Воронеж алексеево акатов монастырь

Воронеж алексеево акатов монастырь

Описание объекта:

Алексеево-Акатов монастырь – единственная уцелевшая обитель в черте города из четырех ранее существовавших в Воронеже. Свое название монастырь получил в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1620 году, в день памяти этого святого, жители Воронежа отразили набег литовцев и черкас. В благодарность об избавлении от опасности и была построена церковь и основан мужской монастырь. Расположен на обрывистом правом берегу реки Воронеж, на Акатовой (Окатовой), т.е. покатой, поляне. В 1674 году в монастыре была построена первая в городе каменная церковь во имя святителя Алексия. Отдельно стоящая колокольня этой церкви уцелела до наших дней и является самой старой каменной постройкой города. В начале XX века Алексеево-Акатов монастырь являлся центром религиозной жизни города. В 1926 году в обители располагалась архиерейская кафедра, которую возглавлял архиепископ Петр (Зверев), видный иерарх Русской Православной Церкви. Это время стало важной страницей в истории епархии. Владыка Петр вел бескомпромиссную борьбу с обновленческим расколом, в который уклонились многие храмы епархии. Его яркие проповеди обильно привлекали паству и трогали сердца людей, что не устраивало местные власти. В 1926 году архиепископ Петр был арестован. Принял мученическую кончину на Соловках в 1929г. В 2000году канонизирован Русской Православной Церковью в сонме священномучеников. С 1931 года монастырь был закрыт. В 1990 году открылся вновь как женский.

Жизнь в обители

Женский монастырь Воронежа на Манежной адреса своего не меняет с 1620 года. С того времени мало чего известно о жизни сей святой обители. Но здесь стоит упомянуть богомудрого инока, насельника монастыря, почитаемого задонского старца схимонаха Агапита (тогда он был иеромонахом Аввакумом). Подвижник благочестия, воспринявший благословение от святителя Тихона и его причетного схимонаха Митрофана, подвизался жить в Алексеевской обители.

С женским монастырем Воронежа связано имя еще одного задонского подвижника, жившего несколькими десятилетиями раньше, — молодым дворянином Георгием Алексеевичем Машуриным, чья благочестивая жизнь и письма, неоднократно выходившие в печать, и влияли на спасение многих душ.

Оставшиеся сведения о монастыре XVIII-IX веков в основном касаются внешней и официальной стороны жизни обители. Более известными стали труды настоятелей по благоукрашению и строительству обители, а так же их духовно-просветительская работа, так как эта должность предусматривала совмещение с должностью ректора духовной семинарии. Монастырь с 1742 года был под управлением викарных епископов Острогожских.

Женский монастырь г. Воронежа

Вот, например, Архимандритом Илларионом (Боголюбовым) было составлено более полное для своего времени описание Воронежского Алексеево-Акатова монастыря (1859 г.). В конце XIX века произошел особый духовно-просветительский расцвет монастыря, благодаря деятельности преосвященного Владимира Соколовского, который обладал огромным миссионерским и педагогическим опытом.

Именно в это время в монастыре действовали Епархиальный училищный совет и Комитет православного миссионерства, учительская и регентская школа, где шли богословские беседы и чтения в сопровождении световых картин, обучался хор мальчиков (сам Владыка немало внимания уделял их воспитанию).

Обитель на протяжении всего времени своего существования строилась и благоукрашалась. Сначала была построена двухэтажная церковь, выполненная из камня (1804-1819 гг.), которая и по сей день действует и даже хорошо сохранилась. Нижний храм в 1812 году был освящен в честь Воскресения Христова (сегодня носит имя в честь святителя Алексия). Проект его создал губернский архитектор И. Волков. Деньги на строительство пожертвовала вдова Евдокия Аникеева. Колокольня обители на сегодняшний день является самой древней постройкой в Воронеже, датируемой 1674 годом.

Аресты

Такую же чашу Христовых страданий в 30-х годах пришлось принять и последнему настоятелю Алексеево-Акатова монастыря архимандриту Тихону (Кречкову). Его арестовали по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстреляли в окрестностях Воронежа в день памяти пророка Илии (2 августа). Протокол его допроса был сохранен. В нем можно увидеть неоспоримые свидетельства его нерушимой веры и глубокой мудрости. Там было написано, что слов о том, что общение с безбожниками — это все равно что распинать Христа, он не говорил, и что, приезжая в села, он не вел разговоров о гонении на религию, хотя среди крестьян разговоры такие были.

Вместе со своим настоятелем мученическую смерть приняли и монастырская братия: иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), а также служившие в монастыре священники, Сергий Гортинский и Феодор Яковлев. В 2000 году их канонизировал Архиерейский Собор РПЦ как российских новомучеников.

Летом 1931 года обитель закрыли. Какие участи ждали его насельников, осталось неизвестным, никаких свидетельских документов об этом не осталось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *