Волною морскою текст канона

Волною морскою текст канона

Рождество словно «Волною морскою…»

05.01.2015

Рождество Христово чествуется Церковью с особым торжеством, как ни один из двунадесятых праздников. Этот день радостен не только потому, что Христос пришел в материальный мир, но и потому, что впоследствии Он принял Крещение от Иоанна в Иордане, положив начало своему земному служению, а потом, пострадав на Голгофе, избавил человека от греха и проклятия смерти.

Если сопоставить построение предпразднственных служб на Рождество, Богоявление и Пасху, то сразу бросается в глаза их схожесть. В первых двух случаях – это сочельники, а в последнем – служба Великой Субботы. Подчеркивается сотериологическая и богословская значимость данных событий. С незначительными изменениями, соответствующими теме праздника совпадают каноны и трипеснцы Страстной седмицы и предпразднеств Рождества и Богоявления, равно как и служба «Царских часов». Например, 2 января на повечерии положены два трипеснца, составленные по образцу трипеснцев Великого Понедельника и Вторника, 3 января – по образцу канона Великого Четверга «Сеченое сечется…», 5 января – по подобию трипеснца Великой Пятницы «К Тебе утренюю…», 6 января – по образцу канона утрени Великой Субботы «Волною морскою…», так как Спаситель пришел на землю, родился на ней, чтобы спасти людей Своими страданиями и крестной смертью: «Рожденный бо ныне плотию, во гроб и смерть хотел еси внити, и паки воскреснути тридневен».

В этих песнопениях отображается тот кенотический, уничижительный момент, который проходит через весь искупительный подвиг Спасителя в рождении в яслях, в крещении от Иоанна и в страданиях и погребении. Тексты трипеснцев и канонов раскрывают глубину таинства Боговоплощения. Сын Божий воспринял образ раба, и пременил Свою Божественную славу на рабское уничижение. Воплощение явилось для Него своего рода крестом – первым крестом, может быть, не менее тяжелым, чем крест последний – крест смерти.

Обратим внимание на заупокойные ирмосы «Волною морскою…» 6-го гласа, которые поются всего трижды в году. Если на утрени Великой Субботы они более чем оправданны, поскольку «сия Суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснул», то почему тот же заупокойный колорит присутствует на повечериях под Рождественский и Крещенский сочельники?

В икосе Пасхального канона Христос называется «Солнцем, зашедшим некогда во гроб». Но Он выйдет, родится из гроба, потому что Солнце не может умереть. Ранее это Солнце восходит из Иорданских струй для своего земного подвига. А сегодня это же Солнце рождается в Вифлееме из утробы Матери. В каждом из этих Евангельских событий происходит рождение – сначала в материальный мир, затем в мир духовных трудов и, наконец, в Жизнь Вечную. А ведь на самом деле нельзя родиться, не умерев. Не умерев при появлении на свет для материнской утробы, не умерев для мира, начав служить Небу, и не умерев физически, чтобы наследовать Царствие Божие. Христос прошел через все эти смерти и рождения, тем самым открыв человеку путь к спасению. Поэтому ирмосы «Волною морскою…» поются в канун Рождественского и Крещенского сочельников.

Этот момент в полной мере почувствовали составители церковных служб, оставившие нам шедевры литургической поэзии. Ирмосы канона Великой Субботы, по образу которых созданы соответствующие Рождественские ирмосы, от 1 до 6 песни принадлежат преподобной Кассии Константинопольской, а остальные – творение преподобного Космы Маюмского. Рождественский канон «Волною морскою…» – это канон повечерия из службы сочельника, а не утрени. На утрени данный канон поется в том случае, если предпразднество попадает на воскресный день.

В богослужении предпразднества проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего». Совсем скоро по рождении Христовом появятся первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы. В первом ирмосе канона «Волною морскою…» раскрывается как раз образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников, который занимает здесь то место, какое имеет Иуда с «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной седмицы. «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися».

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назначает перед праздником пост, по продолжительности равный Великому Посту и называемый «малой четыредесятницей». Строгость поста усиливается со 2 января по 6 января. Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста – 6 января, именуемый сочельником. Само название происходит от слова «сочиво». Сочиво или коливо – это вареные зерна риса или пшеницы. Вкушать сочиво положено в канун праздника после Рождественской вечерни, когда уже начался церковный день Рождества. Вообще, сочиво вкушают в дни памяти мучеников и в особые дни поминовения усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, ведомый на заклание, и Трехдневный Мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну. Это также объясняет уместное использование на службе сочельника заупокойных ирмосов «Волною морскою…».

Обратимся также к иконографии праздника Рождества. В центре иконы обычно находится Богородица и Младенец Христос. Младенец изображается спеленатым в яслях на фоне тёмной пещеры. Белые пелены на черном фоне ассоциируются с евангельскими строками: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1,5). Но одновременно это может также напоминать и о грядущих страданиях Спасителя. Ясли и пелены напоминают символический саркофаг и плащаницу из сцены погребения Христа. А черный фон пещеры Рождества может ассоциироваться с пещерой гробницы. Такие рассуждения опять согласуются с упомянутыми выше строчками ирмосов канона на повечерии.

Ирмосы канона «Волною морскою» на Рождество Христово

Ирмос 1: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя – в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися.

Ирмос 3: Тебе, на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь, видевши в вертепе раждающася, ужасно содрогашеся, несть свят, паче Тебе, Господи, зовущи.

Ирмос 4: От Девы пришествие Твое провидяй Аввакум, ужасся, вопияше: Ты от юга, воплощаяся, пришел еси, Избавителю, Адама отриновеннаго воззвати.

Ирмос 5: Богоявления Твоего, Христе, еже к нам милостивно бывшаго, Исаия, Свет видев Невечерний, от нощи утреневав, взываше: се Дева во чреве приимет и породит воплощаемое Слово, и вси земнороднии возрадуются.

Ирмос 6: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Рождшагося и плотию Явльшагося, яко от чертога, от зверя изыде. Рожденный бо ныне плотию, во гроб и смерть хотел еси внити, и паки воскреснути тридневен.

Ирмос 7: Неизреченное чудо: в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, в яслех убогих Младенец возлеже во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.

Ирмос 8: Ужаснися, бояйся, Небо, и да подвижатся основания земли: се бо пеленами повивается вся Носяй дланию и во яслех малех странноприемлется, Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Ирмос 9: Не дивися ныне, о Мати, видящи яко Младенца, Егоже из чрева прежде денницы роди Отец: возставити бо и сопрославити человеческое падшее естество приидох явственно, верою и любовию Тя величающее.

диакон Максим ТОГУБИЦКИЙ

в публикации использованы иллюстрации Патриаршей пресс-службы,

а также из открытых интернет-источников

1. Волною морскою / скрывшаго древле / гонителя мучителя / под землею скрыша спасенных отроцы; / нo мы яко отроковицы, / Господеви поим, славно бо прославися.
Покрывшего в древности волною морскою преследовавшего мучителя (т.е фараона) дети спасенных погребли под землею; но мы, как тогда юные девы (Исх. 15, 20-21), воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился.
3. Тебе на водах повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи.
Тебе, Господи, взывающи. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, тварь, увидев висящим на лобном месте, в великом ужасе трепетала, восклицая: “Нет Святого кроме Тебя, Господи”.
4. На кресте Твое Божественное истощание / провидя Аввакум ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен.
Провидя Твое Божественное уничижение на кресте, Аввакум в изумлении взывал: “Ты ниспро­верг, Благий, могущество князей тьмы, сошедши к на­ходящимся в аду, как Всесильный”.
5. Богоявления Tвоего, Xpисте, / к нам милостивно бывшаго, / Исаиа свет видев невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / вос­креснут мертвии, и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются.
Исайя, пробудившись ночью и увидев не­меркнущий свет Твоего, Христе, Богоявления, милостиво бывшего для нас, восклицал: “Воскреснут мертвые, восстанут находящиеся в гробах и все живущие на земле возрадуются” (Ис. 26, 19).
6.

Ят бысть, но не удержан / в персех китовых Иона: / Твой бо образ нося, / Страдавшаго, и погребению давшагося, / яко от чертога от зверя изыде; / приглашаше же кустодии, / хранящии суетная и ложная, / милость сию оставили есте.
Был поглощен, но не удержан во чреве кита Иона; ибо прообразуя Тебя, Христе, пострадавшего и погребенного, он вышел из зверя (Ион. 2, 1. 11), как из чертога, а к страже гроба Твоего взывал: “Вы, держащиеся суетного и ложного, утратили Сию Милость”.
Кондак, гл. 6:
Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвился, во гробе полагается яко смертный Безсмертньй: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен.
Тот, Кто покорил бездну, имеет вид мертвого, будучи обвит смирной и плащаницей, и безсмертный в гроб полагается как смертный. Жены же пришли помазать Его миром, горько плача и восклицая: “Сия суббота — преблагословенная, когда Христос, уснув, воскреснет через три дня”.
7. Неизреченное чудо, / в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, / во гробе мертв бездыханен полагается, / во спасение нас поющих: / Избавителю Боже, / благословен еси.
Неизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков полагается во гробе бездыханным мертвецом, для спасения нас, поющих: “Благословен Ты, Бог-Искупитель”.
8. Ужаснися, бояйся, небо / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.
Содрогнись от страха небо и да поко­леблются основания земли, ибо вот причисляется к мертвым и в тесном гробе помещается Живущий на небесах, Которого, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки.
9. Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во гробе; / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия.
“Нe рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве безсеменно, ибо Я вос­стану и прославлюсь и, как Бог, со славою вознесу непрестанно с верою и любовию величающих Тебя”. 1 waves of the sea / skryvshago of old / persecutor tormentor / under the earth skrysha saved otrotsy ; / Nr we Thou damsel / ASIC to the Lord , it is nice bo glorified .
is covered in the ancient waves of the sea pursuing tormentor (ie Pharaoh ) rescued children buried under the earth ; but we , as the then young virgins (Exodus . 15 , 20-21 ) , let us sing to the Lord , for He solemnly glorified .
3 You on the waters povesivshago / neoderzhimo whole earth , / He who has seen the creature on the frontal hang out , / horror many sodrogashesya , / there is neither holy, except Thee, O Lord , calling out .
Thee, O Lord , calling out . You hang on to the waters of all the land without support, the creature saw hanging on Calvary , in great terror trembling , crying, » No Holy beside thee , O Lord .»
4 On the cross Thy Divine emptying / foreseeing Habakkuk Horror, Cried : / Thou hast stopped strong power, Blessed is he / join those in hell , Thou almighty .
Foreseeing Thy divine humiliation on the cross , Habakkuk cried out in amazement , «You overthrew the good and the power of the prince of darkness descended to being in hell, as the Almighty .»
5 Epiphany Tvoego , Xpiste , / us mercifully byvshago , / Isaia light having seen Unfading , / of noschi utrenevav , vzyvashe : / resurrect the dead, and vostanut suschii in the graves , / and all ye earth-born joy.
Isaiah awake at night and seeing the unfading light of thy Christ, the Epiphany, the former kindly for us , exclaimed: » the dead raised up , rise up in the tombs and all that dwell upon the earth shall rejoice » (Isaiah . 26 , 19).
6 Yat byst , but not withheld / in perseh whale Jonah / Your way of wearing bo , / Stradavshago and burial He granted , / Thou from the temple of the beast begone ; / Priglashashe same Kustodiev / hranyaschii vain and false , / grace this very left is natural .
Was absorbed , but not retained in the belly of the whale Jonah ; For proobrazuya Thee , O Christ , who suffered and was buried , he came out of the beast ( Ion . 2 , 1 11) , both from the temple , and to guard the tomb of thy cry out , «You hold the vain and false , lost UIS Grace .»
Kontakion, tone . 6:
Abyss zaklyuchivy dead sees , and myrrh and linen wrapped itself , in the tomb relies Thou mortal immortal : a wife priidosha pomazati His world , crying bitterly and flagrant , This Saturday is the most blessed in Christ neyzhe asleep , on the third day rise again .
He who conquered the abyss looks like a dead , being entwined with myrrh and shroud , and immortal in the coffin relies as a mortal . Wife also came to anoint His world, weeping bitterly and crying : «This Saturday — the most blessed when Christ , asleep , resurrected in three days .»
7 Ineffable miracle / in the furnace of izbavivy prepodobnyya youths of flame / down and died in the tomb dead assumed / salvation we sing : / Redeemer God, / Thou art blessed .
Ineffable miracle! Get rid of the flame in the furnace of pious young men in the tomb relies lifeless corpse , to save us , singing : » Blessed are You , God the Redeemer .»
8 Terrible, boyaysya sky / and yes podvizhatsya foundations of the earth / ce bo in mertvetseh charged in the highest Alive , / and in the small coffin strannopriemletsya . / Whose otrotsy bless , priestesses Sing , / Exalt ye people of all forever .
Tremble with fear sky and yes shaken foundations of the earth , because that’s ranked among the dead and close the coffin is placed in the heavens , which the young men , bless ; priests chant ; people exalt for ever .
9 Not Pieta , / seer in the tomb ; / Whose in the womb without seed conceived, Thou Son : / bo uprising and honor , / and exalt the glory of continually as God / faith and love Thee velichayuschiya .
» Weep for the He I , Mother , seeing in the coffin of her son , who was conceived in the womb bezsemenno thee , for I shall arise and be glorified , and God , in glory to exalt incessantly with faith and love magnify you.»

Ирмос «Волною морскою» (вопрос и ответ)

Здравствуйте, батюшка! На спевке к Пасхе начали повторять ирмосы канона на Полунощнице, что служится перед Пасхальной утреней. Первый ирмос так и начинается: «Волною морскою Скрывшаго древле…» Можно ли узнать значение текстов этих ирмосов? Поются эти ирмосы на вариант 6-го гласа, который так и называется «Волною морскою».

Чудесный распев и очень интересные тексты…

Про распев я, к сожалению, не знаю. Как появились эти музыкальные шедевры? Кто был их автор? Как они отлились в такие совершенные мелодические формы? Кто бы поинтересовался исследованиями наших музыковедов, а потом и нам бы поведал?

А вот не менее удивительный текст «Волною морскою…» мы, конечно, разберём. И это бесспорный шедевр. Поэтический. И богословски этот текст также выше всяческих сравнений. Интересно, что с ним неким образом связан наш храм. Автор этой строфы известен, это прп. инокиня Касси́я (память 7 сентября), у нас в храме имеется её икона, изображение прп. Кассии большая редкость!

Сам канон, кстати, имеет сразу трёх авторов, они жили в разное время и в разных частях тогдашнего — конец I-го тысячелетия — мира. Авторы эти: прп. Косма Маюмский (VIII век, Дамаск-Иерусалим), монах Марк Одрантский (X век, Иерусалим, Одрант — город в Южной Италии) и, наконец, прп. инокиня Кассия (IX век, Константинополь). Самая древняя часть канона, понятно, принадлежит перу прп. Космы. Это последние 4 песни нынешнего канона, когда-то они существовали сами по себе, это т.н. четверопеснец (о каноне как гимнографической форме можно прочесть здесь http://saint-elisabeth.ru/богословские-курсы/worship/2248-13-14.3.-vigil-vigil.-matins.-canon.html). Позднее прп. Кассия приписала к четверопеснцу Космы недостающие до полного канона первые песни. А ещё позже монах Марк переписал их заново. Византийский писатель XII века Феодор Продром объяснял это так: сочетание авторства отшельника Космы и женщины Кассии было сочтено неуместным и Марку было поручено отредактировать канон, что он и сделал, написав тропари заново. Но ирмосы первых песен остались-таки Кассииными! Редактор не посмел посягнуть на такую красоту и совершенство!

Волною морскою

Скрывшаго древле

Гонителя, мучителя

Под землею скрыша спасенных отроцы.

Но мы яко отроковицы Господеви поем:

«Славно бо прославися!»

Господа — Того, Кто некогда потопил в море (скрыл морской волной) гонителя и мучителя евреев, когда последние бежали из Египта, и тем спас их… Описаны события Исхода евреев из египетского плена, т.е. события ветхозаветные.

Вот как повествуется об этом в книге Исход:

И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу . Так потопил Господь Египтян среди моря.

И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.

А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды им стеною по правую и по левую сторону.

И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря (Исх 14.27-30).

…теперь Господа (Спасителя! Того, Кто потопил в море фараоново войско)

под землёй скрыли потомки (отроки, дети)

тех спасённых… Они убили Его и положили во гробе, сокрыли под землёю.

А здесь упомянуты новозаветные события — погребение Спасителя, события Страстной седмицы, а именно Страстных пятницы и субботы.

Но мы как те отроковицы также воспеваем радостную и победную песнь: Славно прославися !

Здесь упомянуты события, описанные в книге Исход дальше:

когда беглецы перешли Чермное море и увидели, что погоня захлебнулась,

тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили: Пою Господу, ибо Он высоко превознёсся; коня и всадника его (фараонова) ввергнул в море…(Исх 14.32; 15). И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознёсся Он , коня и всадника его ввергнул в море (Исх 15. 20-21).

Как некогда еврейские жены́- Кассия упоминает пение именно женщин потому, вероятно, что сама женщина! — воспели радостную песнь избавления из плена, так и Кассия воспевает теперь радостную песнь нашего избавления от смерти. А вместе с нею и мы поём: Славно прославися Бог наш! И это не метафора — внимательно слушайте паремии Великой Субботы, эти главы Исхода будут прочитаны на Вечерне (7-я паремия), чтец возгласит: ПоимГосподеви! (русс. воспоём Господу!) и к каждому возглашению чтеца мы сообща станем припевать ликующий стих Славно бо прославися.

Евгений Андреевич Авдеенко называет твкое выражение «оборотом внутреннего содержания» («славно прославися», «смертью умрёшь», «снедию сне́си» и т.д.).

А ещё библейская песнь Славно бо прославися исполняется в нашей традиции на великопостных Утренях, но теперь это дело прошлое, пост закончился и услышать библейские песни в храме можно будет теперь только через год.

P.S. Да, в вопросе небольшая неточность: основное место этого канона — Утреня Великой Субботы, мы совершаем её по традиции вечером в пятницу. А на Полунощнице, предваряющей Пасхальную заутреню, этот канон звучит повторно, он читается перед Плащаницею в середине храма, после чего Плащаница уносится в алтарь, вместе с нею уходит и Великая Суббота, наступает черёд Пасхи!

Анна
Дата публикации: 21.03.2017

Канон Великой Субботы. Из службы погребения Спасителя.

Начало канона

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды). Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропарь, глас 2:

Благообра́зный Ио́сиф / с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, / плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми, / во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Го́споди поми́луй, (12 раз). Сла́ва, и ны́не:

Канон. Глас 6

Песнь 1.

Ирмос: Волно́ю морско́ю / Скры́вшаго дре́вле, / гони́теля мучи́теля, под земле́ю скры́ша / спасе́нных о́троцы; / но мы, я́ко отрокови́цы, / Го́сподеви пои́м, / сла́вно бо просла́вися.

Го́споди Бо́же мой, / исхо́дное пе́ние и надгро́бную Тебе́ песнь воспою́, / погребе́нием Твои́м жи́зни моея́ вхо́ды отве́рзшему, / и сме́ртию смерть и ад умертви́вшему.

Горе́ Тя на Престо́ле и до́ле во гро́бе, / преми́рная и подзе́мная, помышля́ющая, Спа́се мой, / зы́бляхуся умерщвле́нием Твои́м, / па́че ума́ бо ви́ден был еси́ мертв, Живонача́льниче.

Да Твоея́ сла́вы вся испо́лниши, / сшел еси́ в ни́жняя земли́, / от Тебе́ бо не скры́ся соста́в мой, и́же во Ада́ме, и погребе́н, / истле́вша мя обновля́еши, Человеколю́бче.

Песнь 3.

Ирмос: Тебе́, на вода́х / пове́сившаго / всю зе́млю неодержи́мо, / тварь ви́девши / на ло́бнем ви́сима, / у́жасом мно́гим содрога́шеся, / несть свят, / ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющи.

О́бразы погребе́ния Твоего́ показа́л еси́, виде́ния умно́жив. / Ны́не же сокрове́нная Твоя́ богому́жно уясни́л еси́, и су́щим во а́де, Влады́ко, / несть свят, ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющим.

Просте́рл еси́ дла́ни и соедини́л еси́ дре́вле разстоя́щаяся. / Одея́нием же, Спа́се, е́же в плащани́це и во гро́бе, / окова́нныя разреши́л еси́, / несть свят, ра́зве Тебе́, Го́споди, взыва́ющия.

Гро́бом и печа́тьми, Невмести́ме, / содержи́мь был еси́ хоте́нием, / и́бо си́лу Твою́ де́йствы показа́л еси́, / богоде́йственно пою́щим: / несть свят, ра́зве Тебе́, Го́споди, Человеколю́бче.

Седален, глас 1:

Гроб Твой, Спа́се, во́ини стрегу́щии, / ме́ртви от облиста́ния я́вльшагося А́нгела бы́ша, / пропове́дающа жена́м Воскресе́ние. / Тебе́ сла́вим, тли потреби́теля! / Тебе́ припа́даем, Воскре́сшему из гро́ба, / и Еди́ному Бо́гу на́шему!

Песнь 4.

Ирмос: На Кресте́ Твое́ / Боже́ственное истоща́ние / прови́дя Авваку́м, / ужа́сся, вопия́ше: / Ты си́льных пресе́кл еси́ / держа́ву, Бла́же, / приобща́яся су́щим во а́де, я́ко Всеси́лен.

Седьмы́й день днесь освяти́л еси́, / его́же дре́вле благослови́л еси́ упокое́нием дел, / прево́диши бо вся́ческая и обновля́еши, / суббо́тствуя, Спа́се мой, и назида́я.

Си́лою лу́чшаго, победи́вшаго Тебе́, / от пло́ти душа́ Твоя́ раздели́ся, / растерза́ющи бо обоя́ у́зы, / сме́рти и а́да, Сло́ве, держа́вою Твое́ю.

Ад, Сло́ве, срет Тя огорчи́ся, / челове́ка зря обоже́на, / уя́звлена ра́нами, и Всесильноде́теля, / стра́шным же зра́ком поги́бе.

Песнь 5.

Ирмос: Богоявле́ния Твоего́, Христе́, / к нам ми́лостивно бы́вшаго, / Иса́ия Свет ви́дев Невече́рний, / из но́щи у́треневав взыва́ше: / воскре́снут ме́ртвии, / и воста́нут су́щии во гробе́х, / и вси земноро́днии возра́дуются.

Новотвори́ши земны́я, Созда́телю, пе́рстен быв, / и плащани́ца и гроб явля́ют е́же в Тебе́, Сло́ве, та́инство. / Благообра́зный бо сове́тник, Тебе́ Ро́ждшаго сове́т образу́ет, / в Тебе́ велеле́пно новотворя́щаго мя.

Сме́ртию сме́ртное, / погребе́нием тле́нное прелага́еши, / нетле́нно твори́ши бо, / боголе́пно безсме́ртно творя́ прия́тие, / плоть бо Твоя́ истле́ния не ви́де, Влады́ко, / ниже́ душа́ Твоя́ во а́де странноле́пно оста́влена бысть.

Из Небра́чныя проше́д, и прободе́н в ре́бра, Соде́телю мой, / из Нея́ соде́лал еси́ обновле́ние Е́вино, Ада́м быв, / усну́в па́че естества́ сном есте́ственным, / и жизнь воздви́гнув от сна и тле́ния, я́ко Всеси́лен.

Песнь 6.

Ирмос: Ят бысть, / но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на, / Твой бо о́браз нося́, / Страда́вшаго, и погребе́нию да́вшагося, / я́ко от черто́га от зве́ря изы́де. / Приглаша́ше же кустоди́и, / храня́щии су́етная и ло́жная, / ми́лость сию́ оставили есте́.

Бие́н был еси́, но не раздели́лся еси́, Сло́ве, / ея́же причасти́лся еси́ пло́ти, / а́ще бо и разори́ся Твой храм во вре́мя стра́сти, / но и та́ко еди́н бе соста́в Божества́ и пло́ти Твоея́. / Во обои́х бо Еди́н еси́ Сын, Сло́во Бо́жие, Бог и Челове́к.

Человекоуби́йственно, но не богоуби́йственно бысть прегреше́ние Ада́мово, / а́ще бо и пострада́ Твоея́ пло́ти пе́рстное существо́, / но Божество́ безстра́стно пребы́сть, / тле́нное же Твое́ на нетле́ние преложи́л еси́, / и нетле́нныя жи́зни показа́л еси́ исто́чник Воскресе́нием.

Ца́рствует ад, но не ве́чнует над ро́дом челове́ческим, / Ты бо поло́жся во гро́бе Держа́вне, живонача́льною дла́нию, / сме́рти ключи́ разве́ргл еси́, / и пропове́дал еси́ от ве́ка та́мо спя́щим, избавле́ние нело́жное / быв, Спа́се, ме́ртвым пе́рвенец.

Кондак, глас 6:

Бе́здну заключи́вый мертв зри́тся, / и сми́рною и плащани́цею обви́вся, / во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный, / жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром, / пла́чущия го́рько и вопию́щия: / сия́ суббо́та есть преблагослове́нная, / в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Икос:

Содержа́й вся на Крест вознесе́ся, / и рыда́ет вся тварь, Того́ ви́дящи на́га ви́сяща на дре́ве, / со́лнце лучи́ сокры́ и зве́зды отложи́ша свет, / земля́ же со мно́гим стра́хом поколеба́ся и мо́ре побеже́, / и ка́мение распаде́ся, гро́би же мно́ги отверзо́шася, / и телеса́ воста́ша святы́х муже́й. / Ад ни́зу сте́нет, / и иуде́е сове́туют оклевета́ти Христо́во Воскресе́ние. / Жены́ же взыва́ют: / сия́ суббо́та есть преблагослове́нная, / в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Песнь 7.

Ирмос: Неизрече́нное чу́до, / в пещи́ изба́вивый / преподо́бныя о́троки из пла́мене, / во гро́бе мертв / бездыха́нен полага́ется, / во спасе́ние нас пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, / благослове́н еси́.

Уязви́ся ад, в се́рдце / прие́м Уя́звеннаго копие́м в ре́бра, / и воздыха́ет огне́м Боже́ственным иждива́емь, / во спасе́ние нас, пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Бога́т гроб, / в себе́ бо прии́м, я́ко спя́ща, Соде́теля, / жи́зни Боже́ственное сокро́вище показа́ся, / во спасе́ние нас, пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Зако́ном уме́рших / е́же во гро́бе положе́ние, всех прие́млет Жизнь, / и сего́ исто́чника показу́ет воста́ния, / во спасе́ние нас, пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Еди́но бя́ше неразлу́чное, / е́же во а́де, и во гро́бе, и во Еде́ме, / Божество́ Христо́во, со Отце́м и Ду́хом, / во спасе́ние нас, пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, благослове́н еси́.

Песнь 8.

Ирмос: Ужасни́ся боя́йся не́бо, / и да подви́жатся основа́ния земли́: / се бо в мертвеце́х вменя́ется в вы́шних Живы́й, / и во гроб мал странноприе́млется. / Его́же о́троцы благослови́те, / свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Разруши́ся Пречи́стый храм, / па́дшую же совозставля́ет ски́нию, / Ада́му бо пе́рвому Вторы́й, И́же в вы́шних Живы́й, / сни́де да́же до а́довых сокро́вищ.

/ Его́же о́троцы благослови́те, / свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Преста́ де́рзость ученико́в, / Аримафе́й же изря́дствует Ио́сиф, / ме́ртва бо и на́га зря, над все́ми Бо́га, / про́сит и погреба́ет, зовы́й: / о́троцы благослови́те, / свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.

О чуде́с но́вых! / О бла́гости! / О неизрече́ннаго терпе́ния! / Во́лею бо под земле́ю печатле́ется, И́же в вы́шних Живы́й, / и я́ко льстец, Бог оклевета́ется. / Его́же о́троцы благослови́те, / свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Песнь 9.

Ирмос: Не рыда́й Мене́, Ма́ти, / зря́щи во гро́бе, / Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на. / Воста́ну бо и просла́влюся, / и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно, я́ко Бог, / ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

В стра́ннем Твое́м рождестве́, / боле́зней избежа́вше па́че естества́, / ублажи́хся, Безнача́льне Сы́не, / ны́не же Тя, Бо́же мой, / бездыха́нна зря́щи ме́ртва, / ору́жием печа́ли растерза́юся лю́те, / но воскресни́, я́ко да возвели́чуся.

Земля́ покрыва́ет Мя хотя́ща, / но устраша́ются а́довы вра́тницы, / оде́яна ви́дяще оде́ждею окровавле́ною, Ма́ти, отмще́ния, / враги́ бо Кресто́м порази́в, я́ко Бог, / воскре́сну па́ки и возвели́чу Тя.

Да ра́дуется тварь, / да веселя́тся вси земноро́днии, / враг бо плени́ся ад, / с ми́ры жены́ да срета́ют, / Ада́ма со Е́вою избавля́ю всеро́дна, / и в тре́тий день воскре́сну.

Молитва

На Кресте пригвожденный за ны, Иисусе Христе, Единородный Бога Отца Сыне, милости, любве и щедрот неизчерпаемая бездно! Вем, яко грехов ради моих, от неизреченнаго человеколюбия, Кровь Твою пролияти на Кресте изволил еси, юже аз, окаянный и неблагодарный, доселе скверными моими делы попирах и нивочтоже вменях. Тем убо из глубины беззакония и нечистоты моея умныма очима на Распятаго Тя на Кресте Искупителя моего воззрев, со смирением и верою во глубину язв, Твоего милосердия исполненных, себе повергаю, грехов прощения и сквернаго жития моего исправления прося. Милостив буди мне, Владыко и Судие мой, не отрини мя от лица Твоего, но всесильною Твоею рукою Сам мя к Тебе обрати и на путь истиннаго покаяния настави, да отныне положу спасения моего начало. Божественными страданьми Твоими укроти моя плотския страсти; излиянною Твоею Кровию очисти моя душевныя скверны; распятием Твоим распни мя миру с соблазнами его и похотьми; Крестом Твоим огради мя от невидимых враг, ловящих душу мою. Прободенными ногами Твоими от всякаго пути лукаваго возбрани ногам моим; прободенными руками Твоими руце мои от всякаго неугоднаго Тебе дела воздержи. Пригвожденный плотию, пригвозди страху Твоему плоть мою, да уклонився от зла, творю благо пред Тобою. Преклонивый главу Твою на Кресте, к земли смирения приклони вознесенную мою гордыню; венцем Твоим терновым огради моя ушеса, во еже не слышати неполезнаго; желчь устами вкусивый, положи хранение нечистым устом моим; отверстое копием имеяй сердце, сердце чисто во мне созижди; всеми Твоими язвами, всего мя сладце в любовь Твою уязви, да Тебе, Господа моего, возлюблю всею душею, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением.

Даждь ми Себе странна и неимуща, где главы подклонити; даждь ми Себе Всеблагаго, избавляющаго душу мою от смерти; даждь мне Себе Всесладкаго, услаждающаго мя в скорбех и напастех Своею любовию, да Егоже первее ненавидех, прогневлях, от себе изгонях и ко Кресту пригвождах, сего ныне возлюблю, радуяся прииму и сладце Крест Его до конца жизни моей понесу. Не даждь отселе, о всеблагий Искупителю мой, ни единой моей воле совершатися, понеже зла есть и непотребна, да не паки впаду в тяжкую работу царствовавшаго во мне греха; но Твоя воля благая, спасти мя хотящая, да совершается во мне всегда, ейже мя вручая, Тебе, Распятаго Господа моего, умным очесем моего сердца представляю и молю из глубины души, да и в разлучении моем от бреннаго моего тела, Тебе Единаго на Кресте Твоем узрю, в руце мя защищения Своего приемлюща, и от воздушных духов злобы храняща, вселяюща же со грешники, покаянием Тебе благоугодившими. Аминь.

Окончание канона

Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Го́споди поми́луй, (трижды.) Сла́ва, и ны́не:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

1. Волною морскою / скрывшаго древле / гонителя мучителя / под землею скрыша спасенных отроцы; / нo мы яко отроковицы, / Господеви поим, славно бо прославися. Покрывшего в древности волною морскою преследовавшего мучителя (т.е фараона) дети спасенных погребли под землею; но мы, как тогда юные девы (Исх. 15, 20-21), воспоем Господу, ибо Он торжественно прославился. 3. Тебе на водах повесившаго / всю землю неодержимо, / тварь видевши на лобнем висима, / ужасом многим содрогашеся, / несть свят, разве Тебе, Господи, взывающи. Тебе, Господи, взывающи. Тебя, повесившего на водах всю землю без опоры, тварь, увидев висящим на лобном месте, в великом ужасе трепетала, восклицая: “Нет Святого кроме Тебя, Господи”. 4. На кресте Твое Божественное истощание / провидя Аввакум ужасся, вопияше: / Ты сильных пресекл еси державу, Блаже, / приобщаяся сущим во аде, яко Всесилен. Провидя Твое Божественное уничижение на кресте, Аввакум в изумлении взывал: “Ты ниспро­верг, Благий, могущество князей тьмы, сошедши к на­ходящимся в аду, как Всесильный”. 5. Богоявления Tвоего, Xpисте, / к нам милостивно бывшаго, / Исаиа свет видев невечерний, / из нощи утреневав, взываше: / вос­креснут мертвии, и востанут сущии во гробех, / и вси земнороднии возрадуются. Исайя, пробудившись ночью и увидев не­меркнущий свет Твоего, Христе, Богоявления, милостиво бывшего для нас, восклицал: “Воскреснут мертвые, восстанут находящиеся в гробах и все живущие на земле возрадуются” (Ис. 26, 19). 6. Ят бысть, но не удержан / в персех китовых Иона: / Твой бо образ нося, / Страдавшаго, и погребению давшагося, / яко от чертога от зверя изыде; / приглашаше же кустодии, / хранящии суетная и ложная, / милость сию оставили есте. Был поглощен, но не удержан во чреве кита Иона; ибо прообразуя Тебя, Христе, пострадавшего и погребенного, он вышел из зверя (Ион. 2, 1. 11), как из чертога, а к страже гроба Твоего взывал: “Вы, держащиеся суетного и ложного, утратили Сию Милость”. Кондак, гл. 6: Бездну заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвился, во гробе полагается яко смертный Безсмертньй: жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен. Тот, Кто покорил бездну, имеет вид мертвого, будучи обвит смирной и плащаницей, и безсмертный в гроб полагается как смертный. Жены же пришли помазать Его миром, горько плача и восклицая: “Сия суббота — преблагословенная, когда Христос, уснув, воскреснет через три дня”. 7. Неизреченное чудо, / в пещи избавивый преподобныя отроки из пламене, / во гробе мертв бездыханен полагается, / во спасение нас поющих: / Избавителю Боже, / благословен еси. Неизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков полагается во гробе бездыханным мертвецом, для спасения нас, поющих: “Благословен Ты, Бог-Искупитель”. 8. Ужаснися, бояйся, небо / и да подвижатся основания земли: / се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, / и во гроб мал странноприемлется. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки.

Содрогнись от страха небо и да поко­леблются основания земли, ибо вот причисляется к мертвым и в тесном гробе помещается Живущий на небесах, Которого, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки. 9. Не рыдай Мене, Мати, / зрящи во гробе; / Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: / востану бо и прославлюся, / и вознесу со славою непрестанно яко Бог, / верою и любовию Тя величающия. “Нe рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве безсеменно, ибо Я вос­стану и прославлюсь и, как Бог, со славою вознесу непрестанно с верою и любовию величающих Тебя”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *