Владислав Васильевич свешников

Владислав Васильевич свешников

Биография

Протоиерей Владислав Свешников родился в 1937 году в Ейске в семье военнослужащего. В 1961 году окончил ВГИК, киноведческий факультет ВГИК по специальности киноведение. Именно там впервые прочитал Библию, которая, по его словам, «навсегда стала самой ценной книгой, но до прихода в Церковь оставалось ещё 5—6 лет работы в Госфильмофонде, в течение которых на окончательное решение влияли жизнь, книги и друзья. Именно в этот период открывалась неправильность жизни без высших идеалов, в то время, как все жизненные обстоятельства подталкивали к тому, что есть правда выше человека, и эта правда Божественная.

В 1971—1974 годах — начальник общего отдела Министерства приборостроения.

В 1974—1975 годы работал церковным сторожем, алтарником на Пресне.

Поскольку в семидесятые годы XX века поступить в семинарию человеку с высшим образованием было практически невозможно, в конце 1976 года рукоположен в священника в Калининской (ныне Тверской) епархии в городе Осташков, где несколько лет служил у мощей преподобного Нила Столобенского.

С 1990 года настоятель Казанской церкви с. Пучково (г. Троицк Московской области).

В 1991 году сформировал общину, желающую открыть храм Трёх Святителей на Кулишках. 30 июня 1992 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче храма верующим. 6 июля 1996 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы была отслужена первая литургия.

В 2001 году удостоен степени доктора богословия за доклад по теме «Содержание христианского этического творчества», защищен в Свято-Тихоновском Богословском институте.

Интервью, статьи

  • http://www.bogoyavlenskoe.ru/about/duhovenstvo/sveshnikov
  • «Основной причиной проституции является безнравственность»
  • «Не нужно специальных изобретений, чтобы привлечь молодежь к Церкви»
  • «Сегодня дети не хотят жить с родителями»
  • «О неосуждении»
  • «Презентация „Полёт Литургии“»
  • Этика заводил митинга

Цитаты

Национальное бытие — бессодержательно; мировоззренческое пространство наполнено бессмыслицами — антинародно-либеральными, ветхо-коммунистическими или квазипатриотическими. На всей этой чуши ничего дельного не построить. Одни подделки и подмены. Надо выжидать, одновременно действуя…

Блажен тот, кто во время земной жизни Спасителя, почуяв своим духом Его животворящую силу, дерзнул прикоснуться хотя бы к краю риз Его в надежде ощутить на себе спасающий ток этой силы; блажен: ибо по его вере животворящая сила Христова даровала ему спасительную жизнь.

Блажен и тот, кто жизненно пребывая в животворящем теле Церкви, глава которой — Христос, смиренно осмеливался касаться духом своей несовершенной, но несомненной веры сокровенных Таин Божественной жизни, и токи Божественной благодати вводили его в мирное творческое лоно вечнующих вдохновений.

Дерзаем и мы, по прямому повелению Христову, не остаться в стороне от этих желанных касаний, и, может быть, предметы, до которых достанет прикосновение нашей немощной веры — в её интуитивных прозрениях, в рассуждениях верующего ума, в сверхчувственных созерцаниях, — откроют свои подлинные смыслы, порою ясные, а порою потаенные…

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ

Христианское понятие этичного, имеет своей основой откровение, данное Богом через Своих пророков, а в последней, и самой великой части – в Иисусе Христе. Апостол Петр говорит в своем послании: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос.., оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». /1Пет. 2:21/. Именно жизнь Иисуса Христа, с точки зрения христианской этики, является для каждого человека той точкой отсчета, от которой и проистекает истинная нравственность. Апостол Павел говорил о Господе: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные», /Еф. 5:1/. И о себе: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу». /1Кор. 4:16/. Именно подражание, которое есть стремление поступать точно так, как поступает и объект подражания, позволило Апостолу стать тем человеком, которого Бог называет Своим избранным сосудом.

В отличие от этики светской, не христианской, христианская мораль всегда контролируема.

Когда мы говорим о каком-либо действии, хорошо оно или плохо, то имеем критерии оценки, исходящие не от разума человека, но от Божественного откровения, что дает нам право говорить смело, не боясь ошибиться в оценке того или иного действия. Понимание нравственного у христианина происходит не от усвоения общепринятых норм поведения, но от свидетельства Бога. «Христианская этика – это этика человека, возрожденного к новой жизни, перешедшего «из смерти в жизнь». (И.В. Чекалов, «Христианская этика», с. 20, «Библейская миссия», 1991г.

Высшей потребностью человека всегда было познание смысла своего существования. Именно тогда только человек и может определить, что для него хорошо, а что плохо, когда найдена концепция цели – смысл бытия. Исходя из концепции бытия человека, как существа, созданного Богом для Своей славы, и вытекает понимание морали в христианстве. Апостол Павел призывает всех христиан быть хорошими учениками Господа Иисуса Христа. «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». /Фил. 3:17/. В этих словах он выражает свое понимание именно этических норм поведения, потому что подражать можно только видимым действиям. Если же речь идет о мыслях, а Павел говорит и о мыслях, то имеются в виду мысли, изложенные им в посланиях или проповедях, то есть опять же о действиях. Иными словами, Апостол призывает нас к такому поведению, какое прославило бы нашего Господа среди людского рода. Более того, наше поведение должно быть видимым противовесом чувственному поведению гедонистически настроенного общества. Это, само по себе, является не легким делом, а поэтому Господь призывает нас научиться у Него, в то же время обещая нам всяческую поддержку на этом пути.

Имея основой нравственности Духа Святого, христианин постоянно заботится лишь о славе Господа. Нравственность непосредственно связана с нашими желаниями. В «Десятослове» шесть заповедей касаются непосредственно этических норм практического поведения человека. Именно вокруг этих шести заповедей и строится вся человеческая этическая наука. Но Бог во главу поставил отношения между Собою и человеком, поместив впереди четыре заповеди, относящиеся к поведению человека по отношению к Богу, чем и обуславливаются Божественные нормы этичного и не этичного. Согласно с этим положением вещей и Павел говорит о величии любви. Христианская этика зиждется на любви, к Богу и к ближнему, что выражается в умеренности и почтительности. Умеренность всегда была в почете. Еще древний мудрец Клеобул говорил о ней. Но Христос возносит ее на новые рубежи. Когда мы читаем у Луки: «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». /Луки 3:11/. Эти слова показывают нам принцип любви αγαπη, и мера, в этом случае, конечно же, отличается от той, какую имели люди до Христа.

Интервью, статьи

Цитаты

Национальное бытие — бессодержательно; мировоззренческое пространство наполнено бессмыслицами — антинародно-либеральными, ветхо-коммунистическими или квазипатриотическими. На всей этой чуши ничего дельного не построить. Одни подделки и подмены. Надо выжидать, одновременно действуя…

Блажен тот, кто во время земной жизни Спасителя, почуяв своим духом Его животворящую силу, дерзнул прикоснуться хотя бы к краю риз Его в надежде ощутить на себе спасающий ток этой силы; блажен: ибо по его вере животворящая сила Христова даровала ему спасительную жизнь. Блажен и тот, кто жизненно пребывая в животворящем теле Церкви, глава которой — Христос, смиренно осмеливался касаться духом своей несовершенной, но несомненной веры сокровенных Таин Божественной жизни, и токи Божественной благодати вводили его в мирное творческое лоно вечнующих вдохновений. Дерзаем и мы, по прямому повелению Христову, не остаться в стороне от этих желанных касаний, и, может быть, предметы, до которых достанет прикосновение нашей немощной веры — в ее интуитивных прозрениях, в рассуждениях верующего ума, в сверхчувственных созерцаниях, — откроют свои подлинные смыслы, порою ясные, а порою потаенные…

Прот. В. Свешников. ОЧЕРКИ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ

Глава 2. КАТАСТРОФА И КАТАСТРОФЫ

Грехи ума и сердца

· Что относится к грехам ума?

· Что является основным содержанием грехов ума?

· Почему среди разных видов лжи самообман является самым существенным?

· Почему любая человеческая интерпретация любого явления или процесса в большей или меньшей степени всегда пронизана ложью?

· Что такое своеумие?

· Что необходимо противопоставлять своеумию?

· В чем проявляется такое направление греховной жизни ума, как неискание истины?

· Что такое идеологизмы и в чем их опасность?

· В какой потребности ума коренится склонность к ложным философиям?

· Чем опасно увлечение ложными философиями «по стихиям мира, а не по Христу»?

· В чем греховность мечтательности и романтизма?

· Что представляет собой грех самооправдания?

· Что представляют собой грехи сомнения и скептицизма

· Что является главным нравственным основанием для всех грехов ума вообще?

· Что является главным нравственным основанием для всех грехов сердца

· Что в целом представляют собой грехи сердца?

· Что относится к грехам сердца?

· Как развивается равнодушие к небу?

· Какова греховная сущность и проявления своеволия?

· В чем проявляется слабоволие к добру?

· В чем греховная сущность многопопечительности?

· В чем основа греховных радости и печали?

· Чем греховные радость и печаль отличаются от святых радости и печали?

· В чем греховность претензий и притязаний?

· Что представляет собой греховное бесстрастие?

· В чем состоит греховная сущность беспечности?

· К чему приводит сердечная установка на нежелание скорбей?

· Какие сердечные греховные установки действуют в человеческих взаимоотношениях?

· Что представляют собой расположенности к разным видам зависти, садизму, мазохизму и различным экстатическим состояниям?

· В чем проявляется окамененное нечувствие и какова его нравств. природа?

· Как соотносятся грехи ума и сердца с добрыми качествами ума и сердца?


От помысла — к страсти

· Назовите основные этапы развития греха в душе человека.

· Что такое отсечение помыслов?

· Как формируется пристрастие? Что может быть его предметом?

· Как проявляется обладаемость другой человеческой личностью?

· Что такое страсть?

· Какие факторы влияют на возникновение страсти?

· Как проявляется страсть чревообъядения?

· Зачем нужны посты?

· В чем опасность страсти чревообъядения?

· В чем сущность страсти блуда?

· В чем выражается страсть сребролюбия?

· Каковы основные проявления страсти гнева?

· Отчего возникает страсть гнева?

· В чем суть страсти печали?

· Каково духовно-нравственное основание уныния?

· В чем проявляется уныние?

· Как соотносятся страсти гордости и тщеславия?

· В чем суть тщеславия и каковы его проявления?

Искушения и соблазны

· Что значит слово искушение и к кому оно применимо?

· Каков механизм искушения?

· Что такое соблазн? Как он действует?

Работа диавола

· Каковы основные действия бесов?

· Какими способами диавол пытается погубить человека?

· Каков механизм демонской работы?

· Как действует диавол на рационалистически настроенных людей и на людей со склонностью к ложному мистицизму?

· Как действует диавол на ум и сердце человека?

Влияние мира

· К каким греховным тенденциям приводит человеческое общество автономное развитие мира?

· Каково греховное влияние общественного мнения?

· Что такое «лжеименной разум» и как он действует?

· Какие соблазны власти являются наиболее действующими на людей?

· Что представляет собой соблазн обманной красотой?

· Влияние плоти

· Что такое плоть?

· В чем своеобразие грехов плоти и каково их действие?

· Какое значение придает христианство телу человека?

· В чем проявляется влияние плоти как источника греховной жизни?

Совместность усилий диавола, мира и плоти

· Какова обычная схема совместного действия диавола, мира и плоти?

· Какова роль произволения в греховной жизни?

· Каково совместное влияние мира, плоти и диавола на душу человека, нравственно не развитого и на нравственно и духовно сведущего человека?

Глава 6. НРАВСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ВОЛЯ БОЖИЯ

Воля Божия о человеке

· В чем заключается воля Божия относительно человека вообще?

· Как соотносятся воля Божия и Декалог?

· В чем своеобразие проявления воли Божией относительно человека в Новом Завете?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к Богу?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношениях с другими людьми?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к миру?

· В чем заключается воля Божия о человеке в его отношении к самому себе?

Суд Божий и суд человеческий

· Как совершается воля Божия о жизни?

· Как совершается воля каждого человека относительно текущей жизни?

· Чем отличается суд Божий от суда человеческого?

Значение Промысла в жизни человека и его действия

· Как действует Божественный Промысл, руководя человеческую личность ко спасению (с точки зрения внутр жизни человека)?

· Как действует Божественный Промысл извне, руководя человеческую личность ко спасению?

Содержание нравственной жизни и Промысл

· Как действие Промысла связано с нравственным миром личности?

Промысл и благодать

· При каких условиях благодать в человеке неплодотворна и бездейственна?

Свобода человека и ее извращения

· Почему Бог допускает, чтобы некоторые сердца оставались недоступными действию благодати?

· Как соотносятся свобода человека и исполнение им воли Божией?

· Что такое воля?

· Каким извращениям может подвергаться свобода человека?

ГЛАВА 11. ПОСТРОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

Преодоление искушений

· О каких двух родах искушений говорят Священное Писание, творения святых отцов, аскетическое сознание и практика?

· Как решается в Св. Писании и Предании вопрос об источнике искушений?

· Каковы общие принципы преодоления искушений, устанавливаемые в Писании и Предании?

· Какова «технология» борьбы с помыслами?

· Как христианин призван относиться к искушениям от непосильных скорбей?

· Какие четыре типа вражеских искушения, находят на человека в час смерти?

· В чем важнейший нравственный смысл преодоления искушений?

12. РАДОСТИ И СКОРБИ.

Значение скорби — всегда

· Каковы источники, поводы для скорби в мире сем?

Скорби и нравственный мир

· Каково должно быть отношение к скорбям с христианской точки зрения?

Скорбь и святость. Добровольные страдания.

· Как соотносятся скорбь и святость?

· Можно ли назвать эти добровольные скорби мучеников и преподобных скорбями и страданиями в собственном смысле?

Значение скорби — теперь (Значение скорби в современном мире)

· Какие источники скорбей наиболее часто встречаются в современном мире?

· В чем отличие скорбей современного человека от скорбей минувших времен?

· В чем усматривает значение скорбей свт. Игнатий Брянчанинов?

· При каком условии скорби спасительны?

Скорбь, смирение и терпение

· Как связаны скорби, смирение и терпение?

«Печаль яже по Бозе» (Печаль и покаяние)

· Каково духовное содержание той скорби, которую ап. Павел называет «печалью по Богу»?

Скорби и радости: временная и вечная жизнь

· Какой вид скорби связывает временную жизнь с вечностью?

· Почему у христианина радости и скорби имеют более умеренный характер, чем у человека неверующего?

ГЛАВА 13. ЛЮБОВЬ БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Любовь и молитва

· Какие религиозные чувства может выражать молитва?

· Каковы нравственные особенности просительной молитвы?

· Каковы нравственные особенности благодарственной молитвы?

· Каковы нравственные особенности молитв покаянного содержания?

· Какие нравственные усилия требуются при молитве по молитвослову?

· Что значат слова ап. Павла: «непрестанно молитесь» (Фес. 5,17)?

· Что необходимо для того, чтобы молитва была благоуспешной?

· Чему учит христиан молитва Самого Иисуса Христа?

· Как связана благоуспешность молитвы с нравственной чистотой молящегося?

· Как связаны любовь и молитва за ближних?

Любовь и Евхаристия

· Почему Божественная литургия в земных условиях, в церкви есть высшее осуществление любви?

Любовь и община

· На каких нравственных принципах строится православная община?

· Чем общинное единение людей принципиально отличается от просто доброго отношения друг к другу в обычном коллективе?

Любовь и единство исповедания

· Какая связь существует между единством исповедания Единого Истинного Бога в чистоте вероучения и любовью?

· Можно ли сводить единство исповедания к одинаковому пониманию вероучительных догматов?

Виды искажений и подмен любви

· Какие виды искажений и подмен любви существуют?

· В чем проявляется подмена духовных отношений т.н. «душевностью»?

· Почему деятельность воображения представляет опасность для религиозной жизни?

· Какие искажения возможны в отношении к священникам?

· Чем пристрастие отличается от истинной любви?

· В чем проявляется «собственничество» в любви?

· Какие искажения встречаются и в любви к «дальним» без любви к «ближним»?

· Как сказывается на любви эгоизм?

· Которая из двух заповедей любви должна стоять на первом плане и почему?

Блж. Августин

Аврелий Августин (Aurelius Augustinius) (354-430) – виднейший латинский богослов и философ, один из великих западных отцов Церкви. Он родился в Северной Африке в небогатой провинциальной семье, в молодости испытал влияние матери — христианки, но долгое время оставался безразличным к религии. Пережил увлечение манихейством, затем – скептицизмом. В Милане он слушал проповеди свт. Амвросия Медиоланского, начал изучать послания ап. Павла. На Пасху 387 г. Августин принял Крещение от свт. Амвросия. Вскоре он вернулся в Северную Африку, стал пресвитером, а затем – епископом г. Гиппон Регий.

Если на Востоке было множество крупных богословов, то на Западе Августин не имел себе равных, и его учение определяло ход развития латинской богословской мысли вплоть до появления средневековой схоластики. В ряду моральных проблем Августин выделял два основных вопроса: каким должен быть человек и насколько это в его силах. В отношении к этим вопросам взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. Первоначально он полагал, что человек обладает свободной волей и способен выбирать между добром и злом. Затем он приходит к мысли о том, что человек, «великая бездна», слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Постепенно у Августина начинает складываться концепция предопределения. Эта концепция окончательно сформировалась в период написания им антипелагианских трактатов («О благодати и свободном произволении», «О предопределении святых»). Спор с Пелагием сводился к определению отношения божественной благодати к человеческой природе и свободе. Согласно Пелагию, главным фактором спасения выступает свободная человеческая личность, которая воссоединяется с Богом по независимому почину своей воли, т.е. фактически, человек спасает себя сам, без действия благодати Божией. Августин, осуждая пелагианство, приходит к отказу от свободы воли. Он говорит о том, что Бог создал человека праведным и с волей, способной к добру и к злу. Адам и Ева могли не грешить (posse non peccare).

Но после грехопадения Адама воля человека стала способна только на зло (non posse non peccare). Если у людей и сохранилось свободное произволение, то лишь по отношению к греховным действиям, и теперь люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Люди не способны постичь, по каким основаниям совершается это предопределение к спасению, но они должны верить в справедливость решений Бога и всегда славить Его. В этой концепции духовная работа человеческой личности практически не имеет никакого значения. Согласно Августину, даже усвоение плодов искупительной жертвы Христа зависит не от человека, ибо и саму веру во Христа, и исполнение Его заповедей, и добрые дела следует приписывать только милости Бога. Сотериологическое учение блж. Августина характеризуется непоследовательностью. Он утверждает, что сила благодати, как проявление всемогущей воли Божией, действует на человека непреодолимо. В то же время это непреодолимое действие благодати не уничтожает свободу человека, потому что, по мнению Августина, в падшем состоянии человек вовсе ее не имеет: напротив, благодать восстанавливает истинную человеческую свободу, разрешая лишь узы греха, которыми человек связан в обычном состоянии. При этом у Августина можно найти множество высказываний, не укладывающихся в концепцию предопределения. В православном учении о спасении противоречие между свободой и ответственностью человека за свои поступки и его спасением по благодати Божией снимается в понятии синергии между человеческой и Божественной волей. Августин же отступает от христианского идеала, согласно которому во Христе человек примиряется с Богом, свобода – с благодатью.

Хотя православное богословие критически относится к некоторым аспектам учения блж. Августина, Православная Церковь всегда признавала его святость и авторитет.

Память блаженного Августина, епископа Иппонийского, празднуется 15/28 июня.

Протоиерей Владислав Свешников: «Благодарен всегда и всем»

29.08.2016

Праздник Успения Божией Матери для прихожан храма Трех святителей на Кулишках – всегда двойная радость. Конечно, торжество Богородицы над смертью превыше всего, тем не менее, у прихода есть дополнительный повод для ликования: в этот день в Калинине (советское название города Тверь) состоялась хиротония настоятеля протоиерея Владислава Свешникова. Рукополагал его ровно 40 лет назад епископ Калининский и Кашинский Гермоген (Орехов).

Поздравить любимого батюшку приехала и его паства из храма Казанской иконы Божией Матери в Троицке, где находится второй приход отца Владислава. Несмотря на то, что накануне он по традиции ездил туда служить, многие сочли необходимым причащаться с ним из одной чаши в самый день торжества. Пришла и семья батьюшки: матушка Наталья, дети, внуки и внучка – младенец Агния.

Поздравляя настоятеля бывший прихожанин храма Трех святителей, а ныне священник Троицкого храма отец Кирилл Слепян признался: «Не могу даже себе представить, что это такое – 40 лет служения. И что может произойти в жизни священника за 40 лет.

Но одно мне, безусловно, понятно: наши жизни – это плоды трудов отца Владислава».

Второй священник прихода отец Александр Прокопчук сказал слова искренней благодарности и признательности за десятилетия совместного служения. «В эти годы, несмотря на вполне понятные и неизбежные трудности служения в центре Москвы, для меня все было прекрасно, – подчеркнул он. – И ничего другого я для себя ничего не хотел бы иметь, кроме служения у престола здесь, вместе с отцом Владиславом».

Одна из старейших прихожанок Елена Новикова вспомнила разговор пятнадцатилетней давности со своим новообращенным другом, который, познакомившись с отцом Владиславом, сказал: «Я раньше думал, что таких священников не бывает. А теперь знаю, что они есть».

Средняя дочь батюшки Татьяна призналась, что ей «хорошо быть поповной» И что многие друзья так и зовут ее «поповна», иногда не подозревая о корнях этого «прозвища».

Ответить всем, кто пришел поздравить его с сорокалетием служения, протоиерей Владислав решил словами стихотворения «Благодарность» Иосифа Бродского: «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». И от себя лично добавил: «Я хотел бы, чтобы у меня так было всегда и ко всем».

Михаил СВЕШНИКОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *