Все храмы Москвы

Все храмы Москвы

Храм Христа Спасителя был построен по указу императора Александра I в благодарность Богу за победу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Храм был возведен по проекту архитектора К.А. Тона. На возведения храма ушло почти 50 лет, освящен он был 1883 году.

Фасады собора были оформлены мраморными горельефами с изображенными на них фигурами на библейские сюжеты и русской истории. В оформлении фасада храма принимали участие ведущие скульптуры А. Логановский, Н. Рамазанов, П. Клодт. Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и украшений из камней лабрадора, порфира и мрамора. Храм расписывали художники В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской, А. Марков и другие.

5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван, величественный храм никак не вписывался в новую государственную идеологию Советского правительства. На месте храма предполагалось построить Дворец Советов – гигантскую башню, увенчанную 100-метровой статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания Дворца были нарушены войной 1941-1945 гг.

В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна «Москва». Бассейн просуществовал более 30 лет.

В конце 80-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В праздник Рождества Христова 7 января 1995 года состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя. Благодаря невероятно стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью построенный храм был освящен.

Воссозданный храм Христа Спасителя имеет не существовавший прежде нижний Храм Преображения Господня, восстановлены 177 мраморных плит с именами погибших, раненых и награжденных офицеров русской армии, датами и описанием всех сражений Отечественной войны. Иконостас-часовня храма Христа Спасителя (высота иконостаса вместе с шатром 26,6 м.). Масса самого большого колокола 29,8 т.

Храм Христа Спасителя вмещает до 10 000 человек. В горизонтальном сечении напоминает равносторонний крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров. Общая высота здания – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров, толщина стен до 3,2 метра, объем здания 524 000 куб. метров. Площадь росписи храма – более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров золочения сусальным золотом.

В храме действует музей с основной экспозицией посвященной истории Храма Христа Спасителя. Особый интерес представляют подлинные экспонаты чудом уцелевшая после взрыва, закладная доска храма Христа Спасителя 1839 г., произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства: фрагменты сохранившихся фресок, эскизы настенных росписей, экспозиция посвященная русскому православию. Уцелевшие мраморные фрагменты горельефов взорванного в 1931 году храма находятся на внутренней стороне у стен Донского монастыря.

Для туристов проводятся экскурсии по комплексу Храма Христа Спасителя, посетители ознакомятся с внутренним убранством, истории создания, трагическом разрушении и возрождении храма. Туристы смогут подняться на смотровую площадку и увидеть панораму Москвы, вид на Московский Кремль с высоты 40 метров. Также здесь можно приобрести сувениры, сделать фото и видео съемку об интереснейшей экскурсии.

О УСТРОЙСТВЕ ХРАМА

Подробности Подробности Просмотров: 87919

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.
Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, 1000 dollar loans fast девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней yearly free credit report части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.
Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает large payday loans «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.
Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом, оно обычно делается возвышенным.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, также украшенный со всех сторон одеждою. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.
Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
Возвышение перед иконостасом имеет название солея, середина которой — полукруглый выступ перед царскими вратами — именуется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.
По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.
В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Храм Тихона, Патриарха Московского г. МосковскийСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Викариатство Новых территорий, Ильинское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:протоиерей Евгений Владимирович Сизов, 26 декабря 1978 года.
  • Расписание богослужений (общее кратко):По Воскресным и праздничным дням
    Всенощное бдение в 17.00
    Литургия в 8.00
  • Престольные праздники:
    • Тихона, Патриарха Московского — Апрель 7 (день преставления), Октябрь 9 , Ноябрь 18 (избрание на Патриарший престол), Февраль 22 (обретение мощей)
  • Деятельность:При храме имеется воскресная школа для детей, а так-же, работает приходская библиотека, содержащая православную духовную и художественную литературу для взрослых и детей, а также видеофильмы.
  • Краткая историческая справка:Храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в г.Московском был основан в 1996 году, строительство храма завершилось в 2001 году. Внутреннее убранство храма: иконостас и стенопись, выполнено в традициях русского церковного искусства 16 века.
    Православная община в г. Московский (в то время еще поселке) была организована в ноябре 1994 года. Тогда же был проведен референдум, на котором большая часть жителей высказалась за возведение православного храма. В сентябре 1995 года глава округа распорядился выделить земельный участок под строительство.

    До открытия храма богослужения проводились в специально выделенной дирекцией ЗАО «Совхоз Московский» квартире в одном из домов поселка. Строительство малого храма закончилось к престольному празднику святителя Тихона, 9 октября 1996 года, а уже через неделю была совершена закладка большого храма. Возведение храмового комплекса шло при содействии администрации Московского сельского округа и ЗАО «Агрокомбинат Московский». В строительстве участвовали все организации, расположенные на территории поселка.
    В 2003 году по благословению митрополита Ювеналия первоначально выстроенный малый храм был переименован в честь Рождества Иоанна Предтечи. С тех пор здесь, помимо будничных служб, по субботам совершается Таинство Крещения.
    2 марта 2003 года Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил большой храм и отслужил в нем Божественную литургию.
    В 2007 году в храме была произведена замена купола, в 2010 году был утеплен и отштукатурен фасад храма, в мае 2011 года была сделана мозаичная икона святителя Тихона при входе, 27 марта 2012 года завершена роспись храма по образцу фресок Дионисия.

Таинственные небольшие церквушки и огромные храмовые комплексы, соборы с взмывающими ввысь горящими золотом куполами, исторически ценные скромные монастыри – все религиозные сооружения Москвы считаются уникальным богатством страны. Они входят в перечень основных достопримечательностей столицы и привлекают внимание туристов. Красивые храмы Москвы имеют неоценимее значение для людей, которые с почтением относятся к древности и проявляют интерес к истории русского православия.

Московская Соборная мечеть

Адрес: пер. Выползов, 7

Лазурные купола с золотыми полумесяцами и высокие минареты не заметить сложно. В Выползовом переулке находится красивейшая Московская Соборная мечеть, которую считают главным мусульманским религиозным местом в столице. Даже в период глобального уничтожения церквей и храмов ее не тронули власти – она имела международный статус, ведь сюда постоянно приезжали главы государств Ближнего Востока. В СССР именно это религиозное учреждение стало единственным исламским храмом в городе.

Здание мечети возвели в 1904 году. Однако к началу XXI века оно очень обветшало, несущие конструкции износились и находились в аварийном состоянии. В 2011 году мусульманский храм полностью разобрали и из новых материалов возвели огромный классический собор с минаретами и интерьером, выполненном в византийском стиле и традиционных для ислама колерах: изумрудном, голубом, белом, зеленом. От старинного сооружения здесь остались лишь некоторые элементы фасада, а купола украшены старыми золотыми полумесяцами.

Специально приглашенные художники из Турции, используя арабскую вязь, расписали внутреннюю часть главного купола аятами из Корана. Здесь регулярно проводятся торжественные богослужения при участии известнейших имамов России.

До Московской Соборной мечети удобно добираться от станции метро Проспект мира. Вход бесплатный.

Храм Василия Блаженного

Адрес: Красная площадь, 2

Его зовут чудом света, он занимает лидирующую позицию в списке основных столичных достопримечательностей. Покровский собор, представляющий совокупность 8 церковных престолов, сгруппированных у престола Покрова Божьей Матери, возвели в XVI веке по велению Ивана IV, ознаменовав этим взятие Казани. До XVII столетия назывался Троицким, а после достройки десятой церкви, освященной именем святого Василия Блаженного, был переименован.

Историками не разгадана загадка цветовой палитры куполов Небесного Иерусалима. Предполагают, что выбор цвета был связан со снами праведника Андрея Юродивого, которому привиделось, что вершины должны быть украшены «златовидною листвою, цветением и плодами».

К 350-летней годовщине со дня закладки храмовые стены были расписаны. Здесь 2 стороны демонстрируют отрывки из жития святого, выполненные масляной краской, есть старинные орнаменты и огромная икона, созданная уже в XX веке. Еще одна сторона занята образом Покрова Богоматери и значимых святых.

В XIX веке в соборе установили иконостас, сделанный согласно проекту известнейшего архитектора Павлинова. Его составляют иконы, созданные талантливыми мастерами в XVIII веке, а также более поздние работы русских иконописцев.

Храм Василия Блаженного находится недалеко от станций метро Площадь революции и Китай-город. Сюда проще всего доехать, воспользовавшись подземкой.

Крутицкое Патриаршее подворье

Адрес: 1-ый Крутицкий переулок

Это необычный храм Москвы, получивший название уникального островка древности. Первое строение в княжеском селении Крутицы на Москве-реке воздвигли в 1272 году. Со временем учреждение преобразовалось в православный монастырь для мужчин, а затем в епископскую резиденцию. Вначале 1990-х годов Крутицам присвоен почетный статус и теперь оно именуется подворьем патриарха Московского и всея Руси, а с 2001 г. здесь функционирует Синодальный отдел РПЦ, решающий дела молодежи.

Обязательно воспользуйтесь возможностью побывать на экскурсии по Крутицкому подворью. Деревянные здания, булыжная мостовая, широкие кроны фруктовых деревьев создают совершенно уникальную атмосферу. Здесь душа замирает и ждет чуда.

В состав архитектурного ансамбля Крутицкого подворья включены красивые церкви, также признанные святынями Москвы:

  • малый Успенский собор;
  • Святые ворота;
  • Храм Петра и Павла;
  • Набережная;
  • Приказные палаты;
  • колокольня.

Избежать реставрационных работ Крутицам не удалось, однако здесь художники и архитекторы постарались максимально сохранить первоначальный облик популярной достопримечательности. Попав сюда, туристам кажется, что время замерло в XIII веке, настолько древним кажется экстерьер.

Собрались на экскурсию? Тогда воспользуйтесь метро и подъезжайте на станцию Пролетарская. Отсюда следует двигаться в сторону указателя 3-ий Крутицкий переулок, а затем перейти на Симоновский вал. 1-ый Крутицкий переулок от этой улицы буквально в 50 м.

Успенский собор

Адрес: ул. Дворцовая, 16

Вплоть до XVII века белокаменный храм с оригинальными фасадами считался образцом новой архитектурной эпохи. Успенский собор был построен в XV столетии и поражал четкостью линий, строгим экстерьером и безусловным великолепием. Он стал лучшим храмом Москвы, центром культуры всей России. Здесь проводились венчания на государственную службу, возводились в сан епископы, осуществлялись торжественные молебны, провозглашались указы государя.

Внутреннее убранство Успенского собора завораживает полихромной росписью, паникадилами и древними ликами святых. Столпы заняты образами великомучеников, а на западной стене изображена иллюстрация «Страшного суда». В нижнем ряду художники изобразили вселенские соборы, а над ними – картины Жития Богородицы и Акафисты. Главы собора украшают образы Отца Небесного. Настоящим сокровищем собора считают 16-метровый многоярусный иконостас, включающий 63 икон. Его создавали в течение года по распоряжению отца Никона.

Успенский собор — часть Государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Посетить его можно в ходе обзорной экскурсии по Кремлю, купив единый билет, на который для школьников, студентов и пенсионеров распространяются скидки.

Чтобы добраться до Успенского собора, необходимо доехать на метро до следующих станций: Александровский сад, Боровицкая или Библиотека им.Ленина.

Новодевичий монастырь

Адрес: Проезд Новодевичий, 1

Новодевичий монастырь – впечатляющий ансамбль архитектурных памятников, появившийся на рубеже XVI-XVII веков. Этот объект, основателем которого называют князя всея Руси Василия III, внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и до сегодняшнего дня сохранил свой первоначальный облик. Новодевичий монастырь поражает красотой архитектуры. Сегодня здесь проходят православные службы богослужения, а также приглашают гостей залы Исторического музея.

В монастырский комплекс входят 14 зданий. Из них 8 – храмы, а 6 – постройки для хозяйственных нужд. На землях монастыря стоит шестистолпный Смоленский собор. Его стены украшают уникальные фрески XVI века, здесь же расположена икона с чудотворным ликом Одигитрии – работа евангелиста Луки. В Преображенской церкви находится резной иконостас, удивляющий тонкостью письма и росписи икон. Здесь также построена красивейшая 6-ти ярусная колокольня, окружная белокаменными балюстрадами.

Монастырь известен и своим кладбищем – Новодевичьим. Его старая часть располагается на территории, а новая – за стеной. Это настоящая достопримечательность для иностранных туристов, ведь здесь находятся могилы Ельцина, Надежды Аллулиевой, Агнии Барто, Антона Чехова, Людмилы Гурченко и множества других политических и культурных деятелей, композиторов, ученых.

Добраться до Новодевичьего монастыря можно от станции Спортивная.

Казанский собор

Адрес: ул. Никольская, 3

Какой самый знаменитый храм Москвы? Казанский Собор известен даже детям. Его постройка посвящена победному походу Пожарского и Минина на польских интервентов. Княжеское войско отправились в поход, веря в защиту и помощь Казанской Божьей Матери, и вернулось с победой. В 1625 году князь возвел церковь из дерева на собственные средства, а после пожара, уничтожившего строение дотла, приказал сотворить на ее месте каменный собор, просуществовавший до 1936 года и снесенный по распоряжению властвующих большевиков.

Лишь в начале 90-х годов XX столетия пришедшее новое правительство распорядилось возродить Казанский собор. Архитектор Олег Журин буквально воскресил былой храм, создав его точной копией разрушенного религиозного строения.

Новый Казанский собор был построен на денежные средства, которые пожертвовали православные горожане.

Сегодня Казанский собор стал одним из самых известных и величественных соборов современной Москвы. Это настоящий шедевр храмовой архитектуры. В его стенах хранится почитаемая икона Казанской Богоматери с рамкой для хранения святых мощей.

Ближайшая станция метро – Охотный ряд.

Храм Христа Спасителя

Адрес: ул. Волхонка, 15

Во время многочисленных войн лучшие церкви Москвы были разрушены либо вражескими захватчиками, либо большевиками, пришедшими к власти после революции 1918 года. Храм Христа Спасителя не исключение. В процессе сталинской реконструкции городского облика этот кафедральный собор Русской православной церкви был полностью уничтожен в 1931 году.

Современное здание возвели за 4 года в 1993-1997 годах. Это крупнейшийхрам Москвы – помещение рассчитано на 10 тысяч человек. С высоты сооружение выглядит как крест с равными сторонами, а его высота с крестом и куполом составляет 103 м. В архитектуре храма четко прослеживается стиль владимиро-суздальского зодчества. Его фасады симметричны и украшены скульптурами и декоративной резьбой из белого мрамора. Внутренняя роспись занимает 22 тыс. м2, из них 9000 покрыты позолотой.

Это любимый туристический объект иностранных туристов и место, где на все православные праздники собираются тысячи москвичей. Здесь также работает музей, экспозиция которого посвящена войне 1812 года, и открыта смотровая площадка.

До Храма Христа Спасителя удобнее всего добираться на метро. Доехать следует до станции Кропоткинская.

Колокольня Ивана Великого

Адрес: Соборная площадь

Любое православное богослужение должен сопровождать колокольный звон. Он заставляет мирян забыть о суете и спешке, печали и тревоге, терзающих душу. После прихода к власти Советов, колокольный набат был запрещен. Колокольня Ивана Великого лишь с 1992 г. снова начала радовать православных громким перезвоном. Эта звонница вплоть до XX столетия считалась высочайшим зданием Москвы, она использовалась и как пожарная каланча, и как дозорная вышка.

Фундамент здания был заложен в XVI веке на месте церкви Иоанна Лествичника в память о почившем великом государе Иване III.Строение имело форму шестигранника, а второй ярус отведен для колоколов. В зависимости от диапазона издаваемых звуков, их делили на 3 вида:

  • красные;
  • зазвонные;
  • благовестные.

На звоннице насчитывается 34 колокола, некоторые из них отлиты еще в XVI веке из особого сплава, куда входили: мель, золото, олово и серебро.

Сегодня в звоннице для туристов открыт музей, экспозиция которого представляет историю обустройства Московского кремля. В залах регулярно выставляются передвижные коллекции. В теплое время года экскурсионные группы поднимают на смотровую площадку, расположенную на высоте 80 м, в 329 ступенях от земли.

Находится колокольня Ивана Великого на территории Кремля. Добраться до нее удобно на метро, выйдя на станциях Охотный ряд, Александровский сад или Площадь Революции.

Церковь Вознесения в Коломенском

Адрес: пр. Андропова, 39

Этот храм уже давно находится под охраной ЮНЕСКО, как объект, имеющий огромную историческую ценность. Его купола возвышаются над берегом Москвы-реки в окрестностях села Коломенское. Это достойнейший памятник русского зодчества XVI столетия, выполненный из кирпича и камня. Граненая пирамида шатра устремлена ввысь и украшена белокаменными бусами, фасады выделяются пилястрами и узенькими окошками.

Церковь Вознесения была построена в честь рождения сына Василия III Ивана IV Грозного рядом с целебным источником, который исцелял от бесплодия. Она была предназначена для посещения только членами царской семьи, поэтому внутренние помещения имеют небольшие размеры. Здесь не сохранились ни иконостас, ни настенная роспись – все, что видят люди, приехавшие на экскурсии, является восстановленным обликом, созданным по примеру других храмов.

Чтобы попасть на территорию старинной церквушки, нужно на метро доехать до станции Коломенская и пройтись пешком, либо добраться на автобусах № 701 или 263 до пункта «Музей «Коломенское»».

Храмы Москвы на фото не выглядят столь же величественно и ярко как в реальности. В них царит непередаваемая атмосфера, почувствовать которую можно лишь душой. Пребывая в столице России, обязательно посетите познавательные экскурсии по самым знаменитым церквям и соборам златоглавой Москвы, которые познакомят с неожиданными тайнами истории государства.

Русский город | Городской центр

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДатировка и возможные предшественники

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСогласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspМесто для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspО датировке собора есть несколько мнений. По всей видимости, первый храм был деревянным. Есть предположения о постройках первого каменного храма в 1360 или 1390 годах. (В частности А. Павлинов — автор первой систематической истории русской архитектуры — писал: «В Андрониевском монастыре встроен храм в 1360 г.» цитирую по Буракову.) Вывод о существовании более раннего храма, позже перестроенного, основывается, в частности, на находках в позднейших перекладках стен собора белокаменных блоков вторичного использования с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Однако наиболее вероятно, что собор был выстроен между 1410 и 1427 годами при игумене Александре.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИстория сооружения

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСуществуют источники («Книга степенная царского родословия», Пахомий Логофет), которые позволяют утверждать, что в росписи собора в начале XV века принимал участие Андрей Рублев. Житие преподобного Никона сообщает, что Андрей Рублев и Даниил Черный с их иконописной артелью отправились в Москву расписывать новый каменный собор Спас-Андроникова монастыря после того, как закончили в 1424 г. иконописные труды в соборе Троицкого монастыря. Можно считать, что в Андроников монастырь они отправились в 1425 г., а роспись закончили в 1427 г. (так по Буракову. По Вагнеру наоборот — из Спасо-Андроникова монастыря в 1425 г. они едут в Троицкий собор.) В 1427 г.

Андрей Рублев скончался и был похоронен в Андрониевском монастыре. Так что участие в росписи Спасского собора было, по всей видимости, последней работой великого мастера. Росписи были уничтожены в конце XVIII века при реставрации, за исключением фрагментов растительного орнамента на откосах окон.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВо время реставрации 1763-1779 гг. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 году от сильного пожара сгорел иконостас и обрушился барабан с главой. В 1846-1850 году собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера — святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПосле революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspС 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЗимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspАрхитектурные особенности

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСпасский собор представляет собой одноглавый четырехстолпный белокаменный храм на высоком подклете. Его фасады традиционно разделены на три части.С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов расположены перспективные порталы. Собор Спасо-Андроникова монастыря резко отличается от других собор своим усложненным построением: углы его четверика значительно понижены и крестообразный объем со сводами, скрытыми за килевидными центральными закомарами, четко выделен. Этот объем несет четырехгранный постамент с трехлопастным завершением каждой грани, на котором стоит восьмигранник, увенчанный главой на стройтном барабане. Переходы от «креста» к постаменту смягчены постановкой убывающих по величине снизу вверх килевидных кокошников. Изнутри эта композиция образована ступенчато-повышенными подпружными арками, следовательно она не декоративна, а конструктивна. Построение композиции здания таково, что все эти понижения и повышения объемов, полуокружности и четверть окружности кокошников-закомар находятся в полном подчинении центральной оси постройки. Именно эта пирамидально поднимающаяся уступами вертикаль и является главным элементом художественного облика собора.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТой же идее подчинен и интерьер храма. Его пространство не загромождено хорами. Оно логисно нарастает от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком, где бы мы ни встали. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и «демократичности».
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПерспективные порталы не сохранились и были восстановлены при реконструкции 1950-1960-х годов. Они сделаны по аналогии с порталами Звенигородского Успенского собора, причем габаритная ширина обрамления взята по археологическим данным, а остальные размеры — сооответственно пропорциональному отношению их к ширине портала. Лестницы ведущик к порталам также восстановлены при реставрации. Древние окна на всю высоту сохранились только в средней апсиде, где была утрачена лишь часть их наружных откосов при переоблицовке стены. В боковых делениях северного, западного и южного фасадов верхние части окон восстанавливаются по уцелевшим с внутренней стороны стен перемычкам.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПропорции барабана восстанавливались из соотношения высоты барабана к его нижнему диаметру, свойственному раннемосковскому зодчеству (оно близко к единице). Барабан, прорезанный восемью окнами, завершается восемью окнами, завершается полусферическим сводом и шлемовидной главой, сделанной непосредственно по куполу.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ росписи собора принимал участие Андрей Рублев. К сожалению, от рублевской росписи сохранились очень небольшие фрагменты — на косяках алтарных окон. К тому же это не фигурная роспись, а чисто орнаментальная. По голубому (ныне почерневшему) фону идут один за другим крупные, светлые, четко нарисованные круги с самым разнообразным орнаментальным заполнением в виде «розеток», но не обычного растительно-цветочного типа, а скорее полугеометрического. То это пересекающиеся круги, то опирабщиеся на окружность маленькие полукруги или «лунницы», то замысловатые гребенчатые формы. В эти стилизованные мотивы введены и реальные, например трилистник, листья, напоминающие мать-и-мачеху, наконец, длинные тонкие усики. Но и они останавливают внимание не столько своей естественностью, сколько фантастичностью рисунка.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИспользованная литература

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspГ.К. Вагнер. Спасо-Андроников монастырь.// Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Стр. 9-32.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspП.Н. Максимов. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. // Архитектурные памятники Москвы XV — XVII века. Новые исследования. М. 1947. Стр.8-32.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspБ.А. Огнев. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. Вып. 1. М., 1959, стр. 72-82.
&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПамятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная часть территории между садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала) М., 2000. Стр. 43-45.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *