Воскресенская церковь на дебре

Воскресенская церковь на дебре

Описание Церкви Воскресения на Дебре в г. Кострома

Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, Василием (1248-1276). Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.

В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своими искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма, одного из лучших украшений Костромы, также связана интересная легенда. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.

Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но в отличие от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом» (т.е., имитирующими объем четырехугольными шашечками) — такой прием неоднократно применялся в храмах XVII века, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.

Церковь Воскресения на Дебре в Костроме В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины (в старой деревянной церкви также значится Екатерининский придел, и сохранили его не случайно), а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.

Церковь окружена одноэтажной галереей с арками (ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще бóльшую легкость и объемность). На галерею ведут крыльца на ползучих арках (т.е. арках на разной высоте); северное и южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви бóльшую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников, в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо, западное — особенно интересное. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — ровесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота — сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованую, а в советское время разобрали.

Церковь Воскресения на Дебре в Костроме Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, и их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписывавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый — 1852 года, но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.

Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви.

Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище.

Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой» Знаменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения — по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна… Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов храм сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города — видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленско-Анастасииного монастыря.

При церкви Воскресения на Дебре в 1993 году был учрежден Знаменский женский монастырь, в ведение которого была передана полуразрушенная Знаменская церковь. Сейчас она восстанавливается, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня. Церковь Воскресения на Дебре снова обнесена фигурной оградой, хотя теперь она отделена от Знаменской церкви, с которой некогда составляла единый комплекс. Внутри церкви не прекращаются реставрационные и исследовательские работы, так как этот памятник костромской архитектуры для научных работ практически неисчерпаем. Но это не мешает проводить здесь и службы, так что церковь остается действующей, и к тому же — одним из лучших украшений набережной Костромы.

Паломнические поездки к Церкви Воскресения на Дебре в г. Кострома

Главная страница » Туры по России » Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре

Церковь воскресения на Дебре находится на берегу реки Волги на окраине Костромы. Согласно преданию, здесь в давние времена был сосновый лес, в котором охотились князья. Отсюда и пошло название «на дебре», то есть «в дебре» — в густом лесу. Возможно, первая церковь в честь Вознесения Господня здесь была построена ещё в XIII веке князем Василием Ярославичем (подтверждённых исторических сведений об этом нет).

Новая церковь строилась уже на средства местных жителей, а главным спонсором и инициатором строительства выступил купец Кирилл Исаков, торговавший краской и кожами. По легенде, купец однажды обнаружил среди бочек с краской, прибывших из Англии, одну, доверху наполненную золотыми монетами. Эти средства и были пожертвованы им на устройство новой церкви. Так в 1645 году появилась новая церковь Воскресения на Дебре, она же единственный посадский храм Костромы, сохранившийся до наших дней.

Главный престол был освещён в честь Воскресения Господня, таким образом, отдавалась дань ранее существовавшей на этом месте одноимённой церкви. Пределы осветили в честь великомученицы Екатерины и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это было сделано, скорое всего, по настоянию Исакова, мать которого звали Екатериной, а Отца – Григорием.

Здание церкви расположилось на подклете, а с трёх сторон его окружали крытые галереи. Частично был сохранён и интерьер древней церкви. Роспись в галереях выполнена сразу же после возведения церкви костромским живописцем Запокровским, а изображения в одном из пределов церкви — предположительно известным иконописцем Гурием Никитиным. Удивительным образом сохранился и резной позолоченный иконостас. Кирилл Исаков так и не увидел произведения искусства, которое было построено на его деньги: он умер незадолго до освящения храма и был похоронен в его подклете.

Одновременно с церковью сооружались и Святые ворота. Сначала они служили входом в отдельное здание, но позднее оно было соединено с галереей храма, а ворота стали одним из входов в церковь. Ворота украшают изображения реальных и мифологических животных: льва, единорога, неясыти, двуглавого орла и других. Каждое из этих животных имеет своё значение. Так, например, лев является стражником храма, неясыть – символ бессмертия, а единорог – символ чистоты.

Церковь Воскресения на Дебре

В XVIII веке облик церкви несколько изменился: растесали оконные проемы, покрытие стало четырёхскатным, были заложены арки галереи. При этом древний храм не потерял своей красоты. В XIX веке у здания храма была построена ризница. Некоторые древние фрески были закрашены маслом. В 1913 по случаю празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых церковь Воскресения на Дебре посетил сам император Николай IIвместе с дочерьми.

Богослужение в церкви было прекращено в 30-е годы прошлого века. Однако здание храма разрушать не стали. В её подклете некоторое время размещался военный, а затем зерновой склад. Богослужения в церкви возобновили практически сразу же после окончания Великой Отечественной войны — в 1946 году. К тому времени в здании церкви не было пола, рам, были утеряны некоторые иконы и испорчена резьба иконостаса. Благодаря усилиям прихожан, церковь быстро была приведена в порядок. В 50-е годы её вновь пытались закрыть, однако прихожане вместе с епископом Костромским и Галичским Сергием сумели этому воспрепятствовать.

Уже в 60-х годах прошлого века Воскресенская церковь была объявлена кафедральным собором (до этого таковой являлась церковь Иоанна Златоуста, расположенная в центре Костромы).

Таковым храм оставался до 1991 года, когда кафедральным собором стал восстановленный Богоявленско-Анастасиин храм. С 1964 по 1991 год здесь же хранилась главная костромская святыня — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (XII век), также переданная в новый кафедральный собор.

Стены и свод четверика по-прежнему украшены масляной живописью прошлого века, под которой скрываются фрески XVII века. Там находятся изображения Софии Премудрости Божией, сюжеты на тему откровений Иоанна Богослова, фресковый образ Спасителя, а также сцены Сотворения мира. За иконостасом также можно разглядеть фресковый образ Богоматери.

Порталы, украшающие четверик церкви, украшены карнизами, с выполненной на них резьбой по камню. Со времён создания храма сохранились кованые двери с железными засовами. В иконостас позапрошлого века были вставлены несколько старинных икон. Среди них иконы: Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, две иконы Ветхозаветной Троицы, принадлежащие к XVII веку. Перед иконостасом установлен ковчег, в котором находятся мощи преподобных: Ильи Муромца, Прохора-лебедника, Дамиана-целебника, святителя Нефонта и других Киево-Печорских святых.

В церкви Воскресения на Дебре, долгое время остававшейся одной из немногих действующих, хранились различные святыни, которые затем были переданы во вновь открывшиеся храмы. С 1998 по 2001 годы велись работы по восстановлению расположенной поблизости колокольни Знаменской церкви. В настоящее время в самой церкви Воскресения также продолжаются реставрационные работы.

Сейчас относительно небольшой храм является одной из главных достопримечательностей Костромы. Его двенадцать глав расположены на разной высоте, что придаёт ему небольшое сходство с собором Василия Блаженного в Москве. Благодаря растущим вокруг церкви деревьям, она и сейчас кажется расположенной в лесных дебрях.

При въезде в древний русский город Кострому, под горой на берегу Волги в окружении старинных лип, словно вырастая из земли, возносит к небу свои купола и кресты знаменитая церковь Воскресения на Дебре — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русской художественной культуры XVII в.

Три с половиной столетия тому назад построен этот храм. Талантливые зодчие, замечательные иконописцы, мастера стенного письма создали удивительной, редкой красоты церковь в честь величайшего праздника Православия, «торжества из торжеств» —Воскресения, Пасхи Христовой.

Название церкви — «на Дебре» — указывает на то, что в древности здесь рос глухой дремучий лес. В Костроме существовало две Дебри — Верхняя и Нижняя. Воскресенская церковь была сооружена под горой на Нижней.

Первый деревянный храм, по преданию, здесь был построен еще в XIII в. костромским князем Василием Ярославичем Квашней (1248—1276), «мизинным» (младшим) сыном великого князя Ярослава Всеволодовича. С XV в. на Нижней Дебре начал формироваться посад, известный в XVII столетии своими кожевниками. В писцовой книге г.Костромы за 1628 г. отмечены стоявшие на месте нынешнего храма посадские «…церковь древяна, верх шатровой, Воскресения Христово, да вверху предел Христовы мученицы Екатерины. Да церковь другая с трапезою, деревяна клецки, Козмы и Демьяна, да предел Христова мученика Георгия страстотерпца».Таким образом, Воскресенский шатровый храм был холодным, а в зимнее время богослужения совершались в стоявшей рядом клетской церкви Космы и Дамиана, святых покровителей ремесленников. Заказчиком каменного храма был купец «бобыл лутчей человек Кирилко Григорьев сын Исаков» с прихожанами, жившими на Нижней Дебре. Он вел обширную торговлю кожами и входил в состав московской Гостинной сотни. Согласно преданию, деньги на построение церкви были получены нежданным образом, когда вместо выписанных Кириллом Исаковым из Англии красок в одном из бочонков оказалось золото, которое и было пожертвовано на возведение храма. Как и в деревянной церкви, главный престол был посвящен Воскресению Христову, а приделы освящены в честь великомученицы Екатерины (южный в дьяконнике) и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Екатерининский придел, как видно из описи 1628 г., существовал еще в предыдущем, деревянном, храме. Однако сохранение его в новой постройке, а также освящение здесь прежде не существовавшегоТрехсвятительского придела связано, очевидно, с волей заказчика, поскольку его мать звали Екатериной, в честь святой великомученицы, а отец — Григорий имел своим небесным покровителем святого Григория Богослова, одного из трех великих святителей и учителей Церкви.

Постройка церкви была завершена к 1645 г., а семью годами позже храм был расписан, по мнению современных исследователей, дружиной костромских живописцев во главе с талантливыми костромскими художниками Василием Ильиным Запокровским (роспись галерей) и Гурием Никитиным (роспись Трехсвятительского придела). Но увидеть церковь во всей красоте Кириллу Исакову было не суждено. Незадолго до освящения он умер и был погребен в подклете, а на помин его души «…в дом боголепного Воскресения Христова» братом заказчика был пожертвован в 1645 г. серебряный напрестольный крест.


Реконструкция западного фасада и плана церкви с открытыми арками галереи в конце XIX в.

Пятиглавый кубический объем храма на подклете первоначально имел позакомарное покрытие. Пирамида мелких кокошников венчала Трехсвятительский придел, а окружающая храм с трех сторон галерея была с открытыми арками. Очевидно, в конце XVII в. фасады церкви были расписаны «бриллиантовым рустом» (бриллиантовый руст — покраска стен прямоугольными — либо квадратными —шашками, разделенными внутри по диагонали на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета, что создает впечатление объемности) и «травами», что сделало ее еще более живописной. Одновременно с храмом были сооружены миниатюрные трехшатровые Святые ворота с арочными проходами. Первоначально это было самостоятельное здание, позже соединенное с галереей храма и его западным крыльцом. Ворота украшены белокаменными вставками с изображением льва, единорога, сирены, неясыти пустынной, двуглавого орла, имеющими символическое значение и связанными с праздником Воскресения. Так, лев олицетворяет грядущее Воскресение, является бдительным стражем святыни, а единорог символизирует чистоту и девственность.


Реконструкция (1912г.) первоначальной раскраски Святых врат

Спустя столетие после сооружения храма начались его переделки. В сороковые годы XVIII в. были растесаны оконные проемы четверика, позакомар-ное покрытие заменено четырехскатным, заложены арки галереи, чтобы сохранить внутренние помещения от внешних наносов снега в зимнее время и от большой сырости осенью, скрыты скатной кровлей кокошники на Трехсвятительском приделе. В 1871—1872 гг. к юго-восточному углу храма было пристроено помещение ризницы с полукруглым, как у алтаря, выступом. В это же время маслом была переписана и древняя роспись.

Стоящая с юга Знаменская церковь составляет с Воскресенской единый архитектурный ансамбль. Некогда оба храма окружала общая кованая ограда с фигурными столбами, сооруженная в 1878 г. Точная дата постройки Знаменской церкви неизвестна. Вероятно, возведена она была если не одновременно, то вскоре после Воскресенской в качестве зимнего храма, что во многом способствовало сохранению в первоначальном виде монументальных росписей, икон и памятников декоративно-прикладного искусства в интерьере летнего храма. С запада к Знаменской церкви примыкала многоярусная колокольня.

Именовалась в то время церковь Георгиевской и имела два придела: в честь Космы и Дамиана в трапезной и Прокопия Устюжского под колокольней. Возникновение последнего придела связано, видимо, с профессиональной деятельностью заказчика — торговлей по Северному речному пути, в том числе и с Устюгом Великим, где и подвизался Христа ради юродивый Прокопий, бывший некогда, как и Кирилл Исаков, богатым купцом. С 1799 по 1802 гг. Георгиевская церковь капитально перестраивалась, после чего и была переосвящена в честь иконы Бо-жией Матери Знамение. Приделы при этом были объединены и разместились в сооруженном вновь восьмерике храма, попасть в который можно было по открытому переходу над кровлей трапезной. Прообразом для подобного размещения придела послужил, видимо, Богоявленский собор в Костромском кремле.

С. Демидов

продолжение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *