Воскресенский новодевичий монастырь

Воскресенский новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь
Санкт-Петербург

Воскресенский Новодевичий монастырь — первая женская обитель Санкт-Петербурга. Изначально она находилась в районе Смольного собора: императрица Елизавета Петровна пожертвовала свой летний дворец для помещения монастыря.
При Екатерине II монастырь обрел новый статус – в штат была назначена игуменья Ельпифидора, а в двух корпусах разместились инокини из Московского Новодевичьего и Смоленского Воскресенского монастырей. В то же время было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 году часть монахинь перешла в другие обители, а в 1803 году здесь остались только игуменья Анатолия (Яковлева, Рейнбор) и три пожилые насельницы. В 1827 году Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт.
Весной 1845 года император Николай I решил возобновить Новодевичий монастырь и в марте этого же года подписал об этом указ. Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове, угол малого проспекта и 8-й линии, при Благовещенской церкви. Осенью 1848 года было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. По распоряжению Государя Николая Павловича для монастыря был выделен большой лесной участок 1418 кв. сажен.
Проект монастыря создал в 1848 году зодчий Николай Ефимович Ефимов (1799 — 1851), который был учеником основоположника русского стиля К.А. Тона. После его кончины строительство вел архитектор Л.Л. Бонштедт, затем Н.А. Сычев. Это был огромный комплекс с генеральным планом всего участка — с парком, кладбищем, огородами и главным монастырским двусветным собором.
Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 года по проекту архитектора Н.Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Позднее был возведён каменный собор Воскресения Христова и корпуса для монахинь. В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус.
Горизонтальные корпуса сестринских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект.
Собор Воскресения Христова
Главным собором монастыря стал пятиглавый восьмистолпный двухэтажный храм Воскресения Христова с пятью приделами, выполненный в русско-византийском стиле по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 года в присутствие митрополита Никанора (Климентьева). Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849 — 1850 гг. на сумму, выданную из казны.
Главный престол собора Новодевичьей обители торжественно освящен митрополитом Исидором 27 июня (2 июля) 1861 года. 6 сентября 1862 викарный епископ Ревельский Леонтий – освятил последний престол во имя Всех святых. В 1885 позолотили купола собора, прежде окрашенные в зеленый цвет. (В 1933 эту позолоту власти удалили). В 1874–1876 архитектор Г.И. Карпов устроил в подвале, где имелись склепы, облицованный белым мрамором придел свв. Феодосия Печерского и Григория Великого. Одновременно собор соединили переходами с корпусами келий. В 1889 главный престол был украшен серебряными рельефами.
Итого, в соборе было шесть приделов: Главный центральный во имя Воскресения Христова, южный во имя Успения Пресвятой Богородицы, северный во имя Архангела Михаила, южный на хорах во имя Всех Святых, северный во имя Николая Чудотворца, в подвальном помещении — святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского.
Почти полвека монастырь простоял без колокольни. 29 июня 1895 года, после трех лет постройки по проекту Л.Н. Бенуа (1856-1928) при участии архитектора В.П. Цейдлера (1857-1914), высокая (27 саж.) четырехъярусная колокольня с золоченым куполом, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Москве, была освящена над святыми вратами. В честь юбилея правящего архиерея она получила название Исидоровской. Главный колокол на ней весил 563 пуда. В колокольне в 1918–1919 была освящена и небольшая церковь во имя св. Исидора Пелусиота, в которой служили лишь зимой.
По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви: церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божьей Матери и церковь во имя Трех Святителей Вселенских в больничном корпусе.
Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение»
Вместе с собором Воскресения эта пятиглавая церковь с каменной колокольней, возведенная по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева в 1850 — 1854 гг., являлась частью главного архитектурного ансамбля монастыря. Автором иконастаса церкви, стилизованном под XVII век, был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители. Закладка храма произошла 10 июля 1850 г., освящение — 28 июля 1854 г.; церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны.
В 1852 известный старец Серафим, автор „Писем святогорца“, с которым игуменья Феофания состояла в переписке, прислал храму с Афона список Ватопедской иконы „Отрада и утешение“, праздник которой 21 июля торжественно отмечался в монастыре.
В 1928 в покоях рядом с церковью поселился митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим, будущий священномученик, и до 1933 она считалась митрополичьей.
Церковь во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)
Здание этой церкви, предназначенной для обслуживания монастырской больницы, было возведено в 1850 — 1855 гг. по проекту Н.Е. Ефимова и Н.А. Сычева; оно располагалось симметрично Ватопедской церкви с другой стороны от Воскресенского собора. Пятиглавая церковь с шатровой звонницей находилась на втором этаже северного, больничного, корпуса. Она была заложена 30 июля 1850. Церковь была построена на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего в монастырь 10 тысяч рублей, прося употребить капитал на устройство церкви во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, празднуемых 30 января, в день его Ангела. Также в строительство церкви были вложены и средства игуменьи Феофании.
Прихожане и монахини любили этот храм из-за особо почитаемой иконы Божией Матери «Благоуханный Цвет», находившейся в алтаре.
Церковь во имя Святого Пророка Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря
Ильинская церковь была небольшой и стояла справа от входа на кладбище. Ее построил архитектор В.П. Цейдлер по проекту Л.Н. Бенуа в 1883 — 1888 гг. в стиле московских церквей XVII в. над могилой известного лесопромышленника и мецената Ильи Феодуловича Громова (ум. 1882) по его духовному завещанию душеприказчиками покойного, потратившими на постройку более 120 тысяч рублей. Заложен был надгробный храм 22 июня 1884, освящен 25 сентября 1888 митрополитом Исидором.
Пятиглавый каменный храм вмещал 100 человек и был одной из самых интересных в городе церквей по архитектуре и внутреннему убранству. Он простоял до лета 1929, когда был закрыт и через год разобран на кирпич.
Церковь иконы Божьей Матери „Всех скорбящих Радосте“ (кладбищенская)
Эту церковь, сооруженную по проекту архитектора Э.И. Жибера, часто называли «карамзинской». Средства на ее строительство — 30 тысяч рублей серебром — дала вдова Андрея Николаевича Карамзина (младшего сына знаменитого историка), Аврора Карловна (урожд. Шернваль). Муж её погиб 15 мая 1854 в бою с турками под Калафатом на Дунае во время Крымской войны.
Храм был освящен 24 октября 1856 митрополитом Григорием. Днем раньше в склеп под храмом был перенесен прах А.Н. Карамзина. 16 числа каждого месяца по Карамзину и его павшим товарищам в церкви служили панихиду. Аврору Карловну, известную своей благотворительностью, похоронили в 1902 в Гельсингфорсе, хотя она хотела покоиться рядом с мужем.
Церковь закрыта в июне 1929 и снесена, вероятно, летом 1930 года.
Церковь Марии Магдалины
3 июля 1884 года южнее монастырского ансамбля была заложена новая церковь. Она строилась по проекту архитектора Н.А. Мельникова. 16 сентября 1884 года она была освящена. К церкви примыкал монастырский скит, вокруг был расположен сосновый лес. В конце 1920-х годов церковь была снесена.
Церковь Казанской иконы Божьей Матери
К началу XX в. деревянная церковь сильно обветшала храм стал тесен от большого количеств погребений, нуждался в ремонте и расширении. По заказу руководства Воскресенского монастыря профессором архитектором В.И. Косяковым (1862 — 1921) был разработан проект замены деревянной церкви новым каменным трёхпридельным храмом, одобренный Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г. и высочайше утвержденный 4 мая того же года. Новая церковь, построенная как храм-усыпальница в византийском стиле, (было устроено 340 склепов) была возведена в 1908 — 1912 гг. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1915 г., но осталась незаконченной. Здание выполнено в стиле греко-византийской архитектуры. Прекрасный храм во имя Казанской иконы Божьей матери богато украшен майоликой, литыми рельефами «под резьбу по камню», керамической плиткой. По внешнему виду церковь напоминает уменьшенный по размерам храм Святой Софии в Константинополе. В 1910 — 1915 гг. в интерьере церкви художником Фомой Райлиным были выполнены темперой живописные работы; стоимость их составила 173 тысячи рублей золотом. Значительная часть этих росписей сохранилась в церкви до наших дней. Большинство икон для храма было создано в иконописной мастерской Воскресенского монастыря игуменьей Антонией. Освящен храм был только после революции (по другим источникам не был освящен вообще), а росписи так и не были закончены.
В конце 20-х годов церковь была закрыта и использовалась как склад, а затем как машиностроительный цех. Во время «хрущевской оттепели», которая для многих наших церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы, однако исполнение решения было отложено и церковь уцелела.
Кладбище при монастыре
В 1848 году за монастырем открылось кладбище. Оно очень почиталось в столице. Здесь были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, К.И. Феофанов, М.А. Врубель, А.Н. Майков, А.Я. Головин, Г.И. Невельской, С.П. Боткин, Д.О. Отт, Я.К. Грот, М.И. Чигорин и многие другие.
На кладбище есть скульптурный образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А. Вершининой (1858-1914).
Советское время
К 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило около 80 монахинь, действовало несколько художественных мастерских, больница и Свято-Владимирская школа, готовившая учительниц для церковно-приходских школ.
«После революции монастырь существовал некоторое время под разными названиями: «сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря», «колхоз «Труд» общежития Новодевичьего монастыря», «Воскресенское трудовое братство». Чтобы спасти церкви от закрытия и разграбления, монахини создали церковный приход, который продержался до осени 1932 г. и пользовался сбором. В феврале 1926 г. в списке членов сельскохозяйственной артели числилась двести девяносто одна монахиня: садовницы, скотницы, огородницы, белошвейки, стегальщицы, сторожихи, уборщицы… Заведовала артелью Ольга Николаевна Рентель — бывшая игуменья монастыря Феофания» (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 379).
31 мая 1932 президиум Леноблисполкома постановил закрыть Воскресенский собор и передать его для устройства универмага. В ночь на 6 июля собор был закрыт. В дальнейшее время купола были снесены, а самому зданию придан вид, максимально приближенный к «коробке».
В 1928-1933 в Новодевечьем монастыре жил митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) и находилось епархиальное управление.
В 1938 — прекращены богослужения в Ватопедской церкви.
В половине 1930-х годов весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей. Для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня (в 1925 г., по другим сведениям — в 1933 г.). Были снесены все часовни, а кроме того две церкви — Скорбященская и св. Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище.
В годы блокады в монастыре размещался штаб местной противовоздушной обороны. После войны здания занимали различные учреждения: в 1950 — 1960-е гг. институт Гипрорыбпром, затем Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинграда, в 70-80-е гг. — Институт электромашиностроения.
Уникальный некрополь — Новодевичье кладбище разделил судьбу монастыря. «Грабежи и мародерство на кладбище продолжались несколько десятков лет. Некрополь стал громадной каменоломней, ценные надгробия из гранита и мрамора разрушались или вывозились. На кладбище и сегодня можно видеть захоронения 1920 — 1930-х гг. с памятниками, взятыми с дореволюционных могил» (Дубин А.С. Новодевичье кладбище// Исторические кладбища Петербурга. – СПб., 1993. – С. 380).
Возрождение
В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь.

Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. С декабря 1990 до октября 1994 в крипте каменной церкви действовала община свв. Новомучеников Российских Русской Зарубежной Церкви, а в самом храме с Пасхи 1992 обосновалась община Московской Патриархии (казачья община). 15 марта 1992 в храме состоялось освящение северного придела иконы Божией Матери «Державная» и началась реставрация.
В Рождественский пост 1996 г. началось возрождение Воскресенского Новодевичьего монастыря. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом.
К 2002 году монастырю возвращены все здания. Южные корпуса и Афонская церковь почти полностью восстановлены. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителей по-прежнему стоит без куполов.
Адрес монастыря: 196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100.
Проезд: метро «Московские ворота».
Телефон: (812) 294-53-64; (812) 387-53-64.
Настоятельница монастыря — игумения София (Силина).
Расписание богослужений
В будние дни:
9. 30. Божественная литургия (в Великий Пост утренняя служба начинается в 7.00.)
17. 00. Вечернее богослужение
Суббота:
9.00. Божественная литургия
17.00. Всенощное бдение
Воскресение:
8.40. Акафист Илариону Троицкому
9.30. Божественная литургия
17.00. Вечернее богослужение

Воскресенский Новодевичий монастырь 2005 год. Импровизированная «Звонница» возле Казанской церкви.

Новодевичий монастырь 2005 год. Привезли колокола.

2005 год. Привезённые колокола ещё не подняли на звонницу. На ближайшем колоколе — изображение св. Архангела Михаила.

Собор Воскресения Христова. Алтарная часть. Фото 2009 г.

Собор Воскресения Христова и церковь Казанской иконы Божьей Матери перед ним. 2009 г.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Фрагмент южного фасада. 2009 г.

Окно Казанский церкви. 2009 г.

Фрагмент украшения окна. 2009 г.

Южный вход в церковь.

Фрагмент украшения церкви: Орёл и Ангел. Изображения частично повреждены.Фото 2005 г.

Фрагмент украшения южного входа церкви: Лев и Телец. Фото 2009 г.

Казанская церковь. Восточный фасад (алтарная часть). 2009 г.

Фрагмент алтарной часть церкви. Фото 2005 г.

Мозаичная икона Божьей Матери «Нерушимая стена». Фото 2005 г.

Казанская церковь, вид с Новодевичьего кладбища. 2009 г.

Казанская церковь Восточный фасад. 2009.

Несмотря на то, что на кладбище захоронен прах многих известных людей, пожалуй самым знаменитым и посещаемым остаётся надгробие А.А. Вершининой (1858-1914).
Анна Акимовна Вершинина — дочь генерал-майора Акима Акимовича Карпова, внучка генерала А.А. Карпова, командовавшего в 1812 году казачьим отрядом и за успешное ведение боев удостоенного многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Анна Акимовна стала женой генерала от кавалерии Алексея Львовича Вершинина (1857-1922), умерла в возрасте 56 лет и любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя (скульптор П.И. Кюфферле), которая с самого начала стала привлекать к себе множество паломников. В безбожное время памятник не находился под государственной охраной, однако выстоял даже тогда, когда в сентябре 1968 года Ленгорисполком принял решение N 793, на основании которого на Новодевичьем кладбище началась ликвидация сооружений, «не представляющих художественной и исторической ценности».

Только за 1969 год было уничтожено около 400 надгробий кладбища.
Сегодня скульптурный образ Спасителя находится под государственной охраной. Надгробие А.А. Вершининой входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)

Образ Иисуса Христа на могиле А.А. Вершининой.

Верующие часто поднимаются к могиле и прикладываются к деснице изображения Спасителя. Фото 2009 г.

Кладбище при монастыре. За деревьями — Казанская церковь. 2009 г.

Одно из сохранившихся надгробий. 2009 г.

Центральная аллея кладбища и вид на Казанскую церковь. 2009 г.

Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение» (Афонская).

Собор Воскресения Христова. Находится на реставрации. 2009 г.

Собор Воскресения Христова и Афонская церковь (за деревьями). Вид с Московского проспекта. 2009 г.

Часовня св. равноап. Нины и прп. Сергия Радонежского возле территории монастыря. 2009 г.

Часовня св. равноап. Нины и прп. Сергия Радонежского. За часовней виднеется купол Воскресенского собора. 2009 г.

Новодевичий монастырь и строящийся за ним высотный комплекс. 2009 г.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009

Московский пр., д. 100. Тел.: 387-53-64

На карте №2

М. «Московские ворота»; авт. 3, 36, 64; трол. 15, 17

По преданию, императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть монастырь, куда намеревалась удалиться в старости и где хотела быть похороненной. В 1848 году для строительства новой обители выделили обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских ворот. Проектировал все главные монастырские сооружения архитектор Н.Е. Ефимов, а после его смерти работами руководили архитекторы Л.Л. Бонштедт и Н.А. Сычев. Первой возвели деревянную церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери, вторым — каменный соборный храм Воскресения Христова (1849-1861) с пятью приделами. По обеим сторонам собора в монастырских корпусах были устроены две церкви — в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей Вселенских. При Новодевичьем монастыре действовали живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная мастерские и поварня. Здесь были фермы, огороды, сады и пчельник. Старанием монахинь все содержалось в образцовом порядке. Позже в монастыре появились ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, рукодельни и кладовые. Открылись детский приют, церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения.

В 1845 году на территории монастыря заложили кладбище, где в разные годы были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, К.А. Феофанов, М.А. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, Д.О. Отт, С.С. Боткин, сестра А.С. Пушкина О.С. Павлищева, Я.К. Грот, М.И. Чигорин, П.И. Багратион, Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник, К.А. Варламов, А.К. Лядов и многие другие известные представители культуры и науки, государственные и военные деятели.

В центре кладбища находилась церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (Карамзинская). Она была построена в 1856 году над прахом убитого в Крымскую кампанию полковника А.Н. Карамзина, сына знаменитого историка, на деньги его вдовы Авроры Карловны, замечательной женщины и прославленной красавицы, в честь которой был назван крейсер. В 1902 году ее похоронили рядом с мужем в том же храме. В 1929 году церковь закрыли, а в 1930-м снесли. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Казанская икона Божией Матери

Одна из святынь Новодевичьего монастыря.

Первоначально эта реликвия рода дворян Ушаковых находилась в Успенском приделе храма Воскресения Христова. В 1932 году после закрытия собора были утрачены и его бесценные иконы. В 1990 году монастырская жизнь начала возрождаться. Первым обители был передан храм Казанской иконы Божией Матери, где ныне находится возвращенная монастырю икона. Ее потемневший от времени лик собирались реставрировать, но он чудесным образом обновился сам. Произошло это 6 ноября 1996 года в праздник иконе «Всех Скорбящих Радосте».

Тихвинская икона Божией Матери

По преданию, это один из образов, написанных евангелистом Лукой при жизни Богоматери. В период иконоборчества пропал и лишь в XIV веке явился на Ладожском озере, а затем — в Тихвине, где и хранится. Прославившаяся множеством чудес Тихвинская икона стала одной из особо почитаемых на Руси, а ее праздник (26 июня / 9 июля) был установлен по всей России. Копии с Тихвинской Одигитрии (Путеводительницы), созданные иконописцами Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, распространялись по всей России. Есть такой чтимый список в Воскресенском монастыре.

Афонская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

В церкви, освященной в 1854 году в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» из Ватопедского монастыря на Афоне, присланным старцем Серафимом Святогорцем. Он исчез, но для восстанавливаемого Ватопедского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря был на Афонской горе создан заново. В день празднования Афонской (Ватопедской) иконе Божией Матери (21 января / 3 февраля) в монастыре совершается ночное богослужение.

Икона Божией Матери «Державная»

Явила себя русскому православному народу в селе Коломенском под Москвой, куда ее привезли в 1812 году из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Произошло обретение иконы 2 / 15 марта 1917 года, в день свержения с престола царя-мученика Николая II. Таким образом Царица Небесная дала православным знать, что принимает власть над Россией в момент ее величайшей национальной трагедии. Списки иконы разошлись по всей стране, при участии патриарха Тихона был создан прекрасный акафист. В 1999 году храм Христа Спасителя в Москве пожертвовал петербургскому монастырю чтимый список иконы Божией Матери «Державная». Теперь каждое воскресенье в обители совершается акафист иконе.

Икона Божией Матери «Знамение»

Образ «Знамение» принадлежит к числу самых первых в иконографии Богородицы. Царица Небесная изображается по пояс, с поднятыми в молитве руками. На ее груди — сфера, с которой смотрит благословляющий нас Божественный Младенец Спас-Эммануил. Иконы, известные под таким именем, появились на Руси в XII веке. Свое название они получили после знамения, случившегося в Новгороде 27 ноября / 10 декабря (день праздника иконе) 1170 года, когда Богоматерь явила новгородскому воинству чудо своего заступничества.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

«Скоропослушница», праздник которой отмечается 9 / 22 ноября, получила известность в России позже других афонских икон, но сразу стала одной из самых чтимых. Прообраз ее находится на Афонской горе, в монастыре Дохиар. На иконе Новодевичьего монастыря Божия Матерь, в отличие от «Невской Скоропослушницы», изображена с Богомладенцем, что отвечает канону афонской иконописи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.

Икона «Страшный суду»

Эта новгородская икона XVI века в 1930-х годах была легально продана за границу. Недавно ее выкупили, и в 2004 году В.В. Путин передал образ в монастырь. Тема иконы — вселенский суд, который произойдет во время второго пришествия Иисуса Христа. На ней представлены картины конца мира, воскресения мертвых, адских мучений грешников и райского блаженства праведников. Изображения Страшного суда имели целью не запугать человека, но заставить задуматься над своими грехами и через покаяние прийти в Царство Божие.

Икона Спасителя

Образ Христа в окладе из эмали и серебра, созданный в 1886 году, привезла с собой в Россию великая княгиня Милица Николаевна, урожденная принцесса Черногорская. После преставления отца Иоанна Кронштадтского она положила эту икону на святые мощи своего духовного пастыря. Реликвия дома Романовых вместе с великокняжеской семьей претерпевала долгие годы изгнания, пока в 2004 году не была внуками Милицы Николаевны преподнесена в дар Новодевичьему монастырю.

В 1908 году состоялась закладка по проекту В.А. Косякова каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году. Архитектор использовал в отделке керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу. Внешне здание напоминает храм Святой Софии в Константинополе.

В 1925 году монастырь был закрыт, началась конфискация его земель и имущества. Правда, иноческая жизнь в обители сохранялась, но лишь до тех пор, пока игуменью и сестер не отправили в ссылку в Башкирию. В 1930-х годах в монастырском комплексе производилась перестройка, в результате которой были разрушены колокольни, снесены купола собора и церквей, уничтожены часовни. Сносу подверглись и кладбищенские церкви.

В 1990 году началось постепенное восстановление монастыря. В 1996 году в нем появились первые насельницы. Жизнь прославленной обители продолжается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *