Введенский храм Воронеж

Введенский храм Воронеж

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (г. Воронеж)

История храма относится к 1700 г., когда из прихода Успенской церкви, где началось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Императору Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели посвятить Успению Божией Матери. Храм был построен и освящен первым епископом Воронежским Святителем Митрофаном. Но нарекли новый храм Введенским.
В 1780 г. вместо деревянной церкви построили каменную. Они имела два придела: придел во имя мученика Иоанна Воина, а в XIX в. появился еще один придел — во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Храм издавна считался одним из красивейших в городе. Архитектурный облик его несет на себе явные черты школы знаменитого зодчего XVIII в. Б. Растрелли.
К началу ХХ века приход церкви насчитывал 77 дворов. С 1887 году при храме существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах. В 1891 г. открылась первая в епархии приходская школа с «рукодельными классами».

В этом храме был крещен известный русский писатель Иван Бунин.

В ограде церкви располагалось кладбище, где покоились служившие здесь священники и благочестивые миряне, преимущественно купеческого звания. В годы революции могилы сровнены с землей. но в летописном «Синодике» имена некоторых сохранились.
В середине 30-х годов Введенский храм был закрыт и был отдан в пользование различным организациям. Это приводило к его постепенному разрушению.

В 1999 г. Введенскую церковь возвратили епархии и 4 декабря 1999 г., в престольный праздник, восстановленный храм был освящен правящим архиереем. В храме была совершена Божественная литургия — первый раз после долгих десятилетий запустения. С тех пор каждое воскресенье и в двунадесятые праздники здесь служатся ранние Литургии, а в течение всей седмицы совершаются требы: крещение, венчание, отпевание. Храм благоукрашается трудами сестре обители и местных иконописцев. Иконы многоярусного иконостаса, резные тябла и киоты выполнены по древним образцам.
В феврале 2002 г. на колокольню были подняты колокола, отлитые на пожертвования прихожан обители. На самом большом из них запечатлены имена благотворителей.

При храме открыта Детская Школа Православных Ремесел. для детей от 4 лет. дети получают знания о иконопочитании, проходят практические занятия по рукоделию с бисером, шитьем, жемчугом, стразами.

Воронеж.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь Введения во храм Пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в городе Воронеж.
Знатоку архитектуры при взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти (прежде Большая Девиченская) нелегко представить ее былую красоту — изъеденный временем красный кирпич, скрытый ныне штукатуркой, не в полной мере сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы.
Иное дело было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местной архитектуры Юрий Успенский:
«Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка. Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки».

История строительства. XVIII век

В Воронеже Введенская церковь появилась, можно сказать, случайно. Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре 1700 года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном. Видимо, святитель воспротивился появлению в городе одноименных церквей, и новое молитвенное здание нарекли Введенским.
Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной, двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Главный храм был полностью завершен к июню 1780 г. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.
Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» за 1908 год, дотошный автор священник Николай Никонов детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров). Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: Божией Матери «Всех скорбящих радости», святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина.
Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 г. ноября 15 дня во святую» церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года.

Жизнь церкви

В 1805 году приход насчитывал 74 двора, где проживали 533 человека. Целый век не внес никаких перемен: в 1905 приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где проживали 555 человек, отличавшихся «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», причт не имел. При Введенской церкви с 1887 г. существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами».
В ограде Введенского храма издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В летописном «Синодике» Елисеевых отмечено более десятка погребений еще у старого деревянного храма на протяжении 1730-1770-х годов. В основном это были представители трех семей: Елисеевы, в их числе Наум Захарович (1737) и его вдова Екатерина Романовна (1756), которую отпевал преосвященный Феофилакт; Кошкины и Вяхиревы.
В исключительных случаях прицерковный погост использовался и в XIX веке. К примеру, в январе 1894 года там были похоронены Ольга Останкова, Дарья Сафонова и Прасковья Попова, зверски убитые грабителями в доме на Введенской улице. До революции сохранялись еще надгробные плиты на могилах дворянина Ивана Зацепина и попадьи Александры Никоновой. В печально известные годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором.

Священники храма

Два с лишним века священники Введенской церкви несли свою пастырскую службу. Отец Василий Елисеев (ок.

1736-1821), к примеру, исповедовал и причащал прихожан в течение сорока одного года вплоть до своей смерти в 1821 году. Его похоронили в соседнем Акатовом монастыре. По четверть века прослужили здесь батюшки Василий Лукин и Петр Иванов (1812-1885). Протоиерей Петр Иванов был погребен у алтаря церкви, панихиду отслужил епископ Макарий (Троицкий). Немало для укрепления авторитета храма сделал Константин Иванович Чернышев, служивший с 1886 года. Совместно со старостой храма Ф.Д. Сверчковым (1855-1896) он возобновил придельные иконостасы в трапезной, находившиеся в ветхом состоянии. Его перу принадлежит статья о ранней истории и достопримечательностях Введенки, опубликованная в «Епархиальных ведомостях» (1896). В феврале 1897 г. он скончался; похоронен за алтарем. С апреля 1899 года настоятелем церкви стал Николай Григорьевич Никонов, его и застали здесь революционные бури. Ему сослуживали диаконы: (Петр Икорский, упомянут в 1899 г. и Димитрий Павленко, с 1907 года) и псаломщики: (Димитрий Митрофанович Трофимов, упомянут в 1899 г. и Сергий Иванухин, с 1908 года). Старостой церкви был Александр Михайлович Ярцев (1863 — после 1917). Дворов в приходе в 1899 году насчитывалось 115, в них проживало 582 человека. В 1911 году — 66 домов, 420 человек.

XX век

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства, и купили ли на них хлеб для голодающих крестьян или использовали для организации перманентной революции — никто уж не узнает.
Точная дата закрытия Введенки затерялась во времени, но по воспоминаниям очевидцев, это произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 г. возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия.
Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент. В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич.
С конца 1970-х работы продолжила черепашьими темпами местная реставрационная мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. На большее не хватило старых запасов кирпича, да и руководство мастерской все время искало заказы повыгоднее и не такие трудоемкие. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела.
В 1990 г. Введенский храм возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по-прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. Архитектурные детали выпукло выделены цветом. Благоустроена и вся прилегающая территория, церковный двор вновь обрел ограду. В начале 1994 года епархиальным управлением принято решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея. Внутренняя отделка храма длилась еще пять лет. После длительной реставрации, в престольный праздник, Введенская церковь освящена 4 декабря 1999 года и приписана к Алексеевскому Акатову монастырю. В феврале 2002 года на колокольню были подняты колокола, отлитые на пожертвования прихожан обители.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 Введенская церковь состоит на учете как памятник архитектуры и является объектом культурного наследия. Постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.1995 церковь является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

Реликвии и святыни храма

  • икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» (судьба неизвестна)
  • икона св. Сисиния Лаодикийского (судьба неизвестна)
  • икона св. Иоанна Воина (судьба неизвестна)
  • икона апостола Андрея Первозванного (ок. XVII в.)
  • икона праведного Артемия Веркольского (XVIII в.)
  • икона святой равноапостольной княжны Ольги
  • икона бессребреников Косьмы и Дамиана
  • икона Божией Матери «Иверская»
  • Использованная литература: А.Н. Акиньшин «Храмы Воронежа»
    П. Никольский «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. 1900»
    Использованы материалы сайтов: Воронежско-Борисоглебская епархия, БВФ
    Моя статья в ВикипедииЯндекс-фотки

    Создано с помощью инструментов Яндекс.Карт

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *