Возрождение православия в России

Возрождение православия в России

История православного христианства в России

Россия исповедует особую форму христианства – православие (православных верующих России насчитывается – более 80%). Это течение зародилось в момент, когда Римская империя признавшая христианство государственной религией, разделилась на Западную и Восточную. В Восточной части появился свой церковный глава — константинопольский патриарх. Формально подчиняясь римскому папе, константинопольская церковная верхушка на самом деле имела свой, особый взгляд на принципы церковного устройства — а попросту, хотела сама управлять восточной частью мира, без вмешательства римского папы. После того как Западная церковь совершила небольшое добавление к христианскому Символу веры об исхождении Святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына римский папа и константинопольский патриарх одновременно предали друг друга анафеме. Произошло знаменитое разделение церквей на католическую и православную.

История возникновения христианства на Руси всем известна: великое русское княжество попросту решило установить более тесные контакты с Византией, то есть Восточной Римской империей и приняло православие.

Так в чем же отличие православной церкви от католической. Назовем основные признаки…
Первое отличие состоит в различном понимании единства церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе церкви – Папе.

Кстати, православные вообще не признают главенства Папы. Тогда как католики приняли догмат о всецелом догмате Папы над церковью.

Еще одно отличие в Символе Веры.

Католическая церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца.

Также католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди.

Православная церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как католическая церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Православная церковь в России

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

– Ваше Высокопреосвященство, начиная со светлого праздника 1000-летия Крещения Руси, который отмечался в 1988 году, происходит возрождение Православия в России. Во всем мире, подчас с тревогой и даже опасением, задают вопрос: как это могло случиться? Какова роль Русской православной церкви в новейшей российской истории?

– Скажу сразу, что слово «роль» мне не нравится. Роль – это что-то внешнее. Например, человек может играть сегодня одну роль, завтра – другую. Как в театре. Влияние Церкви на общество является неотъемлемым ее свойством. Это не есть что-то внешнее, но присущее Церкви изначально. Церковь можно законодательно отделить от государства, но нельзя отделить от общества по той простой причине, что члены Церкви являются членами того же общества. Поэтому говорить о том, что Церковь влияет на общество, равносильно тому, как воцерковленная часть общества влияет на нецерковную. И тогда возникает вопрос: как небольшая часть верующих, которая была меньшинством в 1988 году (а это еще Советский Союз), смогла оказать переломное воздействие на остальную, более значительную часть общества? На большинство! Как такое могло случиться?

И здесь мы должны перейти от рассмотрения Церкви как института, как организации, к духовному уровню, когда Церковь есть мистическое Тело Христово. И все совершается по Божией воле. Это одно. Второе: у Русской православной церкви очень много небесных ходатаев – это новомученики российские. За короткое время – 20-30 лет советского периода – у нашей Церкви мучеников за Христа оказалось больше, чем за всю историю христианства во всех странах мира. Это огромная духовная сила, небесно покровительствующая нашей Церкви.

Конечно, определенную роль сыграла и круглая дата – 1000-летие Крещения Руси, которое широко отмечалось в обществе. Немаловажное значение имело и общественное настроение, когда люди уже почувствовали, что государственная атеистическая идеология себя исчерпала. Вне всякого сомнения, какую-то положительную роль сыграло тогдашнее политическое руководство страны. Но это была именно роль, то есть нечто внешнее. Причем влияние это не было доминирующим, потому что данное руководство не смогло даже собственную страну уберечь от распада – через три года Советского Союза не стало. Конечно, какая-то добрая воля со стороны руководства страны присутствовала. Однако нельзя утверждать, что перемена в жизни Церкви произошла по указке сверху.

И вот сочетание этих факторов – небесной поддержки святых новомучеников российских; настроение в обществе, усталость от полностью исчерпавшей себя государственной коммунистической идеологии; авторитета верующих и, главное, Божией воли – и определило исторический поворот в жизни Церкви и общества. После празднования 1000-летия Крещения Руси все действительно пошло по-другому. Христианская истина, озвученная Тертуллианом, гласит: «Кровь мучеников является семенем Церкви». Это семя ко времени 1000-летия Крещения Руси и проросло.

– Владыка, великий вклад в возрождение Православия в России внес Святейший Патриарх Алексий II. Вам довелось общаться со Святейшим. Не могли бы Вы поделиться впечатлениями от этих встреч?

– Здесь самым явственным образом мы встречаемся с Промыслом Божиим. Распад СССР – это 91-й год. Церковь, которая три года назад только-только начала дышать, еще была слаба, материально и административно разгромлена, по Божиему Промыслу, избирает за год до распада СССР на Патриарший Престол Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх, по Божией воле, минимизировал страшнейшие потери после распада СССР.

Патриарх Алексий – необыкновенно талантливая личность. Я с ним часто встречался. Как руководитель, он был очень хладнокровным, выдержанным человеком. Рассудительность, осмотрительность сочетались у него со смелостью и решительностью. Патриарх обладал великолепным чувством юмора – сам умел смешить и ценил юмор других. Обладал глубокой деликатностью, интеллигентностью, каких я больше ни у кого не встречал. В нем сочетались простота, доступность в общении и чувство дистанции. Но оно определялось не чванством, не самопревозношением, а именно глубиной, интеллигентностью, порядочностью. Этими прекрасными человеческими качествами он стоял над всеми нами.

Церковь поставила на Патриарший Престол этого человека, который благодаря высоким своим качествам обладал огромным консолидирующим началом. К Патриарху стремились как к центру. Ему симпатизировали все – и Зюганов, и Жириновский, правые и левые, либералы и монархисты. Эти центростремительные свойства личности Патриарха Алексия в значительной степени помогли нейтрализовать центробежные тенденции, которые были в государстве и, в частности, у Ельцина.

Патриарх Алексий никогда не делал резких движений, ошеломляющих заявлений. Он был необыкновенно тонкий человек и смотрел далеко вперед. На фоне крушения страны ему удалось сохранить каноническое единство Русской православной церкви, братские связи между православными народами. В 1993 году, когда страна была на грани гражданской войны, именно Патриарх Алексий предотвратил полномасштабную кровавую бойню, в результате которой произошел бы распад Российской Федерации.

Святейший Патриарх обладал глубоким духовно-мистическим прозрением. Самая первая канонизация, совершенная Патриархом, это причтение к лику святых великого державника праведного отца Иоанна Кронштадтского, который глубоко болел, страдал за Россию. Святой Иоанн Кронштадтский предсказал революцию 1917 года и последующие за ней беды и страдания нашего народа. Но он предсказал и то, что, когда народ напьется своей крови, наступит возрождение Православия в России. В трудные времена Церковь и страна приобрели в лице святого Иоанна Кронштадтского великого небесного покровителя и заступника. И в этом тоже провидческая миссия Святейшего Патриарха Алексия II.

Святейшему с его твердым характером, глубоким умом удалось спокойно, без шараханий, без истерики вывести в труднейший период корабль Церкви, причем с колоссальнейшими приобретениями. Недавно, когда мы прощались со своим Патриархом, приводились данные о многократном увеличении числа храмов, монастырей, духовных школ. Патриарх Алексий, с Божией помощью, по молитвам новомучеников российских, стал собирателем Русской православной церкви, которая при нем достигла небывалого расцвета за всю свою тысячелетнюю историю.

– Владыка, почему столь трудно идет в России процесс развития духовно-нравственного воспитания и образования, в частности введения в школах «Основ православной культуры»?

– Сфера духовно-нравственного воспитания и образования молодежи относится к числу стратегических направлений национальной и государственной безопасности. Можно выйти, выкарабкаться из любого финансово-экономического кризиса. С трудом, но выйти. Но преодолеть демографический кризис, который поразил Россию, без духовно-нравственного оздоровления общества невозможно. А ситуация крайне острая. Народонаселение Российской Федерации падает и при сохранении существующих тенденций будет продолжать падать. Огромные территории огромный страны остаются пустыми. А как известно, природа пустоты не терпит. Это закон. Поэтому западные и восточные политики, уже не стесняясь, публикуют карты расчлененной России.

При разговоре со мной один из высших офицеров-пограничников привел такой факт. Во время визита в Китай он увидел (не на базаре, а у своего коллеги) географическую карту, где Сибирь по Байкал уже является территорией Китая. Нам надо быть сильными и многочисленными, чтобы защитить свою территорию. А мы каждый год теряем по миллиону человек. Представьте себе, что каждый год исчезает город с миллионным населением.

Сейчас молодое поколение призывного возраста является нездоровым. Президент России Дмитрий Медведев с горечью говорил, что только 40% призывников годны к воинской службе. И, к сожалению, ничего в этом странного нет, потому что это дети, которые родились в начале 90-х годов, когда их родители бедствовали, месяцами не получали зарплату, дети росли без должного присмотра, в результате баловались наркотой, нюхали клей и т.д. Теперь у этих больных детей через 2-3 года будут свои дети, и тоже с проблематичным здоровьем.

Я глубоко убежден, что без системы духовного просвещения из демографической ямы выбраться не удастся. В православных семьях нет проблем с рождением детей, их воспитанием. Чем больше православных семей, тем крепче духовное и физическое здоровье народа. Но для этого необходимо развивать православное воспитание и образование на всех уровнях – от детсада до вуза.

При этом один из мощных путей выхода из демографического кризиса – это борьба с абортами. Если бы прекратили делать аборты, то уже через 20 лет демографическая проблема в нашей стране была бы решена. А так, по оценкам российских и западных экспертов, через 40 лет народонаселение России будет составлять только 100 миллионов человек, причем русские будут в меньшинстве, потому что демографический кризис бьет в основном по славянскому населению.

Именно поэтому наши недруги, зная все это, всячески препятствуют под всевозможными надуманными предлогами введению «Основ православной культуры» в российской школе. Мы продолжаем спорить, дискутировать, а они, наши умные враги, давно поняли, что вводить не надо. Категорически не надо, потому что это стратегический вопрос возрождения русского народа.

Пока мы спорим, на территориях с преобладающим исламским населением «Основы исламской культуры» давным-давно преподаются в школах. Причем без всяких теледебатов, различных обсуждений, опросов общественного мнения… При этом Саудовская Аравия финансирует исламское образование на территории России. Они отлично понимают, какую отдачу дают деньги, вложенные в религиозное образование. То же касается иудейского религиозного образования на территории России, которое частично осуществляется и за наш государственный счет.

А мы при решении вопросов православного воспитания и образования наталкиваемся на мягкое сопротивление со всех сторон. Самое печальное, что все это происходит на фоне разрушения советской системы образования и здравоохранения, которые были лучшими в мире. Сегодня Куба, которая полностью заимствовала советский опыт, имеет лучшую в мире систему здравоохранения и, как результат, одну из самых высоких на планете продолжительность жизни населения. Кубинцы обогнали даже японцев. А мы разрушаем то, что было создано десятилетиями трудов и усилий.

Возвращаясь к нашей теме, еще раз подчеркну, что сфера духовно-нравственного воспитания и образования – это стратегический вопрос для развития России, прежде всего, преодоления демографического кризиса. Без духовного просвещения подрастающих поколений из демографической ямы не выбраться.

– Ваше Высокопреосвященство, как простым грешным людям относиться к пророчеству преподобного Серафима Саровского, который назвал русский народ богоизбранным?

– Богоизбранность надо реализовывать. Это не мертвый капитал, но живая связь с Богом, которая может усиливаться, а может ослабевать. Это зависит от нашей готовности следовать за Христом. Следует помнить евангельскую притчу о человеке, который зарыл свой талант в землю. И заслужил тем самым слова Господа: «О, раб лукавый и ленивый». Это обращено к человеку, который зарыл один талант. А если зарывают десятки, сотни талантов?.. Укор Господа будет во много раз строже.

– Владыка, у зауральцев, не только верующих, большой интерес к Вашей личности. Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

– Я родился в 1951 году в Казахстане. Мой отец Александр Никитич во время войны служил военфельдшером. Был ранен, потерял глаз, перебита нога. Его списали, комиссовали. И направили в Казахстан. Там у него как фельдшера была огромная территория, дали лошадь, проводника. И он ездил от аула к аулу, от стойбища к стойбищу – лечил казахов. Вся моя родня связана с Одессой и Одесской областью. Дед и прадед по отцовской линии – священники. По материнской – крепкие крестьяне. После войны отец окончил Одесский медицинский институт, отличник здравоохранения. Ранее, в предвоенные годы, он не мог получить высшее образование, поскольку был сыном священника и считался сыном «врага народа». Дед стал диаконом в 1932-м году, в то время это был шаг мужества и самопожертвования. С 37-го по 39-й дед сидел в Дальлаге.

Я окончил Винницкий медицинский институт в 1974 году. Уже в студенческие годы начал работу над кандидатской диссертацией, но, поскольку не был комсомольским или профсоюзным активистом, в институте меня не оставили. Работал практическим врачом, главным образом на «скорой помощи». Наша бригада интенсивной терапии выезжала на самые тяжелые случаи.

Затем работал преподавателем, старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте, где была мощная кафедра медицинской подготовки, которую возглавлял мой учитель – доктор медицинских наук Николай Никифорович Самойлов, выпускник Ленинградской военно-медицинской академии. Недавно я ездил на его 80-летие. Являюсь кандидатом медицинских наук, диссертацию защитил в Смоленском медицинском институте в 1981 году.

К вере я пришел в Виннице через занятия наукой и чтение религиозно-философской литературы, которая досталась мне от деда и моей тети, которая была инокиней Одесского монастыря. Никаких романтических потрясений, озарений, видений у меня не было, а был хороший духовник протоиерей Петр Попов. Я очень серьезно занимался наукой, понял, что жизнь не могла возникнуть сама собой, а формула Энгельса – «жизнь есть форма существования белковых тел» – не выдерживает никакой серьезной научной критики.

Когда принял решение поступать в духовную семинарию, то знал и понимал, что такое решение чревато многими негативными последствиями, вплоть до объявления тебя диссидентом, сумасшедшим с последующими преследованиями. Я понял, что с «корабля на бал» попасть не удастся. И оставил медицинскую карьеру. Пришлось часто менять место жительства и работу. Работал на железной дороге, где сколачивал ящики, сучкорубом в Белоруссии на лесоповале. После переезда в Белоруссию служил ночным сторожем в Жировицком монастыре. И только после этого митрополит Минский и Белорусский Филарет решился дать мне рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию. Наличие такой рекомендации было обязательным, поскольку без нее даже не принимали документы.

Московскую духовную семинарию (при сроке обучения 4 года) я окончил за два года. Сразу же поступил в Московскую духовную академию. В 1986 году, в конце первого курса академии, принял монашеский постриг с именем Константин в честь святого благоверного князя Константина Муромского; день Ангела третьего июня.

В начале 90-го года был назначен на пост ректора ранее закрытой Минской духовной семинарии. Оставаясь ректором, в 1992 году в сане епископа возглавил ранее ликвидированную Новогрудскую и Лидскую епархию. И в семинарии, и в епархии пришлось все начинать с нуля. Во время моего служения в Белоруссии дважды приезжал Святейший Патриарх Алексий II, смотрел, как идут дела. Через некоторое время Святейший принял решение о моем переводе на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии.

Эта прекрасная духовная школа переживала тогда кризисный период. Проблемы в стране, возникшие в лихие 90-е, коснулись, к сожалению, и ведущей духовной академии. За 10 лет здесь поменялись пять ректоров. По всем показателям сильно упал уровень знаменитой духовной школы. В Санкт-Петербурге Патриарх Алексий никого найти не смог, несмотря на то, что четыре года управлял Ленинградской епархией, фактически проживал в академии и знал ситуацию изнутри. Он благословил меня возглавить Санкт-Петербургскую духовную академию и навести там порядок. Приходилось налаживать и административную, и научную жизнь, поднимать дисциплинарный уровень студентов. Работы было много, но она принесла положительные результаты. Так, за 12 лет моего ректорства количество дисертаций, защищенных в академии, выросло более чем в два раза, а численность профессоров – с 5 до 18.

– Владыка, есть ли у Вас увлечения? Что Вы любите читать?

– Круг моих любимых писателей меняется. В школе я очень много читал. За день прочитывал порядка 200 страниц, то есть том – за два дня. И читал всех тех, кого обычно читают в старших классах, – Джека Лондона, Марка Твена, Майн Рида, Фенимора Купера, Стивенсона, Конан Дойля… Была прекрасная детская энциклопедия в 10 томах, которые прочитал от корки до корки. Одним словом, читал запоем. Но в школе до русской литературы я не дорос. Читал гораздо более легкую англо-американскую литературу. И только уже во время учебы в институте, когда я повзрослел, набрался жизненного опыта, обратился к русской литературе, кстати, после чтения серьезного американского писателя Фолкнера. И затем я перешел к нашей классике и русским писателям-эмигрантам.

Из современных публицистов сейчас люблю читать писателя и политолога Александра Проханова, замечательного русского философа Александра Сергеевича Панарина.

На мой взгляд, это очень серьезные тексты в области геополитики. Разумеется, постоянно читаю богословскую литературу. Люблю читать и тех, кто вызывает у меня внутреннюю полемику, например, крупного русского философа Н.А. Бердяева. Когда читаешь Бердяева, то собственные мысли, которые находятся в состоянии некой аморфности, в результате внутренней полемики с философом становятся более точными, ограненными.

Мое хобби – это посещение музеев. Где бываю, всегда стараюсь посетить исторические, краеведческие музеи. Был уже в музеях Шадринска, Далматово. Обязательно посещу и курганские музеи.

– Владыка, сегодня Россия, наши соотечественники переживают непростые времена. Различных рецептов поведения в ситуации кризиса предлагается немало. Но для людей в нелегких условиях особое значение имеет слово архипастыря, Ваше слово.

– Кризис, как я сказал в Пасхальном послании, навязан нам извне. Рухнула глобальная финансово-экономическая башня, как когда-то на заре городской цивилизации Вавилонская башня. Сказано в Библии о строителях «башни высотою до небес», которая была горделивым вызовом Богу: «Сделаем себе имя». И она рухнула. То же происходит и сегодня, когда шкурный, примитивный эгоизм «воротил» мира стал беспредельным. И Бог попустил…

Но Россия, самодостаточная страна, обладающая огромными богатствами, будет, несмотря на любые кризисы, успешно и уверенно развиваться. Мы переживем этот кризис. Наш трудолюбивый и терпеливый народ справится со всеми трудностями. Мы достойно вышли из гораздо более тяжелого кризиса 90-х годов, который, в отличие от нынешнего, носил не только экономический, но и политический, социальный характер. Тем более преодолеем нынешний.

Я всегда говорю, что кризисы приходят и уходят, а человеческая жизнь одна, которую надо беречь, достойно вести себя, не поддаваться никакой панике, избегать всевозможных искушений и соблазнов разбогатеть на беде. Для верующих людей кризис – это не повод для уныния, а время особой заботы о ближних, о тех, кто рядом с нами. Господь не оставит Россию.

Дмитрий Литвиненко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *