Воспитание в античности

Воспитание в античности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «История и культура»

РЕФЕРАТ

Тема:

«Система античного образования»

Составитель:

Студент гр.Рд-22 Шайдуллов Х.А.

Руководитель:

Доцент Царёва Г.В.

Ульяновск 2010

Введение

Воспитание и обучение в Греции

Воспитание в Спарте

Воспитание и обучение в Риме

Заключение

Библиографический список

Введение

В данной работе рассматривается тема «Античное образование». Мне кажется, что эта тема весьма актуальна и сейчас. История образования в античности не безразлична для нашей современной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своей собственной педагогической традиции. Самая основа нашей культуры восходит к их культуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования.

Замиравшая жизнь античной школы, кое-где тянувшаяся очень долго в потемках варварской эпохи Высокого Средневековья, на Западе в конце концов оборвалась (даты различны в зависимости от страны). Но к методам античной педагогики вернулись. Средиземноморский мир в античности в самом деле знал одно классическое образование, одну определенную и последовательную систему образования.

Разумеется, эта система не возникает с самого начала в своей окончательной, полностью развитой форме. Более того, она достигает таковой относительно поздно, по моему мнению, лишь после того, как внесли свой вклад два великих воспитателя Платон и Сократ. Это не должно нас удивлять: образование — это способ коллектива приобщить молодое поколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества.

Вот почему классическое образование обретает свою подлинную форму лишь тогда, когда великая творческая эпоха греческой цивилизации уже позади. Лишь с наступлением эллинистической эры оно предстает перед нами во всеоружии своих учреждений, программ и метода. Но, раз достигнув зрелости, оно сохраняет без особых изменений, по инерции, свойственной явлениям культуры (в особенности явлениям, зависящим от педагогической рутины) одну и ту же структуру и приемы на протяжении долгих веков. Распространение его за пределы греческого мира в Рим, Италию, на романизированный Запад повлекло за собой лишь перемены и отступления второстепенного характера.

Рассмотрим подробнее античное образование.

Воспитание и обучение в Греции

О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление.

Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами в тех навыках, которые от нее требовались: в изготовлении тканей и шитье платья, знакомстве с кухней и уходе за детьми. Взрослая девушка обучалась прядению и ткачеству для того, чтобы, выйдя замуж, она могла или сама, или с помощью рабынь одевать семью.

О взрослом мальчике заботился отец. Иногда он приставлял к сыну благовоспитанного юношу из знакомого бедного или разорившегося семейства, который в качестве компаньона словом и делом должен был служить примером для мальчика.

Впоследствии мальчик должен был учиться на примере других и на собственном житейском опыте. Это подтверждают слова Нестора: «Я раньше родился и (потому) знаю больше «. Попытки систематизировать образование заметны только в обучении пению и музыке (игре на форминге). Обучение врачебной науке предполагало знание целебных свойств некоторых трав, чему еще кентавр Хирон учил своего воспитанника Ахиллеса.

Из исторических времен до нас дошли более обширные сведения, позволяющие составить цельную картину воспитания в греческом обществе.

Детские игрушки (пегния) были довольно разнообразными. В дошедших до нас письменных источниках упоминаются следующие из них: хлопушка (платага), тележки (гамаксидес), домики и лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей (черепахи, зайцы, утки, обезьянки с детенышами), куклы (кора) из воска, гипса или обожженной глины, и солдатики из того же материала. Все это постоянно было в продаже. Подростки забавлялись мячом (сфера), обручами (трохос), волчком (стромбос). качались на качелях (ас-тора). Часто они играли в царя, в чет и нечет, в жгут, в жмурки и горелки. В орлянку (стрентинда) играли, бросая монету вверх и приговаривая: «орел или решка?» Существовала игра в ямку (лунку, тропа), в которой требовалось попасть в специальную лунку бабками, желудями и т. п. Дети угадывали, сколько предметов (орехов или бобов) находится у другого в руке. Особенно любимой была игра в пять камешков (пенталита). Она состояла в том, что пять камешков клали на оборотную сторону руки, подбрасывали вверх и ловили. Кроме того, кормилицы и няньки забавляли детей, рассказывая им сказки и басни (граон), в том числе басни Эзопа и т. д.

До 6 лет мальчиков воспитывали дома вместе с девочками. Затем воспитание мальчика продолжалось вне дома — в школе и в палестре, куда его сопровождал дядька из рабов. В обязанности дядьки входило обучение мальчика нормам поведения, а именно тому, как он должен вести себя дома и за его пределами. Дядька оставался при мальчике до совершеннолетия последнего.

Школы в Греции были частными. Контроль государства за ними (исключая гимнастику) ограничивался только нравственной стороной. Выбор школ всецело принадлежал обществу, поэтому оно могло посылать детей к тем или иным учителям. Впрочем, школы не являлись постоянным учреждением, и обучение нередко происходило прямо на улице.

О плате за учебу нет достоверных сведений, хотя до нас дошло немало сообщений о конфликтах, которые возникали при расплате родителей учеников с учителями. Занятия начинались рано утром. Существовали следующие предметы обучения: 1) чтение, письмо, основы счета (грамматика), 2) музыкэ (мусика), 3) гимнастика.

Чтению и письму обучали одновременно. Как только преодолевались первые трудности обучения, дети принимались за чтение произведений Гомера, который в древности считался неисчерпаемым источником всех познаний — и религиозных и светских. Затем ученики переходили к Гесиоду, Феогниду и изречениям Солона. Многое из трудов этих писателей сохранялось в памяти ребенка на всю жизнь.

Для письма использовали специальные дощечки (пинакес), сильно натертые воском. На них писали острым концом палочки (графион), сделанной из металла или слоновой кости. Другим, плоским концом палочки затирали то, что было неверно написано, и заново сглаживали воск на дощечке. Две такие дощечки, соединенные обычным способом, или при помощи складных деревянных досок, назывались диптихон. Если же их было более двух, то они назывались полиптихе дельте.

Такие дощечки, где записанное легко уничтожалось, использовались только для повседневных нужд. В том случае, если записанное необходимо было сохранить надолго, требовался более прочный материал. Вот почему с развитием письма в употребление вошел папирус. Египтяне с незапамятных времен изготавливали свою бумагу из этого растения. У греков же папирус получил распространение только со времен Псамметиха (с VI века до н. э.). До этого времени, по свидетельству Геродота, греки писали на дубленых шкурах овец и коз (дифтера). Усовершенствование в обработке и приготовлении таких шкур в царствование Эвмена П (197—158 гг. до н. э.) в Пергаме привело к изобретению пергамента. Чернила делались из особого красильного вещества черного цвета и хранились в чернильнице, которая закрывалась крышкой. Иногда чернильница имела кольцо, при помощи которого ее носили на поясе. Пером служил мемфисский, книдский и анаитский камыш (каламос), очинённый и расщепленный подобно гусиному перу.

Обучение счету вначале проходило в форме игры. Использовались и наглядные пособия — яблоки и другие предметы. Потом учились считать по пальцам или раскладывали на особых дощечках камешки, которые, в зависимости от места их расположения, имели разное значение.

Научившись грамоте, мальчики приблизительно в возрасте 13 лет начинали проходить музыкальный курс в школе кифариста. Они учились играть на лире и петь под ее аккомпанемент торжественные песни дорического стиля, сочиненные знаменитыми мелическими поэтами. Такое обучение подчинялось не только практическим нуждам—участию в музыкальных состязаниях, религиозных народных торжествах, в драматических или хорических играх (в особенности у дорийцев и эолийцев), пению на домашних праздниках, например на пиршествах и т. п. При этом преследовались важные педагогические цели. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «приучив свою душу к рифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия, а тем самым доставить ей пользу в слове и деле; потому что и вея жизнь человеческая имеет нужду в рифме и гармонии». Эти принципы в отношении музыки просуществовали, начиная со времен правления Солона, лишь до конца Пелопоннесской войны.

Одновременно с обучением счету, письму и музыке, а часто и после него шли усердные занятия гимнастикой. В этом случае греки руководствовались тем принципом, что духовное образование и развитие лучше всего достигается при здоровом теле, наличие которого считалось главным условием. С другой стороны, они считали образование необходимым условием того, чтобы тело, как вторая равноправная часть человека, достигало всестороннего и свободного развития. Таким образом, во всех проявлениях жизни греческого общества утверждался идеал телесного и духовного совершенства (калокагатия). Гимнастика была призвана придать телу гибкость, крепость и гармоничное развитие, воспитать в молодежи чувство телесной красоты и благородство. Она должна была пробуждать храбрость, силу и энергию, которые, вместе с рассудительностью и скромностью, делают юношей деятельными слугами отечества в мирное время и на войне и предохраняют их от душевного отупения в старости.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Следующим после древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquusозначает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья, античность составила базис развития всей европейской цивилизации.

Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.

Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.

Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI — IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.

И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол.

Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей.

Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.

После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами, под началом известного властям человека – пайдонома. На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.

Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез.

С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.

К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами.

Воспитание девочек и девушек-спартиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов.

По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).

Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

Начальное образование (с 7 до 13 — 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» — я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» — веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 — 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства.

В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.

Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).

Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. За довольно высокую плату софисты учили красноречию, умению убеждать и спорить древнегреческую «золотую молодежь». По сути образование, которое давали софисты, было «наукой побеждать» в любом споре. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике (искусству грамотно излагать свои мысли письменно). Со временем к ним этим были добавлены арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что с совокупности составило семичастную «эн (семь) – киклос (часть) – пайдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени.

Как учителя софисты одни из первых поставили вопрос об определяющей роли воспитания в развитии личности. Большое значение они придавали упражнению. «Для учения, – считал Протагор, нужны и природные задатки и упражнения. Ни теория без практики, ни практика без теории не имеют значения».

Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.

Традиции воспитания детей в России формировались на протяжении многих веков, они уходят корнями в историю, которая богата событиями, сменой правителей и длительным периодом становления великой державой.

Воспитание детей при Петре I

Существенные реформы в образовании пришли во время правления Петра I. Петр Великий сделал обязательным изучение светских наук, иностранных языков, математики, латыни. Учителей по этим предметам катастрофически не хватало, поэтому богатые дворяне отдавали своих детей учится за границу, с большой неохотой. Особого желания учится, не у кого не было, поэтому учеников набирали силой. Тем временем Петр I знакомит Российское общество с Европейской культурой, детей воспитывают на заграничный манер.

После Петровских реформ улучшилось светское образование, но стало падать нравственное и духовное. Женщины Петербургской знати стали не только женами и матерями, чтившими авторитет мужа, а светскими дамами у которых на Западный манер могли быть любовники и покровители. Главным занятием были танцы, пение, изучение иностранных языков. Воспитание детей уходило на задний план, кормление грудью считалось совсем не модным, этим занимались специальные кормилицы. У мужчин сфера обучения включала в себя обучение танцам, верховой езде на лошади, фехтование, уроки этикета, иностранные языки. В моду вошли парики и заграничные платья.

Воспитатели для детей были в основном немцы и французы, люди, знавшие свою науку, но нисколько не разбиравшиеся в детской психологии, часто руководствуясь только розгой. В домах знатных людей детям не разрешали общаться с прислугой в доброжелательной форме, при них было принято разговаривать на иностранном языке.

Воспитание детей в современной России

На смену Советскому воспитанию пришло современное Российское воспитание детей. Система Российского воспитания не однозначна. Все зависит от дохода семьи, и к какому классу она относится. Семьи в России заводятся рано, средний возраст составляет 23-25 лет, по сравнению Европой и Америкой 30-35 лет. Если брать в расчет среднестатистическую семью, то в воспитании детей участвуют не только сами родители, но и бабушки, дедушки, иногда тети и дяди и т.д. Иногда на плечи бабушек ложится практически все воспитание внуков, это может быть связано с тем, что мама и папа вынуждена работать, что бы поправить финансовое положение семьи. Многие женщины выходят на работу чуть ли не сразу после родов, просто из-за боязни потерять свое рабочее место.

Воспитанием детей в России занимается в основном женщина, хотя встречаются семьи, где, так же как и в Европейских странах вместо жены в декрет уходит муж. Он следит за ребенком, гуляет с ним, водит на прием к педиатру, но это скорее исключение, чем правило. Услуги няни в среднестатистической семье особой популярностью не пользуются. Здесь может сыграть не только финансовый фактор, но и тотальное недоверие к няням.

Российские дети ходят в садики, школу, кружки, студии, спортивные секции, участвуют в различных мероприятиях, заканчивают высшие учебные заведения, в прочем, так же как и дети других стран. В образовательную систему обязательно входят народные сказки, пословицы, поговорки, народные песни. К ребенку относятся в стиле «кнут и пряник», то есть родители могут наказать ребенка, поставив в угол или даже дать «хорошего ремня», а через минуту обнять, расцеловать и приняться выполнять любой его каприз. Золотая середина, как правило, встречается редко. Скорее всего, модель поведения «кнут и пряник» это отголоски предков. Слияние двух православных культур – Ветхий завет, где главным аспектом в воспитании детей являлось наказание и розга, и Новый завет – ответственность, любовь и самоотдача.

Так же нет определенной тенденции и в отношении формирования самостоятельности. С одной стороны родители опекают детей своим чрезмерным вниманием, даже когда он становится взрослым и заводит свою семью. Живут вместе с ними, следят за внуками, продолжают обеспечивать материально. В пример, Европейские пенсионеры живут от детей отдельно в свое удовольствие, путешествуют по миру, и встречаются со своими детьми и внуками только по праздникам. А с другой стороны Российские родители спокойно могут отпустить детей в детский лагерь, километров так за 1000, или на учебу в другой город или страну. Российская мама в сельской местности на вопрос о том, где ее дети? совершенно спокойно может ответить: .

Если к воспитанию ребенка подключается папа, то в основном это заключается в обучении постоять за себя, или ответить обидчику крепким словцом. В некоторых странах за такое воспитание родителям может грозить суд или лишение родительских прав. Но это — Россия, и не смотря на то, что некоторые методы кажутся не совсем педагогичными, Российские дети отличаются от сверстников других стран сильным характером и выносливостью. Дети успешно проходят процесс самореализации в обществе, становятся образованными, открытыми, успешными личностями.

Основные черты русского народа: Интересы своей семьи, уважение к родителям и старшим, сострадание, милосердие, голос совести, тяга к справедливости, терпение, прямолинейность, простота, великодушие, гостеприимство, одним словом .

Образование и воспитание в античности.

В Древней Греции самым пренебрежительным отзывом было: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Слово «идиот» означало неуч, невежда. Серьезнейшим наказанием считалось лишение возможности образования. Так, например, поступили, по сведениям Плутарха, победители из Милета, запретив детям побежденных учиться грамоте и музыке. По свидетельству того же историка, в городах-полисах не прерывали учебу даже в период военных действий, как и во время Олимпиад. Когда умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он согласился, чтобы в день его смерти не проводились занятия в школе.

Для античного образования характерно то, что в его основе обязательно лежала определенная философская концепция. Философами же она разрабатывалась, многие философы были основателями школ. Школу акусматиков (молчунов) возглавлял на о. Самос Пифагор. Ее слушатели давали обет молчания на разные сроки — в их задачу входило вникать в слова учителя, вслушиваться в ритм природы, биение ее пульса, постигать гармонию мира. Ученики и учитель в этой школе начинали день с прогулки с целью «гармонизировать сознание». Затем, уже в храме, велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Основателем Академии (по названию рощи Академа, где проводились занятия) был Платон, Аристотелем был основан Ликей, а ученики его назывались перипатетиками (от перипате — прогуливаться). Известен «Сад Эпикура» в Афинах, рассчитанный на совместную жизнь и занятия учеников. Любителями утренних прогулок были многие философы и впоследствии. Так, по прогулкам И. Канта жители Кенигсберга сверяли часы. Кант возобновил также традицию античных «философских бесед», участников которых подбирал заранее, в зависимости от заданной темы. Продумано было также число участников таких бесед, от трех до семи (по числу муз). Автор этих строк до сих пор под впечатлением «творческой мастерской», в которой он участвовал в 1994 г. на лоне природы под Варшавой, в «Мадралине» (от слова «мудрый»). Ее руководитель Джозеф Агасси построил работу (сознательно или просто естественным для философа образом) по распорядку, аналогичному пифагорейскому.


Обучение проводилось этими философами бесплатно, и неудивительно, что софисты, торговцы знанием, как они себя называли, вызывали суровое порицание. Известен случай, когда Демокрит выкупил из рабства Протагора, будущего знаменитого философа, пораженный его находчивостью и остроумием, и дал ему образование. В свое время Демокрит отпустил на волю всех своих рабов, считая рабовладение недостойным для философа (еще один пример философского отношения к жизни), а на деньги, унаследованные от отца, отправился в путешествие в страны Востока. За это он был судим в родном городе Абдера, до этого прославившемся, точнее ославившемся «процессом о тени осла» (см. Виланд М. История абдеритов). Демокрит был обвинен в растрате наследства (преступление, караемое смертной казнью). Однако обвинение было снято, когда философ в ответ на вопрос, что же он приобрел на эти деньги, ответил — «Знания»! Столь велико было уважение к образованию даже у черни. Характерно, что в число важнейших родительских обязанностей в Греции входило дать образование своим детям — если она не выполнялась, то закон освобождал наследников от обязанности заботиться о таких родителях. В целом образование входило в ведение государства.

Важной составляющей античного образования было нравственное воспитание. Когда философа Ксенофона спросили, чему же он научил своих учеников, он сказал: «Добровольно выполнять то, к чему других принуждает закон». При всех различиях школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности — совершенной физически, умственно, художественно, морально — идеала пайдейи. Философ ХХ в., М. Хайдеггер, большой знаток античности, объясняет смысл понятия «пайдейя» (от пайд — ребенок) следующим образом: «взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности соответственно собственной природе». Пайдейя органично сочетала в себе образование и воспитание, далеко выходя за пределы простого обучения.

Руководящим принципом пайдейи была идея природосообразного образования. Так, Демокрит, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует ученика, подчеркивал, что его руками действует природа, так как человек — это частичка природы, микрокосм. Идеи Демокрита о роли трудового воспитания, семье как нормативном образце актуальны и сейчас. Процесс образования, подобно работе скульптора — тяжкий, но благодарный, целенаправленный труд. Пифагор исходил из того, что «правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя», а «всякое изучение наук и искусств может достичь цели, лишь если оно добровольно». Сократ считал право на образование одним из наиболее соответствующих природе человека. Он говорил: «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, опасными». Цель образования, по Платону, «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Разностороннее образование он считал необходимым для всех слоев общества. И Платон, и Аристотель признают необходимость государственного общественного воспитания.

Основу античного образования составляли семь свободных искусств — арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика (философия). В римскую эпоху первые четыре объединялись в квадривиум (от quattro — четыре), следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже в тривиальных, обычных школах. Начальное образование давали в Греции мусические школы (от 7 до 14 лет), в которых занятия вели дидаскалы (отсюда и «дидактика»). В гимнастических школах, или палестрах учились дети 12—16 лет. Вершиной же образования были философские школы.

Своеобразным венцом греческой науки и образования, уже в эллинистическую эпоху, стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308—246 гг.). Среди его преподавателей были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось огромное (около 50 тысяч к 250 г. до н. э.) число рукописей. Главной формой обучения в нем были лекционные занятия. Крупнейшая в мире библиотека также находилась в Александрии. Александрия послужила мостом к уже следующей, римской стадии античной культуры.

Достижения науки и техники

Уже на ранних стадиях развития античной культуры были достигнуты значительные успехи в астрономии и математике. Греки, переняв астрономические знания у более древних культур — египетской, вавилонской, не просто продолжили традицию наблюдений и записи данных, но и сделали нормой поиск закономерностей в наблюдаемых явлениях. Нормой стала также идущая от пифагорейцев установка «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях. Именно таким образом, через поиск музыкально-математических связей, пришел к своим законам обращения планет уже в XVII веке немецкий астроном и математик И. Кеплер. Идея поиска эстетических форм в устройстве природы и по сей день — одна из ведущих в естествознании. Сами пифагорейцы также преуспели в этом направлении, в частности, в исследовании золотого сечения (1:3:7), известного еще египтянам и составляющем основу наиболее прочных конструкций, созданных природой и человеком — скелета, пирамид, Эйфелевой башни. К значительным открытиям привели исследования в области архитектуры.

Основой дальнейшего развития медицины стали труды Гиппократа (ок. 460 — ок 370 гг. до н. э.). Он создал этиологию — учение о причинах болезней и их прогнозе, учение о четырех темпераментах. Основной принцип медицины Гиппократа — целостность организма, взаимосвязь всех его частей. Он считал необходимым индивидуальный подход к каждому больному. Гиппократ — автор знаменитой клятвы, которую и сегодня произносят врачи во всем мире. Позже Герофил (р. ок. 300 г. до н. э.) и Эрасистрат (276—194 гг. до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса. Античным ученым были известны различия в функциях полушарий головного мозга. Учеником Аристотеля Феофрастом (372—287 гг.) были заложены научные основы ботаники. Серьезной наукой стала историография, зародившаяся уже в VIII в. до н. э., трудами логографов, впервые пытавшихся выявить реальную основу в мифологических сюжетах. Крупными историками были Геродот (484—430 гг.) автор «Истории» (греко-персидских войн), Фукидид (460—490 гг.), создавший «Историю Пелопонесской войны», позже — Ксенофон (430—354 гг.).

Любому школьнику известно имя Архимеда (287—212 гг. до н. э.). Он ввел понятия бесконечно большого числа, ввел число π, открыл знаменитый закон гидравлики, названный его именем.

Архимед изобрел хитроумные рычаги, винтовой насос, болт, сконструировал сложные оборонительные орудия, боевые метательные машины. По преданию, системой тщательно, на основе математических расчетов, сориентированных зеркал он поджег неприятельский флот. Смерть от меча римского воина настигла его в тот момент, когда он чертил на земле проект еще одного орудия для обороны Сиракуз.

Основания геометрии были заложены в «Началах» Эвклида (III в. до н. э.). Эратосфен (276 —194 гг.) сумел достаточно точно определить длину земного меридиана и тем самым размеры Земли. Аристарх Самосский (конец IV —первая половина III вв. до н. э.) доказал вращение Земли вокруг Солнца. Правда, победа осталась за геоцентрической системой Клавдия Птолемея (83—160 гг.), изложенной в «Альмагесте» и продержавшейся целых 18 веков, вплоть до позднего Возрождения. Гиппарх Александрийский (180/190—125 гг. до н.э.) составил звездный каталог, вычислил точную продолжительность солнечного года и расстояние от Земли до Солнца, он же выдвинул ряд серьезных требований к научному исследованию. Среди них: не просто описывать, но объяснять связь наблюдаемых явлений; математическое совершенство системы как признак его истинности. Герон, также из Александрии, создал пожарный сифон, прообраз паровой турбины, гидравл-орган, меха которого раздувались водой, автомат для открывания и закрывания дверей храма. Были изобретены водяные часы, по преданию — гетерой Клепсидрой, таким образом отмерявшей время, проведенное у нее посетителями. Следует добавить, что гетеры, а позже куртизанки не были обычными продажными женщинами, они были высокообразованны, изысканны в манерах, разбирались в поэзии и искусстве, и проведенное с ними время считалось формой культурного досуга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *