Возьми свой крест

Возьми свой крест

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Как часто в нашей жизни мы спрашиваем себя: что нужно нашей душе, чтобы чувствовать, что жизнь наша удалась, что все в порядке, и мы можем быть спокойными и счастливыми? И часто душа наша лукавая отвечает нам, что сегодня, например, получилось приобрести материальное благо, знакомство, полезное в будущем, или удалось продвинуться по карьерной лестнице. Но как быстро приходит отрезвление и некая боль душевная, когда, обладая всем этим, чувствуем, что уже должны быть счастливыми. Но в той же самой душе ощущаем пустоту, нехватку чего — то. И как нас при этом раздражают и выводят из себя самые близкие люди, которые рушат наши все уже создавшиеся планы о том, что надо быть счастливыми сейчас — когда построили дом, купили машину или родили детей. И наступает момент, когда мы готовы буквально уничтожить за это нашего близкого, не делом, так словом или взглядом, или, еще сильнее — нашей обидой.

Человек пытается уйти от дискомфорта, от боли и внутреннего страдания разными путями. Порой для того, чтобы защитить своё право на счастье, мы готовы пойти на конфликт, на ссору с близкими. И этим самым рушим то, что соединяет нас с ними. Есть и другой, не менее распространенный способ уничтожения наших близких, когда мы вместо прямого конфликта замыкаемся в своей обиде, разрушая, тем самым, самих себя. Говорим, что мы плохие, ни к чему не годные, и своими недостойными поступками сами себя осудили и ничего не заслуживаем в жизни. И это тоже есть стремление защитить свой комфорт, право на счастье, право на безболезненное существование. И мы бежим от себя в депрессию, в уныние, в замыкание в самих себе.

В сегодняшнем Евангелии звучали слова, которые нам нужно не только услышать, но и примерить к своей жизни. И мы год за годом все больше будем понимать, в чем же смысл этих слов Христа. Он говорит, что нет смысла отстаивать все наше богатство и комфорт, которые мы таким усилием и жертвами собираем. Все это ничего не стоит. Но чтобы нашу бесценную душу, которую мы ни за какие деньги не купим, спасти, надо парадоксальным образом ее погубить. «Кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия», — говорит Господь, тот спасет ее. А кто спасет душу свою, тот погубит ее». Что значит «спасет душу»? Стремление сохранить ее от боли и страданий путем ссор и обид или путем замыкания в себе – это некие приемы спасти свою душу от жизненных испытаний, от жизненных вызовов, которые Господь посылает нам ради того, чтобы мы созрели. Но кто будет убегать от этого — от жизни, от близких, от их недостатков, пытаясь малодушно и трусливо спасти свою душу, тот погубит ее. Господь говорит, что смысл нашей жизни в том, чтобы погубить свою душу. Но в это слово «погубить» Он вкладывает не то, что мы должны какой — то ущерб принести своей душе. Нет.

Мы должны безбоязненно, с доверием встретить все, что Он пошлет нам. Но это могут быть не только приятные моменты. Это могут быть обстоятельства, которые призовут нас к бою, к смелости, к мужеству, к терпению и прощению. И мы должны безбоязненно, смело, как мученики, которые не боялись даже кровь свою проливать, пожертвовать доброе слово, сказанное вопреки своей злобе, доброе прикосновение к человеку, то, что рядом находимся, не бежим, не предаем. Если хотя бы это пожертвуем, внешне губя свой комфорт, безболезненное существование, то мы спасем свою душу. Погубить — это значит отказаться от ложного мнения, что мы в центре всего мироздания, что ради только нас движется все вокруг. Если мы избавимся от этого мироощущения, то поймем, что мы, всего лишь навсего, посланы в этот мир, чтобы кому — то помочь, чтобы кого — то поддержать, чтобы на каком- то участке нашего жизненного пути исполнить цель нашей жизни. Быть может, мы сейчас живем, готовя себя к той минуте, когда мы сможем отдать себя ради кого — то.

И в свете этих слов Христа вся наша жизнь меняется, и мы меняемся. Мы поймем, что нет смысла расстраиваться, когда мы что — то потеряем, лишимся в нашей внешней жизни, потому, что самое главное — мы сохраним душу свою.

Итог этих слов — в сегодняшнем Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною». Крест мы не выбираем — он нам уже дан. От нас зависит, взять его или не взять. Отпихиваться всеми возможными способами от этого Креста, значит отпихиваться от Господа, который предлагает его для нашего спасения. Или все — таки смиренно сказать, что я здесь, в этом мире временно, я послан сюда и у меня миссия — взять свой крест. И вот этот короткий промежуток времени его понести и этим послужить Христу и своим близким. Аминь.

«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24)

Эти слова были обращены к ученикам, не все Иисус говорил всему народу, было что-то, что Он говорил только ученикам, зная, что это – уже высокий путь, которым идет Он Сам и пойдут только Его последователи. Слово «последователи» уже само говорит, что значит нужно идти по Его следам, а Его следы мы видим в Евангелии. Иисус предлагает нам идти за Ним шаг за шагом и учит, что после чего делать.

Итак, следующий шаг – отвергни себя. Христос сказал: «…Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Мы говорим, что Евангелие – это слово Божье, и не думаем, что Бог сказал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, иСлово было Бог. …И Слово стало плотию…» (Ин.1:1,14). Значит Слово – это и есть Иисус Христос.

Евангелие – это и есть Сам Иисус Христос, Его образ, который Он оставил нам после Себя на земле. И никто не придет к Отцу, как только через Христа, то есть через Писание. Нужно исполнить Писание, чтобы придти к Отцу. Не только читать его, но исполнить, оно должно стать нашей жизнью. Здесь речь не идет о спасенных, для них достаточно просто верить.

Иисус Христос показывает нам разницу между спасенными и совершенными (Мф.19:16). «Что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную?», – задает вопрос юноша, и Христос ответил: «Если хочешь иметь жизнь вечную, соблюдай заповеди». Но это не все, что Он ответил юноше, Он предложил путь превосходнее: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; … и приходи и следуй за Мною»(Мф.19:21). Чтобы придти к Отцу, надо достигать уровня Христа, как Он нам говорит. Идти, как Он шел, ведь Он нам говорит: «…и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф.11:29). Кротость и смирение — это и есть самоотвержение.

А как отвергнуть себя? Конечно, это процесс работы над собой, но первое – нужно забыть свою волю. Если ты уже избрал путь последователя и посвятил себя, то теперь ты не принадлежишь себе, а, значит, не имеешь права на собственную волю. Посмотрите на Христа, Он пришел, чтобы исполнить волю Пославшего Его, и ничего не сделал по Своей воле, вплоть до смерти. И смерть принял потому, что это было угодно Отцу. Он этого не хотел, Он Сам говорил об этом в Гефсиманском саду в Своей молитве: «…Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Значит, не Его воля была принять эту смерть, но Он во всем был покорен Отцу. Вот пример, как нужно отвергнуть себя.

Начинается все с малого, и если в малом мы проявили верность Богу, то Он поставит нас и над многим. Тот богатый юноша, которому был предложен этот путь, не смог идти этим путем, он опечалился и отошел. Да, этот путь тяжелый, и не все им идут, а только сильные. Для того чтобы спастись, много не надо – будете веровать и креститься, и спасены будете (Мк.16:16). Но мы говорим не об этом пути, но о той дороге, которую Бог предлагает Своим последователям. Написано, что Бог будет делить добычу с сильными. Не всем будет дано имя младшего брата Христа.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).
ВОЗЬМИ СВОЙ КРЕСТ И ИДИ ЗА ХРИСТОМ.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марк 8:34,35).
Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, у многих из вас могут вызвать недоумение. Как это Господь говорит, что если ты хочешь спасти душу свою, то должен ее погубить?
Как это так? Ведь мы же стремимся к тому, чтобы спасти душу свою, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то мы погубим свою душу: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». Выходит, что для того, чтобы спасти душу свою, нужно погубить ее, — погубить ради Самого Господа Иисуса Христа и Евангелия.
Что же это значит? Как это понять? Конечно, не может быть ничего противоречивого в словах Христовых. Надо уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет». Вот если это исполним, то душу свою спасем.
Что значит отвергнуться себя?
Вот это весьма важно знать нам. Отвергнуться себя — это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, совершенно отказаться от того, к чему мы стремимся по велениям нашего сердца. Это значит совершенно отвергнуть тот путь жизни, который мы сами себе начертали, это значит отказаться всецело от своей воли, от своего разума. Есть ли в этом что-нибудь странное, неисполнимое? Конечно, нет. Вы знаете, что когда ученик учится ремеслу, то он должен всецело руководствоваться указаниями мастера; должен беспрекословно повиноваться мастеру, исполнять все его указания и работать так, как велит мастер. Ученик не смеет ничего выдумывать сам, делать отступления от указаний мастера. Когда человек принимает решение вступить на путь монашеской жизни и приходит в монастырь, то первое требование, которое к нему предъявляется, — это полное отсечение своей воли. Ему дается наставник — старец из числа монахов, весьма опытных в духовной жизни, и он должен беспрекословно исполнять все, что повелит ему старец. Он не смеет ни одного шага ступить, ни одного дела предпринять без благословения старца. Он не смеет рассуждать иначе, чем рассуждает старец. Он должен всецело отвергнуть свою волю, жить по воле своего старца. Только тогда он станет истинным монахом.
На войне, вы знаете, всякий солдат обязан совершенно беспрекословно повиноваться приказам не только высшего командования, но и низшего начальника. Он не смеет рассуждать, не смеет критиковать их распоряжения, а должен совершенно точно исполнять эти приказания, должен идти на все, даже на смерть, и не смеет возражать. Вот что значит в жизни обычной, в жизни мирской отвержение от своей воли.

Такого же отвержения, — полного отвержения от всего, что кажется нам желательным, правильным и разумным, отвержения от всех нами самими выдуманных и предначертанных путей нашей жизни и деятельности, — требует от нас Господь Иисус Христос. Мы должны безусловно отвергнуть все то, о чем сами помышляем, чего сами хотим. Мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти.
Мы должны возненавидеть свою душу, ибо Господь Иисус Христос, как читаем в Евангелии от Луки, сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик» (Лк. 14:26).
Как это, почему это надо возненавидеть свою душу?
А очень просто. Надо только хорошенько, вглядеться в нее, надо только глубоко, сосредоточенно и с полной честностью углубить свой духовный взор в тайники своей души. И тогда всякий грешник увидит, что творится там. Там тьма, там кишат змеи — змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства. Все эти змеи там кишмя кишат, и нет им числа. Разве мы не ненавидим змей, не уничтожаем их, разве не бережемся от них? А что же, змей, которые гнездятся в нашем сердце, мы будем любить? Мы должны возненавидеть их, должны возненавидеть душу свою, если в ней кишат змеи. В нас мало того, что заслуживает любви, но много того, что заслуживает ненависти. И нужно возгореться этой ненавистью. Если вы увидите случайно, что на плечах ваших смрадное, грязное рубище, разве не стряхнете, не затопчете его ногами? А если грешный человек вглядится в свою душу, то он увидит, что одеяние его души подобно этому смрадному рубищу. И ему станет отвратительно, противно, он возненавидит это рубище, он возненавидит душу свою, которая так безобразно одета.
Видите, нет ничего странного в этом требовании Христовом, что желающий идти за Ним должен возненавидеть свою душу.

Надо возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить по-своему свою жизнь, ставить свои собственные цели жизни.
Надо все это отстранить, разорвать эту пыльную паутину, которую соткали мы, строя планы своей жизни. Надо все порвать, со всем распрощаться. Надо возненавидеть свою душу, отвергнуться от своей воли, своих планов жизни, своего разума и смиренно преклонить выю под легкий ярем Христа. Господу Иисусу Христу протянуть трепещущую руку и к Нему воззвать: «Господи! Не буду идти своим путем, за Тобой пойду, Ты меня веди!»
Вот только тогда станет для нас возможным шествие за Христом. И тогда не будет для нас ничего странного в этих словах Христовых: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быти Мой ученик». Нужно свою волю отвергнуть до конца, до конца и безусловно подчинить ее воле Христовой. Если Господь ведет нас туда, куда Сам шел, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним, то куда же это мы пойдем?
Если возложен на нас крест, то, конечно, мы пойдем не на веселье, не на празднество, а пойдем туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест, — мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом до конца, даже до смерти должны идти за Ним.

Какой же это смерти требует от нас Господь Иисус Христос? Разве физической смерти на кресте, которую Сам Он претерпел? Нет, не этой смерти Он требует от нас. Он требует другого.

Требует, чтобы мы были совершенно послушны, совершенно смиренны, чтобы мы подражали Ему, Который Себя умалил: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил себя, быв послушным, даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:6-8). Как Он был послушен Отцу Своему, так и мы до конца должны быть послушными Ему. Он ведет нас на смерть, но не на такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова Павловы: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Он требует, чтобы нашу плоть, наши страсти мы распяли на кресте и умертвили их. Требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира к Кресту Своему. Требует, чтобы мы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его. Требует, чтобы того ветхого человека, который находится во власти дьявола, мы возненавидили, сбросили его, как грязную, ветхую одежду, и начали новую жизнь, жизнь возрожденного человека, преуспевающего в духе и идущего путем духа. Этого требует от нас Христос. Это должны мы исполнить, ибо иначе, если не очистим всей скверны своей души, не возненавидим эту скверну, не может быть и речи о том, чтобы сердце наше было чисто, чтобы в нем засиял свет Христов.
Для того, чтобы засияло солнце, должна рассеяться ночная тьма. Для того чтобы был чистый воздух в жилище нашем, оно должно быть очищено от всякой грязи.
Так и с душой нашей, — если не отвергаемся от всей скверны, если не распнем на кресте нашу плоть, истлевшую в похотях, как же сможем идти за Христом? Это необходимое, совершенно необходимое условие.
Но надо знать, что если сделаем мы это великое дело, то нам предстоит тяжелая и долгая борьба, ибо тот ветхий человек, которого мы свергли, которого распяли на кресте, — это лютый зверь. И чем больше мы будем его бить, чем больше будем его распинать, тем яростнее он будет огрызаться. Он опасен для нас, он никогда не оставит нас в покое. И нам предстоит борьба с этим зверем до окончания нашей жизни.
Из житий святых мы знаем, что все они до конца дней своих вели бесконечную борьбу с этим своим ветхим человеком, которого распинали на кресте. Знаем, что много лет тяжко страдала преп. Мария Египетская после того, как оставила свою развратную жизнь, полную роскоши, неги и утех, и ушла в пустыню. Знаем, как мучили ее постоянно видения прежней ее жизни. Ей представлялись сладкие и вкусные блюда, к которым она так привыкла, она жаждала драгоценных вин, которые раньше пила, жаждала утех любви и блеска своей жизни в Александрии. Мучилась, мучилась она этими соблазнами, которых требовала ее плоть, ее ветхий человек, не желавший оставить ее в покое. Нужны были долгие, долгие годы борьбы, чтобы, в конце концов, могла обрести она вожделенный покой души.
Такую борьбу вели все святые, и такая борьба предстоит каждому из тех, кто решил исполнить эти слова Христовы — отвергнуться себя до возненавидения души своей, распять на кресте своего ветхого человека и идти за Христом. Ему нужно будет идти долго, тяжелый, тернистый путь пройти. И он не должен никогда останавливаться на этом пути, ибо остановиться в духовной жизни — это значит повернуть назад, это значит потерять все то доброе и святое, что было приобретено. Надо спешить, надо идти неуклонно, неустанно идти вперед, вперед и вперед.
Кто был выше святого Апостола Павла, который был восхищен до третьего неба и видел блаженство праведных? Кто может сравниться с ним в его решимости распять плоть свою? Кто смеет сказать, как он: «Уже не я живу, а живет во мне Христос, для меня весь мир распят на кресте?» И вот этот великий человек, посмотрите, что говорит: «Братия, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели» (Флп. 3:13). Он все вперед, вперед стремится, ибо цель перед ним великая, святая и чрезвычайно трудно достижимая. Он спешит, он бежит.
И нам ли не спешить, нам ли не бежать, если пойдем по тому пути, которым Апостол Павел шел и который указан Господом Иисусом Христом! Вот что значит отвергнуться себя и идти вслед за Христом.
А что значит взять крест свой?
Господь говорит, что каждый из нас должен взять свой крест. Что это значит? Какие у нас кресты? Кресты бывают разные, совершенно различные у разных людей, ибо для каждого Богом приготовлен свой крест.
Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко. Богом уготован для каждого человека крест жизни мирской — жизни семейной, общественной. И он, даже приняв решение идти за Христом и нести свой крест, даже отвергнувшись себя, может ничего не сделать, если сочинит сам себе такой крест, который ему кажется подходящим. Например, если он решит, что ему надо идти в монастырь или пустыню и там спасаться.
Этот путь, этот крест для очень немногих уготован Богом, а для огромного большинства людей уготованы другие кресты, которые люди даже не склонны называть крестами и, неся их, даже не понимают, какой крест они несут.
Какие кресты уготованы для большинства из нас? Кресты простые, не такие, какие несли мученики, не такие, которые до конца жизни несли подвижники в пустыне. Нам уготованы другие кресты.
Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печаль и страдания нашей мирской — общественной и семейной — жизни и составляют наш крест. Неудачная женитьба, неудачный выбор профессии разве мало причиняют страданий? Разве мало должен терпеть человек, которого постигла такая беда? Тяжкие болезни, унижение, бесчестие, разорение имущества, ревность супружеская, клевета — все злое, что творят нам люди, разве это не крест наш?
Именно это и есть крест наш, крест огромного большинства людей. Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они вовсе того не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христов, все равно несут свой крест страданий.
В чем же разница между ними и христианами, которые несут свой крест? Разница в том, что они несут его покорно, в том, что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою голову, несут до конца своей жизни тяжелый крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены Евангельским учением.
Для того, чтобы исполнить Евангельское учение, чтобы идти по пути Христову, человек должен покорно и неустанно нести свои крест, не проклиная его, а благословляя. И тогда он исполнит завет Христов, ибо отвергся себя, взял крест свой и пошел за Христом, пошел в дальний путь, в тот путь, о котором Господь Иисус Христос сказал, что в Царствие Небесное ведет узкий, тернистый путь, началом которого будут тесные врата. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпан цветами. Господь указывает нам путь иной, — путь страданий. Надо нам знать, что на этом пути, как бы он тяжел ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать. Подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова Апостола Павла о том, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями. Когда мы пройдем этот путь, который только вначале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное.
Вот что значит возненавидеть свою душу — возненавидеть нечистоту ее, отвергнуться ветхого человека, чтобы спасти ее, бессмертную, предназначенную для общения с Богом.
Кто так погубит свою душу, тот ее спасет, будет со Христом.
Да сподобит всех вас Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, Его Отцом Святым и со всем сонмом святых Ангелов.

Библейские чтения: Бытие 13,14; Псалом 16; Евангелие от Матфея 9.

Много чудес описано для нас в Евангелии от Матфея 8 и 9. Ранее Иисус поразил множество людей своим учением (Матфея 7:28). Он будет продолжать поражать людей, показывая силу Божью, совершая чудеса (Матфея 9:8). В Евангелии от Матфея 8 и 9 он исцеляет многие болезни. Это заставило людей восхищаться силой Божьей, дарованной ему. Но эти чудесные поступки сами по себе были возможностью учить, а не просто действием, благодаря которому люди чувствовали себя лучше. Два случая, произошедшие в то время, отличаются от остальных. Данные события (Евангелие от Матфея 8:18-22 и 9:9-17) заслуживают особого внимания. В Евангелии от Матфея 8 и 9 содержится список различных чудес, которые Иисус совершает, так почему же эти два инцидента перечислены среди всех чудес?

Эти два происшествия имеют общую особенность, которая объясняет нам, почему Иисус совершал все эти чудесные исцеления. В обоих случаях действие завершается словами нашего Господа Иисуса: «…следуй за Мною» (Матфея 8:22 и 9:9). Он не исцелял людей просто, чтобы показать Божью чудотворную силу или дать людям лучшую жизнь. Он исцелял людей, чтобы они стали его последователями. Это было большим состраданием и даром, чем даже исцеление от самых смертоносных природных заболеваний. Исцелённые люди могли следовать за Господом Иисусом через прощение своих грехов и, в конечном счете, обрести бессмертие: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:4) Чудеса, связанные с призывом Иисуса: «…следуй за Мною», учат важным принципам о нашем истинном ученичестве в Господе Иисусе. Мы узнаем об Иисусе и нашей великой потребности в прощении, чтобы следовать за Ним.

Когда Иисус учил людей, произошло смятение, и через крышу преданные друзья опустили перед Иисусом парализованного человека (от Матфея 9:2, Марка 2:4). Иисус мог легко исцелить этого человека словами: «Встань и иди» (от Матфея 9:5), но Он решил объявить, что грехи этого человека прощены. Это было доказательством того, что Иисусу была дана власть прощать грехи (стих 6). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (Первое послание Петра 2:24).

Несмотря на то, что его основная работа еще не была выполнена, предыдущая глава говорит нам, что Иисус исцелил всех больных: «Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (от Матфея 8:16,17). Работа, совершенная на кресте, была смыслом его жизни, обеспечивала спасение нуждающихся. Люди, откликнувшиеся на призыв «следуй за Мною», будут теми, кто ищет прощения своих грехов.

Где Иисус получил бы величайший ответ на свой призыв? Иисус преднамеренно оставил множество людей (от Матфея 8:18, 9:8,9) и искал тех, кто последовал бы за ним. Многие миллионы людей утверждают, что они христиане, но их образ жизни совершенно отличается от полноценной жизни ученика Христа. Многие люди следовали за Иисусом, потому что он питал и исцелял людей бесплатно и делал удивительные вещи (Иоанна 6:26). Истинным последователям Иисуса не обещана легкая жизнь, и они не должны ожидать ее.

Как это часто бывает, их жизнь полна лишений и житейских разочарований, ибо Лука говорит нам: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22).

Трудности жизни последователей Иисуса наглядно иллюстрируются жизнью самого Иисуса. Один книжник, подойдя к нему, говорит: «Учитель! Я пойду за тобою, куда бы ты ни пошел» (Матфея 8:19). Это, безусловно, хороший мотив и так же, как семя, посеянное в каменистую землю (Матфея 13:20-21) — несомненно, быстро расцвело бы в то, что кажется хорошим ученичеством. Однако в Евангелии от Иоанна 2:25 говорится: «…знал, что было в человеке», и он предлагает этому жаждущему человеку вызов своего призвания — «…следуй за Мною».

«Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матфея 8:20). Книжник жил комфортно, принадлежа к одному из богатейших классов в Израиле в то время. Сможет ли такой человек отказаться от того мира, чтобы быть одним из: «…чужаков и паломников на земле?» (Евреям 11:13)

Ещё одному ученику было предложено – «следуй за Мною», но он сказал, что хочет «…сначала пойти и похоронить… отца». Нам неизвестны подробности из жизни этого ученика, но мы знаем, что наш Господь Иисус испытывал великое сострадание. Он был тем, кто повиновался повелению: «…почитай отца твоего и мать твою» (Матфея 15:4). Он также хорошо понимал сердца людей. Чтобы справиться с трудностями этого ученика в отношении его ответственности перед отцом (который, возможно, еще не умер) Иисус говорит: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (8:22). Ученик, говоря, что хочет «сначала» похоронить своего отца, показал, что не ставит Царство Божье и его праведность на первое место в своей жизни. Он откладывал следование за Иисусом до тех пор, пока в его жизни не произойдет что-то важное в данном случае – похороны его отца. Не потому ли, что он не хотел, чтобы его отец знал, что он последователь Иисуса?

Был и третий ученик, которому Иисус сказал: «…следуй за Мною». Когда он получил приглашение, то ответил: «…я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими» (от Луки 9:61) Этот третий ученик не упоминается в Евангелии от Матфея. Принципы, которым учил Иисус через встречу с ним, раскрываются в призвании самого Матфея в Евангелии от Матфея 9:9-17. Матфею было разрешено вернуться в свой дом и попрощаться с теми, кого он знал, как это сделал Елисей (Луки 9:62, 1 Царств 19:19-21). Елисей публично заявил, что покидает свою старую жизнь, убивая своих волов и сжигая инструменты для вспашки. Его прежняя жизнь закончилась, и теперь он берет на себя обязанности Илии, который ушел до него.

Третий ученик не хотел возвращаться домой с той же мотивацией, что и Елисей, потому что все еще был связан со своей старой жизнью. Напротив, возвращение Матфея в его дом было в духе Елисея – он не беспокоился о своей старой жизни. Его первая работа в новой жизни была публично объявить свою старую жизнь законченной, потому что теперь он был последователем Христа. Когда мы крестимся во Христа, это символизирует смерть ветхого человека, жившего в нас, мы публично объявляем себя последователями Иисуса Христа (Римлянам 6:3-6, Ефесянам 4:22).

Преобразование Матфея также контрастирует с реакцией первых двух учеников. Как книжник, он жил комфортной жизнью. На него также возложены обязанности второго ученика, желавшего похоронить отца. Но главной его работой был сбор налогов. Когда Иисус сказал ему «следуй за Мною», он не колебался, не беспокоился ни об оставленных удобствах, ни об обязанностях, которые были не завершены. Он просто встал и оставил старый мир позади. В Евангелии от Луки 5:28 сказано: «И он, оставив всё, встал и последовал за ним».

После этого Матфей приготовил прощальный пир в своем доме, на котором присутствовал и Иисус (стих 29). Мытарей и грешников пригласили на этот праздник, вероятно, по повелению самого Иисуса, ибо Он говорил, что на праздник Он пришел: «…призвать грешников к покаянию» (стих 32). Здесь Иисус показывает, что его чудотворная работа исцеления имела гораздо более глубокое значение; он сидел с теми, кого описывал как больных и нуждающихся во враче; больные были грешниками, их главной болезнью был грех (Матфея 9:12,13). Он был врачом и мог обеспечить исцеление, даже вечную жизнь через прощение, если бы они последовали за Ним в крещении и пути праведности.

Во время хлебопреломления мы вспоминаем, что Бог отдал своего Единородного Сына за наше исцеление от болезни греха. Мы должны откликнуться на призыв Иисуса следовать за Ним, если мы хотим получить бессмертие в Царстве. Это будет трудная дорога, но в ней благословение за все, что эта жизнь может предложить. 1 Петра 2:21 и 24: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1е Петра 2:21-24).

Адам Паветт (07.01.2018г.)

Отвергни себя

Ключевой стих: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». (Мт.16,24)

Путь следования за Богом не так уж и прост. Кто-то думает, что если даром мы получаем спасение, то так же даром мы сможем войти в Царствие Божье. Но это не так. Получить вечную жизнь легко, приняв покаяние и поверив в Христа, но сохранить спасение, сохранить чистоту и праведность на всю жизнь гораздо труднее. Не даром сказано, что Царствие Божье усилием берется.

Люди думают, что вопрос следования за Богом зависит от финансов (а сколько стоит крещение)? На самом деле эта цена гораздо выше. Бог говорит нам, что если мы хотим следовать за Ним, мы должны отвергнуть себя, свое «Я».

Это очень странно звучит, ведь люди обычно отвергают кого угодно только не себя. (Мне не нравится общаться с этим человеком, я не хотел бы работать рядом с таким, как ты.) Но Богу нужно, чтобы мы отвергли не других, а себя. Это трудно, так как мы привыкли концентрироваться на своей жизни. «Человек питает и греет свою плоть».

Что значит отвергнуть себя?

Кто-то считает, что это значит возненавидеть себя и свою плоть, не проявлять никакой заботы о своем теле. Но правильно ли это? Некоторые монахи всю свою жизнь посвящали тому, что истязали себя. Кто-то сидел в бочке с водой, кто-то жил в дупле, кто-то не мылся и не стригся, считая что тем самым отвергает плоть и угождает Богу.

Что же на самом деле имел в виду Христос, говоря нам отвергнуть себя.

1) отвергни грех

«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31) (Рим 13,15)

Самой большой жертвой являются наши грехи. Нам труднее всего с ними расстаться. Ну погрешу еще месяц говорим мы сами себе, но этот момент никогда не наступает. (пример) Но нужно понять, что грех чужд для нас, для нашей природы. Мы созданы по образу Божьему и должны понять что наше тело, наша душа принадлежит Ему, а не греху.

Если бы вам принесли хрустальную вазу, наверное никто не додумался бы использовать ее как мусорное ведро. Но грешники ведут себя подобным образом. Их тела храм Божий, а они оскверняют его грехом. (пример)

2) Никогда не ставь свои желания, привычки, амбиции главнее воли Божьей.

(Мтф.10,7-10) «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания».

Когда тебя оскорбляют и ты обижаешься, когда несправедливо поступают и ты полон возмущения – это признак того, что ты не отверг свое «Я». Бог имеет право провести нас через любые испытания, и мы должны быть готовы к этому.

Когда Апостолов били за проповедь о Христе – они радовались. Нам нужно научиться использовать любые обстоятельства для своего блага.

Ученики Христа, посланные проповедовать Евангелия, не брали с собой ни еды, ни одежды. Они даже не останавливались поговорить со своими знакомыми. Они посвятили себя исполнению поручения своего Господа.

Давая одну из заповедей, Христос сказал любить ближнего, как самого себя. Мы так часто заботимся о себе, о своих нуждах. Мы любим себя. Если бы это было не так, мы бы в молитвах не упоминали так часто свои нужды и нам бы не было так трудно вставать с постели идя на молитву. Иногда мы считаем, что цель Бога – удовлетворять наши потребности. Кому –то Бог нужен только для того, чтобы у него была прекрасная одежда, обставленная квартира и здоровье, чтобы весело проводить время. Но какая Богу польза от такого человека. Его цель – сделать нас полезными для других. Он не будет действовать в тот момент, когда мы так сильно сконцентрировались на собственных проблемах, что увязли в них.

Чем больше мы думаем о своих проблемах, тем они больше не разрешаются.
Пример:

— а) если ты молишься за машину – ты можешь ее и не получить, если ты никогда не согласишься использовать ее для проповеди Евангелия.
— б) Бог может не дать тебе квартиру, если будет видеть, что тебе ее будет жалко для проведения домашней группы.

Мне бывает неудобно пред Богом за верующих, которые бояться за свое имущество, не желая служить этим Господом. Ведь Иисус не пожалел ради Тебя своей жизни, а ты жалеешь, что верующие приведут в негодность твою мебель. Не ожидай благословений, если ты не готов посвятить свою жизнь благословению других и служению другим людям.

Ключ к решению наших проблем – это начать решать проблемы Бога. А у Него только одна проблема. «Чтобы никто не погиб, но чтобы все пришли к покаянию. (пример) Если мы посвящаем свою жизнь этому, то Бог позаботиться о нас. Он будет действовать через нас, а раз так, значит Он обеспечит, чтобы мы были и одеты и кушали хорошо, чтобы все наши нужды восполнялись.

3) отвергни свое «Я»

1 Кор. 6,19-20 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

Самая большая война с самим собой. Наше «Я» стоит на троне нашей жизни и руководит нами. Можно ли смириться с ним. Нет. Оно всегда будет толкать нас против Бога. Единственная возможность избежать его влияния – отвергнуть «Я». Некоторые хотят быть похожи на кота, который гуляет сам по себе. Хочу хожу на служение или дом.группу, хочу не хожу, хочу молюсь, хочу не молюсь, хочу слушаю пастора, а хочу нет. Некоторым христианам нравится, они привыкают к тому, что их постоянно приходится уговаривать, что-то сделать для Бога. (Ну пожалуйста, брось курить, ведь это так плохо). Это не по Библейски. Бог не желает кого-то уговаривать следовать за Собою. Это нужно не Ему, а прежде всего нам. Если хочешь достигнуть Небес – отдай свою жизнь, свое время Богу, отвергни себя. Вместо своего «Я» (Я, МНЕ, МОЕ) поставь Иисуса Христа в центр своей жизни.
Цель: быть использованным Богом.

Все люди которые решались на какие-то героические поступки в своей жизни делали это ради какой-то великой цели. В том, что мы должны отвергнуть себя тоже есть цель – послужить Господу.

Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Ты и я – являемся этими пшеничными зернами. Бог хочет использовать нас для получения большого урожая. Он посылает нас в мир (как зерно закапывается в землю), чтобы использовали все что имеем – время, силы, имущество, духовные дары не для себя, а для Его славы. Нам ничего не должно быть жалко. Когда мы становимся послушными призыву Господа, отвергая свои интересы, мы начинаем приносить плод.

Вопросы:

  1. Почему сохранить спасение труднее, чем получить его?
  2. Чтобы вы посоветовали человеку, который хочет уйти в монастырь.
  3. Обсудите, что нужно сделать, чтобы отвергнуть грех. Удалось ли вам это?
  4. Что отличает человека, который полностью посвятил себя Господу.
  5. Вспомните случаи, когда вам приходилось преодолевать желания плоти, ради служения Богу.
  6. Каков ваш крест в следовании за Богом? (Мтф. 16,24)
  7. Приведите Библейские примеры людей, которые отвергли себя.
  8. Как вы понимаете Иоан.12,24 и как можете применить этот отрывок в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *