Воскресшие из мертвых

Воскресшие из мертвых

Воскресение мертвых



Всеобщее воскресение мертвых совершится в великий день Второго пришествия Иисуса Христа, при окончании жизни нашего мира.
Оно будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. По Слову Божию, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).
Еще в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых.
Вера в воскресение мертвых была выражена Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр. 11, 17), Иовом, среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19, 25-26); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19), пророком Даниилом, предсказавшем, что мёртвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2-3).
Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом (Иез. гл. 37).
Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня (Ос. 13, 14).
Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых ясно и определенно: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 25, 29).
Спаситель подтверждает проповедь о воскресении Таинством Причащения: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).
Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 29, 31, 32).
Когда Спаситель говорить о цели Своего пришествия на землю, указывает именно на жизнь вечную: «Так возлюбил Бог мир, что и Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15-16).
Во время пребывания Своего на земле Спаситель воскрешал мертвых и Сам воскрес из гроба, соделавшись, по слову апостола Павла, первенцем из умерших (1 Кор. 15, 20).
Апостолы ставили истину воскресения мертвых выше всякого сомнения и доказывали ее самою тесною связью с воскресением Христовым.
Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20, 21, 22).

Кроме того, апостол Павел указывает на явления в видимой природе, которые убеждают нас в истине воскресения. «Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудные! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 35-44).
Сам Господь говорит: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12, 24).
Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников. «Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). «Будет воскресение мертвых праведных и неправедных» (Деян. 24,15).
Тела воскресших людей по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя.
Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное … не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор. 15, 44, 51, 52), «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» (Флп. 3, 20-21).
Преподобные Варсануфий и Иоанн пишут:
«…тела наши восстанут с костями, жилами и волосами и останутся такими на веки; только они будут светлее и славнее, по гласу Господа, Который говорит: тогда праведницы просветятся, яко солнце, во Царствии Небесном (Мф.13:43), изъявляя чрез то славу тел Святых. … Эти же самые тела восстанут тогда, но только они сделаются нетленными, бессмертными и славными. … Господь сделает тела наши световидными, подобными Своему телу, как сказал Апостол Иоанн: егда явится, тогда подобни Ему будем (1Ин.3:2). Ибо Сын Божий есть Свет, а праведные, по словам Апостола, сынове Божии суть (2Кор.6:8) и сынове Света (1Сол.5:5); потому и сказано, что Господь преобразит (тела наши)».
Тела воскресших людей будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они будут духовными, небесными, не имеющими земных телесных потребностей, жизнь по воскресении будет подобна жизни бесплотных духов-ангелов, по слову Господа (Лук. 20, 3).
Преп. Варсануфий и Иоанн:
«О будущем же состоянии так сказал Бог, что люди будут равны Ангелам (Лк.20:36), не вкушая ни пищи, ни пития, и не имея вожделения. А для Бога ничего нет невозможного; ибо Он уже показал сие на Моисее, когда дал ему силу сорок дней и ночей не вкушать пищи. Сотворивший сие может сотворить и то, что человек во все веки будет в подобном состоянии».

Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье».
Св. Иоанн Златоуст говорит:
«Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел… то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе».
Однако образ воскресения праведников будет иной, чем грешников.
Тела людей будут видимо отражать состояние их духа.
«Одни уподобятся свету, другие тьме» — рассуждает об этом св. Ефрем Сирин («О страхе Божием и последнем суде»).
Господь Иисус Христос сказал о воскресении святых: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43).
Св. апостол Павел говорит:
«сеется (тело) в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15, 43), «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор. 15, 41-42).
Преп. Макарий Великий пишет о том, в каких телах воскреснут люди:
«…по святым Писаниям, Христос приидет с небес, и воскресит все племена Адамовы, всех почивших от века, и разделит их на две части, и которые имеют собственное Его знамение, то есть печать Духа, тех, глашая как Своих, поставит одесную Себя. Ибо говорит: овцы Моя гласа Моего слушают (Иоан. 10, 27); и знаю Моя, и знают Мя Моя (14). Тогда-то тела их за добрые дела облекутся божественною славою, и сами они будут исполнены той духовной славы, какую еще ныне имели в душах. И таким образом, прославленные божественным светом и восхищенные на небеса в сретение Господне на воздусе, по написанному, всегда с Господем будем (1 Сол. 4, 17), с Ним царствуя беспредельные веки веков. Ибо в какой мере сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его. Что ныне душа собрала во внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела.
…если душа предпрославлена ныне, и вступила в единение с Духом, то и тела сподобятся части в воскресении.
А что души праведных соделываются светом небесным, — о сем сам Господь сказал Апостолам: вы есте свет мира (Мф. 5, 14).
Воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день. Но как утвержденные на небе звезды не все равны, и одна от другой отличаются светлостью и величиной: так и в духовном преуспеянии о том же Духе бывают по мере веры, и один оказывается богатее другого.
И как царство тьмы и грех сокрыты в душе до дня воскресения, когда тьмою, сокрытою ныне в душе, покроется и самое тело грешников: так и царство света и небесный образ — Иисус Христос таинственно ныне озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим Христос до дня воскресения, когда и самое тело покроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душею, еще ныне приемлющею в себя царство Христово, упокоеваемою и озаряемою вечным светом.

… время воскресения, в которое прославлены будут тела их неизреченным светом, еще ныне в них сокровенным, то есть силою Духа, Который будет тогда их одеяние, пища, питие, радование, веселье, мир, облачение, вечная жизнь. Ибо всею лепотою светлости и красоты небесной соделается тогда для них Дух Божества, Которого еще ныне сподобились они приять в себя».
Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца.
Здешнее же состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде относительно степени его.
Преп. Парфений Киевский:
Подобно небесному и на земле есть рай, есть и ад, только невидимые, так как и Бог на небеси, Он же и на земле; только здесь все невидимо, а там все видимо: и Бог, и рай, и ад.
Преп. Ефрем Сирин:
«Душа достоинством своим выше тела, выше нее дух, а выше ее духа — сокровенное Божество. Но при конце плоть облечется в красоту души, душа — в сияние духа, а дух уподобится величию Божию…»
Что касается грешников, то и их тела восстанут в новом виде, но получив нетление и духовность, они в то же время будут отражать на себе их душевное состояние. Тела нераскаянных грешников будут отражать те страсти, которым они угождали при земной жизни, будут темны и страшны. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».
Их тела, по слову преп. Макария Великого, не будут иметь на себе печати Духа, того знака, по которому Господь «поставит одесную Себя» праведников, глашая как Своих».
«Подумаем и о том, какой стыд нас охватит еще до мучений. Тогда на наших глазах святые будут облачаться в великолепное, несказанное одеяние, сотканное из их добрых дел. А себя мы увидим не просто нагими и лишенными этой блистательной славы, но темными, почерневшими и источающими зловоние — какими сделали себя сами в этом мире делами тьмы, роскоши и разврата».
Всеобщий суд потому и называется Страшным, что то, в каком состоянии человек предстанет на него, решит его вечную участь, и приговор, полученный на нём, уже невозможно будет изменить.
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) пишет:
«В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» — это бесплодное раскаяние. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет — это наше дело».
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский предостерегает:
Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и небходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

См. тж.:
Рай. Ад. Страшный Суд.
О воскресении. — Преподобный Иоанн Дамаскин.

Точное изложение православной веры
После смерти нет покаяния. — Святые отцы о необходимости для спасения покаяния в этой жизни
Об одиннадцатом члене Символа Веры. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Беседа о всеобщем воскресении мертвых. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Воскресение мертвых. – Прот. Михаил Помазанский. Догматическое богословие
Пространный катехизис св. Филарета Московского:

Об одиннадцатом члене Символа веры
О двенадцатом члене Символа веры

После смерти нет покаяния
Загробная жизнь. Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти.
Труд монаха Митрофана:

Отдел III. Второе пришествие Христово на землю. Воскресение мертвых.

Окончательный суд над существами нравственными и конец века — мира
Воскресение. — Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна
О воскресении. — Блаж. Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов
О воскресении тела. — Св. Николай Сербский. Миссионерские письма

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Воскрешение умерших

Одно из основополагающих учений Библии, это учение о воскрешении умерших. Каждый из нас когда-то терял своих родственников, друзей или знакомых. Особенно больно, когда смерть отнимает близких нам людей, и невольно задаёшься вопросом, увидимся ли мы когда-нибудь снова…

Кто-то надеется увидеть любимого умершего после смерти, в загробной жизни. Кто-то не верит в такую возможность, а большинство просто в растерянности, поскольку не знают, во что и верить. Именно по этому я и хочу изложить, какая в действительности надежда есть у тех, кто когда-то умер.

В Библии объясняется, что загробной жизни не существует, и люди, умирая, просто прекращают своё существование. Священное писание поясняет: «Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают… Всё что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст 9: 4, 5, 10). Согласно этим словам, человек после смерти находится в бессознательном состоянии и не может совершать какие-то действия или испытывать какие- то чувства, будь то боль, радость огорчение, или что-то другое.

Но к счастью, Библия обещает, что Бог может вернуть к жизни любого человека, кого пожелает. Возврат из состояния небытия к жизни и называют воскрешением, или воскресением. Библия описывает девять случаев воскрешения людей, которое чудесным образом было осуществлено Богом. Самый известный из этих случаев, это воскрешение самого Иисуса Христа. В память о таком радостном событии многие христиане каждую весну отмечают праздник Пасхи.

Не смотря на то, что Пасху празднуют почти все жители России, произнося в этот день, вместо привычного: «Здравствуйте», «Христос воскрес», мало, кто по настоящему задумывается над этими словами, и ещё меньше тех, кто на самом деле верит в воскрешение умерших.

Так возможно ли вернуть умершего человека к жизни? В Библии написано, что для Бога нет ничего невозможного (Марка 10:27). Но давайте всё же рассуждать логически. Многие думают, что умершие много лет назад люди, чьи тела уже давно разложились, не могут воскреснуть, поскольку их прах уже давно превратился в землю. Но Богу не нужно то старое тело, чтобы воскресить человека. Давайте вспомним, откуда появились первые люди. Их создал Бог из химических элементов земли. Он сотворил их, образовывая новые клетки, органы и ткани человеческого организма, в которые потом вдохнул жизнь. Он создал их с нуля, не имея готового образца или тела. Так если Бог смог создать нового человека, неужели он не сможет восстановить того, который когда-то уже существовал. Тем более что у Творца есть полная информация о каждом человеке, живущем сей час, или умершем когда-то давно (Матфея 10:30). Бог помнит не только, как выглядел тот или иной человек, но и что делал, о чём думал, что помнил и какую прожил жизнь.

Итак, имея все данные о человеке, включая его память, Бог в состоянии сделать точную копию умершего, с той же внешностью, опытом, чертами характера, чувствами и воспоминаниями. Поясню на примере. Нужно приложить большие усилия, чтобы написать сложную компьютерную программу. Однако чтобы скопировать её, достаточно нажать пару клавиш на компьютере. При этом, скопированная программа будет той же самой программой, с которой снималась копия, с теми же функциями, размером и ошибками, которые были в оригинале. Так и при воскресении. Вновь воссозданный человек будет тем же самым человеком, который когда-то умер.

Как видим, для Бога не будет сложным вернуть человека к жизни. Но будет ли Он это делать, а также кого пожелает вернуть к жизни Создатель и когда это произойдёт?

Интересно, что Бог обещает вернуть к жизни многих людей. Об этом говорил Иисус Христос: «Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанна 5: 28, 29). Кроме того, Библия заверяет: «Имея надежду на Бога, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают» (Деяния 24:15).

Как видим, Бог обещает, что множество людей будет воскрешено к жизни. Среди этих людей будут те, кто поступал правильно, стараясь угождать Богу.

Также будут воскрешены те, кто по незнанию поступал неправильно, им будет дан шанс исправиться и продолжать жить. Те, кто будут нарушать Божьи законы после воскресения, будут уничтожены навсегда.

Иисус Христос также говорил, что некоторые люди не будут воскрешены (Луки 12:5). Это те, кто намеренно делал зло и не раскаивался в этом. Такие закоренелые грешники не достойны воскресения, поскольку они уже сделали свой выбор в пользу греха.

Однако возникает вопрос, когда же будет происходить воскрешение мёртвых? Ответ на этот вопрос был известен ещё в древние времена. Когда умер друг Иисуса Христа – Лазарь, сестра Лазаря сказала об этом, выразив свою надежду на воскресение: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоанна 11: 23, 24). Говоря о последнем дне, Марфа имела ввиду, что когда-то придёт конец этой системе вещей, и Бог вмешавшись уничтожит все формы человеческого правления, а также всех злых людей с земли, оставив только тех, кто желает следовать Божьим законам (Даниил 2:44). После этого уничтожения и будет происходить воскрешение мёртвых. В этот исторический период, когда злых людей на земле не будет, а оставшееся, послушное Богу человечество будет восстанавливать землю и превращать её в рай, Бог будет возвращать к жизни тех, кого посчитает достойным жить на райской земле, а также тех, кто способен и пожелает исправиться.

Об этом времени говорил в древности патриарх Иов, он тоже верил в воскресение, вот его рассуждения о жизни и смерти: «Когда умрёт человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определённого мне времени я ожидал бы, пока придёт мне смена. Воззвал бы ты, и я дал бы тебе ответ; и ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов 13: 14, 15). «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!» — сокрушался Иов (Иов 14:13).

Итак, Иов не боялся смерти, он даже готов был умереть, чтобы не испытывать тяжкие страдания, выпавшие на его долю, зная, что Бог его в определённое время воскресит.

Подводя итог всему выше сказанному можно сделать вывод, что учение о воскрешении умерших, это не просто вопрос веры, или мечты людей о встрече с умершими близкими.
то твёрдое обещание Бога через Библию, а также вполне обоснованная надежда для тех, кто может здраво рассуждать, и доверяет Библейскому повествованию.

Учение о воскрешении, это только одно Библейское учение, которое даёт людям надежду на будущее. В Библии есть ещё много ценной и полезной информации, которую необходимо знать и использовать каждому человеку, чтобы быть счастливым.

По этому ищите, и найдете точные знания, но, только из Библии.

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность.

В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

Таинственные явления

Воскрешение из мёртвых

Бывает ли воскрешение из мёртвых? В древних легендах и предания данное явление вполне обычно. А как обстоят дела в реальной жизни? Тут надо сказать, что существует немало документально подтверждённых фактов, доказывающих возвращение мёртвых в мир живых. Звучит, конечно, фантастически, но давайте рассмотрим конкретные примеры и убедимся в том, что никакой фантастики нет, а есть суровая проза жизни, которая в некоторых случаях превосходит фантастику на несколько порядков.

Начнём с происшествия, зафиксированного во Франции в мае месяце 1992 года. Здесь в одной из рек рыболовы нашли тело пожилой женщины. Его вытащили на берег и вызвали помощь. Прибыла спасательная команда и постаралась привести утопленницу в чувство. Однако усилия людей не увенчались успехом. По всем признакам женщина умерла, и бездыханное тело повезли в морг.

Однако во время поездки случилось невероятное. Женщина неожиданно для всех ожила и начала громко стонать. Машина изменила направление и вместо морга поехала в медицинский центр. Там врачи уже окончательно вернули пострадавшую к жизни. И таких случаев фиксируется великое множество: умершие люди оживают вопреки заключениям о смерти.

Схема тут одна: вначале человека пытаются вернуть к жизни, но всё оказывается безрезультатно. Медицинское оборудование бесстрастно фиксирует смерть, и тело отвозят в морг. Но проходит несколько часов и усопший возвращается в мир живых.

В 1965 году в волгоградский морг доставили бездыханное тело мужчины. Пострадавший долгое время пролежал на морозе и не подавал признаков жизни. Он полностью окоченел, а температура кожного покрова была ниже нуля градусов по Цельсию. Глаза несчастного были широко раскрыты и затянуты ледяной коркой. Пульса и дыхания не было, и медики уверенно констатировали смерть.

Но нашёлся врач, который попытался оживить ледяной труп. Он долго согревал его тёплой водой, делал искусственное дыхание и массаж сердца. Прошло 2 часа, и бездыханный покойник воскрес из мёртвых. Правда, ему пришлось ампутировать пальцы на ногах, но разве можно это сравнить с подаренной жизнью. Потом выяснилось, что бедняга работал трактористом, но машина заглохла в степи в мороз. Человек решил идти пешком, но быстро устал, лёг и уснул. На морозе он находился 4 часа, пока его не подобрала проезжающая мимо машина.

Медики считают, что если утонувший человек находится под водой 6 минут, то его уже спасти нельзя, так как в головном мозге наступают необратимые процессы. Но в ледяной воде точка невозврата наступает гораздо позже. И это доказывают конкретные факты.

Так студент Каннингхам из штата Мичиган находился подо льдом 37 минут. Когда его вытащили на берег, он был мёртв. Но врачам удалось вернуть студента к жизни. Уже через 2 недели он вышел из больницы и продолжил учёбу. Считается, что ледяная вода резко замедляет обмен веществ. Это позволяет мозгу расходовать кислород в минимальных объёмах, и жизнь серого вещества заметно увеличивается. Вот поэтому воскрешение из мёртвых в данной ситуации не является каким-то чудом. Всё упирается в физиологию и возможности человеческого организма.

Среди тех, кто вернулся к жизни после переохлаждения, есть свои рекордсмены. Здесь можно назвать канадку Джину Джобоун. Январским вечером 1985 года в сильную метель она шла по улице и потеряла сознание. Случайный прохожий обнаружил неподвижное тело только через 4 часа. Когда женщину привезли в больницу, сердце уже не билось, а температура тела была на 11 градусов ниже нормы. И всё же врачи начали бороться за жизнь пострадавшей. Им удалось оживить Джину, и та вскоре выздоровела.

Аналогичная ситуация произошла в Монголии в 1988 году. Здесь 12-летний мальчик пролежал на 30-градусном морозе 12 часов. В больнице его несколько часов пытались спасти. Наконец, появился слабый пульс – 2 удара в минуту. Врачи утроили старания, но лишь через сутки мальчик начал шевелить пальцами рук. Сознание к нему вернулось через 2-е суток, а через неделю пострадавшего выписали из больницы абсолютно здоровым.

Врачам иногда очень сложно определить, умер человек или нет

Бывает, что воскрешение из мёртвых напоминает удивительную сказку. Так в Ватикане от приступа астмы скончался некий Луиджи Витторио. Врачи единогласно признали его мёртвым. Однако нашёлся медик, который усомнился в окончательном и безапелляционном диагнозе. Чисто интуитивно он поднёс к лицу покойного горящую церковную свечу, и мертвец открыл глаза. После этого он здравствовал долгие годы, поминая добрым словом сообразительного медика.

В морге города Нью-Йорка тоже произошёл интересный случай. Врач начал вскрытие мертвеца, а тот очнулся и схватил эскулапа за горло. Воскресший вернулся к жизни, а вот врач скончался на месте от сильного нервного шока.

Нужно сказать, что врачи в отдельных случаях ошибаются, констатируя смерть. В древности кожу покойного опаляли огнём. Если она не покрывалась волдырями, то считалось, что человек умер. В настоящее время вместо огня используют энцефалограмму. Если в течение суток она даёт прямую линию, а затем через некоторое время вторичное снятие энцефалограммы даёт тот же результат, то констатируется смерть.

Однако в последнее время созданы гораздо более чувствительные приборы. С их помощью удалось определить, что 25 человек, которые по всем показаниям старых приборов были мертвы, в действительности оказались живы. При этом половина из них вернулась к полноценной жизни. Вот такие гримасы иногда строит нам медицина, а воскрешение из мёртвых во многих случаях зависит от чистой случайности и добросовестности врачей.

Вадим Бережной

1. Подросток проснулся на собственных похоронах

Идея присутствовать на собственных похоронах довольно распространенная, особенно в фильмах, когда люди фальсифицируют смерть и устраивают поддельные похороны. К счастью, большинство из нас такого опыта не имели.

Но 17-летний индийский подросток Кумар Маревад испытал это на себе. У него была сильная лихорадка после укуса собаки, и он перестал дышать. Семья Кумара подготовила его тело, уложила в гроб и отправилась на кремацию. Хорошо, что парень очнулся до того, как стать горсткой пепла.

2. Нейси Перес похоронили заживо, но умерла она после того, как ее вызволили из могилы

Нейси Перес, беременная девушка из Гондураса, внезапно упала замертво и перестала дышать. Семья похоронила Нейси и ее нерожденного ребенка, но на следующий день, когда мать девушки пришла к ней на могилу, она услышала звуки изнутри. Нейси выкопали, и она, казалось, была спасена! Но у судьбы были другие планы. Через несколько часов после освобождения девушка действительно скончалась и снова вернулась туда, откуда ее недавно вызволили.

3. Джудит Джонсон отправили в морг, не заметив дыхания

Джудит Джонсон попала в больницу с тем, что она сочла несварением желудка, но вскоре отправилась оттуда прямиком в морг. К сожалению, то, что показалось ей несварением, было сердечным приступом, и реанимационные действия ей не помогли. Она была спасена работником морга, который обнаружил, что Джудит еще дышит. Бедняжка не умерла, но в результате катастрофически пострадала ее психика.

4. Чудо Уолтера Уильямса

Уолтер Уильямс умер в 2014 году в возрасте 78 лет. Тело старика увезли в морг, но, когда работник приступил к бальзамированию, Уолтер задышал. Семья сочла такое возвращение к жизни чудом. Однако у науки есть свое объяснение, называемое синдромом Лазаря, когда мертвый человек вдруг может снова ожить. Синдром этот очень редкий, но внезапное воскрешение после зафиксированной смерти тоже возможно.

5. Элеанор Маркхем, которую чуть не похоронили заживо

Элеанор Маркхем было 22 года, когда она скончалась в 1894 году в Нью-Йорке. Стояла июльская жара, потому безутешная семья оплакала девушку и решила побыстрее ее похоронить. Когда гроб несли на кладбище, изнутри послышались звуки. Крышку сняли, и далее последовал яростный диалог между ожившей мисс Маркхем и провожавшим ее в последний путь лечащим врачом. Согласно публикации из местной газеты, их разговор звучал примерно так: «Боже мой! — истошно кричала мисс Маркхем. — Вы хороните меня заживо!» Ее врач хладнокровно ответил: «Тише-тише, с вами все в порядке. Это просто ошибка, которую легко исправить».

6. Одинокая Милдред Кларк

Жить одному не страшно. Страшно умереть в одиночестве и быть найденным соседями по характерному запаху. Так было с 86-летней Милдред Кларк, которую обнаружил арендодатель лежащей холодной и мертвой на полу. Старушку доставили в морг, где ее тело ожидало своей очереди отправиться в похоронное бюро и затем на кладбище. В морге ее замерзшие ноги начали подергиваться, а дежурный заметил, что покойница едва заметно дышит. Так старая и одинокая Милдред Кларк снова вернулась к жизни.

7. Сипхо Уильям Мдлетше по прозвищу Зомби

Как-то в Южной Африке скончался 24-летний юноша Сипхо Уильям Мдлетше. Он пролежал в морге два дня, а затем очнулся уже в металлической коробке и начал громко кричать. К счастью, парня спасли, и он сразу же побежал к своей семье и невесте. Однако девушка отвергла его, считая ожившего жениха самым настоящим зомби.

8. Элис Бланден, женщина, похороненная заживо дважды

Элис Бланден была женщиной тучной и любила бренди, и в один прекрасный день 1675 года она умерла и была похоронена. Через несколько дней дети услышали звуки из могилы. Могилу раскопали, но Элис таки была мертва, хотя было видно, что она билась внутри и звала на помощь. Тело осмотрели и решили снова закопать до приезда судмедэксперта. Когда коронер наконец приехал и могилу вскрыли повторно, у Элис была разорвана одежда, а лицо окровавлено. Она была похоронена заживо во второй раз. Увы, но третьего шанса судьба ей не дала. Коронер окончательно признал ее мертвой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *