Воспитание гиперактивных детей

Воспитание гиперактивных детей

Мифы и реальность

Коррекция гиперактивности

Как правило, в быту гиперактивными называют подвижных, шумных, неугомонных и непоседливых детей.

Это верно лишь отчасти. Во-первых, все зависит от степени и регулярности проявления указанных характеристик. Не стоит каждого активного ребенка заносить в гипер-список только за любовь к быстрым играм или непослушание.

Все дети любят бегать, прыгать, дурачиться, такое поведение является для них нормой, а не отклонением. Во-вторых, если речь идет о подлинной гиперактивности как психолого-неврологической проблеме, что может установить только врач, чрезмерная подвижность – гипердинамика – не является ее единственным проявлением, а непременно дополняется импульсивностью, несдержанностью поведения и хронической невнимательностью.

На медицинском языке гиперактивность обозначается аббревиатурой СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Поставить соответствующий диагноз может педиатр, невропатолог или детский психолог. В основе синдрома – дисбаланс между процессами нервного возбуждения (заметно преобладают) и торможения (выражены очень слабо), основной причиной которого являются нарушения деятельности ЦНС ребенка во время родов или в период беременности. Значительно реже (менее 20%) СДВГ обусловлен наследственностью или социальными факторами.

Коррекция гиперактивности осуществляется в двух направлениях: медикаментозное лечение и психолого-педагогическая работа. Последняя имеет решающее значение и ввиду того, что она практически полностью ложиться на плечи семьи, родителям необходимо знать, как воспитывать гиперактивного ребенка, изо дня в день сглаживая его гипер-статус и раскрывая творческий потенциал.

Уроки воспитания

Уроки воспитания гиперактивного ребенка

Главные правила воспитания гиперактивных детей можно представить в виде пошаговой инструкции, соблюдение которой, по мнению психологов, поможет вам и вашему ребенку справиться если не со всеми, то, по крайней мере, с большинством возникающих трудностей. Ознакомимся с ней поближе.

Шаг первый: понять особенности

Особенности гиперактивного ребенка

Первое, чему нужно научиться маме малыша с СДВГ, это понимать специфику его физиологии и психологии. У таких детей нередко бывают проблемы с кровообращением и вестибулярным аппаратом, устранить которые частично помогает активное движение и изменение позы тела. Из-за чрезмерной возбудимости нервной системы ребенок моментально реагирует на любой раздражитель, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном. Из-за проблем с торможением он производит впечатление неуправляемого, если заводится и начинает хулиганить, то уже не может остановиться, при этом абсолютно не реагирует на запреты и замечания.

Родителям важно понять, что сын или дочурка ведут себя так не потому, что плохие и хотят сделать назло, а потому, что иначе не могут в силу своих природных особенностей. Крики и наказания здесь не помогут и послужат лишь очередным раздражителем, который усилит приступ гипердинамики. Следует мягко и постепенно учить ребенка самоконтролю, спокойно объясняя каждое свое требование и обязательно вознаграждая за его выполнение. Будьте другом и помощником, а не критиком и судьей.

Шаг второй: установить правила

Установка правил для гиперактивного ребенка

Тот факт, что гиперактивному ребенку трудно контролировать свои поступки, вовсе не означает, что ему должно быть позволено все. Таким детям обязательно нужно соблюдать распорядок дня. Сон, еда, учеба, развлечения – определите удобное время для всех этих занятий и старайтесь не нарушать разработанный график. Естественно, речь не идет о поминутном расписании, достаточно общего плана, определяющего последовательность и приблизительную продолжительность каждого вида деятельности.

От ребенка с гиперактивностью нельзя ожидать исполнения несметного числа правил. Поэтому четко расставьте приоритеты и следите за соблюдением самых важных норм. Упускайте мелочи. Поощряйте за хорошее поведение. Аргументируйте, а не приказывайте. Старайтесь устанавливать рамки поведения, а не давать жесткие указания поступить именно так (гипер-дети не чувствительны к деталям).

Шаг третий: управлять сбросом энергии

Выброс энергии

Избыточное количество энергии нужно куда-то девать. И если вы не хотите регулярно снимать непоседу со стола, собирать разбросанные подушки или одежду из шкафа, подметать осколки любимого сервиза – направьте фонтанирующую двигательную активность в мирное русло. Переложите на ребенка часть работы по дому, отдайте в спортивную секцию, или танцевальный кружок, в конце концов, заведите собаку, которую понадобиться несколько раз в день выгуливать и заниматься ее дрессурой. Но при этом дозируйте нагрузку и помните, что чрезмерное переутомление для детей с СДВГ противопоказано, как и недосыпание, оно ослабляет и без того не слишком развитый самоконтроль и делает ребенка почти неуправляемым.

Шаг четвертый: убрать раздражители

Успокаиваем гиперактивного ребенка

Щадите психику вашего малыша. Не давайте ему подолгу смотреть телепередачи и фильмы, играть в компьютерные игры. Попытайтесь организовать жилое пространство таким образом, чтобы у вашего сына или дочери был свой уголок, оформите его в спокойных тонах, максимально убрав отвлекающие предметы. Гиперактивным детям противопоказаны шумные мероприятия и большие компании, лучше пусть общаются в узком кругу, с одним-двумя спокойными приятелями.

Но самый главный ответ, как воспитывать гиперактивного ребенка — это ваша любовь, терпение и поддержка. Если вы поверите в маленькую личность, за развитие которой несете ответственность, и воспримите гиперактивность как педагогический вызов, а не приговор, то непременно добьетесь успеха.

— Самое главное — соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, что­бы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и то же время. Привычные дей­ствия синхронизируют работу нервной системы. А отступления от режима вно­сят разлад в нервные процессы.

— Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повто­ряйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), на­капливает и однажды обязательно вы­даст ее на-гора.
— Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Напри­мер, не стоит говорить: «Отступи четы­ре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
— Если ребенок требует вашего при­сутствия при выполнении каких-либо за­даний — посидите рядом. Зачастую ма­лышу нужна даже не помощь, а просто поддержка. Не переживайте: со време­нем его самостоятельность обязательно проявится,
— Не заставляйте кроху сидеть не­подвижно все время занятий, чаще ус­траивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диа­фрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий малыш пе­ревозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосно­вения, поглаживания).
— Следите, чтобы ребенок спал не ме­нее 10 часов в сутки. Желательно со­хранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в те­чение дня (но не вечером!). Не пере­гружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физичес­ки, то заснет без проблем.
— Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, пазлы, конс­труктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, про­странственную ориентировку и усид­чивость.
— Следите за тем, чтобы рацион крохи включал продукты с повышенным со­держанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, све­жие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
— Из спортивных занятий малышу по­лезны плавание, хореография, художес­твенная гимнастика, танцы и гармонизи­рующие восточные единоборства — ушу, айкидо (но не карате!).
— Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть не­продолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал, ак­куратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение ва­шему малышу ни к чему.
— Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походе к врачу, примерном поведении в теат­ре и т.д.).
— Минимизируйте «общение» с телеви­зором и компьютером (не более 30 мин в день!).
— Скорректировать состояние малы­ша помогут лечебные ванны,- солевые (2 стол. ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды — 37-39°С. После процедуры ополосните малыша водой на 1°С прохладнее, наденьте пижамку и уложите в постель.
— Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружали доброжелательная атмос­фера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Сегодня к детям не применяют жестких рамок поведения, как это было пару десятков лет назад, наоборот — поощряется самостоятельность и активность. Взрослые не готовы к такому поведению детей, хотя часто сами его провоцируют. Отсюда и диагноз «гиперактивность», который объясняет любое поведение, выходящее за рамки привычного.

На самом деле СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это диагноз медицинский, и поставить его может только специалист. Основные симптомы этого синдрома — импульсивность и дефицит внимания. Иными словами, такие дети очень эмоциональны, часто реагируют чрезмерно, при этом не могут сосредоточиться на одном занятии, постоянно переключаясь на другие виды деятельности. Они очень подвижны и разговорчивы, на них сложно повлиять наказанием, они редко подчиняются уговорам и выполняют просьбы.

Обычно родители замечают, что их ребенок гиперактивен в 2-3 года. Но по-настоящему это состояние проявляется в периоды возрастных кризисов: в 6-7 лет и 11-16 лет.

Медикаментозное лечение гиперактивным детям может назначить только врач. Самостоятельно выбирать ребенку лекарства нельзя. Врач, после проведения комплексного обследования, назначает препараты, которые улучшат сон ребенка, снизят раздражительность, тревожность.

Что могут сделать родители и близкие гиперактивного ребенка?

Режим дня

Родителям гиперактивного ребенка нужно понимать, что для их чада весьма важен режим дня. Лучше всего на поведение вашего ребенка будет влиять постоянство ваших действий, событий. Соблюдение ритуалов значительно снизят проявления гиперактивности. Таких ритуалов много: пробуждение, отхождение ко сну (сказки, массаж), ритуалы, связанные с едой, сбором на прогулку и возвращением с нее, переходу к занятиям и другие.

Переутомление для гиперактивного ребенка совсем нежелательно, поэтому режим дня нужно построить таким образом, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на организм и мозг, а также предоставить вовремя отдых и расслабление.

Баланс нагрузок и отдыха

У гиперактивного ребенка очень много энергии. Ему просто необходимо ее тратить, выплескивать. Ему важны физические упражнения, ему нужно учиться новому, нужно заниматься творчеством. Иначе весь этот мощный поток энергии пойдет на разрушение: крики, агрессию по отношению к окружающим, разбрасывание вещей и игрушек.

Нужно постараться подобрать для ребенка занятия, которые придутся ему по душе и при этом будут его развивать. Важно обеспечить ребенку физическую активность: упражнения, прогулки, подвижные игры, так, чтобы к вечеру он уставал и хотел отдохнуть, поспать. Для ребенка очень полезно пребывание на свежем воздухе, поэтому хотя бы половину всех физических занятий и игр нужно проводить на улице.

Однако необходимо помнить, что физическая и умственная активность должны перемежаться с отдыхом. Если ребенок переутомится, то будет очень сложно его успокоить, он будет раздражен, неуправляем. Существует много способов расслабить и отвлечь малыша. Массаж, ванна, игры в воде, рисование, спокойные песенки, медленные танцы, дыхательные практики, упражнения из йоги. Постарайтесь научиться замечать тот момент, когда проявляются первые признаки усталости у ребенка, и сразу же заканчивайте активные занятия и начинайте его расслабление и успокоение. Научите ребенка самостоятельно успокаиваться, когда он чувствует, что раздражен и устал — так вы окажете ему неоценимую услугу.

Доброжелательная атмосфера дома

Главней всего — погода в доме! Постарайтесь, чтобы ребенок рос в доброжелательной, спокойной обстановке. Причем, это должно быть искренне, а не напоказ ребенку, он тонко чувствует фальшь.

Внимание к ребенку

Такому ребенку нужно больше внимания, чем обычному. Постоянно говорите ему о том, что он хороший, что вы его любите, что он молодец, старается. Исключите из лексикона своего и родственников такие слова: «непослушный», «плохой», «невнимательный», иначе у ребенка могут развиться комплексы. Давайте своему чаду необходимую поддержку, пусть он знает, что вы всегда его поймете, поможете ему, выслушаете.

По поводу лечения и коррекции гиперактивности ведутся споры среди врачей. Но, несмотря на споры, они согласны в том, что дети с СДВГ остро нуждаются в повышенном внимании родителей, воспитателей, учителей. При этом ситуация складывается с точностью до наоборот — неусидчивость, суетливость, подвижность деток вызывает только лишь раздражение и недовольство всех этих важных для него людей.

Понимание со стороны окружающих

Вы не сможете сделать так, чтобы окружающие вдруг приняли вашего ребенка таким, какой он есть сейчас, с его возбудимостью и непослушанием. Но родителям чрезвычайно важно наладить контакт с людьми, которые окружают ребенка каждый день и вносят значительный вклад в его воспитание и развитие. Это воспитатель детского сада, няня, учителя. Чаще общайтесь с этими людьми, понемногу рассказывайте о своем ребенке, о гиперактивности вообще, о том, как можно справиться с вашим ребенком, что он любит. Не нужно стесняться своего ребенка, наоборот — верьте в него, в его способности, и внушите эту веру окружающим его людям.

Выстраивание отношений с ребенком

1. Четкие запреты. Не нужно произносить длинных фраз, где вы что-то запрещаете ребенку. Давайте четкие инструкции, как делать можно, а как нельзя. Например, вместо того, чтобы кричать: «Ты опять ешь грязными руками! Сколько можно говорить, что нельзя есть, не вымыв руки!», лучше сказать: «Сейчас пойдем обедать, вымой руки».

2. Конкретные задачи. Если вам нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, ставьте задачу четко. Объяснять цель надо, но лучше пусть объяснение звучит фоном, во время выполнения задания.

3. Задания на один раз. Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил несколько заданий за один раз, вам нужно разбить эти задания на составляющие и выдавать их постепенно. Например, во время уборки: «Убери игрушки с пола» (сделал — похвалили), «Пропылесось комнату» (сделал — похвалили), «Вымой пол» (сделал — похвалили).

4. Контроль времени. Не растягивайте выполнение задания, данного вами на неопределенный срок. Контролируйте его выполнение. Например, если ребенок одевается, нужно уложиться в 5-7 минут.

Не торопите его, но напоминайте, что от него требуется.

5. Донесите до ребенка принятые вами рамки поведения. Что можно, что можно иногда, а что нельзя ни в коем случае. Придерживайтесь сами принятой вами модели, и если уж решили что-то запретить, не позволяйте этого даже когда у вас плохое (или хорошее настроение), нет времени или просто апатия.

На сегодняшний день появились новые методики, которые позволяют максимально сгладить проявления синдрома дефицита внимания. Если родители зададутся целью — помочь своему ребенку бороться с гиперактивностью, то им придется запастись терпением и настойчивостью. Да, придется походить по врачам, психологам, прочитать гору литературы и перепробовать тысячу методик. Но такие родители обязательно найдут то, что подходит их ребенку, что ему помогает. И таких родителей и их детей ждет успех в преодолении синдрома дефицита внимания.

ДЕТИ С МИНИМАЛЬНЫМИ МОЗГОВЫМИ ДИСФУНКЦИЯМИ

Минимальная Мозговая Дисфункция — понятие, обозначающее легкие расстройства в поведении и обучении ребенка без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций его центральной нервной системы.

Не вдаваясь в анатомо-физиологические подробности общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать следующим образом:

  • Отмечается общее замедление темпов роста и созревания мозга (ЭлектроЭнцефаллоГрамма имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга)
  • Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, это в свою очередь осложняет процесс образования связей между ними и затрудняет координацию их деятельности.

При ММД можно ожидать следующие отклонения по сравнению с возрастной нормой:

  • значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности с концентрацией внимания и т.д.
  • снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления ( ребенку трудно запомнить небольшой текст)
  • трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную
  • быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать)
  • выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе и умственной) при эмоциональной активации — отрицательной и положительной.
  • неполная сформированность зрительно-моторной координации – дети допускают разнообразные ошибки при списывании и срисовывании
  • изменение временной протяженности рабочих и релаксационных циклов деятельности мозга.

КАК РАБОТАЕТ МОЗГ РЕБЕНКА С ММД?

В норме у взрослого мозг привыкает работать в суточном режиме, активность в течение дня и релаксация ночью. При накапливающемся утомлении (в результате болезни, томлении) общий ритм функционирования мозга несколько меняется – рабочие циклы сокращаются 30-40 минут работы и 10-15 минутные релаксационными паузами, во время которых мозг непроизвольно «отключившись» отдыхает, восстанавливает работоспособность. В релаксационные периоды «внешняя» деятельность может продолжаться, однако при этом она не осознается, ее результат нигде не фиксируется и не запоминается.

При ММД дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации внешняя деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя и выглядит очень внимательно слушающим.

У детей с ММД снижены возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности. Ребенок сначала действует, и только потом понимает, что он сделал (планы нарушаются, обещания вытесняются, намерения забываются).

В невропатологии ММД вообще не считается серьезным дефектом, поэтому детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте 1-2 лет снимают с диспансерного учета. Ребенок взрослеет, а дефект остается и с началом учебы весь процесс может пойти лавинообразно.

ЧЕГО ЖДАТЬ В ШКОЛЕ?

Дошкольная жизнь ребенка с проявлением незрелости структур головного мозга может протекать вполне благополучно, а некоторые отклонения его поведения относят к недостаткам воспитания.
Однако ситуация резко меняется с момента поступления ребенка в школу – с первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам психики ребенка, которые у него нарушены: недостатки внимания, памяти, повышенная отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления – эти неустранимые характеристики начинают играть роковую роль в судьбе таких детей.

Режим школьного обучения оказывается почти непреодолимым препятствием: ребенок не может выдержать 40-минутные уроки, требующие постоянного напряжения и активной работы.
Чем дольше он работает в максимальном ритме, тем короче становятся продуктивные периоды тем длиннее время отдыха – пока не наступит полное истощение. Тогда для восстановления работоспособности необходим сон.

КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЯМ?

Основной упор – на развитие интеллекта.
Развитие интеллекта и высших форм мышления, которые изначально у детей с ММД не страдают, позволяют им в целом справляться с программой, не отставая в учебе.

Основное условие:
Повышенные нагрузки в школе недопустимы!
Гимназические классы, занятия с репетиторами, дополнительные кружки, секции и т.д., которые по нашим наблюдениям, к сожалению, всегда приостанавливают процесс нормализации деятельности мозга.
Если в течении года повышенные нагрузки сохраняются, то начинается обратный процесс: работа мозга дезорганизуется, нарушается внимание, снижается работоспособность, становится невозможной саморегуляция деятельности.

При сохраняющейся дезорганизации обучение продвигается исключительно медленно или оказывается вообще невозможным.

Так же попытки тренировать внимание, память и самоуправление могут быть не только бессмысленны, но и вредны, так как силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе головного мозга заключается в том, что при обучении надо учитывать их особенности.

Работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, поэтому необходимо обеспечить детям мягкое, замедленное включение в учебу.

КТО МОЖЕТ ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ ММД?

Психолог может провести диагностическое исследование, которое позволяет выявить нарушения внимания у ребенка, имеющие нейрофизиологическую основу и предположить наличие ММД, но поставить подобный диагноз назначить лечение может только невролог.
Т.е в случае подозрений на ММД необходимо обратиться к неврологу. И не ограничиваться только энцефалограммой и последующим лечением с помощью препаратов, необходимо обследовать позвоночник (прежде всего, необходимо сделать рентген шейных позвонков) и если выявятся какие-либо нарушения, в первую очередь, заниматься этим вопросом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *