Воскрешение лазаря икона

Воскрешение лазаря икона

Значение слов мозаика, фреска, икона? Чем различается техника создания..?

Мозаика, фреска икона — это разные техники изобразительного искусства.

И все эти техники можно встретить в старинных православных и иных храмах.

Давайте рассмотрим, чем же отличаются они на примере изображения Богородицы.

Мозаичное изображение выполняется небольшими кусочками смальты или же цветного мрамора, гранита.

Подбираются нужные оттенки, с помощью специальных щипцов откалываются нужного размера кусочки.

Набор рисунка сначала производится на плоской поверхности, на земле или на столе. Художник должен выложить полностью всю мозаику.

Затем на мозаику сверху наклеивается ткань или специальная бумага, аккуратно сворачивается и в таком виде переносится на стену, потолок, купол или в любое другое место.

Мозаика наносится на специальный состав, с помощью которого она приклеивается к поверхности.

После этого специальным порошком делают затирку, чтобы она заполнила щели между кусочками мозаики.

Ниже пример лика Богородицы, выполненного в мозаичной технике.

Фреска также использовалась в качестве монументальной живописи для украшения стен храмов, монастырей.

Особенность этой техники заключается в том, что на стену наносилась штукатурка и пока штукатурка была влажной, художник должен был успеть нанести свой рисунок.

Краски делали специальные из минералов, они пропитывали штукатурку на несколько миллиметров. Именно благодаря этому изображения фрески, выполненные даже тысячу лет тому назад сохранили свою свежесть.

Ниже пример изображения Богородицы в технике фреска.

Иконопись — это тоже способ изобразить лики святых.

Как правило, иконы пишут и писались ранее на деревянных досках.

Чаще всего иконы выполняются темперой, при этом соблюдаются специальные правила и каноны для создания изображений святых.

Иконы в своем большинстве пишут монахи в монастырях или люди, специально обученные этому и ведущие соответствующий праведный образ жизни.

Знаменитый живописец, который писал потрясающие иконы Рублев был монахом.

Иконы в настоящее время пишут и масляными красками.

В России есть замечательные мастера, но особенно славятся среди современников греческие иконописцы.

Фреска

Фреска (от итал. affresco — свежий), аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т.д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

История фрески

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период эгейской культуры (2-е тыс. до н.э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Мозаика

Мозаика (фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История мозаики

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600-2400 гг. до н. э.). К 8 веку до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете, пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона.

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н.э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н.э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности.

Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов (Азербайджан)

Мозаика в России

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала.

Мозаики М. В. Ломоносова — часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь — прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия — варке, так называемого глухого стекла, смальт — удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, — создания разнообразных мозаичных произведений — в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей — от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера).

Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Имея трезвый взгляд на искусство, М.В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями до самостоятельных произведений изобразительного искусства — «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства.

Икона «Воскрешение Лазаря»

Воскрешение Лазаря — великое чудо, подтверждающее безграничную силу Господа. Икона, посвященная этому событию, почитается всеми христианами.

Воскрешение Лазаря произошло во время путешествия Иисуса. Он не просто воскресил человека, но и вернул ему бессмертную душу, провозглашая волю Отца своего и доказывая, что искренняя вера дарует каждому бессмертие.

История иконы

На иконе «Воскрешение Лазаря» изображено событие, описываемое в Евангелии. Иисусу была знакома семья Лазаря. Марфа, его сестра, помазала Иисусу ноги миром и отерла своими волосами. Этот жест символически указывает на искупительную гибель Христа.

Лазарь был воскрешен Христом. Искренняя вера его родственников и Высшая Сила помогли усопшему. После слов Иисуса «Лазарь! Иди вон» из пещеры показался Лазарь. Его тело было обвито погребальными путами, а на лице был повязан платок. Иисус повелел освободить праведника, и воскресший Лазарь предстал перед сестрами и учениками Иисуса. После воскрешения он прожил еще 30 лет, своей жизнью доказывая силу справедливого Господа, всегда приходящего на помощь искренне верующим людям.

Описание иконы «Воскрешение Лазаря»

Икона появилась в раннехристианские времена. Ученики Спасителя изображены с левой стороны, как и сам Иисус, благословляющий вход в пещеру. С правой стороны расположен Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из своей погребальной пещеры навстречу сестрам Марфе и Марии, которые находятся в коленопреклоненном положении. На некоторых списках с иконы изображены юноши. Один из них закрывает лицо рукой. Второй юноша отворяет вход в пещеру, убирая камень.

В чем помогает икона

Православные верующие обращаются с молитвами к иконе, чтобы утвердиться в своей вере. Просят перед ней прощения за свои греховные деяния, молятся об исцелении недугов. Икона Лазаря защищает всех верующих от любого зла и помогает преодолеть жизненные трудности.

Когда совершается празднование

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря почитается в Лазареву субботу, которая наступает перед Вербным воскресеньем. Второй раз почитание совершается 30 октября (17 октября по старому стилю) как дань памяти перенесения святых мощей. В эти дни каждый верующий может помолиться и вознести слова благодарности Господу, попросить о решении своих насущных проблем.

В каких храмах находится икона

Иконы и фрески с изображением события можно найти по всей России, в том числе в следующих местах:

  • Московская область, село Городня, церковь Воскресения Христова;
  • город Мытищи, собор Рождества Христова;
  • город Суздаль, собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Владимирская область, село Кубаево, Борисоглебская церковь;
  • город Нижний Новгород, Благовещенский монастырь;
  • город Санкт-Петербург, Исаакиевский собор;
  • город Калуга, собор Троицы Живоначальной.

Молитва перед иконой «Воскрешение Лазаря»

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших! Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным. Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя. Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя. Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

Молитвенные слова, идущие от самого сердца, помогут каждому сохранить искреннюю веру в Высшие Силы. Общайтесь со святыми покровителями, чтобы оберегать себя и свои семьи от любых неприятностей. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Иконография Воскрешения Лазаря

В центре любого православного храма на аналое всегда лежит икона. Икона праздника, т.е. икона, отображающая сегодняшний праздник, событие, которое сегодня вспоминает вся Церковь. Этому событию посвящены тексты службы, посвящён Евангельский отрывок, читаемый за Богослужением, даже цвет облачений священнослужителей и самого храма посвящён конкретному сегодняшнему дню. И так — каждый день года. Есть, конечно, много общих мест. Например, пасхальное облачение — красное, но и в память великих мучеников тоже надевается красное облачение. Или общие тропари преподобным. И так далее. Но мы поговорим об иконографии праздников. Здесь тоже есть общие места: изображения мучеников (с крестом в руке, часто с красными плащами) или преподобных (монашеские одежды, благословляющие жесты, свитки в руках)… Далеко не у каждого святого есть изображение. Много святых малоизвестных. В таких случаях на аналое обычно лежит икона минеи, где изображены несколько святых, празднуемых в эти дни.

А вот иконография праздников имеет много особенностей. При этом изображения одного и того же праздника могут отличатся друг от друга: каждый художник в рамках одной иконографии, в рамках канона может по-своему изобразить событие.

В 6-ю субботу Великого Поста Церковь вспоминает великое чудо, совершённое Спасителем накануне Своего входа в Иерусалим на Крестные страдания — Воскрешение Лазаря. Об этом событии рассказывает Евангелист Иоанн в 11 главе своего Евангелия.

1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.
5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? 9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.
12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.
16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.
17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.
20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там.
32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился
34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
35 Иисус прослезился.
36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.
37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче!
благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

Прочитав, рассмотрим иконографию этого праздника.

Иконография Воскрешения Лазаря возникла очень рано, уже в римских катакомбах встречаются такие изображения. Это связано с погребальным характером искусства катакомб. Величайшее чудо, когда Господь воскресил умершего 4 дня назад человека, как нельзя лучше отвечало чаяниям первых христиан и задачам катакомбного искусства.

катакомба Петра и Марцеллина, 3 век.

Христос здесь как чудотворец, изображен в образе античного юноши, что часто встречается в живописи римских катакомб (художники воспитаны на античном классическом искусстве, христианское искусство только-только начинает свой путь, ведь и само христианство ещё гонимо, художники пользуются теми знаниями и навыками, которые у них существуют, приспосабливая их под новые задачи). Однако основная схема изображения чуда Воскрешения Лазаря уже присутствует здесь: гробница (здесь в форме усыпальницы-дома), повитое пеленами тело Лазаря и Спаситель, протягивающий ему руку: «Лазарь, иди вон!» (Ин.11:43)

катакомба на виа Латина, Рим, 4 век.

Здесь основная схема дополнена учениками и народом, приступающими сзади. Спаситель так же в образе античного мужа, в руках у него палочка чудотворца — волшебная палочка!!! — предмет, через который художник хочет показать совершение чуда. В дальнейшем, в классической сложившейся иконографии палочки, конечно, не будет. Будет только жест Христа — выразительный, повелевающий, решительный.

фрагмент саркофага, 4 век.

С 4 века на изображениях Воскркшения Лазаря начинают появляться сёстры Лазаря — Марфа и Мария — так называемые припадающие. На данном фрагменте мы видим одну из сестёр. Таким образом, иконография ещё больше разворачивается, обрастая новыми подробностями, описанными в Евангелии.

дно стеклянного сосуда, 4 век.

мозаика церкви Сан-Аполинаре Нуово, Равеннаа, 5 век.

Более статическая композиция, один предстоящий ученик как знак и символ всех учеников и свидетелей чуда, но в целом, схема такая же, как мы видели в катакомбных росписях и на рельефах церковной утвари: гробница-дом с запеленутым Лазарем, Спаситель с жестом, повелевающим Лазарю выйти и + здесь предстоящий ученик — свидетель чуда.

Воскрешение Лазаря, икона из монастыря св.Екатерины на Синае, 10 век.

На этой иконе присутствует ещё один персонаж — человек, помогающий выйти Лазарю. И он закрывает нос! «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39). На иконе это подтверждение уникальности именно этого чуда, ведь Спаситель воскресил четверодневного Лазаря! Вот, люди закрывают нос из-за запаха тления и вот, Лазарь выходит из гроба живой.

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.

Эти врата выполнены в технике «золотой наводки» и являются уникальным и очень ярким памятником древнерусского искусства 12 века. Они поделены на клейма — фрагменты, одно из клейм — Воскрешение Лазаря. Схема композиции очень похожа на синайскую икону, но персонаж, помогавший там выйти Лазарю, здесь — разматывает погребальные пелены на нём, при этом его жест — не столько закрывание носа, сколько смущение, удивление, может, непонимание: как это произошло?!

Икона из праздничного чина иконостаса новгородского Софийского Собора. Ок.1341г. Фрагмент

Композиция обрастает подробностями. За Христом следуют ученики, а встречают Его иудеи. Припадают сёстры Марфа и Мария, человек распелёнывает Лазаря, а другой — отнимает крышку от гробницы. Кроме того, здесь пещера, ещё изображённая как гробница, помещена на фоне гор. Это переходный этап между изображением гробницы (построенного здания-усыпальницы) и пещеры, высеченной в скале.

В общем, на протяжении больше 1000 лет (мы рассмотрели памятники с 3 века по 14 век) никаких существенных изменений в композиции «Воскрешение Лазаря» мы не видим: кроме стилистических особенностей живописи всё осталось на своих местах, т.е. иконография фактически сложилась ещё в 3 веке, а дальше она лишь уточнялась или композиция приспосабливалась под конкретные формы (икона, фреска, рельеф сосуда и т.д.).

Воскрешение Лазаря, византийская икона, 14 век.

Воскрешение Лазаря, икона из праздничного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, 15 век.

Воскрешение Лазаря, икона из Новгородского музея, 15 век. Так называемая «новгородская таблетка».

Джотто. Воскрешение Лазаря. Фрагмент росписи капеллы дель Арена, 1305 г.

Несмотря на то, что Джотто — художник уже «западноевропейский», т.е. последовавший, один из первых, по пути объёмного и пространственного изображения, здесь присутствуют все детали известной нам композиции, причём с той же выразительностью, хотя стиль живописи отличается, он непривычен для русской и византийской иконы. Если вспомнить, что Ренессанс и Проторенессанс, к которому принадлежит искусство Джотто — это попытка вернуться к античности, то получается интересная история развития иконографии данного праздника.

Художники катакомб, воспитанные на искусстве античности, изображали по античным законам чудо Воскрешения Лазаря в катакомбах. Постепенно вырабатывается иконография и праздников, и святых, и Спасителя. Мы к 14 веку приходим к очень развёрнутой композиции Воскрешения Лазаря на иконах, с выработанной иконографией. А вот в Италии к началу 14 века художники вновь возвращаются к античному закону, к античному пониманию красоты. Но при этом, они имеют уже весь накопленный опыт тысячелентия развития искусства. И вот у Джотто, попытка усвоить античное пространство, античную пластику, античный объём, переплетается с выразительностью, плоскостностью и локальным цветом, так свойственным иконе. Искусство часто в своём развитии вращается по спирали, то придумывая что-то новое, то возвращаясь к «хорошо забытому старому».

(Впрочем, на мой взгляд, живопись Джотто — это настоящая икона.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *