Воскрешение или воскресение?

Воскрешение или воскресение?

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

— Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота — это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

— В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

— На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать — это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота — это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос — можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный —можно.

— Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

— Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

— Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

— Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе — для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье — то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

— Да благословит вас вех Господь. До свидания.

— Физический труд в воскресные дни люди приравнивают к смертному греху. Они правы?

— Действительно, все работы желательно закончить к воскресенью, а тем более к Великим праздникам, чтобы посвятить время Богу и делам милосердия. Откуда это пошло? Когда Бог творил мир, в котором мы живём, по Библии, Он совершил Своё творение в шесть дней. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои… И благословил Бог седьмой день, и освятил его…» (Быт.2 2-3).

И нам через пророка Моисея по четвёртой заповеди Бог благословил посвящать седьмой день Ему. У евреев этот день — суббота, у христиан же воскресенье, так как в этот день воскрес наш Спаситель Господь Иисус Христос. Для нас воскресный день — это малая Пасха, о чём говорит и само его название.

А кто же будет работать на Пасху? В эти светлые дни мы ходим в храмы, в гости, радуемся Воскресшему Христу, дарим подарки. Вот и воскресный день надо так же проводить, чтобы не умалить праздника. Но нет греха в том, чтобы помочь ближнему, особенно пожилым и немощным. Если я в воскресный день пойду к старику-соседу и вскопаю ему огород, это будет только благо для моей души (если, конечно, я не «раструблю» в инстаграммах и контактах о своём добром деле).

— А чего точно нельзя делать в православные праздники?

— В святые дни не следует ссориться и браниться, впрочем, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми. Бранясь и в дни церковных праздников, и в будни, человек оскверняет свою душу. Отказ от ругани и ссор должен быть нормой для христианина.

— Стирку в Божьи дни лучше не устраивать, а отложить её при возможности на другой день?

— К счастью, появление стиральной машины-автомата избавило православных людей от этого труда. А раньше стирка была тяжёлой работой, которая занимала с утра почти весь день – уже и не до церкви.

Помню, на заре своей семейной жизни в субботу с утра пораньше топил печь, приносил воды из колонки, и после её нагрева жена начинала стирать бельё, и стирка шла до полудня. Сейчас открыл дверцу, закинул бельё, а потом его развесил. В этом занятии и труда особого не прикладывается, и греха большого нет. Но лучше отложить, если есть возможность, на будний день все повседневные заботы по дому: уборку, стирку, глажку и т. п. Если же есть необходимость постирать кучу пелёнок от маленького ребёнка, то работу эту сделать лучше после службы.

— Мыться в праздники тоже нельзя?

— Раньше для этого нужно было протопить баню, наколоть дров, наносить воды. Поэтому в старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не этим хлопотам. Сегодня мытью не предшествуют такие трудности, поэтому принять ванну или душ вполне можно даже до службы, чтобы пойти в церковь с чистыми помыслами и телом.

Другая сторона медали — посещение в воскресенье бань, саун для комфортного времяпрепровождения, а не для элементарной гигиены после рабочего дня. Выпивка, расслабление, ненужные разговоры не способствуют спасению, и грешная душа довлеет над телом, хоть и чистым.

— Помню с детства бабушкин запрет на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники, в святочные вечера.

— Рукоделие считается богоугодным занятием, так как это творчество, и каждому человеку Господь при рождении даёт талант. Когда рукодельница вышивает изделие, она вкладывает частицу души, тепло своих рук, и если работа совершается ещё и с молитвой, то это просто замечательно. Давайте вспомним жизнь Пресвятой Богородицы, которая ни дня не оставалась без рукоделия, и перед смертью раздала всё скудное имущество.

Если мы своим творчеством в воскресные дни трудимся не ради наживы и не ублажаем себя любимым занятием, а творим добрые дела бескорыстно, это похвально и принимается Богом как добродетель.

— А огородно-полевые работы попадают под запретную в дни церковных праздников деятельность?

— Сельскохозяйственный труд отнимает много сил и времени, которые в Божий день лучше уделить молитве. Но если посадку картошки или посев яровых в честь святого дня можно отложить, то не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птицу вряд ли придёт кому-то в голову.

Также есть много профессий, в рамках которых деятельность не может быть остановлена ради Божьих дней, поэтому нет возможности каждое воскресенье молиться в храме.

Главное, встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в том, чтобы отработать смену, прибраться, приготовить еду или напоить скот после молитвы, ничего греховного нет.

ВАЖНО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *