Все могу в укрепляющем меня иисусе христе

Все могу в укрепляющем меня иисусе христе

Я была благодарна всем, но прежде всего — слава Богу за то, что дал силы преодолеть недуг и быстро восстановиться. Опубликовано на веб-портале imbf.org

В мае я оказалась в отделении нейрохирургии Краевой больницы. В палате женщины, которых уже прооперировали, сказали, что мне очень повезло, что я попала к хирургу «от Бога». Светлоглазый, с приветливой улыбкой, каким я мысленно представила своего лечащего врача, доктор вошел в палату. Накануне операции Игорь Иванович (так его звали ) еще раз пригласил меня на беседу, дал подписать согласие.

— Все понятно? Тогда, с Богом, — сказал он, и зачем-то постучал при этом по столу.

— Лично я христианка и поэтому молюсь, — улыбнулась я.

— Я тоже, и причём, каждый день, — ответил Игорь Иванович.

— Значит я в надёжных руках, — нисколько не сомневаясь в благополучном исходе операции, сказала я доктору.

Всю неделю до операции я не выпускала из рук Библию, молилась. Но молилась не только за себя, но и за всех женщин в палате, которым уже была сделана операция и за тех, кто её ожидал. На вопрос «Верите ли вы в Бога?», почти каждая отвечала утвердительно, но видя в моих руках Библию, задавали разные вопросы.

За все время моего пребывания в нейрохирургии в шестиместной палате я имела случай познакомиться с десятком женщин. Стоит отметить, что за короткое время нахождения в больнице, женщины проникались чувством сострадания и участия друг к другу. Ходячие, после тяжёлых операций, чем могли, помогали лежачим. Выписавшись, домой звонили и интересовались здоровьем друг друга. Несмотря на проявление доброты, искреннего сострадания, в откровенных рассказах о себе можно было услышать немало негативного. Что у человека на сердце, то и «выдаёт на гора»: осуждения, обиды, непрощение. Нет! — говорила одна, рассказывая о своём младшем брате и его жене, — я теперь до конца жизни их не прощу. Многие, и не догадывались, что слова неверия, страха, сомнения, гордыни, имеют определенную силу. В своих молитвах, я просила Бога о снисхождении, милосердии и исцелении, называя каждую по имени.

После операции, которая длилась четыре с половиной часа, я еще сутки пробыла в реанимации. На седьмые сутки Игорь Иванович привязал к спинке кровати скрученную простынь. Держась за неё, я ненадолго села на кровати, а на следующий день смогла встать на пол.
Превозмогая боль, я начала передвигаться по палате.

— Далеко ли поехала? – спросил доктор, увидев меня держащуюся за простыню, как за узду.

— До дома хотела, но побоялась, до Новобульварной и назад, — улыбнувшись его удачному сравнению, ответила я.

— Ну и как, быстро погоняла?- продолжал он шутить.

— Нет, чаще «Тпру» говорила, упасть боялась. Этим коротким диалогом мы рассмешили всю палату. На тринадцатый день после операции меня выписали. С каждым днем мое состояние улучшалось, и я постепенно стала привыкать к этой большой «занозе» в спине. Знаю твердо, что все смогу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Первые дни нахождения без присмотра врачей были особенно трудными. Не могла поднимать электрический чайник, муж купил маленький, на один литр. На стул присаживалась не дольше, чем на пять — десять минут. Было ощущение, что в спине сидит большая заноза, которая нарывает. Через неделю после выписки, пеня посетили пасторы Андрей и Людмила. Встречая их, я с трудом подняла руки, чтобы притянуть дверь, с трудом отодвинула щеколду. Вовремя беседы я мужественно просидела несколько минут в кресле. После их молитвы я физически ощутила прилив сил. Мы попрощались, уже без особых усилий я закрыла за ними дверь. С каждым днём мне становилось лучше, и я вскоре начала посещать воскресные служения. Восстановление проходило так быстро, что на ВТЭК мне отказали в какой – либо группе инвалидности. Врачи сказали, что по всем показаниям я здорова.

Конечно же, я благодарна хирургу, который так успешно сделал операцию. Низкий поклон всем, кто ухаживал, кто ставил капельницы и уколы, тем, кто ежедневно убирал палату, кто кормил вкусной больничной кашей. Но, прежде всего — слава Богу за то, что дал силы преодолеть недуг и быстро восстановиться.

Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте, — и Бог мира будет с вами.

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Наверняка, большинство из нас слышало о древнегреческом философе по имени Диоген. Этот экстравагантный и причудливый человек жил в одно время с Александром Македонским и, говорят, даже умер с ним в один день. Многие знают, что он жил в бочке. А все потому, что наивысшей добродетелью Диоген считал неприхотливость. Самым высшим умением он называл умение довольствоваться малым. Именно поэтому он нашел бочку и поселился в ней. Про Диогена рассказывают много притч, ему приписывают много афоризмов. Расскажу для примера одну.

Из всего имущества у Диогена было только три вещи: бочка, плащ и ковш, из которого он пил воду. При этом он гордился, что может обходиться столь малым скарбом. Так вот, однажды он увидел, как мальчик пьет воду, черпая ее пригоршнями. «Мальчик, ты меня превзошел!» – сказал Диоген и выбросил ковш.

После его смерти на мраморном памятнике высекли надпись: «Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь. Ты указал нам путь, легче которого нет».

Что ж, можно сказать, этот человек действительно постиг некоторые премудрости жизни. Он понял, например, что счастье заключается не во владении, довольство сердца не зависит от удовлетворения тела, а душевный мир не достигается с помощью денег. Но, несмотря на свой ум, Диоген был грешником и эгоистом. Он гордился своим аскетизмом, и в центре всего мира видел драгоценного себя. Он умерщвлял свои чувства и очерствлял свою душу.

Сегодня мы посмотрим на человека, который находился не в бочке, а в узах. Условия у него были не лучше Диогеновых, но он оказался в них не ради самосовершенствования, не для того, чтобы гордиться собой, а ради Иисуса Христа и Его Благой вести. Этот человек – апостол Павел. К сожалению, в мире чудаковатого Диогена знают лучше, чем великого апостола. А он воистину достоин нашего внимания и подражания. То, как он относился к тяготам жизни – это бессмертный пример для каждого из нас.

Наш отрывок начинается с того, что Павел снова радуется. У него было много поводов для радости вопреки всем обстоятельствам. Он радовался тому, что его обстоятельства послужили к большему успеху благовестия. Да, он оказался в тюрьме, но зато к Иисусу Христу стали обращаться стражники. Братья на свободе, узнав об этом, ободрились и стали активнее благовествовать, и это увеличило радость Павла. Он радовался тому, что скоро может встретиться со Христом. Да, ему грозила смерть, но она же открывала перед ним врата вечности, и он не мог не радоваться такой перспективе. Он радовался тому, что у него есть верные братья – Тимофей и Епафродит. Радовался тому, что Христос подарил ему Свою праведность и спас его.

И, наконец, в нашей главе Павел радуется тому, что филиппийцы возобновили свою заботу о нем, собрали деньги и передали ему. Из текста видно, что был некоторый перерыв в их «спонсорской поддержке», обстоятельства «не благоприятствовали» оказанию помощи. Мы знаем, что Македонские церкви были самыми бедными из всех, в которых трудился Павел. Кроме того, они, вероятно, не имели возможности передать апостолу средства, поскольку он переходил из одного места в другое, и отыскать его было непросто. Но теперь он «осел» в тюрьме, так сказать, зафиксировался на одном месте, и вот они, собрав деньги, послали к нему Епафродита и для того, чтобы передать средства, и чтобы он на месте мог позаботиться о нуждах узника.

Павел радуется, но давайте задумаемся, чему он радуется? Деньгам? С одной стороны, я думаю: есть ли в мире такой человек, который не радовался бы деньгам? Даже шутку такую придумали, что есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно: как течет вода, как горит огонь и как тебе выдают зарплату. Но, несмотря на это, Павел радовался другому: жертвенности филиппийцев, их чуткости и христианскому отношению. И, чтобы у кого не возникло сомнений, чтобы кто не подумал, будто он корыстолюбив, апостол и пишет небольшое пояснение, занимающие стихи 11-13. Этот замечательный текст можно озаглавить: «Секрет довольства». Эти три небольших стиха нам следовало бы выучить наизусть и повторять почаще. В них содержится ответ на важнейший вопрос: «Как быть довольным?»

Давайте спросим себя: довольны ли мы материальной составляющей своей жизни? Не сомневаюсь, среди нас есть довольные, благодарю Бога, что и сам в их числе. Но большинство людей на этот вопрос ответит: «Нет». Миллиарды томятся неудовлетворенными желаниями. Людям кажется, что когда эти желания удовлетворятся, вот тогда и наступит довольство, придет счастье. Все бы хорошо, да жить негде. Квартиру получил, да жениться не могу. Женился – денег перестало хватать. Устроился на прибыльную работу – коллеги нервы выматывают. Разобрался с коллективом – здоровья нет.

И так до самой смерти: удовлетворится одно желание, пройдет немного времени, появляется другое. Библия говорит, что «душа надменная не успокоится». Человек по самой своей природе существо ненасытное и недовольное. Построил дом – захотел машину. Купил машину – захотел бассейн. Выкопал бассейн – хочу другую работу. Поменял работу – хочу за границу.

А когда все нормальные желания удовлетворятся, появляются ненормальные. На Западе процветают извращения, появляются все новые. Почему? Потому что дали телу все, чего оно хотело, а удовлетворения так и не получили. Построили уютный дом – счастья не прибавилось. Надо дом на крышу поставить, сделать его закрученным в спираль или прозрачным. Получили свободную любовь, вступают в связь с кем захотят – нет удовлетворения. Будем пробовать гомосексуализм, лесбиянство, групповые извращения. Обычная еда не доставляет радости. Будем есть змей, червяков, морских ежей.

В последние лет десять люди в нашей стране получили возможность иметь то, чего не могли иметь раньше: покупать машины, приобретать дорогие вещи, ездить на отдых за границу. Мы живем во время активного потребления. Это еще волнует и влечет. Возможно поэтому ослабел интерес к церкви и духовности. Есть голод, есть возможность насытиться, и люди насыщаются. Но скоро наступит пресыщение, а счастья не прибавится. И чего тогда ждать? Извращений.

Поэтому Писание настоятельно говорит нам не идти на поводу своих желаний. Если им потакать, то они превратятся в прихоти, а затем и в похоти. Похоть породит грех, а грех породит смерть. Все мы чего-то хотим для своего тела и своего удовольствия. Всем хочется поесть повкуснее, поспать помягче, пожить поуютнее. Но что мы делаем с этими желаниями? Стремимся их удовлетворить? Нам нужно понять, что это невозможно. На смену одному желанию придут два других. Должен быть другой путь, вот о нем и говорит апостол Павел в нашем тексте.

Читая наш отрывок, мы видим человека безмятежного. Его не влечет изобилие, его не гнетет нужда, он доволен тем, что имеет. Гостит ли он у кого из богатых, отдыхает на мягкой постели, пробует изысканные яства, одевается в роскошные одежды – это не возбуждает его. Оказывается ли в тюрьме, питается сухим хлебом, спит на голых досках – это не тяготит его. Филиппийцы прислали ему денег – он доволен. Но если бы они и не прислали, он тоже был бы доволен.

В первой главе Павел рассуждал о жизни и смерти. Других людей смерть пугала, казалась худшей из потерь, а наш апостол отвечал: «Для меня… смерть – приобретение». Он был готов к тому и другому, с одинаковой радостью принимал любой исход. Так же и здесь: два варианта, две перспективы. Роскошь и нужда, изобилие и недостаток. Большинство людей, конечно же, выбрали бы роскошь, да не просто выбрали, а ухватились бы за нее руками и ногами, это же мечта всей жизни, самое желанное. А Павел относился ко всему этому прохладно. Улучшались условия его жизни – он не ликовал. Ухудшались – он не горевал. Ему всегда хватало, он всегда был доволен.

В чем же секрет такого блаженного состояния? В нашем тексте два раза встречается слово «научился» и также два раза «умею». Это было не природное свойство апостола, не врожденная способность. Он родился таким же недовольным, как и мы все. Он так же в детстве завидовал своим более обеспеченным сверстникам и хотел себе того, что было у них. Он так же мечтал о карьере и высоком положении, его так же влекли блага мира, как и всех нас.

Но, придя к Иисусу Христу, Павел понял, что вся эта суета и томление духа неугодны Спасителю. Перед ним лежал путь служения, и для этого служения требовались самоотверженность, терпение и верность. Когда апостол вступил на этот путь, он осознал, что его тело неприспособленно к такой жизни. Оно капризничало, требовало своего, обнаруживало прихоти. И Павел начал усмирять и порабощать свое тело, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Год за годом он развивал в себе способность довольствоваться тем, что есть. Многократные лишения и нужды закалили его, выработали в нем неприхотливость и стойкость. Он часто бывал в голоде и жажде, на стуже и в наготе, терпел лишения, подвергался побоям. И в результате выработал в себе стоический характер, суровое отношение к собственному телу и мудрый взгляд на жизнь.

Но обратите внимание: Павел утверждает, что умеет жить не только в скудости, но и в изобилии. Научился не только терпеть голод, но и насыщаться. Школа, которую он прошел, имела две дисциплины, медаль, которую он получил, имела две стороны. С одной стороны, он научился терпеть нужду, а с другой – научился «насыщаться» и «жить и в изобилии».

Что это значит? Неужели нужно учиться «насыщаться»? Казалось бы, это умеет любой человек с самого детства. Оказывается, нет. Как говорил профессор Преображенский у Булгакова, большинство людей совершенно не умеет есть. Вместо того чтобы есть, они объедаются, вместо того, чтобы насыщаться, они пресыщаются.

Теперь уже всем известны печальные последствия изобилия в западных странах. Переедание и ожирение – это бич американского образа жизни. Там много людей и просто полных, и очень полных, и тех, которые уже двигаться не могут, а все равно едят и едят. В магазин уже не ходят, а ездят, набивая багажники машин множеством вещей, купленных на распродажах и по рекламным акциям. Большинство этих вещей просто не нужны, и потом по субботам они устраивают гаражные распродажи, где пытаются избавиться от всего ненужного хлама. Ради этого берутся огромные кредиты, и человек всю жизнь живет, выплачивая сам кредит и проценты.

Мы тоже к этому идем. Нам теперь нужно учиться не жить в нужде, а жить в изобилии. Нам нужно научиться есть, но не переедать, покупать, но в меру, пользоваться этим миром, но не прилагать к нему сердца. И это непростая наука.

Многие сейчас вспоминают жизнь в Советском Союзе добрым словом, мол, там было хорошо. Братья и сестры, которые помнят, как прессовали христиан в то время, так не думают. Но кое-что хорошее действительно было. А именно то, что государство не давало людям изобилия. Не морило голодом, не заставляло побираться, но и не позволяло роскошествовать. Даже те, кто по тем временам получал много, летал «на север» или за границу, тоже имели свои ограничения. Могли купить машину, но советскую, а не «Мерседес». Иметь трехкомнатную квартиру, но не особняк. Абсолютное же большинство жило скромно и довольствовалось малым. Других перспектив просто не было, и поэтому старались найти удовлетворение в книгах, искусстве, увлечениях. Это придавало жизни хоть какой-то смысл, направленность. Это была хоть какая, но жизнь души, а не жизнь чрева. Теперь же меркантильные соображения затмевают все, мы стали потребителями, и потому чувствуем себя такими несчастными.

Христианин должен уметь все: терпеть голод и насыщаться, быть довольным скудостью и изобилием. Не только уметь обходиться малым, но и мудро распоряжаться многим.

Как же научиться быть довольными? Осмелюсь предложить три совета. Эти принципы изложены в Библии, я просто собрал их вместе. Итак, чтобы быть довольными, нужно следующее.

Во-первых, принять ту жизнь, которую дает нам Бог. Если Он поселил нас в этом городе, определил такие условия, дал такие возможности, нужно их принять как дар свыше. Кто-нибудь спросит: «Так что же, никуда нельзя переезжать?» Думаю вот что: переезжать нужно туда, где мы больше нужны Богу, где в нас нуждается церковь. А если мы ищем, где лучше для плоти, так от плоти в любом случае пожнем тление. Нам кажется, что если мы изменим условия, то станем счастливее. Но на самом деле нужно менять не условия, а себя, свое отношение.

Однажды бедному человеку, который всем жаловался на свою бедность, представилось во сне, будто он находится в просторной комнате, которая вся уставлена разной величины крестами, и все эти кресты покрыты покрывалами. Голос сказал бедняку:

– Ты жалуешься на свою бедность, выбирай же себе любой другой крест.

Бедняк начал выбирать. Взялся за первый крест, этого не поднял; другой взял и приподнял, но и он не по силам, – очень тяжёл; третий крест и нетяжелым показался ему, но углами своими больно резал плечи. Так он перебрал все кресты, но ни одного не нашёл по своим силам. Оставался в углу ещё один крест, которого бедняк не испытывал, потому что этот крест казался ему больше и тяжелее других.

Приподняв этот крест, бедняк радостно закричал:

– Вот этот крест я возьму на себя он хотя и велик, но легче других!

Сняли покрывало с этого креста, и на нём была надпись – бедность.

То, какими нас создал Бог, то, что Он нам дает – это и есть самое лучшее. И нужно принять это не только с готовностью, но и с благодарностью.

Второй совет: нам нужно вырабатывать правильный взгляд на жизнь.

Недавно я прочитал притчу.

Группа выпускников, успешных, сделавших карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками – фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными – и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки… И затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, глядя на чашку, мы забываем насладиться вкусом кофе».

Даже неверующие люди понимают, что есть вещи более важные и ценные, чем еда, жилье и одежда. Так тем более мы должны понимать, что наше жительство на небесах, что Бог намного выше ценит добродетель, святость, жертвенность, сострадание. В этом нужно преуспевать, об этом заботиться. И тогда мы будем довольны тем, что у нас есть, и не станем мечтать о глупостях.

Третий совет: нам нужно упражнять себя в воздержании. Для того чтобы быть в хорошей форме, спортсмены ограничивают себя в пище, сне, удовольствиях жизни. Помню, однажды мы обедали в университетской столовой с группой молодых спортсменов. Мы понабирали себе газированных напитков, мучного, сладкого. Эти ели только здоровую пищу, пили молоко. Солдаты в армии даже в мирное время подвергают себя многим испытаниям. У них строжайшая дисциплина, распорядок, учения и нагрузка на организм. Из армии, многие говорят, приходят совсем другими людьми. Мальчики стали мужчинами. И тем более нам, христианам нужно уметь владеть собой, держать свое тело в узде.

Попробуйте, братья и сестры, себя в чем-то ограничить. Не потому что Бог запрещает, не потому что денег мало. Просто для того, чтобы упражняться в воздержании. Попробуйте отказаться от сахара, от кофе. Попробуйте смотреть телевизор на час меньше. Проводить меньше времени за компьютером или в социальных сетях. Подумайте, в чем вы можете себя ограничить, подобно тем спортсменам, чтобы поддержать в себе хорошую духовную форму. И действуйте.

У нашего отрывка есть брат-близнец в Первом Послании к Тимофею.

Там Павел рассуждает о том же – как быть довольным, но с дополнительными деталями. Мы просто обязаны вспомнить и то место. К слову сказать, большинство из нас наверняка хорошо его помнят.

«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести . Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:6-11).

Вспомним еще раз Диогена. Однажды Александр Македонский решил облагодетельствовать известного философа и пришел к Диогену, когда тот грелся на солнышке. Став перед ним, царь сказал: «Проси у меня чего хочешь». На это Диоген ответил: «Прошу тебя, не заслоняй мне солнца».

К сожалению, у многих христиан «Солнце правды» заслонено вещами и делами мира сего. По меткому высказыванию какого-то острослова, «мы встаем тогда, когда нам не хочется, идем туда, куда не хочется, делаем то, чего не хочется, чтобы купить то, что нам не нужно». Конечно же, плоть нуждается в попечении, и поэтому нам приходится и вставать рано, и работать много. Но давайте хотя бы не покупать то, что нам не нужно, давайте довольствоваться малым. Незачем подражать этому миру, незачем ублажать плоть. Незачем завидовать безумным, видя благоденствие нечестивых. Научимся быть довольными тем, что есть.

По-человечески это трудно. И поэтому Павел в конце открывает еще один, может быть, самый важный секрет своего довольства. Он говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Он был не в тюрьме, он находился не в нужде. Он пребывал в Иисусе Христе, и Божий Сын силой Своего воскресения укреплял его, давал счастье, неведомое пресыщенным сластолюбцам, наполнял сердце покоем. Все, что происходило с телом, уже не играло такой важной роли. То, что оно было на голодном пайке, не удручало Павла, его пищей было творить волю Пославшего его и исполнить дело Его. Будем и мы прежде всего питаться от источника благодати, искать прежде Царства Божия и правды Его. Пребудем во Христе – и Он нас укрепит. В этом секрет довольства.

Комментарии из Женевской Библии: Филиппийцам 4 глава

4:1 стойте так. Возможно, это Введение к последующим увещаниям, особенно к ст. 2, 3.

Павел называет филиппийцев своей «радостью и венцом» в предвидении Второго пришествия Христа (ср. 1 Фес. 2,19.20).

4:2 Умоляю… умоляю. Павел предпочитает уговаривать, а не приказывать; поименное обращение к обеим женщинам усиливает его призыв.

Еводию… Синтихию. Имена этих женщин не упоминаются больше нигде в Новом Завете. Обе они мужественные сотрудницы Павла, и, по всей видимости, пользовались большим влиянием в церковной общине.

мыслить то же. Главная забота Павла – не их взаимное согласие (в греческом текст нет этого слова), а то, чтобы их умонастроение соответствовало сказанному в 2,2. Это имеет решающее значение для единства церковной общины.

сотрудник. Греч. syzygos – «сизигос». Это обращение либо к определенному лицу (быть может, это его имя – Сизиг), либо вообще к членам общины; все с равной ответственностью должны созидать единство (1,27 – 2,18).

с Климентом. В Новом Завете это имя нигде больше не упоминается.

в книге жизни. См. Откр. 3,5; 20,15.

4:4 Радуйтесь. Тема радости преобладает в Послании к Филиппийцам. Призыву радоваться можно следовать всегда, даже среди вражды, в трудностях и лишениях, ибо радость – не в благоприятных обстоятельствах, а «в Господе». Павел пользуется повторением как литературным приемом, дабы лучше довести до сознания читателей эту истину.

4:5 Кротость. Греческое слово передает оттенок великодушия или терпимости, высший пример этого подает Иисус (2 Кор. 10,1).

Господь близко. Это выражение можно понять двояко: в плане временном, как относящееся к пришествию Христа (3,20.21), что вселяет надежду в подвизающихся, или в плане пространственном, в том смысле, что Христос близок и мы соединены с Ним (1,1).

4:6 Не заботьтесь. Этот же глагол употреблен в 2,20, где он выражает нежную заботу о других. Здесь это слово означает тревогу, несовместимую с доверием Богу (оно же употреблено в Мф. 6,25).

4:7 мир Божий, который превыше всякого ума. То, что невозможно до конца уразуметь, может, тем не менее, быть глубоко прочувствовано теми, кто во Христе Иисусе (1,2; ср. Еф. 3,18.19).

4:8 Павел призывает к жизни в послушании Богу, что является верным ответом на предлагаемый Им мир. Павел намечает вехи, которые указывают путь, угодный Богу.

истинно. См. Еф. 4,24.25.

честно. Это же греческое слово переводится как «достойно» в 1 Тим. 3,8.11.

справедливо. См. ком. к 1,11; Тит. 1,8.

чисто. См. 1 Тим. 5,22; Тит. 2,5.

любезно… достославно. Эти слова встречаются только в этом месте греческого Нового Завета.

4:9 Филиппийцы должны руководствоваться как учением, так и примером Павла, особенно его любовью к ним (1,3-8; 2,12; 4,1).

Бог мира. Не в смысле «Бог мира сего», но «Бог, дающий мир».

4:10-20 В этих стихах, полных благодарения и признательности, Павел возвращается к одной из тем первой главы – соучастию филиппийцев в его деле благовествования (1,5), в частности, к оказанной ими материальной поддержке.

4:10 вам не благоприятствовали обстоятельства. Эти слова смягчают предыдущие, которые можно было бы принять за упрек.

4:11-13 Эти стихи не отрицают нужд Павла, а лишь свидетельствуют о его готовности жить и в изобилии, и в скудости.

4:13 Все могу. С помощью силы Христовой и следуя Его примеру (2,5; 3,10), Павел готов стойко встретить любые обстоятельства.

4:15 в начале благовествования. Т.е. когда проповедь впервые достигла Филипп (1,5).

когда я вышел из Македонии. Павел во время своего второго миссионерского путешествия оставил Македонию, отправившись в Афины и Ахаию (Деян. 16,40 – 18,18).

4:17-18 Из ст. 18 ясно, что Павел ни в чем не нуждается и впредь не хочет обременять общину. Но главная причина радости Павла (ст. 10) не в том, что все его нужды удовлетворены. Он сознает, что дары филиппийцев являются угодной Богу жертвой (Евр. 13,15.16), в ответ на которую Бог щедро благословит их (2 Кор. 9,6).

4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу. Это касается и материальных, и духовных потребностей (ст. 6,7).

4:22 братия. Как и в иных местах, здесь имеются в виду собратья по вере, мужчины и женщины. Павел часто обращается к филиппийцам именно так (напр., 1,12; 3,1).

находящиеся со мною. См. 1,1.14.

4:22 Приветствуют вас все святые. Это указывает на солидарность верующих в рамках одной церковной общины и о связях поместных общин между собой, в данном случае – римской и филиппийской.

а наипаче из кесарева дома. Это не члены семьи цезаря, а, скорее, дворцовая прислуга, верующие римляне – с кем больше всего общался Павел (1,13).

4:23 со всеми вами. Точнее: «с духом вашим».

Аминь. Когда слово «аминь» стоит в начале высказывания, что в Евангелиях встречается часто, оно указывает на авторитетность и достоверность того, что будет сказано (см., напр., Ин. 3,3). В конце фразы (как здесь и во многих других местах посланий) оно запечатлевает истинность и надежность того, что было высказано.

← Филиппийцам 3 • Колоссянам 1 →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *