Взаимоотношения государства и церкви

Взаимоотношения государства и церкви

Каковы отношения между членами Православной Церкви?

══════ У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.

(Деян. 4, 32).

Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры┘ Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.

(1 Пет. 3, 8; 4, 10).

Хотя благодать в каждом из христиан действует различно и делает их различными членами, однако же все они принадлежат к одному граду, все единодушны, единоязычны, разумеют друг друга. Как в теле членов много, но одна во всех душа, приводящая их в движение…

Преподобный Макарий Великий (IV век).

В самом деле, если бы случилось руке отделиться от тела, дух, истекающий из головного мозга, ища продолжения и не находя ее там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но если не найдет ее там, то и не сообщается ей. То же бывает и здесь, если мы не связаны между собой любовью. Итак, если хотим получить Духа от Главы, будем в союзе друг с другом.

Святитель Иоанн Златоуст (407).

Чем кажутся нам общежития? Не суть ли они одно тело, и все составляющие общежитие — члены друг друга. Правящие и наставляющие суть глава; наблюдающие и исправляющие — очи; пользующие словом — уста; слушающие их — уши; делающие — руки, а ноги суть посылаемые и исполняющие служение… Каждый да служит телу по силе своей, и старайтесь постоянно помогать друг другу: или учением, влагая слово Божие в сердце брату, или утешением во время скорби, или подаянием помощи в деле служения. И одним словом, каждый, как я сказал, по силе своей, старайтесь иметь единение друг с другом; ибо, чем более кто соединяется с ближним, тем более соединяется он с Богом.
Представьте себе круг, начертанный на земле… предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть путь жизни человеческой. И так, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении.
══════Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же, и имеют одинаковый образ мыслей.

Авва Дорофей (VI век).

Будь в этом мире одно, по взаимной любви и служению, со всеми; и с тобой все будут одно — все ангелы и святые человеки, и Сам Бог, и здесь, и тем более там — в Будущем веке, когда Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15, 28). Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения посредством самолюбия, гордости, зависти, сребролюбия, сомнения, маловерия.

Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908).

Каждый должен предпочитать себе всех.

Святитель Василий Великий (330-379).

⌠Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино■(Ин. 17, 11, 20-21). На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы. Ведь Христос не молится о том только, чтобы сохранилось Его учение, чтобы оно распространилось по всей вселенной. Он молится о жизненном единстве всех верующих в Него… Среди земных предметов не нашлось ни одного, с которым можно было бы сравнить новое общество спасенных людей. На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица во едино Существо, так что уже не три Бога, но Единый Бог, живущий триединой жизнью. К такой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем и Христос молился Отцу Небесному: ⌠Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет■(Ин. 17, 26).

Священномученик Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, Петроградский (1929).

Проводить свою жизнь в Боге нужно, ясно осознав, что я живу уже не сам, но как часть в теле Христовом не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). В этом также есть путь к смирению. Это понятие Церкви не слова, не рассуждения только, их нужно воспринять всем своим существом, как это было у отцов Церкви. Тогда станут понятны и отношения между членами Церкви, ибо я должен любить их уже не потому, что они мне нравятся или что они мне близки, а потому, что они, как и я сам, являются частями Тела Христова, в них в каждом по отдельности и во всех вместе живет Христос.

Священномученик Сергий Мечев (1892-1941).

Взаимоотношения государства и церкви

Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.

В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.

Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:

– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;

– отделение государства и школы от церкви.

Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.

Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:

– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;

– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;

– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);

– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;

– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения.

В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.

Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:

– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;

– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;

– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;

– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.

Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.

В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.

Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания.

В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.

Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.

Человеческие отношения в Церкви


Игумен Нектарий (Морозов)

Но вообще церковная жизнь состоит не только из богослужения. Она состоит и из каких-то конкретных дел, живых человеческих взаимоотношений. С одной стороны, Церковь всегда нуждается в людях, желающих и способных помогать, трудиться в ней. С другой стороны, сам христианин, что-то делая для храма, несравненно больше приобретает, нежели отдает.

Поэтому нередко мытье полов, чистка подсвечников, уборка территории или любая другая, более или же еще менее квалифицированная работа, которую он выполняет здесь, становятся самым реальным и самым действенным способом его воцерковления.

Тогда у него уже не возникает ощущения, что «есть какая-то важная жизнь, к которой он непричастен». Наоборот, у него появляется чувство причастности к церковной жизни, он по-настоящему начинает ощущать себя частицей Церкви.

Кому-то иногда представляется странным то, что мы говорим о живых человеческих отношениях в Церкви. И действительно: некоторые люди могли бы сказать на это, что храм – место, куда приходят не для общения, а для молитвы. И они, безусловно, правы.

Однако естественно, что временем общения между верующими никак не должна быть церковная служба: она тоже есть время общения, но не с людьми, а с Богом. И, конечно, храм ни в коем случае не может становиться каким-то клубом, где люди встречаются и проводят вместе время, говорят о последних новостях и т.п.

Но вместе с тем в храм приходят живые люди, и было бы ненормально, если бы между ними не завязывались, повторимся, живые человеческие взаимоотношения. В древности христиане жили общинами, у них все было общее: и самая жизнь, и средства для ее поддержания, и мысли, и чувства. Было время, когда христиане, как говорится в Деяниях апостольских, вообще решительно ничего не почитали своим собственным. И чужая беда, чужая нужда, соответственно, не почитались чужими.

А мы живем в принципиально другое время, в совершенно иных условиях. Мы очень разобщены, удалены друг от друга. Люди верующие сегодня поневоле часто оказываются в какой-то своего рода изоляции: они не встречают понимания на работе, в окружающем их мире, порой даже в собственном доме. Сталкиваться с таким непониманием постоянно очень тяжело. Иногда это приводит к какому-то внутреннему ожесточению, иногда к унынию, иногда даже к колебаниям в своей христианской жизни.

И где еще искать в наши дни верующим понимания, единомыслия, человеческой близости и поддержки, как не в храме? Сюда приходят люди, хотя и очень разные, но с похожими мыслями, чувствами, радостями и горестями, а самое главное, одинаково верующие, ищущие Бога, стремящиеся к Нему. И одному человеку удается пройти в своем движении к Богу чуть больший путь, другому – чуть меньший, кто-то успевает немного больше понять и узнать, и благодаря этому может помогать своим ближним, делиться с ними теми, пусть еще и очень малыми духовными или душевными дарами, которыми наделил его Господь. Да и потом естественно, когда верующие люди помогают один другому не только в чем-то духовном, но и в обычных, житейских делах – ведь именно в этом выражается та любовь, которую заповедал нам иметь Господь и которая является обязательным признаком Его истинных учеников. Помимо того, рядом с нами, вокруг нас в современной жизни очень много находится тех, кто нуждается в поддержке: это и старые, больные, не имеющие, к тому же достаточных средств на пропитание люди, и бездомные дети, и просто нищие, которые ищут порой не только милостыни, но и доброго, сердечного отношения к ним.

Очень отрадно бывает видеть, как в том или ином приходе складываются между людьми добрые, искренние отношения. И столь же горько наблюдать, как со временем они нередко разрушаются, а то и просто перерастают в какое-то взаимное отчуждение, непонимание и даже неприязнь.

Но мы помним слова Спасителя, сказанные Им апостолу Петру: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Сеять – значит рассеивать, разобщать, вносить между христианами раздор. Именно враг рода человеческого старается разрушить наше единение, посеять между нами вражду. Мы по-настоящему сильны, когда благодатью и любовью Божией собраны вместе во имя Христово. Сегодня очень хорошо можно видеть, как даже самые темные, недобрые силы объединяются в своей деятельности, в своей борьбе против Церкви, и очень горько, когда мы, наоборот, не можем найти между собой общего языка, бежим друг от друга прочь, как от врагов, или просто затворяем от ближних свои сердца. Наш долг – быть выше каких бы то ни было несходств и разногласий в мелочах, мы призваны покрывать немощи тех, кто рядом с нами, покрывать их любовью, носить тяготы друг друга и таким образом исполнять закон Христов.

Мы в Церкви все действительно можем быть очень разными людьми — разными по национальности, темпераменту, жизненному опыту и душевному устроению.

Но то, что объединяет нас, гораздо больше всего того, что могло бы разъединять. Объединяет нас Христос, любовь Которого достигает каждого человека, не гнушается никем, не отвращается ни от кого. И об этом необходимо всегда помнить.

Церковь и государственная власть.

По просьбе телезрителей сегодня мы поговорим об отношении христианина к власти:

Кол.1:16.»ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».

Сразу скажу, что всех точек над «и» мы не расставим, так как вопрос этот, особенно в современном контексте с его демократическим выбором власти, видится очень сложным. Кроме того сложность обусловлена природой Церкви:

Евр.13:14.»ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».

Итак, Церковь находится по обе стороны границы между миром земным и миром горним, то есть одновременно в двух системах координат, а это, надо признать, очень неудобное положение. Именно на этом неудобстве фарисеи хотели подловить Христа, чтобы сделать Его виновным не у одних, так у других:

Мф.22:15-21.»Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Таким образом, Христос задаёт нам направление, в котором мы должны постараться угодить и земной системе и системе небесной. Всегда ли этого можно добиться – конечно, нет. Это должно быть понятно уже из того, что Сам Христос был распят, а также подверглось гонениям, и было убито множество христиан, не вписавшихся в систему ценностных ориентиров Римской империи.

Сегодня неизбежный конфликт между ценностями двух царств не только продолжается, но и усугубляется, и главным образом по причине всё большей секуляризации общества и соответственно власти.


«Совсем недавно чиновницу из штата Кентукки Ким Дэвис, отказавшуюся регистрировать однополый брак, поместили под арест. Окружной клерк заявила, что она не могла регистрировать браки с участием гомосексуалистов из-за своих религиозных убеждений. Дэвид Баннинг, судья по этому поводу сказал: «Суд не может примириться с намеренным неповиновением его постановлению. Если позволить людям самостоятельно решать, каким постановлениям следовать, то это может привести к проблемам». Двум рукоположенным христианским священникам, Дональду и Эвелине Кнапп, владеющим свадебной часовней в городе Кёр-д’Ален штата Айдахо, пригрозили тюремным заключением или штрафом размером до тысячи долларов за отказ венчать однополые браки».

Конфликт ценностей налицо. Мы видим, что иногда христианам приходится поступать вопреки рамочному утверждению апостола Петра:

1Пет.2:13-14.»Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро».

Архиерейский Собор Русской православной церкви в 2000 году в «Основах социальной концепции» принял доктрину, в соответствии с которой Церковь имеет право обращаться к народу вплоть до призыва к гражданскому неповиновению в случае, если власть сделает что-то несовместимое с христианской совестью.

Дан.3:12.»Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются».

Существует мнение, что христианство с его заповедями «все власти от Бога» – это религия созданная политиками, для контроля над обществом. Подобное предположение опровергается позицией русской церкви и упомянутым поведением западных христиан в отношении некоторых принимаемых государством законов. При этом действительно только ленивый политик не эксплуатировал в истории эти власть утверждающие моменты христианского вероучения.

Рим.13:1-7.»Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению.

А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».

Понятно, что структуры власти необходимы, и предназначены упорядочивать склонное по природе к преступлениям общество. Но как быть с преступной властью.

1Тим.2:1-3.»Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу».

Итак, нужно пытаться влиять на неё рычагами действующего законодательства, и молитвой.

Почему мы постоянно говорим о власти. Думается эта тема — лидер всякого бытового общения. Дело, скорее всего в том, что у человека есть естественное стремление к совершенству и всякое несовершенство его естественно возмущает, и мы порой готовы сокрушить всё на пути к совершенству.

Но есть вещи, которых нельзя касаться, иначе наступает хаос. Понятно, что есть достойные люди, а есть и недостойные занимать позицию власти. И здесь нужно быть очень аккуратными, чтобы с критикой недостойного человека мы не выбросили на свалку истории и саму позицию власти. Безвластие ведёт к хаосу, к гибели. Поэтому как бы нам тяжело не было, нужно сохранять почтительное отношение к позиции власти, не ради конкретной персоны, которая нам совершенно справедливо может очень не нравиться, а ради порядка, потому, что с властью бывает плохо, а без власти ещё хуже.

Почитание власти Библия не ограничивает рамками «человек и государство», но опускает этот принцип в ячейку общества – семью:

1Кор.11:3.»Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава

Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог».

1Тим.2:12.»а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии».

Если жена не принимает власти мужа, она ничьей власти принимать не будет, ни власти Бога, ни тем более власти священника, если говорить о церкви. Конечно, из страха наказания такой человек будет держать себя в рамках, но, ни как не из-за того, что это угодно Богу. И если говорить о страхе, возможно в нём некоторые нуждаются, то я напомню таким жёнам об Аароне и Мариам, которая покрылась проказой, о Корее, который сошёл со своей семьей в преисподнюю. Почему вместе с семьёй, потому что:

Прит.22:6.»Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится».

Семейный уклад играет колоссальное определяющее значение в будущности детей.

1Тим.5:4.»Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу».

Если дети не научены принимать власть родителей, они ничьей власти принимать не будут, и в жизни им будет очень сложно. Точно так же церковь не сможет их ограничить и в конце концов это непочтение ко всем и вся выльется в неповиновение Самому Богу. Поэтому ответственность родителей научить своих детей уважать родителей, а не проявлять в этом вопросе преступную пассивность с формулировкой: «ну у Машеньки характер, или у Петеньки, или у Васеньки». Мы родители должны сформировать в их характере почтение к родительской власти.

Итак, на чём основана родительская власть или власть мужа – точно также как и любая другая власть она основана на Божьем установлении.

Бывает, что родителей лишают родительских прав, в том числе и права власти. Будем надеяться, что и Бог лишает власти нерадивых чиновников:

1Цар.28:17.»Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду».

Общество, в которое пришёл Христос, пыталось подоткнуть Его возглавить революционное движение в Израиле, но Христос постоянно уклонялся от этой роли. Впечатляет Его смирение перед лицом власти Понтия Пилата:

Ин.19:10-11.»Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».

Именно глядя на опыт Христа, а не по заказу государственных политиков, ученики Христа призывали церковь:

Тит.3:1-2.»Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам».

Соотношение государства и церкви.

Ф. Аквинский придерживался идеи верховенства церковной власти, но в умеренных формах. В его понимании две власти соотносятся как дума и тело, но духовная власть выше светской.

Ф. Аквинский стремился обосновать духовный характер папского вмешательства в дела монархов, в том числе и необходимость наказывать грешников, отстраняя от власти королей повинных в ереси.

Право.

Основным признаком государства Ф. Аквинский считал право издания законов. Закон определяется им как общее правило достижения цели, правило, которое кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него.

Классификация законов

1. Находящийся на вершине – вечный закон – это божественное провидение, универсальные нормы, недоступные человеческому познанию, воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения, библии, видения святых

2. Естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, созданных природой, являющийся фундаментом позитивного права. Это законы «общежития» продолжения рада стремится к самосохранению

Человеческий закон – позитивное право, основано на естественном, это действующее феодальное право является самым несовершенным.

Нарушение любого закона наказуемо!

Учение Ф. Аквинского укрепило основы феодального государства, стало одним из самых последовательных обоснований божественного происхождения власти

9)Политико-правовые взгляды Марсилия Подуанского

Марсилий Подуанский (1275/1280-1342).

В 1312 ректор Парижского университета.

Основные произведения:

-«Защитник мира» 1324г. написано, 1522г. опубликовано;

-«Толкование «Политики» Аристотеля».

Государство.

Подуанский во многом заимствует у Аристотеля теорию происхождения государства.

Государство возникает в результате эволюции человеческого общества. Семьи во имя общего блага объединяются в роды, затем роды в племена, племена в города. Завершающая стадия появления государства, которая формируется в результате соглашения, заключенного между людьми, проживающими на одной территории. М. Подуанский определяет государство как политический союз, цель которого забота о благе населения.


Форма государства.

Правильные и неправильные как у Аристотеля.

Три правильные формы:

1) монархия

2) аристократия

3) полития (власть большинства)

Три неправильных формы:

1) тирания

2) олигархия

3) демократия

Предпочтение отдается монархии. При этом он доказывает, что выборная монархия более совершенна, т.к. монарх даже пожизненно и всенародно избранный ответственен перед подданными и м.б. смещен народом когда превышает свои полномочия и правит не на основании закона.

Разделение государственной власти

М. Подуанский проводит четкое различие между властью законодательной и исполнительной. Он утверждал, что подлинным источником всякой власти является народ. Однако не весь, а его лучшая, достойнейшая часть. Членов общества он делит на две категории:

1) высшая (чиновники, священники, военные) – служит общему благу

2) низшая (торговцы, землевладельцы, ремесленники) – заботится о своих интересах

Только народ единственный носитель суверенитета и верховный законодатель.

Власть законодательная определяет компетенцию и организацию власти исполнительной.

Исполнительная власть должна осуществлять волю законодателя, быть единоличной и действовать в рамках закона.

Соотношение государства и церкви.

М. Подуанский полагал, что светская и церковная власти должны быть разделены. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства. Он считал, что духовенство имеет право только проповедовать христианское учение. Он отрицал правомерность церковного суда, ликвидационных трибуналов, считал, что не должно присутствовать принуждение в делах религии. Он считал, что еретика нужно не убивать, а изгонять из государства и делать это может только государство, а не церковь.

Высказывался за реформу церкви, за выборность священников и подвластность их светскому суду, за отмену ряда привилегий римских пап.

Право.

Духовная власть должна быть отделена от светской, отсюда деление законов на 2 вида по их целям, содержанию и способам обеспечения

1. божественный закон, который указывает путь вечного блаженства. Определяет различие между грехом и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире

2. человеческий закон – это правила, регулирующие человеческое поведение, содержание приказания, а также запрещение и дозволение. Он отражает божественный закон на Земле, обеспечивая его исполнение принуждением, а также обеспечивает общее благо, прочность власти, различает правомерное и неправомерное поведение и устанавливает справедливость.

М. Подуанский делает вывод, что право есть установленные государством границы дозволенного и запрещенного.

Т.о. не государство базируется на праве, а право определяется государством.

10)Проблема государства и права в средневековых ересях

Течения, отступавшие от официальной веры, получили название ересей. Ересь – выбор, учение, слово. Термин «ересь» использовали античные мыслители, применительно к различным философским учениям, к школам философов, а позднее термин упоминается в новозаветных текстах для обозначениях религиозных группировок, существовавших в 1-2 вв.

В истории христианства это термин используется для обозначения ложного учения, искажающего доктринальные основы христианской веры. Ересь следует отличать от сектантства. Секта – обособленная группа верующих, отошедших от церкви господствующей.

Христианская церковь особенно богата ересями. Они возникли в Римской империи почти одновременно с появлением христианства, затем получили развитие в Византии.

Второй более значительный всплеск еретических движений в 10-13 вв. связан с обострением социальных противоречий во многих странах Европы. В западных областях Болгарии возникает богомильство. На юге Франции учениеальбигойцевикатаров11-12 вв. признававших изначальное существование добра и зла. Движение вальденсов 12-15 вв. проповедовавших возврат к первоначальной апостольской чистоте веры и жизни, и др.

зависело от стадии развития общества, от специфики общественных условий в том или ином регионе, от того, интересы каких сословий и этических групп они выражали и т.д.

По социальной основе и среде распространения ереси разделяют:

1)бюргерские.Бюргерская ересьвыражала интересы горожан, части низшего духовенства и была направлена главным образом против католической церкви и высшего духовенства. Требования еретиков сводились к восстановлению ранне-христианской организации церкви, упразднению монашества, секуляризации церковного имущества, защиты частной собственности от притязаний церкви. Одним из ярких представителей бюргерской ереси был профессор оксфордского университета Джон Уиклиф (Виклаф). В 1361 г. стал священником. В своих проповедях он решительно выступал против зависимости английской церкви от папства и вмешательства церкви в дела государства. Главным недостатком церкви он считал коррупцию духовенства. Среди духовенства:

-работа духовных лиц в королевской администрации

-обладание светской властью

В 1381 г. его учение было официально осуждено католической церковью, позднее оно распространилось и на европейском континенте, оказав существенное влияние на взгляды Яна Гуса и Мартина Лютера.

2)крестьянско-плебейские. Крестьянско-плебейская ересь выражала интересы крестьян и обедневшего рыцарства выступало за социальное и имущественное равенство людей, за упразднение феодальных привилегий, за передачу земель крестьянским общинам, освобождение от крепостной зависимости, за ликвидацию церковных организаций и духовенства.

Представители крестьянско-плебейской ереси:

— Лолларды в Англии (буквальный перевод «тихо шепчущий молитвы») требовали передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Их учение играло видную роль при подготовке крупнейшего крестьянского восстания 1381г. под предводительством таймера.

— Табористы в Чехии выступали против католической церкви и церковной иерархии ликвидации крепостного права против католической церкви за отмену феодальных повинностей и сословных ограничений. Табористы – это одно из течений гуситского движения (по имени Яна Гуса) выступавшего против привилегий духовенства и церковных богатств. Это одно из движений чашников, программа которых относилась к бюргерской ереси и сводилась к ликвидации церкви царской власти, секуляризации церковных богатств и признании самостоятельной Чешской церкви.

Объединенными усилиями церковной и светской властей лолларды и табористы были разгромлены. Несмотря на это еретические движения продолжали существовать, более того бюргерская и крестьянско-плебейская ереси становились составной частью широкого общественно-политического движения в ряде стран Европы, известного в истории, как реформация.

Однако их объединяют некоторые общие черты:

-все они видели идеал в раннем христианстве, но при этом более умеренные из них ограничивались вопросами переустройства церковной жизни,а более радикальные всех сфер жизни общества.

-они требовали отмены права церкви брать плату за совершение религиозных обрядов, осуждали накопление церквями богатства, ссылаясь при этом на священные писания.

Церковь и государственная власть повсеместно преследовали еретиков. Против них были направлены грозные парижские энциклики (послания) и буллы – это важнейшие акты по насущим вопросам царской жизни. Их отлучали от церкви, а нередко подвергали физическому уничтожению. Для борьбы с ересями церковь в 1231 г. запретило мирянам читать библию, которую еретики используются для борьбы с церковью и в начале 13 в. Католическая церковь создала ликвидацию.

Богомильство – это одно из крупнейших еретических движений на Балканах и в Малой Азии в 10-15 вв., названо по имени или прозвищу попа Богомила. Ересь возникла среди крестьян Болгарии предположительно в начале 10 в. В основе учения богомилов лежало представление о двойственности мира, выражающееся в постоянной борьбе доброго и злого начал, где неизбежно побеждает добро. Богомилы создали свою организацию по ранне-христианским образцам, они не признавали обрядов и таинства христианской церкви, считая их делом рук сатаны, не посещали церковь, не почитали иконы, церковные праздники и мощи. Их апостолы проповедовали идеи неповиновения властям, безбрачия, кроме того богомилы утверждали, что между Богом и человеком не нужен посредник, в лице духовенства, отвергали они и светскую власть.

Богомисльство укрепившееся в 10 в. в Болгарии получило дальнейшее распространение в Византии, Сербии, Киевской Руси, Болгарии, Западной Европе. После завоевания Балканского полуострова турками богомильство стало постепенно исчезать. Последние свидетельства о нем относятся к 17 в. И уже в 14-15 вв. в Западной Европе формируется два самостоятельных течения еретического движения: бюргерская и крестианско-плебейская.

11)Политико-правовые взгляды Николо Макиавелли

Николо Макиавелли (1469 – 1527)

Основные произведения:

-«Государь»,

-«История Флоренции»,

-«О военном искусстве»,

Государство.

Государство – это политическое состояние общества, выражающее отношения между правителями и подданными основанными на любви и страхе последних. При этом страх не должен перерастать в ненависть.

Цель государства и основа его прочности выражается в безопасности личности и незыблемости собственности.

Происхождение государства воспроизводит идеи античных авторов о возникновении авторов о возникновении государства. Живя вместе люди осознавали, что хорошо, что плохо, в соответствии с этим были установлены законы, появилось правосудие.

Форма правления

Правильные:

1)монархия

2)аристократия

3)демократия

Неправильные:

1)тирания

2)олигархия

3)охлократия

Согласно Макиавелли достигнув предела совершенства форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность.

Монархия сменяется тиранией, она в свою очередь аристократией, которая уступает место олигархии на смену которой на смену ей демократия , которая перерастает в охлократию.

Наилучшая форма – смешанная, умеренная республика.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Духовное развитие

Государство и церковь – формы взаимоотношений

12 марта 2012

В ходе истории по-разному складывались взаимоотношения между светскими властями и представителями веры. Государство и церковь поочередно становились на разные ступени влияния на общественное мнение и руководство страной в целом. Если посмотреть развитие истории, то мы убедимся, что изначально государства, как такового, не было. Семья была ячейкой общества и существовала тогда лишь патриархальная родовая община. По промыслу Божию, и в связи с усложнившимися общественными связями, государство начало постепенно складываться уже после того, как братья Иосифа уходят в Египет, во времена Судей.

По-разному действуют государство и церковь. Формы взаимоотношений между ними вызваны разными их природами. Если Церковь создана самим Богом, и целью ее есть спасение людей для вечной жизни, то государство создано людьми, не без промысла Божия, и целью его является забота о земном благополучии людей.

То есть, при видимом различии этих двух ведомств, также прослеживается их явное сходство — оба они призваны служить на пользу людям. Но Церковь ни в коем случае не должна брать на себя государственные функции, касающиеся борьбы с грехом методами насилия, принуждения или ограничения. Так же и государство не должно мешать работе церкви, его забота соблюдать уважение к церковным законам и помогать в вопросах нравственного развития населения.

Отношения государство и церковь в средневековье были устроены так, что церковь занимала лидирующие позиции над государственной властью. И притом это касалось не только христианства, то же самое происходило и в исламе, и в буддизме. Церковь принимала участие и в законодательной, и в судебной деятельности, во многом привнося влияние религиозных идеалов и принципов в государственную управленческую политику. Политика внутри церкви и межцерковная в том числе, часто меняли весь ход истории государств. Стоит только вспомнить крестовые походы; раскол церкви, приведший, в свою очередь к политическому и правовому расколу в Европе.

В советское время началось гонение на церковь, государству не нужен был конкурент в борьбе за влияние на сознание народных масс, оно хотело единоличной власти. Государство и церковь в то время полностью разошлись по разные стороны баррикад. Новое государство не хотело делить сферы влияния, не хотело иметь церковь под боком, как духовный и нравственный контроль своим поступкам и принимаемым мерам. Такой контроль мог стать лакмусовой бумажкой, которая бы проявляла истинное лицо и действия правящей власти, а кому это было нужно? Выгоднее было объявить религию опиумом для народа, разрушать храмы и вести всяческое гонение на последователей веры.

По большому счету, государство и церковь должны быть взаимодополняемы, ведь они оба призваны нести людям добро и заботиться о них. Церковь – духовная составляющая общества, а как может общество быть отделенным от государства? И как может церковь влиять на нравственное развитие человека, находясь вдали от общества, не оказывая влияния на его развитие и не контролируя духовной чистоты власти? К тому же, если государство принуждает верующих поступать вразрез с заповедями Божьими, к греховным действиям, церковь должна стать на защиту своей паствы, вступив в переговоры с действующей властью или, при необходимости, обратиться к мировому общественному мнению.

Если учесть, что государство и церковь призваны нести людям добро, то у них есть общие сферы взаимодействия. Это касается таких областей, как миротворчество, дела милосердия, сохранение нравственности, духовное и культурное образование, охрана и развитие культурного наследия, поддержка семьи, попечение о заключенных. Чтобы избежать смешения в сферах деятельности и не привести церковную власть к мирскому характеру, клирикам запрещено принимать участие в государственном управлении, дабы они неустанно находились при исполнении своих прямых церковных обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *