Воспитание по ушинскому

Воспитание по ушинскому

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1824-1870

Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружаю­щим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реаль­ностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка. Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действи­тельность (внеязыковую реальность). Знаки языка — это мор­фемы (разные формы одного слова – морфема бег представлена формами – бежать, бегу), слова, словосочетания, предложения.

Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые элементы — фонемы (звук а ), просодемы. Вне языка они ничего не обозначают, но служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.

Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, пред­ложений) — это их соответствие предметам, действиям, призна­кам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить определенную морфему, слово и т. д. с конкретным явлением действительности. Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа су­ществительного) понимают все как ответ на вопросы где? в ч е м?.

Функциональные характеристики языка. Зимняя

· характеристики, которые отражают социальные функции человека: язык – это средство общения и форма социального взаимодействия.

Язык – это средство освоение общественно-исторического опыта и социализации личности язык – это средство приобщения к культурным и историческим ценностям.


· интеллетуальные: язык – это средство соотношения с предметной действительностью… язык – это средство обобщения, уточнения и дифференциации понятийного аппарата. язык – это средство опосредования ВПФ человека

· личностные. язык – это средство развития познавательных интересов. язык – это средство решения познавательных коммуникативных задач. язык – это средство познания себя.

Влияние среды на детскую речь. Педагогические требования к речи воспитателя.

Дети, овладевая словом, постоянно усваивают новые формы языка, знакомятся со структурой речи. Источником слов для детей являются взрослые, которые входят в их окружение, и с которыми ребёнок часто общается. Взрослый может повлиять на язык ребёнка, как в положительном смысле, так и в отрицательном. Он имеет самые большие возможности, для формирования языковой структуры ребёнка. Поэтому надо понимать, что от вашей речи зависит речь детей. Дети перенимают абсолютно все особенности и формы речи у людей, с которыми они общаются. Поэтому речь окружающих взрослых, имеет огромное влияние на детскую речь.

Требов к речи пед: 1содержат, точн, логичн высказываний 2лексич, орфоэпич правельн высказ, построен содерж речи3выразительность речи пед 4знание и соблюден правил речевого этикета

4.Вопросы развития речи детей в педагогической системе К.Д. Ушинского.»Учение о родном языке», «родное слово», «детский мир», «человек как предмет воспитания»Создал систему обучения родному языку. Положения:

1. Язык – результат взаимодействия на человека, объективного мира и отношение человека к нему.

2. Язык – прирожден, свойственен человеку, это не дар с небес.

3. Язык – отражает многовековой опыт духовной жизни народа.

4. Язык это важнейший народный наставник.

Пед. концепция:

· роль родного языка в развитии каждого ребенка в системе обучения

· место родного языка в начальной работе с дошкольниками

· цели преподавания родного языка

· дидактические принципы

· средства обучения родному языку

· место литературы в обучении родному языку

· метод обучения через упражнения

· форма организации обучения – урок

Цели преподавания родного языка:

1. Развивать дар слова.

развивать у детей способность самостоятельного развития мысли

2. усваивать формы языка выработанные народом и литературой

3. практически усвоить грамматику, логику языка, для того чтобы правильно выражать свои мысли.

Для реализации цели предлагал использовать наглядные материалы, упражнения –придумывание предлож.из данных слов, рассказывание по картинкам, сравнение предметов (общее, различия), чтение худ. Произв.

Цели достигаются одновременно, а не последовательно!

Предложил 2 вида обучения: 1. систематическое (методическое) с 7 лет в школе. обучения родному языку у мл. школьников. 2. подготовительный до 7 лет дома или в д/с в шк. вводятся уроки по 30 минут

Использование педагогического наследия К.Д. Ушинского в современной теории и практике развития речи детей дошкольного возраста. 1824-1870

Продолжением прогрессивных педагогических идей, стала сис­тема обучения родному языку, разработанная выдающимся рус­ским педагогом К. Д. Ушинским. Материалистические взгляды ве­ликого педагога проявлялись в понимании исторической и социаль­ной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожден­ное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние это­го величайшего народного наставника. Прогрессивным было ут­верждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке.

К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педаго­гом». К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного ру­ководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна по­мощь педагога.

Ценным вкладом в дошкольную педагогику являются взгляды К. Д. Ушинского на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Подготовительное обучение, в том «числе развитие языка, должно быть посильным (до получаса в день), доступным, занимательным, разнообразным.

В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и автор­ские. Ушинский четко определил требования к отбору произведе­ний для детей: положительные идеи, художественность, доступ­ность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских пи­сателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание пред­ложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться одновременно.

К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитании детей, соз­дав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). (В список литературы, рекомендуемой «Программой воспитания в детском саду» для чтения и рассказы­вания детям, включены его рассказы «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Утренние лучи».)

Итак, К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки.

Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первона­чальное обучение родному языку были использованы в дальней­шем в русской и советской дошкольной педагогике, воплощены в практике дошкольного воспитания.

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Работа по дисциплине

«Теория и технология

развития речи детей»

Психолого-педагогический факультет

Спец. «Педагогика и психология дошкольного образования»

Заочная форма обучения 3,5 года II курс

Выполнила: Мутовкина Э.В.

Преподаватель: Красильникова Л.В.

Нижний Новгород 2013 г.

Доклад на тему:

«Вопросы методики развития речи в работах К.Д. Ушинского»

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель — был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему.

Нелегко было Ушинскому проводить в жизнь свои прогрессивные идеи в то время. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить критику со стороны официальных властей.

Прогрессивные педагогические идеи К.Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть «изъяснение мира, исполненное жизнью». Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики с основами многих наук — анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К.Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение. «Пока в университетах наших, — с горечью писал он, — наше юношество не будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы». С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского — не самоцель: они педагогически целенаправленны.

В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического подхода к ним. В его философских воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой — жесточайшая реакция самодержавия, душившая вое прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.

Как для ранних, так и поздних трудов Ушинского характерен постоянный поиск, беспокойное и настойчивое стремление к постижению истины и обоснованному решению каждого вопроса. Это и сыграло большую роль в развитии философских взглядов Ушинского.

Определенную роль в эволюции К.Д. Ушинского сыграл также журнал «Современник», под влиянием которого он пересмотрел, как полагают его современники и исследователи, некоторые свои взгляды.

>Высоко оценивая педагогическое значение эволюционной теории, К.Д. Ушинский считал, что учение Дарвина заключает в себе глубокий нравственный смысл.

В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение.

К. Д. Ушинский в основу своей системы положил принцип народности, являющийся ключом к пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место.

В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа.

Родной язык учит многому, учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. А главное – усваивает все это легко и скоро: в 2–3 года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет последующего прилежного учения. Практическое освоение языка – необходимая основа для изучения языка в школе.

К. Д. Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения. Это требование было прогрессивным, поскольку в России тех лет наблюдалось преклонение перед иностранным языком и иностранными педагогами.

К. Д. Ушинский разработал и обосновал стройную систему обучения родному языку, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством». Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т.е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка.

Для решения каждой цели Ушинский разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности и постепенности, сознательности, развивающего обучения. Заслуга К. Д. Ушинского состоит и в том, что он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку, разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Логические и речевые упражнения, тексты для чтения отражали доступный и интересный детям мир народной жизни.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

Главная цель воспитания: духовное развитие человека, а достигнуть его не возможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Эта проблема раскрывается в его работах: «Родное слово». «О необходимости сделать русские школы русскими», «О народности в общественном воспитании».

Основой воспитания является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы.

В нравственном воспитании большое значение придавал выработке у ребёнка любви к труду.

Сила труда служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. По Уш. предмет воспитания — человек (работа «Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антропологии»). Искусство воспитания опирается на данные антропологических наук, на комплексные знания о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Эти знания совершенно необходимы учителю. Считал необходимым строить обучение на основе учёта возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики. Говорил о необходимости учитывать посильность содержания обучения и его последовательность. Выделял принцип наглядности, опыт, который приобретается с помощью внешних чувств. Требовал единство теории и практики. Говорил об использовании в обучении игры, как воспитательно-образовательном средстве.

Дидактические идеи Уш. опирались на принципы основательности и прочности усвоения знаний. Следуя принципу развивающего обучения, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения.

Главной формой организации обучения для обеспечения единства образования, воспитания и развития считают урок. По мнению Уш., урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное направление и используются разнообразные методы обучения.

Главное место в теоретическом наследие Уш. занимает его теория образования. Не отделяя обучение от воспитания, он отдавал приоритет воспитанию, в основу которого был положен принцип народности, понимаемый как соответствие духовно нравственной традиции православия.

Цель нравственного воспитания: формирование личности, которое бы стало любить и уважать людей искренне, доброжелательно относиться к окружающему миру, обладающей чувствам собственного достоинства. Возможные меры наказания: предупреждение, замечание, низкая оценка по поведению. Выступал против телесных наказаний. С позиции нравственного воспитания рассматривал проблему поощрения, стимулирования активности в обучении соревнованием. Моральное поощрение — лучший способ нравственного воспитания. Особенно выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка — семья и личность учителя.

Труд и его воспитательное значение. Большое значение, придавал режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности. Труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

Взгляды Ушинского на воспитание.

Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания — педагогической антропологии. Педагогу необходимо знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитательной работы. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В этом труде он обосновал предмет педагогики, ее основные за­кономерности и принципы.

По его мнению, искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его тоже во всех отношениях».

Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, — воспитание совершенного человека: гуманного, об­разованного, трудолюбивого, религиозного, патриота.

Считая, что человек должен быть развит гармонически, среди различных сторон воспитания главное значение Ушинский придавал нравственному. Нравственность у него соединяется с религией. «Все школьное учение должно быть проникнуто разумным, религиозным и нравственным элементом». Средства нравственного воспитания, по Ушинскому: 1) непреднамеренные — природа, семья, народ и его язык, 2) преднамеренные — школа, правильная организация труда и отдыха (смена видов деятельно­сти), игра, воспитывающее обучение, убеждение словом, доверие и любовь к детям, педагогический такт, не исключающий разумной требовательности к детям. Он призывал отказаться от педагогики страха, наказания должны носить предупреждающий характер (замечания, снижение отметки за пове­дение и пр.).

Ушинский особо выделял одну нравственную силу — личность педагога, которую наряду с семь­ей он считал важнейшим фактором воспитательного воздействия на ребенка. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование.

Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам.

Учение о дидактике.Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения — ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения:

1. Посилъностъ и доступность. Содержание учения должно соответствовать возрасту ребенка. В обучении недопустимо чрезмерное напряжение или легкость (нельзя опускать предмет до уровня дет­ского понимания).

2. Наглядность — одно из условий развития мышления и получения полноценных знаний.

Он предлагал вести обучение на непосредственно воспринимаемых образах (картинки, модели…), а не на отвлеченных словах и представлениях.

3. Последовательность — изучение предметов от легкого к трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Важно постепенное усложнение в соответствии с развитием ре­бенка, но на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении.

4. Сознательность. Если ученик будет понимать предлагаемые знания, то это будет стимулиро­вать развитие самостоятельности.

5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего по­нимания нового необходимо повторение учебного материала, а также его последующее расширение и углубление.

Школа, по Ушинскому, должна ориентироваться на сочетание материального и формального об­разования, т.е. одновременное развитие способностей и обогащение знаниями. К условиям успешной организации занятий в школе, он отнес: — ведущую роль учителя; — классно-урочную систему; — посто­янный состав учащихся; — твердое расписание занятий; — сочетание фронтальных и индивидуальных за­нятий.

Рассматривая обучение как средство воспитания, Ушинский выделил 2 вида учения: 1) пассивное — посредством преподавания, 2) активное — посредством собственного опыта. Обучение протекает бы­стрее, когда готовую истину сообщает учитель, однако принятый на веру материал быстро забывается. Истина становится полной собственностью ученика, когда он сам ее находит. «Ученик — не сосуд, кото­рый надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

Активность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания, считал Ушинский (при этом с возрастом ученика внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю). Он отделял учение от игры, считая учение непременной обязанностью школьника. Ребенка необходимо приучать делать не только то, что интересно, но и то, что его не занимает — ради удовольствия испол­нить свою обязанность. К средствам активизации он отнес: сократический и эвристический методы, средства наглядности, отсутствие чрезмерной напряженности или легкости в изучении материала и др. Особенно опасна перегрузка для младших школьников. С целью предупреждения их утомляемости, Ушинский рекомендовал перемену занятий, а также считал, что домашние задания следует давать толь­ко после овладения правильными навыками самостоятельной работы.

Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского.В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Народность — это объек­тивная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличи­тельными национальными чертами и творческими проявлениями.По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. В своей работе «О народности в общественном воспитании», Ушинский анализи­рует системы школ Европы и Америки, раскрывает их особенности и зависимость от истории народа. Так, особенность немецкой системы воспитания — страсть к систематичности и полноте знаний, ориен­тация на умственное развитие. Характерные черты французской системы — внешний лоск, материальная польза, тщеславие. Главная цель — передача технических знаний.

Идеал английской системы — развитие характера, привычка и умение владеть собой, манеры ис­тинного джентльмена. Главная цель американской системы — развитие характера, патриотизм, внедре­ние в школьную практику новых достижений.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Русская национальная школа чрезвычайно самобытна, для нее характерна направленность на развитие у детей патриотизма, любви к Родине. Для этого необходимо знакомить учащихся с историй и географией России, в основу обучения должен быть положен русский язык, т.к. родной язык — лучшее выражение народности.

Важное место в трактовке народности Ушинским занимает труд как ведущий фактор развития личности и ее вхождения в жизнь. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», Ушинский говорит о воспитательной силе труда, которая служит источником нравственности и челове­ческого достоинства. Разделяя понятия «свободный» и «несвободный» труд, Ушинский считает, что только свободный труд делает человека счастливым. Несвободный труд, труд раба, разрушает челове­ческую личность так же как нежелание трудиться, отказ от личного труда.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации обучения в школе. Главная задача учителя — не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Т.о., Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Вопрос 14.

Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого (1828 – 1910).

Три периода педагогической деятельности Л.Н. Толстого.

1-й период деятельности (1859–1862 гг.). Толстой сам работает учителем в школе, которую он организовал в своей родовой усадьбе Ясная Поляна. Одним из его педагогических принципов было свободное воспитание, как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, — при осторожной помощи педагога. Цель воспитания — способствовать развитию в ребенке гармонии качеств, которые он несет в себе. Однако в 1861-1862 гг. содержание обучения было расширено: история, черчение, каллиграфия, грамматика, пение, рисование, беседы из естественных наук. Традиционные уроки в школе заменялись увлекательными оживленными беседами учителя и учеников. Твердого учебного плана, программы и расписания не было.. Учитель мог начать урок по одному предмету, а закончить другим. Все учебные принадлежности выдавались в школе. За опоздания на урок не ругали. Домашние задания не задавались. К тому же от детей не требовалось запоминания пройденного на прошлых уроках.

В 1862 г. Толстой начал издавать журнал «Ясная Поляна. После проведенного летом 1862 г. обыска в школе, Толстой прекратил работу.

2-й период. В 1872-74 гг. Толстой возобновил уроки в Яснополянской школе.

Дидактические взгляды (правила) Толстого. 1) обучение – многосторонний процесс активного и обязательного усвоения учебного материала. Толстой был против простого запоминания фактов, отмечая важность их творческой переработки, самостоятельного обобщения и проверки. 2) условия успешности обучения: сознательность, доступность, посильность, наглядность, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошие взаимоотношения между учителем и детьми. 3) классная дисциплина не должна быть основана на угрозах и принуждении, она устанавливается и поддерживается детьми, увлеченными работой.

Отрицательные моменты дидактических взглядов:

1) не придавалось значения структуре урока.

2) Сообщение знаний не имело определенной формы.

В эти годы он издает учебные пособия: «Азбуку» (позже «Новую Азбуку»), которая выдержала 30 изданий до конца XIX века, четыре «Книги для чтения».

3-й периодпедагогической деятельности – 80-е гг. до конца жизни. Толстой критикует современную ему систему нравственного воспитания. Толстой проповедует «панморализм» — идею подчинения всего морали. В основу нравственного воспитания он ставит свою «толстовскую» религию, развивая идею всеобщей любви к людям, всепрощения, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком, а также идею ненасилия

Теория свободного воспитания Толстого гораздо содержательнее, чем у Ж.-Ж. Руссо. Руссо считал главным воспитание вдали от общества, от искусственной культуры. А Толстой проповедует свободу в условиях общественной, хотя и свободной жизни.

Педагогические воззрения Толстого получили развитие в институте развития образования г. Тулы, где в 1990 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». Задача школы – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за судьбу свою и человечества. В учебный план начальной школы включены новые предметы «Азбука», «Круг чтения», «Чаша жизни», «Природа и труд».

Духоведческий предмет «Чаша жизни»рассчитан на 5 лет изучения – 600 часов (по 2 часа в неделю). Почасовое планирование осуществляет учитель. Цель предмета – помочь ребенку отыскать бессмертный смысл его существования, раскрыть возможности духовной свободы, сформировать внутреннюю свободу, культуру чувства, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущение своей неповторимости. Процесс общения исключает интеллектуальный диктат над развитием учащегося. Ему предлагаются разные подходы к тем или иным вопросам, причем в доступной для него форме.

«Чаша жизни» как предмет призван непроизвольно через всю систему вопросов, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти.

Интегрированный курс «Природа и труд».Главная задача – способствовать духовному образованию, нравственному становлению человека, формировать не только ответственное отношение к природе, но и развивать гуманистические начала личности, создавать совершенный механизм взаимодействия человека и природы. Предмет позволяет организовать трудовую деятельность детей в единстве с природой, создает основу для их приобщения к культуре с/х труда, ремеслу и народным промыслам. Труд при этом становится осмысленным и интеллектуально насыщенным, а познавательная деятельность обогащается практическим опытом и наблюдениями.

Интегрированный курс «Азбука Л.Толстого». «Азбука»– учебное пособие, предназначенное для уроков чтения и русского языка, идущих параллельно (5 часов в неделю на каждый предмет). В нее включены былины, пословицы, притчи, рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические произведения учитель выбирает сам, используя подготовленный лабораторией цикл книг «Круг чтения». На уроках чтения учитель решает главные задачи: 1. Пробуждение у учащихся интереса к осмысленному чтению, позволяющему получать наслаждение от встречи с подлинно художественным словом; 2. Формирование нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, эмоционально-волевых свойств; 3. Развитие эстетических чувств, художественного вкуса, стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на создание авторских текстов; 4. Активизация мыслительной деятельности и развитие культуры речи учащихся.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

ГОУ СПО «Читинский педагогический колледж»

Реферат

Вклад К.Д. Ушинского в развитии дошкольной педагогики

Выполнила:

Мелентьева Евгения Александровна

1.Краткая биография К.Д. Ушинского

2.Вклад К.Д. Ушинского в развитие дошкольной педагогики

Список литературы

1. Краткая биография К.Д. Ушинского (1824-1870)

К.Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л.Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт. Глинка — наш народный композитор».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород- Северской гимназии.

В 1840г. К.Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры. По окончании университета, 22-летний К.Д. Ушинский, был назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского юридического лицея. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Но профессорская деятельность молодого ученого продолжалась очень недолго. Начальство сочло такое направление его деятельности вредно влияющим на молодежь, подстрекающим ее к протесту против существующих порядков, и вскоре он был уволен. Для Ушинского начались трудные годы лишений и борьбы за существование. В течение нескольких лет он служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой в журналах. Все это не удовлетворяло его, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины.

“Сделать как можно больше пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности”,- говорил молодой Ушинский.

Общественно-педагогическое движение 60-х годов способствовало оформлению педагогического призвания К.Д. Ушинского. Работая в 1854-1859 гг. старшим преподавателем русского языка, а затем инспектором классов Гатчинского сиротского института, он провел ряд мероприятий по улучшению в нем учебно- воспитательной работы. С 1859-1862г. К.Д. Ушинский работал в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц, в котором также провел коренные реформы. Он объединил самостоятельно существовавшие отделения для дворянских и мещанских девиц. Ввел преподавание учебных предметов на русском языке. Открыл педагогический класс, в котором воспитанницы получали подготовку для работы в качестве воспитательниц. Пригласил в институт талантливых преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции педагогов. Воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Прогрессивная деятельность К.Д. Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.

Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей: тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии. Написал и издал в 1864г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по

“Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917г. имело 146 изданий.) В 1867г. Ушинский написал главное свое произведение ”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценят его учительство. К.Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.

2. Вклад К.Д. Ушинского в развитие дошкольной педагогики

К.Д. Ушинский — основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества).

Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра — деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Так как развитие личности — это сложный процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, поэтому существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. «Предметом воспитания» является человек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Ушинский К.Д. предъявлял высокие требования к личности детской “садовницы”; он представлял ее “обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать лучшими его нравственными качествами, всесторонними знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагог сегодня, как и тогда, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком»

В «Родном слове» представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные для понимания, являющиеся ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:

-не надо переутомлять детей «сидячими занятиями», больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности;

-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;

-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;

-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному обучению»; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре. Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы.

Важное значение придавал семье, отмечал огромную роль родителей в развитии и воспитании личности ребенка. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно- образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И. Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью. Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни — в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных.

Недаром же на памятнике его есть такая надпись:

«Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними».

И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох…

И.П. Деркачев, симферопольский учитель:

«Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей — многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело».

Д.Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

«Если весь славянский мир гордится И.А. Коменским, Швейцария — Песталоцци, Германия — Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский».

Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

«И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения».В.Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:

«Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский — человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век». Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.

Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.

Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос…

«Человек рожден для труда…

Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека… Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями… Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека… Труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека…

Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна…»

Список литературы

ушинский педагогика дошкольный

1. А.А. Радугин «Психология и педагогика», Москва, «Центр», 1999.

2. Б.П. Есипов «Педагогическая энциклопедия», Москва, «Советская энциклопедия», 1968.

3. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева «История педагогики», Москва «просвещение», 1982

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *