудро

Я научилась просто мудро

Я научилась просто, мудро жить

Алекс Бэрри

(Мне как-то на паре по художественному микроанализу текста задали задание, передать смысл стихотворения Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» — вот что из этого вышло…)
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи,
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь, лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней.
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912.
Как прекрасна осенняя природа. Люблю гулять после полудня, когда ласковые лучики заходящего солнца ласкают землю, как нежный ветерок развевает шелковистые волосы, и девственно коснувшись их уносится в даль, к бескрайним полям, по деревьям…
Бывало, приляжешь так на колосистую травку, окунешься в нее с головой, и забываешь про все бренные заботы, про суматоху мимолетной жизни. Лежишь и просто наслаждаешься этими мгновениями.
В такие минуты забвенья, в мою голову невольно летят рифмы, и иногда так придешь домой, сядешь, расслабишься, и гладя только что подбежавшего мурлыкающего зверька, возьмешься за перо и польются беззаботные мысли на бумагу…
Выйдешь бывало во двор своего маленького уютненького домика, сядешь на ступеньках… где-то вдали слышны отзвуки лесопильни, шумят возле дома небольшие яблоньки. Подбежит, заигравшийся пушинкой, маленький, белоснежный котенок. Ты берешь его на руки, и сразу все заботы и печали отступают на второй план.
«В такие моменты я забываю о том, как тягостно на душе из-за него одного. Я погружаюсь в сон, который, как хотелось бы, дольше продлевал мне жизнь и заполнял минуты тоски и печали, не оставляя ни малейшего шанса для грусти и тяжелых воспоминаний».
Внезапный крик аиста, пролетающего над головой, прервал мои мысли – он летел, как мне кажется, к своей семье — на крышу старого сарая за домом. Последние клики, мгновение – и вот он снова беззаботно пролетел над моей головой, улетая вдаль, от дома…

от семьи… от меня… И только иногда наблюдая за его пируэтами в небе, я начинаю с тоской вспоминать о тебе, о том что было, и что произошло… Но…
«Природа помогла мне дальше жить, без оглядки на прошлое, не смотря на все трудности. Мне кажется, что даже если когда-нибудь, тихим летним или весенним днем ты постучишься в мое окно – я этого не услышу, а все потому, что надежда на лучшее с тобой давно покинула мое сердце и улетела, как этот аист – вдаль, безвозвратно».
P.S. Буду рад вашим отзывам!

Анна Ахматова — стихи

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Про стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…»

Где найти слова, которые не приземлили бы поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного «прозаического» содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения, с чем и связаны философские мотивы лирики Анны Ахматовой.
Какова же философия Ахматовой? Посмотрим на это, опираясь на стихи, вышедшие из-под ее пера и свидетельствующие об обстоятельствах жизни этой гениальной женщины.
«Я поэт, тем и интересен», — пишет Маяковский. Я думаю, что эти слова вполне соотносимы с каждым из поэтов, в том числе и с Анной Ахматовой. Итак, формировалась философская лирика поэтессы очень долго. Одно из ранних стихотворений уже содержит этот мотив, оно наполнено радостью бытия, торжеством жизни:
В то время я гостила на земле,
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…
Постепенно в ее поэзии появляются трагические нотки; первые жизненные разочарования и невзгоды Ахматова поверяет стихам. Стихи – это ее своеобразный дневник. Он будет меняться на протяжении всего ее творчества, но неизменной останется навсегда искренность повествования:
Между клёнов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже умру с тобой…»
Гумилев, муж Ахматовой, написал о ней полушутливо, полусерьезно, но точно охарактеризовав ее душу: «Из логова змиева, // Из города Киева, // Я взял не жену, а колдунью.

// Я думал, забавницу, // Гадал – своенравницу, // Веселую птицу-певунью…».
Время, в которое жила поэтесса, было интересное, романтическое, переломное. На ее жизнь выпало немало испытаний: революция, арест сына, расстрел мужа… Предчувствие, ощущение приближения беды отражается и в стихах Ахматовой:
… Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Ветер перемен, ветер революции принес женщине тяжелые испытания. Вся страна обливалась кровью гражданской войны, не обошла судьба и Ахматову. Анне Андреевне безумно тяжело, она не может равнодушно смотреть на то, как рушится привычный мир:
Мне голос был. Он звал утешно,
«Оставь Россию навсегда…»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В этом стихотворении мы чувствуем любовь Ахматовой к России, ее нежелание, несмотря на все невзгоды и страдания, покинуть страну и уехать заграницу, как сделали многие ее соотечественники. Анна Андреевна с головой уходит в исследовательскую работу, изучает архитектуру Петербурга и творчество Пушкина. Работа помогает ей пережить невзгоды, не сломаться. Свои страдания и боль она выльет в стихи, создав прекрасный образец философской лирики. Но жизнь готовит Ахматовой страшное испытание: сын попадает в тюрьму. Она в «Реквиеме» опишет страдания, выпавшие на ее долю и на судьбы тысяч русских людей:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
«Реквием» — гениальный образец неразрывного соединения судьбы поэта и судьбы народа:
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Я всегда поражалась стойкости этой великой, умной женщины, сумевшей не только выстоять, но остаться поэтом, донесшим до потомков трагизм эпохи, в которой ей довелось жить:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой, кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой…
Так, с точки зрения своей философии, Ахматова представляет в стихах свою жизнь, свои мысли, так или иначе связанные с ней.
Позже Ахматова скажет: «Я научилась просто, мудро жить». Более того, она писала, что благодарна судьбе и «счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *