Волонтером на валаам

Волонтером на валаам

Трудники Святого Валаама

Николай Белавинский

Так получилось, что я снова оказался на Валаамской земле, но уже в качестве трудника. Я слышал об этих людях, добровольных помощниках братии, но это, пожалуй, и все что я мог бы рассказать о них еще месяц назад. Что же это за люди? Как они живут на острове? Чем занимаются? Чем отличаются от волонтеров?
Каждый из нас приходит разными путями к Богу, но конечный результат у нас всех один. И этот результат будет зависеть от многих вещей: как ты относился к ближнему, своим детям, чисты ли были твои помыслы и дела, откровенен ли был на исповедях, вкушал ли кровь и тело Христовы. Именно таких людей я встретил на теплоходе «Святитель Николай» вместе с которыми я отправился трудничать на остров. Истории, которые я услышал за время своего прибывания на острове настолько разнятся друг от друга, что иногда это просто в голове не укладывалось. Общаясь с такими же трудниками как и я, мне стало понятно что к Богу мы приходим через наши скорби. Скорби которые мы несем через нашу жизнь, это и есть наш крест. Брат Михаил остался без жилья, и не потому что его не было, а потому что он оставил его своей жене при разводе. Он до сих пор общается с ней, в августе она приезжает на Валаам, брат Михаил подробно узнал все для нее: как доехать, где остановиться. Разве это не любовь, к ближнему? Именно она, в самом своем ярком проявлении. Еще один брат спасается на острове от алкогольной зависимости, в нашем разговоре он мне сказал «я не могу жить в городе, там постоянная суета, друзья постоянно зовут выпить». Есть, люди, которые остались без работы и решили, что не стоит тратить время своей жизни впустую, а посвятить его труду во Славу Божию. Есть братья, которые ездят по обителям России, благодаря им я узнал о Дивеево, Соловках. Много ли нас таких в России? Я бы ответил так: все мы.

Многие из нас в своих скорбях ожесточаются, закрываются. Но еще больше людей находят свой путь, открывают свои таланты, становятся добрее и чище.
Тяжело ли быть трудником? Может быть для некоторых тяжело, но я ни одного такого человека не встретил. Все, кто приезжает трудиться во славу Божию прекрасно понимают для чего они сюда приехали.
Сейчас трудников расселяют в детском саду, так как в светлый праздник Пасхи случился пожар в зимней гостинице, где до этого размешали трудников, никто не пострадал. Но не смотря, на это братия монастыря не отказывает мирянам в их желании потрудиться во славу Божию.
Мы просыпались в половину пятого и начинали готовиться к полунощнице-одна из служб суточного богослужения, которая начиналась в пять часов. Во время службы нам раздавали тетради и записки с именами, мы читали сорокоуст о здравии-ежедневное молитвенное поминание. Число сорок очень значимое, оно часто встречается в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Русская Православная Церковь установила правило совершать поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. В течение сорока дней душа усопшего проходит испытания на мытарствах, а на сороковой день совершается частный суд. Предполагается, что как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и безкровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное. Так же есть сорокоуст «о здравии». Сорокоуст можно заказывать и на более продолжительное время. Когда я читал незнакомые мне имена, где то, в глубине души я радовался, наконец то я начал молиться не только за своих близких и знакомых, но и за совершенно чужих людей. Список с именами довольно таки большой, особенно мне запомнилось что люди пишут имена заключенных, а это значит, что за них молятся, о них помнят.
В девять часов у многих начиналось послушание. У некоторых послушания были в другое время, кто то, работал в котельной, ночью, готовил в трапезной. Мое же послушание было в Верхнем саду. Сколько раз я не был на Валааме, но в сады я никогда не заходил. Надо отметить что на острове есть много мест куда «вход не благословляется», это означает что туда ходить нельзя. На усадьбе есть три сада: нижний, средний и верхний. Как я уже написал выше, послушался я верхнем саду, за которым смотрит матушка Фотиния. В понедельник был дождь, я забыл взять с собой дождевик и резиновые сапоги. Матушка сразу же это поняла и без всякой укоризны выдала мне эти вещи, что бы я не заболел. Так произошло мое знакомство с этим замечательным человеком. Я никогда в своей жизни не общался с матушками, особенно для меня было непонятно как женщина может давать послушание в мужском монастыре. Но потом я понял, что это совершенно не те вопросы, которые человек должен задавать сам себе находясь в монастыре. Основной смысл послушания состоит в том, что ты исполняешь его, не задавая каких либо, вопросов, нравится тебе или нет, в послушании ты приобретаешь смирение, это очень важная составляющая часть в человеке. Все мы так или иначе в нашей жизни сталкиваемся с такой чертой характера как гордость или гордыня, очень многих эта черта приводит к нехорошим последствиям: ссоры, разводы, раздел имущества, обиды, которые у многих затягиваются на года, некоторые начинают пить. Смирение, которому я научился на Валааме очень помогает мне в жизни: я стал более спокоен, не раздражаюсь, перестал осуждать. Конечно это тяжело, когда кто то, делает тебе нехорошие и неприятные вещи, а ты в ответ не отвечаешь злом, но к этому можно прийти, главное желание. В нашей келье жило двенадцать человек, некоторые храпели, когда спали, но никто из остальных не сделал им замечание или укор, что, бы человека не поставить в неловкое положение и не дать ему почувствовать себя виноватым что, он не дает брату спать в тишине, это тоже часть смирения.
Перед началом послушания Матушка Фотиния читала молитву: молитва перед началом всякого дела. Сначала я собирал «паденки» — яблоки которые осыпались с яблонь, затем я варил варенье на печи, которая стоит у пруда в саду. На печь ставится большая кастрюля и твоя основная задача, подкидывать дрова в печь и перемешивать варенье. А еще было послушание делать яблочный сок, мне приносили яблоки, и я выдавливал в соковыжималке из них сок в банки. Еще очень важно отметить то что время послушания связанного с приготовлением пищи надо читать молитву: так делают на ферме, в трапезной, в садах. Так проходило мое послушание.
Заканчивали мы в двенадцать часов заходили в нижний храм: прикладывались к иконам и мощам.
В час дня, начиналась, обеденная трапеза, трудники питаются в братской трапезной, я не буду ее описывать так как она похожа на трапезу в Никольском скиту (которая была описана в предыдущем рассказе).
С двух часов до пяти послушание продолжается. Затем мы уходили в наши кельи. Трудники-это люди, которые помогают братии обеспечивать жизнедеятельность монастыря и в связи с этим могут быть дополнительные послушания – общие послушания, такие как: разгрузка корабля или разгрузить питание из прицепа трактора на склад. В шесть часов вечера вечерняя трапеза, а затем до девяти часов свободное время.
Существуют определенные келейные правила или уставы, причем в разных монастырях они могут быть различны. Обычно они включают в себя «Утренние и вечерние молитвы», чтение Евангелия, апостольских посланий, Псалтири, акафистов, канонов, выполнение определенного количества поклонов.
Утренние молитвы мы читали в келье, после того как просыпались. А вот вечернее правило у нас начиналось в девять часов вечера. Все трудники становились в коридоре в два ряда, друг напротив друга, а в самом начале стоял комендат, и читал Евангелие или апостольские послания. Затем мы по очереди читали «молитвы на сон грядущим», каждый из нас всегда берет с собой молитвослов. В прошлую мою поездку, один из волонтеров — Мария Шаповалова подарила мне свой молитвослов, теперь он со мной в любой поездке. Спасибо сестра Мария. Очень важная составляющая в вечернем правиле – чин прощения. Мы обнимаем друг друга по кругу и просим друг у друга прощение. Образовывается своего рода замкнутая цепочка обнимающихся братьев. Скорее всего со стороны это не понятно, но когда ты принимаешь участие то, чувствуешь прилив радости, что то, светлое и чистое, ложишься спать со спокойной совестью и чистыми помыслами.
Моя поездка совпала с православным праздником, который был 19 августа Преображение Господне — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас). Для верующих происходит послабление в употреблении постных продуктов. Славяне верили, что до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Также в этот праздник, девушки гадали на суженого, а хозяйки пекли пироги, варили яблочное варенье.
Полным, но приятным для меня совпадением стал еще один праздник в эту поездку – День всех Святых на Валааме просиявших. Поскольку Валаам, это место для меня особенное, близкое и целебное для моей души, этот день для меня тоже стал особенным. Раньше я всегда удивлялся жизни Святых, но в течении определенного времени пришло понимание, что это такие же люди как мы, только образ жизни сделал их святыми: непрерывный молитвенный подвиг и труд во славу Божию, полное отречение от своей воли, мирских страстей.

Когда то, описание жизни святого Николая Чудотворца я читал как художественную литературу. Но затем я понял, что это не рассказ о жизни человека ставшего святым, а руководство и к моей тоже жизни, так же, как и описания жизни других Святых. И уже в дальнейшем такие труды я стал читать по – другому: смотрел могу ли я что то, применить относительно себя, задумываться о том, что я делаю хорошего, какую пользу приношу ближнему, всегда ли я благодарю в конце дня Господа нашего Иисуса Христа, за то, что имею, за прожитый день, за то, что мои близкие живы и здоровы, часто ли исповедуюсь и принимаю кровь и тело Христовы. Именно для этого пишутся эти книги, и именно поэтому мы должны их читать, что бы, всей своей сущностью, душой стремиться именно к такому образу жизни.
Не только в молитве и послушании проходят дни у трудников Валаамского монастыря. Братия также заботится и о культурном просвещении, организовывая экскурсии на скиты монастыря, а также по самой усадьбе и на колокольню.
И в заключении своего рассказа мне хотелось бы поблагодарить за теплый и радушный прием братию монастыря, особую благодарность хочется выразить послушникам гостиничной службы и коменданту, который несет послушание и отвечает за трудников. Ваши имена я не называю, так как знаю, что не всем это нравится, но когда я печатаю эти строки, я вспоминаю вас только хорошими словами. Каждый из вас лицо и будущее Валаамской Обители.
Николай Белавинский
Остров Валаам, август 2016

Валаам всегда привлекал к себе паломников. Уединение и молитвы на Валааме приносят умиротворение и укрепление веры. Не малую роль в этом играет и красивейшая природа острова: отвесные скалы, высоченные сосновые леса, теплые озера. Вопрос: Как попасть на валаам самостоятельно, интересует путешественников.

Название Валаам переводится с финского как «высокая земля» или «земля клятвы, света». Многие считают, что название произошло от имени языческого бога Ваала. Предания гласят, что когда-то Андрей Первозванный достиг этих мест и благословил горы острова. Сейчас Валаам это место поклонения православных паломников.

На Валаам можно приехать с экскурсионной группой. Из Санкт-Петербурга много туров выходного дня на остров. Круиз рассчитан на 2 дня: отправление вечером на теплоходе, целый день на острове, и обратная дорога. Утром вы уже в Питере. Цена от 3600 за человека. Но многие туристы предпочитают побывать в этом святом месте без толпы незнакомых людей. И тогда возникает вопрос. Как попасть на Валаам самостоятельно?

Есть несколько маршрутов

Из Приозерска почти каждый день от пристани Валаамского монастыря в 9.30 отходит теплоход «Валаам». Поездка на теплоходе займет 3,5 часа. Еще можете добраться на метеоре в 11.00. Дорога займет всего за 1,5 часа. Нужна только самостоятельно договариваться.

Из Сортавала вы доберетесь самостоятельно на рейсовом теплоходе, который ходит по понедельникам и пятницам в 16.00 или в 17.00. Время в пути составляет 2,5 часа. Можно приехать и экскурсионным теплоходом «Метеор».

Он ездит в Валаам каждый день, только без четкого расписания. Чтобы добраться до острова вам придется самостоятельно покупать билеты у персонала теплохода.

Из Санкт-Петербурга регулярно ходят круизные теплоходы. Вы можете не попасть на него, так как билеты продаются непосредственно перед началом отправления, по остаточному принципу.

Важно!

Если у вас не куплены заранее билеты обратно, то нет никакой гарантии, что вы вернетесь вечером обратно. Посадка на теплоходы и метеоры происходит сначала экскурсионных групп, а потом туристов и паломников. Вам просто может не хватить места. Можно попробовать договориться с владельцем моторной лодки. Так же вы должны помнить, что едите на остров. Ладога осень неспокойна, и вы можете застрять на Валааме, если начнется шторм.

Для экстрималов возможна поездка на Валаам на машине. В Приозерске вы можете договориться и приехать на пароме. Стоимость парома 15000 рублей в один конец. Конечно, не самый дешевый вариант.

Волонтёры

«Валаамская летопись» — поездка на Валаам на 2 недели с послушаниями

К участию в программе приглашаются активные мужчины и женщины от 18 лет, без вредных привычек и зависимостей, готовые потрудиться в помощь монастырю.

Волонтеры и трудники принимаются на срок в две недели и более с середины мая до середины сентября.

Выполнение послушаний является неотъемлемой частью программы.

Допускается участие в программе детей от 16 лет в сопровождении совершеннолетнего родственника.

Возможности привезти с собой домашнего питомца (кошку, собаку и др.) нет.

Каждому участнику поездки предоставляется бесплатно:

  • проезд Приозерск-Валаам- Приозерск или Сортавала-Валаам-Сортавала. До монастырского причала в городе Приозерск (Сортавала) и от Приозерска (Сортавала) до дома каждый волонтёр едет самостоятельно и за свой счёт
  • размещение на острове в общежитиях в зависимости от места послушания: на корабле-гостинице «Адмирал Кузнецов» в 8ми местных 2ярусных каютах с удобствами на этаже; на Воскресенском скиту.

    (Мужчины и женщины отдельно)

  • 3-х разовое питание по уставу церкви (с соблюдением постов и постных дней)
  • 2 экскурсии: «Центральная усадьба» и «Скиты Валаама», в свободное от послушаний время.

С понедельника по пятницу обычно полные рабочие дни. В субботу работа только до обеда. Воскресенье и двунадесятые праздники – выходные дни. Если придется потрудиться в выходной день, то взамен будет предоставлен свободный день в течение недели.

Каждый участник поездки должен иметь с собой:

  • паспорт
  • полис ОМС или медицинскую страховку
  • рабочие перчатки (удобно иметь несколько пар тряпичных и обливных или прорезиненных перчаток)
  • рабочую одежду и обувь — прочную, удобную (Валаам — это скалы, леса, поля и грунтовые дороги)
  • резиновые сапоги (не выше колена)
  • тёплую одежду (погода на Валааме очень переменчива)
  • дождевик (крепкий, не одноразовый)
  • тёплые шерстяные и х/б носки
  • тапочки для бани
  • полотенце: средства от простуды, для жкт, для обработки ссадин и порезов. Учитывайте особенности своего организма: сердце, аллергия, суставы, давление
  • фонарик (пригодится в августе и сентябре)
  • чашку

Примерный распорядок дня:

  • 9.00 завтрак
  • 9.30-12.30 выход на послушания
  • 13.00 обед
  • 14.00-18.00 выход на послушания
  • 18.00 ужин и свободное время

Свободное время волонтёры и трудники проводят в соответствии со своими пожеланиями и интересами.

Возможно посещение богослужений, самостоятельные прогулки по острову, скитам, лесу.

На туристических стоянках можно пользоваться костровым оборудованием, столами, скамейками, жечь костер, пить чай, петь песни под гитару и без, играть в волейбол, бадминтон.

Запрещено:

  • употребление алкоголя
  • употребление наркотических средств

На Валааме есть:

  • почтовое отделение, банкомат «Почта России»
  • сотовая связь — МТС, Мегафон, Билайн. Можно купить сим-карту и пополнить счёт
  • продуктовый магазин с небольшим отделом хозяйственных товаров
  • медицинский пункт
  • прокат велосипедов

На Валааме нет:

  • банковских отделений
  • аптеки, больницы, поликлиники

Для участия в программе нужно заполнить анкету, отправить на адрес volonterpsvm@gmail.com

Из книги «По родному краю. Сборник статей по отечествоведению.»
Составитель В.Львов.
1902 г.

Трудовая жизнь на Валааме.

Вл. Попов

В северной части Ладожского озера, омываемая светлыми и холодными его водами, высоко над поверхностью вздымается группа скалистых островов, число которых доходить до 40; они образуют из себя целый архипелаг, простирающейся от запада к востоку на 12 верст, а от севера к югу — 7. Острова эти покрыты густыми хвойными лесами; берега их по большей частью круты, обрывисты и нередко походят на крепостныя стены, благодаря тому, что валаамская горная порода в местах, открытых действию воздуха, ветра и атмосферных осадков, растрескивается на большие кубы, кажущиеся большими камнями и плитами, сложенными человеческими руками. И эти острова-крепости подвергаются частым и ожесточенным атакам грозных и седых волн которыя во время бури набегают на них рать за ратью, с ревом и воем. Отраженныя неприступными скалами истерзанны волны отступают назад с злобным рокотом; за ними новой чередой несутся и вступают в бой новые и свежие полки таких же свирепых воинов, но и их ожидает та же участь…

Но, когда озеро спокойно, его зеркальная и чистая поверхность отражает в себе причудливо изрезанную линию берегов со всеми их суровыми и величавыми красотами.
Высшия точки островов достигают 23 сажен; глубина озёра вокруг островов весьма значительна: местами она увеличивается постепенно, местами же опускается сразу на 3-10 и до 40 саж., у острова же Предтеченского глубина озера доходить до 100 саж. с лишком!
В древния времена острова населяли номады, живуще в естественных впадинах скал или в пещерах, вырубленных ими в подножиях утесов. И по настоящее время сохранилось еще кое-где следы этих первобытных человеческих жилищ, но розыскать и определить их мог бы только знаток. Монахи-отшельники, селившиеся в разных частях главного острова и на прочих островках, замечали не раз какие-то неведомые знаки, высеченные на гладких поверхностях скал, и находили каменныя орудия и остатки утвари древних обитателей островов.
На самом большом острове „Валаам», что в переводе с финского будет „землею Велеса», языческого бога, главным капищем которого был некогда этот остров, приютился Валаамский Спасо-преображенскии мужской монастырь. Возникновение монастыря относят одни ко временам Св. Ольги, другие — Св. Владимира; как бы то ни было, но за время своего долгого, существования, монастырь подвергался многим случайностям; не раз разоряли его и шведы; но он всегда возрождался из развалин и пепла. В настоящее время монастырь находится в цветущем состояния: владеет всем архипелагом, ему же принадлежать некоторые острова Ладожского озера, лежащие и вне архипелага; в Петербурге и Москве он имеет свои подворья, а количество братий доходить в нем до 400 человек.
Русских селении, как на Валаам, так и на прочих монастырских островах нет, а ближайшие населенныя берега отстоят от него не менее, как на 25 верст.
В общежитии этом, удаленном самою природою от мира, а в зимнее время, когда озеро борется со стужами, стремящимися заковать его в ледяныя цепи, — во время этой борьбы стихии совсем оторванном от него, должны были выработаться самодеятельность и самопомощь. И действительно, они широко развиты в этом общежитии.
Об этой-то трудовой жизни и достигнутых ею результатах я и хочу, разсказать в настоящем очерке.
На второй день по выходе из Петербурга, после суток с лишком водного пути по Неве и Ладожскому озеру, трехмачтовый, двухпалубный винтовой пароход „Петр I», на котором я находился, подходил уже к группе Валаамских островов.
Обогнув западную часть главного острова, пароход вошел в чудную, естественную монастырскую бухту, выдающуюся широким и глубоким рукавом в глубь острова на протяжении полторы или двух верст. В глубине этого всегда спокойного залива, на высокой скале, вершина которой представляет из себя большую и довольно ровную площадь, стоит громадный и прекрасный новый собор с голубыми главами, увенчанными золотые крестами, которые уходят в чистую лазурь неба и блещут в ней.
Собор заключен в большой четырехугольник, образуемый длинными, двухэтажными каменными постройками, в которых помещаются келии братии, канцелярия, монастырский архив, иконописная, фотография, просторная, библиотека, переплетная и различныя мастерския. Вокруг этого четырехугольника, на площади, расположена гостинница для приезжающих, странноприимный дом, здание водопровода, стоящее над самым обрывом, и другия службы.
Когда пароход подваливает к пристани под горою, прежде всего обращает на себя внимание роскошный фруктовый сад и цветник, разведенные на склоне скалы.
Когда-то это был голый камень, но, благодаря усердию одного монаха, руководившего устройством сада, в течете двадцати лет, удалось наносить такой слой почвы, что можно было приступить к насаждению деревьев и цветов. Тут будет кстати остановиться на том, что удалось сделать монахам в области культивирования скудной и каменистой почвы островов.
Всё монастырские острова занимают в общей сложности около 3100 десятин. Почти вся эта площадь состоит из твердой или более или менее разрыхленной породы, и только местами попадаются неглубокие слои глины или чернозема. До двадцати десятин находится под монастырскими строениями, садами и огородами около пятисот сажен рыхлой почвы отведено под братское кладбище.
Удобной же земли для посевов и сенокосов едва ли есть более 130 дес. До 700 дес. покрыто лесом и кустарником, все ж остальное пространство представляет из себя или болотистый места, или каменныя розсыпи, или же горы, покрытыя мхом, брусничником и безполезным кустарником, или совсем обнаженный скалы. По всему острову проложены прекрасныя дороги, для осушения болот вырываются канавы, а лес очищается от валежника. Что касается хлебопашества, то, понятно, оно не могло широко развиться на островах, благодаря недостатку земли.
Тем не менее, при обыкновенном урожай, рожь бывает самдесять, овес и ячмень — самтретий; в хороший же год рожь родится самшестнадцать, а овес самчетвертый. Сено и овощи всегда в изобилии, так что их хватает не только самим монахам на круглый год, но и на раздачу 6едным прибрежным финнам, приезжающим в обитель за помощью.
Все иноки, начиная с наместника и до послушника, участвуют летом в уборке сена, в огородных и садовых работах (посадке и уборке овощей и плодов). Освобождаются от этих общих работ только престарелые и немощные.
Огородныя и парниковыя работы начинаются в начале марта. В июля поспевает горох, в начал августа — лук, в половин сентября — картофель и капуста. В парниках же с успехом разводят арбузы, дыни и тыквы; первые достигают иногда до 20 фунтов., вторыя — до 7, а тыквы — до 2 пудов.
Ягода крыжовника, малины, смородины снимают много,, а яблок — белого налива, антоновских, анисовки, опортовых и других сортов ежегодно собирают до 900 четвериков. Только сливы, груши и дули вызревают с трудом и не всегда.
Преобладающими деревьями на островах являются сосна и ель, но встречается и береза, ольха, осина, рябина, черемуха, клен, калина и жимолость; но честь разведения других ценных пород, как-то: дуба, кедра., каштана, пихты, лиственницы, орешника, серебристого и бальзамического тополей и вяза — принадлежит всецело человеческим рукам. На Валааме устроено несколько питомников, и в них выращиваются эти деревья; пихта же, лиственница и дуб разсажены по всему острову.
Наряду с питомниками древесными, на остров имеются так-же питомники ягодный и плодовый. Между прочим, одних яблонь в питомник до 60 видов, а к некоторым из них привито до 10 сортов (на одном штаме); вид такого дерева во время созревания яблок чрезвычайно интересен, благодаря разнообразии форм и окраски его плодов.
Наконец, в монастырь есть ботанический сад, в котором выращиваются различныя аптекарския травы: мята английская и кудрявая, шалфей, полынь, иссоп и другия.
Сколько труда и терпения потребовалось для того, чтобы осуществить все то, что я перечислил здесь! За садоводство и огородничество монастырь получил в разное время, от нескольких обществ, ряд серебряных медалей, хранящихся в монастырской библиотеке.
С той минуты, как вы только сошли с парохода на монастырскую землю, на каждом шагу вы наталкиваетесь на след упорного и, порою, тяжелого труда.
От пристани вы поднимаетесь по прекрасной гранитной лестнице в 62 ступени на верхнюю площадку, огражденную со стороны обрыва массивною железною решеткой, длиною в 120 саж, монастырского изделия.
Главною святынею монастыря являются мощи преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, покоящихся под спудом, в соборном храме Преображения Господня, занимающем первое место среди шести монастырских храмов. Он воздвигнуть в недавней период между 87-89 годами на месте, которое до того времени занимал прежний скромный собор, существовавший около 100 лет.

Сломка стараго собора потребовала немало труда: вся братия с о. игуменом во глав очищала и сносила кирпич и щебень; через два месяца прежняго собора нестало, а на его месте начали созидать новый.
Я видел фотографию собора, окруженного еще лесами, по которым поднимается с тяжелою ношею кирпичей -за плечами тогдашний игумен Ионафан, под непосредственным наблюдением которого производилась постройка собора.
Весь строительный материал: кирпич, из которого производилась кладка храма, гранит, служивший для фундамента и цоколя, плита, известь — все, за исключением кровельного железа и колоколов, своего приготовления Даже вызолоченные гальваническим путем красной меди кресты, увенчивающие пять куполов соборных и колокольню работы монахов.
За строительным периодом наступил период внутренней отделки храма: слесарныя, столярныя, резныя, лепныя и позолотныя работы и, наконец, живопись — все это дело рук трудолюбивой братии, и для всего этого в монастыре существуют специальныя мастерския. Строительный материал постоянно требуется в монастырь то на постройку новых зданий, служб, часовен, то на ремонт и расширение старых; поэтому на островах, где есть хороший и прочный гранит, производится безпрерывно его бурение и ломка; его перевозят на собственных парусных судах, выгружают на приспособленную для этого пристань в монастырском заливе и обтесывают его здесь же; кроме того, на главном острове существует печь для выжигания извести из мрамора, постоянный кирпичный завод.
Занятая послушаниями, братия только в праздничные дни бывает на всех церковных службах, а в будни является только к утрени и, отслушав ее идет к своим обязанностям, расходится по мастерским и принимается за работу. С 6-ти часов утра в мастерских уже кипит работа. Каждое дело имеет во главе „хозяина» (заведующаго), без благословения которого послушники не имеют права ни начать, ни кончить, ни изменить сколько-нибудь своего урока.
Благодаря такой дисциплине, дети и юноши, одни поступившие по собственному желанию, другие отданные родителями или родственниками, проходят прекрасную школу труда; изучая в совершенстве то ремесло, которыми они занялись по склонности или назначение, они воспитываются и нравственно. Разумеется, не многие из тех, кто поступил в монастырь в детстве, или отрочеств, остаются в нем навсегда: большинство из них уходит потом снова в мир, унося с собой прочныя знания и привычку к упорному и производительному труду.
Братия проходить послушания, смотря по способностям, а иногда по назначению; клиросное, пономаря, звонаря; вырезывает крестики и образа, точит ложки; другие занимаются мастерствами: иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным, выделыванием глиняной посуды, портновским делом или пекут просфоры, хлеб, колют и возят дрова, варят квас, прислуживают в трапезной, трудятся в поварне, стирают белье, ловят рыбу и т. д. Неся труд на пользу целой общины, братия, в свою очередь, получает все нужное из нея же.
Вся одежда и обувь приготовляется в собственных мастерских, а кожа для обуви выделывается на своем кожевенном заводь, устроенном на остров, вне монастыря.
Большинство мастерских сосредоточивается в зданиях, непосредственно окружающих собор, но многия из них расположены и в других зданиях, стоящих вне монастырского четырехугольника, Так, в прекрасном здании водопровода находятся все мастерския, в которых требуется применение паровой силы.
Сам по себе водопровод является любопытным сооружением. В монастыре давно уже ощущалась острая необходимое облегчить, насколько это возможно, добывание того большого количества воды, которое требовалось ежедневно. Прежде воду носили, из залива по крутой скале, имеющей по склону около 40 саж. Это являлось трудом, на который уходило масса времени и тяжелых усилий, в особенности зимою, когда ступени и спуски этой скалы покрывались льдом. Возили воду и в бочках, но все это неудовлетворяло потребностей монастыря в воде. Наконец, в шестидесятых годах, при игумене Дамаскин, благодаря некоторым пожертвованиям, на краю сорокасаженного обрыва над монастырским заливом выросло прекрасное трехэтажное каменное здание водопровода. Посредством паровых насосов, проложенных склону горы, вода берется и поднимается наверх, а по чугунным трубам идет во всё жилыя здания: кухню, погреб, хлебну, больницу, гостинницу, конюшню, в ближайшие сады и огороды, где устроены краны. Та же паровая машина передает свою силу проводам в различныя мастерския, находящияся в здании водопровода. Здесь устроены: лесопильня, мукомольня, токарная и слесарная; последния исполняют постоянно множество работ для монастыря. Кроме того, здесь же помещаются: прачечная с особым бассейном для мытья белья, баня, а в нижнем этаже — кузница с четырьмя горнами, снабженными особыми усовершенствованными мехами, действующими с замечательной легкостью.
Неподалеку от монастыря расположены рабочий и конюшенный дом и хлебный амбар. Первый — большое двухэтажное строение, в котором помещаются кухня и трапезная для монастырских рабочих, „рухольня» с одеждою для них; здесь же живут все вольнонаемные работе: каменотесы, бурильщики, кузнецы, слесаря, преимущественно из береговых финнов.
Конюшни — просторныя и теплыя помещения с прекрасны стойлами; все приспособлено так, чтобы животным жилось лучше, а уход за ними был бы облегчен. Так, водопровод дает всегда в изобилии воду, проведенную к самым корытам, а обширный сеновал находится над головами лошадей. Всех их шт. 70; среди них есть купленныя и жертвованныя, но большинство своего конного завода, устроенного на одном из отдаленных островов Германовом, где имеются прекрасные луга, служащие пастбищем для лошадей.
Работы на долю лошадей выпадает много: на них пашу возят лес, дрова, камень для построек, хлеб и другие съестные продукты; на них поддерживается сообщение между монастырем и отдаленными островными скитами, а зимой, когда установится дорога по льду через озеро, и с материком.
Между рабочим домом и конюшнями находятся сараи для экипажей, телег и пожарных инструментов, а также колесныя и тележныя мастерския.
Хлебный амбар устроен так, что устраняет всякую возможность порчи сложенных в нем хлебных и иных пищевых запасов; для подъема тяжелых кулей в нем устроен железный подъемный кран.
На восточной сторон монастыря находится каменная рига с двумя сушильными печами и большим гумном для обмолачивания хлеба; впрочем, при риге имеется и молотильная машина.
Коровник, скотный двор и образцовая монастырская ферма расположены к западу от монастыря, в растоянии 6 верст сухим путем и 2-х водой.
Вдвоем с послушником, отправленным на ферму за молоком для больного, я отправился туда на лодке.
Прогулка на ферму была прелестна. Переправившись через монастырский залив, мы направили нашу лодку в глухой его конец, откуда начинается извилистый проливчик, то расширяющийся, то суживающейся до того, что весла упираются в высокия гранитныя стены берега; проливчик соединяет воды залива с внутренним островным бассейном — большим озером.
На одном из каменистых мысов этого озера, неподалеку от воды, одно возле другого расположены здания коровника, погреба, фермы и скотный двор.
Сама ферма это двухэтажное с мезонином каменное строение, крытое железом. В первом этаж его помещается кухня и ряд больших комнат с длинными и широкими полками по стенам, уставленными всегда безчисленным множеством крынок и плошек с молоком, сливками, сметаною и творогом, которые проходят здесь последовательно все свои фазисы. Во втором этаже живет братия в количеств 12 человек, наблюдающая за скотом и работающая на ферм. В подвальном этаже поставлена паровая машина, построенная своими силами; тут же, рядом с ней, в скал выбурена вертикальная шахта, соединенная с озером другою — горизонтальною шахтою.
Из этого колодца паровая машина берет воду из озера и снабжает ею все этажи фермы, коровник и скотный двор, которые соединены с водопроводом чугунными трубами, как и в монастырь. Этой-же паровой машиной монахи пользуются для сбивания масла, приготовления картофельной муки, резки соломы для корма скота. Тут же, при водопровод на ферм, осенью и зимой производится искусственное разведение рыбы.
Для этого служат приготовленные на собственном гончарном заводе, где выделываются из глины различныя хозяйственныя вещи и посуда, большие глиняные ящики; в них, на стеклянную решетку, кладется рыбья икра, которую омывает безпрерывно бегущая из крана вода.
Весною, в мае месяце, подросшую и окрепшую уже рыбешку выпускают в монастырский залив, в количеств 40 и более тысяч.
Рыба служить одним из главных предметов питания монастырской братии и приезжих богомольцев, поэтому рыбною ловлей занимаются здесь серьезно и в широких размерах. В определенное время года около Валаамского архипелага ловятся следующие породы рыб: лосось, „ясиная»‘ и «кряжевая» панья, язь, харьюс налим, щука, окунь, плотва, ерш, корюшка, ряпушка и, наконец сиг „валаамка», этот особый род сигов, живущий в северной части Ладожского озера, преимущественно около валаамских островов и в средней части Онежского озера; длина его от 5 вершков, вес от 2-3 ф.; он живет исключительно на больших глубинах. Когда его вытаскивают на поверхность, то воздух наполнявщие его плавательный пузырь и находивщиеся под давлением значительного столба воды, — расширяются, раздувают пузырь и сильно выпячивают брюхо рыбы позади грудных плавников.
В монастырском залив, под Горой, близ пристани, устроен рыбачий домик или „Коптелка», как его зовут монахи.

Там, в этой избушке, в короткие зимние дни и длинные вечера при скудном свет лампы, гудит деревянное колесо и навивается на него безконечная серая нить, высучиваемая из пеньки молодым послушником; другие же монахи и послушники тихо плетут огромныя рыболовныя сети, свешивающияся с потолка, которым оне прикреплены; тут же чинят старыя. По закопченным, коричневым стенам висят на деревянных гвоздях толстые мотки ниток, скрученные на подобие кос; под потолком, за балка сложены готовыя сети, ожидающия своей очереди изведать глубины озера и взглянуть на подводныя чудеса.
Крупную пойманную рыбу солят, заготовляют в прок, мелкую же немедленно употребляют в пищу.
Как ни скромна и ни однообразна монашеская пища, того, чтобы напитать ежедневно около 400 душ, необходимы значительные съестные запасы. Если в монастыри не хватает своего хлеба, то мы видели, что овощами и молочными продуктами общежитие это обезпечено; недостающую же часть хлеба и круп монастырь покупает в Петербурге.
Хлеб в монастыре удивительно хорош, так как пекарня монастырская — образцовое учреждение; между прочим, квашни в ней тоже особого устройства: тесто перемешивается в них посредством лопастей, приделанных к вертикальному стержню, прикрепленному ко дну квашни и приводимому во вращательное движение рычагами.
После нескольких дней, проведенных мной на Валаам, я оставил эту общину, унеся с собой навсегда отрадное и.светлое впечатление о ея трудовой жизни.
Накануне отъезда, вечером, я сидел в келии, отведенной мне в гостиннице, и записывал наблюдения дня. Келия была маленькая, сводчатая, с одним окном, выходившим на монастырскую площадку. Мне стало душно в этом каменном мешке с непроницаемо толстыми стенами… Я распахнул окно, и в келию ворвалась струя свежого вечерняго воздуха, напоенного запахом хвои и цветов монастырского сада, расположенного под горой.
Тихо опустилась на землю немая ночь, потонули во мрак окрестные леса, только какой-то шум, подобный шуму многолюдной толпы в отдалении, доносится до мирно спящей обители. Это ветер с озера качает вершины старых сосен и шумит меж их ветвями. Темное небо усыпано золотыми дрожащими звездами, кроткими и далекими… Взошла луна и разогнала тьму; черныя тени упали на землю, пресмыкаясь и трепеща; ветер стих, и ни один звук не нарушает спокойной тишины, стоящей на страже сна утомленных людей и природы. Залитыя лунным светом, как только что выпавший снег, белеются монастырския здания. Широкая лента монастырского залива, сотканная из серебряных блесток, чуть колышется, и так тихо и ровно, как грудь спящаго… Высоко в небе, облитый потоками голубого лунного света искрится и сверкает золотой соборный крест… Дрожащие и мелодичные звуки сорвались с медного языка колокола и один за другим понеслись но острову, теряясь и замирая в чаще леса…

наверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *