Воспитание сказкой фесюкова

Воспитание сказкой фесюкова

Познавательная игра «В МИРЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Тип мероприятия: познавательная игра

Задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой.

  2. Прививать детям любовь к сказкам и чтению.

  3. Развивать память, мышление.

  4. Воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки.

Возраст обучающихся: воспитанники ДОУ.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, книжная выставка «Русские народные сказки»

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Библиотекарь: Здравствуете, ребята.

Дети: здороваются.

Библиотекарь: Вы любите сказки?

Дети: отвечают.

Библиотекарь: А что же такое сказка? Вот послушайте, что написано в энциклопедии для детей «Русская литература: от былин и летописей до классики Х1Х века»: сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч. Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. А какие волшебные сказки вы знаете?

Дети: отвечают.

Библиотекарь: Второй вид русских народных сказок – это бытовые сказки, которые передают быт, обстоятельства народной жизни. Все в этих сказках обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Если в волшебных сказках герой всегда добивается победы в бою с помощью чудесного оружия, то в бытовых сказках герой силу не применяет, а происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Например, сказка «Каша из топора». Как вы думаете, почему эта сказка бытовая?

Дети: отвечают.

Библиотекарь: Мы с вами поговорили о волшебных и бытовых сказках. А о каком виде русской народной сказки мы еще не сказали?

Дети: отвечают.

Библиотекарь: Правильно, сказки о животных. В этих сказках говорится о повадках о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. Какие сказки о животных вы знаете?

Дети: отвечают.

Библиотекарь: Молодцы, вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных сказок в викторине. Слушайте внимательно вопросы:

Викторина.

  1. Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.

Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)

  1. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  1. Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)

  2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)

  1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто распростившись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)

  1. Гуси — лебеди летят, унести детей хотят.

Кто полог сестрице с братцем от Яги домой добраться?

(Печка, кисельные берега, яблоня)

  1. Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных

сказок? (Иван)

  1. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)

  2. Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)

  3. Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная? (Василиса)

  4. Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)

  5. Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)

  6. Смерть какого сказочного героя находится в яйце?

    (Кощея Бессмертного)

  7. Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

  1. Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)

  2. А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.

Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)

  1. По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,

Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси — лебеди)

  1. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

  1. Напуганный лисой пустился вскачь косой.

Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)

  1. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка?

Библиотекарь: Какие вы хорошие знатоки русских народных сказок. Видно, что вы любите читать сказки и знаете их. Просто, молодцы. Следующее наше задание такое: я загадываю загадку про сказку, а вы должны назвать эту сказку.

Загадки.

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами.

А несет ее медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает

На пенек присесть.

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

Это –…?

«Маша и медведь».

Чашки три, и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживают ровно три.

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить опасно.

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как птичка.

Убежала! Молодец!

Значит сказке всей конец!

По слогам читает Федя:

Это сказка …?

«Три медведя»

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

Рада мышка-поскребушка,

И зеленая лягушка.

Рад и побегайчик –

Длинноухий зайчик.

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко, —

И кабан туда попал,

И лиса, и мишка.

Всем хватило места в нем.

Вот такой чудесный дом.

«Дзинь – ля – ля!» — поет синичка.

Это сказка…?

«Рукавичка».

Жили-были семь ребят —

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

Как коза запел тот зверь:

«Отоприте, детки, дверь.

Ваша матушка пришла,

Молочка вам принесла».

Мы ответим без подсказки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки…

«Волк и семеро козлят».

Библиотекарь: Какие вы, ребята, молодцы. Все хорошо знаете русские народные сказки и героев. А теперь перечислите, пожалуйста, виды русских народных сказок, в начале нашей с вами игры уже говорилось об этом.

Дети: отвечают.

Библиотекарь: Вот какие вы молодцы. Все хорошо запомнили. Эти знания вам пригодятся, когда вы в школу пойдете. Вы будите очень много читать. Посмотрите, какие красочные книги, и как много сказок. А наша с вами игра подошла к концу. До новых встреч.

Список использованной литературы:

  1. Сказка // Литература: детская энциклопедия. – М., 2000. – С.85.

  1. Журналы «Педсовет».

Для работы с детьми дошкольного возраста Глава 1. Методы работы со сказкой Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом. Название сказки. 1. Нравственный урок. 2. Воспитание добрых чувств. 3. Речевая зарядка. 4. Развитие мышления и воображения. 5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология. 7. Сказка развивает руки. Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну — две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей. Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми. Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество. Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей. Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы.

И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой. Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.). Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов. Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача. Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень — это хорошо, что «не обманешь — нс проживешь» и т. д. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка. Несколько примеров. В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи:

1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

2. Развитие литературной речи;

3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Примерные виды интеграции образовательной области «Чтение художественной литературы»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)

«Художественное творчество» (развитие детского творчества)

«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)

Задачи (направления образовательной деятельности), программное обеспечение образовательной области «Чтение художественной литературы»

Возраст

Задачи

2 – 3

лет

1. приобщать к рассматриванию рисунков в книгах

2. приучать слушать народные песенки, сказки, авторские произведения; сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности

3. формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения

4. предоставлять возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений

3 – 4

лет

1. воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; объяснять поступки персонажей и последствия этих поступков

2. учить читать наизусть потешки и небольшие стихотворения

3. формировать интерес к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации

4 – 5

лет

1. формировать интерес к книге, понимание того, что из книг можно узнать много интересного

2. приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки; помочь детям используя разные приёмы и проблемные ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям

5 – 6

лет

1. продолжать развивать интерес детей к художественной и познаватель­ной литературе

2. учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки; прививать интерес к чтению больших произведений (по главам)

3. способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям

4. побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения

5. воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитета­ми

6. учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста

7. помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках

8. продолжать знакомить с книгами; обращать внимание детей на офор­мление книги, на иллюстрации; сравнивать иллюстрации разных худож­ников к одному и тому же произведению

6 – 7

лет

1. продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать кра­соту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову

2. пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками

3. воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем

4. развивать у детей чувство юмора

продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы)

6. помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением

7. продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников

Формы организации образовательной деятельности, направления образовательной работы, средства, методы и приёмы работы с детьми по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»

Работа с детьми по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместной с педагогом непосредственно образовательной деятельности (НОД), в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Формирование интереса к чтению и потребности в чтении в совместной с детьми деятельности осуществляется посредством рассматривания книг, иллюстраций, чтения небольших сказок и стихотворений, потешек, показа мини — спектаклей (с 2 лет); с 3-х лет появляется беседа, обсуждение прочитанного, организуется продуктивная деятельность, сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные и подвижные игры, тематические праздники; в старшей группе – викторины, КВНы, экскурсии, проектная деятельность и т.д. В режимных моментах применяются чтение педагогом наизусть небольших стихотворений, сопровождающих режимные моменты, загадывание загадок; с 3-х лет используется обращение к личному опыту детей, обсуждение, игровые упражнения. В самостоятельной деятельности детей – чтение, просмотр и обсуждение мультфильмов, различные виды игр, рассматривание иллюстраций, продуктивная и проектная деятельность. В работе с семьей используются беседы, консультирование, со средней группы – участие в тематических праздниках, экскурсии в библиотеку, выставки и конкурсы.

Скачать документ

Консультация для воспитателей детских садов.

Методы работы со сказкой.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов и дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первое представление времени и пространств, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло . Удивительный сказочник Джари Родари, а в дальнейшем большинство авторов направление Триз совершенно справедливо утверждают следующее: существует много сказок жестоких , несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы в этом легко убеждаемся, Рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над золушкой, как тяжело жилось Иванушке Дурочку и тому подобное. Поскольку сказки, ровно как многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе неполного дошкольного воспитания для развития детей была разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом. 1.Нравственный урок

  1. Воспитание добрых чувств

  2. Речевая зарядка

  3. Развитие мышления и воображения

  4. Сказка и математика

  5. Сказка -экология

  6. сказка развивая круги

Вполне понятно, что предполагаемые 7 разделов, заложенные в данную систему выбраны условно и не претендуют на полноту, использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть больше. Причем несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первой, главный план одну из поставленных проблем, а остальные остаются второстепенны, сопутвовавшие. Таким образом схема лишь модель, образец, на котором обрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей.

Данная методика предлагает подойти к использованию сказочного материала не традиционно, взяв за основу наследия Джари Родари и рекомендации авторов Альтшуллер, Шустерман и др.

Нетрадиционная — это значит научить детей оригинально, непривычно, по своему не только содержать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки. Смешивать несколько сюжетов в один во первых для чего необходим нравственный урок, и вправду он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к тексу . А при этом подходе с использование «Триз» он берет на себя нагрузку дать чуть- чуть непривычное ему пояснение . В чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душу, в его сознание. Не зря существует поговорка Сказка ложь да в ней намек — добрым молодцам урок. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю ребенка возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало. Здоровое в своей основе конструктивная идея : все можно улучшить, усовершенствовать, и сменит для блага людей — должна стать творческим девизом для детей. Следующий из 7 разделов раздел Воспитание добрых чувств. Нет необходимости не убеждать важности неустановленной проблемы: Всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным в окружающем мире, дети любят героев, они им становятся родные, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. только нужно тактично направлять мысли и чувства малышей в нужное русло.

Прежде чем давать новые советы, хочется привести высказывание о доброте выдающегося педагога современности Аммунашвили : «Есть другое важное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство.» Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитание. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание на уважение к старшим . Личность целостна. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобщая » Спеши творить добро» . В этом латинском призыве сохранены именно общечеловеческие чувства доброты»

Возвращаясь к сказкам отметим, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты. Из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность , или на поддельчивость, или на сопереживание, в этой связи и следует обратить внимание на значимую нравственно плановую моментом, а именно на то, что:

  • Учит детей сравнивать, сопоставлять. Формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

  • Ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; — упражняет детей в синхронном выражении чувств и их телодвижение, обеспечивая значительно более глубоко сопереживание действие и поступков героев. К примеру: докажи, что Аленка лучше всех » Кого тебе жалко в этой сказке?

Как бы ты поступил на месте «

Нередко здесь используется «тризовская» игра «хорошо — плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явление -значит сделать еще 1 шаг к формированию доброты, пусть пока на уровне представления.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений воспитания правильной устной речи. Если говорит традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связанных, логичной речи. На решение этих проблем направленных на раздел речевая зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово» .Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: Из ряда слов: Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово, (избушка) В полнее понятно , что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

В следующем существенным моментом в схеме является рубрика » развитие мышления и воображения» . Воображение очень важно и полезна для дошкольника .Оно делает его жизнь индивидуально творческой, неповторимой нестандартной. Значительная часть предлагаемых «тризовских» методов достаточно подробно описаны ниже. Очень хорошо когда есть «волшебная палочка». Вначале воспитатель оперирует ею в различных ситуациях, помогает колобку стать невидимкой или наоборот стать великаном ит.д.А затем обученный владению «Волшебной палочки», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро ,фантазирует, развивает собственное воображение.

Нельзя не отметить метод аналогий. Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего взрослого человека. Теперь о связи сказки с математикой. Не случайно еще Ушинский отмечал, что у хорошего учителя Урок сельского хозяйства или домашней экономики. Тем более, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки — это его жизнь. В рубрике сказка и математика находят место необычно математические знания, требующие от ребенка смекалки, умение устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. В значительной место в этой рубрике отведена как всегда преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка, или считалка или задачка с числами или рифмованная точка с цыфрами. Одна из важнейших задач стоящих сегодня на повестке дня — формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего детства. При чем долгой основой служит знание дошкольников об окружающей нас природе. Сказка сама предсказывает какой же вопрос или задание дать детям дать в рубрике «сказка экология.» Так говоря об природе важно не опустить объяснение эволюции . Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу т.е. отворение в данном случае от варения до семени. Для нас это кажется предельным ясно, а детям помогает понимание найти того, что в природе все взаимосвязано.

Рубрика сказка развивает руки мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю. Детям предлагается что-то сделать, вырезать, изобразить сказку схематично т. д.О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно.

Нет пределам направлениям при сочинении сказок. Важно вовремя обратить внимание и не опоздать.

Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки.
(Консультация для родителей)
Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.
Еще древние римляне говорили, что «корень учения горек». Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если ребенку интересно, то и «корень» учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит.
Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера.

Говоря о воспитании характера , многие психологи (М. В. Бениаминова, Л. И. Божович, П. Я.Гальперин, В. С Мухина и др.) имеют в виду главным образом волевую сторону: его устойчивость, определенность, твердость. Но с понятием характера связывают ещё другую, очень важную черту, имеющую решающее значение для выявления ценности всей личности человека. Именно на нравственную сторону указывает Е. А. Аркин: «Ни крепкая воля, ни твердый характер, ни высокий ум сами по себе еще не гарантируют ценности человека как члена общества, как сына или дочери своего народа».
Заглянуть в «кладовые» личности и извлечь от туда такие качества как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой «ключик» к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, «заражения» чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство. Один из путей такого «вмешательства» лежит через сказку.
Дошкольный возраст — возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевн, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия.
Многие исследователи (Е. А. Аркин, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Ничего нельзя возразить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к концу дошкольного возраста скрыть пред ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев , отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, беззаветную любовь к родине.
При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими «недугами». В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных , так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного , младшего идр. возрастов. В частности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во — первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия — это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм , ценностей , образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, как утверждает И.В. Дубровина, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин. Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А. М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Приложенные файлы


Методика Л.Б.Фесюкової «Виховання казкою» включає в себе нетрадиційний підхід в роботі виховатилів з казкою. Нетрадиційно — означає навчити дітей оригінально, незвич-но, по-своєму не тільки розуміти зміст, а й творчо перетворювати хід розповіді,придумувати різні кінцівки, вводити непередбачувані ситуації, змішувати декілька сюжетів в один. За методикою казка розробляється за слідуючою схемою, яка складається з семи розділів:

  1. Моральний урок.
  2. Виховання добрих почуттів.
  3. Мовна зарядка.
  4. Розвиток мислення та уяви.
  5. Казка і математика.
  6. Казка і екологія.
  7. Казка розвиває руки.

Коротко зупинемося на кожному розділі. Для чого необхідний моральний урок. Краще зрозуміти це на конкретному випадку. В казці „Рукавичка» моральний урок пропонується розкрити за допомогою прислів’я: „В тісноті, та не в обіді.» Да, не в обіді, але за рахунок кого. Тут ось і починаються противоріччя. Вся увага дорослих і дітей прикута до рукавички та її гостям. Всі забули про діда, який зимою залишився без рукавички. А як важливо роздивитися різні сторони цього випадку. Для кого добре, те що сталось, а для кого погано. А може й не так погано для діда (дада зв’яже нові рукавички). Можна висунути і свої коментарі. Розглянемо тепер слідуючий з семи розділів — „Виховання добрих почуттів.» Немає необхідності доводити важливість цієї проблеми, всім нам зрозуміло, що доброта стала найбільш дефіцитною у стосунках людей. Відносно казки необхідно відмітити, що в кожному конкретному випадку її сюжет звертає увагу лише на окремі компоненти із цілої гами почуттів: чи на подільчивість, чи на самовіддачу. В цьому зв’язку слід звернути увагу на значущі в моральному плані моменти, а саме:

  • вчіть дітей порівнювати;
  • формувати звичку доводити, те що це так, а не по іншому;
  • ставити дітей на місце героїв, тим самим даючи дітям можливість вибору власної позиції.

Наприклад: „Доведи, що Оленка (Алёнка) краще всіх»; „Кого тобі жаль у цій казці»; „Як би ти вчинив на місці…»; „Як рухами похвалити півника». Часто тут застосовується гра „Добре- погано». Розвести в сторони добрі і погані вчинки, явища — означає зробити і ще один крок в формуванні доброти. Велике значення мають казки і художні твори у розвитку мови дітей. Вони сприяють розширеню словникового запасу, допомагають правильно будувати діалоги, впливають на розвиток мовлення. У цьому допоможуть такі методи:

  • Уміння с тавити запитання. На думку психологів, уміння правильно сформулювати запитання є одним з показників успішного розвитку дошкільників.
  • конструювання слів, словосполучень, речень. Разом з дітьми потрібно:
  • придумати декілька однокореневих слів ( ліс — лісок — лісовичок);
  • зрифмувати два слова ( горобець — молодець ), а потім потрібно переходити до римованого ланцюжка;
  • скласти довге речення у грі „Від кожного — по словечку». Наприклад- Колобок котиться — Колобок котиться по доріжці — Колобок котиться по зеленій доріжці — і так далі;
  • скласти записку, лист, телеграму. Наприклад- казка
  • „Червона шапочка», вирішуємо з дітьми кому краще відправити записку, кому лист, а кому телеграму ( та ще й термінову ). І разом з дітьми починаємо складати (дитина говорить, а дорослий записує, потім разом обговорюємо, коригуємо, вдосконалюємо ). Телеграма, записка чи лист можуть бути, за своїм емоційним настроєм, різні і відображати захоплення, подяку. Тому тут чітко просліджується зв’язок мовного і морального початків, які формують паралельно.
  • До недавно вважалось, що дошкільнятам важко зрозуміти переносне значення фразеологізмів і приказок. Але це не так і тому щоб допомогти дітям зрозумітипереносний зміст малих

фольклорних форм або ідею казки автор майже до кожного твору пропотує спеціально підібрані фразеологізми і приказки. Аналізуючи їх разом із дітьми, ми допомагаємо дитині запам’ятати приказки, вчимо вживати їх доречно, більш чітко зрозуміти внутрішній зміст казки.

Наприклад- таке прислів’я як „Не все коту масляна» дає привід розповісти дітям про давнє слов’янське свято „проводи зими», зустріч весни, з приготуванням млинців, спалюванням опудала, народними гуляннями, обрядами. Чи не звідси радість кота — бути ситим на свято? Але свята не бувають щоденно, отже: не завжди коту масляна. Так аналізуючи приказки, ми розширюємо кругозір малюка. Тепер, коли дитині відомий зміст приказки, її можна зацікавити придумуванням таких ситуацій, до яких підходить ця приказка, або до яких героїв з казки можна було б віднести цю приказку.

Для розвитку мовлення, автор радить придумати нові назви до відомих казок або придумувати нових персонажів. Наприклад- казка „Ріпка», це потрібно для підтримки інтересу до казки і для того, щоб повернути сюжет в нове русло. Тут використовується метод введення частки „не» (не ріпка виросла на грядці а…не Червона Шапочка, а…). Щоб ускладнити сприймання казки, автор використовує такий прийом — вилучаються з казки всі дієслова або іменники, або частини слів. Наприклад- „Деякі слова повтікали з казки. Давайте спробуємо без них відгадати, яка це казка». „Жи- бу- ді- ба — бу- в ии- ку- ря- зне- ку- ря- … «. На думку автора, важливим є виховання чуттєвості до слова. У пригоді стануть такі прийоми роботи з казкою:

  • знайти лагідні, красиві, казкові, сумні слова;
  • скласти довге і смішне слово (про лисицю — „рудохвоста», „довгохвоста»…);
  • розбір слів однакових за написанням, але різних за значенням. Цьому допоможе правильний наголос (мука — мука), або різний контекст (собачий хвіст, — собачий характер);
  • пояснити походження слів (закуточки);
  • вимовити без голосних будь яке слово, запропонувати дитині впізнати його. Наприклад- „принцеса».

Великого значення набуває зв’язок мовленнєвої і розумової діяльност. В зв’язку із цим пропонується завдання типу „Визначте зайве слово». Наприклад- лисиця, заєць, хатинка, собака, півник. Будь яка систематизація по узагальнюючим поняттям формує логічне мислення. Наступним важливим моментом у схемі є рубрика „Розвиток мислення і уяви». Особливо звертається увага на розвиток дитини до такого рівня уяви, коли дитина розрізняє реальне життя і фантазії. Уявлення, фантазування є дуже важливим. Воно допомагає дитині відійти від стереотипів, придумати нову казку або епізод. Автор пропонує багато методів, про які йтиметься далі. А зараз хочеться звернути увагу на додаткові завдання рубрики. І починаємо з „кіднепінгу». Нове слово, яке все частіше чуємо. Мова йде про викрадення дітей. Проблема є значить її потрібно вирішувати, у тому числі і за допомогою казок, тому що в них теж є елементи викрадення. Тому дітей залучають до придумування паролів. Спочатку їх придумують або іншим гереям казки, а потім придумуємо пароль для членів сім’я.

Ще один метод для розвитку уяви, мислення, мовлення — об’єднання двох казок або оповідань в одне з новим сюжетом. Це досить складний вид роботи і різноплановий:

  • придумування старих предметів у нових варіантах (будильник хапає сплячого за вушко, в ньомузакладено мелодії сніданку, гігієнічних процедур);
  • перетворювати своїх друзів, членів сім’ї на інші особи або предмети (мама — квітка, я — Іван Царевич, тато — хмарка, тощо);
  • придумувати фантастичні казки про себе.

Наступним є метод „Постановка проблемного запитання». Запитання проблемного характеру є набагато кориснішим ніж констатуючі. Наприклад- якби людожер не перетворився на мишку, як би Кіт у чоботях його переміг? Важливим є „Метод аналогій». Він допомагає у формуванні асоціативного мислення. Наприклад- після читання казки „Попелюшка» діти повинні назвати таких самих добрих і працьовитих героїнь (Червона шапочка, сестричка Оленка…).

Ще один метод „Метод шифрів». Шифрувати можна назви казок, імена героїв.

Наприклад:

  • перевернути слово зліва направо;
  • зобразити догори ногами всього дві букви слова;
  • зашифрувати слово або фразу за допомогою прапорців;
  • зашифрувати короткий текст за допомогою азбуки Морзе.

А тепер про зв’язок казки і математики. В багатьох казках є математика. Наприклад — „Двоє жадібних ведмежат», „Вовк і семеро козенят», математичні завдання мають вимагати від дитини уміння встановлювати взаємозв’язки і взаємозалежності. Саме розповсюдженне запитання „Чим схожі і чим відмінні?». Наприклад — „Чим схожі і чим відмінні просте і золоте яйце?».

Коли дитина ознайомлена з геометричними фігурами, то з їх допомогою можна моделювати знайомі казки, ховати героїв у фігурки, які легко вгадуються. за допомогою і величиною. Наприклад- „Вовк і семеро козенят» — за допомогою трикутників, „Двоє жадібних ведмежат» — двома кружками.

Також на основі казки можна придумати казку або лічилку. Відчуття часу, ваги також проходить у завданнях. Наприклад:

  • „Скільки важить булава?»
  • „12 діб летіла булава — скільки це днів?»
  • „скільки голок у їжака — як можна відповісти на це запитання?»

Одним з важливих завдань є формування екологічної культури. Так, розмовляючи про природу, важливо не пропустити пояснення динаміки розвитку предмета або явища. Наприклад — візьмемо насіння яблук і разом з дитиною простежимо його динаміку: насіння — дерево, що квітне — плоди — варення.

Важливо також вивчити шлях від кінцевого результату до початку (від варення до насіння). Це допоможе дітям зрозуміти, що в природі все пов’язано і все знаходиться у розвитку. Все навколо нас пристосовується: заєць міняє колір шубки, лисячий хвіст замітає сліди і так далі.

Це розуміння взаємозв’язків бажано перенести у казки (колобку краще поміняти колір на зелений, тоді його не буде видно на траві).

Більш свідомому розумінню явищ природи допоможе гра „якби», яка ставить дитину у позицію дослідника.

  • А якби не настала весна?
  • А якби пропав вітер?
  • А якби згасло сонце?

У природи є багато протиріч, тому доречно використовувати уже знайому гру „Добре- погано». Так, болото — це погано: можна загрузнути, багато комарів, погано пахне, не гарне. Але болото — це добре: з нього добувають торф, живить річки, жабкам добре жити у ньому. Ось так можна за допомогою казки і гри познайомити дітей з природою.

Остання рубрика „Казка розвиває руки». Не дарма кажуть „Коли я слухаю — пізнаю, коли роблю — запам’ятовую». Досить часто пропонується дітям зобразити когось або щось із казки, але не стандартно. Ось деякі прийоми:

об’ємна аплікація — мнеться аркуш, трохи вирівнюється, вирізається по контуру, злегка наклеюється, потім домальовується;

пальчиковий живопис — за допомогою пальців або кулачків;

малювання по мокрому — змочується аркуш, малюємо густою фарбою;

чарівний малюнок — свічкою;

монотипія — малюємо на целофані, потім перевертаємо і притискаємо до аркуша;

„жива» краплина — велика крапля фарби разом з аркушем повертається у різні сторони. Малюнок домальовуємо або обводимо;

„колаж» — використовується тканина, листівки, природний матеріал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *