Все писание богодухновенно и полезно для научения

Все писание богодухновенно и полезно для научения

В середине октября центральный зал храма Восточной общины приобрел вид телестудии.

В центре сцены лейтмотивом программы было установлено большое изображение Иисуса, протягивающего руку тонущему Петру. На полу были проложены из труб рельсы для движения видекамеры, а в разных направлениях пролегли провода для работающих одновременно четырех камер. Изображение с них в онлайн-режиме обрабатывалось в комнате на первом этаже и через спутник транслировалось в интернете на канале Hope Channel Europe.

Ведущий программы — известный, наверное, всем адвентистам СНГ, теле- и радиопроповедник Петр Михайлович Кулаков. Его весть в этот раз призвана была укрепить веру в истинность адвентизма. Он приводил немало интересных фактов из истории жизни пионеров нашего движения. Пример их посвящения и ревности — сегодня вызов для нас, обременных заботами «века сего» в столичном мегаполисе. В целом посещаемость программы за исключением выходных аншлагом не выглядела, но несколько сотен постоянных зрителей заполняли зал, несмотря на настоящий транспортный коллапс московских пробок в середине недели. Присутствовавшие в зале с воодушевлением подхватывали приводимые библейские стихи. Было видно, что своей целевой аудиторией звучащая весть была принята с интересом и благодарностью.

Выступление Петра Кулакова предварялось получасовой музыкальной программой. Ее состав еще раз показал богатство музыкальной палитры московских общин. Уровень и искренность исполнения наглядно подтверждали слова Лютера, называвшего пение второй проповедью.

Запоминающимся был дуэт ведущих, Дмитрий и Ольга. Они оживляли свой официальный раздел многочисленными притчами, побуждавшими с интересом воспринимать каждый их выход. Когда в один из дней программу вышла вести другая пара молодых людей, то у некоторых стал возникать вопрос: может они слишком много наговорили? Оказалось, просто делали тренировочный выход для ведущих из Заокской Академии, которые будут участвововать в весенней спутниковой программе.

Наибольшее оживление происходило в конце вечера, когда звучал призыв к молитве. Значительная часть присутствующих выходила вперед, показывая нужду в благословении и желание видеть руку Господа в своих нуждах и переживаниях за близких. Семь человек в окончании программы заключили завет с Господом. Присоединились к тем, кто может с уверенностью повторить вслед за апостолом Павлом: «Ибо я знаю, в Кого уверовал…» (2Тим 1:12)

3:1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Здесь последние времена означают период близости конца веку сему: всё, что перечислено ниже — перечислено в качестве дополнительного признака приближения дня оного — вдобавок к тем, что перечислил Иисус в качестве признаков приближения своего второго пришествия.
3:2-4 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
Перечислены характеристики духовно деградирующего общества Земли в целом, начинающегося с распада семьи и ослабления родственных чувств. Это общество будет совершенно приземлённым: эгоистичным, воинственно настроенным, не добродетельным, жестоким, жадным, высокомерным, безразличным к трудностям ближних, любящим удовольствия и пренебрегающим отношениями с Богом.

3:5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. Это общество в целом по сути будет глумиться над всем святым, поступая неправедно и низко — при том, что оно будет чтить религиозные обряды и изображать поклонение Богу (например, в настоящее время люди в судах клянутся на Библии, но судьи берут взятки, подсудимые лгут и приводят лжесвидетелей; воруют и просят Бога помогать уклоняться от наказания за это и т.д. )
Но и в христианских собраниях будут находиться те, кто лишь внешне постарается произвести впечатление истинного христианина, участвуя в поклонении Богу, а внутри — будет исполнен всякой нечистоты. И хотя, может, такому и удастся оставаться в христианском собрании, но те , кто доживёт до этого времени — обязаны будут «вычислить» в них лицемеров и не вступать с ними в тесные отношения.
Тимофей хотя и стоял у истоков христианского века, однако был предупреждён об этом явлении — как о возможном и в первых христианских собраниях.
3:6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

Перевод В.Кузнецовой:
Такого же рода и люди, которые втираются в дома и пленяют глупых бабенок. У этих женщин куча грехов и масса желаний, сегодня их влечет к тому, завтра к другому.
То есть, Павел, описав РОД или СОРТ людей, характерный для времени перед концом века сего, показал, что дух или настрой этого СОРТА людей проникнет и в среду народа Иеговы (христианских собраний): зараза такой «закваски» придёт в собрания христиан из среды мира сего, живущего перед концом. И заражены ею будут, в первую очередь, элитные части народа Бога (руководство и их ближайшие помощники).
На примере проблемы Асии в 1 веке показал, как эта проблема будет выглядеть и при кончине века: из истории христианства известно, что в этой провинции распространение лжеучений было особенно эффективным, именно поэтому все асийские и оставили Павла наедине со своими трудностями заточения (см. 1:16-18). Откуда такая эффективность?
Асия славилась множеством языческих культов (Деян. 19,23-40) и особой нравственной распущенностью; в христианских собраниях оказывала влияние — прослойка богатых и властных женщин (см.

послания семи Асийским церквам, Откр.1:11; 2,3), которых Павел называет «глупыми бабёнками» (пер.В.Кузнецовой).
Лжеучители хитростью обольщения проникали в их дома, привлекая их своими оригинальными учениями (истинные учения требовали от женщин строгости нравов, простоты во Христе, скромности и богобоязненности, что было трудно исполнять избалованным христианкам Асии). В результате влияния этих женщин на собрания, лжеучения воспринимались как истинные, а здравые — отвергались.

Почему лукавые служители Бога действуют через женщин? Потому, что род женщин, начиная от Евы, более движим эмоциями, нежели разумом, и падок на всякого рода льстивые речи.
Кто лукав, тот действует через них, завоёвывая их ложным обаянием и лестью, а неустойчивые в вере женщины — на это улавливаются, а после — активно их защищают своих кумиров.
Женщин можно хитростью подтолкнуть на что угодно, например:
Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе , воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов.
(Деян.13:50).
Этот род влиятельных и почётных женщин должен появиться в собраниях — и в периоде кончины века сего, в Дне Господа Иисуса Христа (см. пример Иезавели, Откр.2:20)

3:7всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.
Такой род братьев, действующих через хитрость и искусство обольщения не очень духовных, но влиятельных женщин, легко улавливает свою «добычу» (см.Еф. 4:14). Но их «бросает из стороны в сторону», они вроде бы изображают ищущих истину и желающих учиться у Бога, но, преследуя корыстные цели, отвлекаются на поиск своего, а не Божьего — поэтому не могут познать истину Бога.
В ком душевное, плотское преобладает над духовным — не могут отличить пользу от вреда, левую руку от правой, а ложь — от истины. Например, если у человека больные почки — здравомыслящий (духовный) не станет есть солёную или копчёную пищу только потому, что она вкусная: он всегда будет думать о пользе своих действий. А плотской будет думать только о том, чтобы вкусно поесть.
3:8Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.
Комментарий Даллаской семинарии:
О противлении Ианния в Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх. 7:11; 9:11).
***
Павел показал Тимофею, что как во времена Моисея находились те «кудесники», кто противится истине Бога, так и в христианстве такие «чародеи» непременно найдутся (видимо, эти двое тоже действовали через обольщение женщин, если судить по контексту. Подобные им — будут и в христианских собраниях).
Тимофей должен быть готов к тому, что его оппонентами в собраниях могут быть демагоги и дилетанты как в учениях, так и в вере.

3:9Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
Хотя они и будут оказывать влияние на соверующих, но, какой бы серьезный характер оно ни носило — успеют немного: их влияние будет лишь временным явлением. Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми: по каким-то причинам всем станет ясно, что они — лжеучители.
3:10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
В отличие от самозванцев-учителей, Тимофей не стремился завоевать личный авторитет , завладеть вниманием влиятельных христианок и уютно пристроиться в собрании. Он выбрал иной путь подражания апостолу Павлу в прохождении поприща Христова и преодолении трудностей, связанных с ним.
3:11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
Эти три города в римской провинции Галатия Павел обошёл с благовествованием во время своего первого миссионерского путешествия (Деян. 13:14 – 14:20). Листры — родной город Тимофея (Деян.16:1).
Несмотря на сильное противодействие, Павел организовал христианские собрания в каждом из этих городов (Деян. 14:21-23). Тимофею, как и апостолу Павлу, тоже пришлось столкнуться в своей жизни со многими скорбями по причине участия в благовестии и подражании Христу.

3:12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
Павел предупреждает всех христиан, желающих исполнять волю Бога и подражать Христу: их путь никто не выстелет розами, их стороной обойдёт материальное благополучие и сытая спокойная жизнь. Правильные поступки в этом мире — не ценятся, высмеиваются и влекут за собой определённые трудности. Но высшая степень веры христианина как раз в том, что он будет поступать правильно всегда и во всех ситуациях, не просчитывая наперёд, чем это для него обернётся и выгодно ему это или нет.
Именно поэтому во все времена истинные ученики Христа будут испытывать скорби от пренебрежения обществом, притеснения и гонения — за одно только стремление вести праведный образ жизни и проповедовать слово истины.
Было бы странно видеть ученика Христа процветающим и благополучным. Почему? Потому, что:
3:13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле
Успех и процветание в этом мире обеспечен только нечестивым, идущим путями зла: именно они, укореняясь на почве нечестия, смогут процветать. Можно сказать, что процветание и материальное благополучие — является явным признаком тому, что человек не является истинным христианином — даже если он находится на хорошем счету в христианских собраниях: сама система правления в этом мире дьявола построена так, что богобоязненный и благочестивый человек просто не сможет в неё вписаться, чтобы достичь успеха.
вводя в заблуждение и заблуждаясь. Своим благополучием и процветанием нечестивые вводят в заблуждение многих людей, слушающих благую весть о том, что благословения ожидают только праведных. Почему? Потому, что внешне они как раз видят иную картину: процветание неправедных.
Поэтому многие отказываются вести богобоязненный образ жизни — ещё до того, как о нём услышат: в этом мире богобоязненность не в чести, ибо не даёт ни положения в обществе, ни материального благополучия.

3:14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
К чему бы не стремился весь этот мир, для Тимофея важно оставаться истинным христианином, веровать во спасение, заботиться о духовности вверенных ему собраний и не бояться трудностей, связанных с христианским образом жизни — до самого конца. Знание о том, что он был научен апостолом Христовым — помогали ему укрепиться и стоять стойко в том вероисповедании, которое передал ему Павел.
3:15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Тимофей, к тому же, с детства был научен священными Писаниями (книгами Ветхого Завета), поэтому мог иметь веские основания доверять апостолу, проверяя его слова по писаниям. Эти два наставника (Писания и апостол Павел) воистину показывали Тимофею верный путь для достижения спасения от греха и смерти через уверование во Христа Божьего.

3:16 Все Писание богодухновенно все книги Ветхого Завета — написаны под воздействием святого духа и руководством Бога, равно, как и книги периода Нового Завета — также написаны при побуждении свыше: желание писать о жизни Иисуса Христа, сына Божьего, а также — наставлять христианские собрания — может быть послано только свыше, от Того, кто заинтересован в спасении всех людей через благовествование (1Тим.2:4,5)
и полезно для научения, сначала из Библии все мы приобретаем правильные знания о Боге, Его Христе, намерениях, о своём месте в бытии Бога, о праведности и т.д. Все эти знания полезны для каждого человека, ибо помогают обрести смысл жизни и желание приближаться к Богу.
для обличения, затем, при помощи правильных представлений о праведности человека, полученных при изучении Библии, мы имеем возможность сравнить портрет праведника в Божьем понимании — с собственным представлением о праведности, и так — увидеть свой собственный облик — в свете Писания. Обнаружив методом сравнения в себе те недостатки, которые нужно устранять — мы можем увидеть, в чём слово Бога нас обличает, показывая нам — наш облик с точки зрения слова Бога.
для исправления, затем, увидев свои истинный облик и определив, что нам нужно исправить в своей жизни — мы имеем возможность приложить собственные усилия для исправления (без приобретения правильных знаний о Божьих нормах добра и зла мы не имеем возможности исправиться в направлении добра)
для наставления в праведности, затем, мы начинаем понимать, насколько же полезно слово Бога, наставляющее всех желающих — на путь праведности. Без этого наставника ни узнать о праведности, ни стать праведным человеком с точки зрения Бога — невозможно
3:17да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Вся польза Божьего слова сводится к тому, чтобы показать, как из грешного потомка Адама сделать праведника Божьего, подготовленного к свершению только добрых и полезных дел. Именно такие люди, преобразившие свою внутреннюю сущность при помощи наставлений из Божьего слова и применения их на практике — и достигнут спасения от греха и смерти в вечности Бога, став совершенными телесно и духовно.

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание к Тимофею

Беседа 7

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим.3:1-7).

1. В первом послании (апостол) говорил: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры» (1 Тим.4:1), и в другом месте того же послания предсказывал нечто подобное, имеющее быть впоследствии. Здесь он опять повторяет то же самое: «Знай же», – говорит, – «что в последние дни наступят времена тяжкие», и доказывает это не только будущими событиями, но и прошедшими: «Как», – говорит, – «Ианний и Иамврий противились Моисею» (ст. 8); равно как и собственными суждениями: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные» (2 Тим.2:20). Для чего же он делает это? Для того чтобы Тимофей, или кто-нибудь из нас, не смущался, когда будут злые люди. Если, говорит, они были при Моисее и будут после, то нисколько неудивительно, что они бывают и при нас. «В последние дни наступят времена тяжкие». Не дни или времена осуждает он, но людей, которые тогда будут, Так и мы имеем обыкновение называть времена худыми и не худыми, по свойству дел, совершаемых в течение их людьми. Тотчас же он указывает и причину. Корень и источник всех зол, от которого все они происходят, – чрезмерное самолюбие. Преданный этой страсти не наблюдает даже и за своими делами. Кто не думает о ближнем, не заботится об его делах, тот будет ли заботиться о своих? Как заботящиеся о ближнем хорошо устрояет вместе с его делами и свои собственные, так презирающий дела ближнего будет презирать и свои, собственные. В самом деле, если мы – члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу. Если мы – здание, то, когда страдает одна часть, повреждается и все здание, а когда она тверда, то может держаться и все прочее. Так и в Церкви. Ты оказал презрение брату? Этим ты причинил вред самому себе. Почему? Потому, что твой член потерпел немалый вред. Если не уделяющий ближнему из своего имущества ввергается в геенну, то видящие ближнего в существеннейшей опасности и не подающие ему помощи тем более подвергнется наказанию, чем важнее испытанный вред. «Ибо люди», – говорит, – «будут самолюбивы». Кто самолюбив, тот в особенности и не любит себя; а кто братолюбив, тот и любить себя гораздо более.

Отсюда происходит сребролюбие. Зараза и ограниченность самолюбия сокращает и умаляет любовь, которая широка и простирается на всех. Сребролюбцы. Отсюда происходит гордость, от гордости – надменность, от надменности – злоречие, от злоречия – непокорность и неверие. Действительно, надмевающиеся пред людьми легко будет надмеваться и пред Богом. Так рождаются грехи; они часто восходят снизу вверх. Кто почтителен к людям, тот будет тем более благоговеть пред Богом; кто послушен подобным себе рабам, тот будет тем более покорен Владыке; а кто презирает подобных себе рабов, тот постепенно дойдет и до презрения самого Бога. Не будем же презирать друг друга. Это худая наука, которая научает нас презирать Бога; и даже тем самым, что мы презираем друг друга, мы уже оказываем презрение к Богу, который повелел нам иметь великое попечение друг о друге. Если хотите, я поясню это иначе, – примером. Каин презрел брата, и тотчас же оказал презрение и к Богу. Каким образом? Посмотри, как оскорбительно отвечает он Богу: «разве я сторож брату моему» (Быт.4:9)? Также Исав презрел брата, и оказал презрение и к Богу. Поэтому и сказал Бог: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:13). Потому и Павел говорит: «чтобы не было какого блудника, или нечестивца, как Исав» (Евр.12:16). Презирали Иосифа братья, оказали презрение и к Богу. Презирали израильтяне Моисея, оказали презрение и к Богу. Также сыновья Илия презирали народ, оказали презрение и к Богу. Хочешь ли видеть примеры противного? Авраам был снисходителен к племяннику, был послушен и Богу, как видно из послушания его касательно сына Исаака и из всех прочих его добродетелей. Также и Авель, будучи кроток в отношении к брату, был благочестив и в отношении к Богу. Не будем же презирать друг друга, чтобы нам не научиться презирать и Бога; будем почитать друг друга, чтобы нам научиться почитать и Бога. Дерзкий в отношении к людям становится дерзким и в отношении к Богу. А когда сребролюбие, самолюбие и непокорность соединяются вместе, то чего еще не достает для совершенной погибели? Тогда все развращается и образуется огромное болото грехов. «Неблагодарны», – говорит. Действительно, как может быть благодарным сребролюбец? Кому будет он воздавать благодарность? Никому. Он считает всех своими врагами, желая у всех отнять все. Хотя бы ты отдал ему все свое имущество, он не изъявит тебе никакой благодарности, но будет досадовать, что ты не имел большего богатства и не сделал его обладателем большего. Хотя бы ты сделал его владыкою вселенной, он не изъявит тебе благодарности, но будет думать, что он ничего не получил. Его желание ненасытимо, потому что это – болезненное желание, а болезненные желания всегда таковы.

2. Как страдающий горячкою никогда не может напиться, но постоянно чувствует жажду и никогда не утоляет желания пить, так и одержимый страстью к богатству никогда не может насытить своего желания. А не насыщаясь никогда, он не будет и благодарен тебе, сколько бы ты ни давал ему. Он будет благодарен только тому, кто даст ему столько, сколько он желает; но этого никто не может сделать, потому что желание его безмерно; следовательно, он и не может быть никому благодарным. Нет человека столь неблагодарного, как сребролюбец; нет столь бесчувственного, как корыстолюбец; он враг всей вселенной; он досадует, что существуют (другие) люди; он желает, чтобы везде была пустыня и чтобы он один обладал всем; и многое подобное он думает. О, если бы, говорит он, случилось в городе землетрясение, и все были бы поглощены землею, а я один остался бы и взял бы, если возможно, имущество всех; о, если бы наступила зараза, и погубила всех, не коснувшись золота; о, если бы случилось наводнение, или разлив моря! И множество подобных мыслей держит он в уме, а доброй – ни одной, и желает только землетрясение, пожаров, войн, моровых язв и тому подобного. Но скажи мне, жалкий, несчастный и презреннейший всякого раба, если бы все сделалось золотом, то не лишился ли бы ты золота, погибши от голода? Если бы случилось землетрясение, то при разрушении вселенной погиб бы и ты с своею пагубною страстью; если бы на земле не стало людей, то некому было бы приготовлять нужное и для твоей жизни. Представим, – хотя это нелепо и невозможно, – представим, что все люди во вселенной вдруг исчезли, и их золото и серебро само собою перешло к тебе и все их богатство – золото, серебро, шелковые одежды, золотые вещи сами собою перешли в твои руки: какая будет тебе польза? Тогда скоро постигла бы тебя смерть, потому что не стало бы ни хлебников, ни земледельцев, умножились бы дикие звери, и бесы овладели бы твоею душою. И теперь обладают ею многие бесы; а тогда они свели бы тебя с ума и скоро погубили бы. Нет, скажешь, я не хотел бы этого; пусть будут и земледельцы, и хлебники. Но и они должны будут издерживать на себя что-нибудь? Нет, говоришь, я не хочу, чтобы они издерживали. Так ненасытима эта страсть! Что может быть ее смешнее? Видишь ли нелепость? Он хочет иметь у себя множество слуг, и скорбит, что они употребляют пищу, и тем уменьшают его имущество. Неужели, скажи мне, ты желаешь, чтобы люди были каменные? Все это смешно; это – волны, буря, вихрь, треволнение и великое смятение в душе, которая постоянно алчет и постоянно жаждет. Не достоин ли такой человек, скажи мне, сожаления и слез? Есть телесная болезнь, подобная этому и весьма мучительная, называемая у врачей волчьим голодом, когда человек, принимая множество пищи, не перестает чувствовать голод: не достойна ли слез такая же болезнь в душе? Подлинно, сребролюбие есть волчий голод души, которая поглощает много, но никогда не удовлетворяется и постоянно мучится желанием. Если бы нужно было принимать чемерицу или испытать что-нибудь в тысячу раз неприятнейшее, чтобы избавиться от этой страсти, то не следует ли охотно решиться на все? Нет такого обилия богатства, которое могло бы наполнить ненасытное чрево. Не стыдно ли после этого нам, когда иные так неистово пристрастны к богатству, а мы не показываем даже малейшей части такой любви в отношении к Богу, так что Бог для нас малоценнее денег? Для денег люди переносят и бессонные ночи, и путешествия, и непрестанные опасности, и ненависть, и обиды, и все; а для Бога мы не хотим даже сказать слово, или навлечь на себя чей-нибудь гнев; если нужно защитить кого-нибудь из притесняемых, то, боясь гнева властителей и неприятностей, мы предаем обижаемого; получив от Бога силу – подавать помощь, мы теряем ее, не желая подвергнуться чьей-нибудь вражде или ненависти. Многие при этом ссылаются на пословицу, которая говорит: пусть любят тебя напрасно, а не ненавидят напрасно. Но здесь разве напрасной ты подвергаешься ненависти? Что может быть лучше такой ненависти? Ненависть за Бога гораздо лучше любви за Него; когда любят нас для Бога, то мы делаемся должниками Его за такую честь, а когда ненавидят нас, то Он сам делается должником, за которым остается наша награда. Сребролюбцы, сколько бы ни любили богатства, не знают меры в любви; а мы, сделав что-нибудь малое для Бога, думаем, что уже сделали все. Мы не любим Бога так, как они любят золото, и даже на малейшую часть того. Великого осуждения достойны они, что столь неистово пристрастны к золоту; великого осуждения достойны и мы, что не так же пристрастны к Богу, что не воздаем Владыке всех такой же чести, какую они воздают земле, – ведь золотой металл – та же земля.

3. Посмотрим на их безумие, и сами устыдимся. Что из того, что мы не горим страстью к золоту, если мы и Богу не молимся усердно? Для золота люди забывают о жене, о детях, о жизни и самом своем спасении, притом не зная, умножат ли они свое богатство, потому что многие, после напрасных трудов, среди самых надежд, испускали дух и умирали; а мы знаем, что получим желаемое, если будем любить Бога, как следует любить, и, однако, не любим, но оскудели во всем – и в любви к ближнему, и в любви к Богу,– в любви к Богу потому, что (оскудели) в любви к ближнему. Действительно, человек, не знающий любви не может, поистине не может иметь благородных и великодушных чувствований. Основание всего доброго есть не что иное, как любовь. На ней, говорит Господь, «утверждается весь закон и пророки» (Mф. 22:40). Как огонь, попавши в лес, обыкновенно очищает все, так и жар любви, если разгорится в ком-нибудь, то очищает и истребляет все, вредное для Божественного семени, и делает землю чистою для принятия этого семени. Где любовь, там истребляется все злое, там нет ни сребролюбия – корня зол, ни корыстолюбия, ни гордости, потому что может ли кто гордиться пред человеком любимым? Ничто не делает столь смиренным, как любовь. Существам любимым мы служим, как рабы, и не стыдимся, но еще благодарим их за такое рабство; для них мы не щадим своих денег, а иногда и телесных сил, – случалось, что за любимого подвергались опасностям. Где любовь, там нет ни зависти, ни злословия; мы не только сами не злословим любимых, но заграждаем уста и другим, злословящим их; там все тихо, все спокойно, нет и следа разногласие и ссор, все исполнено мира: «любовь есть исполнение», – говорит (апостол), – «закона» (Рим.13:10); при ней нет ничего, производящего неприятности. Почему? Потому, что самые грехи – любостяжание, хищение, зависть, злословие, надменность, клятвопреступление, ложь, все это исчезает там, где есть любовь. Клятвопреступники нарушают клятву, желая отнять что-нибудь у другого; но у любимого никто не станет отнимать, а отдаст ему и свое, и еще будет благодарен ему более, нежели получая от него. Это знаете вы, которые имели друзей, друзей не по имени только и по одному названию, но таких, которых любили, как должно, к которым были привязаны. А кто не знает этого, тот пусть спросит у знающих.

Я расскажу вам теперь пример дивной дружбы из Св. Писания. Ионафан, сын Саула, полюбил Давида, «душа Ионафана прилепилась к душе его», (1 Цар.18:1), так что Давид оплакивая его, говорит: напала на меня любовь твоя, как любовь женская: до смерти ранен мне (2 Цар.1:25,26). Что же? Завидовал ли он Давиду? Нет, хотя и имел причину завидовать. Какую? Он видел из обстоятельств, что царство перейдет к Давиду, и однако не чувствовал ничего подобного, не говорил: он лишает меня отцовского царства; но еще содействовал ему к получению власти и не щадил отца для друга. Не сочтите его отцеубийцею; нет, – он не оскорблял отца, но удерживал его от козней и несправедливостей; он более делал ему добра, нежели зла, не допуская его совершить неправедное убийство. Он неоднократно решался даже умереть за друга; не только не злословил его, но удерживал и отца от злословия; не только не завидовал, но и содействовал Давиду; не только давал ему деньги, но и спас ему жизнь. Что я говорю о деньгах? Он полагал за него душу свою. Он не боялся отца своего для друга, потому что тот решался на дела неправедные, а он не сознавал за собою ничего подобного. Такова была дружба его с праведником, таков был Ионафан! Посмотрим теперь и на Давида. Он не имел времени вознаградить Ионафана, который был похищен смертью прежде, нежели Давид получил власть; благодетель погиб прежде, нежели получивший благодеяния вступил на царство. Что же? Посмотрим, как праведник оказывал ему дружбу, насколько и чем было можно. «Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2 Цар.1:25,26). Но только ли? Не маловажно и это; но, кроме того, помня любовь отца, он часто избавлял от опасностей его сына и внука; и постоянно защищал и сохранял потомков его, как бы своего сына. Такую любовь желаю я, чтобы имели все и к живым, и к умершим.

4. Пусть выслушают те жены, – для них особенно я и прибавил: и к умершим, – которые вступают во второй брак и оскверняют ложе умершего мужа, любимого прежде. Я не осуждаю второго брака и не считаю его распутством, когда говорю так; это запрещает мне и налагает узду на уста мои Павел, который говорит женам: «если выйдет замуж, не согрешит» (1 Кор.7:28). Но посмотрим, что говорит он далее. «Блаженнее, если останется так» (ст. 40). Последнее гораздо лучше первого. Почему? По многим причинам. Если же совершенно не вступать в брак лучше, нежели вступать, то тем более вдовство лучше второго брака. Но, скажешь, некоторые не могли перенести вдовства и подверглись опасностям? Они не: знали, что такое вдовство. Вдовство состоит не в том, чтобы не вступать во второй брак, подобно, как и девство не в том, чтобы оставаться непричастным браку. Но в чем? Как там нужна благопристойность и постоянная скромность, так и здесь – уединение, постоянство в молитвах, удаление от роскоши и сластолюбия: «а сластолюбивая», – говорит (апостол), – «заживо умерла» (1 Тим.5:6). Если ты, оставшись вдовою, хочешь иметь ту же роскошь, то же великолепие, то же одеяние, какие имела при муже, то лучше тебе выйти замуж, потому что не супружество – зло, а невоздержание. Ты же, не делая того, что само по себе не зло, делаешь то, что не безразлично, но достойно осуждения. Потому и уклонились некоторые вслед сатаны, что не умели хорошо соблюдать вдовство. Хочешь ли узнать, что такое вдова и в чем состоит достоинство вдовы? Послушай Павла, который говорит: «если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1 Тим.5:10). Если ты, по смерти мужа, окружаешь себя роскошью богатства, то поистине ты не соблюдаешь вдовства. Переведи же это богатство на небо, и бремя вдовства сделается для тебя легким. Но что, скажешь, если у меня есть дети, наследники отцовского имения? Научи и их презирать богатство; переведи свое, выделив им столько, сколько нужно; учи и их быть выше имущества. Но, скажешь, меня окружают толпы рабов, множество дел, золота и серебра: как я могу сберечь все это без помощи мужа? Все это предлог и отговорка, как видно из многих обстоятельств. Если ты не привязана к богатству и не хочешь умножать своего имущества, то твое бремя легко; сохранять богатство гораздо легче, нежели приобретать. Если ты уничтожишь одно зло – желание приобретения, и из имения своего будешь помогать нуждающимся, то Бог оградит тебя Своею десницею; и если ты говоришь это, действительно заботясь о наследстве сирот, а не предаваясь под этим предлогом сребролюбию, то Испытующий сердца знает, как сохранить в безопасности богатство их, когда Он сам повелел воспитывать детей. Не может быть, поистине не может быть, чтобы дом, утвержденный на милостыни, потерпел какое-нибудь бедствие; а если и потерпит на время, то это послужит к его благу; это будет лучше оружия и щита для всякого такого дома. Послушай, что говорит диавол об Иове: «Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него» (Иов.1:10)? За что? О том, послушай, как говорит сам Иов: «Я был глазами слепому, говорит он, – «и ногами хромому; отцом был я для нищих» (Иов.29:15,16). Как тот, кто не отвращается от чужих несчастий, никогда не испытает страданий на самом себе, научившись сострадать другим, так и тот, кто не хочет переносить скорби сострадания, испытает все это на себе. Как в теле, если рука не будет сострадать загноившейся ноге, очищать ее рану, прилагать лекарство и омывать гной, то сама испытает то же бедствие; если не хочет послужить другому члену, будучи свободна от страдания, то сама на себе испытает это страдание, – потому что зло, распространившись, достигнет и до нее, и ей должно будет заботиться уже не о служении другому члену, но о собственном исцелении и спасении, – так точно и здесь, кто не хочет сострадать другим, тот пострадает сам. «Оградил его», – говорит диавол, «и дом его и все, что у него», и я не смею приступить к нему. Однако, скажешь, Иов потерпел бедствие. Но эти бедствия сделались для него причиною многих благ: сугубого имущества, большого воздаяния, высшего правосудия, светлых венцов, блистательных наград; духовные и житейские блага его умножились. Он лишился детей? Но опять получил не тех же самых, а других вместо тех, да и тех получит при воскресении. Если бы он опять получил тех же самых, то число детей его было бы меньше; а теперь, получив других вместо прежних, он представит и тех при воскресении. Все это произошло с ним потому, что он был усерден в раздаянии милостыни. Будем же так поступать и мы, чтобы нам сподобиться тех же благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *