Всенощное бдение служба

Всенощное бдение служба

Что такое всенощное бдение в церкви?

Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца. В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч.

вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах. К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:

  1. После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
  2. Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
  3. За богослужением проходит помазывание верующих елеем.

Как проходит всенощное бдение?

Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.

  1. Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
  2. После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
  3. После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
  4. Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
  5. Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
  6. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.

Сколько длится всенощное бдение?

В современном мире такое богослужение длится в большинстве случаев около 2-3 ч. Подобное сокращение связано, скорее всего, с тем, что не все люди могут выстоять долгую службу в церкви. Выясняя, сколько длится всенощное бдение в церкви, стоит указать, что раньше эта богослужение длилось дольше, поскольку оно начиналось вечером и проводилось до самого утра. Отсюда и возникло его название. Самым продолжительным всенощным бдением, которое проводится в наше время, является Рождественское.

(начало в предыдущих номерах «Лествицы»)

Итак, прихожане становятся в очередь помазываться освященным маслом (освященный елей — символ милости Божьей и знак причастности к празднику), а в это время чтецы начинают читать каноны.

Как уже говорилось в предыдущей статье, каноны — одна из самых значимых частей всенощной службы; именно здесь подробнее всего раскрывается богослужебное содержание дня, когда совершается служба. Что же и как читается на клиросе?

Канон — достаточно большое произведение. Считается, что он состоит из девяти частей — песней, но вторая песня поется и читается только в Великом посту, поэтому фактически мы слышим обычно 8 песен.

Первый стих каждой песни называется ирмос и исполняется хором (сначала — правым). Темы ирмосов каждой песни всегда одни и те же. 1-я песня прославляет переход чудесный через Красное (Чермное) море, по образцу песни пророка Моисея и его сестры Мариам (Исх. 15, 1). 2-я песня составлена по образцу песни Моисея, обличающей израильтян в нарушении Закона (Втор. 32).

3-я песня — по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, о разрешении ее неплодства (1 Цар. 2, 1-10). 4-я песня поется по образцу песни пророка Аввакума, предсказывающей воплощение сына Божия (Авв. 3, 1-19). 5-я песня — по образцу песни пророка Исайи, его пророчестве о Спасителе мира (Ис. 26, 9-19). 6-я песня — воспоминание избавление пророка Ионы от смерти во чреве кита (Иона, 2, 3-10). 7-я и 8-я песни вспоминают чудесное спасение трех отроков в вавилонской печи (Дан. 3, 26-45). 9-я песнь прославляет Пресвятую Богородицу.

После ирмоса каждой песни читают тропари, в которых раскрывается собственно содержание канона. Каждый тропарь предваряется припевом — одним и тем же возгласом, связанным с темой канона. Так, в каноне Богородице это — «Пресвятая Богородице, спаси нас», в каноне Воскресению — «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», преподобному — «Преподобный отче имярек, моли Бога о нас» и т.д. В конце каждой песни хор (уже левый) повторяет ирмос (это называется «катавасия»).

Какие именно каноны читаются, зависит от дня. В субботу вечером обычно читается 4 канона: Воскресный (прославляет Воскресение Христово), Крестовоскресный (прославляет Крест и Воскресение), Богородичный и праздника (прославляет святого или событие, которому посвящен сегодняшний день).

Для того, чтобы понять смысл читаемого, полезно знать, что при чтении несколько канонов объединяются. Поется ирмос, затем прочитывается первая песня каждого канона, в завершение снова поется ирмос (это называется катавасия). Затем так же 2-я песня всех канонов и так далее. При чтении каждой песни то, к какому канону относятся какие тропари, легко понять по припевам.

Пример такого соединения можно найти во многих молитвословах, где 3 канона, читаемые ко Причащению, объединены в «трехканонник».

Таким образом, в субботу вечером каноны читаются так:

Правый хор: ирмос 1-й песни.
Первый чтец:Второй чтец:

Первый чтец:

Второй чтец:

Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!1-й тропарь Воскресного канонаСлава, Господи, святому Воскресению Твоему!

2-й тропарь Воскресного канона

Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению!

1-й тропарь Крестовоскресного канона

Пресвятая Богородице, спаси нас!

1-й тропарь канона Пресвятой Богородице

Преподобный отче … (припев канона праздника)

1-й тропарь канона праздника

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Тропарь

И ныне, и присно, и во веки веков! Аминь!

Тропарь

Левый хор: ирмос 1-й песни
Правый хор: ирмос 2-й песни
Первый чтец: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!1-й тропарь 2-й песни Воскресного канонаИ так далее, до 9-й песни…

Перед девятой песнью канона после возгласа «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» хоры поют песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и дьякон совершает каждение храма.

После канона поются стихиры на хвалитех. Первые две стихиры всегда одинаковые: «Всякое дыхание да хвалит Господа …» и «Хвалите его вси ангели Его…», последующие меняются от дня ко дню. Затем звучит величественное песнопение, которое начинается возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Это — Великое славословие. Когда-то, когда Всенощное бдение было действительно «всенощным», время этой молитвы совпадало с первыми лучами нового дня.

Заканчивается утреня сугубой и просительная ектениями. Произносится отпуст и читается 1-й час.

составил. И.Оводов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *